Реферат по предмету "Религия и мифология"


Духовная культура и религиозные верования древних коми

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Ухтинскийгосударственный технический университет»
Воркутинский филиал
Ухтинского государственного технического университета
(ВФ УГТУ)
Контрольнаяработа
По_________________________________________________
Тема_________________________________________________
студента ___ курса
группы ______
Шифр___ /____
Домашний адрес:
_________________________
Проверил: /___________/
(подпись)
______________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
Дата проверки_________
Воркута,2007г.

Содержание
Введение
1. Этногенез и этническая история
2. Религиозно-мифологические представления древних коми
3. Духовная культура и традиционные верования
3.1 Космогонические мифы
3.2 Верховные боги
3.3 «Низшая» мифология: духи природы
3.4 Почитание огня
3.5 Животные
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Общность финно-угорскихнародов восходит к 3-2 тыс. до н. э. Древние финно-угры расселились к 1 тыс. н.э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики и Скандинавии, заняв лесную полосуВосточной Европы и достигнув Средней Европы. Уже в это время они соприкасалисьс древними индоевропейцами. Финно-угорские племена в IV в. находились в сферевлияния короля готов Германариха и гуннов, а затем в VI-VIII вв. – хазарскогокаганата.
К финно-угорской группепринадлежат финны, саамы, карелы, вепсы, эсты, мордва (Эрзя и Мокша), меря,мари, удмурты, коми, обские угры (манси, ханты), венгры. Все эти народыявлялись коренным населением территорий, колонизированных русскими (с VIIIвека). Особенности этногенеза русских в пределах Черниговского, Муромского,Рязанского княжеств и Московии. Характер этнических и культурных связейфинно-угров и русских.
Коми — древний народ,живущий в основной массе в современной Республике Коми, а также в Северо-3ападнойСибири и на Кольском полуострове. Заселение Вычегодского бассейна предками Коминачалось в глубокой древности. Археологические памятники (городища имогильники) бассейна pек Вычегды и Выми XI — XII вв. близки к Камским иЧепецким городищам (принадлежащим предкам пермяков и удмуртов). Вместе с темцелый ряд своеобразных черт культуры, существовавшей в бассейне реки Вычегды,позволяет считать её исконно местной, сложившейся в результате развития болеедревних культур, комплексов, наметившихся ещё в первых веках н. а. Уже в 1-мтысячелетии Коми общались со славянскими племенами. Эти связи отразились вобщем типе украшений, орудий, керамики. В нач. XIV в. на земли, расположенныепо сред. Вычегде и Выми, распространяет своё влияние Москва. В это же времяпроисходило обращение Коми в православие.

1. Этногенези этническая история
Впервые предки коми(древнепермская этнолингвистическая общность) обнаруживаются исследователями воII тыс. до н. э. в районе впадения в Волгу Оки и Камы. Позднее происходитраспространение древних пермян на север, в Прикамье.
В I тыс. до. н. э.(железный век) на территорию современной Республики Коми проникают предки коми.
В IV-VIII вв. н.э. наСеверо-Востоке Европейской части России (территория современного расселениякоми) известна ванвиздинская культура, носители которой говорили нафинно-пермских языках.
Кроме того, в первойполовине I тыс. н. э. древнепермская этнолингвистическая общность разделяетсяна предков общекоми и удмуртов. Центром обитания коми общности было Прикамье. Впоследней четверти I тыс. н. э. произошёл распад этой общности. Часть населениямигрировала в бассейн Вычегды, где смешались с носителями ванвиздинскойкультуры. На Выми и нижней Вычегде, очевидно, главным элементом сталиванвиздинцы, а на Сысоле и верхней Вычегде доминирующим элементом стали переселенцыиз Прикамья.
В результатевзаимодействия сложилась вымская культура (IX — XIV вв.), соотносимая слетописной пермью вычегодской.
Население пермивычегодской имело устойчивые торговые и культурные связи с Прибалтикой,Поволжьем и югом. В последнее время ее существования происходит мощноевоздействие культуры восточных славян.
В XV — XVI вв. поддавлением славяно-русской колонизации Севера этнический массив коми сдвинулся ввосточном направлении. Коми население исчезло в низовьях Вашки, на Пинеге, нижнейВычегде, Виледи, Яренге, нижней Лузе.
