Ислам в новое и новейшее время. Жизнь и деятельность Магомета
Ислам в новое и новейшеевремя Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важнымпереломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в социально-экономическихструктурах стран Востока, становление нового класса — национальной буржуазии,развитие национально-освободительного движения, распространение идей марксизма- все это в совокупности не могло не повлечь за собой перемены во взглядах нароль Ислама в обществе, так и в самой исламской мотивации новых религий общественногобытия.
Процесс адаптациирелигиозно-философских и правовых норм ислама к новым историческим условиям,начавшимся в середине XIX века и продолжающийся и поныне, многие исследователиобозначают термином “мусульманская реформация”, хотя он принципиально отличенот реформации христианской. Отличие заключается, во-первых, в том, что этипроцессы происходили в различные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях.Во-вторых, “мусульманская реформация” выражалась прежде всего в пересмотре(или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светскойжизни и лишь в незначительной мере затрагивала собственно богословскиевопросы. В-третьих, отсутствие в Исламе института церкви и духовенства,аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер реформв Исламе.
Существенные измененияпретерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье, и вопределенной мере — сама система мусульманского права: происходило постепенноеограничение юрисдикции шариатских судов; к середине XIX века на территорииОсманской империи были окончательно разграничены сферы компетенции шариатскихи светских судов (процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этимосуществляется кодификация норм мусульманского права (свод положений ханафисткогоправа Манджалла — был составлен в 1869-1876 годах), в ряде стран вводятсяуголовные кодексы и другие правовые документы, не предусматриваемые шариатом.Определенные изменения роли Ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные)произошли в связи с реформами Мухаммада “Али в Египте и политикой танзимата вОсманской империи. Потребности социально-экономического развития ставилимусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысленияцелого ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьмаболезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводудопустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковскойсистемы.
Полемика разворачивалась,с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента (риба), а сдругой — в связи с шариатским запретом на омертвение капитала. Наиболее ярковыраженную форму она приобрела в Египте, где муфти Мухаммад Абдо в 1899 годуиздал фатву, разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов неявляются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемогориба. Эта фатва способствовала приведению существовавшей системы в соответствиес интересами национальной буржуазии. Расширение практики капиталистическогопредпринимательства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотршариатских положений (как в случае с риба), но и оживление некоторыхтрадиционных принципов, имевших широкое распространение в период мусульманскогосредневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового сотрудничества).С другой стороны, не редко новые по содержанию явления воспринимались какпродолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческиеобъединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира нарелигиозно-общинное основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаилитовходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся как продолжение средневековойтрадиции создания мусульманских торговых домов, но которые по сути свей имелиуже капиталистический или полукапиталистический характер.
Важнейшую роль сыгралиизменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается преждевсего процесса становления национального самосознания и возникновения буржуазногонационализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционноеположение Ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани формулируетидею солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма иполучившую широкое распространение по всему мусульманскому миру. Параллельно спанисламизмом, направленным на объединение всех мусульман на конфессиональнойоснове, развивается и мусульманский национализм, сторонники которого выступаютза обособление мусульманских общин от представителей других конфессий. Мусульманскиерелигиозно-националистические идеи имели объективно двойственный характер: содной стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-освободительногодвижения, с другой — в конечном счете, оказывались орудием в руках наиболеереакционных сил. В целом влияние национализма ощущалось в той или иной мерепочти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX начала XXвека. В этот период религиозно-обновленческие процессы в Исламе были связаны впервую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада.Сторонники реформаторского направления высказывались за модернизацию установленииИслама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противостояли традиционалисты,выступавшие за возрождение норм и ценностей раннего Ислама, противясьнововведениям западного образца. По мере развития национального
самосознания инационально-освободительного движения все более отчетливо стала проявлятьсяполитизация Ислама (хотя на протяжении всей истории Ислам никогда не былоторван от политики), выражавшаяся в широком использовании исламских лозунговв политической борьбе. Религиозно-политические движения, возникавшие в шиитскойсреде (например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннитскомже Исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений догматики.Антиколониальные выступления нередко сопровождались обращением к мессианскимидеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого периода характернатакже активизация участия в политической борьбе суфийских братств; на базенекоторых из них возникают мощные новые исламские религиозно-политическиедвижения, как, например, движение сануситов в Северной Африке. С братствомкадирийа тесно связано антиколониальное движение в Алжире в середине XIX векапод руководством Абд ал-Кадира, принявшего титул аимр ал-муминин. В конце XIXи особенно в начале XX века большой размах по всему мусульманскому миру приобретаетдвижение за реформацию Ислама, представители которого вступают в оструюполемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светскихконцепций общественного развития. Одновременно начинает складываться и международноеисламское движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 годубыла создана первая международная мусульманская организация Всемирный исламскийконгресс (Мутамар ал-алам ал-ислами). Качественно новый этап в истории Ислама- вторая половина XX векаОсвобождение мусульманских народов от колониальной зависимости,создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений вкапиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы передпредставителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всегов широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развитияосвободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепциитак называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так иот социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ислама, мусульманскиеобщественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис обисламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространенияИслама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламскогоправления”, исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередкосущественно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, ноимеющие общую социальную природу — буржуазную либо мелкобуржуазную. Концепции“исламского государства” подразумевают воплощение в современных условияхтрадиционной исламской модели политической организации общества, в котором втой или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллахав качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципысправедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии спредписанными шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собоймодернизацию политической и социально-экономической доктрин классическогоИслама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по ихреализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как“сверху” — путем законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане- введение ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране провозглашение“исламского правления” ), та и “снизу” — в результате давления религиозно-политическихорганизаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют“Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширениячисла последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (преждевсего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируетсяактивной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемыхпреимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.
