АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КБ «СТРОЙИНВЕСТ»СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ивашкевич В.Б., проф., д.э.н. Управленческий учёт в информационной системе предприятия. журнал «Бухгалтерский учёт» №4 1999. Шуремов Е., проф., д.э.н. Фин. Академия при Правительстве РФ. «Экономика и жизнь» №15 апрель 1999. Шуремов Е., проф., д.э.н Компьютерный учёт и консолидированная отчётность. Фин. Академия при Правительстве РФ. «Экономика и жизнь» №15 апрель 1999. Ларин М., академик ВНИИДАД Проблемы совершенствования документационного обеспечения управления в современных условиях.. «Экономика и жизнь» №14 апрель 1999. Гамидов Г. М. “Банковское и кредитное дело” – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995 Липис А. и др. “Электронная система денежных расчетов” – М.: Финансы и статистика, 1994. Рожнов В. С., Бегоцкая Г. К. “Автоматизированные системы обработки финансово-кредитной информации” – М.: Финансы и статистика, 1995. Уткин Э. А. “Банковский маркетинг” – М.: ИНФО-М, Метаинформ, 1994. Фельдман А. А. “Бухгалтерский учет на фондовом рынке” – М.: ИНФРА-М, 1994СОДЕРЖАНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….………………2 СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………………….…..3 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….…….4 I. Раздел. КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК «СТРОЙИНВЕСТ»…………………………….…5 1.1. Миссия, задачи, цели………………………………………………………………….…5 1.2. Автоматизированная банковская система (АБС) «Сатурн»………………….…..5 1.3. Понятие банковской информационной системы (БИС)………………………..….8 II. Раздел. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТООБОРОТА…………………………………………………………………..…10 2.1. Структура управления КБ «Стройинвест» ……………………………….…………11 2.2. Банковские технологии и документооборот……………………………………..….15 III. Раздел. РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………….…….23 3.1. Решение по кредитованию и дальнейшему обслуживанию кредита………………………………………………………………………………..………..23 ВЫВОДЫ НА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ КБ «СТРОЙИНВЕСТ»……………………………………………………………………..…….26 ВВЕДЕНИЕ Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования. Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексные методы. Двумя самыми важными тенденциями современности можно считать рост глобализации бизнеса и увеличение возможностей компьютерных технологий. Обслуживающие компании, включая банки, которые выполняя бухгалтерский учет и отчетность, также вынуждены “шагать по земному шару”, чтобы лучше обслуживать своих клиентов, если они функционируют во всем мире. Например, Всемирный Банк, Internet, SWIFT. Постоянный прогресс в развитии ЭВМ и технических средства связи существенно изменили методы принятия решений по финансовым вопросам. Для принятия правильных решений по финансовым вопросам, компании создают единую информационную сеть в масштабах своего предприятия (локальные ИС), подключаться к корпоративным сетям, глобальным. Например, глобальная сеть – SWIFT. Интегрированная БИС представляет собой единый программно-технологический комплекс, являющийся средством ускорения освоения, возвратности и сбалансированности ресурсов, контролируемых по заданным условиям финансирования и кредитования. Интегрированная БИС охватывает совокупность банковских задач не фрагментарно, а комплексно, отражая всю сложность их взаимосвязей. Это такой комплекс программ, которому присущи свойства сложной системы: сложность иерархической структуры; множественность функциональных целей; динамичность в работе при обеспечении управления процессами, носящими вероятностный характер; многофункциональность. Поэтому при разработке интегрированных БИС требуется проанализировать большое количество влияющих на их структуру и содержание факторов: общие характеристики банка, ближние и дальние цели и стратегические направления его развития; особенности сложившейся структуры управления; общие принципы построения банковской технологии; ожидаемая архитектура системы и состав функций, подлежащих автоматизации; объем входной и выходной информации, количество входных документов; требования к информационной безопасности.^ I. Раздел. КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК «СТРОЙИНВЕСТ» 1.1. Миссия, задачи, цели. Коммерческий банк «Стройинвест» организован в 1988 году. Находиться банк в Москве, Западный административный округ, Заречная улица, дом 15. Банк имеет 16 отделений и филиалов в России и 5 за рубежом. Коммерческий банк «Стройинвест» призван осуществлять банковскую деятельность. Основной миссией Коммерческого банка «Стройинвест» является - функционально из узко-профильного банка, ориентированного на работу с населением, превратиться в мощную банковскую систему с полным спектром банковских услуг. Одной из целей и задач является - многие годы работы коммерческого банка «Стройинвест» с населением всей страны сформировать в четко отлаженные технологии документооборота, контроля, защиты и т.