Реферат по предмету "Разное"


Алферов Анатолий Александрович Ромек Е. А. «Общество знания» Дисциплинарная структура и роль сгн в процессе социальных трансформаций: учебное пособие

федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»е.А. РОМЕК «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». ДИСЦИПЛИНАРНАЯ СТРУКТУРА И РОЛЬ СГН В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Учебное пособиеРостов-на-Дону 2008 Рецензенты:доктор философских наук, профессорМирская Людмила Анатольевнадоктор философских наук, доцентАлферов Анатолий Александрович Ромек Е.А. «Общество знания» Дисциплинарная структура и роль СГН в процессе социальных трансформаций: Учебное пособие.  Ростов-на-Дону, 2008.  93 с. Аннотация.Учебное пособие освещает становление и изменение дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук, роль знания в современном обществе, значение социально-гуманитарных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. Материал пособия отражает содержание 13 раздела программы «Философские проблемы социально-гуманитарных наук», одобренной экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.Содержание ^ «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». 1ДИСЦИПЛИНАРНАЯ СТРУКТУРА И РОЛЬ 1СГН В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ 1 41. Введение. 52. Общие положения. 53. Раздел 1. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. 6Понятие дисциплины. Академические дисциплины. Меж- и интердисциплинарные исследования. 6Предыстория социально-гуманитарных наук. 10Средние века. 13Новое время (XVII-XIX вв.) 13XIX век. Формирование дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания. 15Изменение учебных прграмм. 15Позитивизм: положительная наука и метафизика. 17Проектное задание. 20Тестовые задания рубежного контроля. 214. Раздел 2. Изменения дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин. 22Канон естественных наук. Социобиология и психофизика. 23«Науки о духе» и «науки о природе». 26«Науки о культуре». 29Проектное задание. 37Тестовые задания рубежного контроля. 385. Раздел 3. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования. 40От линейного мышления к релятивизму. 40Парадигмы и научно-исследовательские программы. 42Эпистемологический анархизм. 45«Постмодернистский вызов». 51Микроистория. 55Проектное задание. 56Тестовые задания рубежного контроля. 576. Раздел 4. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». 59Информационное общество. 60«Общество знания». 65Знание-власть. 68Проектное задание. 74Тестовые задания рубежного контроля. 757. Раздел 5. Участие социально-гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. 78Тестовые задания рубежного контроля. 848. Глоссарий. 85 1. Введение. Настоящее учебное пособие по философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначено для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей, относя­щихся к социально-гуманитарному блоку наук. Учебное пособие освещает становление и изменение дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук, роль знания в современном обществе, значение социально-гуманитарных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. Материал пособия отражает содержание 13 раздела программы «Философские проблемы социально-гуманитарных наук», одобренной экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии. Учебное пособие разработано доктором философских наук, профессором кафедры социальная философия Ромек Е.А. ^ 2. Общие положения. Учебное пособие нацелено на формирование у аспирантов и соискателей знаний о наличном состоянии, становлении и социокультурной обусловленности дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук, а также роли этих наук в процессе общественных трансформаций. Эта цель реализуется посредством решения следующих задач:изучения социогенеза гуманитарного знания и его дисциплинарной дифференциации в XIX-XX вв.;знакомства с концептуальным аппаратом, основными эпистемологическими подходами и методами классической, неклассической и постнеклассической парадигм в социально-гуманитарном знании;изучения специфики и перспектив «общества знания»; анализа роли социально-гуманитарных наук в информационном обществе;формирования знания о возможностях применения социально-гуманитарного знания в целом и отдельных дисциплин для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков; воспитание умения научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, факты и явления, используя знания, приобретенные в результате изучения философии социально-гуманитарных наук и конкретной дисциплины.