Современный Ислам — вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. Поприблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых болеедвух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населенияэтой части планеты, почти 30 процентов — в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в35 мусульмане составляют большую часть населения свыше 80 процентов населенияво всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана,Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш,Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитываетсяот половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), вМалайзии и Нигерии — почти половина, в некоторых странах они составляютвлиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне идр.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины — вИндонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульманпроживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странахЕвропы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки(США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии,на островах Фиджи. В 28 афро-азиатских государствах Ислам признангосударственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, СаудовскаяАравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено вих официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская РеспубликаПакистан, Исламская Республика Мавритания и др. Во многих странахраспространения Ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важнуюроль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единстваи развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-иислами в Индии и Пакистане. В ряде стран распространены религиозно-политическихорганизации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозныеучебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты),исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия(исламские банки, страховые компании). Продолжает сохраняться системамусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х начале 80-х годовделались попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных напрактике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесныхнаказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж.Нимейри), аравийских монархиях. В конце 70-х — начале 80-х годов определеннуюроль в международных делах стали играть международные мусульманскиеорганизации, действующие как на правительственном, так и на неправительственномуровне. Наиболее значительная из них — Организация исламской конференции (Муназзаматал-мутамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатскихгосударства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страныпредставлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность,направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит черезГенеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированныхорганизаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламскаяорганизация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.).Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с однойстороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения,направленные против международного империализма и сионизма, с другой — нередко звучат антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционныесилы в странах распространения. Среди неправительственных мусульманскихмеждународных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира(создана в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирнаяисламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что вдеятельности этих организаций реакционные, антикоммунистические элементыиграют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направленыпреимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организациюмеждународных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманскимобщинам в различных странах.
МУХАММАД (Мухаммед, Магомет)
Ахмад Абд Аллах (около570-632) из рода хашим родоплеменной группы курайш основатель религии ислама ипервой общины мусульман. По представлению мусульман — пророк Аллаха и его посланник,через которого был передан людям текст Корана.
Родился в Мекке внебогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер вовремя торговой поездки до рождения Магомета, мать — через несколько лет.Магомет воспитывался в доме своего деда Абд ал-мутталиба. С молодых лет он былзнаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. Магометнанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, накоторой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себедругих жен. Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в томчисле Касима, по которому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей:Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Магомет любил одиночество и благочестивыеразмышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основамииудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов. КогдаМагомету было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему сталиявляться видения, а затем — речения извне, позднее записанные по памяти с егослов и составившие священную книгу мусульман — Коран. Первоначально Магометиспугался начавшихся “откровений”, но затем уверился, что избран божеством вкачестве посланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям слово божье.Первые “откровения”, которые Магомет пытался передать своим сородичам, провозглашаливеличие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное вАравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказанийв аду всех, кто не верует в Аллаха.
