Аналитическая справка о деятельности учителя географии Тебеньковой Ольги ВладимировныСодержание Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по преподаваемым предметам. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве руководителя научного общества обучающихся Использование современных образовательных технологий , информационно - коммуникационных и здоровьесберегающих в организации образовательного процесса. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка, самообразование. Участие в муниципальных, региональных и всеросссийских профессиональных конкурсах.Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три годаВ своей педагогической деятельности основными целями ставлю: интеллектуальное развитие учащихся, овладение конкретными навыками школьного курса, необходимыми для применения в практической деятельности, умениями ориентироваться в современном мире. Знание основных направлений образовательной деятельности учителя географии, современных концепций обучения и воспитания, методики преподавания основ возрастной психологии, методов диагностики и коррекции, разнообразных видов анализа положительно влияют на позитивную динамику учебных достижений учащихся. Для активизации познавательной деятельности в системе использую нетрадиционные формы и методы обучения. Провожу как традиционные, так и нетрадиционные уроки: урок – лекция, семинар, конференция, урок – путешествие, КВН, викторина, урок – музей , зачёт, урок – кроссворд, урок – открытие, проектные уроки. На уроках отмечается высокая работоспособность, активность учащихся, благоприятный психологический климат. Все мои ученики усваивают учебный материал в объёме обязательного государственного образовательного стандарта, нет неуспевающих учащихся. (Таблица 1)^ Динамика уровня успеваемости обучающихся Таблица 1 2004-2005 уч.г. (100%) 2005-2006 уч.г. (100%) 2006-2007 уч.г. (100%) Всё выше сказанное позволяет получить высокие результаты обученности учащихся ^ Качество обученности учащихся Диаграмма 1 Качество обученности с 2004 года по 2007 год возрастает в три раза Положительное отношение учащихся к предмету подтверждает большой процент выбора географии в качестве итоговой аттестации за курс основной и средней школы (Таблица 2) ^ Результаты экзамена по географии в форме ЕГЭ Год 2006 Классы 11 % выбора 76 % % качества 5 % % подтверждения годовых оценок 58 % % подтверждения результатов олимпиад 100 % Таблица 2 В рамках реализации программы «Одарённые дети» систематически провожу работу с учащимися по подготовке к предметным городским олимпиадам. (Таблица 3,4,5). ^ Участие в предметных олимпиадах обучающихся на школьном уровне Года Количество учащихся 2004-2005 3 2005-2006 5 2006-2007 5 Таблица 3 ^ Наблюдается рост участников в школьных олимпиадах. Участие обучающихся в олимпиадах по географии Таблица 4 Год Класс Уровень Результат 2002-2003 10 10 МуниципальныйРегиональный 1 место4 место 2003-2004 11 Муниципальный 1 место 2004-2005 10 Муниципальный 1 место 2005-2006 11 Муниципальный 2 место ^ Участие обучающихся в олимпиадах по Байкаловедению Таблица 5 Год Класс Уровень Результат 2002-2003 8 Муниципальный 3 место 2004-2005 10 Муниципальный 3 место ^ Общее количество призёров за 3 года Диаграмма 2Общее количество призёров за три года составляет 7 человек^ Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам В предпрофильных классах на элективных курсах использую адаптированную программу «Основы исследовательской деятельности» основной задачей является: научить школьников вести исследовательскую работу, разрабатывать собственные проекты, находить пути решения различных проблем, аргументировать свою точку зрения. В результате изучения данного курса увеличилось количество ребят, пожелавших заниматься исследованиями в области географии, экологии. ( таблица 6) таблица 6 ^ Учебный год Количество учащихся элективного курса Члены НОУ 2005-2006 10 чел. 5 чел. 2006-2007 15 чел. 9 чел. Большое внимание уделяю внеклассной работе по предмету, что способствует развитию познавательного интереса учащихся. Мероприятия провожу как на уровне отдельных классов, так и общешкольных. ( таблица 7)^ Список открытых внеклассных мероприятий по географии таблица 7 Год Мероприятие Название Класс 2004-2005 Шоу Вкусная география(Приложение 1) 7-8 2005-2006 Кафе На морском дне 6-7 2006-2007 Марафон Мы за чистый город!