Житиеизложено по рукописям Троице-Сергиевой Лавры, по житию преп. Никона, составл.Митроп. Моск. Филаретом, и друг. пособиям
ПреподобныйНикон родился в городе Юрьеве Польском, недалеко от обители преподобногоСергия. Он происходил от благочестивых родителей и с юного возраста былвоспитан в богопочтении. Еще в ранней молодости он слышал об Ангельской жизнипреподобного Сергия, подвизавшегося с братиею в своей обители близ городаРадонежа. Подвиги преподобного Сергия, слава о которых далеко распространялась,приводили в умиление душу Никона, и сердце его горело желанием видеть сегосвятого мужа и подражать ему в жизни. С сокрушением сердечным и проливаяобильные слезы, Никон горячо молил Господа Бога:
— Боже и Господи, Царю вечный и благосердый, сподоби меня видеть сего святогомужа и последовать ему во всей моей жизни, да спасуся и я его ради и достоинбуду вечных Твоих благ, которые Ты обещал любящим Тебя.
Ивот вскоре он оставляет дом своих родителей и стремится в обитель преподобногоСергия. Достигнув обители, Никон поспешил увидеть самого великого подвижникаСергия и, припав к его стопам, стал усердно молить, чтобы он постриг его виноческий чин в своей святой обители. Преподобный Сергий видел благоразумие идушевную чистоту отрока и тотчас всем сердцем возлюбил его. Однако, провидя внем духовными очами будущий светильник Божественного света, он не оставил Никонабез испытания, но поступил с ним так же, как некогда поступил Евфимий Великий сСаввою Освященным, когда сей, еще в юношеском возрасте, пришел к нему. Он непринял Савву в свою обитель и отослал его в далекий монастырь к сопостникусвоему — преподобному Феоктисту. Так и преподобный Сергий отослал юного отрокав научение к ученику своему Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховскогомонастыря, — мужу, славившемуся добродетельною жизнью и искусившемуся виноческих подвигах.
— Иди без всякого размышления, — сказал он отроку, — и, если Богу угодно, тыпримешь там иноческий образ.
Сосмирением принял Никон такое повеление от преподобного. Горя любовью к Богу истремясь соделаться иноком, он с поспешностью отправился к блаженному Афанасию.
Когдаон достиг обители его, то, смиренно подойдя к келлии Афанасия, тихо постучал вдверь. Афанасий, приотворив немного оконце, спросил его:
— Чего ты хочешь, и кого ищешь? — Старец любил безмолвие и не часто выходил изсвоей келлии.
Отрок,поклонившись ему до земли, отвечал:
— Великий авва, блаженный Сергий прислал меня к тебе, дабы ты облек меня виноческий чин.
Насие старец, не глядя на него, со строгостью, сказал:
— Ты не можешь быть иноком: иночество — дело великое; ты молод, а правила старцевсуровы.
Отрокответил:
— Отче! не все люди одинаковы; ты только прими меня, а время покажет, могу ли япереносить трудности иноческого жития.
Ностарец продолжал:
— Многие приходили сюда, но обленившись и не выдержав трудности постничества ивоздержания, отбегали; и тебе я говорю, что ты не сможешь пребывать здесь; идив другое место и предавайся посту.
Слышасии слова, отрок, горя в душе Божественным огнем, со слезами обещал старцутерпеливо переносить всякую скорбь. Старец, видя обильные слезы отрока и егогорячее стремление к иночеству, ввел его в свою келлию и обратился к нему снаставлением:
— Не оскорбляйся, чадо, тем, что я тебе сказал; подвиг иноческий — дело великое:иноки называются добровольными мучениками, и мучение их сугубое; многиемученики, кратковременно пострадав, приняли кончину; иноки же в течение всейсвоей жизни претерпевают страдания, и хотя не принимают ран от мучителей,однако, обуреваемые плотью и воюя с врагами мысленными, страждут до последнегоиздыхания. Посему, сын мой, если ты хочешь работать Господу, то приуготовь своюдушу, дабы ты мог с терпением переносить все искушения и страдания, причиняемыеврагами.
Отрокже припал к ногам старца и едва мог проговорить:
— Смилуйся надо мной!
