Реферат по предмету "Разное"


Александром Валерьяновичем Солововым для проведения занятий с детьми 9-12 лет с учетом их возрастных способностей. Воснову положена программа

Федеральная программа по предупреждениюв Российской Федерации заболевания,вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)Министерство образования РоссийскойФедерацииНаучно-методический центр«Диагностика. Адаптация. Развитие.»им. Л.С. ВыготскогоСерия «Работающие программы»Выпуск 2А.Л. СОЛОВОВНавыки жизни программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет(конспекты, программы, сценарии для школ)Москва 2000«Работающие программы», выпуск 2. Соловов А.В., кандидат медицинских наук, врач психиатр-нарколог «Навыки жизни». Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. — М.:, 2000. — 48с.Серия «Работающие программы» подготовлена научно-методическим центром «Диагностика. Адаптация. Развитие.» им. Л.С. Выготского Министерства образования РФ в рамках Федеральной программы по предупреждению в Российской федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).^ Составители серии: д-р. мед. наук Чечельницкая С.М.канд. пед. наук Родионов В.Д.Предлагаемая программа ранней профилактики химической зависимости разработана кандидатом медицинских наук, Александром Валерьяновичем Солововым для проведения занятий с детьми 9-12 лет с учетом их возрастных способностей. В основу положена программа «Life Skills» Б. Спрингера, у которого автор обучался в начале 1900-х годов.Автор выражает благодарность за помощь в составлении и подготовке текста к печати заведующей ПМПК Центра психосоциальной работы при Консорциуме «Социальное здоровье России» М.А. Ступницкой.Рисунки Е.М. ВолодькинойДополнительную информациюможно получить от автора по тел.: (095)241-5057 (095) 128-1655ISBN 5-89479-013-1Введение Вниманию специалистов представляется программа по ранней профилактике химической зависимости для детей возрастной группы 9-12 лет — «Навыки жизни». Основным принципом построения программы является строгий учет особенностей ребенка, а именно: данный период является «пиком» эмоционального и дебютом идеаторного этапов развития психики ребенка; в этом возрастном периоде помимо когнитивных и простых коммуникативных психологических установок, бурно развивается коммуникативная компетентность, а ближе к возрасту 13 лет начинают прослеживаться гедонистические установки. Основными психологическими пространствами, в которых пребывает подрастающая личность, являются семья, школа, улица (двор) и суррогатные — ТВ, видео, компьютерные игры. Методика предполагает длительное непрерывное обучение, с кратностью проведения не чаще одного урока в неделю и не реже одного урока в две недели. В летних оздоровительных учреждениях допускается проведение одного урока в день. Первое упоминание о приемах и технике обучения в процессе ролевых игр можно найти в трудах А.С. Макаренко, который в начале своей карьеры наблюдал «дворянские игры» в кадетских корпусах. Затем эти приемы и техника получили развитие и теоретическое обоснование у американских психологов в 1940-1960-х годах, в первую очередь, у Альберта Бандуры. Далее они нашли широкое признание в 1980-1990-х годах в американской программе под названием «Life skills international». После прохождения семинара «Life skills» Б. Спрангера в начале 1990 года мы адаптировали некоторые темы, развили их применительно к отечественному менталитету. А в процессе апробации появилась необходимость в новых, значимых именно для наших российских детей темах и занятиях. К 2000 году в Российской Федерации нами обучено около 200 специалистов в Москве, Московской, Тульской, Орловской, Пензенской областях, в Республике Татарстан. Для оценки эффективности программы достаточно анализа по сравнению с контрольной группой (например, классом из соседней школы). Нижняя граница эффективности должна быть не менее 25%. Проводить занятия могут специалисты, имеющие базовое психологическое образование и опыт тренинговой работы с подростками. Для повышения эффективности работы по предлагаемой программе рекомендуется пройти обучение у ее автора. Теоретическое обоснование программы «Навыки жизни» можно прочесть в книге «Наркомания: причины, виды, последствия, профилактика», предназначенной психологам и педагогам общеобразовательных учреждений (Казань, издательство «Хаттер», 1999). Счастливого пути, дорогой тренер!