М.В. Ахметова
Вэсхатологических предсказаниях и пророчествах ХХ века образ города имеетогромное значение. В условиях городской цивилизации, он становится символомсамой цивилизации, принимая на себя позитивные или негативные черты,приписываемые ей данной традицией; в то же время на это накладываютсядостаточно архаичные модели пространственного восприятия.
Даннаястатья посвящена эсхатологическим предсказаниям, распространенным в современнойправославной среде и в сектах, возникших на территории России в 90-е годы:(Белое Братство, Богородичный центр и Церковь Последнего Завета Виссариона).Предсказания содержатся в текстах проповедей, основанных, в том числе, навизионерском опыте, а также в религиозной публицистике, посвященной попыткамосмысления современных событий в контексте традиции толкования Апокалипсиса(предсказания православных старцев, видения и т. д.) и в сектантской периодике,переосмысливающей проповеди лидера соответствующей секты.
Небудучи сами по себе устными и являясь преимущественно авторскими, эти текстыпредставляются основанными на различных мифологических и фольклорных мотивах иимеют в себе возможность перехода обратно в устное бытование, пересказываясь всоответствующей среде 1. К примеру, рассказы о разрушении отдельных городовперед концом света соотносятся с известным русской фольклорной традициимотивом, особенно связываемым с Петербургом. Идея гибели от наводнения города,построенного против законов природы строителем-безбожником и приносящегострадания своим обитателям, находит отражение в многочисленных предсказаниях,начиная с XVIII вплоть до ХХ века, в том числе, став одним из литературных мотивовв петербургской лирике XIX – начала ХХ века 2. Содержится она и в посвященныхнечестивым городам текстах, которые рассматриваются в настоящей статье.
Всовременных эсхатологических предсказаниях отражается в целом единая картинамира, несмотря на различия в догматическом плане. Современность видится какпериод, предшествующий концу света; как некий рубеж, когда старый мир гибнет врезультате катастрофы, но в то же время, совершается его обновление, рождениеновой эпохи. В этот период происходит разделение всех явлений на спасительные,сакральные и вредоносные, нечистые. В этом смысле, определенные локусыприобретают особое эсхатологическое значение.
Преждевсего, переосмысливается понятие священного города как духовного центра мира,функцию которого в общехристианских представлениях, безусловно, несетИерусалим. Однако в православной традиции, берущей истоки от святоотеческихинтерпретаций Нового Завета, перед кончиной мира антихрист воцаряется именно вИерусалиме, что совершенно дискредитирует этот город и лишает сакральногозначения в будущем. Это предание поддерживается как в православных, так и всектантских кругах. Старцу Лаврентию Черниговскому (умер в 1950 г.)приписывается предсказание, что после коронации антихриста в восстановленномиерусалимском храме, «будет свободный въезд и выезд из Иерусалима длявсякого человека», но тогда ездить туда будет нельзя, поскольку все тамбудет для того, чтобы «прельстить» 3. Современные православныеиздания также нередко интерпретируют события, происходящие вокруг Иерусалима, вконтексте воцарения будущего антихриста. Например, согласно одному тексту, виерусалимском музее Храма Соломонова под видом экспонатов хранятся регалии,необходимые для его коронации 4. Посещавший Святую землю «новыйХристос» Виссарион утверждал, что, во-первых, Храм Гроба Господнярасположен неправильно: на самом деле тело Спасителя было погребено якобы в 300метрах от того места 5 (стало быть, неправильное почитание снижает сакральноезначение локуса); а во-вторых, по его словам, Иерусалим потерял статус святогогорода, поскольку вторично отверг своего мессию (то есть, самого Виссариона) 6. Руководители Белого братства также утверждали, что в 1992 году в Иерусалимеиудеи уже короновали антихриста, по имени Эммануил, что остается неизвестным вРоссии лишь благодаря проискам КГБ 7 .
Впрочем,иногда негативное отношение к исторической Святой земле в противовес русскойможет высказываться и безотносительно к концу света. Например, старицасхимонахиня Нила не благословляла ездить в Иерусалим, поскольку«современные русские паломники осквернили Святую Землю и нагрешили в нейстолько, что нужно теперь по нашим святым местам ездить, каяться и замаливатьгрехи» 8 .