д. ^ 1.2. Автоматизированная банковская система (АБС) «Сатурн». Определяющей особенностью АБС "Сатурн" является то, что она с самого начала была спроектирована под технологию Сберегательного банка. Эта технология используется и в Коммерческом банке «Стройинвест», который функционально из узко-профильного банка, ориентированного на работу с населением, превратился в мощную банковскую систему с полным спектром банковских услуг. Тем не менее, многие годы работы коммерческого банка «Стройинвест» с населением всей страны сформировались в четко отлаженные технологии документооборота, контроля, защиты и т.д. Правильнее было бы назвать "Сатурн" не АБС, а САОБ - системой автоматизации отделений банка, потому что здесь практикуются такие механизмы, как специализированная бухгалтерия коммунальных платежей, расчет пенсий, глубокий последующий контроль, кладовая, специфические системы отчетности, обилие видов вкладов с агрегированием неподвижных и многие другие технологии. Это тот самый многолетний опыт "работы с населением". Он автоматизирован в "Сатурне". Сам КБ «Стройинвест» построен по иерархическому принципу и некоторые функции выполняются на уровне территориальных банков, отделений банка. Также есть автоматизированные технологии, общие для всех отделений банка по стране и обычно взаимосвязанные, типа учета векселей, внутреннего клиринга банка, консолидированного баланса территориальных банков, единая система "Банк-Клиент". С точки зрения организационной и функциональной типичное отделение можно разбить на 3 уровня : Операционный контроля, консолидации и отчетности управления и принятия решений Ограничения обусловлены убежденностью разработчиков, что на уровне ядра "Сатурна", то есть программных подсистем, необходима реализация только первого и частично второго уровня. Автоматизацию третьего уровня и части второго эффективнее и гибче проводить посредством специализированных приложений типа систем поддержки принятия решений, средств генерации отчетов, специально сделанных программ третьих фирм. Например, отчетность ЦБ РФ, анализ экономических показателей отделения и т.д. Обеспечение наращиваемости АБС интегрированной системы достигается в нескольких разрезах, отражающих разные способы развития отделений банка «Стройинвест»: при увеличении количества операций и/или функций в отделении, и, соответственно этому, рост количества рабочих мест в локальной сети и объема обрабатываемой информации, выполняется, в зависимости от увеличения нагрузки: установка дополнительных серверов баз данных и/или серверов приложений смена аппаратной платформы сервера (серверов) (теоретически более 200 платформ) передача некоторых функций филиалам увеличение количества филиалов вследствие распределенной обработки информации в "Сатурн" практически не ограничено. для присоединения отделений (преобразования их в "универсальные" филиалы) в "Сатурне" разработана специальная технология. Операционные системы сами по себе обладают наиболее мощным штатным набором средств, обеспечивающих надежность и безотказность «Сатурна». В реальной жизни невозможен переход на "Сатурн" в день, работа отделения и филиалов не должна останавливаться ни на минуту. Поэтому применяется итерационный подход с подключением в локальную сеть сервера с установленным "Сатурном" и постепенный перевод на новую систему рабочих мест и создание новых. Сердцем "Сатурна" является набор прикладных программных средств, реализованный на языке 4GL и условно названный "ядром". В сочетании с "кольцами" этот набор и дает интегрированную банковскую систему 5-го поколения, работающую в полной идеологии "клиент-сервер" и использующую распределенные базы данных. Каждая как атомарная, так и агрегированная банковская операция авторизована, имеет свой "тег", доступна к обработке всеми имеющими разрешение функциями и автоматически попадает в консолидированный баланс банка, пройдя все уровни банковского контроля. Ядро АБС "Сатурн" состоит из функциональных подсистем или комплексов, работающих на общем поле нормативно-справочной информации и операций, а также по единым принципам безопасности и администрирования. В блок технологической поддержки можно выделить подсистему ведения нормативно-справочной