С этого времени вплоть доначала ХХ в. происходило непрерывное расширение этнической территории коми. ВXVI — XVII вв. коми заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII — XIX вв. — Печору иИжму.
В процессе взаимодействияс окружающими этносами в состав коми вошли ассимилированные группы вепсов,русских, ненцев и манси. Это отразилось на антропологическом облике и отдельныхкомпонентах культуры коми, привело к образованию в составе коми отдельныхэтнолокальных групп (См. раздел Этнические и этнографические группы).
В XVI — XVII вв. натерритории коми известно несколько административных образований — волостей иземель: Удорская волость, Глотова слобода, Вымская земля, Сысольская земля,Ужгинская волость и ряд других. В XVII в. коми сосредотачивались вСольвычегодском, Яренском и Пустозерском уездах.
В XVII — XIX вв.происходит переселение значительных групп коми на Урал, в Сибирь и на ДальнийВосток.

2. Религиозно-мифологическиепредставления древних коми
В результате многолетнихархеологических исследований создана источниковая база для изучениярелигиозно-мифологических представлений пермских народов
Фиксация икартографирование находок культовых вещей помогают выяснить ареал тех или иныхкультов, проследить в каких направлениях распространялись культы от центрасвоего зарождения, а также датировать расцвет изготовления предметов, а значити расцвет культа.
Археологические раскопкимогильников дают возможность восстановить жертвенный комплекс погребальногообряда, исследования костищ и жертвенных мест дают вещевой материал длячастичной реконструкции жертвенных обрядов, несомненно, связанных с системойустойчивых религиозных представлений древних людей.
Данные археологиипозволяют высветить эволюцию образов культовых зверей и животных, наиболее ярковыраженную в металлической пластике. Вещевой материал культового характерашироко представлен украшениями, ритуальной посудой, предметами жертвенногообряда, металлическими пластинами и бляхами.
Главная особенностьвотивных изображений заключается в смешении в одном художественном образепризнаков различных зверей, птиц, человека, земноводных, рыб и т.д., поэтому,эти изображения получили название сложного образа. Рассматривая сложные образывотивных предметов можно судить о том, какое место занимали звери, птицы иличеловек в религиозно-мифологических представлениях древних коми и удмуртов.
Сложность художественныхобразов частично обусловлена смешением «старых» и «новых» культов, что создаетисключительный интерес к всестороннему изучению религиозно-мифологическихпредставлений древних пермских народов.
Своеобразныерелигиозно-мифологические представления древнего прикамского населенияотразились не только в археологических предметах, но и в многочисленныхявлениях, сохранившихся в быту, верованиях, фольклоре и языке удмуртов и коми.
Традиция воспроизведениязооморфных сюжетов из религиозно-мифологических представлений в народномискусстве оказалась чрезвычайно устойчивой. Это может объясняться рядом причин,и прежде всего экономическими причинами. Вплоть до XX в. одним из основныхзанятий коми и удмуртов были охота и рыболовство. Специфические условия бытаспособствовали сохранению в среде охотников магических обрядов, преданий имифов, связанных с древними божествами. Другой причиной, способствовавшей ихконсервации явилось географическое положение пермских народов — удалённость от«центра», окруженность труднопроходимыми таёжными лесами, суровость климата,что приводило к сохранению самобытной духовной культуры.
Религиозное почитаниезверей, птиц и деревьев, вера в перевоплощение в зоо- и зооантропоморфныесущества – все это, безусловно, восходит к древним представлениям о всеобщейродственной связи человека с природой — тотемизму.
Человек рода одухотворялприроду, сливаясь с ней. По представлениям древних прикамцев человек мог быть изверем, и птицей, земноводным или насекомым и даже деревом. Отсюдамногочисленные представления о сверхъестественных превращениях человека взверей и птиц или наоборот, что обнаруживается повсеместно в народных сказках,легендах, песнях. В суевериях до сих пор способность превращаться относят кособым людям, знающим «законы старины» — колдунам и знахарям, в далекомпрошлом, очевидно, эти свойства приписывались каждому человеку. До недавних порсуществовала вера в порчу, которую колдуны выращивали в туесках или варили вглиняных горшках и которая имела вид ящериц, жуков или других гадов.
