Альбина Никконен Исполнительный директор Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования«Перспектива развития единого венчурного пространства стран Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь)»Существующая ситуацияМы стали свидетелями эры, когда мир перенес финансовый и экономический шок. Теперь, преодолев экономический кризис, можно решать задачи не в «пожарном режиме», а вернуться к стратегическому целеполаганию и выбору вектора дальнейшего развития экономик. Создание Таможенного союза в своей основе призвано определять инвестиционный климат наших государств. Фактически в процессах экономической интеграции России, Казахстана и Белоруссии начался новый этап. Большая работа, проделанная в нормотворческой сфере, а также усовершенствование правоприменительной практики будет содействовать, в конечном счете, формированию благоприятных условий для построения и ведения бизнеса в наших странах в едином формате. Венчурная индустрия не существует «отдельно» сама по себе. Она глубоко интегрирована в финансовую среду, промышленно-производственный сектор, национальную инновационную систему, зависит от правого поля, уровня культуры корпоративного управления и предпринимательской активности. Государственные программы освоения новых научно-технических рубежей – это приоритетное направление стратегий всех лидеров современного мира. Все более активную, а иногда и решающую роль в инновационных процессах играет предпринимательский сектор. В силу особенностей нашего прошлого инновации в общественном сознании ассоциируются по большей части с наукой, обороной, престижем, но в меньшей степени - с качеством жизни. А это значит, достаточно емкий внутренний рынок не в полной мере рассматривается с точки зрения формирования спроса на инновационную продукцию. Ориентируясь только на внешний рынок, крупный бизнес, который является активными потребителями «внешних инноваций» и находится в «конце цепочки» роста капитализации, в нашей стране, к сожалению, характеризуется «инновационной пассивностью», что приводит к низкому внутреннему спросу на высокотехнологичную продукцию. Спрос на технологические нововведения со стороны предприятий в значительной степени определяется их ресурсными возможностями. Средства, которые сегодня вкладываются в инновации, вряд ли адекватны задаче перевода отечественной экономики на новую модель развития. Катализатором развития инновационного сегмента экономики может стать – при комфортном регуляторном и юридическом окружении – венчурный капитал. Полагаю, ни у кого нет сомнения в том, что наши страны заинтересованы в динамично работающей национальной индустрии венчурного капитала, которая способна обеспечить инвестициями в акционерный капитал наиболее инновационные и обладающие большим потенциалом роста предприятия малого и среднего бизнеса на ранних стадиях развития. Компании, получивщие такую финансовую и рабочую поддержку со стороны венчурного капитала, могут способствовать усилению экономического роста, создавать новые рабочие места и вносить вклад в создание и использование новых знаний и технологий. Активно работающие рынки венчурного капитала явились бы серьезными драйверами усиления конкурентоспособности, предпринимательства, инновационности и динамичного развития экономик наших стран. Венчурные инвестиции играть существенную роль особенно в укреплении экономик в сегодняшней ситуации – ситуации экономического спада и нестабильности. Под передовой практикой стимулирования инновационной деятельности и конкурентоспособности понимается такое государственное вмешательство или такие политические решения, которые усиливают эффект синергизма и укрепляют слабые звенья в инновационной системе. К числу важнейших задач относится обеспечение горизонтальной согласованности различных мер, чтобы индивидуальные или отраслевые меры политики - а в нашем случае меры политик разных стран Таможенного союза - опирались друг на друга и сводили к минимуму противоречия в случае возможной коллизии целей. Важнейший урок, который можно извлечь из национального опыта, заключается в том, что для создания условий, благоприятствующих развитию инновационного и венчурного предпринимательства и, как следствие, повышению конкурентоспособности на основе знаний, важнейшее значение имеют институциональный контекст и конкретные условия. Крайне важно, чтобы НИОКР и наукоемкая деятельность были не только автономными и актуальными для экономики, но и имели синергетическую связь с глобальной экономикой, что, естественно, благотворно скажется на динамике развития и усилении конкурентоспособности не только отдельных стран, но и всего Таможенного союза. Таким образом, основной целью национальной политики стимулирования инновационной деятельности и венчурного предпринимательства должно стать создание институциональной системы, способствующей не только большей открытости, но и технологической конкуренции. Скорость обновления продуктовых