^ Занятие № 1 Знакомство Цель: развитие навыков правильного знакомства.Задачи: Представить себя участникам Познакомится с участниками Познакомить участников друг с другом (если это случайно сформированная группа). Дать общий обзор и понятие об уроках.^ Выявление знаний участников Как и для чего люди знакомятся между собой: в первобытные времена, когда еще не умели разговаривать; в древности, во времена рыцарей и первооткрывателей, только научившись разговаривать, читать, писать; в наше время. Предложить участникам привести примеры, когда и почему бывает трудно познакомиться друг с другом, обсудить как это можно преодолеть; вспомнить, как это делали в разные времена, как это происходит у разных народов.^ Отработка навыков Упражнение. Группа разбивается на пары.Задание: познакомиться друг с другом, не имея поначалу общего языка, при этом каждый сам себе выбирает эпоху, народность, профессию (ремесло). Попытаться представить себя, назвать свое имя. (Обратить внимание участников на роль мимики, жестов). Обсудить, почему появилась необходимость знакомства, что вы почувствовали до и после знакомства? Затем дети меняются парами, меняют имидж. Задание: та же ситуация в «наше время». Подумать, какова разница, в чем? Обратить внимание детей на наиболее удачные примеры знакомства, привести примеры из книг, кино- и видеофильмов.^ Домашнее задание Обдумать правила и нормы работы группы. Представить себе, что необходимо познакомиться: с иностранцем; человеком, который намного старше; с твоим кумиром (артистом, певцом, известным спортсменом). Расскажи о своих размышлениях, чувствах, предполагаемых действиях.^ Вниманию тренера При необходимости, по ходу игры даются первые установки норм поведения в группе: один говорит, другие молчат, кто хочет высказаться, поднимает руку (в особенности это касается возрастов 10 и 11 лет).Примечание: в ходе данного занятия можно использовать игры «Хлопки» и «Необычные приветствия» (см. Приложения).Занятие № 2 ^ ОСНОВНЫЕ НОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ Цель: установление норм поведения учащихся в группе.Задачи: Обозначить нормы поведения и взаимоотношений друг с другом. Определить структуру группы. Распределить роли в группе.Выявление знаний участников Постановка проблемного вопроса: «Что такое группа, как она создается, функционирует, причины неэффективной работы группы, признаки угрозы распада группы».Ознакомление с новой информацией Предложить два основных правила работы в группе: один говорит, другие слушают, кто хочет высказаться, поднимает руку. Ввести понятие безопасности в группе. Объяснить (обсудить), как быстро достичь соглашения друг с другом и разрешить возникшую проблему (предложить присесть, подумать, помолчать, наметить пути соглашения, отложить решение проблемы). Ознакомить с принципами безопасности каждого (каждый имеет право отказаться от предложения выступить, пропустить игру). Установить границы ответственности всех и каждого в группе (все, что происходит в группе, не выходит за ее пределы). Обсудить санкции за нарушение принятых правил, которые предлагают сами учащиеся. Договориться о том, что в работе группы участвуют все, необходимо задавать вопросы, требующие только развернутого ответа. Ответов «да», «нет» или с подсказками быть не должно. Время на обдумывание вопроса не более 10 секунд.^ Вниманию тренера Для достижения эффективности нужно как можно лучше знать свою аудиторию. Определить структуру группы по полу, возрасту, привязанностям ( при этом подчеркнуть равноправие всех членов группы) по ролевым функциям (помощник — помогает вести группу и следит за временем, дежурный раздает и собирает наглядные материалы).^ Домашнее задание Обдумать свои пожелания и предложения по выполнению норм поведения в группе.Примечание: в ходе данного занятия можно использовать игру «Паутинка» (см. Приложения).Занятие № 3 ^ УМЕНИЕ СЛУШАТЬ Цель: формирование у детей способности выслушивать друг друга.Задачи: Дать понятие, что такое слух, что значит слушать. Выяснить, «слушают ли друг друга животные, птицы». Выяснить, как слушают друг друга люди. Выяснить, как сделать так, чтобы тебя услышали и слушали.Выявление знаний участников Обсудить в форме беседы или диспута что значит слушать.