Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская Экономическая Академия имени Г.В. Плеханова»Факультет «Инженерно-экономический» Кафедра «Торгово-технологическое оборудование»АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ОПД.Р02 МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА» (Авторская программа)(специалист) образовательная ступень Москва, 2008 ^ Организационно-методический разделЦели дисциплины.Целью дисциплины “Метрологическое обеспечение производства» является приобретение студентами знаний в области измерений физических величин, характеризующих основные технологические процессы на оборудовании отрасли. ^ Учебные задачи дисциплины. Учебной задачей дисциплины «Метрологическое обеспечение производства» является формирование у студентов «логического мостика» между общеинженерными теоретическими дисциплинами и профильными дисциплинами данной специальности.Задачи дисциплины: изучение теоретических основ принципов измерений основных физических величин; практическое освоение способов и методов измерений; практическое изучение современного измерительного оборудования; освоение на практике методов обработки экспериментальных данных; ознакомление студентов с основами планирования экспериментов и базовыми принципами оптимизации исследований.Методы преподавания дисциплины. Процесс преподавания дисциплины «Метрологическое обеспечение производства» предполагает использование следующих методов: лекции; лабораторные работы; расчетно-графическая работа; самостоятельная работа студентов; индивидуальные консультации по дисциплине; предзачетная консультация.Лекции. Чтение лекций, иллюстрированных большим количеством материала, выносимым преподавателем на доску – формулы, графики, схемы, технические характеристики. При наличии мультимедийного оборудования – сопровождение чтений лекций дополнительным наглядным материалам в виде презентаций с использованием стандартного пакета программ «MS PowerPoint».^ Лабораторные работы. Проводятся на действующих лабораторных стендах, позволяющих в аудиторных условиях имитировать работу приборов и оборудования, максимально приближенных к реальным условиям.Условием завершения лабораторной работы является ее защита, представляющая собой коллективное обсуждение (группой студентов, совместно выполнявших данную лабораторную работу) результатов работы, теоретического обоснования (принципа действия прибора, оборудования) и возможного практического применения. Защите лабораторной работы предшествует, как правило, самостоятельная подготовка студентов по теме лабораторной работы.^ Расчетно-графическая работа. Выполнение индивидуального задания каждым студентом, имеющее цель закрепить знания, полученные в процессе изучения дисциплины. Задание на расчетно-графическую работу может формироваться преподавателем вручную или с использованием оригинального программного обеспечения «РГР-МОП» (автор – проф. Стрельцов А.Н.). При использовании программы «РГР-МОП» одновременно с заданием формируется бланк выдачи заданий и бланк ответов, позволяющий упростить преподавателю процедуру проверки правильности выполненной расчетно-графической работы. Условием выполнения расчетно-графической работы является ее защита. В процессе защиты каждый студент (индивидуально) объясняет результаты выполненной работы, включая теоретическое обоснование использованной математической модели и математического аппарата. Все задания иллюстрируются графическим материалом – графиками результатов обработки измерений случайных величин, графиками результатов обработки результатов измерений методом наименьших квадратичных отклонений.^ Самостоятельная работа студентов. Предусматривает подготовку студентов к проведению и защите лабораторных работа также к выполнению расчетно-графической работы. Материалом для самостоятельной работы студентов служат лекции по дисциплине и рекомендованные учебники. Дополнительно могут использоваться лекции дисциплин, предшествующих изучению дисциплины «Метрологическое обеспечение производства», таких как: Высшая математика, Теория вероятностей, Физика, химия, Теплотехника, Сопротивление материалов, Детали машин, Гидравлика, Электротехника и др.Допускается вынесение отдельных разделов дисциплины на самостоятельное изучение студентами. Как правило, это разделы, аналогичные или похожие на рассмотренные в лекционном курсе.Помимо рекомендованной учебной литературы (учебники, методические пособия, справочная литература), студенты могут использовать любые учебники, содержащие разделы, касающиеся физических принципов измерений и обработки результатов измерений.^ Индивидуальные и предзачетные консультации. Предполагают индивидуальные или групповые консультации по материалу (или разделу дисциплины), вызывающему затруднения в освоении.К индивидуальным относятся консультации по порядку выполнения и оформления лабораторных работ, а также консультации по выполнению расчетно-графической работы.Предзачетная консультация проводится для всей учебной группы студентов непосредственно перед зачетом и имеет целю разъяснения студентам разделов дисциплины, представляющих проблемы при подготовке к зачету.^ Место курса среди других дисциплин учебного плана. Данная дисциплина предназначена для изучения студентами 3-го курса инженерно-экономического факультета, обучающимися по специальности «Машины и аппараты пищевых производств. Оборудования предприятий торговли и общественного питания».Для изучения данной дисциплины студенты должны обладать и уметь на практике использовать знания, полученные при изучении следующих дисциплин:высшая математика (разделы – теория вероятностей, системы линейных уравнений, дифференциальное и интегральное исчисления);физика (механика, теплота, молекулярная физика);теплотехника и термодинамика;гидравлика (статика и динамика);электротехника;сопротивление материалов (закон Гука);детали машин;химия (физическая химия, реология);Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Умение оценить погрешность измерений, выбрать измерительные приборы и сертифицировать приборный парк и все предприятие для осуществления производственной деятельности.