Тотемический характерносили местные костюмы, головные уборы, украшения. «Одежда – социальный знак,метка, обозначающая место данного индивидуума в общественной системе, одеждаобъединяет людей одинакового социального (в том числе и этнического) статуса,она служит интегрирующим фактором внутри данной группы, одновременно противопоставляяэту другим группам»
До сих пор сохранилисьлокальные различия в одежде, орнаментации и в головных уборах. Мотивы «оленьирога» или «медвежья лапа» используются в меховой мозаике украшения костюма,сумок-тучу, в вышивании, вязании.
Нередки воспроизведенияголов зверей и животных на предметах домашней утвари (солонках, ковшах, ушатахи т.д.). Животными мотивами оформлялись наличники, красные углы, части ткацкихстанков, охлупней амбарных домов и т.д. Мотивы оленя и коня широко использовалив росписи на прялках. Сейчас они несут только лишь декоративное значение, араньше имели смысл оберегов. В украшении интерьера жилых помещений вплоть донастоящего времени используются натуральные лосиные и оленьи рога.
Этнографические материалысвидетельствуют, что у народов, находившихся на уровне первобытных отношений,сосуды с изображением тех или иных зооморфных элементов или имевших формуопределенных животных или птиц, входили в родовую символику, имели вотивноезначение и использовались в родовой обрядности.
Устно-поэтическоенародное творчество (мифы, предания, легенды, сказки, былички) в сопоставленииих с реликтовыми явлениями в быту, верованиях и обрядах народов-носителей этогофольклора дают многое для выяснения этносоциальной сущности и духовного обликадревнего человека.
У пермских народовсохранилось большое количество сказок о существовании трёх или семи миров, гденаиболее ярко вырисован подземный мир. Произведения народного фольклорасвидетельствуют о вертикальном делении мира на жизненные сферы, гдеопределённым зооморфным образам верхнего мира обычно соответствуют определённыеобразы нижнего мира. Также имеют широкий ареал космогонические мифы с дуалистическимхарактером (творцы мира — два противостоящих друг другу существа,противостояние добра и зла).
Отголоски древнегопочитания животного мира прикамскими народами обнаруживаются в их языке (вкоми-пермяцком языке нет названия лось, его называют иносказательно илипо-русски). В настоящее время в быту в огромном количестве распространеныразные суеверия и приметы, в которых также прослеживаются отголоски древнихрелигиозных представлений.
Как известно, одной изнеобходимых первооснов формирования и функционирования этноса и всего комплексаего культуры является природная среда. Характерные особенности природной среды(климата, почвы, рельефа, флоры и фауны) оказывают определенное воздействие наотдельные стороны духовной культуры народа, это находит своё специфическоеотражение в обычаях, обрядах, верованиях и культах. Природное окружение служитестественным фоном, на котором создаются религиозно-мифологическиепредставления народа, включающие в себя такие «чисто экологические» формыверований как культ солнца, воды, земли, культ растительности, культ умирающегои воскресающего зверя и т.д. Экологическая ниша пермских этносов достаточносложна, это зона северных хвойных, в древности весьма труднопроходимых лесов, ссуровыми продолжительными зимами, резкими перепадами температуры и беднымималоплодородными почвами. Всё это не могло не сказаться на всём комплексематериальной и духовной культуры народов. Лес занимает особое положение: ондаёт пищу, дрова, одежду, защиту и в то же время завораживает своейтаинственностью и необъятностью, отсюда и глубокое почитание леса, его реальныхи мифических обитателей, и огромное разнообразие культов, так или иначесвязанных с флорой и фауной.

3. Духовнаякультура и традиционные верования
Все финно-угорские народыявляются коренными на своих территориях. Предки финно-угров жили в ВосточнойЕвропе и на Урале еще со времен неолита (новый каменный век). От Балтийскогоморя до Западной Сибири, от лесостепей Русской равнины до побережья СеверногоЛедовитого Океана — исконные земли финно-угорских и близких к ним самодийскихнародов.
