Алексеев Владимир Валерьевич, к. ист. н., главный библиотекарь НБ УдГУ Вельм Иван Матвеевич, доктор культурологии, профессор каф. безопасности жизнедеятельности.Ключевые слова: общество информационное; сталинизм; сознание общественное; идеализм социо-субъективный; смерть библиотеки; смерть текста; балласт социальныйСекция 7 «Социальные последствия развития информационных технологий».АЛЕКСЕЕВ В.В. ВЕЛЬМ И.М.СТАЛИНИЗМ И ТАК НАЗЫВАЕМОЕ«ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО»То, что сейчас научно называется «информационным обществом», А.А.Богданов называл социально-организованным опытом, Георг (Дьёрдь) Лукач в концепции овеществления «ложным сознанием», Ги Дебор в концепции общества спектакля «социально-организованной видимостью» - обобщающе это социо-субъективный идеализм или социолипсизм или сталинизм. Такой подход к пониманию сталинизма изложен в монографии авторов «Сталинизм: истоки, становление, пролонгация, сущность, выход из сталинизма» [1]. Поэтому следует изложить эту концепцию подробнее. Россия не станет цивилизованной страной, пока не преодолеет сталинизм. Эта книга дает предметно-конкретное и объективное представление о том, что такое сталинизм, что нужно делать, чтобы из него выйти. В этом заключается её актуальность. И, пока что, эта актуальность растет прямо как на дрожжах. Чем дальше, тем больше у авторов возникает вопрос: а нужно ли кому-нибудь в этой стране действительное осмысление и преодоление сталинизма? Данная работа является развитием и завершением концепции, изложенной в монографии: Алексеев В.В., Вельм И.М. Восход и закат Красной Звезды: концепция социально-организованного опыта А.А.Богданова и ее роль в становлении советской модели социализма в 1920-х – середине 1930-х годов. – Ижевск, 2008. 132с., ил. За неё авторы удостоились звания лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2008г. (Сочи, июнь 2009г.). Авторы доводят до конца идеи, заложенные в опубликованной монографии и представляют на суд читателей фактически первую и единственную неконъюнктурную, логически-последовательную, конкретно-предметную гипотезу, объясняющую сталинизм как целостное явление. Цель исследования: определить сущность сталинизма и средства для его преодоления. Базовой основой для такого определения является гипотеза о замене И.В.Сталиным ленинских подходов к строительству социализма богдановской концепцией СОО. Богданов (наст. фамилия Малиновский) Александр Александрович (1873 – 1928 гг.) – философ, социальный мыслитель, естествоиспытатель и политический деятель. Соратник В.И. Ленина, разошедшийся с ним после поражения революции 1905-1907гг. Философские взгляды Богданова Ленин подверг резкой критике в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Монография состоит из Пролога, шести рассуждений, Эпилога и двух приложений. В первом рассуждении рассматриваются методологические принципы осмысления сталинизма, используемые в исследовании. Во втором рассуждении концепция социализма по А.А.Богданову анализируется как ревизионистская, сравнительно с ленинскими подходами и как главный источник сталинизма. В третьем и четвертом рассуждениях выявляются и наглядно демонстрируются тотальные предметно-конкретные и философские совпадения между богдановской теорией и сталинской социально-политической практикой и через эту связку обосновывается становление сталинизма. В пятом рассуждении, анализирующем пролонгацию сталинизма, доказывается, что заложенные И.В.Сталиным (на богдановской основе) механизмы продолжают функционировать в послесталинском (СССР) и перестроечно-постсоветском (РФ) обществах, и, практически, на тех же самых механизмах (концепции Г.Лукача и Ги Дебора) в так называемом цивилизованном обществе (Западная Европа и США). Дается определение сталинизма. В шестом рассуждении предлагается модель выхода из сталинизма вначале в художественной форме на конкретном примере Удмуртии. Аналогично попыткам А.А.