Православие и современность. Электронная библиотека Александр Леонидович Дворкин Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования Издание 3-е, переработанное и дополненное© Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2002 г.Содержание Александр Леонидович ДворкинСектоведение. Тоталитарные секты.^ Опыт систематического исследованияПредисловиеПредисловие автора к третьему изданиюПредисловие автора ко второму изданиюБлагодарностиБиблиографическая справкаРаздел первый. Введение в сектоведениеГлава 1. Вступление. Религия, которая убивает1. «Народный храм»2. «Ветвь Давида»3. «Храм солнца»4. «Аум Синрикё»5. «Небесные врата»6. «Движение за возрождение десяти заповедей Бога»7. Причины и перспективы сектантского насилияГлава 2. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 11. Постановка проблемы и определение терминов2. Обзор литературы3. Обман при вербовке4. Уровни членства в сектах5. Сектантский «новояз»6. Истоки и происхождение тоталитарных сект7. Коммерческие культыГлава 3. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 21. Признаки и характерные черты тоталитарных сект2. Гуруизм, организация, метод, «эзотерический разрыв»3. Внутригрупповые ценности4. Что такое промывание мозгов и контролирование сознания, и как с этим бороться5. Методы вербовки6. Методы контролирования сознания7. Диктат системы8. Личность основателя секты9. Попытки классификацииРаздел второй. Секты-долгожителиГлава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны)1. Мормоны — не протестанты, а языческая секта2. С ранних лет Джозеф Смит занимался оккультизмом, за что и был в зрелом возрасте изгнан из методистской церкви3. Читать «Книгу Мормона очень скучно: Марк Твен назвал ее «хлороформом», а не книгой4. «Мормонская библия — всего лишь бесталанный вымысел, состряпанный по образцу Ветхого Завета и дополненный скучным пересказом Евангелия»5. Во время одного из скандалов толпа вымазала Смита смолой, обваляла в перьях и протащила по всему городу6. Всего на папирусе начертано 46 иероглифов, из них Смиту удалось выжать 1125 английских слов, в том числе 65 личных имен7. В тюрьму ворвалась толпа, и Смит вместе с братом были застрелены, причем в перестрелке Смит ранил трех человек8. Хотя у каждого мормона только по одной официальной жене, но фактически они остаются многоженцами.9. Церковью мормонов руководят пророк, «Совет двенадцати апостолов» со своим президентом и «Кворум Семидесяти»10. Божественные откровения в «Учении и заветах» подверглись значительной правке11. По учению мормонов, у Элогима есть гарем, от которого он рождает духовных сущностей. Первых двух звали Люцифер и Иисус12. Низший круг ада уготован для мормонов, отрекшихся от своей веры13. Мормоны выписывают имена мертвых и брачуются с ними, чтобы после смерти все мертвые женщины составили их гарем14. В последнее время участились задержания мормонских миссионеров на территории российских закрытых военных базПриложение. Заявление Смитсоновского института относительно «Книги Мормона». Лето 1979 г.Глава 5. «Общество Сторожевой башни». «Свидетели Иеговы»1. Из всех тоталитарных сект, действующих на территории нашей страны, секта «Свидетелей Иеговы» более всего напоминает компартию2. «Бог же духовенства – это… древнее языческое божество, поросшее многовековым беззаконием, это Ваал, это сам Дьявол»3. Перед нами система, которая может быть охарактеризована, прежде всего, как грубо языческая4. Адвентизм и американский популизм конца XIX в.5. История возникновения иеговизма и последующая борьба за власть в секте6. «Свидетели Иеговы» — одна из самых многочисленных современных тоталитарных сект7. Сектанты считают, что Иегову интересует организация, а не отдельные лица: личных молитв бог иеговистов не принимает8. Рядовые иеговисты вновь слепо последовали за своими вождями, даже не заметив подлога9. Членство в секте заканчивается весьма плачевно для многих иеговистовРаздел третий. Поствоенная эклектика: сайентология и мунизмГлава 6. Сайентология1. Если присмотреться, то увидишь стальные немигающие глаза2. «Если сотрудник сачкует и не выдает на-гора, ему вломят за каждый чих»3. Если хочешь разбогатеть, нужно основать собственную религию, решил