( Приложение 2) 5-11 Традиционными стали недели географии, которые повышают интерес к предмету, формирует креативные способности, углубляют знания учащихся по географии: « Водная неделя»; «Как сохранить Байкал»; «Весенняя капель»; «Уникумы природы». Провожу работу по экологическому воспитанию учащихся школы: ежегодный экологический марафон, классные часы по экологии города. В рамках реализации экологического марафона разработаны различные общешкольные мероприятия , конкурсы , соревнования, которые призывают жителей города очистить места загрязнения улиц, сохранять в чистоте места отдыха. Создан «Экологический театр» среди учащихся 5-7 классов, где ребятами ставятся мини спектакли по проблемам экологии. Интерес и активность школьников в экологических марафонах увеличивается с каждым годом ( диаграмма 3)^ Участие школы в ежегодном экологическом марафоне диаграмма 3 Участие школьников в экологическом марафоне увеличилось на 43 % Организованная лекторская группа среди учащихся 9- х классов проводит классные часы, викторины, беседы по географии: «Уникумы природы»; « Путешествие сибирячка»; «Уникальность Байкала»; «Семь чудес света» и многие другие. В 2006 году лекторской группой, проведены 10 классных часов и бесед с учащимися 1-8 классов. Ежегодно туристическая группой совершаются однодневные путешествия по окрестностям Алзамая, где собирается богатый материал для кабинета биологии, географии: гербарий, коллекции насекомых, полезных ископаемых, фотографии природы, почвенные монолиты. Члены туристической группы принимают активное участие в туристических слётах.^ 2.1. Участие в конкурсах учащихся таблица 8 Наименование конкурса Год Классы Уровень Результат «Человек в истории XX века» 2005-2006 11 региональный призёр конкурса «Умники и умницы» 2006-2007 9 муниципальный 3 место Викторина к 345 –летию Иркутска ( приложение 3) 2006-2007 8 муниципальный 3 место ^ 2.2. Включенность обучающихся в научно-исследовательскую, проектную деятельность за последние 5 лет таблица 9 Уровень Наименование деятельности Научно-исследовательская, проектная деятельность Итого Региональный НПК « Байкальское кольцо-2003», Научно - исследовательская « Полезные ископаемые города Алзамая» 1 Муниципальный: НПК « Шаг в будущее» ;«Исследователи природы» Научно - исследовательская « Изучение снежного покрова города Алзамая»« Экологическая ситуация города Алзамая» ( приложение 4) 2 Школьный -Научно - исследовательская « Мусор – источник загрязнения города» « Влияние транспорта на загрязнение воздуха» « Демографическая ситуация города Алзамая» « Экология дома» « Исследование ПК «Лес» 5 -Проектная деятельность Научно – популярный журнал « Весенняя капель» Слайд – фильм « Профессия учитель» ( приложение 5) Памятка выпускнику школы Выпуск школьной газеты « Байкал - жемчужина Сибири» Экологический бюллетень « Байкал – заповедная совесть страны Настольные игры по теме «Биосфера» 6 ^ Позитивные результаты в деятельности учителя по выполнению функций руководителя – организатора НОУ «Юный эрудит» 5-8 классов. С 2004 года мною организовано научно – исследовательское общество 5-8 классов «Юный эрудит». Целью создания общества является выявление и поддержка одарённых учеников, развитие исследовательских навыков, творческих способностей, воспитание самостоятельности и ответственности. ( Приложение 3). Всего учащимися в обществе за три года написано более 20 исследовательских работ. Традиционными стали общешкольные научно – исследовательские конференции, на которых подводятся итоги работы « Юный эрудит», заслушиваются доклады, лучшие из которых получают дипломы и рекомендации для участия в муниципальных конференциях. Учащихся исследовательского общества с годами не теряют интереса и приглашают заниматься исследованиями своих одноклассников (диаграмма 4)^ Сохранение контингента учащихся НОУ « Юный эрудит» диаграмма 4 С 2004 года по 2007 года увеличивается количество учащихся в НОУ на 8 человек Работа НОУ « Юный эрудит» происходит через интеллектуальные игры, выпуск газеты « Открытие», марафон почемучек, творческие индивидуальные выставки, конкурс на самого активного участника, олимпиады. В работе НОУ активное участие принимают родители учащихся, которые оказывают как интеллектуальную поддержку, так и материальную. совместно с родителями организована экскурсия в город Нижнеудинск, помощь в проведении конкурсов и праздников. 