Ознакомление с новой информацией В форме диспута выяснить: Как слышат животные приближающееся землетрясение, как «разговаривают» между собой птицы? Как слушают друг друга люди: при разговоре по телефону, когда друг от друга находятся далеко (в лесу, в поле), почему друг друга не перебивают? Когда надо говорить громко, кричать (в каких случаях)? Когда говорят тихо и, наоборот, «больше двух говорят вслух»? Что и как нужно сделать, чтобы тебя захотели слушать? Что вы испытываете, когда хотите сказать что-то важное для себя, а окружающие разговаривают? Как можно и когда нужно обратить на себя внимание? Почему нельзя перебивать, мешать разговору? Какие существуют приемы вмешательства в беседу друзей? Как сделать себя интересным для собеседника? Что означает пословица «Краткость — сестра таланта»?Отработка навыков «Хочешь чтобы тебя слушали, умей выслушать».Упражнения. Двое разговаривают, один слушает и наблюдает, затем вступает в разговор. Двое разговаривают, один слушает, затем его приглашают к разговору и внимательно выслушивают третьего. Двое разговаривают, один слушает, затем обсуждает тон голоса, выражение лица, позу, прикосновения, жесты, дистанцию между собеседниками.Домашнее задание Попытаться, не перебивая, выслушать рассказ своего товарища, старшего по возрасту, родителя. Обдумать свои ощущения.Примечание: в ходе данного занятия можно использовать игры «Дума» (для детей 10 и 11 лет целесообразнее провести игру «Исправленный телефон»), «Междугородный разговор по телефону» (см. Приложения).Занятие №4 ^ ВИДЫ И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ Цель: формирование навыков правильного повседневного общения.Задачи: Дать понятие общения. Объяснить разницу между различными видами общения. Объяснить, что такое недопонимание и как его избежать при общении. Объяснить, как выразить свое мнение при общении.Выявление знаний участников В форме беседы обсудить, что такое общение.Ознакомление с новой информацией Дать понятие общения. Продемонстрировать в игре приемы вербального и невербального общения.Упражнения. Двум группам участников дается задание: 1-я группа — «Встреча 1 сентября с хорошим другом»; 2-я группа — «Встреча 1 сентября с неприятным тебе человеком». (Один вариант провести с помощью слов, второй вариант — с помощью мимики, жестов и поведения). Ввести понятия вербального и невербального общения. Обсудить, что такое недопонимание. В качестве примера рассматривается типичная школьная ситуация (например, слова учителя: «Мне не понравились ваши сочинения», неудачные). Обсудить, что чувствуют ученики при таких словах (недоумение, обида, разочарование). Обратить внимание детей на то, что это и есть ситуация недопонимания. Показать, как ее преодолеть (через вопросы, через уточнения учителя, через изменение формулировки).Отработка навыков ^ Упражнения в парах: как избежать недопонимания, преодоление недопонимания. Темы: «Я приду поздно», «Принимай лекарство регулярно», «Позвони поскорей».Домашнее задание Придумать: как убедить своего друга заняться спортом, помирить поссорившихся друзей, написать письмо другу.Примечание: в ходе данного занятия можно использовать игры «Беседа через стекло», «Иностранный гость» (см. Приложения).Занятие № 5 СЛОВА-ПАРАЗИТЫ ^ Цель: формирование негативного отношения к использованию в речи сквернословия и нецензурных выражений.Задачи: Дать установку на престижность и преимущества грамотной литературной речи. С определением слов-паразитов с последующим усвоением негативного представления об этом. Установить, как происходит привыкание к словам-паразитам и какие в результате могут быть последствия. Отработать приемы отказа от «замусоренной» речи.Выявление знаний участников В форме беседы обсудить преимущества «чистой» речи и ложной престижности сквернословия.Ознакомление с новой информацией Коротко рассказать об истории происхождения сквернословия. Выяснить, существует ли подобная проблема в других странах (да — сленг), каково отношение к сквернословию среди других народов и национальностей, какие существуют наказания за сквернословие и почему (затронуть позицию, занимаемую религией). Официальное отношение к сквернословию в нашей стране.^ Вниманию тренера Возможные попытки применения реального сквернословия недопустимы, поэтому необходимо предварительно опросить ребят, какие слова-суррогаты будут использоваться в игре.