Природа и Родина в стихотворениях русских поэтов XIX века( на примере стихотворения И.С. Никитина «Утро»)Урок – проект в 5 классеВыполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 62» г. СаратоваАлексеева Глафира ЮрьевнаПрирода и Родина в стихотворениях русских поэтов XIX века( на примере стихотворения И.С. Никитина «Утро»)Время: 40 минутЦели урока: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства поэта, определить способы создания образов.Тип урока. Систематизация и обобщение знанийВид урока. Урок- исследование^ Средства обучения. Текст стихотворения И. Никитина «Утро», иллюстрации, карточки для групп с алгоритмом рассуждений.Межпредметные связи. Русский язык, изобразительное искусство.Ход урокаЭпиграф: Природа была мне мать, друг и наставник. НикитинI Организационный этап.Проверка готовности учащихся к уроку.II Актуализация опорных знаний.Одной из любимых тем в русской поэзии XIX века была тема природы. - Вспомните, каких русских поэтов знаете вы?Сегодня мы поговорим о стихотворении Ивана Саввича Никитина «Утро» и попробуем ответить на вопросы:Какой видит природу Никитин. Какие художественные средства помогают ему в создании образа русской природы.Каково место человека в мире природы.2. Прочтите стихотворение «Утро» про себяПонравилось ли вам стихотворение?О чем оно?Мы определили тему стихотворения, а сейчас, чтобы ответить на главные вопросы сегодняшнего урока, поработаем исследователями, а я на время стану вашим научным руководителем. Поделите стихотворение на три части по количеству строк в стихотворении.О чем говорится в первой части?О чем говорится во второй части?О чем говорится в третьей части?Составим план стихотворения:1. Предутренняя тишь и безлюдье 2. Пробуждение природы и людей 3. Восход солнца и выезд пахаря в поле. III Исследовательская работа учащихся1) Самостоятельный поиск ответов на вопросы по проблеме урокаНа этом этапе исследования класс делится на три группы. Первая группа получает свое задание к первой части стихотворенияПервая группа: Выделите признаки раннего утра. Какие этапы пробуждения выделяет Никитин? Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения? Выразительно прочтите свою часть стихотворения. Выпишите из всего стихотворения эпитеты, которые помогают создать картину раннего утраВспомнить определения дети смогут с помощью справочных карточек, которые получает каждая группа.эпитеты – яркие художественные определения.Зеркальная вода, алый свет, чуткий камыш, роса серебристая, золотые потоки солнца, утро веселое. Вторая группа: Как изображено поэтом пробуждение жизни в природе и среди людей? Выразительно прочтите свою часть стихотворения. Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения? Выпишите из всего стихотворения олицетворенияОлицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.Дремлет чуткий камыш,^ Потянул ветерок, воду морщит, рябитИ стоит себе лес, улыбается,Вот и солнце встаетЗа морями ночлег свой покинуло,Здравствуй, солнце да утро веселое.Третья группа:1. Что самое главное в этой части? 2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения. 3. Какой пейзаж изображен в стихотворении – городской или сельский? Чьими глазами увиден пейзаж? 4. Выпишите выражения, которые не являются ни эпитетами, ни олицетворениямиВ результате работы учащиеся выписывают следующие выражения: Звезды меркнут и гаснут. ^ В огне облака. Белый пар по лугам расстилается, От зари алый свет разливается,А восток все горит-разгорается,Солнце… золотыми потоками хлынуло.Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.^ Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕ2) Рассмотрение различных точек зрения, полученных в результате исследовательской работы в группах.3) Выразительное чтение стихотворения.- Найдите образ, который объединяет все три части стихотворения. (свет солнца) - Какое место занимает человек в мире природы?^ 4) Закрепление полученных результатов в процессе обобщающей беседы.Изображая картину утра, Никитин отмечает три последовательных этапа в ней, то есть дает картину в развитии и в движении. В этом выразилось преимущество поэтического изображения перед живописью. Художник-живописец схватил бы и передал на полотне лишь какой-нибудь один момент. Художник-поэт дал живую картину природы, показал движение во времени и пространстве. Так ли это? Давайте обратимся к картинам художников XIX века. ( Учитель строит беседу на основе репродукций картин художников XIX века А. Куинджи «Ладожское озеро», Н. Дубовского «На Волге», К. Крыжицкого «Озеро», Г. Сороки «Рыбаки. Вид в Спасском»).Какая из картин, с вашей точки зрения, наиболее созвучна настроению стихотворения?Одинаково ли понимают художники и поэты место человека в мире природы?Таким образом, мы видим, что И.С. Никитин, благодаря использованию различных художественных средств, создал необыкновенно точную, яркую и хорошо запоминающуюся картину утра в развитии и очень точно определил место человека в мире природы: он не хозяин, не властелин, а гармоничная часть этого мира. IV Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.V Выставление оценок. Первая группа:Выделите признаки раннего утра.Какие этапы пробуждения выделяет Никитин?Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?Выразительно прочтите свою часть стихотворения.выпишите из всего стихотворения эпитеты, которые помогают создать картину раннего утраВторая группа:Как изображено поэтом пробуждение жизни в природе и среди людей.Выразительно прочтите свою часть стихотворения.Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?Выпишите из всего стихотворения олицетворенияТретья группа: 1. Что самое главное в этой части? 2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения. 3. Какой пейзаж изображен в стихотворении – городской или сельский? Чьими глазами увиден пейзаж? 4. Выпишите выражения, которые не являются ни эпитетами, ни олицетворениями^ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫЭпитеты – яркие художественные определения.Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕ^ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫЭпитеты – яркие художественные определения.Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕ^ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫЭпитеты – яркие художественные определения.Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕНикитинУТРОЗвезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается.По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается.Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая.Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая.Потянул ветерок, воду морщит – рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися.Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися,Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут… А восток всё горит- разгорается.Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается.Вот и солнце встает, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло,На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло.Едет пахарь с сохой, едет- песню поет; По плечу молодцу всё тяжелое…Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро веселое!