27 % родителей активно поддерживают своих детей в работе НОУ. В нашем обществе работают три секции: 1. «Читатель»; 2. «Исследователь»; 3. «Практик». Органом самоуправления НОУ « Юный эрудит» являются руководители секций, которые планируют работу и организовывают заседания секций. Члены НОУ являются активными участниками и организаторами общешкольных дел: участие в создании школьных проектов « Озеленение школы»; « Благоустройство школьного двора»; «Сибирская изба». Раз в полугодие организуются встречи с интересными людьми, проводятся совместные заседания с НОУ старших классов « Истоки». Ежегодно от 90-100% члены НОУ начальных классов, переходя в среднее звено, становятся членами НОУ «Юный Эрудит». ( Таблица 10)^ Динамика преемственности НОУ начальных классов «Сибирячок» иНОУ «Юный Эрудит» таблица 10 Года 2004-2005 2005-2006 2006-2007 Классы 4 кл 5-8 кл 4 кл 5-8 кл 4 кл 5-8 кл Количество человек 8 6 10 16 10 26 Ежегодно сохраняется преемственность членов НОУ при переходе из начального звена в среднее звено. Ведётся систематическая работа по профилактике наркомании и табакокурения. По данной проблеме проводятся беседы, встречи с врачом-наркологом. В коллективе нет ни одного обучающегося, который курит. В 2006 году в школе ребятами было организовано мероприятие « День без сигареты», конкурс« Быстрый плакат», деловая игра « Поменяй сигаретку на конфетку».^ 3.1. Динамика правонарушений таблица 11 Процент членов НОУ , состоящих на учете 2004-2005 2005-2006 2006-2007 ПДН нет нет нет КНДиЗП нет нет нет Среди участников НОУ нет учащихся, состоящих на учёте по правонарушениям.Обучающиеся, занимающиеся исследованиям, принимают участие в научно-практических конференциях муниципального уровней и получают высокую оценку жюри. (Таблица 12)^ Участие членов ИОУ в конференциях и конкурсах, спортивных мероприятийразличных уровней за 2006-2007 учебный год таблица 12 ^ ФИ ученика класс Область исследования Тема Уровень Литвинцев Коля 8 экология Влияние транспорта на загрязнённость воздуха Муниципальныйконференция Кузенкова Наташа 7 география Особенности температурного режима города Алзамая Муниципальныйконференция Михалева Ксения 6 экология Экология школы Муниципальный КонференцияДиплом III степени Родиков Алексей 8 география Викторина, посвящённая 345 -летию города Иркутска Муниципальный конкурс3 место Быкова Юля 8 спорт Боевые единоборства Областной 3 место Иванов Андрей 7 биология Домашние животные Муниципальный конкурс «Умники и умницы», 1 место 23 % членов НОУ «Юный эрудит» принимали участие в различных конкурсах. В коллективе учащихся наблюдается благоприятный психологический климат. В коллективе не возникают конфликты, ребятам нравится общаться друг с другом, помогать друг другу. Учащиеся охотно помогают пожилым и больным людям, нуждающимся в поддержке. проводится акция « Помоги другому», где ребята оказывают помощь пожилым людям: мальчики заготавливают дрова, приносят воду, девочки помогают прибраться в доме. Ежегодно участвуют в городском конкурсе на лучшую ледяную фигуру. Весной участвуют в экологическом десанте по уборке территории вокруг школы. ( Приложение 6)^ Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работеГлавная задача в моей работе , как учителя географии направлена не просто на усвоение знаний и формирование умений, а на воспитание личности, способной к творческой и самостоятельной деятельности. Я стараюсь сделать так, чтобы урок географии стал частью жизни ученика. Свои уроки строю по принципу сотрудничества, где работают творчески и ученик и учитель! Так чтобы каждый урок был не только интересным, но и практически значимым для ученика. Для достижения этих целей использую в своей практике разные педагогические технологии, которые позволяют более глубоко и основательно подходить к изучению предмета географии. Личностно – ориентрованная технология используется мною на всех этапах обучения и позволяет развивать творческий потенциал каждого ребёнка, создавать условия сотрудничества и самореализации личности через творческие домашние задания, исследования, наблюдения, создание групповых, индивидуальных проектов по предмету.