Хаббард4. Большую часть своих трудов Хаббард, по словам его сына, писал в состоянии наркотического опьянения5. Если можно заставить пепельницу садиться и вставать, то поверишь, что заставишь любого человека сделать, что угодно6. Хаббард объявляет себя антихристом и говорит, что приход сайентологии к власти воспрепятствует второму пришествию Христа7. Судами многих государств Хаббард был признан преступником, а в ряде стран был объявлен персоной нон-грата8. Сайентологи проникали в ЦРУ, ФБР, Налоговое управление, Интерпол, выкрадывали секретные документы и совершали подлоги9. Медицинская практика сайентологов строится на их вопиющем невежестве10. Несомненно, всякий, кто поступает в сайентологию, по существу отдает себя в руки демонических сил11. Экземпляры «Дианетики» были разосланы всем депутатам Верховного Совета12. Завод «Мовен» потерял миллионы долларов, а его директора, убежденного сайентолога, застрелили в собственном кабинете13. В десятидневный срок сайентологи получили разрешение замминистра здравоохранения Агапова на внедрение своей программы в России14. Прослезившись, сайентолог сказал, что у нас замечательная страна: ни в одной стране им не позволяли работать с детьми, а у нас позволили15. Специалисты уверенно говорят об особой договоренности о взаимопомощи между сайентологией и разведслужбами США16. Сайентология — это не просто зло, это Зло с большой буквыГлава 7. «Движение объединения» Сан Мен Муна1. Русские юноши и девушки клянутся в верности «истинным родителям» Муну с женой и «истинному отечеству» Корее2. Это спиритическое, или шаманистическое движение, которое направлено на очищение человеческой расы под руководством семьи Мунов3. Главные вербовочные усилия мунитов направлены на молодежь4. Любой мунит скажет, что брак «Истинного Отца» с «Истинной Матерью» превосходит искупительное значение Голгофской жертвы Христа5. По откровениям спиритов, сын Муна, погибнув, открыл двери в высший рай для духов и для Христа6. Мунитский бог — это лишь вторичная, возникшая во времени персонификация, сгусток изначально безличной энергии, имеющий два полюса — мужское и женское начала, между которыми в своеобразном энергообмене пульсирует напряжение7. Недавно Мун сообщил, что нашел на земле невесту для Христа, Который явился ему из мира духов и униженно за нее благодарил8. Чтобы кровно породниться с Муном, юноши и девушки пьют коктейль, в котором содержится кровь Муна и его жены9. Поучению мунитов, Христос теперь прислуживает сыну Муна10. В Великую Пятницу, 13 апреля 1990 года, Горбачев пригласил Муна в Успенский собор Кремля11. Мунизм не имеет ничего общего с христианством, Православная Церковь не может поддерживать с ним никаких отношений12. Зигмунд Фрейд просто рыдал бы от счастья при виде пациента с таким фекально-генитальным психозом13. Всякий, соблазнившийся бесплатным мунитским лакомством, принимал в себя элементы физиологических отправлений четы Мунов14. Даже после смерти «Истинного Отца» секта, по всей видимости, продолжит свое существованиеГлава 8. Современный индуизм и гуруистские секты1. Эволюция индуизма, его институты и направления2. От ортодоксальных брахманов до тайных тантрических сект3. Критерии принадлежности к традиционному индуизму***4. Неоиндуизм5. «Миссия Рамакришны»6. «Интегральная йога» Шри Ауробиндо7. Йога на Западе. «Братство самоосознания» Йогананды8. Неоиндуистский коммунализм9. Гуру-фундаменталисты и «бизнес-гуру»10. Индуизм как он естьГлава 9. «Общество сознания Кришны»1. Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком «Зуко» и соком живого плода2. История появления кришнаитов в СССР в 1971 году весьма подозрительна3. Кришнаиты разработали множество тактик вымогания денег4. В «гурукулах» царила страшная эксплуатация, жесточайшие наказания, сексуальное насилие над детьми5. Идолов будят, им чистят зубы, их одевают, их умывают — омывают смесью из молока, розовой воды и коровьей мочи6. «Я — всепожирающая смерть»7. «Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и занимался в течение ее любовью со ста женщинами, причем их мужья этого не заметили»8. Главное служение Кришне — сохранять верность гуру9. Признаки экстатической любви к