Упражнение. Дети разбиваются на пары. Один слушает, другой делает очень необычное сообщение в течение 3-х — 4-х минут. При этом через каждое слово сообщающий обязательно вставляет одно или два индифферентных слова, например, это будут «яблоко» и «стол». После игры, вызывающей улыбки, анализируются чувства слушающего, выявляется, легко ли было понять товарища, интересно ли его слушать. Затем участники меняются ролями.Отработка навыков В форме диспута обсудить, что такое слова-паразиты (сленг, жаргон, «по фене», мат), кто и зачем чаще всего применяет их, почему к ним можно быстро привыкнуть, а отвыкнуть, наоборот, бывает тяжело.Упражнение. Дети перегруппируются. Задание такое же, с той разницей, что в первой части игры второй играющий не только слушает, но и отвечает, активно общается, но без применения слов-суррогатов. Во второй части задания общение происходит без слов-суррогатов. Обсудить, можно ли отказаться от употребления таких слов, противостоять или лучше быть безразличным к навязываемому диалогу с наличием слов-паразитов. Предложить кому-либо из участников выступить с заключительным словом.^ Вниманию тренера В данном занятии может использоваться любая игра (см. Приложения) по усмотрению тренера.Домашнее задание Обсудить с родителями приемы противостояния и отказа в общении с употреблением сквернословия.Занятие № б ^ УМЕНИЕ НАЧИНАТЬ, ПОДДЕРЖИВАТЬ И ПРЕКРАЩАТЬ РАЗГОВОР Цель: формирование навыков ведения диалога.Задачи: Дать понятие диалога, разговора. Объяснить, как начать разговор. Объяснить, что такое продолжение и поддержка разговора. Объяснить, как прекратить разговор.Выявление знаний учащихся Обсудить, что такое разговор, что известно детям о способах поддерживать разговор.Ознакомление с новой информацией Дать понятие «разговора», диалога, беседы. Объяснить, что такое комплимент (ласковое слово); как, кому и в каких случаях его делают. Отличительные черты комплиментов, которые делают мальчикам и девочкам.Упражнение. Группа разбивается на пары. Задание: познакомится и начать разговор. Затем обсудить, с чего можно начать разговаривать, как определить тему, которая будет интересна обоим. Вспомнить, что такое умение слушать. Обсудить, как поступить, если разговор не получается (перейти на другую тему, пригласить к разговору третьего, прервать разговор или предложить собеседнику на время подумать о чем-либо своем). Подумать, как найти интересную тему для собеседника. Познакомить со способами прекращения разговора, перечислить признаки того, что разговор закончен. Обсудить, что можно сказать собеседнику в конце разговора, о чем можно промолчать, как попрощаться, что пожелать.Отработка навыков Упражнение. Начало, продолжение и окончание разговора дается (тема произвольная). По завершении обсудить актуальность разговора, распределение времени, наиболее удачные слова, фразы, поддерживающие разговор. Подумать, почему плохо, если разговор получился слишком короткий или, наоборот, слишком длинный. Что вы чувствовали, когда разговаривали (стали друг друга лучше знать, ушло чувство одиночества, стали хорошими знакомыми)?Домашнее задание Поговорить с родителями о каком-либо своем намерении (заняться спортом или изучить иностранный язык) или просто о предстоящем дне. Попытаться поговорить о чем-либо с плохо знакомым тебе человеком — соседом, учеником из другого класса и т.д.Примечание: в ходе данного занятия можно использовать игры «Рисование», «Экстрасенс», «Хлопки» (см. Приложения).Занятие № 7 ^ АГРЕССИВНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИУВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Цель: обучение навыкам распознавания и преодоления собственной агрессивности.Задачи: Дать понятие причины и проявлений агрессивности. Выяснить, почему появляется агрессивность, когда человек в себе неуверен. Объяснить, как победить неуверенность. Объяснить, как быть уверенным в себе.Выявление знаний участников Обсудить внешние признаки агрессивности, как она проявляется в поведении. Обдумать смысл понятий агрессивность — неуверенность — уверенность в себе.Ознакомление с новой информацией Рассказать о происхождении агрессивности, кому и когда нужна агрессивность. О миролюбивых и злых животных. Об особенностях поведения хищных животных, для чего животным нужна агрессивность. Обсудить моменты появления неуверенности в себе, почему и как неуверенность может перейти в агрессивность; что такое доброта, доброжелательность, почему они характерны для человека; в чем и как можно выразить свои добрые чувства и намерения.