ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ работы ГМО учителей русского языка и литературы за 2010-2011 учебный годЦель анализа: определение уровня продуктивности методической работы, объективная оценка результатов, определение проблем методической работы, определение целей и задач на новый учебный год. Задачи: Проанализировать состояние научно-методической работы ГМО. Выявить проблемы, снижающие уровень продуктивности научно-методической работы. Определить возможные пути и средства решения обозначенных проблем. Сформулировать цели и задачи на новый учебный год. В условиях модернизации российского образования одной из важнейших задач методической работы школы является повышение квалификации учителей, определение основных направлений формирования и развития профессионализма, уровень профессионально-педагогической компетентности. Следуя требованиям нового времени, научно-методическая работа ГМО в 2010/2011 учебном году была направлена на повышение уровня профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы, совершенствование их профессионально значимых квалификационных умений, помощь в овладении современными образовательными технологиями, стимулирование мотивации, способствующей творческому отношению к деятельности.^ Тема «Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы» Задачи: диагностика успешности учителей русского языка и литературы; создание условий для освоения современных образовательных технологий, способствующих формированию ключевых компетенций учащихся; освоение новых программ, учебников, методических пособий; изучение нормативных документов; подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА; развитие творческого потенциала учащихся через включение их во внеурочную деятельность, индивидуальную и групповую работу.Реализации поставленных задач способствовали заседания городского МО учителей русского языка и литературы, городские семинары на базе школ по актуальным проблемам методики преподавания русского языка и литературы. В 2010-2011 учебном году состоялись семинары на базе школ №4,5, 6,9. Тематика семинаров была определена на основе анализа диагностики успешности учителей русского языка и литературы. В средней школе №4 учителя работали над темой « Формирование общекультурной и информационной компетенций учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы». Участники семинара посетили и проанализировали следующие мероприятия: Урок литературы в 5 классе « Что за прелесть эти сказки…!» (учитель Жорова С.П.) Урок русского языка в 7 классе« Правописание Н-НН в разных частях речи» (учитель Воронцова Ж.М.) Урок русского языка в 11 классе «Подготовка к написанию части С (ЕГЭ)». (Учитель Корниенко Е.В.) Методический семинар отвечал современным требованиям. Развитие ключевых компетенций - приоритетное направление в Национальной образовательной инициативе « Наша новая школа». Современное образование должно создать условия для формирования у выпускников таких компетенций, которые бы обеспечили бы ему безболезненную адаптацию в обществе. Все мероприятия были построены методически грамотно, отбор материала и целесообразность его использования на уроках способствовали формированию ключевых компетенций у учащихся, развитию ситуации успеха. В декабре 2010 года состоялся семинар в средней школе № 6 по теме « Реализация системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе». Материал, представленный по данной теме, оказался очень информативным для присутствующих. Так как в основе Стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, знание которого необходимо современному учителю Профессионализм учителей, методическое мастерство проявились в умении отобрать содержание учебного материала, определить тип и структуру уроков, использование ИКТ технологий позволило более красочно преподать материал. Были проведены: Урок литературы в 7 классе « Художественные особенности рассказа А.П.Чехова « Хамелеон»» ( учитель С.С.Аксенова). Урок русского языка в 8 классе « Однородные члены предложения». ( Учитель Л.А.