Тогдастарец поднял его и сказал:
— Встань, чадо! Господь наставит тебя на путь заповедей Своих. Все сие изрек ятебе потому, что сам я человек грешный, хотя и взял на себя устроение делаБожия; ныне желание твое исполнится.
Сказавсие, старец сотворил молитву и облек Никона в иноческий образ.
Афанасийнаставлял юного инока добродетелям и поучал его переносить все страдания,ведущие к Богу, стараясь исполнить душу его мужеством и крепостью и являясь емуво всем примером. Никон же, упражняясь под руководством его в молитвах,преуспевал в добродетелях, в подвигах поста, в неусыпном бдении над собою; онхранил чистоту, смирение, кротость и поучался усердно в Божественном Писании.Видя такое прилежание отрока, Афанасий возымел о нем отеческое попечение и,побуждая его к дальнейшим подвигам, содействовал его постепенному иноческому совершенствованию.
КогдаНикон достиг совершенного возраста, то, по желанию Афанасия и всей братии,почтен был саном священства, как достойный быть предстоятелем пред Богом.Доблестный же Никон, по принятии священства, сподобившись сугубой благодати,стал проявлять еще большее усердие к подвигам благочестия.
Пробывнесколько времени в обители, Никон снова возгорелся неудержимым желанием видетьвеликого старца и подвижника преподобного Сергия, дабы получить от негоблагословение и слышать от него богомудрое наставление. С горячей мольбойобратился Никон к Афанасию, дабы он, помолившись о нем, отпустил его с миром изобители. Афанасий не удерживал Никона и, молитвенно напутствовав его, отпустилот себя.
Придяв лавру преподобного Сергия и увидев богоносного отца, Никон с горячими слезамиприпал к стопам его и просил у него благословения. Преподобный не только срадостью принял его как посетителя, но и оставил в своей обители.
Послесего преподобный Сергий повелел Никону со всяким прилежанием служить братии вобители и Никон со всем усердием выполнял возложенное на него послушание,неустанно упражняясь в молитве и бдении. За такие подвиги и благочестивое житиепреподобный Сергий оказал Никону особенную любовь и доверие, и повелел емупребывать в одной келлии с собою. Здесь в беседе с богомудрым наставником,преподобный Никон нашел для себя высшее училище духовного любомудрия и вблизком примере святого — новое поощрение к подвигам добродетели; в его жепрозорливом руководстве и сильной молитве Никон обретал силу к ограждению отискушений, укрепление против немощей и райское утешение в общении сей молитвы.Любвеобильное сердце Сергия было для Никона отверстою дверью, откуда исходил нанего благодатный свет и мир. И верное сердце Никона к Сергию было такжеотверстою дверью для открытия своему отцу всех помыслов и намерений, дабыникакая мгла сомнения или смущения не омрачала чистоты его совести. И вот,подобно дереву, насажденному при источнике водном, Никон, с верою воспринимаявсе наставления и поучения учителя, в делах своих показал обильные плодыдобродетелей.
Мудрыйнаставник, преподобный Сергий, внутренними очами прозревая имеющую воссиять вНиконе пресветлую благодать, пожелал поставить его настоятелем обители вместосебя. Первоначально Сергий возложил на Никона часть своих попечений о братии,поставив его как бы вторым после настоятеля. Это новое служение Никон проходилсо всем вниманием и бдительностью, постоянно храня неусыпное попечение овверенной ему братии, относясь к каждому с любовью и отеческою заботливостью.Найдя в Никоне столь искусного руководителя братиею, Сергий радовался духом и,наконец, за шесть месяцев до своего преставления призвал Никона и перед всемивручил ему, как искусному вождю, попечение о монастыре и о братии. Никон, хотяи не желал принимать на себя трудных обязанностей руководительства всею лаврою,но не осмелился ослушаться своего наставника и со смирением, как послушный сын,повиновался повелению его.
Вскором времени преподобный Сергий отошел ко Господу. Великою скорбью болелосердце верного ученика его.
Сокрушаясьи проливая обильные слезы, он обращался к святому, как бы к живому, говоря:
— Отошел ты, преподобный отче, вся моя надежда. В ком найду я после Бога,прибежище, и где найду утешение?