Врезультате предапокалиптической духовной переориентации мира, функция святойземли переходит на Россию в целом (для православных и богородичников, средикоторых даже нередки попытки возведения слова «Россия» к«Иерусалиму» 9 ), Украину (для Белого братства) и Сибирь (длявиссарионовцев). На новой святой земле Иерусалиму также находится аналог. Дляправославных это, как правило, Москва, что соотносится с известной историческойидеологемой Москвы – третьего Рима, подразумевавшей, в том числе,преемственность и по отношении к Иерусалиму 10. В современных православныхтекстах часто говорится, что Москва была построена по образу Иерусалима; онаописывается как святое место, пребывание в котором само по себе спасительно(скончавшаяся в 1993 году старица схимонахиня Макария утверждала, что даже те,кто советуют уехать из Москвы, дадут ответ на Страшном Суде) 11.
Дляукраинского Белого братства новым Иерусалимом являлся Киев, чему давалосьсвоеобразное псевдонаучное объяснение: в результате смещения земной коры точка,соответствовавшая Иерусалиму, теперь находится в районе Киева 12. В целом, этоутверждение соответствует контексту изображения Братством современности отчастикак реминисценции евангельских событий, где Украина – Иудея, Россия – Израиль,Киев – Иерусалим и одновременно Голгофа, где должны убить Господа, мэр Киева –воплощение Пилата, а сами основатели Братства – соответственно, воплощенияХриста, Богородицы и Иоанна Крестителя 13. Спасение мира ставилосьруководителями Братства отчасти в зависимость от жителей нового Иерусалима:«Чтоб мир с антихристом не слился, не время спать для Киевлян» 14.Подобно тому, как «в русских легендах через старый Иерусалим лежит дорогав рай» 15, для современных апокалиптиков нахождение на сакральнойтерритории в момент конца света служит своего рода гарантией спасения, потомучто с этой новой святой земли начинается создание Царства Божия. Это место иесть центр мира в самом узком понимании, как «место, где встречаются Небои Земля, …место входа на Небо» 16. В соответствии с подобными вполнемифологическими представлениями, ко дню, в который ожидался конец света, белыебратья по призыву своих руководителей съезжались в Киев «встречать БогаЖивого»; а в самом Киеве пытались проникнуть в главную церковь города –Софийский собор, откуда они должны были вознестись на небеса.
СвойНовый Иерусалим есть и в общине виссарионовцев – так называется главный изпоселков общины на озере Тиберкуль, и среди последователей Виссарионараспространена идея, что во время грядущего всемирного потопа они спасутся нагоре в этом Новом Иерусалиме 17 .
Сдругой стороны, может объявляться нечистым город как таковой, что в большейстепени характерно для воззрений сектантов. Город воспринимается как центртехнократической цивилизации, плоды которой – радиация, духовный вред и дажефизическая опасность, исходящая от техники, в особенности, от компьютеров, –отчасти выступают и как проявление эсхатологических бедствий. Так, основательБогородичного центра Иоанн Береславский объявляет городское пространствоопасным и нечистым, и не только потому, что там находятся «мертвые»патриархийные церкви, где священники гипнотизируют верующих, совершая«наговор под видом молитвы», а также места проведения досуга –столовые, бани, бассейны, кинотеатры, стадионы и рестораны, которыхрекомендуется избегать 18. Город рисуется как «не обитаемое Духом мертвоеполе», жители которого одержимы инстинктом совместной смерти 19.Подземные коммуникации, по мнению лидера Богородичного центра, буквальноявляются входом в ад: метро сравнивается им с языческим капищем и называется«храмом преисподней», а канализационные трубы – «первым ярусомада», обиталищем бесов 20. Сама атмосфера города губительна для человека:«не проходит двух часов, чтобы городские яды не проникали в волосы, кожу иткани тела», от этого яда спасает только разгоняющее демонов воскурениеладана 21; электричество заражает душу «психическим ядом» 22.«Городская квартира, — пишет Береславский, — в прямом смысле доморощенныйад. Дома сидеть – ад растить» 23 .