Упражнение. В малых группах разыгрываются ситуации выражения доброжелательности. Показать приемы преодоления неуверенности в себе, как это делают спортсмены, артисты.Упражнение. Составить план предстоящих действий или того, что предстоит сказать.Упражнение. Кто-то задает тему короткого рассказа или выступления, другой выходит на импровизированную трибуну и высказывается.Упражнение. Дать советы другу, как быть уверенным в себе. Обсуждение упражнении: а «Стал ли ты сам уверенней в себе, когда помог быть уверенным другу?» Появились ли чувства доброты и уверенности у обоих?Отработка навыков Упражнение. Один из участников изображает что он сердит, обижен чем-то, а другой — его успокаивает и предлагает план последовательных совместных действий.Домашнее задание Попытаться ответить добрым словом, жестом, речью рассерженному на что-то человеку.Примечание: в данной игре можно использовать игры «Драка», «Зоопарк» (см. Приложения).Занятие № 8 ^ СОПРОТИВЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЮ СО СТОРОНЫ Цель: обучение навыкам сопротивления давлению со стороны кого-либо. Задачи: Выяснить, что есть ситуации, когда трудно отстоять свое мнение. Объяснить, какими способами окружающие могут подчинить и управлять (манипулировать) вами. Дать навыки словесного и других методов отстаивания своего мнения.Выявление знаний участников Предложить детям привести примеры, когда человеку трудно отстоять свое мнение.Упражнение. Разыгрывается ситуация, когда один участник противостоит двум другим во мнении, что поздно гулять по незнакомым улицам опасно (тема может быть предложена детьми).Ознакомление с новой информацией На примере 1 -и части занятия: рассказать о способах влияния кого-либо на ваше мнение (убеждение, лесть, соблазн, подкуп, угроза и т.д.). виды поведения (агрессивность, пассивность, неуверенность, робость, боязливость, уверенность, решительность).Отработка навыков Группа разбивается на подгруппы по 3-4 человека и отрабатываются различные виды поведения в предложенных ситуациях.Пример — отказ одного учащегося согласиться в чем-то с другим учащимся с использованием вербальных и невербальных компонентов. (Отрабатывается практическое применение формул, помогающих быстро и уверенно отказаться, например, покурить — скажи: не хочу, спасибо, приведи причину и оправдание отказа, измени тему разговора, избегай ситуаций, когда могут предложить что-то, убеги).Домашнее задание Вспомнить короткий эпизод из книги, кино, телепередачи, когда один человек отказался от предложения сразу многих уговаривающих наиболее удачным образом.Примечание: в ходе данного занятия можно использовать игру «Сопротивление» (см. Приложения).Занятие № 9 ^ УМЕНИЕ СКАЗАТЬ «НЕТ» Цель: отработка навыка отказа.Задачи: Ознакомить с ситуациями, когда нужно сказать «нет». Выработать способы, с помощью которых подтверждается решение сказать «нет». Отработать навык не возвращаться к уже сказанному «нет».^ Вниманию тренера При обсуждении группой вариантов ответов и обыгрывании участниками сложных ситуаций внимание заостряется на ключевых поведенческих элементах отказа от навязывания чего-либо. Совместно решается, какие лучше выбрать движения туловища, головы, рук, глаз, а также слова, выражения, жесты, мимику.Выявление знаний участников Вспомнить ситуации, когда нужно категорически отказать, сказать «нет» (предложить перечислить опасные жизненные ситуации, для преодоления последствий которых потребуется много сил и здоровья).^ Вниманию тренера В заключение обязательно следует оговорка, что существуют обстоятельства, когда об отказе не должны знать посторонние (провести короткий диспут о том, почему это необходимо: отказ может оказаться обидой или оскорблением; как сделать так, чтобы этого не случилось).Ознакомление учащихся с новой информацией Как проверить правильность принятого решения (посоветоваться с родителем, другом, со старшим товарищем, вспомнить прочитанную книгу, увиденный когда-то фильм — по последним двум способам провести диспут).Отработка навыков Упражнение. Группа разбивается на подгруппы по 3-4 человека. Один участник отказывает другому в просьбе или обращении (тема произвольная), третий оценивает эффективность отказа. Затем участники меняются ролями и отрабатывают навык, как не возвратиться к уже сказанному «нет».Домашнее задание Попытаться отказать товарищу в просьбе, которую ты считаешь не нужной или вредной для себя.