Кришне: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка...10. Необходимо отказаться от всего: от своей собственности, от своего тела11. Сами традиционные индусы относятся к кришнаитам достаточно настороженно12. Кришнаиты действуют во всех крупных городах России и очень активно лоббируют свои интересы в структурах власти13. Очевидно, что МОСК — жесткая группа для захвата власти14. Всеми делами среди санкт-петербургских поклонников Кришны заправляет мафияПриложение. Кришнаиты, не входящие в МОСКГлава 10. «Трансцендентальная медитация» (ТМ)1. Человек, сам не ведая того и даже, может быть, являясь христианином, приносит жертву идолам2. Трансцендентальная медитация понравилась многим, ибо предъявляла мало требований, но обещала большой эффект3. Бывшие «медитаторы» рассказывали, что во время упражнений переживали страшные бесовские видения4. Преподавание трансцендентальной медитации в американских школах было запрещено5. Если человек забывает свое собственное имя, это считается в секте не более чем забавным эпизодом6. То, что движение Махариши делает в России, это самый настоящий геноцидГлава 11. Остальные псевдоиндуистские секты: Культ Шри Чинмоя; «Брахма Кумарис»; культ Сатьи Саи Бабы; культ Ошо Раджниша; «Сахаджа йога»; «Ананда марга»; псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», А. Лапин и другие; прочиеКульт Шри Чинмоя1. «Бегущий гуру»2. Шри Чинмой приписывает себе богоподобные способности и качества3. Секта Шри Чинмоя в России«Брахма Кумарис»1. Псевдоиндуистский монашеский орден2. Мир как спектакль, бессмысленный и бесконечный3. «Раджа-йога» Брахмы4. «Моя цель — стать божеством»5. В «Брахма Кумарис» получают иллюзию активной общественной жизни и решения своих внутренних проблемКульт Сатьи Саи Бабы1. Технология производства Саи Бабой «чудес» хорошо известна и подробно описана2. Тот, кого почитали как бога, оказался извращенцем и мошенником3. Международная организация Саи БабыКульт Бхагавана Шри Раджниша (Ошо)1. «Люби себя и делай, что хочешь»2. «Медитация — это состояние «не-ума»»3. Коммуна в Пуне4. «Я — гуру богатых»5. «Население необходимо сократить»6. Ошо умер, по всей видимости, от СПИДа«Сахаджа-йога»1. Нирмала утверждает, что она под видом змеи-кундалини дала «гнозис» Еве в раю2. «Будешь много думать, получишь болезни печени и диабет»3. «Не используйте свой ум для критики... Надо не критиковать, а одобрять»4. Некоторые из получивших стадионную «реализацию» были вынуждены после этого пройти курс лечения в психиатрической больнице«Ананда марга»1. «Ананда марга» — это закрытая тайная организация, устроенная по военному образцу2. «Мойте руки и ноги перед едой»3. АМ представляет собой соединение самого мрачного неотантризма и варианта «третьего пути» — национал-социализма «по-индусски»4. Наиболее громким преступлением АМ стало убийство 6 монахов-отступников5. В России, как и в других странах, АМ действовала через благотворительность, используя гуманитарную помощь как отмычку к сердцам чиновниковПсевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», А. Лапин и другие1. Наиболее одиозным псевдотантрическим гуру отечественного происхождения следует считать Константина Руднева2. «От гнева Шивы вас спасет гуру, но от гнева гуру вас не спасет и Сам Шива»Прочие псевдоиндуистские секты (краткий обзор)«Духовное Братство «Ананда»»«Дхарма Кальки»ЗНО («Healthy — Happy — Holy Organization») — «Организация здоровья, счастья и святости»«Радхасоами Сатсангх»^ Раздел пятый. Псевдобиблейские (псевдоевангельские) сектыГлава 12. «Семья» («Дети Бога»)1. Эта группа — классический пример того, как лидер может извращать христианское Писание и как это приводит к извращению нравственных ценностей и жизни вообще2. Деньги шли на нужды верхушки, в то время как подавляющее большинство членов секты жило в абсолютной бедности3. Основатель секты занимался оккультизмом и впал в половую распущенность4. Берг поставил ультиматум избранным, чтобы они делились своими мужьями и женами5. Кодекс поведения секты предписывал «вступление в революционную организацию, которая должна разрушить все до основания, а затем построить все новое»6. В секте началась сексуальная эксплуатация детей с младенческого возраста7. В книге Берга содержатся