Материал пособия изложен в пяти разделах-модулях, каждый из которых содержит проектные задания, список основной и дополнительной литературы. Выполнение проектного задания предполагает помимо освоения соответствующего раздела настоящего пособия самостоятельное изучение аспирантами и соискателями рекомендованной литературы. 3. Раздел 1. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Цель первого раздела состоит в углубленном изучении наличного состояния, социогенеза и дифференциации дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук.^ Понятие дисциплины. Академические дисциплины. Меж- и интердисциплинарные исследования. Слово «дисциплина» происходит от латинского глагола «disciple», что значит – учить. В большинстве отечественных и зарубежных словарей первым значением этого слова отмечается «подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива», и лишь вторым, а то и третьим – «отрасль научных знаний».1В качестве академической дисциплина представляет собой область науки, являющуюся предметом изучения и преподавания в высших учебных заведениях. Поскольку институт образования закрепляет и транслирует социально признанные научные достижения, постольку список академических дисциплин отражает статус кво научного знания.Приведенные ниже таблицы академических дисциплин (Табл. 1 и 2) дают представление о структуре современного социально-гуманитарного знания.Таблица 1. Академические дисциплины социально-гуманитарных наук, изучаемые в англо-американских университетах ^ Гуманитарные науки Социальные науки История Антропология Философия Археология Теология Регионоведение Филология и языкознание Культурная антропология и этнография Литературоведение Экономика Изобразительное искусство Гендерные исследования Архитектура, дизайн, ремесла География Театро- и киноведение Политология Психология Социология Таблица 2. Социально-гуманитраные науки, изучаемые в высших учебных заведениях России. ^ Социально-гуманитарные науки Философия Культурология История Археология Антропология Этнография Филология Литературоведение Журналистика Лингвистика Юриспруденция Право Криминалистика Психология Социология Искусствоведение Этика Эстетика Политология Науковедение Экономика Педагогика Каждая из указанных в таблицах 1 и 2 дисциплин в свою очередь подразделяется на несколько «дочерних» областей знания. В целом развитие структуры социально-гуманитарных наук характеризуется прогрессирующей дивергенцией, обусловленной, с одной стороны, спецификацией их предметов, а с другой, - междисциплинарными исследованиями. Например, современная психология включает в себя следующие дисциплины: Социальная психология Юридическая психология Поведенческая психология История психологии Клиническая психология Когнитивная психология Психология развития Политическая психология Экспериментальная психология Общая психология Организационная психология Феноменологическая психология Дифференциальная психология Практическая психология Психодиагностика Психофизиология Психология здоровья Психофизика Психология личности Психология спорта Нейропсихология Психология рекламы Патопсихология Экономическая психология Историческая психология Эволюционная психология Зоопсихология В 1970 - 1980-х гг. появились новые дисциплины, сфокусированные на отдельных темах, таких как журналистика, африканистика (black studies), феминистика (women’s studies) и т.п. В то же время появились социально-гуманитарные дисциплины, нацеленные на подготовку к практической деятельности - социальная работа, психотерапия, мэнэджмент и др. Все большую роль в социально-гуманитарных науках стали играть меж- и интердисциплинарные исследования.Междисциплинарные исследования представляют собой изучение некоторого явления несколькими дисциплинами притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию, подходы различных дисциплин сотрудничают, т.е. взаимодополняют друг друга. Примером междисциплинарных исследований может служить американистика, китаистика. В рамках этих дисциплин сотрудничают история, языкознание, культурология, искусствоведение, политология, социология, философия, экономика, правоведение.