Примечание: в данном занятии можно использовать игры «Заколдованный человек», «Не увидишь себя» (см. Приложения).Занятие № 10 ^ СТРЕСС. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ Цель: выработка навыков поведения в критических ситуациях и выхода из них с наименьшими потерями.Задачи: Дать понятие стресса. Дать представление о наиболее распространенных стрессовых ситуациях. Дать навыки преодоления стресса.Выявление знаний участников Описать или разыграть ситуацию, связанную с воображаемым переживанием стресса. Далее проводится опрос (анкетирование, тестирование) о чувствах, мыслях и предполагаемых действиях участников.Ознакомление с новой информацией физиология стресса, его последствия; наиболее распространенные стрессовые ситуации у детей и подростков, их неизбежность, оптимальное отношение к ним; пути преодоления (до возникновения стрессовой ситуации с целью ее предотвращения, во время и после нее); методики преодоления стресса (медитация, глубокое дыхание, физические упражнения, («проигрывание» в голове и т.п.).Отработка навыков аутотренинг; репетиция в голове; глубокое дыхание; физические упражнения.Домашнее задание Попытаться преодолеть какую-либо неприятную ситуацию, используя то, чему научились на занятии.Примечание: в данном занятии может быть использована игра «Дыхательное упражнение», «Мяч и насос» (см. Приложения).Занятие № 11 ^ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. КАК СПРАВИТЬСЯ С ГНЕВОМ Цель: выработка навыков совладания со своими отрицательными эмоциями.Задачи: Объяснить, что такое эмоции. Научить управлять своими эмоциями. Научить справляться с гневом.Выявление знаний участников Обсудить, что такое эмоции, когда они возникают, для чего нужны. Рисование по образцу «Я такой» (см. в Приложении IV).Упражнение. Участники при помощи мимики, жестов показывают разнополюсные эмоции.Ознакомление учащихся с новой информацией происхождение эмоций; разновидности эмоций; пути выражения эмоций; как можно управлять эмоциями.Упражнение в парах. «Узнавание» эмоций. Обсуждение наиболее удачных примеров. Обсуждение, как управлять эмоциями (лучше всего ответная положительная эмоция).Гнев — самая отрицательная эмоция. Обсуждение возможной опасности гнева. Привести примеры, как с гневом справляются спортсмены, люди, стоящие на страже порядка (кино- и видеофильмы, репортажи со спортивных соревнований).Отработка навыков пауза, уход и уединение; глубокое дыхание; тщательное продумывание; план ликвидации психотравмирующей ситуации и невозвращения к ней. Подчеркнуть, что, победив гнев, человек становится сильнее.Домашнее задание Попытаться победить свой гнев (если он появится) на уроке физкультуры; если покажется, что с тобой поступили несправедливо.Примечание: в данном занятии можно использовать игры «Стиральная машина», «Расслабляющая маска» (см. Приложения).Занятие № 12 ^ КРИТИКА, НАВЫКИ КРИТИЧЕСКОГО /МЫШЛЕНИЯ Цель: выработка навыков поведения при обращенной на вас критике, умение критиковать, навыки критического мышления.Задачи: Дать понятия критики, видов критики. Сформировать навыки критического отношения к себе. Сформировать навыки корректной критики других. Объяснить, что такое критическое мышление.Выявление знаний участников Обсудить, что такое критика, для чего она нужна людям. Какие существуют виды критики (проводится методом диспута или мозгового штурма).Ознакомление с новой информацией Предложить участникам вспомнить, как люди чаще всего реагируют на критику в свой адрес (как правило, по принципу «сам такой»).^ Упражнение в парах. Один из участников критикует другого, затем меняются ролями. По завершении упражнения предложить участникам проанализировать свои ощущения (чувство неловкости, обиды); обсудить, как лучше всего отреагировать на критику в свой адрес (даже если это всего лишь отчасти правильно, выразить благодарность критикующему); что следует принять во внимание, прежде чем критиковать другого (обдумать: действительно ли необходимо высказывать критическое замечание, не будет ли оно похоже на оскорбление, не спешишь ли ты со своей критикой); с чего начать критическое высказывание (спросить, как настроение, предупредить, что собираешься сказать нечто не совсем приятное и это может не понравится). Предложить участникам попытаться объективно оценить предлагаемую информацию.