МО классных руководителей (ноябрь) Мотивы плохого поведения учащихся и стратегии поведения педагогов в таких случаях. Американский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс выделяет два основных постулата, на которых базируется конструктивный подход к «перевоспитанию» отклоняющегося поведения.Первый постулат гласит: «Дети выбирают поведение».Второй постулат. Существуют всего 4 мотива, по которым дети «плохо» себя ведут: привлечение внимания, власть, месть, избегание (страх) неудачи. Рассмотрим эти мотивы более подробно.1. Привлечение внимания.Поведение по типу «Мне нужно твоё особое внимание». Самое неприятное для человека – это чувствовать себя пустым местом. Личностное внимание необходимо каждому, даже младенцам, для того чтобы они нормально развивались. «Грудничок» желает внимания, а его нет. Что будет делать ребёнок? Конечно, плакать, то есть вести себя «плохо». И если его будут брать на руки, только после того как он закричит, подобное поведение закрепится. Мама с папой заняты своими делами целый день, вечером они устали и им хочется отдохнуть. Какой лучший способ чтобы ребёнка заметили? Конечно же - баловство. Ведь если ребёнок тихо сидит и рисует или читает книгу, его вряд ли вообще заметят. Таким образом, хорошее поведение не замечается, а «плохое» - закрепляется. Подобные клише дети приносят в школу. «Делай плохо - и тебя заметят». 2. Власть.Поведение по типу «Ты мне ничего не сделаешь». Две главные причины властолюбия: 1. Перед глазами детей практически отсутствуют примеры достойного конструктивного послушания. Семейные отношения достаточно часто строятся на основе борьбы за главенствующее положение в семье. Дети, глядя на то, как строить свои отношения с окружающими, просто не знают, что такое послушание. Они, конечно, слышали, что это такое, но наглядного примера перед глазами никогда не имели. А потому, все нравоучения на эту тему для них пустой звук. Можно сколько угодно рассказывать, что такое ананас, но пока вы его не увидите и не попробуете, для вас это нечто абстрактное. 2. Мода на «сильную» личность, на «крутых», мода на агрессию. Иногда даже взрослые наивно полагают, что крутой и есть сильная личность, крутой – это человек, который принимает решения за других. На самом деле, «крутой» ничего не решает за других, он просто не позволяет решать другим за себя. 3. Месть. Поведение, суть которого «Вредить в ответ на обиду». Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения глубже. Властолюбец просто испытывает вас, а мститель изживает внутреннюю боль, которую ему нанесли, может быть, и не вы. Мстители делают не просто пакости, они выбирают то, что особенно впечатлит именно этого человека. Например, мститель методично опаздывает, если часто говорят о пунктуальности, и т. п.^ 4. Избегание неудачи. Поведение, суть которого – «Не буду и пытаться – всё равно не получится». Эти тихие послушные дети, просто они ничего не решают и не стремятся к этому, потому что боятся вновь столкнуться с ощущением полного своего ничтожества. «Я знаю, у меня, как всегда, всё равно ничего не получится». Привлечение внимания, власть и месть имеют свои «сильные» стороны, даже если это в неприемлемой форме. В позиции «избегание неудачи» «сильной» стороны нет.^ Сильные стороны разных типов «плохого» поведения. Привлечение внимания – ребёнок нуждается в контактах со взрослыми, он ищет этих контактов, поэтому он их получает. Власть – постоянное желание сопротивляться чужому влиянию, а это не так уж плохо для выживания. Месть – мстители умеют изживать внутреннюю боль. В поведении детей с мотивом «избегание неудачи» нет сильных сторон, поэтому им необходимо в 1000 раз больше поддержки, чем тем детям, которые её активно требуют. ^ Упражнение «Найди мотив». Предлагается ситуация: «Ученица сидит на уроке и рыдает». - Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям: Вы подошли к девочке, и плач сразу же прекратился – это «привлечение внимания». Вы подошли к ней, и плач стал громче – это «власть». Если все происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии – это «месть». Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может – это «избегание неудачи».^ VI. Вывод: Строить отношения с детьми движущими разными мотивами необходимо по-разному. Следует обратить внимание на то, что «плохое» поведение, в большинстве случаев, сопровождается агрессией со стороны ребёнка. Поэтому следует учитывать правила поведения с агрессивными детьми.1. Привлечение внимания. Если ребёнок регулярно привлекает ваше внимание: необходимо уделять его ему не тогда, когда он «плохо» себя ведёт, а когда он ведёт себя «хорошо», закрепляя, таким образом, позитивное поведение. Возможно, иногда игнорировать незначительные агрессивные проявления.2. Власть. Педагогу необходимо: контролировать собственные негативные эмоции; сохранять положительную репутацию ребёнка; демонстрировать своё собственное твёрдое поведение, лишённое агрессии; акцентировать внимание на поступках, а не на личности ребёнка; обсуждать проступок (лучше это делать наедине, без свидетелей, когда страсти улягутся и обе стороны успокоятся); не усиливать напряжение ситуации (т.