инструкции совершенно непристойные, с нецензурными словами для детей начиная с 10-летнего возраста8. В Троицу Берг не верит, так как этого слова в Библии не найти9. Возглавившая секту Мария заявляет, что дух Берга регулярно является ей и через нее руководит движением10. История ДжоанныГлава 13. «Церковь Христа»1. Все решения, которые принимают члены секты, находятся под постоянным наблюдением и контролем «наставников»2. История «Движения наставничества»3. В каждой секте есть модель восхождения, поэтому люди становятся беззаветно преданными секте, так как она дала им все4. ЦХ запрещено работать в ряде университетских городков в Англии и в Америке5. Главное в «догматика», в жизни и деятельности ЦХ, да и во всем существовании секты — это учение о повиновении6. Среди членов ЦХ велик процент нервных срывов, психических расстройств, попыток суицида7. Большинство наставников секты не имеет высшего гуманитарного образования8. Никакого организационного противодействия со стороны православных во время миссионерских акций ЦХ в Одессе не последовало9. Многие из тех, кто ушел из ЦХ, вынесли оттуда идею, что больше нигде нельзя спастись, махнули рукой на свое спасение и пустились во все тяжкие10. Подготовка к крещению в ЦХ11. Стандартная мечта всех членов ЦХ – чтобы ЦХ были сначала во всех крупных городах, а потом во всех остальных12. ЦХ считает, что все православные чудотворцы творили свои чудеса силою князя бесовскогоГлава 14. «Всемирная церковь Бога»1. Канадский пастор «Церкви Бога» заявил, что православные — не христиане2. Основатель секты поместил себя в одну компанию с апостолом Павлом и Педро Вальдесом3. Члены секты выкладывают на нужды верхушки как минимум 30% своего дохода, а то и больше4. Первородный грех Адама, по мысли Армстронга, был в том, что он отказался соблюдать субботу и стал соблюдать воскресенье5. Христианство, по Армстронгу, — вавилонская мистериальная религия, которую изобрел симон Волхв6. Армстронг утверждал, что Бог — это не имя, а что-то вроде Фамилии для двух индивидуальных Личностей: Отца и Сына7. Армстронг считает, что сатана до такой степени обманул людей, что некоторые даже поклоняются Христу8. Расколы и разделения в секте после смерти АрмстронгаГлава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли1. На стадии вербовки новых членов ЦХ и «Поместная церковь» похожи друг на друга2. Основатель секты со временем отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом, который стал приносить солидный доход3. На всех членов секты были заведены личные дела4. Люди боятся уходить из секты, так как их постоянно запугивают ужасами, которые якобы постигают отпавших5. По мнению Ли, христианство — это великий Вавилон6. Чтобы войти в экстаз, сектанты начинают раскачиваться, вопить, махать руками, дергать ногами… это называется «молитвочтением»7. Чтобы «работать духом», нужно прекратить думать и начать «сходить с ума»8. По сравнению с китайским ересиархом модалист Савеллий показался бы просто столпом православия9. Описывая свое понимание дальнейшего развития домостроительства Божия, Ли переходит всякие пределы кощунстваВыводыГлава 16. «Движение веры» — Неопятидесятники1. «Бог, дай нам Россию!»2. Глоссолалия3. Три волны пятидесятничества4. История пятидесятничества в России5. Назвать «Движение веры» христианским нельзя6. Путешествие в ад — отличительная характеристика лидеров «Движения веры»7. Идеологи неопятидесятничества считают, что Иисус дилегировал всю Свою власть христианам и теперь Сам зависит от них8. Сектанты богохульно называют Бога «величайшим неудачником всех времен»9. «Очисти полностью голову от своих собственных мыслей и наполни ее словом Божиим! А затем провозгласи это слово, и случится чудо!»10. Йонги Чо утверждает, что Святой Дух подобен наседке, высиживающей цыплят11. Основной принцип молитвы в секте: «Назови — потребуй — получай!»12. Сектанты считают, что, когда Святой Дух прорывается через человека, тот катается по полу, вопит в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут13. Человек не имеет права исповедоваться в своих грехах, иначе он навсегда останется грешником14. Теология процветания отрицает Крест Христов, без которого их христианство