Иприпав к одру святого и обнимая его честные мощи, он желал лучше бытьпогребенным вместе с учителем своим, чем разлучиться с ним.
Свеликим плачем и рыданием предав святое тело своего учителя погребению, Никонпринял после него начальство над лаврою. Он положил с точностью выполнять все,что учредил и заповедал великий основатель обители Сергий и, разделяя труды сбратиею, как настоятель обители, имел попечение и заботливость о каждом.Преуспевающих в служении Господу он побуждал не ослаблять своих подвигов;нерадивых же и ленивых со скорбью поучал не забывать, что они отверглись мираи, заботясь о спасении своем, не должны предаваться мирским заботам, дабы неутратить вечной награды. Он имел обыкновение обходить все места обители, гдетрудились иноки, поощряя и увещевая с терпением переносить труд, при чем самявлялся образцом для братии, принимая участие в общих трудах. Своею кротостью,своею отеческою заботливостью о братии, мудростью в управлении и советах, Никонне только приобрел уважение и любовь братии, но слава о нем распространилась далекоза стены Сергиевой обители и имя Никона, как «освящение некое»,прославлялось повсюду — по городам и весям. К нему шли многие благоговейные иименитые люди за наставлениями ради душевной пользы, и он всех принимал сотеческим благорасположением, являясь великим врачом духовным.
НоНикон, любивший больше всего безмолвие и молитву в уединении, не прельщался сеюславою человеческою, и сильно тяготился ею. И вот с мыслию, что желающемутворить волю Божию прежде всего нужно презирать и ненавидеть все соблазны мира,Никон стал уклоняться от начальствования над своею паствою и, наконец,заключился в уединенную келлию. Братия сильно скорбела о сем и, не желая, чтобыон покинул и оставил ее без своего руководства, со слезами просила его неоставлять их, как овец без пастыря. Но он оставался непреклонным в своемрешении, прося братию не сокрушать его сердца своими мольбами. Видя стольнепреклонное желание Никона, братия не стала удерживать его, зная, что онуклоняется от бремени начальствования не ради телесного покоя, но стремясь квысшим подвигам и богомысленному безмолвию. Не имея возможности оставаться безначальника, братия избрала одного из учеников Никона, по имени Савву, — мужа,сиявшего добродетельною жизнью — и, с благословения Никона, поставила его игуменомнад собою.
Шестьлет пребывал в безмолвии Никон, пока паствою управлял Савва, пася ее с усердиеми вспомоществуемый молитвами блаженного Сергия. Но, по истечении шести лет иСавва оставил начальствование. Тогда братия, как бы дав преподобному Никону отдохнутьот дел управления и насладиться вожделенным ему безмолвием, опять пришла к немуи со слезами умоляла и убеждала его снова принять ее под свое руководство.Видя, что Никон и теперь намерен уклониться от начальствования и власти, братияговорила ему:
— Не подобает тебе, отче, искать пользы себе одному, попекись и о спасенииближних.
Этанеотступная просьба иноков и любовь их заставили Никона расстаться с любимымуединением, и он уступил желаниям братии, но с тем условием, чтобы они уступилиему из каждого дня некоторую часть для уединенных подвигов и молитвы.
Тихои богоугодно текла жизнь в святой обители. Никон же неустанно пребывал вмолитвенном бдении, поучаясь в слове Божием и отеческих творениях.
Новот распространился слух о нашествии на землю Русскую диких полчищ свирепогоЭдигея. Приближение татарских орд приводило в ужас и трепет всю землю Русскую.Преподобный Никон, горячо молясь об избавлении от злого врага, призывал вмолитвах великого основателя сей обители — преподобного Сергия, чтобы он простерсвою молитву пред престолом Владыки всех Христа, да не предаст Он запустениюсвятой обители от руки нечестивых агарян и да не поколеблет веру немощныхторжество неверных. И вот, однажды ночью Никон сел, чтобы отдохнуть послемолитвенных трудов и был в полудремоте или тонком сне. Вдруг видит он вошедшихк нему в келлию святителей Петра и Алексия, в сопровождении преподобногоСергия, который, обратившись к нему, сказал:
— Так угодно Господу, чтобы случилось сие нашествие иноплеменников и коснулосьсего места. Но ты, чадо, не скорби, а мужайся и да крепится сердце твое:искушение будет непродолжительно и обитель не запустеет, а распространится ещеболее.