^ Технология проектной деятельности на моих уроках определяет цель на самостоятельное постижение географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, создание конкретного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Такая технология повышает творческий потенциал учащихся, и качество обученности увеличивается на 50% . В моей практике разработаны и применяются групповые, индивидуальные проекты, проекты домашние задания, исследовательские проекты, игровые проекты « настольная игра».Разработан урок по теме : « Разведка весенних примет» в 6 классе в форме группового проекта. Основной задачей урока являлся индивидуальный творческий поиск ребят с использованием исследовательского метода. Задания для учащихся даётся на выбор : каждый выбирает задания по способностям и по интересам, некоторые при этом могут объединяться в группы. Данный проект рассчитан на три занятия разной формы. Это - экскурсия, исследование, презентация. В итоге выполнения индивидуальных заданий получается единый результат – совместный проект. ( Приложение№ 7) В 9-х классах предлагаю учащимся проект по составлению карты « Плотность населения Иркутской области» на основе анализа карты « Плотность населения России». В данной работе используется картографический метод составления карт, что является новым в познании особенностей карт, при этом интерес к предмету возрастает. В 10 классах учащимися разрабатываются мини проекты - заочные экскурсии « Путешествия по странам Европы», который имеет профориентационную направленность. В данном проекте ребятам представляется возможность выступить в роли гида, работника экскурсионного бюро, экскурсовода и представить свой проспект путешествия по одной из стран Европы. Используя при этом дополнительный материал из источников массовой информации. Такой проект расширяет кругозор, развивает творческий интерес. Форма проектной деятельности « Настольная игра» используется в 6 классах по темам « Атмосфера»; « Биосфера»; « Топографическое лото»; в 7 классах по темам « Антарктида»; « Северная Америка». К данным проектам учащиеся относятся с особым интересом, так как разработать и представить самому настольную обучающую игру имеет особое значение в самоутверждении для ученика (приложение № 8) .^ Исследовательская технология в старших классах направлена на развитие самостоятельности и проявление творчества. В 8-х классах учащиеся представляют исследовательское домашнее задание « Путешествие вокруг моего дома» по теме: « Природные комплексы», где учащимся даётся индивидуальное домашнее задание - исследование ПК возле своего дома ( приложение № 9). Данная работа предполагает закрепление пройденного материала на основе практической деятельности с элементами исследования. Такая работа вызывает всегда огромный интерес у учащихся, развитие природно - экологического мышления и выполнение домашнего задания на творческом уровне. Технологию учебного исследования применяю при работе с картами атласа. Так например, в 9 класс при изучении экономико – географического положения различных регионов России учащиеся исследуют факторы, влияющие на их развитие. При изучении темы «Климат России» в 8 классе учащиеся выясняют путём анализа картографических данных факторы усиления континентальности климата с запада на восток. Использую исследовательскую технологию во внеурочной деятельности как дополнение к другим видам обучения. Исследования учащихся на местности: полезные ископаемые Алзамая, изучение особенности снежного покрова, температурного режима, качества воды , социологические исследования населения используются как дополнительный краеведческий материал к урокам географии. Такие уроки приобретают особую значимость для учащихся, участвовавших в этих исследованиях.