теряет всякий смысл и делается кощунственной пародиейРаздел шестой. Секты отечественного происхождения (постсоветская эклектика)Глава 17. «Богородичный центр» — «Православная Церковь Божией Матери Державная»1. Первый вопрос, который обычно задают непредвзятые читатели произведений Береславского: сумасшедший ли автор или он просто симулирует?2. По утверждению Береславского, настало время для рождения «неохристианства»3. Береславский пишет, что матери — родовые упыри — сосут энергию у своих детей, насилуют их физически и духовно4. На высшее звено секты аскетические требования не распространяются — ее руководители едят и спят вволю и ведут семейную жизнь5. До тех пор, пока в секте существует неограниченная власть, она не меняется и не может изменитьсяГлава 18. «Белое братство»1. В советское время Кривоногов исполнял различные заказы для КГБ2. «Злой мир погибнет в языках пламени, а «Белое братство» возродится для новой жизни»3. Впечатление такое, что это был некий эксперимент, авторы которого хотели посмотреть, насколько можно заставить людей впасть в массовый психоз4. «Я — Твой Елей! На Церковь Меня Возлей!»Глава 19. Секта Виссариона — «Община единой веры» — «Церковь последнего завета»1. Знание греческого языка, согласно Торопу, — дело дурное2. В своих изданиях сектанты пишут, что якобы имеют благословение Русской Православной Церкви, но это ложь3. Неведомая доселе «великая тайна» Виссариона состоит в том, что существующее 2000 лет христианство — это вовсе не абсолютная Богооткровенная Истина, а лишь утратившая свое значение «часть Единой Истины», да и то в силу неразвитости «человеков» неправильно понятая и истолкованная4. От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, и никогда более не вспоминать об этом5. Даже в выборе пищи Виссарион не оставляет своим последователям никакой свободы6. «Не осуждайте тех, кто добровольно ушел из жизни»Глава 20. Порфирий Иванов и секта «ивановцев»1. «унего мысел не такая как унас свами»2. «Учитель Иванов соединил историю Бога среди людей и бытие Человека в живой природе»3. «По целым ночам я не спал и все думал, как попасть вожаком в историю, чтоб моим именем назвали будущее новое село»4. «Гитлер потерял надежду на завоевание он выдохся: у него от Моей мысли не было порядка в голове»5. «Если заболеет человек чем-нибудь в жизни не чем не спасешься, кроме как лишь Его [Иванова] учением. Кто Его не признает, тот спасения нигде не получит»6. «Вот-вот грянет гром, ударит молния она укажет Хозяина одного всей Природы, перед Кем будут отчитываться как нарушители закона»7. «Учителево тело есть красота из красот. Оно пахнет ароматом, оно освещенное. Я со Своим запахом всем был в этом нужен»8. «я Победител природы Учител народа и Бог земли. Бог отец Бог сын и Дух святой»Раздел седьмой. Культы «Новой эры»Глава 21. Движение «Нью эйдж»1. Старые идеи новой религии2. «Тайное знание» для всех3. Корни «Нью эйдж»: спиритизм, теософия, наркокультура4. Эзотерическая педагогика и оккультный словарь5. Ченнелинг; культы Рамты и Лазариса6. Внутренние голоса и психометодики по раскрытию «внутреннего Я»; визуализация7. «Братство фиолетового пламени»8. Реинкарнация реинкарнации9. Кристаллы, драгоценные камни, пирамидология, ньюэйджевская музыка и др.10. Ширли МакЛейн и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»11. Майтрейя-Антихрист и наступление нового мирового порядка12. Пантеизм и монизм; обоснование безнравственности13. Псевдохристианство — «Евангелие эры Водолея»14. Неоязычество, ведьмовство («викка») и шаманизм15. Люциферианство и сатанизм16. Астрология и уфология17. Холизм, аюрведическая медицина и рейки18. Характерные черты «Нью эйдж»19. «Страна победившего оккультизма»20. Культ «Анастасии»21. «Радастея» Дуси Марченко22. Неоязычество в России; нативистские секты23. Круг замкнулсяПриложенияПриложение 1. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.)Приложение 2. Выдержки из Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» (февраль 1997 г.)