Олицетворяющийсовременную цивилизацию город представляется как сосредоточие разврата и вправославной среде. Ответственность за грехи русского народа в целом нередколожится на столицу русского государства – Москву – в этом контексте онаперестает быть новым Иерусалимом и становится его оппозицией – апокалиптическимВавилоном. Не случайно сборник, издаваемый православным Комитетом занравственное возрождение Отечества, посвященный осуждению пропаганды разврата вСМИ, называется «Антихрист в Москве», хотя телевидение вещает на всюстрану в целом. И московский ураган августа 1998 года интерпретируетсяруководителем Комитета священником А. Шаргуновым как пророческое предупреждениенечестивой стране 24. В текстах Белого братства Москва также называетсяблудницей Вавилонской, в смысле противопоставления ее новому Иерусалиму – Киеву25. Глава Богородичного центра определяет Москву как «Гоморрусерную», называет в числе причин терактов в Москве и Волгодонске то, чторусские города стали центрами круглосуточного разврата, показываемого потелевидению, служения деньгам, мутации полов и порочного зачатия, то есть,выращивания детей в пробирках – греховным плодам прогресса 26. В одном изсвоих текстов Береславский даже заявляет, что проповедь антихриста прозвучитименно в городах 27 .
Вряде православных текстов Москва как столица может представлять самогосударство, осквернившееся семидесятилетним периодом безбожной власти; поэтому«Вавилонская блудница», «Вавилон» иногда является метафоройи Советского Союза, и Москвы. В этом смысле, она в некоторой степени замещаеткоммунистическое государство и гибнет за грехи его исторического прошлого.Именно в этом ключе рассуждает, например, А. Мазуркевич, автор одного изкрупнейших православных сайтов на тему Апокалипсиса, заявляющий, что семь головзверя, на котором сидит вавилонская блудница (ср. с Откр. 17. 3), суть семьхолмов Москвы 28.
Втексте Апокалипсиса Вавилон гибнет от Божьего гнева. И согласноэсхатологическим предсказаниям, нечестивым городам также суждено погибнуть прикончине мира. Пророчества из православной среды предрекают разрушение Москве иПетербургу, иногда Казани – традиционно, Москва проваливается под землю, аПетербург тонет (традиция предсказания гибели Петербурга от наводнениясуществует уже с XVIII века 29 ). Гибель городов предсказывается на протяжениевсего ХХ века. Почитаемая частью современных православных монархистов блаженнаяПелагия Рязанская (умерла в 1963 году) говорила: «Что будет с Москвой? — Водин миг под землю! Что с Санкт-Петербургом? — Так будет называться море! АКазань? — Море!» 30. То же самое предсказывала старица схимонахиня Нила(умерла в 1999 году), не упоминая, впрочем, Казани 31. Этот сюжет не разпоявлялся в некоторых современных православных изданиях, типа монархическойгазеты «Жизнь вечная» 32. Поскольку разрушаются именно крупнейшиегорода, два из которых – исторические столицы России, и поэтому являющиеся вопределенной степени представительными, можно предположить, что таким образомизображается гибель самого государства.
Откровениялидера Богородичного центра рисуют картину гибели вообще всех городов.Береславский предрекает возникновение в мегаполисах новых неизлечимых болезнейи их гибель от землетрясений, говорит, что они – «потенциальные смердящиеболота с гигантскими безобразными гнусами» и даже что они прокляты 33.Своим последователям он советует постепенно уходить из городов «по мереподаваемых знамений, без паники» 34. Богородица говорит Иоанну:«когда в крупнейших городах мира не останется ни одного творящего волюМою, начнутся бедствия» 35. В этом смысле, как представляется, не города гибнутоттого, что там не остается праведников, а наоборот, праведники должны покинутьгорода, поскольку последние обречены на уничтожение. Судьба Москвыпредставляется также вполне определенно. По одному из пророчеств, она должнапережить все возможные бедствия, определяемые городам эсхатологическимитекстами: «В Москве не сохранится никто, за редким исключением… Городопустится под землю в результате землятресения и будет затоплен водой» 36. Апокалиптические образы могут также сопровождаться «московскими»декорациями. Так, на картине художника А. Тутунова из Богородичного центра,изображающей борьбу архангела Михаила с дьяволом и падение Вавилона, нарисованыгорящие городские здания и надломленная телебашня, напоминающая Останкинскую 37(картина была нарисована задолго до пожара в сентябре 2000 года). Символикателебашни здесь представляется двузначной: с одной стороны, как самое высокоесооружение в городе, оно представляет собой его центр и, соответственно, самгород (который, в свою очередь, будучи столицей, представляет все государство).С другой, она может символизировать порочную технократию, пропаганду развратачерез телеэкраны в широком представлении: так, в одном из православных изданийговорится, что телебашни захвачены антихристовыми слугами и являются«центром излучения неоязыческого культа и поклонения ему» 38 .