В конце 1970-х годов в связи со стремительным развитием некоторых областей медицины и, в частности, – трансплантологии и генетики в центре общественной дискуссии оказались этико-правовые последствия применения достижений этих наук в практике здравоохранения. Проблема трансплантации органов человека, моральные аспекты клонирования, допустимость эвтаназии – решение этих проблем предполагает сотрудничество исследователей разных направлений. В. Поттер, Т. Бичамп, Дж.Чилдерс и др. основали новую междисциплинарную науку - биоэтику, объединяющую усилия биологов, врачей, философов, теологов, правоведов для решения указанных проблем.Интердисциплинарные исследования предполагают не просто сотрудничество, но взаимодействие и взаимовлияние дисциплин, разрабатывающих одну и ту же тему. Результатом этого взаимодействия может стать новая исследовательская методология. Обычно в качестве примера интердисциплинарных исследований приводят педагогику. В начале XX в. в США появилась новая наука – педология, интегративная наука о ребенке, объединившая психологию, дефектологию, психиатрию, историю, этнографию. В 1920-е гг. только в нашей стране было создано несколько десятков педологических институтов, призванных решить проблему беспризорности, педагогической запущенности сотен тысяч детей и подростоков. Интердициплинарные исследования этой социально значимой проблемы объединили методологические походы психологии, психиатрии, этнографии, философии. И хотя позже педология канула в Лету, интердисциплинарный подход к изучению ребенка получил дальнейшее развитие в психологии и педагогике.^ Предыстория социально-гуманитарных наук. Античность.В античной философии разграничительные линии между отдельными видами знания проводились не столько по предмету изучения, сколько по степени общности изучаемого. Наиболее ценным считалось знание общего – причин и начал. Поэтому философия, изучающая первопричины и первоначала всего сущего, рассматривалась как высшая, самая прекрасная, наиболее и само- ценная наука. В философии Платона это представление, коренящееся в социальной практике античного полиса, получило мифологическое обоснование. Согласно Платону, познание представляет собой воспоминание о том, что видела душа до рождения человека. В диалоге «Федр» от лица Сократа он пересказывает на эллинский манер индуистский миф о переселении душ. Бессмертные души до вселения в тела - животных и людей – обитают на небесах среди богов и героев. Поскольку они обладают крыльями и находятся в беспрестанном движении, Платон сравнивает их с колесницами, запряженными парой коней. Неудержимая сила влечет их ввысь – в Занебесную область, туда, где сияют божественным светом идеи красоты, блага, справедливости, мужества, истины и т.д. Созерцание этих идей столь упоительно, что на подступах к «хребту неба» возникает нечто вроде толчеи, давки. Тем душам, чьи возницы крепко держит поводья и направляют колесницы вслед богам, удается пробиться наверх, и они наслаждаются блаженнейшим из зрелищ, другие видят лишь малую часть его, третьи же вовсе лишены такой возможности. В зависимости от виденного души воплощаются в телах:ФИЛОСОФОВ, видевших больше всегоЦАРЕЙ, соблюдающих законы и ВОИНОВ, способных управлять^ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ, ХОЗЯЕВ, ДЕЛЬЦОВВРАЧЕЙПРОРИЦАТЕЛЕЙПОЭТОВ и ЛЮДЕЙ ИСКУССТВАРЕМЕСЛЕННИКОВ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВСОФИСТОВ или ДЕМАГОГОВТИРАНОВ2Положение человека в этом иерархическом списке определяется степенью общности и «возвышенности» знания, которым владеет его душа от рождения. На последних позициях – обладающие самым приземленным, чувственным, практическим знанием ремесленники и крестьяне, отстаивающие частные мнения софисты и руководствующиеся личными интересами тираны.Подлинным, т.е. наиболее общим, знанием, обладают только философы. Ведь постижение общих понятий и есть «припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока смотрела на то, что мы теперь называем бытием, и, поднявшись, заглядывала в подлинное бытие. Поэтому, по справедливости, окрыляется только разум философа, память которого по мере сил всегда обращена к тому, в чем и сам бог проявляет свою божественность»3.Философия наделяется, таким образом, статусом универсальной науки о первоначалах всего сущего, «матери» всех других наук.