информации, монитор администрирования и подсистему компьютерного аудита. Функционально подсистемы из этого блока обеспечивают непротиворечивость, целостность и единство информации, общей для всех подсистем, распределение прав доступа к данным и функциям всем категориям пользователей банка от контролера до управляющего, а также несколько категорий внешних проверок на уровне ревизора по всем функциональным подсистемам отделения банка. В блок юридических лиц условно отнесены подсистемы расчетно-кассового обслуживания, кредитования. В них полностью реализованы все имеющиеся в КБ «Стройинвест» операции с расчетными, текущими, кредитными счетами организаций любой формы собственности, реализована в полном объеме отчетность перед территориальным банком, встроены типовые информационно-аналитические выборки. В блоке физических лиц сосредоточены подсистемы работы с вкладами населения, ценностями. Это самый объемный по количеству совершаемых операций и обилию разнообразных функций и граничных условий блок. К нему условно можно отнести и контроль 3 уровня - последующий контроль вкладных операций, общий контроль операционных дневников и приложений филиалов (отчетник). Блок бухгалтерского учета - условно выделенный набор подсистем, поддерживающий верхние уровни банковского бухгалтерского учета, а также модули типовых бухгалтерских операций банка как предприятия - расчет заработной платы, учет основных средств, материалов и МБП. Этот учет практически никакими особенностями от обыкновенного предприятия не отличается. Подсистема ведения корреспондентских счетов банка и подсистема баланс - комплексы, агрегирующие результаты всех оперативных подсистем для анализа, контроля и отчетности, а также связи с территориальным банком и Центробанком. Подсистемы этого блока поддерживают немаловажное свойство "Сатурна" вводить в базу данных дебетовые или кредитовые проводки, не связанные с определенными операциями, а также проводки, связанные с операциями, для которых еще не существует специализированных модулей (например, ипотечное кредитование). В блок специального назначения можно отнести подсистемы, обеспечивающие организационную структуру именно КБ «Стройинвест», такие как подсистема "Кладовая" с разнообразнейшим набором функций, и, напрямую не свойственные банковской системе.^ 1.3. Понятие банковской информационной системы (БИС). Проектирование функциональной части ЭИС связано с решением стратегического вопроса о выборе критерия выделения ее подсистем - одной из проблем, которая существовала на протяжении всей истории автоматизации организационно-экономических объектов и осталась актуальной в настоящее время. Изучение структуры и функций любой системы основывается на ее анализе и дальнейшем синтезе. И если цель анализа - изучение закономерностей функционирования системы при существующей структуре, то задача синтеза - проектирование и подбор такой структуры, которая реализовывала бы заданные ей функции. Из теории сложных систем известно, что всякую сложную систему можно разложить на некоторые подсистемы с различной глубиной детализации. Традиционно под функциональной подсистемой понимается некоторая часть общей системы управления, выделенная в соответствии с общностью функциональных признаков управления. Учет и контроль в банке представлены операционным и бухгалтерским учетом, которые тесно связаны между собой, поскольку аналитический уровень отражен в банковском учете лицевыми счетами, а каждый лицевой счет находится под определенным балансовым. В связи с тем, что каждый рабочий день заканчивается формированием баланса, проводки, изменяющие состояние лицевых счетов, немедленно отражаются на синтетических счетах и балансе. Статистический учет позволяет собрать сведения об изменении отдельных показателей за длительный период. Анализ представляет собой функцию управления, которая позволяет распознать сложившуюся экономическую ситуацию как внутри, так и вне банка. В крупных банках существуют два независимых отдела, один из которых обеспечивает анализ внутреннего состояния банка, а другой анализирует внешнюю среду. Планирование, основываясь на данных анализа, подготавливает возможные решения для выхода из сложившейся ситуации и достижения поставленных целей. При этом планирование внешних взаимодействий и планирование внутреннего состояния банка взаимосвязаны, хотя структурно они разделены и реализуются частично в процессе маркетинга (департамент маркетинга и развития банка), частично в отделе планирования (департамент экономического управления). В реальных условиях разработки интегрированных БИС в качестве основного