Финно-угров по всемусвету объединяет общая материальная и духовная культура. Все настоящиефинно-угры живут в гармонии с природой, с окружающим их миром и с соседниминародами. Только финно-угорские народы и в начале третьего тысячелетиясохранили в Европе в наиболее полном объеме традиционную культуру, в томчисле, как это не парадоксально и русскую. Впрочем, этот парадокс объясним. Вотличии от многих народов, финно-угорские стараются сохранить в своей культурекак можно больше обычаев и традиций, включая и заимствованные.
Духовная жизнь невозможнабез народных верований. Даже давно крещенные народы сохранили у себя огромныйпласт культуры, связанный с дохристианскими верованиями. А некоторые, до сихпор придерживаются, в основном, традиционной веры. Не надо путать эти верованияс язычеством.
Вопрос малого народа коми- это без сомнения и русский вопрос. Вопрос этнической идентификациивеликорусского этноса. На всех территориях Русской равнины, где теперьпроживают русские, раньше проживали финно-угры. Большая проблема, каков былхарактер славянской колонизации. Ведь русские сохраняют одну и ту жематериальную и духовную традиционную культуру именно с финно-угорскиминародами, а не с южными славянами или тюрками. Психологические особенностинаселения, его национальный характер, особенно на севере, северо-западе исеверо-востоке Европейской части России (самой коренной части России) у русскихи финно-угров тоже общие.
В конце концов иМосковская Русь, и Новгород развивались именно на землях заселенныхфинно-угорскими племенами чуди, мери и мещеры, а также на мордовских, вепсских,водьско-ижорских, карельских и пермских территориях.
Славяне не ассимилировалифинские племена. Это финно-угры адаптировались под новый язык и приняли частьвизантийской духовной культуры. Поэтому, у русских есть возможность выбора.Осознать свою укорененность на этой земле, разглядеть в предках не только и нестолько славян, ощутить, что культура русского народа базируется нафинно-угорской основе.
До христианизациигосподствовали анимистические представления, вера в духов (личных, семейных,общественных, покровителей, природных мест). Вера в переселение душ. Культмедведя, распространенный у многих народов Сибири, у хантов и манси имеетдревние корни.
Несмотря нахристианизацию, у коми сохранялись реликты дохристианских верований.Обожествлялись природные объекты, например Войпель — хозяин леса, Йома — хозяйка лесных животных, некоторые деревья: береза (кыдзпу), ольха (ловпу),животные: утка (чoж), медведь (ош), щука (сир). Так, щучьи зубы служилиоберегом. Сохранялся культ предков. Коми верили в существование двух душ учеловека (христианская душа — лов и двойник человека — орт).
С медведем связанкомплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игры».Обрядовые действа приурочены к зимнему солнцестоянию, весеннему равноденствию,посвящены добытому на охоте медведю. Предполагалось, что медведь будетходатайствовать за весь род и давать жизненную силу в течение года или доследующей добычи.
Шаманизм. Отношение наукик шаманам и шаманизму. Шаман – у хантов и манси он назывался «елты-ку» — являлся посредником между людьми и духами, решая все бытовые проблемысообщества, проводя обряды. Причины возрождения шаманизма в настоящее время.Особенности проявления финно-угорского неоязычества, начавшегося в 1990-е годыХХ века.
Культовые предметы.Одежда и атрибуты шамана. Маски из берёсты для медвежьих праздников. Куколки,хранившиеся в культовых амбарах в священных рощах. Традиция жертвованиялоскутков белой ткани, привязывавшихся к священным деревьям. Татуировки каксакральное искусство.
Хозяйственная деятельностьсопровождалась различными обрядами. Существовали, например, обрядыжертвоприношений, устраивались коллективные праздничные трапезы.
Традиционная свадьба комиблизка севернорусской. Но существуют и различия, в том числе и междуэтнографическими группами. Для охраны участников свадьбы от сглаза приглашаликолдуна (тoдысь). В некоторых районах жених с невестой лично обходили илиобъезжали дворы, приглашая гостей на свадебное торжество.
В похоронном обрядесохранялись архаические представления о загробной жизни. Подчёркивалась связьгроба с жилищем. Он назывался словом «дом» (горт), в крышке прорезывалосьокошко. Над гробом сооружали дощатую крышу или покрывали его берестой. Могилупредварительно выкупали. Для защиты от вредоносных действий покойника гробвыносили через взвоз, а затем трижды запирали дверь. Личные вещи умершегораздавались и уничтожались.