Кольскоро Москва традиционно осмысливалась как второй Иерусалим, эсхатологическиепророчества предрекают ей удел Иерусалима и в негативном аспекте, как меставоцарения антихриста. Не случайно тексты Богородичного центра предсказывают,что Москва станет «вторым домом» антихриста после падения Иерусалима39. И описание восстановленного в Москве Храма Христа Спасителя как некоегоантихрама, исполненного «мерзости запустения», где в итоге воцаритсяантихрист, вполне может вызывать ассоциации с предрекаемым пророчествамивосстановлением иерусалимского храма, с которым предание связывает приходантихриста к власти (поскольку Москва – все-таки второй Иерусалим). Так,направленный против Патриархии и не имеющей изначальной эсхатологическойнаправленности памфлет утверждает: «Под алтарем, под местом для молитвсооружен огромный гараж на 600 мест, где места для иномарок в центре Москвыбудут сдавать за валюту, причем за автоматическое освящение каждого автомобиля,въезжающего в храм-гараж, будет, очевидно, особая наценка. Там же, подсвятынями, разместятся рестораны, сауна, душевые павильоны, бизнес-центр… Изгаража „новых русских“ в злачные места под алтарем будут поднимать 28завезенных из-за границы лифтов стоимостью 1.3 млн. долларов. Один лифт дляособо важных персон будет подниматься непосредственно в алтарь! (…) Но непроизойдет ли так, что именно в этот неправедно построенный храм-саркофагпридет тот, о ком сказано: „В храме Божьем сядет он, как Бог, выдавая себяза Бога“ 40, (имеется в виду новозаветная цитата (2 Фес. 2. 4),традиционно интерпретируемая в отношении антихриста). Вероятно, подобнымантихрамом представляется и иерусалимский Храм после его гипотетическоговосстановления. Здесь мы имеем дело со случаем некой вторичной рефлексии.Сопоставление этих двух храмов – закономерное следствие мессианской идеи,ищущей в собственной истории отражение истории священной (например, игумен В.Новик, вспоминая о параллелизме русской и еврейской историй с их „великимимессианскими залогами в начале“ и отпадениями, между прочим, говорит, что»в России Иерусалимскому храму как бы соответствует храм ХристаСпасителя" 41 ).
Чтоже противопоставляется нечестивым городам, разрушенным в результате бедствий?Поскольку «конец света» – по большому счету, не конец, а началонового времени, после катастрофы приходит и новое мироустройство. Новый мирпредставляется как лишенный всех негативных сторон старого. Поэтому, например,когда говорится о строительстве эконоосферного поселения в общине Виссариона,указывается, что оно строится «экологическими средствами», вручную,без использования техники 42. В соответствии с пророчествами Береславского,после гибели старых городов, «прежние пустыни и места необитаемые населятсяангелами и превратятся в духовные столицы мира (столицей Японии станет обительпод Хиросимой)» 43. Противопоставление идет и на лексическом уровне:город настоящего – «люцифер-мегаполис», город будущего частоназывается «градом»; соответственно, Богородица – «архитекторградов» 44. В этих новых городах не будет «ни телевизоров, нивидеомагнитофонов, ни компьютеров, ни кабельной техники» 45. Некоторые изних имеют откровенно ангельскую, небесную природу: строятся по небеснымобразцам душами, сошедшими с неба, которые будут «чутким образомулавливать свыше откровения о новых постройках, зданиях, цветах, о новом образежизни» 46 .