признака функция управления самостоятельно не используется, а лишь дополняет другие. Более распространенным признаком декомпозиции в практике является объект управления. Подготовленные на этапе планирования решения реализуются в рамках функции регулирования. В зависимости от уровня цели можно говорить о горизонтах управления. Существуют понятия стратегических и тактических целей. Оба эти понятия в известной мере условны, поскольку тактические цели, например, правления банка могут являться стратегическими для другого уровня управления, например кредитного отдела. Но тем не менее для банковской сферы можно разделить цели, а следовательно, и фазы управления по длительности периода управления на оперативные (один рабочий день), текущие (месяц, квартал) и перспективные (год). Таким образом, можно говорить об оперативном, текущем и статистическом учете, планировании и анализе. Однако следует отметить, что анализ не существует сам по себе и служит подготовительной фазой для планирования и информационно базируется на учетных данных, отражающих фактическое состояние системы. Объектам управления в банке может служить как деятельность подразделения или одного сотрудника, так и отдельная банковская операция, состоящая из ряда технологических этапов.^ II. Раздел. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТООБОРОТА. Структура системы управления банком может быть организована разными способами, что зависит в значительной мере от размеров банка, числа видов оказываемых услуг, количества клиентов и операций, выполняемых банком. Наиболее простая структура управления линейная, когда правлению банка непосредственно подчинены отделы. Это дает возможность обеспечить эффективное прямое управление банком и очевидную, ясную и обозримую структуру. При этом основная управленческая нагрузка предполагает разделение функций управления между правлением и руководителями подразделений. Более сложной является штабная организация, при которой правлению подчинены департаменты, объединяющие отделы по принципу однотипности выполняемых управленче- ских функций. Например, департамент маркетинга, департамент валютных операций и др. Разделение управленческих функций между штабами происходит на верхнем уровне. При такой организации появляется возможность, с одной стороны, распределить управленческие проблемы между большим числом специалистов, с другой стороны, углубить специализацию сотрудников и, таким образом, повысить качество управления. Еще более сложной является линейно-штабная управленческая структура, при которой отделы, обеспечивающие выполнение депозитных, кредитных, инвестиционных и других операций, подчинены управлениям промежуточного уровня, обслуживающим различные группы юридических и физических лиц, которые сами могут устанавливать свои локальные цели, подчиненные, однако, глобальным управленческим целям банка. К последним могут относиться:. получение максимального дохода при допустимом риске, повышение собственной ликвидности и др. В то же время при такой структуре могут сохраняться элементы управления, выделенные по принципу однотипности выполняемых управленческих функций. Такая система организации усложняет и удорожает управление, но повышает уровень его качества. Примером структуры управления КБ «Стройинвест» может служить структура, представленная на рис.1.^ 2.1. Структура управления КБ «Стройинвест. Правление КБ является высшим органом банка, который осуществляет стратегическое управление: определяет траекторные цели и политику банка на основе данных экономического анализа и данных бухгалтерской отчетности; доводит их до департаментов для дальнейшей детализации и исполнения соответствующим отделам; осуществляет общий контроль проводимой банком политики, пересматривает ее при изменении экономической ситуации, а также контролирует состояние банковского портфеля. Правление создает комитеты, которые обеспечивают поддержку стратегического ^ Рисунок 1 . Организационная структура коммерческого банка «Стройинвест» руководства банком, координируют работу различных отделов системы управления. В зависимости от величины банка и его потребностей в России, как правило, создаются комитеты, возглавляемые членами правления: кредитный, ревизионный, исполнительный, доверительных операций и др.^ Кредитный комитет дает заключения по всем случаям кредитования или превышения установленных лимитов, а также по их определению. Он вырабатывает рекомендации по величине ссудных процентных ставок и структуре кредитов по срокам и видам.^ Ревизионный комитет обеспечивает регулярные внутренние аудиторские проверки либо своими силами; либо с привлечением внешних аудиторов.