Затем,преподав Никону мир и благословение, святые стали невидимы. Никон, пришед всебя, быстро встал и подошел к дверям своей келлии, но нашел их запертыми. Онотпер и вышел и увидел святых, удалявшихся от его келлии к церкви. Тогда понялон, что сие было не сон, а истинное видение.
Спокорностью воле Божией Никон ожидал исполнения предсказания. Вскоре варвары,наводнившие своими полчищами землю Русскую, достигли и обители преподобногоСергия и предали все в ней разорению и огню. Преподобный Никон и братия,предваренные небесным извещением, заблаговременно удалились из обители изахватили с собой некоторые святыни и келейные вещи. Так спасены были некоторыекниги и утварь преподобного Сергия, доселе уцелевшие.
Поминовании опасности, Никон и братия возвратились на пепелище святой обители.Монастырь был сожжен дотла и святое место осквернено неверными. Но Никон непредался печали и унынию и не ослабел от подвига. Подобно тому, как доблестныйвоин при первом поражении от врага не бежит, но мужественно собирает силы иодерживает победу, так и он начал со спокойною твердостью трудиться надустроением обители. Как добрый пастырь, он собрал сперва рассеявшуюся братию итрудился с ней над монастырскими постройками. Менее чем в три года построеныбыли здания, необходимые для иноческого общежития; для молитв же общихпервоначально собирались, вероятно, в трапезную храмину. В то же время Никонпоспешает постройкою деревянного храма, во имя Живоначальной Троицы, который ибыл освящен в 1411 году 25-го сентября, в день преставления преподобногоСергия.
Когдаслух о возвращении преподобного Никона и о восстановлении обителираспространился по окрестным местам, к нему отовсюду стали собираться вомножестве иноки и миряне. Никон всех принимал с отеческим расположением, и, какдобрый пастырь, никого не оставлял без своего попечения, наставляя каждого вполезных учениях, просвещая их душу и предлагая им правила для устроения своегожития. Монастырь возрождался на своем пепелище и распространялся более и более.
Какпопечительный начальник, преподобный Никон не оставлял своих забот и облагоукрашении обители. Заключительным подвигом его в этом отношении былопостроение каменного храма над гробом своего учителя Сергия во имяЖивоначальной Троицы.
Присамом начале работ, при копании рвов для каменного храма, совершилось обретениеи прославление нетленных мощей преподобного Сергия. Сие открытие мощей великогоучителя Никон принял, как радостный венец и сладостную награду за свои труды итерпение. При общем ликовании святые мощи преподобного были положены в новуюраку и на время были поставлены в деревянном храме, пока не было приготовленоим место в каменном храме. Как место покоя для мощей великого Сергия, новыйхрам устроялся и украшался с благоговейною любовью и с усердными молитвами. Длясозидания сего храма Никон собрал мудрых зодчих и искусных каменотесов, которыес Божиею помощью быстро окончили его построение. Новый храм был освящен и приего освящении были перенесены и помещены в нем святые мощи преподобного Сергия.Как дело святых и покоище Сергия, не потрясаемый веками, сей прекрасный храмосвящает и ныне молящихся в нем, и руки нечестивых врагов не прикасались кнему.
Никонзаботился и о внутреннею, украшении храма и расписании стен его живописью. Длясего труда им были приглашены два инока-постника, славившиеся добродетельноюжизнью: Даниил и Андрей, искусные в иконописании. Их тщанием и под ихруководством храм был благолепно украшен иконописью. Когда Никон увидел, чтоукрашение храма расписанием окончено, то с великою радостью возблагодарил Бога:
— Благодарю Тебя Господи, — говорил он, — и славлю пресвятое имя Твое за то, чтоне презрел мое прошение, но даровал мне недостойному видеть все сие моимиочами.