Аристотель выразил это представление в «чистом» виде. Наибольшей ценностью, утверждает он в «Метафизике», обладает умозрительное знание, обретаемое не ради какой-либо выгоды (практической пользы), а исключительно ради себя самого. Такое знание – знание истины - достояние свободных людей, обладающих досугом. Поэтому, например, математические искусства было созданы в Египте жрецами, располагавшими досугом. «…Человек, имеющий опыт, считается более мудрым, нежели те, кто имеет [лишь] чувственные восприятия, а владеющий искусством – более мудрым, нежели имеющий опыт, наставник – более мудрым, нежели ремесленник, а науки об умозрительном (theoretikai) – выше искусств творения (poietikai)».4Исходя из этого принципа, Аристотель выстраивает «дисциплинарную пирамиду» познания (episteme):^ ФИЛОСОФИЯ – «все науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной»5 ЭТИКА, ПОЛИТИКА – практические науки, добывающие знание, необходимое для целесообразной деятельности человека (гражданина – dzoon politikon)^ ИСКУССТВА, РЕМЕСЛА – созидательные науки, воплощающие знание в произведениях искусства и различных полезных изделияхОбучение различным дисциплинам в древнегреческих школах осуществлялось в соответствии с приоритетами, обозначенными Аристотелем: начинали с «мусического» цикла, объединявшего различные «искусства», а именно, - литературу, музыку, грамматику, арифметику рисование, затем приступали к освоению гимнастического цикла (пятиборья). Завершали обучение в гимнасиях, где преподавались этика, политика и философия. Сам Аристотель читал в Ликее лекции двух типов – утром по философии для посвященных (эзотериков), вечером по этике и политике – для всех желающих (экзотериков). В XIII в. с небольшими поправками дисциплинарная структура античной episteme была воспроизведена в европейских университетах.^ Средние века. Как известно, средневековые университеты состояли из четырех факультетов: богословcкого, юридического, медицинского и факультета искусств (XV в. – философского факультета). Факультеты представляли собой своего рода научные цехи, во главе с мастерами - магистрами и докторами, в подчинении которых находились подмастерья – бакалавры и ученики - школяры. Декан, избиравшийся из числа профессоров, надзирал за правильностью преподавания, приема экзаменов, служил гарантом соблюдения прав и привилегий цеха. Дисциплинарная структура преподавания была единообразной во всех европейских университетах. На подготовительном «артистическом» факультете изучались «семь свободных искусств» (septem artes liberales). Освоив тривий – грамматику, риторику и основы диалектики, студенты получали степень бакалавра и приступали к изучению квадривия - философии, арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. После присвоения степени магистра искусств, они могли продолжить обучение на одном из высших факультетов.Как видно из приведенного перечня, дисциплины группировались по принципу богословие, медицина, право и все остальное (тривий и квадривий). Привычного нам противопоставления социально-гумнитарного и естественно-научного знания не существовало. ^ Новое время (XVII-XIX вв.) На исходе средних веков в результате первой научной революции, связанной с именами Дж. Бруно, Г. Галилео, Н. Коперника, Ф. Бэкона, Р.Декарта, Ньютона и многих других, была переосмыслена миссия науки (scientia): на первый план была выдвинута ее социально-практическая функция. «…Я не считаю возможным, чтобы какой-либо человек усердно занимался наукой с целью обнаружить перед другими свои знания, если он не надеется достигнуть этим ничего другого, писал Т. Гоббс, оспаривая точку зрения самого Аристотеля. - Знание есть только путь к силе». Назначение науки, разъясняет он свою мысль, состоит в том, что «благодаря ей, мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами следствия и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ».6 Эта установка, активно пропагандировавшаяся пионерами европейской науки и деятелями эпохи Просвещения подготовила секуляризацию как университетского образования, так и социально-гуманитарного знания. В соответствие с «принципом Оккама» Ф. Бэкон и Т. Гоббс предложили разграничить религию и науку (естественную философию). Нет необходимости прибегать к объяснению сверхъестественным того, что