АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ КАК ПРОГНОЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ А. В. Маматов, Д. В. Коновалов, Н. А. Коренькова1, И. Н. Полевой2 1Белгородский государственный университет,2Управление по труду и занятости населения Белгородской области,г. Белгород mamatovav@bsu.edu.ru, belgais@bel.ru Обеспечение сбалансированности спроса и предложения представляется возможным через взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда.Сегодня мы наблюдаем диспропорцию между структурой и объемами подготовки специалистов и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу, что является одним из существенных факторов, создающих количественные и качественные параметры дисбаланса. Показательными являются недостаточная адаптированность системы образования к рынку труда, трудности, связанные с получением необходимой информации от всех его субъектов. В настоящее время много внимания уделяется развитию человеческих ресурсов, кадрового потенциала. Решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственного потребителя, который имеет свои цели, задачи, мотивацию в выборе профессии и сферы трудовой деятельности.Безусловно, внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности является профессиональная мотивация, определяющая во многом эффективный рост профессиональной и культурной образованности. Мотивация предполагает направленность не только на выбор учебного заведения и получение профессиональной квалификации, а также на общую и профессиональную культуру, формирование которой зависит от влияния социальных институтов. Ценностные ориентации, обоснованность выбора профессии, отношение к специальности; перспективы профессиональной и должностной карьеры; самооценка и уровень притязаний; побуждение к достижению успеха; четкость целей и мотивов – определяющие критерии потребительского поведения. Однако систематический мониторинг мотивационных устремлений молодежи представляет другую картину: профессионально-образовательный выбор зачастую определяется стихийными и ложными представлениями о престижности и востребованности определенных профессий, а также специальностей на рынке труда. Такой выбор не всегда соответствует интересам личности, общества и работодателей, но существенно определяет структуру образовательных услуг и впоследствии создает серьезные проблемы с трудоустройством и эффективной занятостью молодежи.В этой связи показательны результаты опроса учащихся школ Белгородской области. Согласно результатам исследования, примерно из 94 % респондентов, ориентированных на продолжение образования, 86 % выбирают вуз. Такая тенденция объясняется не столько престижностью высшего образования, сколько сформировавшимися потребительскими предпочтениями в пользу «модных» специальностей – юристы, экономисты, но в ущерб подготовки кадров для возрождающейся промышленности, социальной сферы и новых рыночных структур. Диаграмма (рис. 1) отражает траекторию ориентации молодежи в мире профессий и низкий уровень просветительской работы, так как значительный процент (16,6 %) абитуриентов имеют трудности с самоопределением. Юридические Педагогические Технические Инженерные Экономические Медицинские Рабочие Управленческие Затрудняюсь ответить Рис. 1. Профессиональные предпочтения белгородских школьниковЦенность профессионального образования зависит не от реальной потребности в специалистах и содержания их труда, а от престижности профессии, которую ассоциируют лишь с хорошей заработной платой. Рост числа абитуриентов, ориентирующихся на вузы, окончание которых, как им видится, может способствовать получению высоких доходов, используют многие негосударственные вузы в рекламных кампаниях. До половины студентов (48 %) хотели бы работать по специальности после окончания вуза, однако для подавляющего большинства выпускников (79 %) работа по специальности не является решающим фактором при выборе места занятости. Исследование показало, что такой важный (во многом определяющий компетентность, последующее трудоустройство и влияющий на престиж) фактор, как возможность самореализации и саморазвития, составляет всего 28,7 %. Это свидетельствует о низком уровне культуры будущих абитуриентов. Определяющими источниками информации при выборе профессии и учебного заведения для выпускников являются родители и близкие родственники (45,4 %). Это показатель узких мировоззренческих позиций молодого поколения и неразвитости социальных процессов в образовании. Подобная ситуация может быть связана как с затруднительным социально-экономическим положением выпускников, так и с несоответствием потребностям студентов уровня и качества курса обучения (рис. 2). Престижность Возможностьсамореализации и саморазвития Вероятностьтрудоустройства Хорошая заработная плата Прочее Рис. 2. Мотивы профессионального выбора белгородских школьниковСегодня студенты выдвигают новые требования к преподаваемым дисциплинам. Наблюдается резкий рост рейтинга таких предметов, как компьютерная грамотность и иностранный, особенно английский, язык. На вопрос, какими навыками должен обладать современный специалист, ответы распределились следующим образом: умение работать с компьютером – 91 %, владение иностранным языком – 84 %, умение выражать мысли в устной и письменной форме – 56 %, умение работать в команде – 24 %, коммуникабельность – 22 %. Можно сказать, что под давлением рынка набор навыков и качеств специалиста будет изменяться и дальше.Результаты данного исследования являются в определенной степени показателями предложения на рынке труда.Что касается спроса, то, согласно данным кадровых служб и службы занятости населения по Белгородской области, основную долю рабочих мест составляют вакансии для представителей рабочих профессий, количество которых превышает предложение почти в 2 раза (табл. 1).Самые востребованные профессии на рынке труда: водители, каменщики, плотники, токари, фрезеровщики и т. д., а также неквалифицированный персонал. Как можно заметить, свободными остаются те ниши занятости, где тяжелые условия или низкая система оплаты труда. Особенно остро кадровый «голод» ощущается в сфере производства, строительстве, торговле, образовании (табл. 2).Недоработки государственной системы профориентации молодежи, несовершенство мотивационных структур, открытие специальностей без учета потребностей народного хозяйства приводят к нарушению спроса и предложения, рассогласованию баланса между рынком труда и рынком образовательных услуг, осложнению трудоустройства выпускников, искажению развития человеческих ресурсов. Устранение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы требует новых подходов в деятельности социальных институтов, пристального внимания к мотивационной и профориентационной деятельности. На сегодняшний день с целью активизации изучения социальных процессов в образовании целесообразно создание в каждом регионе статистической инфраструктуры и информационной системы, адекватно реагирующей на постоянные изменения на рынке труда.^ Таблица 1. (чел.) Спрос и предложение на рабочие профессии на рынке труда г. Белгорода в 2009–2010 гг. Таблица 2Спрос и предложение ИТР и служащих на рынке труда г. Белгорода в 2009–2010 гг. Профессия Заявлено вакансий (ед.) ^ Обратилось (чел.) Агент страховой 122 3 Бухгалтер 262 257 Инженер 617 238 в т. ч. Инженер ПТО 64 2 в т. ч. Инженер-строитель 17 4 в т. ч. Инженер-программист 50 12 в т. ч. Инженер-проектировщик 37 4 в т. ч. Инженер-сметчик 31 7 Менеджер 531 140 Мастер (прораб) строит. и монт. 112 37 Учитель 201 140 Экономист 117 166 Окончание табл. 2 Юрист 139 120 Архитектор 5 4 Секретарь 78 73 Фельдшер 44 1 Энергетик 33 10 Дизайнер 24 6 Механик 81 43 Милиционер 191 4 Психолог 6 11 Список литературыИванченко Г. В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора // Мир России. 2005. № 2.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. – Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru/text/docs/ 2002/04/57884.shtmlКязимов К. Рынок труда и профессиональное образование // Человеческие ресурсы. 2009. № 6.Маматов А. В., Коновалов Д. В., Рябко С. В. Прогнозирование как один из главных инструментов управления кадровым потенциалом региона // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по матер. Шестой Всерос. научно-практич. Интернет-конференции (28–29 октября 2009 г.). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. С. 138–140.Федюкин И. Управление спросом и предложением на российском рынке образования // Отечественные записки. 2008. № 3.