Всие время Никон уже достиг глубокой старости, но ревность и бодрость духа неоставляли его, и немощь телесная не ослабляла строгости его подвигов. Достигнувсовершенства в подвигах, он обладал всеми видами того богатства, которымчеловек богатеет в Бога. Он как бы горел удивительным стремлением к жизни поБоге: пищею для него было воздержание, богатством — нестяжательность; егостарческое тело было прикрыто одним только власяным рубищем.
Наконец,преподобный Никон уже приблизился и ко своей кончине. Отчасти старость, а такжевеликие постнические подвиги и продолжительные многие болезни изнурили его телои оно изнемогло в своих силах.
Предузнавблизость своего отшествия ко Господу, Никон велел призвать к себе братию. В товремя, как она окружала его одр, стоя со слезами, преподобный, приподнявшисьнемного, обратился к ним с последним словом назидания.
Онзавещал соблюдать установленный в обители чин молитвы дневной и ночной, нечасто выходить из обители, хранить терпение в искушениях, соблюдать повиновениеначальствующим в обители, ненавидеть праздность — гнездо пороков, любитьтрудолюбие, соединяя его с пением священных псалмов, с радостью хранитьбезмолвие, как матерь добродетелей, ведущую к совершенству. Присоединив к семунаставление о человеколюбии, он завещал братии:
«Есливозможно, не отпускайте никого от себя с пустыми руками, дабы незаметно неоказать презрения Самому Христу, явившемуся вам под образом просящего. Бодрствуйтеи непрестанно молитесь, дабы Господь и вас сохранил невредимыми от врага, и высоблюли бы обет целомудрия и послушания, согласно с моими увещаниями.
Окончивсвои наставления к братии — хранить все завещанные им правила, Никон умолк. Ивот в видении, еще до разлучения души с телом, ему было показано место будущегоупокоения вместе с преподобным Сергиям. Ясно не открывая о том братии, посвоему смирению, Никон в предсмертном изнеможении неожиданно сказал:
— Отнесите меня в ту светлую храмину, которая мне уготована по молитвам отцамоего; не хочу более здесь оставаться.
Сказавсие, Никон приобщился Пречистых Таин Тела и Крови Христовых. После сего,предупреждая братию о приблизившейся кончине своей, он произнес:
— Вот я, братия, разрешаюсь от союза телесного и отхожу ко Христу.
Преподавим последнее благословение, со словами, обращенными к самому себе — »изыди, душе моя, туда, где тебе уготовано, — гряди с радостью: Христоспризывает тебя", — Никон, осенив себя напоследок крестным знамением, смолитвою предал свою честную и трудолюбную душу Господу. Это было 17 ноября1428 года.
Никонпробыл в настоятельстве 36 лет, не нарушая ни в чем подвига иноческого,богоугодно пася врученную ему Христом паству, и научив ее высшим подвигамдобродетели. Братия много сетовала, проливая слезы о разлучении со своим отцоми учителем. Проводив его с пением псалмов и надгробными песнопениями, братия спочестями, как подобает чтимому отцу, предали его честное тело земле, положивего близ раки преподобного Сергия, где и до ныне совершается память над ними вославу Святой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа.
Засвои великие подвиги и святую жизнь преподобный Никон был удостоен от Господаеще при жизни дара прозрения, а после кончины дара чудотворений. Из многихчудес преподобного упомянем здесь о некоторых.
ОднаждыНикон намерен был послать некоего из своих иноков, по имени Акакия, в одно изсел, принадлежавших обители святого Сергия. Не желая сему повиноваться, Акакийсказал:
— Я не для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села.
Преподобныйдолго умолял Акакия, но он ни за что не хотел исполнить приказание своегоигумена. Тогда преподобный предрек:
— Смотри, Акакий, как бы тебе по своей воле не пришлось быть там, и тогдаполучишь воздаяние за свое непослушание.
Вскорепосле того преподобный Никон преставился ко Господу. Акакий же предал забвениювсе, что было предсказано ему святым отцом, и отправился в то самое селение,куда посылал его преподобный Никон. И вот его внезапно постиг там суд Божий,предсказанный святым: он впал в исступление ума, так что братия привели егообратно в монастырь. Здесь явился ему святой Никон и, держа в руках жезл, сукоризною сказал ему:
— Акакий! разве ты для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села?