Чтокасается представлений православных, некоторая их часть разделяет утопическоеожидание перед Вторым пришествием священного государства под властью русскогоцаря, которое в некоторых текстах разрастается почти до всего мира. В этомслучае, в качестве столицы новой империи называется город Владимир 47, чтоявляется обращением к идее «Святой Руси», возвращением к некоемуидеализируемому прошлому.
Впрочем,в некоторых текстах высказывается идея возможности обновления, казалось бы,обреченных городов. Это происходит за счет смены духовных ориентиров исвязанной с ней символики: православные издания советуют снять «масонские»звезды с Кремля, вынести тело Ленина из Мавзолея, уничтожить памятники деятелямреволюции, которые служат «проклятию русского народа» 48. А попроповедям Береславского, «город-храм» можно создать даже из Москвы,если посвятить ее Божией Матери, переименовав Ленинский проспект – в проспектОдигитрии-Путеводительницы (в этом случае проспект будет вести не вПодмосковье, а в рай), Парк культуры имени Горького – в Сад Богородицы,построив на месте Мавзолея и памятника Дзержинскому часовни, назвав станции метров честь Божией Матери и почитаемого богородичниками Николая II и т. д. 49
Такимобразом, говоря об идее города в современных эсхатологических предсказаниях, мыимеем дело с двумя ситуациями. Первая как бы строится по линии «Иерусалим– Москва» (вариант – «Иерусалим – Киев», «Иерусалим –поселок в Сибири») и в итоге сводится к противопоставлению старогосакрального центра мира центру новому. Другая, отрицающая городскую цивилизациюкак таковую, строится по линии «Москва или Петербург – провинциальный город»и сводится к противопоставлению столицы, большого города, запятнавших себягрехом, – провинции, пустоши, несущих в себе потенцию обновления или память обидеальном прошлом. В обоих случаях речь идет о переходе утраченного сакральногостатуса от одного локуса к другому.
Восприятиепространства в эсхатологическом пророчестве, в целом, построено на оппозиции«сакральное – нечистое» и «центр – периферия». Как отмечалБ.В. Кондаков, постоянное противопоставление «центра» и«периферии», которые, в конечном итоге, меняются местами, характернодля «провинциального мифа» с его ощущением «рубежности» и«переходности» 50. В данном случае мы также имеем дело с ощущениемпереходности, причем очень обостренным. В целом, создавая картину смены одногосакрального центра другим, уничтожения осквернившихся городов и замены ихновыми, праведными городами, эсхатологические тексты говорят о стремлении ихсоздателей к обновлению мира, его возрождению.
Список литературы
ТарабукинаА.В. Эсхатологические рассказы «церковных людей»// Альманах«Канун»: Антропология религиозности. СПб, 1998
АнциферовН.П. Непостижимый город. Л., 1991. С. 80-83, 128-137; Лотман Ю.М. СимволикаПетербурга и проблемы семиотики города //Семиотика города и городской культуры.Петербург. Труды по знаковым системам, № 18. Тарту, 1984. С. 32-34
ПреподобныйЛаврентий Черниговский. Пророчества о грядущем антихристе. Цит. по:www.zaistinu.ru/proroch/antichrist/lavrent1.shtml
ВоробьевскийЮ. Корона для антихриста. //«Русский дом», 1999, № 5-6
«Красноярскийрабочий», 10.6.95
trassa.travel.ru/story/magadan/magadan2.htm
«Юсмалос»,1993, № 11. С. 8
СхимонахиняНила. Пророчества о России. pravoslavie.nm.ru/library/Nila.htm
«Рыцарьверы», 1992, № 8. С. 14
УспенскийБ.А. Восприятие истории в Древней Руси // Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1.Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996. С. 84
Богомданная. (автор – Дурасов Г.П.) СПб, 1994. С. 87
УчениеМарии Дэви Христос. С. 26
«Юсмалос»,листовка 1993 г.; 1994, № 15, с. 2-4; Учение Марии Дэви Христос…, с. 72,79
ПоэмаВеличальная. М., 1992. С. 37
НовичковаТ.А. Приближение к раю: утопии небесного царства в русском фольклоре// Русскиеутопии. Альманах «Канун», Спб, 1995. С. 196
ЭлиадеМ. Миф о вечном возвращении. М., 1998, с. 25
Устноесообщение Будко А.