Отдельные элементысемейных обрядов, особенно похоронных, сохраняются до настоящего времени.Продолжают сооружать над гробом крышу, после выноса покойника моют помещение,организуют поминальное угощение.
Значительное развитиеполучила народная медицина. За лечением обращались к колдунам (тшыкодчiсь),знахарям (тoдысь).
В традиционной духовнойкультуре коми большое место занимал фольклор. Известны эпические поэмы исказания о богатырях (Пере), героях (Йиркапе, Педоре Кироне) и знаменитыхколдунах (Корт-Айке, Яг-Морте, Шипиче). Совместным творчеством коми-ижемцев иненцев является ижмо-колвинский эпос, исполнявшийся на коми языке. Наиболееразвитый жанр фольклора коми — сказки. Многообразны пословицы, поговорки,загадки. Получило развитие песенное творчество (лирические, трудовые песни,импровизации, частушки), танцы, игры. Среди танцев известны тройка, восьмерка,поводок, русская, кадриль, краковяк. Проводились состязания в беге, прыжках,поднятии тяжестей, перетягивании, игры в городки, в бабки.
 
3.1 Космогоническиемифы
Христианское влияниесказалось и на немногих, известных среди коми, мифах о сотворении мира. В одномиз них, появившемся в зырянской среде от русских, творение космоса предстаеткак результат совместной деятельности двух основных антагонистических силхристианской религии — Бога и дьявола: «Когда Бог творил землю и живыесущества, дьявол из зависти мешал Ему. Бог рассердился, схватил дьявола исбросил его с неба на землю, в болото. В болоте, в том месте, куда провалилсядьявол, образовалась большая дыра; из этой-то дыры и полезла всякая «нечисть».Часть пошла в озера — водяники, часть в леса — лесовики, часть забралась в тучии облака и так распространилась по всему свету. Этой «нечисти» повылезало бы иеще больше, если бы Бог не догадался заткнуть дыру в болоте горящим поленом».
В другом дошедшем до наскосмогоническом мифе рассказывается, как птицы по приказу Бога участвовали всоздании «мировой» реки: «Бог задумал выкопать реку и призвал на помощь птиц.Все птицы откликнулись на призыв Бога и участвовали в прокладке русла реки,кроме ястреба. За неповиновение Господь наказал ястреба.
Сходными со многиминародами являются и коми народные представления о мироздании. В них землявыглядит плоской, в виде круглого острова, окруженного водой; а небо — какстеклянный колпак. «До неба далеко: сколько на корове шерстинок, столько донеба верстинок». Бог высек золотые гвозди на небе – звезды.
 
3.2 Верховныебоги
В результате раннейхристианизации исторические средневековые источники не полностью успелизапечатлеть имена древних верховных богов, как это было у других финно-угорскихнародов (финнов, карел, эстонцев, удмуртов, мордвы, марийцев, хантов и манси).
Высшая мифология всегдаоказывалась наименее устойчивой частью, так как на отказ от нее в первуюочередь были направлены основные усилия миссионеров новой религии. Видимо, такнекоторые персонажи высшего уровня были заменены христианскими святыми, другие- приобрели отрицательные характеристики. Некоторую реконструкцию древнегопантеона позволяют сделать данные лингвистики и этнографии.
У всех финно-угорскихнародов в древности существовал главный небесный бог. Его имя исследователисвязывают с названием неба, воздуха.
В скандинавских и русскихпреданиях сообщается, что у заволочской чуди, которая скорее всего принималаучастие в этногенезе коми народа, существовал верховный бог Юмалла. ИзображениеЮмаллы находилось в еловой роще: «Весь он был слит из серебра, прикреплен ксамому большому дереву рощи и держал в руках большую золотую чашу»; в нее чудьопускала жертвоприношения в виде серебра и золота своему богу.
Бог Юмалла «ведал»погодой. От него происходили гром, гроза, радуга.
Еще в дохристианскоевремя почти у всех финских народов, название небесного бога jumala (jumal) былозаменено названием другого божества — Укко.
В процессе христианизациитермин jumala стало обозначать «бога вообще». Функции «громовика» Jumouчастично перешли к св. Илье. Путь от бога Jumou к св. Илье оставил следы в коминародной культуре. Среди коми, как и русских и карел, сохранились представленияо происхождении грома и молнии от св. Ильи, который ездит по небу в огненнойколеснице.