Давиденко). Сообщение « Реализация системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе». На всех мероприятиях были использованы элементы ИКТ. Элементы современных технологий: исследовательской, проблемной, личностно- ориентированного подхода. Использовались различного вида задания: работа на тренажерах, составление презентаций, тестовые задания, работа с текстом. Выступление С.С. Аксеновой соответствовало теме семинара. Презентация содержала материал, раскрывающий основы системно-деятельностного подхода. В апреле 2011 года состоялся семинар в МОУ сош №9. Тема « Реализация системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе». Семинар включал: Доклад по теме: « Организация образовательной деятельности в условиях внедрения системно-деятельностного подхода» ( учитель А.Е.Глушак) Мастер – класс « Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку « ( на примере элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему». ГИА 9 класс). Учитель Тигунцева Г.Ю. Мастер-класс» Системно-деятельностный подход в обучении литературе» ( из опыта работы по УМК под редакцией Г.С. Меркина). Учитель А.Е. Глушак Литературно-музыкальная композиция « Черная боль», посвященная скорбной дате 25-летию со дня аварии на ЧАЭС. Учитель Е.В.Криштоп Присутствующие на семинаре отметили актуальность поднятых вопросов, опыт работы учителей, представленный мастер- классами, вызвал интерес у коллег, а литературно- музыкальная композиция напомнила о том, что есть вещи, о которых забыть невозможно.В апреле 2011 года состоялся семинар в МОУ сош№5 по теме « Развитие способностей одаренных и мотивированных детей на уроках русского языка и литературы». Каждый ребенок талантлив по-своему. Как найти заветный ключик? Именно об этом рассказали нам учителя. Доклад « Развитие способностей одаренности» (учитель Голубкова Т.А.) Факультативное занятие « К истокам слова» (учитель Голик Н.А.) Литературно-музыкальная композиция « Не быть России покоренной». Все мероприятия соответствовали заявленной в семинаре теме. Информативный, актуальный доклад, требующий детального изучения и реализации в педагогической деятельности, познакомил присутствующих с концепцией одаренности, кейс - технологией, современным электронным читательским дневником. Факультативное занятие способствовало обогащению словарного запаса не только учащихся, но и присутствующих. А расширение знаний способствует развитию одаренности. Литературно-музыкальная композиция- это настоящий спектакль! Недаром учителя сош№5 – поистине мастера постановки. Гордость за свое Отечество, уважение к старшему поколению - вот, что чувствуешь после просмотра. Все это способствует патриотическому воспитанию учащихся. А прекрасное выразительное чтение, отбор нужного материала есть ступенька к развитию одаренности. Проведенные городские семинары позволяют судить о том. Что они стимулируют работу учителей по самообразованию, рефлексии педагогического труда, способствуют распространению опыта. Анализ программно-методического обеспечения учебного процесса показал, что на сегодняшний день в городе не выработана единая тенденция используемых программ и учебников. Конечно, каждое ОУ имеет право самостоятельно выбирать УМК из федерального перечня учебников. Но все же есть приоритетные программы в преподавании русского языка и литературы. Целесообразно в следующем году обобщить опыт работы по программам :«Школа 2100» -Кочуро Е.Р,Глушак А.Е; Г.С.Меркина –Губенок В.И. Анализ работы ШМО показал, что учителя русского языка и литературы школ города успешно освоили и творчески используют в своей педагогической деятельности современные инновационные технологии: «Раскрытие содержательной структуры слова в художественном тексте» ^ В основе рассматриваемой технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, их творческих способностей, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. ТРКМ (технология развития критического мышления) Технология дифференцированного обучения. Основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. Игровые технологии, проблемное обучение в основе которых - активизация и интенсификация деятельности учащихся . Технологии мультимедийного обучения. Учителя смело используют на своих уроках компьютеры. В своей деятельности адаптируют различные типы и виды уроков – это «Проектная деятельность на уроке», «Педагогическая мастерская», «Уроки-презентации», «Модульный урок», «Метод погружения», «Виртуальная экскурсия по литературным местам» и многие другие.