Исполнительный комитет обеспечивает проведение экономического анализа (выполнение целей банка, прибыльности, ликвидности и др.), оценку деятельности банка, в процессе которой анализируются основные экономические показатели и отслеживается выполнение траекторных целей. В банках с большим числом доверительных операций может создаваться комитет доверительных операций.^ Департамент развития и маркетинга банка, как правило, включает два отдела.Отдел развития обеспечивает анализ внешней ситуации и, согласовав его с оценкой внутренней ситуации в банке, подготавливает возможные направления политики банка и продвижения его услуг на рынок. Эти решения должны согласовываться с генеральными целями, утвержденными правлением банка.^ Отдел маркетинга осуществляет оценку конъюнктуры рынка банковских услуг, анализирует соответствие номенклатуры, качества и цены собственных услуг уровню рынка, продвигает свои услуги на рынок, вырабатывая для этого рекламную политику. Этот отдел обеспечивает связь с клиентурой и с общественностью. В развитом обществе существенным является не только объем и качество оказываемых услуг, но и соответствие принятым нормам (поддержка науки, искусства, внимание к окружающей среде). Отдел, с одной стороны, информирует руководство банка обо всех важных событиях вне банка, с другой стороны, объясняет общественности цели банка, его стратегию.^ Департамент экономического управления обеспечивает тактическое управление и включает планово-аналитический отдел и отдел управления ликвидностью. Тактический уровень управления необходим для детализации стратегических целей до уровня мероприятий и отслеживания их в дальнейшем как целей, носящих траекторный характер. Отдел управления ликвидностью осуществляет расчет показателей ликвидности банка, их факторный анализ и ежедневный контроль. Планово-аналитический отдел, изучая внутренние банковские показатели, устанавливает планы сбыта (например, число открываемых новых счетов), финансовый план, планирует внутренние мероприятия. Отдел рассчитывает ожидаемую сумму пассивов и решает задачу их эффективного размещения. Проводятся анализ структуры активов и пассивов банка по группам и оценка эффективности соотношения между ними. При этом должно соблюдаться «золотое правило»: длинные кредиты должны покрываться длинными депозитами и т.д.^ Департамент кредитив - депозитных операций включает кредитный, депозитный и фондовый отделы. Кредитный и фондовый отделы дополняют друг друга, не только выполняя принятую стратегию банка в кредитной и инвестиционной политике, но и оперативно реагируя на тре- бования, выдвигаемые сложившейся экономической ситуацией на рынке капитала. Например, в период экономического роста объем ссуд увеличивается, а портфель ценных бумаг сокращается; в периоды низкого спроса на ссуды картина меняется.^ Функции кредитного и депозитного отделов, несмотря на принципиально разное содержание их операций, по форме очень близки. Сходство функций выражается в необходимости выполнения весьма трудоемких работ по проверке и соблюдению целого ряда формально-правовых принципов кредитования, которые должны соблюдаться как кредиторами, так и заемщиками. В любом случае, как и при выполнении большинства услуг банка, взаимоотношения клиента и банка регулируются договором, который они заключают. Проверка кредитоспособности является предпосылкой для всех других действий банка по отношению к ссудозаемщику, т.е. осуществляются анализ возможности обеспечения выплаты кредита и своевременность взносов, процентов и других платежей физическим и юридическим лицом. Эта проверка требует анализа баланса заемщика, ликвидности залога, ежегодного финансового отчета и ряда других регистров, содержащих показатели работы предприятия.^ Департамент операционно-учетных работ (ОУР) реализует весь комплекс задач по открытию и закрытию лицевых счетов, выполнению кассовых операций, ведению лицевых счетов, выполнению расчетов по поручению каждого клиента, ведению межбанковских операций, ведению бухгалтерского учета на синтетическом уровне и составлению отчетности, которая используется как самим банком (ревизия и контроллинг), так и учреждениями внешней среды (вышестоящие, налоговые и другие органы). Этот департамент выполняет следующие функции: расчет и распределение доходов и налогов между бюджетами; учет расчетно-платежных документов до наступления срока платежа и не оплаченных в срок; обеспечение правильных и своевременных расчетов между клиентами; начисление и списание процентов по текущим и расчетным счетам; учет ценностей и документов на внебалансовых счетах; учет срочных обязательств по ссудам; депонирование средств для выдачи чековых книжек, аккредитивов и акцептов платежных поручений; организация и контроль операций межфилиального оборота; . составление баланса. Реализация этих функций поддерживается работой соответствующих отделов.