Приложение 3. Итоговое заявление Православной сибирской международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты в Сибири», прошедшей 10-13 января 1999 года в г. Белокурихе Алтайского краяПриложение 4. Итоговый документ Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века», проходившей в Нижнем Новгороде 23-25 апреля 2001 г. ^ Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист,и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того,что последнее время. (1 Ин. 2,18)Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут,но по своим прихотям будут избирать себе учителей,которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. (2 Тим.4,3-4)^ Дух же ясно говорит, что в последние временаотступят некоторые от веры, внимая духам обольстителями учениям бесовским. (1 Тим.4,1)Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков,особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста:они развращают целые домы, уча, чему не должно,из постыдной корысти. (Тит.1:10-12)Душа бо человеческая, яко дух, от Бога созданный,ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения иотрады сыскать не может, как только в Бозе,от Которого по образу Его и подобию создана;Когда от Него отлучиться, принуждена искать себеудовольствия в созданиях, и страстями различными,как рожцами, себя питает… Святитель Тихон Задонский Предисловие Книга А.Л. Дворкина «Сектоведение» сразу приобрела статус базового учебника на Теологическом факультете при Уральском Государственном Профессионально-Педагогическом Университете, который открыла Екатеринбургская епархия.Несомненные достоинства собранного и систематизированного материала об учении, методах, истории и конкретном вреде тоталитарных сект делают это исследование настольной книгой миссионера на любом приходе, который живет в окружении агрессивной экспансии деструктивных культов и куда обращаются простые люди, ища защиты и правдивой информации о культах. Принятая и разработанная автором методология изучения тоталитарных сект является выражением решений и определений Архиерейского Собора 1994 года, обязательных для всей Церкви. Православная позиция автора, основанная на святоотеческом опыте восприятия непрестанно меняющихся искушений века сего, является ориентиром для любого читателя, который сможет увидеть тоталитарные секты глазами православной традиции, имея возможность сравнивать и сопоставлять не только социальный и психологический вред культов, но и их духовную ущербность и убогость. Для любого православного христианина «методологический агностицизм» и «бесценностный» подход просто невозможны, так как все мы имеем высшей ценностью опыт жизни в Духе Святом, дарованный нам Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Пусть благословение Божие пребывает на трудах автора книги, которыми он верно и неустанно служит Матери Церкви.^ Викентий, Архиепископ Екатеринбургский и ВерхотурскийТретье за пять лет издание (вновь в значительной доработке) книги Александра Леонидовича Дворкина «Сектоведение» свидетельствует в первую очередь о востребованности трудов такого рода. К сожалению, государство и народ в их нынешнем духовном состоянии не смогли адекватно отреагировать на агрессию сект, которые фактически оккупировали всю страну, включая и такие «медвежьи углы», где и самим медведям не больно весело живется.«Сектоведение» — труд уникальный в своей универсальности и широте. Есть и другие издания противосектантской направленности, но работа А.Л. Дворкина является наиболее полным, систематическим, достоверным и полезным инструментом для тех людей, которые озаботятся этим тотальным заболеванием нашего народа. И студент, и богослов, и религиовед, и сотрудник правоохранительного учреждения, и государственный чиновник смогут здесь не только найти ответы на свои вопросы по данной теме, но и получить необходимый инструментарий для решения возможных проблем, которые возникают при столкновении с этим многосложным явлением.Самым крупным недостатком книги является ее малый тираж.Пожелаем же книге, увеличившейся от первого к третьему изданию более чем в два с половиной раза, возрастать и в дальнейшем. И поскольку автор все время призывает читателей поучаствовать в процессе улучшения его труда, дерзну высказать также пожелание по совершенствованию книги. В силу того, что автором уже очень много сделано в сфере изучения сект как явления, представляется весьма желательным выделение в отдельную главу и составление возможно полного резюме исследованиям сект со всех сторон: исторической, богословской, государственной, педагогической, психологической и психиатрической, юридической, финансовой, нравственной, духовной, аскетической, философской и т.