Повышение мастерства учителя: участие в работе ГМО прохождение курсов участие в проведение открытых уроков на городских семинарах, методических советах школ. В течение года учителя дали немало открытых уроков и на городских семинарах, и при подготовке к методическим и педагогическим советам. Прошло обобщение опыта работа учителя СОШ №7 Пчеленок Татьяны Ивановны по теме «Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности»аттестация педагогов. Аттестация педагогов закончилась успешно. В этом учебном году более 20 учителей сдали тестирование на подтверждение категории. Всего учителей Высшее образование Пед.стаж0-5 лет Пед.стаж5-30 лет Пед.стаж.30-… Высшая Первая Вторая 56 55 2 41 13 11 32 4 Участие в конкурсах. В этом учебном году в городском конкурсе «Учитель года» принимали участие Голик Н.А. (МОУ сош№5) и Жорова С.П.(МОУ сош№4), учителя русского языка и литературы, ставшие лауреатами конкурса. Однако по-прежнему невысока степень активности в педагогических конкурсах, в обобщении опыта. Практически не используются такие формы, как публикация материалов в педагогических изданиях, создание сайтов.^ Подготовка учащихся к ЕГЭОдним из важных аспектов в деятельности ГМО является изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по русскому языку и литературе. Для решения задачи повышения качества образования по русскому языку и литературе, формирования опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в 11-ом – в форме ЕГЭ, в 9-ом- в форме ГИА было проведено расширенное заседание ГМО с приглашением учителей 9-11 классов. Были рассмотрены следующие вопросы: Итоговая аттестация по русскому языку и литературе в 9-х,11-х классах. Современное состояние, проблемы, пути решения. Глушак А.Е. апрель, СОШ№9 (информация с Всероссийского педагогического форума) Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ 2011 года по русскому языку Минимальный балл -36 Место/МОУ Всего 2 Ср.балл высший 1 Гимназия 20 79,6 100 10 СОШ№2 13 58.5 84 7 СОШ№3 24 60.1 81 4СОШ№4 20 67.9 92 6СОШ№5 18 61,2 87 3СОШ№6 15 71.1 95 5 СОШ№7 20 1 64.8 92 СОШ№8 - - - 2 СОШ№9 15 73 98 8 Займище 11 59 72 9 Ардонь 17 58.8 84 ^ ИТОГО: 173 1 65,7 100 Результаты ЕГЭ 2011 года по литературе Минимальный балл -29 Место/МОУ Всего 2 Ср.балл высший 1 Гимназия 10 СОШ№2 7 СОШ№3 1 72 72 4СОШ№4 1 62 62 6СОШ№5 3СОШ№6 5 СОШ№7 СОШ№8 2 СОШ№9 2 69,5 73 8 Займище 9 Ардонь ^ ИТОГО: 4 68,2 73Совершенствование форм внеклассной работы, исследовательской деятельностиТрадиционной формой внеклассной работы является предметная олимпиада. Результаты олимпиады по литературе 2010-2011уч.год № Ф.И. ОУ класс место Учитель 1 Девбунова Екатерина СОШ№7 9 победитель Пчеленок Т.И 2 Ивченко Игорь гимназия 9 призер Зубарева В.М. 3 Качанов Макс СОШ№3 9 призер Кочуро Е.Р. 4 Старовойтова Юля СОШ№7 7 призер Куриленко А.В. 5 Муковникова Катя гимназия 7 призер Сафронова С.П. 6 Мацулевич лена СОШ№3 8 призер Доманчук О.А. 7 Тимофеев Андрей ККШИ 8 призер ВороненкоИ.И. 8 Сапачева Мария гимназия 10 призер Батюченко Л.В. 9 Вершкова Анна СОШ№3 10 призер Кочуро Е.Р. 10 Кащук марина СОШ№7 11 победитель Кравченко В.Н. 11 Парлюк Анна СОШ№3 11 призер Хандожко О.Н. Школа Количество призовых мест СОШ №1 3 СОШ№2 СОШ №3 4 СОШ №4 СОШ №5 СОШ №6 СОШ №7 3 СОШ №8 СОШ №9 СОШ Ардонь СОШ Займище ООШ Кадетская школа-интернат 1 Таблица Результаты олимпиады по литературе 2010-2011 уч.год № Ф.И. ОУ класс место Учитель 1 Богомолова Саша гимназия 10 призер Батюченко Л.В 2 Девбунова Катя СОШ№7 9 призер Пчеленок Т.И. 3 Лавреев Женя гимназия 7 победитель Сафронова С.П. 4 Шапка Вика СОШ№7 11 призер Кравченко В.