Упражнение. Участники вспоминают какие-либо образцы рекламы. По завершении упражнения, обратить внимание на то, что реклама предназначена для продажи как можно большего количества товара с целью получения максимальной прибыли; часто реклама не содержит правдивой информации, а преследует цель скрыть недостатки товара. Подчеркнуть, что критически мыслящий человек может не только противостоять давлению рекламы и избегать использования некачественных товаров, но может дать объективную оценку любой получаемой информации.Отработка навыков Упражнение. Группа участников «рекламирует» какой-либо товар, другие высказывают сомнения в его качествах.Домашнее задание Подумать, по каким признакам определяется полезность товара, обратить внимание на возможный вред для здоровья.Примечание: в данном занятии могут быть использованы игры «Варианты выражения мыслей» (см. Приложения).Занятие № 13 ^ УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ Цель: выработка навыка умения принимать правильные решения.Задачи: Показать, что после критического осмысления следует оценка последствий предполагаемых действий и принятие решения, как следует поступать. Показать, как принимаются решения. Показать, как правильно отстаивать принятое решение.Выявление знаний участников В форме диспута обсуждается Домашнее задание, дается положительная оценка наиболее удачных примеров.Ознакомление с новой информацией Как оценивать возможные последствия принимаемых решений (продумать, вспомнить примеры из книг, фильмов, жизненные случаи, убедиться в безопасности принимаемого решения для себя и окружающих). О В каких случаях о принятом решении нужно объявить и когда о нем не следует говорить вслух. Как отстаивать принятое решение (лучший способ отстоять свое решение — приступить к действию — например, если ситуация опасна для тебя, лучше отойти или уйти, убежать).Отработка навыков Упражнение. Предлагается типовая жизненная ситуация (твои одноклассники хотят прогулять уроки — ты решаешь этого не делать; твой друг предлагает покурить, а ты не хочешь и т.п.). Участники по очереди (3-4 человека) рассказывают, как они предполагают принимать и отстаивать свои решения.^ Вниманию тренера. Данная игра занимает не менее двух третей времени занятия.Домашнее задание Подумать, как принимать коллективные решения.Примечание: в данном занятии необходимо использовать игру «Воздушный шар» (см. Приложения).Занятие № 14 ^ ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИ, РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА ПУТЕМ СОВМЕСТНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Цель: установление признаков конфликтной ситуации, обучение совместному разрешению конфликта.Задачи: Показать, что такое конфликт между людьми. Сформировать умение определять признаки конфликтной ситуации. Выработать навыки разрешения конфликта путем совместного принятия решения.Выявление знаний участников Ситуация конфликта моделируется участниками. Предлагается выявить причину конфликта, проследить, как разворачивается конфликтная ситуация подумать, к чему она может привести конфликтующих.Ознакомление с новой информацией Показать признаки, по которым можно заключить, что ситуация конфликтная; напомнить о типичном поведении подростков в конфликтной ситуации; показать способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации; обратить внимание на то, что в конфликте участвуют только две конфликтующих стороны. Показать способы совместного принятия решения (что такое совместное решение); какие действия необходимо осуществить, чтобы приступить к совместному разрешению конфликта — выслушать и постараться понять другую сторону, продемонстрировать готовность пойти на некоторые уступки, затем высказать свои суждения и предложения по преодолению конфликта).Отработка навыков ^ Упражнение в парах. Участники пытаются разрешить конфликтную ситуацию (тема может быть предложена участниками). Задача остальных участников — оценить положительные моменты (игру не затягивать, допускается демонстрация только одной пары добровольцев). По завершении упражнения обсудить: что такое «безопасное поведение» при разрешении конфликта (не угрожать, не повышать голоса, не перебивать, не унижать).^ Вниманию тренера Данная игра занимает не менее двух третей времени занятия.Домашнее задание Понаблюдать за конфликтной ситуацией (в реальной жизни или на экране телевизора) и попробовать ответить на вопрос, как можно было избежать конфликта или решить его.