Америка и гитара.Америку можно смело назвать родиной гитары. Предвидя удивленные и даже возмущенные взгляды, сразу оговорюсь – родиной электрогитары, родиной фолк-гитары и родиной резонаторной гитары с металлическим корпусом. А сама гитара как инструмент родилась, конечно же, в Испании, хотя многие историки утверждают, что и туда она попала из Африки, но сейчас не об этом.Ни одна страна в мире не сделала столько для гитары, и не «болела» гитароманией так сильно, как Америка: господину Мартину мы обязаны тем, что играем на инструментах, называемых «вестерн». Лео Фендер придумал целую серию цельнокорпусных иструментов со звукоснимателями. Не надо, наверное, объяснять, что именно его фамилия и есть название этого «идола современной электрогитары» - FENDER. Знаменитый Гибсон тоже не был бы Гибсоном, если бы не знаменитый гитарист и изобретатель Лес Пол. Знакомое имя, не правда ли ???Америке так же принадлежит изобретение или внедрение в жизнь следующих «немаловажных игрушек»: ревербиратор, конденсерный микрофон, звукосниматели сингл и хамбакер, многодорожечное записывающее устройство и многое-многое другое.Такое пристальное внимание американцев к гитаре имеет историческую подоплеку. Эта страна относительно молодая – вся ее история составляет не более 250 лет, из которых первые 100-120 состояли из постоянного кочевания и войн. В таких условиях гитара являлась идеальным инструментом: лекгая и мобильная, она передвигалась вместе со своим хозяином с места на место. Вечерами у костра или в харчевне благодаря этому инструменту можно было заработать себе на ужин а некоторые умельцы умудрялись играть даже на ходу в седле. Так постепенно гитара вросла в жизнь Америки. К середине прошлого века большинство кочевых ковбоев и искателей приключений осели по всей територии страны вместе со своими гитарами и стали «колхозниками». Так появилась «колхозная народная музыка», которую называют Кантри. А к началу 20-го столетия «наши бедные и угнетенные черные братья» на базе этого кантри создали свою музыку, медленную и душевную. И пели песни о том, как им плохо и тяжело живется. Так родился блюз. А потом и рок-н-ролл. Все эти стили были созданы с помощью гитары.На сегодняшний день гитара считается самым популярным инструментом Америки. В каждом крупном городе можно увидеть десятки магазинов, торгующих гитарами и аксесуарами для них. Десятки тысяч людей не просто поигрывают вечерами у камина, а серьезно и стационарно болеют этим инструментом. Один из них Ваш покорный слуга и автор этого эссе...Американцы очень любят подражать своим гитарным кумирам, отсюда и такое большое количество моделей «имени последнего гитарного героя». Крупные компании, такие как Мартин, Фендер, Гибсон, Тейлор и другие, делают «фирменые» модели-копии тех гитар, на которых играют знаменитые гитаристы. Ценники на таких инструментах намного выше, чем на обычных, но раскупаются они быстро. Например, Фендер, копия гитары Эрика Клептона, стОит вдвое дороже, чем стандартный стратокастер, хотя не сильно от него отличается.В свою очередь кумиры любят зарабатывать деньги на рекламе, а компании-производители инструментов согласны «отваливать кругленькие суммы» в условиях жесткой конкуренции. Несморя на такую борьбу нам, потребителям, все это идет только на пользу: и выбор больше, и качество выше.Кроме того, благодоря конкуренции появилось такое явление как «guitar clinic». Я затрудняюсь дать точный перевод этому явлению, что-то типа «гитарной клиники», а может, и «шоу для настолько заядлых любителей гитары, что по ним клиника плачет»? Но суть этого интересного явления я вам сейчас изложу:Итак, по предварительному договору в какой-нибудь средний или крупный магазин по продаже гитар приезжает «звезда». Всем клиентам этого магазина заранее высылаются письма с указанием времени этого события – вход бесплатный! «Звезда» приезжает что бы рекламировать продукцию какой-то гитарной фирмы, которую продает данный магазин. Сначала состоится маленький концерт, где-то на пол-часика. Во время концерта используются разные примочки и инструменты фирмы-рекламодателя. Потом знаменитость рассказывает о том, как пользоваться какими инструментами и примочками, и почему они лучше, чем другие. Потом идут ответы на вопросы и «раздача праздничных слонов», то-есть автографы, плакаты и так далее.