«Оазисмира», 1995, № 13. С. 42; Откровения Божией Матери в России. 1984-1991.Дароносица печатей. Омск, 1991. С. 73
Огоньпокаянный. Книга вторая. М., 1992. С. 30, 44
АрхиепископИоанн. Огонь покаянный. Путь святых отцов (книга 4). М., 1994; Огонь покаянный.Книга вторая. С. 3
Державасвета. Люберцы, 1999. С. 46
БереславскийИ. Огонь покаянный. С. 17
БереславскийИ. Огонь покаянный. С. 9
ШаргуновА. Акция небес// Антихрист в Москве. Вып. 7. Цит. по:m82.ipmce.ru/~belo/antihr_7/a7009.htm
ТрехипостасныйЛик Бога Живого или Я есмь Любовь! М., 1993. С.103
БереславскийИ. Огонь покаянный. С. 17; Береславский И. Время всероссийского покаяния. М.,2000
АрхиепископИоанн. Дыхание живой веры. М., 1993. С. 98-99
www.aha.ru/~sapfir/(толкование 16 главы Откровения Иоанна Богослова)
См.напр.: Синдаловский Н. А. Мифология Петербурга. Очерки. СПб, 2000. С. 418-422
УгодницаБожия Пелагия Рязанская. М., 1999. Вып. 1. С. 17-18
СхимонахиняНила. Пророчества о России. Цит. по: pravoslavie.nm.ru/library/Nila.htm
См.напр.: «Жизнь вечная», 1997, № 37-38. С. 13
ДержавнаяРоссийская. Послания Божией Матери в России архиепископу Иоанну. М., 1996. С.13; Богородичное лоно. Кемерово, 1992. С. 76; Береславский И. Время всероссийскогопокаяния. С. 10
«Оазисмира», № 5. С. 38
Богородичныйсобор. Вып. 2. М., 1991. С. 15
ЕпископИоанн (Береславский). Огонь покаянный. Книга вторая. М., 1992. С. 38
АрхиепископИоанн. Люциферианские врата. Люберцы, 1999. Первая страница обложки
Православнаябратчина, 1993, № 4. С. 15
Огненныйстолп покаянный. С. 135
ЯкунинГ. Подлинный лик Московской Патриархии. М., 2000. С. 18-19. В этом же изданиисодержится идея, что в конце 40-х гг. «сталинская церковь» надеяласьна проведение всеправославного собора, на котором при помощи МГБ московскийпатриарх стал бы вселенским, после чего Москва бы вновь провозглашена третьимРимом, а Сталин – вторым Константином Великим, что, с точки зрения автора, былобы «кощунством над христианством» — см. Якунин Г. Указ. соч. С. 8 –9. Здесь вполне можно провести аналогию с православным преданием об ожидаемомперед концом света «неправедном» Восьмом вселенском соборе, накотором произойдет слияние церквей, а антихрист провозглашен главой церкви.
НовикВ. Православие, коммунизм и «русская идея». Цит по:www.russ.ru/politics/20010620_novik-pr.html
trassa.travel.ru/story/magadan/magadan2.htm
«Оазисмира», № 5. С. 38
Тамже.
Державасвета. С. 42
ДержавнаяРоссийская… С. 126
«Жизньвечная», 1997, № 37-38. С. 13; Последняя дважды закрытая передача(аудиозапись последнего выпуска авторской передачи Ж.В. Бичевской «Живойродник»; распространяется в православных монархических кругах)
«Опричныйлисток», № 28; www.drbit.ru/~sibstar4/6.html
ЕпископИоанн (Береславский). Армагеддон над Россией. М., 1991. С. 42-45
КондаковБ.В. Пермская земля: реальность и мифы// Провинция: поведенческие сценарии икультурные роли. М., 2000, с. 26-32
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ruthenia.ru