д., — а также включение в нее еще более подробного рассказа об опробованных методиках профилактики сектантства и реабилитации его жертв.Протоиерей Димитрий Смирнов^ Предисловие автора к третьему изданию Объект сектоведения изменяется столь стремительно, что каждое новое издание должно подвергаться значительной переработке. Происходят новые события, возникают и набирают популярность новые секты, изменяются и трансформируются старые. Все это необходимо отражать на страницах книги. Мы вновь выражаем благодарность нашим внимательным читателям, указывавшим на неточности и высказывавшим пожелания об улучшении этой книги.Целый ряд глав был переписан практически заново, и во все главы были внесены изменения и дополнения. В книгу добавлено значительное количество новых разделов. Все большее влияние в стране приобретают неохаризматические/неопятидесятнические секты, все больше возникает отечественных тоталитарных сект — продукта преломления сознания «Нью эйдж» в постсоветском менталитете. Мы постарались отразить эти процессы в новом издании.Пока мы не считали нужным писать о нео и псевдобуддийских тоталитарных сектах (за исключением»Аум Синрикё»), действующих у нас или пытающихся обосноваться в нашей стране, таких как «Сока Гаккай», «Ничирен Шошу», Карма Кагью», культ Чинг Хай и пр., — слишком уж маргинальным явлением они пока являются в России. Число последователей каждой из этих групп не превышает ста человек — и это при самых «оптимистических» оценках, и, несмотря на все усилия руководства, роста численности не наблюдается. Тем не менее, возможно, в следующих изданиях, в связи с заметным сейчас ростом пришедшей из Китая секты «Фалуньгун», будет необходимо добавить в книгу небольшой раздел о псевдобуддийских сектах.Безусловно, написать о всех сектах, действующих сегодня в России, невозможно. Невозможно даже упомянуть их все или дать сколько-нибудь исчерпывающий список. Мы стремились представить как можно более широкий спектр различных тоталитарных сект, чтобы у читателя сложилось представление о самых разных их типах. В этом издании мы постарались дать хотя бы краткие характеристики тем тоталитарным сектам, о которых мы не имели возможности рассказать подробно, или, по меньшей мере, упомянуть их в соответствующем контексте. И если по прочтении книги читатель сможет сам разобраться и оценить, что представляет из себя та или иная секта, не упомянутая на этих страницах, мы будем считать нашу задачу выполненной.В приложении к книге в числе ряда важных документов о тоталитарных сектах, принятых Русской Православной Церковью на ее Архиерейских Соборах и на организованных ею конференциях, читатель найдет и решения прошедшей в апреле 2001 г. в Нижнем Новгороде Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века». Имеющийся среди них список действующих в России тоталитарных сект хотя, безусловно, далеко не исчерпывающий — все же самый полный на сегодняшний день. Надеемся, что все эти документы станут важным дополнением к книге.Конечно же, мы будем и в дальнейшем улучшать и совершенствовать этот труд и по этому мы по прежнему просим наших читателей сообщать нам о необходимых, по их мнению, исправлениях, высказывать уточнения и пожелания. Но в первую очередь мы просим всех православных христиан о молитвенной помощи и поддержке.Александр Дворкин^ Предисловие автора ко второму изданию Эта книга появилась на свет в результате работы над лекционным курсом «Сектоведение», который автор читает в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте начиная с 1995 г.Первое издание, под названием «Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу «Сектоведение», в основе которого лежала распечатка произнесенных устно лекций, вышло десятитысячным тиражом в 1998 г. и было полностью распродано за три месяца. Должен отметить, что в рукописи имелся ряд недостатков и недочетов; дать согласие на издание книги в ее тогдашнем «сыром» виде автора побудила острая нехватка сколько-нибудь квалифицированных и достоверных изложений особенностей учения и деятельности различных тоталитарных сект, весьма напористо действующих на территории нашей страны и при помощи весьма недостойных методов вербующих все новых и новых адептов.