может быть понято на основе естественных причин. Философия изучает естественные (производящие) причины явлений, зная которые, люди могут искусственно вызвать следствия, улучшающие их жизнь. Религия и толкующая ее схоластика (теология) учат чтить Бога, толкуют Священное писание, предметом их изучения является сверхъестественное. Стало быть, религия и философия представляют собой самостоятельные и независимые сферы познания. В область философии Т. Гоббс включил следующие отрасли знания:ФИЛОСОФИЯ^ ЕСТЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ГРАЖДАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯФилология (наука об именах) Естественное ПравоЛогика ФизикаОптикаЭтикаНаука о человеке С конца XVIII в. в Европе начался процесс отделения образования от церкви. Так, например, 15 сентября 1793 года Национальное Собрание Франции приняло решение о независимом статусе школ и запрещении теологического, юридического, медицинского и артистического факультетов на всей территории Республики. В результате все факультеты перешли в ведение государственного Французского университета. В 1896 г. это решение об упразднении классических факультетов было признано ошибочным и прежняя система независимых факультетов была восстановлена, но без теологического факультета.^ XIX век. Формирование дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания. Изменение учебных прграмм. В XIX в. в учебные планы европейских университетов были включены нетрадиционные дисциплины - помимо неклассических языков неклассическое литературоведение, социальные науки - политология, экономика, государственное управление (public administration), а также естественные и технические науки, такие как физика, химия, биология, машиностроение.Привычного нам деления наук на естественные и социально-гуманитарные в то время еще не существовало. Перечисленные отрасли знания преподавались наряду с тривием и квадривием на «подготовительном» философском факультете. Причем, как свидетельствуют недавние исследования, в начале XIX в. сколько-нибудь устойчивого деления на дисциплины в рамках учебного плана философского факультета не существовало, ни в отношении профессорских кафедр, ни в отношении учета посещаемости студентами различных курсов7. Один и тот же профессор мог читать лекции по физике, метафизике и математике. Тем не менее, с середины XIX в. университеты – в первую очередь немецкие – начали превращаться в научно-исследовательские центры. Во многом это стало возможным благодаря свободе, царившей на факультетах философии. Дело в том, что «подготовительный» факультет объединял дисциплины, не предусматривавшие профессиональной подготовки, а, стало быть, и жестких «цеховых» канонов преподавания – стандартных учебных программ и т.п. «В своих деловых отношениях с коллегами, студентами и в том, что касалось научной литературы, каждый профессор, в принципе, вправе был создавать новые курсы и привязывать свои новые увлечения к своей профессорской кафедре. И каждый министр, в принципе, вправе был назначать «экстраординарных» профессоров в новых областях знания, тем самым систематически и действенно внедряя в университете новшества прежде, чем происходило их признание в качестве новой самостоятельной области научных исследований. В этом смысле неизменную гибкость философского факультета и его внутреннюю институциональную открытость можно считать основной причиной дальнейшей специализации и профессионализации научной работы»8.К тому времени «высшие» факультеты теологии, медицины и права утратили свое превосходство над факультетом философии. Более того, благодаря научно-исследовательской деятельности и специализации дисциплин философский факультет стал самым крупным и значимым9. В итоге в конце XIX в. в Германии и других европейских странах «подготовительный» факультет был преобразован: из него выделились естественнонаучный и гуманитарный и собственно философский факультеты. Это обособление стало возможным благодаря специализации и дисциплинарному размежеванию областей науки. В программах университетов появились новые дисциплины – физиология, психология, а в начале XX в. – также педагогика и социология. В Германии дисциплины, изучавшиеся на гуманитарных факультетах, получили название Geisteswissenschaften (науки о духе), а области знания, объединенные естественнонаучным факультетом, – Naturwissenschaften (науки о природе). Оппозиция «наук о духе» и «наук о природе» была первой попыткой фиксацией своеобразия социально-гуманитарного знания по отношению к знанию естественнонаучному.