Примечание: в данном занятии необходимо использовать игру «Необитаемый остров» (см. Приложения).Занятие № 15 ^ Я ОСОБЕННЫЙ И СЕБЯ УВАЖАЮ Цель: формирование устойчивой самооценки.Задачи: Показать неповторимость и индивидуальность каждого человека. Сформировать ощущение собственной индивидуальности. Помочь осознать собственные внутренние переживания. Научить уважать и любить себя таким, какой ты есть.Вниманию тренера На этом занятии необходимо напомнить участникам о правилах поведения на занятиях.Выявление знаний участников Предложить участникам вспомнить об известных личностях. Указать на их внешнюю непохожесть; показать различные типы их переживаний и ощущений. Предложить участникам попытаться похвалить человека, подчеркивая его индивидуальные особенности, положительные черты характера и их привлекательность. Обратить внимание на отличие похвалы от лести.Отработка навыков Упражнение. Рассказать о себе (отметить особенности внешности, неповторимость духовного мира, о своих увлечениях и переживаниях; подчеркнуть свою роль в семье и в классе). Ответить на вопрос: «За что я могу себя уважать». Найти положительные черты во внешности и поведении соседа, похвалить его.Домашнее задание Написать письмо Другу с рассказом о себе.Примечание: в данном занятии должна быть использована игра «Интервью» (см. Приложения).Занятие № 16 ^ КАК ПОДРУЖИТЬСЯ Цель: формирование умения завязывать дружеские отношения.Задачи: Выявить причины смущения и научиться его преодолевать. Научить устанавливать контакты и вести беседу. Научить делать и принимать комплименты.Выявление знаний участников Предложить участникам назвать причины смущения; вспомнить, как они обычно ведут беседу с незнакомцами; какие попытки предпринимают, чтобы вызвать к себе расположение человека; как добиваются повторной встречи с приятным человеком.Ознакомление с новой информацией Познакомить со способами преодоления смущения (вхождение в роль, приемы самовнушения, глубокое дыхание, репетиция ситуации в голове). Показать, как вести беседу, здороваться, проявлять сочувствие, симпатию, как выйти на общие темы, как завершить разговор. Показать, как делать и принимать комплименты, дать примеры удачных и неудачных комплиментов. Показать, по каким признакам можно узнать о человеке как можно больше (по внешности, жестам, интонациям, поведению, высказываниям).Отработка навыков Упражнения на отработку умения вживаться в роль.Варианты: Предложить написать сценарии поведения и отрепетировать его. Предложить понаблюдать за собой в зеркале (обратить внимание на различные выражения лица). Предложить прослушать свой голос, записанный на магнитофон (обратить внимание на различные интонации). Предложить Упражнение в парах на отработку умения делать комплименты. Предложить Упражнение на преодоление смущения (диалог, сопровождаемый бросками мяча).Домашнее задание Попробовать спросить у прохожего, который час; предложить помощь старушке, входящей в автобус; сделать комплимент малознакомому человеку; завязать знакомство в своей школе, в своем доме, вызвав к себе расположение (узнать, как можно больше о данном человеке и, если он вам симпатичен, попытаться назначить следующую встречу). На следующем занятии попросить добровольца рассказать об этом.Примечание: в данном занятии можно использовать игру «Слепой — поводырь» (см. Приложения).Занятие № 17 ^ КАК ПОДДЕРЖИВАТЬ ДРУЖБУ Цель: обучение навыкам поддержания дружеских отношений.Задачи: Показать особенности отношений между друзьями. Сформировать навыки сохранения дружеских отношений. Сформировать умения строить отн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прибыль предприятия. Её планирование и распределение
Реферат Испанское рыцарство («Песнь о Сиде»)
Реферат Избирательная система США
Реферат Импорт и экспорт изображений и текста в Adobe
Реферат Міжнародні залізничні перевезення
Реферат Церковь и государство в Древней Руси взаимодействие и противостояние
Реферат Шпоры по математическому анализу
Реферат Основные особенности внимания дошкольников
Реферат Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания
Реферат Криминалистическая идентификация.
Реферат Организация спортивного отбора в тхеквондо
Реферат Вульф Виталий Яковлевич
Реферат Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Реферат 1. Фінансові ресурси
Реферат Проектирование систем электроснабжения предприятий железнодорожного транспорта