Богданова обосновать свои взгляды на социализм в утопическо-фантастических романах. В Эпилоге предлагается уже научно-теоретическое обоснование выхода из сталинизма. В Приложении читателям предлагается статья о событиях в США, параллельных становлению сталинизма в СССР: «Американская фашиствующая демократия: Хьюи Лонг и движение за раздел богатств». Таким образом, задача, поставленная в монографии, сводится к выстраиванию механизмов выхода из сталинизма или, если угодно, из так называемого «информационного общества». Сейчас готовится к печати книга тех же авторов, продолжающая и развивающая тему, обозначенную в «Сталинизме». История Фонда Редкой и Ценной Книги (ФРЦК) Научной (?) Библиотеки УдГУ (НБ УдГУ) только повод для того, чтобы разобраться в действительно серьёзных вещах: смерть библиотеки, смерть текста, вытеснение социального балласта. Исследование будет называться «БОГ и ЧЁРТ: ФАНТАЗИЯ НА ТЕМУ «REVOLUTION», имея в виду двойное значение термина «revolution» в английском языке. И как революция, крутая ломка, крутой перелом, и как круговое вращение, периодическое возвращение, кругооборот. В качестве пронизывающего стержня использована блестящая формула С.С.Дерендяева:^ Бог исполнен благодати, Чёрт докажет – ерунда. Где ж мы будем в результате Их совместного труда? В первой части – «Бог исполнен благодати», излагаются история создания Фонда Редкой и Ценной книги буквально из ничего, приемы и методы пропаганды редкой книги с целью внедрения её в учебный и научный процессы Удмуртского университета, перспективы развития, вплоть до российских и международных. Конкретно и наглядно показано, что бывает, когда за дело берется человек, который хочет и умеет работать [2, с. 58-64]. Вторая часть – «Чёрт докажет - ерунда», состоит из трех разделов.^ Смерть библиотеки, имея в виду, предметно смерть библиотеки УдГУ и смерть библиотеки в принципе. Количество читателей, требований, книговыдача в библиотеке УдГУ падают просто катастрофическими темпами. И руководство библиотеки, несмотря на мощные вливания самых современных книг, ничего не может сделать, чтобы библиотека заработала как библиотека, оправдывая свою бездарность «объективными» п0чинами типа: Интернет, нехорошие объявления о рефератах, курсовых и дипломных и т.д. А ФРЦК, состоящий из «совершенно устаревших и никому не нужных книг», не просто ставит, но решает задачу по внедрению их в учебно-научную деятельность УдГУ.И никакие новые здания библиотеки ничего не изменят. «Дома новы, да предрассудки стары» - это знал ещё А.С.Грибоедов. То же самое и с компьютеризацией библиотечных процессов. Ги Дебор ещё в 1988г. в «Комментариях» к своей же книге «Общество спектакля» высказал такое соображение: «Теперь больше не существует даже бесспорной библиографической истинности, и краткие подвергшиеся компьютерной обработке сводки на файлах национальных библиотек тем лучше смогут уничтожить ее следы [1, с. 134]». В Научной Библиотеке УдГУ никто ещё даже не задумывался о компьютеризации библиотечных процессов. Наглядно видно, как действительно умные люди, способные отслеживать объективный ход вещей, способны предсказать, чем закончится то или иное начинание. А придурков из информационного общества вдруг озаряет: вот это новое, прогрессивное, давайте внедрять и т.п. и т.д. Тратят на это огромный человеческий ресурс, огромные деньги, расходуют огромное количество материалов, обмениваются опытом, ets, ets, ets… И, в результате, оказываются у разбитого корыта; по сравнению с обычным бумажным каталогом, электронный оказывается несравнимо хуже. Потому что нарастает только количество дезинформации. И чем лучше компьютерные вводы, тем больше дезинформации. Ответственный за ФРЦК убедился в этом на собственном опыте, создавая электронный каталог ФРЦК. И пришел к этой мысли гораздо раньше, чем вычитал её у Дебора. Вся деятельность руководства НБ УдГУ по компьютеризации всего лишь мелкий пример такой тотальной бездарности. Дело совсем не в библиотеке УдГУ. Дело в том, что подобные процессы тотально происходят на всех уровнях социальной жизни.Первая причина смерти библиотек вообще – они не работают, как социальная память. Вторая причина – книги вообще и тем более библиотеки перестали быть источником знаний, источником духовных ценностей, а превратились исключительно в ценности материальные. Если информационное общество приравнивает стриптиз к искусству, то нет никакого нарушения логики в том, чтобы приравнять библиотеку к стриптизу.^ Смерть текста. Главный смысл текста в его продуктивной социальной конструктивности. Если этого нет, а сейчас этого нет и в помине, смысл из текста уходит напрочь. Как писал Владимир Маяковский:^ Я знаю силу слов я знаю слов наба