Только широко распространяемая правдивая информация о тоталитарных сектах может затормозить их победное шествие по российским просторам и сократить число жертв религиозного тоталитаризма, которое сегодня, увы, измеряется сотнями тысяч. А для этого такой информацией должны владеть пастыри, катехизаторы, учителя и активные миряне Православной Церкви. Именно для них, не менее чем для студентов духовных учебных заведений, в первую очередь предназначена эта книга.Очевидно, что в силу временной ограниченности курса сектоведения в него (а значит, и в данную книгу) вошла информация не о всех сектах, с которыми в последние годы приходится сталкиваться гражданину нашей страны. Я попытался отобрать секты либо наиболее широко распространенные и влиятельные, либо наиболее типичные». Но все же первое издание книги показало, что для полноты картины в книгу следовало бы включить еще целый ряд сект. Во второе издание книги добавлены новые главы и новые сведения, исправлен ряд ошибок и не точных данных, отражены изменения, происшедшие за последнее время. «Теоретические», а также большая часть «тематических» глав практически полностью переписаны; в несколько раз расширен библиографический аппарат, все цитаты сверены с оригиналами; добавлен подробный предметно-именной указатель. Думаю, книга будет расширяться и совершенствоваться и в дальнейшем.Лекции по сектоведению читались для студентов 4 курса Богословского института, уже прошедших полный курс догматических дисциплин и апологетики. Поэтому я стремился сделать курс наиболее информативным за счет сокращения антисектантской богословской полемики, рассчитывая на то, что студенты уже обладают достаточным богословским инструментарием для опровержения сектантских лжеучений. Я попытался лишь обозначить направление их аргументации. Эта позиция сохранилась и во втором издании книги.Внимательный читатель обнаружит в нем некоторые повторы в ряде глав. Их наличие вызвано моим желанием сделать рассказ о всякой секте автономным и самодостаточным, чтобы из каждой главы можно было бы получить всю необходимую информацию об описываемой в ней секте.Вместе с тем то, что я считал определенным недостатком первого издания, — неизбежную для распечатки лекций «устную интонацию, за которую я даже просил прощения у читателей, судя по многочисленным отзывам, наоборот, читателям понравилось. Многие отмечали, что живость языка в сочетании с простотой грамматических конструкций облегчают чтение текста о столь мрачных предметах и помогают усвоению прочитанного. Поэтому я по мере возможности и в новом издании старался сохранить стиль и интонацию устного рассказа.Я прошу прощения у тех читателей, которых может смутить несколько «легкомысленный» тон некоторых страниц этой книги. Дело в том, что ирония — это естественная защитная реакция на кощунственные и богохульные теории и практики сектантов. Благодаря иронии мы можем дистанцироваться от них и, избегая излишних эмоций, показать подлинное, неприкрашенное лицо сектантства. Я надеюсь, что знакомство с ним станет для читателей своеобразной «прививкой», которая вызовет у них естественное и здоровое отторжение от всех хитросплетений и уловок «князя мира сего».^ Александр Дворкин Благодарности Я глубоко благодарен своим внимательным читателям, указавшим мне на ряд ошибок, недочетов и недостатков в тексте первого и второго изданий этой книги и давших много чрезвычайно ценных советов. Многие из них использованы во втором и третьем изданиях, хотя, безусловно, недостатки в книге все еще остаются. Надеюсь, что этот чрезвычайно ценный для меня контакт с читателями не прервется и при моей работе над дальнейшими переизданиями.Я обязан очень многим людям за помощь в моей работе: назвать их всех не представляется возможным; тем не менее несколько имен должны прозвучать.Деятельность Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, была бы невозможной без покровит