Среди фино-угорских народоввстречаются и другие одинаковые названия божеств, но выполняющих разныефункции. Видимо, когда-то до распада финской общности на отдельные племена былсоздан единый пантеон богов. В процессе многовекового самостоятельного развитияу каждого народа за определенным божеством закрепились особые функции.
3.3 «Низшая» мифология: духи природы
Гораздо более устойчивымв коми мифологии оказался ее так называемый «низший слой». К нему относилисьразличные духи, связанные со всем мифологизированным пространством от дома долеса и причисленные к разряду нечисти. Им посвящались различные обряды жертвенногохарактера.
Среди персонажей «низшей»мифологии выделялась группа духов- «хозяев» различных природных объектов (лес,земля, поле, вода и т.д.). Самым популярным природным духом у вепсов был иостается «хозяин» леса. Он известен под множеством названий, по которым можнонаметить некоторые стадии развития народного мировоззрения.
Семейные отношенияколлектива также накладывают отпечаток на представления о духах: у хозяина, какправило, есть жена-хозяйка, а иногда и дети. Вообще для коми традициихарактерна парность мифологических персонажей.
По народным верованиям,при встрече человека с «хозяином леса» он внезапно превращался в толстый пень скорнями. Хозяин леса являлся перед человеком и в других обличьях, например, ввиде некоторых животных (медведя, змеи, филина), но чаще всего антропоморфнымсуществом (маленьким старичком, «с куст можжевельника», молодым черным илохматым мужиком, человеком, ростом равным самым высоким деревьям в лесу.
В сложении образа лесногодуха-«хозяина» отразилось двойственное отношение коми к лесу: с одной стороны,он являлся кормильцем крестьянина, с другой — был наполнен всевозможнымиопасностями. Хозяин леса мог не только послать охотнику много дичи, собирателю- много грибов и ягод, а пастуху — безопасность скота, но и сбить путника илидомашних животных с дороги, напустить на них диких зверей. Чтобы не прогневитьлесного духа каждый крестьянин в прошлом знал различные религиозно-магическиеобряды на случай встречи с ним в лесу, потери дороги, ночевки под деревьями, атакже жертвенные обряды в начале и конце лесной промысловой деятельности. Так,закончив сбор «даров леса», собиратели обязаны были принести жертву лесномухозяину — в виде ягод и грибов, которые они оставляли на пне, у придорожногокреста или на перекрестке дорог. Этим формам поведения многие сельские жителиследуют до сих пор при посещении леса.
Почитаемым образом коминизшей мифологии был водяной дух. Но в отличие от духа леса, вера в него малосохранилась среди коми до сегодняшнего времени. В традиционном мировоззрении комиотразились различные стадии олицетворения водных объектов. О реках говоритсякак о существах женского пола, содержится объяснение их физических особенностей.Перед началом рыбной ловли рыбак подходил к озеру или реке и обязательно«здоровался» с ними. Такое приветствие сопровождалось протягиванием руки к водеи имитацией рукопожатия.
С развитиеманимистических верований олицетворения, придаваемые различным водным объектам,постепенно отделялись от своих стихийных основ и становились их хозяевами.
Помимо терминов,связанных с мифологизацией определенного водного пространства (озеро, ручей,река), у коми известна группа названий для обозначения духа-хозяина вод,применимых по отношению к любому водоему.
В мифологии комивыявляются два источника происхождения водяного. По одному из них, водяные духипоявились одновременно со всей нечистью на земле по непредвиденной случайностиво время акта творения Богом мира; по другому — от утопленников.
В народных рассказахвстречаются описания этого духа в виде быка, собаки, но особенно часто — в видеголого человекоподобного существа мужского или женского пола с длиннымиволосами. Местообитание водяного порою накладывало отпечаток на его внешнийвид. Так, в воображении народа его волосы часто рисовались в виде длинныхзеленых водорослей.