^ Технология опорных сигналов Шаталова используется в моей практике в системе со студенческих времён. Логические схемы- конспекты уроков позволяют выделять главное и основное, отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают учащимся освоить урок. Использую на практике как разработанные и опубликованные опорные конспекты, так и свои собственные, которые предлагаются учащимся в виде « шпаргалок» по теме. Логические схемы – « шпаргалки» являются одним из видов домашних заданий по географии, где учащиеся составляют схему по прочитанному параграфу, и этой схемой можно пользоваться при ответе, что повышает интерес к выполнению домашнего задания. Процент выполнения домашнего задания при использовании данной технологии, составляет 100 %.^ Технология погружения, разработанная и применяемая в 7 классе при изучении темы « Океан», « Северная Америка», позволяет расширять и углублять знания по предмету с привлечением большого дополнительного материала, больше времени отводить на трудные вопросы, шире использовать проблемные и творческие задания. В своей практике мною апробированы и используются разные формы погружения: Тема + предмет, когда непрерывность уроков достигается за счёт временной взаимозамены предметов, т.е увеличение часов в неделю по географии и дальнейшем сокращении часов по другим темам.Тема + тема, когда происходит упор на углубление изучаемой темы. Для этого используется особая структура уроков: - сводная лекция по всей теме - серия практических уроков ( обобщающие, закрепляющие, проверяющие) - индивидуальная работа ( доклады, рефераты, проекты, тесты и т.д.) - работа с дополнительной литературой по теме. - итоговые проверочные работы. Такая технология работы повышает интерес к предмету, качество знаний и является необычной формой изучения материала. Тема « Океаны» 7 класс Технология КСО Технология погружения Качество обученности 70 % 97,3 % ^ Модульная технология основательно закрепилась в моей практике при изучении экономической географии России в 9-м классе. Разработано подробное планирование с системой зачётных уроков. Применение бальной системы оценки по отдельным модулям, как форма нестандартной оценки учащихся, вызывает интерес, дух соревнования, обязательное выполнение всех видов работ по модулю. Модуль- это программа самостоятельного обучения ребёнка. Каждый ученик работает по модулю в своём темпе, усваивая материал в виде самостоятельных блоков, давая самооценку работе. Качество обученности при использовании данной технологии возрастает от 65 % до 80 %. ^ Игровые технологии преобладают в моей практике в 5-6 классах: « Гео –лото»; « Почемучка»; « Домино»; « Путешествие вокруг света»; « На морском дне»; « Путешествие на вершину знаний»; « Австралийский серпантин»; Игра – викторина « Путешествие по Иркутской области»; « Собери карту» ( приложение № 10). В процессе игры развиваются все виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Другими словами игра на уроке является комплексным носителем информации , активизирующая учебную информационную деятельность, формирует устойчивый интерес к предмету. Практикую использование настольных и настенных игр по географии, придуманные совместно с учениками, например обобщающая игра в 7 классе « Путешествие по Северной Америке»; 6 класс « Полёт на воздушном шаре» по теме атмосфера. Используя такие игры, качество обученности подтверждается на 100%. Использую в работе технологию проблемного обучения для формирования критического мышления учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке. При изучении экономических районов учащиеся 9-х классов определяют проблемы развития, разрабатывают пути их решения. Ученики 10 класса работают по проблемам экономического развития нашего города, выясняют причины низкого экономического роста, находят способы повышения экономики. Школьники сами формулируют проблемную ситуацию, проблемный вопрос и проводят поиск вариантов решения.^ Здоровьесберегающие технологии, направленные на использование в учебном процессе тех технологий, которые идут на пользу здоровью учащихся, находят применение в моей практической деятельности на каждом уроке. Физические минутки на уроках, с применением географической тематики, соответствующие темам уроков. Например, предлагается учащимся на уроках по теме «Атмосфера» в 6 классе игра «Флюгер», где учащимся предлагается имитировать движение ветра, направление, силу ветра. Планируя уроки с активной динамической нагрузкой, соблюдение санитарных норм, учёт индивидуальных особенностей достигаю высокую работоспособность среди учащихся, психологический комфорт и хорошее настроение .