линеек и реализации инноваций не может быть обеспечена без высокого уровня компетенций, опыта и соответствующего «образа мыслей» отечественных предпринимателей, с одной стороны, и наличия достаточного капитала, с другой. Необходима не только целостная система финансовых институтов, обеспечивающая непрерывной цикл финансирования инновационных компаний, но и наличие развитых системообразующих элементов инфраструктуры: консультационных, кадровых, коммуникативных. С этой точки зрения понятие передовой практики стимулирования инновационной деятельности является довольно неоднозначным, поскольку прямая передача передовых достижений из одной страны или системы в другую может и не дать такой же отдачи, как в "родной" системе. Кроме того, не существует какого-либо одного "оптимального" метода управления инновационной деятельностью, поскольку одни и те же функции могут выполняться разными институтами. Таким образом, хотя осмысленный сравнительный анализ национальных систем позволяет вынести важные полезные уроки - механическое копирование достижений в узких областях в отрыве от системного контекста никак нельзя назвать "передовой практикой". При разработке национальной политики следует помнить о том, что связь между базовыми условиями и государственной поддержкой инноваций имеет национальную специфику. Основная цель выстраиваемой государством системы - позволить с большей долей вероятности любую идею довести до уровня внедрения, коммерциализации. Правительства наших стран уже предприняли ряд шагов, направленных на выстраивание национальных инновационных систем и систем поддержки развития венчурного предпринимательства. Так, к примеру, в Казахстане направлениями развития венчурных инвестиций на 2010-2014 гг. являются: Определение перечня производств, являющихся высокотехнологичными и среднетехнологичными, согласно Общему классификатору видов экономической деятельности для концентрации направлений инвестирования. Перечень утверждается уполномоченным органом на три года. Создание региональных венчурных фондов с долевым участием каждого региона. Объектами инвестиционной поддержки являются предприниматели, действующие в отраслях, являющихся приоритетными для каждого региона, предпочтение отдается старт-ап бизнес проектам. Региональный венчурный фонд обеспечивает финансирование инновационных проектов на регулярной основе, благодаря дополнительной ежегодной капитализации венчурного фонда учредителями.Создание отраслевых венчурных фондов в приоритетных отраслях в рамках реализации ПФИИР (Программа форсированного индустриально-инновационного развития) с участием институтов развития. Как показывает российский опыт - и это справедливо для других стран - в первую очередь развитие национального инновационного рынка сдерживается несколькими факторами: это и отсутствие спроса на высокотехнологичную продукцию, и недостаточная экономическая мотивация заниматься таким сложным, обременительным и рисковым бизнесом, как венчурное предпринимательство.^ Основные проблемы развития венчурного предпринимательства Оценивая достаточность предложения венчурного капитала в России, целесообразно ориентироваться, с одной стороны, на удельный показатель, характеризующий отношение объема венчурных инвестиций к ВВП. Для стран с развитой экономикой и зрелым рынком прямых и венчурных инвестиций он составляет десятые процента от ВВП (в России — сотые доли процента). Данный показатель характеризует потенциал роста для сектора венчурных инвестиций в средне- и долгосрочной перспективе. С другой стороны, необходимо учитывать ограничения, связанные с возможностями среды, генерирующей поток сделок для этого сектора, которая в России развита существенно хуже и сейчас является одним из основных препятствий на пути развития венчурной индустрии. Эксперты отмечают среди основных проблем, с которыми сталкиваются в России венчурные инвесторы в работе с высокотехнологичным сектором:малое количество проектов с высоким экономическим потенциалом, привлекательным для венчурных инвесторов, и недостаток кадрового обеспечения индустрии венчурного предпринимательства;неразвитость надлежащих налоговых и правовых структур, которые благоприятствовали бы деятельности венчурных инвесторов, в том числе - отсутствие адекватной сущности венчурного предпринимательства организационно-правовой формы фондов;отсутствие сформировавшегося рынка выхода из венчурных проектов (включая публичное первичное размещение, отсутствие активного спроса на инновации со стороны крупных компаний). Известно, что технологическим компаниям найти источник финансирования труднее, чем другим предприятиям, и это обстоятельство определяет акценты соответствующих программ поддержки. Следует также отметить и недостаточную развитость надлежащих налоговых и правовых структур, которые благоприятствовали бы деятельности венчурных инвесторов и стимулировали их вкладывать средства в такой рискованный бизнес, как инновационный. Отдельной задачей становления инновационной экономики является обеспечение условий для привлечения в компании иностранного капитала независимо от обстоятельств, которые существуют на мировых финансовых рынках.