В отличие от хозяиналеса, имеющего противоречивый характер, водяной в коми мифологии — преимущественно злой дух, жестокий и коварный. Его неожиданное появление передчеловеком всегда сулит несчастье. Он опрокидывает лодки, ловит и душиткупающихся, топит лошадей и коров, не щадит даже детей, останавливает мельницы.Как и вода, он может наслать болезни. Будучи властелином рыб, водяной частовредит рыбакам: приближается к сетям и неводам и отгоняет от них свое «рыбьестадо». Для того, чтобы задобрить водяного и получить хороший улов, коми рыбакиделали ему приношения в начале и в конце рыбацкого промысла.
3.4 Почитание огня
Стихией, противоположнойводе, был огонь. Культ огня занимал важное место в древних мировосприятии ирелигии. Он выражен прежде всего в различных табу, запрещающих как-либоосквернять эту чистую стихию: нельзя было плевать в огонь, топтать его ногами ит.д. В случае нарушения запретов огонь мог отомстить пожаром или болезнями.
Различные виды огня(костры, горящая лучина или свеча, дым и т.п.), которым приписывалисьочистительные, целительные, обережные или продуцирующие свойства, широкоиспользовались в ритуалах. С ритуальными огнями производились всевозможныемагические действия: обегание, прыжки, обходы, окуривание и т.п. Окуривание,считавшееся в народе важнейшим обезвреживающим средством, как правило,предваряло начало какого-нибудь нового периода в жизни и деятельности человека.Так, успеху рыболовного или охотничьего сезона способствовало окуривание орудийтруда — сети, ружья. Употребление молока нового удоя в пищу начиналось сомовения коровы и окуривания ее дымом, что также имело и утилитарный смысл.
В представлениях народаотразились различные проявления этой природной стихии: огонь — источник света итепла; огонь — земной и небесный, падающий на землю в виде молнии; огонь костраи домашнего очага; огонь — разрушитель и т.д. Дальнейшее развитие представленийо многоликости огня привело к персонификации некоторых форм его проявления ипоявлению особых «огненных» мифологических персонажей.
В культе огня особенноярко выделялось почитание огня домашнего очага. Он олицетворялся в образе духа.Среди черт, характеризующих внешний облик духа, известна только одна — вымазанность сажей, которая вполне увязывается с его местопребыванием в печи./>
3.5 Животные
В традиционноммировоззрении коми в значительное место занимали животные, роль которых былаудивительно разнообразной. Это могло быть не только связанное с анимистическимипредставлениями, тотемическим или промысловым культами поклонение животному, нои суеверный страх перед некоторыми из них, а также наделение какими-тосверхъестественными свойствами отдельных представителей природного мира,которые переплетались с реальными взглядами народа на особенности их поведения.
Наиболее ярким образом вряду почитаемых животных, «царем всех зверей» был медведь. В основе поклонениямедведю лежали архаические тотемические представления и промысловый культ.Следы тотемических представлений проявились, прежде всего, в признании медведясуществом, подобным человеку. При раскопках в большом количестве найденыкресала с изображением медведей, стоящих на задних лапах. По мнению специалистовв области древнего изобразительного искусства, вертикальная поза медведяуказывает на его связь с человеком и сверхъестественные свойства этого зверя.
В промысловом культесуществовали запрет называть имя медведя и замена его различными эвфемизмами:(лапа), (большой лоб), (хозяин леса), (бука); считалось, что сохранение черепамедведя способствует его возрождению; использовались когти и клыки зверя в качествеохотничьих талисманов.
Медведь, как и бык,лисица и белка, относятся к числу животных, которые по народным представлениямимели связь с огнем.
Особенно много поверий,примет и быличек было связано с птицами.
Различные факты народнойкультуры являются неопровержимым доказательством существования у коми вдревности верований о превращении души человека после его смерти в птицу.Надмогильные сооружения в виде вырезанных из дерева птиц — обычное явлениестарых кладбищ.
Судя по текстампричитаний, коми, как и многие другие народы, верили в существование у человеканескольких душ, которые сменяли друг друга в различные периоды жизненногоцикла. Возможно существовала не только возрастная, но и половая дифференциациядуш.
Представления одуше-птице и о птице-вестнике смерти у вепсов нередко переплетались.Душа-птица, улетевшая в мир мертвых, могла возвратится к живым как вестниксмерти. По поверьям, если любая птица залетала в окно дома, то это предвещалоскорую смерть одного из ее обитателей.