^ Позитивизм: положительная наука и метафизика. Научный статус социально-гуманитарного знания в конце XIX в. был весьма неясным. Господствовавшие в то время представления о научности были сформированы позитивизмом – философским учением, возникшим в середине XIX в. Его духовным отцом был О. Конт (1798-1857), которому принадлежит первенство в употреблении самого слова «позитивная», или «положительная», применительно к науке и философии. Продолжая традицию британского эмпиризма (Бэкона, Локка, Беркли) и французского материализма (Ламетри, Даламбера, Гельвеция, Гольбаха, и др.), Конт выдвинул «закон трех стадий». Согласно этому «закону» все области человеческого знания последовательно проходят в своем развитии три состояния – теологическое, или фиктивное, метафизическое, или отвлеченное, и научное, или позитивное.На теологической стадии познание направлено главным образом на первоначала вещей, их «сущность», и стремится к абсолютному знанию, которое отождествляется с Богом. Явления природы рассматриваются как результат действия сверхъестественных сил. На второй, метафизической, стадии цели познания остаются прежними с тем отличием, что сверхъестественные факторы заменяются абстрактными началами – логическими понятиями «сущности» и «(перво)причины».Наконец, на третьей, позитивной, стадии, признав невозможность абсолютного знания, человеческий разум отказывается от поиска сущностей и причин и всецело сосредоточивается на изучении чувственно данных явлений. Основные задачи позитивной науки и философии видятся Конту в следующем:1) открытии устойчивых отношений последовательности и связи между явлениями;2) выражении их в строгой (непротиворечивой) логической форме;3) сведении таких отношений к минимуму в системах классификации.Фактически Конт сформулировал символ веры позитивизма, оставшийся неизменным на всем протяжении более чем полутора столетнего существования этого течения. Из него видно, что позитивизм представляет собой разновидность эмпиризма – учения, согласно которому источником всякого знания является опыт, понимаемый как чувственно данное, т.е. ощущение. Подлинно научный подход, согласно позитивизму, заключается в том, чтобы, отказавшись от «метафизических» вопросов о причинах и началах, открывать и обобщать устойчивые связи между явлениями, т.е. ощущениями. Любое знание, не сводимое к чувственно данному, рассматривается как метафизическое, или ненаучное.В свете этой установки социально-гуманитарные дисциплины, преподававшиеся в университетах того времени, могли быть определены лишь как метафизическое знание. И, действительно, в классификации наук О. Конта присутствует только одна общественная дисциплина – «социальная физика» (социология), да и то в качестве исследовательской перспективы.^ Перечень позитивных наук О. Конта.АстрономияФизикаХимияФизиологияСоциальная физика Четыре первые науки, разъясняет Конт, достигли позитивной стадии в той последовательности, в какой они представлены в приведенном выше перечне, а социальная физика, изучающая наиболее частные явления, все еще формируется в качестве науки. Таким образом, позитивизм, изменил приоритеты в научной сфере, точнее зафиксировал их реальное изменение в эпоху промышленной революции. Высшая наука средневековья теология была объявлена «фиктивной», высшая наука античности философия – «отвлеченной», позитивным, или подлинно научным, оказывалось только эмпирическое естествознание.Основная литература.Аристотель. Метафизика // Собр. Соч. в 4 тт. Т.1. М., 1975.Гоббс Т. Основ философии // Собр. Соч. в 2 тт. Т.1. М., 1989.Конт О. Курс позитивной философии. Антология мировой философии. Т.3. М., 1971.Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов н/Д. 2005.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.Никифоров А.П. Философия науки: история и методология. М.,1998.Петров М.К. Из истории европейских университетов // Вопросы истории естествознания и техники. 1979, № 8.Платон. Диалоги. Ростов н/Д, 1998.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.Дополнительная литератураМаннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. М. 1998.