^ Операционный и бухгалтерский учет в банке взаимосвязаны гораздо более тесно, чем на промышленном предприятии, что обусловлено ежедневным составлением баланса и необходимостью поддержания в актуальном состоянии всех аналитических (лицевых) счетов. Назначение комплекса учетно-операционных работ: формирование полной информации о финансовом состоянии клиентов в реальном масштабе времени; ведение аналитического и синтетического учета по всем банковским операциям.^ Департамент административного управления обеспечивает работу отделов, создаваемых при дирекции (юридический отдел, отдел кадров, ревизионный и организационный отделы), и хозяйственно-управленческих отделов (отдел информационных технологий и др.), которые входят в обычный состав управленческой структуры любого предприятия и в данной работе не рассматриваются. В случае, если банк начинает выполнять новые операции (факторинговые, лизинговые, трастовые и др.), приведенная структура управления может быть соответствующим образом скорректирована. Состав операций, осуществляемых банком на рынке услуг, достаточно сильно влияет на структуру управления банком. Важнейшей функцией деятельности банка является привлечение средств из внешней среды и размещение их с максимальной доходностью и допустимым риском. При размещении временно свободных средств банк должен выполнять ряд требований, которые обеспечивали бы соблюдение необходимых нормативов, определенных ЦБ РФ и гарантирующих его, ликвидность.^ 2.2. Банковские технологии и документооборот. Несмотря на достаточно стабильную номенклатуру банковских услуг, их реализация в виде последовательности технологических этапов и приемов может различаться. Сравнивая работу различных банков и оценивая возможность автоматизации их деятельности, приходится констатировать практическое отсутствие унификации и стандартизации банковских технологий. Технологии выполнения одноименных банковских операций отличаются в различных банках, наблюдается несоответствие целей и функций для одноименных автоматизированных участков, разнообразие в технологии документирования одноименных операций, различие форм отчетности, периодичности их представления на разных участках управления в связи со специализацией работников. Это привело к появлению на рынке большого количества программных средств, обеспечивающих частичную автоматизацию банковской деятельности. Но со временем пестрота разработок БИС пошла на убыль, а наиболее эффективные системы стали интегрироваться и широко тиражироваться Многообразие оказываемых банком услуг и связанных с ними банковских технологий, особенности организации управления и отсутствие единой концепции автоматизации банковской деятельности обусловили появление на нашем рынке большого количества разнообразных банковских программных продуктов различных производителей. Анализ этих продуктов рынка показывает, что практическое выделение подсистем и задач в интегрированных БИС учитывает их группировку одновременно по трем признакам: управленческая структура, трансформация ресурсов и функции управления. При этом часть задач реализуется различными технологиями, распределяется между различными АРМ и не повторяется, а некоторые задачи становятся функционально избыточными и оформляются при разработке в виде некоторых универсальных технологий, структурно выполненных в форме перемещаемых блоков, одновременно присутствуя в нескольких АРМ и соответствующим образом настраиваясь. Мера функциональной избыточности определяется особенностями управленческой структуры, принятой в банке. В коммерческих банках структура управления и состав банковских операций оказывают решающее воздействие на структуру и содержание БИС. Постоянные изменения, происходящие в сфере деятельности банков и затрагивающие юридическую сферу, экономическую среду и банковские технологии, требуют от системы управления банком высокой степени адаптивности. БИС должны иметь гибкую структуру и быть открытыми системами, т.