Предметом иррациональныхпредставлений были также домашние животные. Положительными чертами наделялсяпетух. Он считался глашатаем наступления благоприятного времени: дня и света,когда появляется солнце и исчезают темные силы. Петух мог отогнать всякуюскверну не только своим криком, но и клювом и крыльями. Упоминания о петухе,отгоняющем болезнь с помощью золотого клюва и серебрянных крыльев, часто можновстретить в лечебных заговорах.
Образ собаки включал какположительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, собака была другом изащитником человека. Такое представление о животном нашло отражение в поверьях.Согласно им увидеть во сне собаку означало скорую встречу со старым другом илиприобретение нового. Считалось благоприятным предзнаименованием, если навстречупутнику, вступающему в деревню, выбегала собака или раздавался ее лай.
Комплекс представлений,связанных с кошкой, также характеризуется двойственным, но более настороженным,чем к собаке, отношением. По коми поверьям, кошка — демонологическое существо,имеющее различные связи со всякого рода нечистью.

Заключение
Целью нашей работыявляется изучение характерных особенностей культуры не славянского народа коми.
Наша задача –культурологически объяснить «логику» каждого культурного сценария. В культурныйбазовый сценарий, различаемый в разных культурах, входит следующее: базовый типотношений, особенности семейных уставов, как празднуют свадьбы, как хоронят,где трудятся, наконец, какие области художественной деятельности получилинаибольшее развитие.
Многообразная духовнаякультура Коми представлена в народном искусстве, фольклоре, народных верованияхи обрядах: космогонические мифы Коми, отражающие ранние представления народа обокружающем мире и месте человека в нём (отделение неба от земли, сотворениеземли, человека и животных братьями-демиургами Еном и Омолем и др.); эпическиесказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки; обрядовая поэзия.Семейные и календарные обряды Коми близки к северо-русским. Наряду схристианскими отмечались такие традиционные календарные праздники, как проводыльда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправка напромысловую охоту и др. Сохранились дохристианские верования в леших (ворса),духов-хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу (шева); существовали культыдеревьев, промысловых животных, огня и др.
Особенностью являетсявыявление этнического и национального профиля культуры народа коми,подчеркивающего как общие черты со славянскими народами, так и уникальностьсвоей культуры.
Тема данной работы далеконе исчерпана, открываются всё новые грани поставленной проблемы, новыегоризонты исследования. Лишь на основе комплексной работы с археологическими,фольклорно-этнографическими, географическими, лингвистическими и другимиисточниками возможна целостная реконструкция религиозно-мифологическихпредставлений, обрядов древних коми.

Списокиспользуемой литературы
1. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М.,1978.
2. Савельева Э.А., Королев К.С. По следам легендарной Чуди:Страницы древней истории народа коми. Сыктывкар, 1990; Рогачев М.Б. Религия ицерковь // Республика Коми: Энциклопедия. Сыктывкар, 1999. Т.1.
3. Лепехин И.И. Путешествия академика Ивана Лепехина. Часть IV// В дебрях Севера. Русские писатели XVIII-XIX веков о земле Коми. Сыктывкар,1983.
4. Тентюкова Ф.А. Из прошлого Коми края. Сыктывкар, 1976.
5. Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народовкоми. Л., 1928.
6. Плесовский Ф.В. Космогонические мифы коми и удмуртов //Этнография и фольклор коми: Тр. / ИЯЛИ КФ АН СССР. 1972. Вып.13.
7. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мираудмуртов. Ижевск, 1994.
8. Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности исполнения решений в отношении граждан-должников
Реферат Отчет о прохождении экономической и практики менеджмента в ОАО Кировский завод
Реферат Финансово-промышленные группы в экономике России
Реферат Отчет по учебно-ознакомительной практике c правовыми основами местного самоуправления, формирова
Реферат Ответственность по гражданскому праву. Наследование по завещанию
Реферат Особенности приказного производства
Реферат Dolphins Of The Amazon River How Sotalia
Реферат Кроманьонец.
Реферат Основные правила составления договора
Реферат Отчёт по преддипломной практике в ОС Наука-Сервис
Реферат Ответы к экзамену Теория Государства и права
Реферат Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражный Суд
Реферат Отчет по административной практике
Реферат Woman Warrior Essay Research Paper In her
Реферат Отчет по практике в ООО МенеджментГруп