ТогдаАкакия обуял великий страх и он начал неистово кричать. В таком тяжеломсостоянии он находился несколько дней, пребывая у раки преподобных Сергия иНикона и с плачем молясь об отпущении своего согрешения; братия точно такжеусердно молилась за него. И тогда по благодати Христовой и по молитвам святых,Акакий получил отпущение в своем согрешении и исцелился. Обо всем этом он самсо слезами рассказывал многим, вопрошавшим его.
Всвоей земной жизни преподобные Сергий и Никон особенно близки были друг кдругу. Эта взаимная близость не оставляете их и в жизни вечной, ибо любовьсвятых, как любовь Божественная, не подлежит закону времени. Оба вместе онинеоднократно являлись и совокупно чудодействовали.
Одиниз жителей Москвы, по имени Симеон, родившийся по предсказанию святого, заболелстоль сильно, что не мог ни двинуться, ни уснуть, ни принять пищи, но лежал какмертвый на своем одре. Страдая таким образом, он однажды ночью стал призывать ксебе на помощь святого Сергия:
— Помоги мне, преподобный Сергий, избавь меня от сей болезни; еще при жизни твоейты был так милостив к моим родителям и предрек им мое рождение; не забудь меня,страждущего в столь тяжкой болезни.
Вдругпред ним предстали два старца; один из них был Никон; болящий тотчас узнал его,потому что лично знал сего святого еще во время его жизни; тогда он понял, чтовторой из явившихся был сам преподобный Сергий. Дивный старец ознаменовалболящего крестом, а после сего велел Никону взять икону, стоявшую у одра — онабыла некогда подарена Симеону самим Никоном. Затем больному показалось, что всякожа его отстала от тела; после сего святые стали невидимы. В ту же минутуСимеон почувствовал, что он совершенно выздоровел: он поднялся на своем одре, иуже никто более его не поддерживал; тогда понял он, что не кожа сошла у него, аболезнь оставила его. Велика была его радость; встав, он начал горячоблагодарить святого Сергия и преподобного Никона за свое неожиданное и стольдивное исцеление.
Особенномного чудес было совершено преподобными Сергием и Никоном во время осадыТроицкого монастыря Поляками под предводительством Лисовского и Сапеги, когдасвятой обители пришлось испытать множество бедствий от врагов. Никон вместе спреподобным Сергием нередко являлись не только осажденным, ободряя и укрепляяих надеждою на помощь Божию, но и врагам, осаждавшим лавру, устрашая и угрожаяим гневом Божиим. Многие из осаждавших и их военачальников видели, как помонастырским стенам ходили два светозарных старца, на подобие Сергия и Никона;один кадил стены кадильницею, а другой — кропил их святою водою.
Однажды,когда еще продолжалась осада монастыря врагами и среди осажденных появились отголода и всяких лишений болезни, — Никон явился во сне пономарю Иринарху исказал ему:
— Скажи всем страждущим от болезни, что в сию ночь выпадет снег и пусть все, ктожелает исцелиться от болезней, натираются этим снегом.
Иринархс трепетом проснулся и на утро сказал окружающим о том, что поведал емучудотворец Никон. И действительно, ночью выпал снег и кто с верою натиралсяэтим снегом, тот делался здоровым.
Воти еще случай из недавних времен (1846 г.). В монастырской больнице жестокострадал от нервной горячки рясофорный послушник Гавриил; несколько дней он былбез памяти, и думали, что не перенесет болезни. В ночь на память преподобногоНикона, видит он, что душа его как бы разлучается от тела, и устремляется вкакую-то бездну. Мысленно стал он молить преподобных Сергия и Никона овозвращении к жизни, чтобы покаянием приготовиться к вечности. (А лежал он всевремя, как видели другие, без памяти и движения). Вдруг видит, как бы двериотворились; входят два светоносные мужа, старцы, один с жезлом, — в сем онпризнал преподобного Сергия, а в другом — преподобного Никона. ПреподобныйСергий, указывая жезлом преподобному Никону на болящего, говорит:«помоги»! Преподобный Никон подошел, и самым приближением наполнилбольного силою и радостью. Больной приподнялся, перекрестился, а преподобныестали невидимы. Гавриил пришел в память; болезнь миновалась, осталась толькослабость.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/