Социальное знание и социальные изменения. Отв. Ред. В.Г.Федотова. М., 2001.Тарнас Р. История западного мышления. М., 1997.Шнайдер У.И. Преподавание философии в немецких университетах в XIX в. // Логос, 2004, №№ 3-4 (43).^ Проектное задание. Прочитайте 1 и 2 книгу «Метафизики» Аристотеля» и ответьте на следующие вопросы:Почему Аристотель считает, что искусство превосходит опыт, а теоретические науки – практические? Что изучают «теоретические науки»?Как Аристотель определяет мудрость? Познание «природы» является предметом естественных или социогуманитарных наук?Почему Аристотель считал философию «лучшей» из наук?Прочитайте вторую часть «Основа философии» Т. Гоббса «О человеке» и ответьте на следующие вопросы:Каковы, с точки зрения Гоббса, цели изучения человека?Какие науки исследуют человека?Является ли математика гуманитарной наукой?Почитайте статью У.И. Шнайдера «Преподавание философии в немецких университетах в XIX в.» и ответьте на следующие вопросы:Какие дисциплины включал учебный план философского факультета в немецких университетах XIX в.?Как распределялись студенты между «высшими» и философским факультетами?Почему автор статьи считает, что дисциплинарная дифференциация социально-гуманитарного знания и отделение его от «наук о природе» стали возможны в XIX в. благодаря статусу философского факультета в немецких университетах?^ Тестовые задания рубежного контроля. Инструкция. Выберете из четырех вариантов ответа на вопрос правильные. ВНИМАНИЕ! Правильных ответов может быть несколько. Согласно Аристотелю философия а) есть наука о первоначалах всего существующего;б) изучает первоначала государственной жизни и человеческой души в отличие от физики, изучающей первоначала природы;в) является самой бесполезной наукой;г) – это наука, имеющая первостепенное практическое значение. В средневековых университетах изучались следующие социально-гуманитарные дисциплины:а) история;б) теория музыки;в) грамматика;г) этика. Арифметика и астрономия изучались на _______________________ факультете средневековых университетов. В область естественной философии Т. Гоббс включил следующие дисциплины:а) логику;б) оптику;в) естественное право;г) теологию. Согласно О. Конту задача позитивной науки заключается в том, чтобыа) изучать первопричины и первоначала;б) открывать объективные закономерности объективно существующий явлений и процессов;в) открывать устойчивые отношений последовательности и связи между явлениями;г) обобщать устойчивые связи между явлениями. Теологический факультет был исключен из структуры французских университетов ва) 1896 г.;б) 1793 г.;в) 1789 г.;г) 1945 г. В середине XIX в. учебный план философских факультетов Германии включал следующие дисциплины:а) литературоведениеб) машиностроениев) физиологиюг) психологию. Междисциплинарными называются исследования,а) одного явления несколькими дисциплин притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию;б) проводимые с привлечением знаний и сведений из других областей науки;в) предполагающие сотрудничество представителей различных дисциплин на единой методологической основе;г) эклектически соединяющие в себе подходы и методы различных наук. Правильные ответы.1 а), в). 2б), в). 3 «артистическом», 4 а), б). 5 в), г). 6 б), 7а), б), в). 8 а).^ 4. Раздел 2. Изменения дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин. Цель настоящего раздела заключается в исследовании проблемы научного статуса социально-гуманитарного знания и, в частности, - в сопоставлении позиций по этой проблеме сторонников классической и неклассической парадигм науки.К концу XIX в. в результате промышленной революции и стремительного развития естествознания произошло дисциплинарное разделение социально-гуманитарных и естественных наук – преподавание математики, физики, инженерного дела и т.