Н. 5 Муковникова Катя гимназия 7 призер Сафронова С.П. 6 Назарчук Настя гимназия 7 призер Буракова И.В. 7 Катерлин Сергей СОШ№7 7 призер Куриленко А.В. 8 Чеботарь Ася СОШ№9 7 призер Криштоп Е.В. 9 Коваль Настя СОШ№4 8 победитель Жорова С.П. 10 Федорова Настя СОШ№2 8 победитель Рублевская О.Н. 11 Гончаров Игорь гимназия 8 призер Зубарева В.М. 12 Гочарова Анна СОШ№6 8 призер Давиденко Л.А. 13 Якубовская настя гимназия 9 победитель Сафронова С.П. 14 Молчанов Павел СОШ№3 9 призер Кочуро Е.Р. 15 Вершкова Анна СОШ№3 10 победитель Кочуро Е.Р. 16 Титенко Анна гимназия 10 призер Мартыненко Л.Д. 17 Кащук марина СОШ№7 11 победитель Кравченко В.Н. 18 Чуйко Марина гимназия 11 призер Мартыненко Л.Д. Школа Количество призовых мест гимназия 8 СОШ№2 1 СОШ №3 2 СОШ №4 1 СОШ №5 СОШ №6 1 СОШ №7 4 СОШ №8 СОШ №9 1 СОШ Ардонь СОШ Займище ООШ Кадетская школа-интернат Результативность участников олимпиад разных уровней зависит от качества работы педагогов, от творческого их отношения к преподавательскому труду, от своевременного выявления одаренных учащихся, организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочное время. Тут есть над чем подумать, над чем работать каждому учителю Количественное соотношение призовых мест наглядно показывает подготовку учащихся, поэтому нам всем необходимо сделать соответствующие выводы. Исходя из анализа работ участников олимпиады, можно сделать вывод о том, что ученики наши имеют слабую подготовку по темам, не включенным в школьную программу, что еще не на достаточном уровне проходит обучение анализу художественного текста, изобразительным средствам языка, теории литературы. Учителям города необходимо осуществлять мониторинг личных достижений одаренных учащихся; вести кропотливую работу с теми, кто проявляет исключительные знания, углубляя их во внеурочное время, приобщая ребят к исследовательской деятельности; анализировать на ШМО причины низких результатов на олимпиадах разных уровней, организовывать и проводить школьные туры предметных олимпиад на более серьезной основе. Развитию интереса учащихся к изучению русского языка и литературы способствовали школьные, городские и всероссийские олимпиады, конкурсы сочинений, предметные недели, уроки чтения и т.д. Криштоп Е.В., Жорова С.П., Давиденко Л.А., Мартыненко Л.Д. Учителя МО участвовали в международных и областных конкурсах сочинений. Криштоп Е.В. подготовила победителя (Рунов Илья) областного конкурса сочинений, посвященного 630- летию победы в Куликовской битве; Пчеленок Т.И.- победителя международного конкурса. Участие во Всероссийских олимпиадах - шаг к развитию одаренности. В международной лингвистической олимпиаде « Русский медвежонок» в этом года участвовали школы №3,7,9.Во Всероссийском филологическом чемпионате- №2,8,9. Следует отметить, что работа ГМО была направлена на создание благоприятных условий для непрерывного образования участников МО, повышения их профессионального мастерства. Однако недостаточное внимание было уделено работе по обмену опытом среди учителей города, созданию базы цифровых образовательных ресурсов, подготовке публикаций по актуальным проблемам преподавания русского языка и литературы. Поэтому я вышла с предложением: открыть на сайте отдела образования страницу ГМО русского языка и литературы. МО школ будут пополнять эту страницу разработками уроков, мероприятий, интересными статьями из опыта работы, чтобы каждый из нас мог воспользоваться материалом. Подводя итоги, можно сказать, что учителя – словесники – люди творческие, ими проделана большая работа, но проблемы остаются, и мы их будем решать совместными усилиями. Поэтому в рамках подготовки к введению новых ФГОС целесообразно выбрать тему «Подготовка к реализации ФГОС второго поколения в основной и старшей школе»,так как с 2011-2012 года начальная школа приступила к реализации новых стандартов. Тема ГМО определила и цель работы, которая звучит так: Цель: повышение уровня профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы, стимулирование мотивации, способствующей творческому отношению к деятельности