Все это носит коммерческие цели, но очень интересно. А главное, что покупать ничего не обязательно, то-есть даже если у вас нет ни копейки денег, вы все равно можете прийти и послушать профессиональную игру и полезные советы.А расписание всех этий мероприятий, как правило, печатается в рекламах фирм-устроителей во всех гитарных журналах. Еще одно интересное, хотя и более дорогое удовольствие, это «guitar camp» - лагерь для гитаристов. Обычно такие лагеря организуются летом. Несколько гитарных знаменитостей по договору с каким-нибудь домом отдыха (обычно где-нибудь в лесу) устраивают там такой лагерь. Билеты можно приобрести заранее. Время путевки от 5-ти до 14-ти дней. Каждый день по расписанию проводятся занятия музыкой, лекции и уроки в «группах по интересам». Так же организовываются небольшые походы, песнопения, творческие вечера и так далее: короче говоря, полноценный отдых и одновременно прекрасный способ повысить свой уровень игры, да еще и учась напрямую у каких-нибудь знаменитостей. Такие путевки не дешевые, но с другой стороны они не стОят дороже, чем поездка на курорт. А настоящему любителю гитары это понравится намного больше, чем бесцельное потение на пляже.Еще одно интересное явление - это экскурсии на фабрики: все фабрики-производители гитар проводят «туры по фабрике». Обычно раз в неделю, а иногда и чаще, планируется несколько таких туров. Билеты вы можете преобрести перед входом или заранее. Цена смехотворно низкая, а иногда и вовсе отсутствует. Под руководством гида вас проведут по фабрике, и вы в деталях увидите весь процесс изготовления инструмента: от «полена имени Буратино» до шлифовки и подгонки ладов и натягивания струн. После чего вас поведут в комнату-музей, где вам покажут прототипы знаменитых гитар этой фабрики, фотогафии и письменные благодарности «звезд», играющих на продукции этой компании, и многое другое, что может показаться вам интересным, особено если вы сами планируете стать владельцем инструмента их производства.Ну а о всяких журналах, связанных с гитарами, и говорить не приходится – их просто десятки. А такое количество журналов говорит об огромном интересе населения к гитаре и всему, что с ней связано. Нужно также упомянуть и о самих магазинах. Среди них есть целые «дворцы гитар». Например, такой концерн как «Guitar Center» имеет более 50-ти точек по всей стране, и в каждой точке на витринах представлено более 1000 (!) инструментов. В таком магазине можно провести целый день и не перепробовать и половины продукции. Выбор огромен, и на помощь продавца расчитывать особенно не приходится. Я не раз убеждался, что знаю о продукции таких магазинов больше, чем люди, которые в них работают. Настоящие профессионалы затаились в маленьких магазинчиках, которые в Америке принято называть «hall in the wall» (дырка в стене). В таких местах гитар гораздо меньше, но тут часто присутствуют самые интересные и лучшие экземпляры. Побить цены больших концернов такие магазинчики не в состоянии, и что бы как-то конкурировать, они строят свою репутацию на отличном качестве продукции и высоких профессиональных знаниях персонала. Но куда бы вы ни пришли будь то огромный концерн или маленькая лавочка, вас всегда встретят с улыбкой, расскажут в меру своих знаний о любом инструменте и терпеливо будут ждать пока вы не перепробуете все понравившиеся вам инструменты, даже если вы заранее скажете, что ничего сегодня не собираетесь покупать. И происходит это не только потому, что вы потенциальный клиент, но и потому, что вы попали в окружение «таких же поехавших крышей любителей гитары» как и вы сами. В конце этого рассказа приходит в голову уже потерявший актуальность, но все еще свежий в памяти лозунг: «Америка и Гитара, как Народ и Партия – едины!»