п. в европейских университетах теперь осуществлялось на специальном (а не философском) факультете. Кардинально изменились приоритеты в научной и образовательной сферах: «высшие» факультеты средневековых университетов утратили свои привилегии не только de jure, но и de facto. Это изменение открыло простор для исследований в области естественных наук и, вместе с тем, поставило под сомнение научный статус социально-гуманитарного знания. В самом деле, с точки зрения эмпиризма, новейшим вариантом которого в XIX в. был позитивизм, несводимое к Его Величеству Факту, относительное, представленное множеством направлений, полемическое по самой своей природе социально-гуманитарное знание является «метафизикой» чистейшей воды. ^ Канон естественных наук. Социобиология и психофизика. Одним из способов решения указанной выше проблемы стали попытки преобразования социогуманитарного знания на основе методологии точных и естественных наук. Типичный пример – социобиология, «наука», претендовавшая на объяснение социальной жизни на основе биологических законов. На деле социобиология стала орудием обоснования социального неравенства (полов, рас) и колониальной политики европейских государств: и то и другое она объясняла природными (биологическими) различиями между людьми.Так в конце XIX в. дарвинисты Э. Тайлор и Г. Спенсер выдвинули концепцию социокультурного эволюционизма, согласно которой различные народы происходят из общего корня, однако в дальнейшем, в ходе соперничества и естественного отбора, некоторые из них продвинулись по пути цивилизационного развития, другие, напротив, были отброшены назад. Причем степень цивилизованности народа определялась уровнем его интеллектуального развития. Когда различные группы сталкивались, «лучше адаптированные» помещали стоящих ниже в неблагоприятные условия, а иногда и истребляли их. Получалось, что покоренные европейцами народы стоят на более низкой ступени эволюционного развития и потому колониальная политика в отношении них вполне оправдана. Примерно в то же время Геккель сформулировал знаменитую биогенетическую теорию, которая тут же нашла применения в антропологии. Геккель утверждал, что развитие индивида - онтогенез – повторяет историю рода – филогенез, подобно тому, как эмбриональное развитие воспроизводит формы развития наших эволюционных предков. Уровень развития «дикарей» соответствует уровню развития детей европейцев. Поэтому покровительственное отношение к туземцам и право наказывать их как непослушных детей, вполне оправдано. К. Фохт, например, утверждал, что различия в развитии между белыми и неграми объясняется сходством мозга взрослого черного и семилетнего белого ребенка10. Другим примером преобразования гуманитарного знания концептуально-методологическими средствами естественных наук может служить психофизика, и шире – проект создания психологии как «экспериментальной науки о сознании» В. Вундта.XIX век с полным правом можно назвать триумфальным для физиологии. Успехи этой науки породили надежду на то, что применение экспериментальной физиологической методологии при изучении сознания, позволит создать новую подлинно научную психологию. Обращение к физиологии в большой мере было обусловлено и «дурной» репутацией так называемой «рациональной» психологии – введенной в XVIII в. в учебные планы немецких университетов «философской» дисциплины, доказывавшей имматериальность и бессмертие души. К тому же сведение «души» к «функциональному комплексу материального органа (мозга)» человека (В.Гризингер) в полной мере соответствовало позитивистскому представлению о научности.В итоге появилась психофизика – наука, изучавшая зависимость психических процессов от физиологической организации человека. Пионерами в этой области были Г. фон Гельмгольц, Э. Вебер, Г. Фехнер. Г. фон Гельмгольц проводил исследования, нацеленные на выявление времени протекания нервных процессов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Fields Of Battle By John Keegan Essay
Реферат Тазовое предлежание плода
Реферат Отчёт по практике Оршанский льнокомбинат
Реферат Death In Hamlet Essay Research Paper So
Реферат Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике
Реферат Sunnaonline com Абдуллах ибн Абд ар-Рахман ибн Джибрин два свидетельства
Реферат Реформы Столыпина и анализ причин их краха
Реферат Аднаўленне народнай гаспадаркі Беласусі ў пасляваенны перыяд 1940 -1950 гг
Реферат Вплив гарнітури шрифту на сприймання тексту
Реферат Анализ исполнения бюджета по доходам администрации сельского поселения «Яснэг» за 2010 год
Реферат Привычный способ восприятия времени - причина войн на планете
Реферат Детский ясли-сад на 140 мест с бассейном
Реферат Развитие предпринимательства в ходе эволюции социально-экономических систем
Реферат Формы участия граждан в политике
Реферат Уранический лунно-солнечный календарь эпохи Водолея