Цель дисциплины является также ознакомление студентов с принципами и средствами измерений, принципами действия основных измерительных приборов, методиками обработки результатов экспериментальных исследований и постановки эксперимента, а также приобретение студентами практических навыков работы с измерительным оборудованием и техникой эксперимента. В соответствии с требованиями к уровню освоения содержания дисциплины:Специалист должен знать:основные способы оценок погрешностей измерений;классификацию методов и способов измерений, классификацию средств измерений;способы обработки результатов экспериментального исследования;физические принципы и основные приборы для измерения физических величин (температуры, давления, расхода, уровня и др.);планирование экспериментального исследования, принципы оптимизации данного процесса;основные понятия по стандартизации и сертификации;основную правовую и нормативную документацию по стандартизации и сертификации;способы, методы и органы сертификации товаров и услуг.Специалист должен уметь:организовать процесс измерения главных параметров технологических процессов на предприятиях отрасли;грамотно осуществлять подбор измерительных приборов и оценивать погрешность измерений;уметь рационально провести эксперимент и наметить пути по оптимизации технологического процесса;подготовить предприятие для проведения процедуры сертификации.^ Формы контроля. Текущий контроль освоения студентами дисциплины «Метрологическое обеспечение производства» осуществляется лектором или преподавателем, ведущим лабораторный практикум. К формам текущего контроля относятся защиты лабораторных работ и защиты расчетно-графической работы. Тематика лабораторных работ и разделы расчетно-графической работы являются разделами теоретического курса и требуют определенной подготовки при защите.Итоговый контроль осуществляется в виде зачета по дисциплине. Зачет проводится в форме собеседования.^ Содержание программы учебной дисциплины «Метрологическое обеспечение производства».Объем дисциплины и виды учебной работы. Вид учебной работы Всего часов Семестры 5 6 7 8 Общая трудоемкость дисциплины 90 90 Аудиторные занятия 36 36 Лекции 20 20 Практические занятия (ПЗ) Семинары (С) Лабораторные работы (ЛР) 16 16 и (или) другие виды аудиторных занятий Самостоятельная работа 15 15 Курсовой проект (работа) Расчетно-графические работы 3 3 Реферат и (или) другие виды самостоятельной работы Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Зачет Зач ^ Распределение учебной нагрузки по темам №п/п Темы дисциплины Лекций, час ПЗ РГР, час ЛР, час С/Р, час 1 Основы метрологии 6 1 2 2 Измерения физических величин 10 1 16 2 3 Планирование и оптимизация 2 1 3 4 Основы стандартизации и сертификации 2 10 ^ ИТОГО: 20 3 16 15Содержание разделов дисциплины NN п/п Содержание лекции Кол-во часов 1 1. Роль метрологического обеспечения производства. Цели и задачи курса. Измерения: виды, методы, средства. 2 2 Оценка и учет погрешностей при технических измерениях. Классы точности. Достоверность результатов измерений. Математическая обработка результатов измерений. Метод наименьших квадратов. 2 3 Измерение массы. Принципы и способы измерения. Математические модели измерительных устройств. 2 4 Измерение температур. Термометры расширения, дилатометрические, биметаллические. Термоэлектрические преобразователи. Термометры сопротивления. 2 5 Приборы для измерения температур. Классы точности. Измерительные преобразователи. 2 6 Измерение давлений, разности давлений и разрежений. Жидкостные приборы давления. Приборы давления с упругими элементами. Дифференциальные манометры. 2 7 Измерение расхода и количества жидких, газообразных и сыпучих тел. Измерение частоты вращения. Принцип действия тензометрических датчиков. Измерение напряжений и деформаций. 2 8 Измерение газового состава. Измерение влажности воздуха. Измерение структурно-механических и реологических свойств пищевых продуктов. 2 9 Основы планирования и организации проведения метрологического обеспечения производства. Планирование и последовательность проведения измерений. Полнофакторное и дробнофактоное исследования. Методы координатного поиска и градиентного спуска. Применение микропроцессоров в измерительном оборудовании. 2 10 Основы стандартизации и сертификации.Стандартизация систем управления качеством, стандартизация услуг. Сертификация товаров и услуг. Международные организации стандартизации и сертификации. 2 ИТОГО: 20 часовУчебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература.а) основная литература: Преображенский В.П. Теплотехнические измерения и приборы. М., Энергия, 1978г., с.703 Сергеев А.Г., Крохин В.В. Метрология. М., «Логос», 2002г., с.407 Горбатов А.В. и др. Стуктурно-механические характеристики пищевых продуктов. Справочник. М., Легкая и пищевая промышленность, 1982г.б) дополнительная литература: Куликовский К.Л., Купер В.Я. Методы и средства измерений. М., Энергоатомиздат, 1986г, с.448 Гаузнер Р.О. и др. Измерение массы, объема и плотности., М, Изд-во стандартов, 1972г. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М., «Аудит», Издательское объединение «Юнити», 1998г. Средства обеспечения освоения дисциплины «Консультант +» – комплекс программного обеспечения по правовым вопросам метрологии, стандартизации и сертификации (сетевая лицензионная версия данного программного продукта имеется в Академии); «Гарант» – правовая система, доступная on-line; Веб-сайт Российского информационного агентства «Стандарты и качество» - www.std.ru/ Программа «РГР-МОП» по дисциплине «Метрологическое обеспечение производства». Автор – Стрельцов А.Н. Материально-техническое обеспечение дисциплины.Лабораторные стенды: Тарировка приборов для измерения расхода газообразных и жидких сред. Приборы и методы контроля скорости воздушного потока. Исследование адгезионных свойств растворов. Комплект приборов для измерения относительной влажности воздуха.Программу составил: Стрельцов Александр Николаевич, профессор каф. «Торгово-технологическое оборудование»Зав. кафедрой ТТО Ботов М.И.