Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровская государственная академия экономики и права»Кафедра налогов и налогообложения УТВЕРЖДАЮПервый проректор по учебной работе__________________ И. Б. Миронова«____» ___________ 2012 г. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) «Налогообложение физических лиц» (название дисциплины (модуля)по направлению (специальности) (080100.62) «Экономика» (шифр с кодом (62, 68, 65), наименование) профиль (специализация) «Налоги и налогообложение» очной формы обучения (очной/заочной)Хабаровск 20121. Цели и задачи дисциплины:1.1 Цели дисциплины: Целью дисциплины «Налогообложение физических лиц» является формирование у студентов систематизированных, углубленных знаний о системе налогов, уплачиваемых физическими лицами, ее развитии в России, путях ее совершенствования, а также навыков по их практическому применению.^ 1.2 Задачи курса: получение системы теоретических знаний о видах налогов и сборов с физических лиц; изучение современного состояния системы налогообложения физических лиц в России; освоение механизма исчисления и уплаты основных налогов и сборов, взимаемых с физических лиц на территории Российской Федерации; изучение налогов с физических лиц как системы, особенностей установления ставок, льгот и возможностей их рационального использования, изъятия в бюджет, опыта зарубежных стран в налогообложении и контроле за уплатой налогов. формирование четких представлений о налогообложении индивидуальных предпринимателей^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:Требования к входным знаниям по результатам освоения предшествующих дисциплин:Курс является дисциплиной из цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин по выбору, изучение которого способствует формированию у студентов комплексного подхода к изучению других профессиональных дисциплин вариативной части профиля «Налоги и налогообложение», подготовке студентов к углубленному и интегрированному их осмыслению. Для качественной подготовки бакалавров экономики по профилю «Налоги и налогообложение» необходимо иметь глубокие знания нормативных документов и актов, регламентирующих налогообложение физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Особое внимание уделяется основным принципам и особенностям построения системы налогообложения физических лиц в России и зарубежных странах, социально-экономическим и правовым предпосылкам развития налогообложения физических лиц. Для изучения курса «Налогообложение» необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения ряда дисциплин гуманитарного, социального и экономического и профессионального циклов, таких как «Налоги и налогообложение», «Макроэкономика», «Финансы». Знания, навыки и умения, полученные в ходе освоения дисциплины, тесно связаны и необходимы для дальнейшего изучения таких курсов профессионального цикла как «Налогообложение юридических лиц», «Налоговое администрирование», «Специальные налоговые режимы».^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:3.1 Общекультурные компетенции: — владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; — способность понимать и анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать возможное их развитие в будущем; — способность понимать движущие силы и закономерности экономических процессов, оценивать место и роль своей страны в современном экономическом пространстве; — способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; — способность находить решения и готовность нести за них ответственность; — способность к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; — способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, искать пути и средства развития достоинств и устранения недостатков; — готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; — осознание социальной значимости будущей профессии, мотивированность к выполнению профессиональной деятельности; — способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, осознавать потенциальные опасности и угрозы, этого процесса; — владение основными методами, способами и средствами получения и обработки информации, навыками работы с компьютером и в глобальных компьютерных сетях.^ 3.2 Профессиональные компетенции: — способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих степень организации и уровень развития налоговой системы Российской Федерации; — способность на основе типовых методик рассчитывать уровень налогообложения, характеризующий роль налогов в жизни общества, сопоставлять и анализировать уровень налогообложения в разных странах; — способность выполнять необходимые для сопоставлений и анализа расчеты, обосновывать их и соответствующим образом формулировать полученные результаты; — способность выбирать оптимальные инструментальные средства для анализа экономических показателей в соответствии с поставленной задачей и грамотно интерпретировать полученные результаты; — способность анализировать и интерпретировать налоговую информацию и налоговую статистику разных стран, выявлять тенденции их изменения и грамотно использовать полученные сведения; — способность, используя отечественные и зарубежные источники налоговой информации, к анализу необходимых данных и подготовке информационного обзора и (или) аналитического отчета; — способность критически оценивать возможные варианты решений практических задач в области налогообложения и налоговой политики, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом эффективности, рисков и возможных последствий.^ В результате изучения дисциплины студент должен:Знать: социально-экономическую сущность и предпосылки развития налогообложения физических лиц; перечень налогов и формы налогообложения физических лиц; основные принципы построения системы налогообложения физических лиц в России; действующий механизм исчисления и уплаты налогов с физических лиц; особенности построения систем налогообложения физических лиц в зарубежных странах; практическое применение различных видов налоговых льгот; тенденции и перспективы развития системы налогообложения физических лиц в России и за рубежом.Уметь: произвести рассчет основных налогов и сборов с физических лиц; оценить эффективность системы налогообложения физических лиц в России; правильно применить налоговое законодательство на практике; анализировать проблемы, возникающие при налогообложении физических лиц; оценить недостатки отдельных налогов с физических лиц, возможности их улучшения с учетом исторического опыта России и зарубежных стран с развитой рыночной экономикой; самостоятельно работать с законодательными и нормативными правовыми актами, а также литературными источниками, материалами периодических изданий и интернет-ресурсами в сфере налогообложения физических лиц.Владеть: знаниями о принципах расчета налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, основные термины теории финансов, бухгалтерского учета, налогового и гражданского законодательства. знаниями о методах и механизмах устранения международного двойного налогообложения физических лиц; знаниями и навыками по определению налоговых баз и исчислению налогов с физических лиц; приёмами систематизации и анализа налоговой статистики; приемами анализа типичных и сложных ситуаций при налогообложении физических лиц, в том числе связанных с порядком применения налоговых льгот и вычетов, применением мер ответственности к физическим лицам и налоговым агентам за нарушение налоговой дисциплины; практическими навыками работы с налоговым законодательством, заполнения и представления налоговой отчетности, как непосредственно физическими лицами, так и налоговыми агентами; приемами оценки эволюции системы налогообложения физических лиц, нахождение путей совершенствования налогового законодательства.^ 4. Объём дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего часов / зачётных единиц Семестры 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 1 2 3 4 5 6 7 8 ^ Аудиторские занятия (всего), в том числе 144 144 Лекции 24 24 Практические занятия (ПЗ) 36 36 Семинары х ^ Самостоятельная работа (всего), в том числе 84 84 Общая трудоёмкость: часы 144 144 зачётные единицы 4 4 Форма контроля: Экзамен, курсовая