^ 4.2. Применение информационно-коммуникационных технологий Формы 2004-2005 среднегодовой показатель (%)Т1 2005-2006среднегодовой показатель (%)Т2 2006-2007 среднегодовой показатель (%)Т3 Средний показатель за 3 годаТ1+Т2+Т3 3 Учебные занятия, проведенные с использованием ИКТ 28% 31% 44% 34 % Среднегодовой Количество уроков с использованием ИКТ Показатель (Т) = ---------------------------------------------------------------------------------------------- х 100% Количество учебных часов в год у данного учителя ^ Применение информационных технологий возрастает с 2004 года по 2007 год на 6 % В рамках достижения нового качества подготовки школьников по географии активно внедряю в учебный процесс информационные технологии. Использование мультимедиа учебников, энциклопедий, справочников, создание собственных презентаций способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; активизируют познавательную деятельность учащихся. Уроки « виртуального» путешествия по обобщающим темам курса географии, с использованием тренажёров из электронных учебников 6,7,8 класса, повышают активность проведения уроков, усиливают привлекательность подачи материалов, вызывают устойчивый интерес и стремление к получению хороших показателей в знаниях у обучающихся ( приложение № 11 ) Практические работы по обработке статистического материала экономической географии в 9 – 11 классах обучающиеся учатся обрабатывать в программе EXCEL по различным темам оформлять таблицы, строить графики, диаграммы, что повышает огромный познавательный интерес к учебному процессу.Активно использую мультимедийные учебники на уроках, которые являются прекрасным дополнением к урокам географии и внеклассным занятиям. При организации самостоятельной работы обучающихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учёту знаний учеников используется обучение и тестирование с помощью компьютера. На занятиях элективных курсов в качестве итоговых работ учащиеся готовят творческие проекты, создавая слайды, выпуская газеты, бюллетени, рекламные проспекты, буклеты в программе MS Office Publisher. Использую офисные технологии MS Power Point для проведения праздников, оформление презентаций для выступления обучающихся на конференциях . ^ Процент уроков с использованием электронных учебников за три Применение электронных учебников на уроках с каждым годом возрастаетОбобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.) Активно участвую в методических семинарах школы, работы кустового объединения учителей географии. Ежегодно готовлю доклады для учителей школы и города с использованием различных технологий. Являюсь наставником молодому специалисту Фаизовой Оксаны Александровны, учителя географии школы №2. Помогаю осваивать новые технологии обучения, методику преподавания предмета, делюсь своим педагогическим опытом, даю мастер-классы, открытые уроки, которые имеют высокую оценку коллег. Форма Уровень Тематика с указанием года итого 5.1 Выступление с докладами (сообщениями) на семинарах, конференциях Муниципальный *«Развитие творческого потенциала школьника» - 2003*«Проектная деятельность на уроках географии» - 2004 год 6 Школьный *«Нетрадиционный – не совсем обычный – совсем необычный урок»- 2005 год*«Здоровьесберегающая организация учебного процесса» - 2006 год*«Организация учебной деятельности с использованием информационных технологий»-2007 год*«Педагогический дизайн мультимедийного урока» - 2007 год 5.2 Проведение мастер-классов для педагогов МуниципальныйШкольный *« Домашнее задания как способ раскрытия творческой индивидуальности ученика»- 2008 год*«Мультимедиа – учебник как средство обучения нового поколения» -2007 год( приложение № 12). 2 5.3. Открытые уроки Муниципальный Школьный * « Особенности рельефа Урала»- 2003 г* « Приметы весны», пректно - исследовательский урок, 2003 г* « Иркутский амфитеатр» -2004 год* «Достопримечательности России», творческая работа -2005 год* «Байкал – заповедная зона страны» - проектный урок, 2006 год*«Природные зоны Африки» с использованием ИКТ -2007 6 ^ 5.3. Наличие научно-педагогических и методических публикаций на муниципальном, областном, федеральном уровне