е. не использовать те действия, которые могут повлечь за собой напряжение и агрессию). Действия, усиливающие напряжение и агрессию: повышение голоса, изменение тона на устрашающий; демонстрация власти «Будет так, как я скажу»; крик, негодование; агрессивные позы и жесты; сарказм, насмешки; оценка личности ученика и его близких (черты характера, внешность, национальность и т.п.); использование физической силы; втягивание в конфликт других людей; настаивание на своей правоте; нотации, проповеди; угрозы или наказания; оправдания, защита; обобщения типа: «Все вы одинаковые»; придирки; сравнения с другими детьми; команды, жёсткие требования, давления; подкуп, награды; передразнивания. Для того чтобы демонстрировать неагрессивное поведение педагог может пользоваться следующими приёмами: выдерживание паузы; предоставление возможности подростку успокоиться наедине; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации наводящими вопросами; использование юмора; признание чувств и интересов собеседника; сообщение своих интересов; апелляция к правилам. 3. Месть. Как уже говорилось прежде, мститель своим агрессивным поведением изживает боль, которую ему некогда причинили. Однако, как мне кажется, исходя из опыта, «шокотерапией» в данном случае может послужить тёплое, понимающее отношение к ребёнку. Не заискивание, не потакание, а доброжелательное отношение зрелого, сильного человека, способного проявлять любовь к ребёнку с «дикими выходками». Проявления теплоты должны быть искренни, т. к. дети очень чувствительны ко лжи. Искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций, вот мостик по которому можно построить взаимоотношения понимания между учеником и педагогом. ^ 4. Избегание неудачи. Для избегающего неудачи твёрдость не поможет, здесь нужна только поддержка, но поддержка, оказанная профессионально. Каким же образом педагог может оказать поддержку: создать в классе (а также в отношениях педагог-ребёнок) атмосферу взаимопонимания, доверительности; необходимо найти любую область реальных успехов учащегося; постоянно указывайте, желательно в окружении одноклассников, о значимости и ценности тех положительных качеств, которые присущи ребёнку; дайте возможность ребёнку самореализоваться и самоутвердиться, пережить успех и обрести утраченную веру в себя; ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха; проявляйте спокойствие, не раздражайтесь на медлительность и некоторую заторможенность; не выполняйте за него то, что он может сделать сам; И в завершении хочу сказать, детей нельзя испортить большим количеством поддержки. Испортить ребёнка можно, если неадекватно реагировать на его плохое поведение и не учитывать его мотива. ^ Мотивы плохого поведения учащихся и стратегии поведения педагогов в таких случаях. ^ Привлечение внимание Власть Месть Избегание неудачи Социальные причи-ны Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка Рост насилия в обществе Слишком высокие требования родителей и учителей ^ Сущность поведе-ния Получать особое внимание «Ты мне ничего не сделаешь» Вредить в ответ на обиду «Не буду и пробовать, все равно не получится» ^ Сильные стороны поведе-ния Потребность в контакте с учителем Смелость, сопротивление влияниям Способность защитить себя от боли и обид Нет ^ Реакция учителя: эмоции Раздражение, негодование Гнев, негодование, может быть страх Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху Профессиональная беспомощность ^ Реакция учителя: импульс Сделать замечание Прекратить выходку с помощью физического воздействия Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста ^ Реакция ученика Временно прекращает Прекращает выходку, когда сам решит Прекращает выходку, когда сам решит Попадает в зависимость от учителя: продолжает ничего не делать ^ Способы предотвращения Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем Поддержка ученика, что бы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу» Действия, усиливающие напряжение и агрессию: повышение голоса, изменение тона на устрашающий; демонстрация власти «Будет так, как я скажу»; крик, негодование; агрессивные позы и жесты; сарказм, насмешки; оценка личности ученика и его близких (черты характера, внешность, национальность и т.п.); использование физической силы; втягивание в конфликт других людей; настаивание на своей правоте; нотации, проповеди, угрозы или наказания; оправдания, защита; обобщения типа: «Все вы одинаковые»; придирки, сравнения с другими детьми; команды, жёсткие требования, давления; подкуп, награды; передразнивания. Для того чтобы демонстрировать неагрессивное поведение педагог может пользоваться следующими приёмами: выдерживание паузы; предоставление возможности подростку успокоиться наедине; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации наводящими вопросами; использование юмора; признание чувств и интересов собеседника; сообщение своих интересов.