е. допускающими внесение необходимых изменений в модель в случае каких-либо перестроек в банковской сфере. Поэтому система должна быть ориентирована на автоматизацию управления банковской деятельностью, а не на конкретную задачу чистой автоматизации обработки банковской информации. Другими словами, система должна соблюдать принцип целевого характера управления и удовлетворять требованию открытости для легкого внесения изменений и наращивания функциональных ее возможностей по мере необходимости. К специальным требованиям, характерным для банковской сферы, относится прежде всего возможность отката на дату (контрольную точку) либо технологического отката через систему обратных проводок «красное сторно». При достижении исходной ситуации и ее фиксации сотрудники банка должны иметь возможность внесения изменений и возврата с автоматическим расчетом, закрытием и архивацией всех последующих дней. В связи с этим необходимо обеспечить одновременное сопровождение баз данных, хранящих результаты текущего и прошедшего операционных дней и осуществляющих долговременное хранение архивов. Другим требованием, которое теперь предъявляют банки к системам автоматизации своей деятельности, является блокирование ввода платежных документов, приводящих к дебетовому сальдо, чтобы исключить таким способом пополнение картотеки № 2. Если же такая ситуация не возникает и платежный документ не обладает некорректными реквизитами, банковская технология предполагает однократный ввод информации в систему и автоматическое формирование проводок по всем операциям. Это требование совпадает и с требованием разработчиков. Выполнение проводок и изменение лицевых счетов должны осуществляться в реальном масштабе времени. Работа с единой информационной базой позволяет автоматически распространять любые изменения всех взаимосвязанных частей базы при внесении изменений в любую ее часть. Система должна обеспечивать постоянное изменение состояния лицевых счетов и ежедневный пересчет остатков на них с учетом дневных изменений. Этот пересчет должен давать возможность накопления месячных, квартальных и годовых оборотов по счетам. Лицевые счета должны проходить анализ на ситуацию неоткрытый счет. Вновь открываемые счета получают автоматически присваиваемые номера. При необходимости клиент (при наличии системы клиент-банк) или сотрудник банка должен иметь возможность просмотра лицевого счета и оценки его динамики за заданный период. По характеру счетов БИС должна обеспечивать работу в мультивалютном режиме как с текущими и расчетными счетами, так и с различного рода депозитными, ссудными, контокоррентными и другими счетами, а также начислять различного рода проценты и комиссии. Использование в качестве опорной концепции разработки системы автоматизации банковской деятельности концепции АРМ как нельзя более соответствует применению целевого подхода в управлении. Определив основные цели сотрудника, можно сформулировать главные системные соглашения по использованию дискетной или сетевой технологии, выбрать необходимый инструментарий. Наличие во многих АРМ одноименных участков позволяет широко использовать перемещаемые блоки типа: расчет нормативных коэффициентов, оценка собственной ликвидности, заключение и ведение договоров и др. и использовать при этом объектно-ориентированный подход. Каждому объекту (лицевой счет, проводка, клиент) соответствует стандартный инструментарий (создание, контроль, корректировка, удаление, сортировка, поиск и др.), а также специфический инструментарий («красное сторно» для проводок, заключение оборотов или закрытие - для счетов и др.). Весьма актуальной проблемой сегодня остается обеспечение банковской безопасности. Ее решение может быть успешным только при комплексном подходе, который подразумевает разделение доступа к информации, к различным АРМ и к режимам в них. Таким образом, принципы разработки систем автоматизации банковской деятельности вытекают из подходов и требований, предъявляемых к программному продукту заказчиком (банком). Эти требования содержат в себе требование банка к системе в целом как к продукту, который будет обслуживать специфическую сферу ( банковское дело), а также специальные требования, отражающие специфику используемых в банке операций и технологий их выполнения. Следует запомнить. При проектировании интегрированных БИС необходимо учитывать требования банковской среды: возможность отката на определенную дату и технологического отката; однократный ввод информации; блокирование ввода платежных документов при дебетовых сальдо; выполнение проводок в реальном масштабе времени; анализ ситуации - открытый (закрытый) счет; информационная безопасность, а также общие требования разработки информационных систем: сокращение документооборота; автоматизация рутинных задач: адаптивность финансовых информационных систем (ФИС) (параметризованность); возможность расширения систем; единая информационная база; мобильность; ведение архив