^ Необходимые шаги для развития рынка прямых и венчурных инвестиций Европейская ассоциация прямого инвестирования и венчурного капитала (EVCA) разработала ряд рекомендаций, направленных на обеспечение полной предпринимательской и технологической экосистемы. Остановимся на тех из них, реализация которых в первую очередь способна оказать серьезное влияние на динамику развития рынка прямых и венчурных инвестиций в наших странах. По мнению экспертов EVCA для этих целей необходимо создание адекватной системы регулирования. В применении к России, в первую очередь, необходимы меры, направленные на смягчение рамок регулирования и уменьшение административных издержек, а также улучшение доступа к финансам на всех уровнях. Кроме того, EVCA полагает, что создание программ образования является одной из необходимых мер поддержки предпринимательства. В частности, подчеркивается особая важность развития консультационных услуг и оказание помощи предпринимателям.Пример:Отсутствие технологического маркетинга наблюдается в 90% проектов. Весьма распространенная ситуация: соискатель инвестиций работает над интересной технологией, может убедительно доказать, что способен довести ее до ума, однако о потенциальном рынке имеет весьма приблизительное представление. Интересна ли эта технология вообще тому сектору, которому он собирается ее предложить? Даже при самом поверхностном анализе часто вдруг выясняется, что она нужна, например, скорее не в авиастроении — условному «Боингу», а в лифтостроении — условному «Отису». А значит, вектор коммерциализации изначально должен быть другим. Впрочем, у патологической несклонности к технологическому маркетингу есть логическое объяснение. Исторически мы не имели привычки смотреть на глобальный технологический рынок, и конкурировали на мировой арене лишь в очень узких и специализированных отраслях. Навык следить за «бегунами на соседних дорожках» в мирной жизни у нас только начинает появляться. Для изменения сложившейся ситуации, для кардинального роста инновационной активности необходимо придать особый статус инновационным компаниям, предоставить льготы компаниям на ранних стадиях развития. Признавая важную роль мер в области защиты прав на интеллектуальную собственность, государство предприняло ряд мер в этой области. Однако пока они не вызвали «лавину» вновь созданных инновационных компаний. Этому есть множество причин. Здесь мы не будем на них останавливаться, так как обсуждение этого вопроса требует отдельного серьезного разговора. Возвращаясь к рекомендациям EVCA для поддержки инноваций и НИОКР, необходимо создание интегрированной и четкой системы защиты прав на интеллектуальную собственность. Следующий фактор, который по мнению экспертов способен оказать серьезное влияние на развитие сектора прямых и венчурных инвестиций, - упрощение процедуры создания фондов прямого и венчурного капитала, в частности, снятие чрезмерных ограничений, вовлечение средств пенсионных фондов, банков и страховых компаний. Это особенно актуально для всех стран Таможенного союза. Кроме того, обеспечение прозрачности деятельности фондов, публикация ежегодных отчетов, также признается EVCA необходимым условием развития индустрии прямых и венчурных инвестиций. Чтобы охарактеризовать сложившуюся в России ситуацию, могу привести следующий пример. РАВИ при сборе данных для исследования рынка прямых и венчурных инвестиций за последний год столкнулась с трудностями, обусловленными введением некоторых законодательных актов, ограничивающих возможность распространения информации о деятельности фондов. В результате чего некоторые фонды - участники российского рынка - отказали в предоставлении информации по целому ряду параметров, что серьезным образом повлияло на репрезентативность собираемой информации. Передовой опыт показывает, что для лидерства недостаточно просто обладать каким-то набором передовых технологий. Требуется иметь мощный отлаженный «механизм» по непрерывной разработке и внедрению собственных инноваций. Такой механизм, который бы позволил «превращать» достижения инженеров и ученых в коммерчески успешные проекты, причем успешные не только на российском, но и на мировом рынках. Некоторые «винтики» этого механизма уже созданы, но требуется длительная и кропотливая работа, чтобы этот механизм начал действовать эффективно.В инновациях ограничиваться территорией невозможно. Надеюсь, государственные границы не станут препятствием ни для венчурных предпринимателей, ни для инвесторов. И создание единого пространства Таможенного союза является верным признаком того, что самые передовые методы построения современной экономики, направленной на достижение лидерства среди ведущих мировых экономик, уже в действии!