Проповедь Магомета былавстречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась группасторонников, частью из знатных родов, частью — из низов мекканского общества.Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять последователей Магомета — мусульман. Сам Магомет находился под защитой своего рода и его главы — АбуТалиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений уехали из Мекки в Эфиопию.Проповедь Магомета, якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывалавсемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его величие,полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей кизвестным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коранкак бы показывал, что пророчество Магомета явление известное и возможное и чтонепослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих. В какой-то момент(около 618-620 гг.) возникла возможность компромисса с мекканцами. Магометякобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь- ал-Лат, ал-уззы и Манат, а мекканцы — пророческую миссию Магомета и первоеместо Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип новогоучения — строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временемумерла Хандиджа, умер Абу Талиб. Магомет лишился значительной части моральнойподдержки и защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям,приезжавшим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных поискахубежища поездку в Таиф. Наконец, около 620 года он вступил в тайное соглашениес группой жителей Йасриба — крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там изыческие и принявшие иудаизм арабские племена находились всостоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскомуобычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастноготретейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Магомета, признавего пророческую
миссию как основу егоавторитета. Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магометпереселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби I, т.е. 24 или 22 сентября622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I)стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Магомета иМекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-наби (“город Пророка” ) илипросто ал-Мадина (Медина). Магомет превратился из простого проповедника в политическоголидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенноустанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета былипришедшие с ним из Мекки мусульмане мухаджиры и мединские мусульмане — ансары.Магомет надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеевЙасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказалисьпризнать в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха идаже вступили в контакты с врагами Магомета — мекканцами. К ним присоединилисьи часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотнопринявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта внутренняя мединскаяоппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем “лицемеров” (мунафикун).Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как оботдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее говоритоб особой роли ислама, о себе как о последнем пророке — “печати пророков”,иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлениедопущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливаетсяособый мусульманский день общей молитвы — пятница, объявляется о святостиал-Кабы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главнойсвятыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла). В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основымусульманского ритуала — правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве,сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета стали фиксироватьсяправила жизни общины — принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания.Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры. Начинает особовыделяться положение Магомета как посланника Аллаха. В “откровениях” появляютсятребования особого почтения к Магомету, ему “ниспосылаются” исключения изнекоторых запретов, обязательных для других. Таким образом, в Медине Магометсформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организацииобщины. Эти принципы были выражены в “откровениях” и частично — в высказываниях,решениях и поступках самого Магомета. Одной из форм сплочения общины и еерасширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами.В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 годупри Бадре мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и этапобеда была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах — настороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманскимвойском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в голову, мусульмане понеслибольшие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующемгоду они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман успециально выкопанного рва. Тесные связи внутренней мединской оппозиции смекканцами, ее попытки покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полногоему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины былиизгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть банукурайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники исоперники Магомета. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы сМеккой. В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые кочевыеплемена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, насамой границе священной территории Мекки. Переговоры между мекканцами имусульманами завершились перемирием. Ровно через год Магомет и его сподвижникисовершили в соответствии с договором малое паломничество (умра). Тем временемкрепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной АравииХайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и новые племена. Вэтих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Магометом, многие мекканцыпринимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Меккев 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Магометсовершил поклонение ал-Кабе, очистил ее от языческих идолов. Магомет, однако,продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году) еще совершив паломничество,называемое прощальным (хиджжат ал-вада). Победа над Меккой еще более укрепилауверенность Магомета в себе и подняла его политический и религиозный авторитетв Аравии. Он посылает различным царям и вождям Аравии и наместникампограничных с Аравией областей Византии и Ирана
послания с предложениемпринять ислам. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы в СевернойАравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен иобластей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Магометом о союзе.В сражении при Хунайне в 630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступлениена Мекку враждебных кочевых племен. В 631-632 гг. значительная часть Аравииоказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение,возглавляемое Магометом. В последние годы жизни Магомет определяет цель этогообъединения — распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военнуюэкспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Магометнеожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существуетлегенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Мединны (МечетиПророка). Со смертью Магомета прекратился прямой “контакт” общины с Аллахом,ею стали управлять халифы — заместители Пророка в деле проведения в жизньзаконов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За правовыдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группымусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета — АбуБакр. После смерти Хадиджи Магомет заключал большое количество браков. ПравоПророка перевысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) былоспециально обосновано кораническим “откровением”. В большинстве своем этибраки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различнымиродо-племенными группами. Любимой женой Магомета предание считает Аишу, дочьАбу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль вкачестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета такжепользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего вмладенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у Магомета было11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины. Магометне оставил мужского потомства. Дочь Магомета Фатима вышла замуж за его двоюродногобрата и верховного друга Али б. Аби Талиба. От потомков их сыновей — ал-Хасанаи ал-Хусайна — происходят все довольно многочисленные в сегодняшнеммусульманском мире потомки “семьи Пророка” — саййиды и шарифы. В современнойнауке существует общее мнение, что Магомет действительно жил и действовал,произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал общинумусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Магомета (сира), впреданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) ит.д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много позднихдобавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманамбиографию Пророка. Ислам в принципе не наделяет Магомета никакимисверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что онтакой же человек, как и все. Тем не менее вокруг его фигуры постепенно возникцикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например,легенда о том, что ангелы рассекли молодому Магомету грудь и омыли его сердце,или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке вИерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах,сотворенных Магометом, — в его присутствии недойная овца дает молоко, малойпищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материала впреданиях о Магомете сравнительно мало. В европейской культуре образ Магометабыл первоначально объектом разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости,любострастии, возникали и волшебные легенды, притягивавшие христианскихзавоевателей, как например, о висящем в воздухе гробе Магомета. Причудливымобразом он становился
порой объектом тайногопоклонения, например у тамплиеров. Просветители считали Магомета обманщиком,использовавшим религию в целях собственного благополучия. Ученые и публицистыЕвропы видели в Магомете и революционера, и реформатора, и пламенногополитического вождя, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов илихристианских монахов, и крупного политика и т.д. Успех ислама как религии и каксоциальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами. Вряду последних одно из ведущих мест занимает личность Магомета, вдохновенногооратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного и гибкогополитика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции срешительными новшествами, принципиальность с гибкостью, “демократизм” сединовластием, мягкость с суровостью и решительностью. Реальные результаты деятельностиМагомета и тот образ пророка и правителя, основу для которого он создал своейжизнью, определяют значение роли и личности Магомета в средневековой историиВостока и Запада.