«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО Заместитель Директор МОУ СОШ _______/Евсеева О.М./ руководителя по УР с.Апалиха Протокол №_____ от МОУ СОШ с.Апалиха __________/Евсеев А.И./ «____»________2011г. ________/Юдина Н.А/ Приказ №_____ от«____»__________2011г. «____»_________2011г.Рабочая программаАлексеевой Е.М., 1-я категорияпо литературе в 8 классеРассмотрено на заседаниипедагогического советапротокол № _____1___ от«_____» ___________2011 г.2011 – 2012 учебный год2011 - 2012 учебный годУчебно-методическое планированиепо литературеКлассы: 8__ класс^ Учитель: Алексеева Елена МихайловнаКоличество часов Всего 70 часов; в неделю 2 часа.Плановых контрольных уроков _____, развития речи _______, внеклассного чтения _______; Административных контрольных уроков _________________________Планирование составлено на основе Программы ОУ «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Ф.Чертова. – М.: Просвещение, 2007; Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2006Учебник: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Автор-составитель В.Я.Коровина и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2003Дополнительная литература: По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2000 И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001 И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003 Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. – Казань: Школа, 2008 Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001 Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999 Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2004 Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990 Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985 Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980^ Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе № ^ Тема урока Количество часов Тип урока Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности ^ Виды контроля, измерители Планируемые результаты освоения материала Домашнее задание Дата проведения план факт 1 Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа 1 Изучение нового материала Вводный урок Беседа Фронтальный опрос:-В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?-Назовите характерные черты русской литературы;-Что такое историзм? Выявление уровня литературного развития учащихся;Сформировать представление о связи литературы и истории;Обучение конспектированию (краткому) С. 3-4 прочитать, пересказать вступительную статью, ответить на вопросы 2 Устное народное творчество.Русские народные песни.Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях 1 Усвоение новых знаний Урок-семинарСбор материала Вопросы учителя и ответы учащихся Обучение выразительному чтению (исполнению)преданий, песен, частушек;Совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы Написание собственных коллективных песен; создание частушек на школьную темуИндивидуальные сообщения 3 Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы 1 Ознаком-ление с новым материа-лом Работа с учебником БеседаКомментиро-ванное чтениепреданий Проверка и оценка сообщений учащихся, выборочных пересказовОценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения Развитие умений и навыков исследовательской деятельностиОбучение выразительному чтению, выборочному пересказу С.15, пересказ статьи учебника; составить план в виде вопросов к статье 4 Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» 1 Изучение нового материала Беседа Работа над «Житием…» Работа с репродукциейРабота с учебником Фронтальный опросСопоставительный анализ личности князя Александра Невского по тексту «Жития» и картине К.Васильевой «Александр Невский» Обучение навыкам работы со справочным материалом, анализуэпизодов произведения, сопоставительному анализу С.16-22, подготовить устную или письменную характеристику А. Невского;Составить словарь устаревших слов 5 «Житие Александра Невского» (фрагменты). Летопись 1 Комбини-рованный Письменный анализ по предложен-ному алгоритму Проверка домашнего заданияПисьменная работа Развитие речи в процессе написания творческой работыОбучение владению диалогической речью в процессе беседы Написать сочинение-размышление «Кто он – сын земли Русской» 6 «Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII в. 1 Изучение нового материала Беседа Работа с иллюстрациями Выразительное чтение Пересказ фрагментовФронтальный опрос Обучение комментированному чтению;Развитие устной монологической речи С.27-31, инсценировка; подготовить развернутый ответ на вопрос:«Какое впечатление произвела на вас повесть?» 7 Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь» 1 Изучение нового материала Беседа с элементами комментиро-ванного чтения Сообщение ученика Беседа с целью выявления знаний по уроку:-Восстановить основные этапы жизненного пути писателя.-Раскрыть причины разочарования Карамзина масонским обществом.--Какие журналы издавал Карамзин?-Раскрыть суть карамзинской реформы русского литературного языка.-Рассказать о предпосылках возникновения сентиментализма как литературного направления. Обучение аналитическому чтению; умению давать характеристику герою Прочитать повесть «Наталья, боярская дочь»;Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода;С.67, ответить на вопросы 8 События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев 1 Комбини-рованный Аналитичес-кая беседа с чтением отдельных фрагментов повести Фронтальный опросРазвернутый ответ на один из вопросов:1)Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?2)Сопоставьте описание древней Москвы в повести с ее изображением на форзаце учебника-хрестоматии. Обучение аналитическому чтению, созданию текста – развернутого письменного развернутого ответа на поставленный вопрос Сочинение-миниатюра; подготовить характеристику одного из героев повести: Натальи или Алексея. 9 У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» 1 Совершенствова-ние знаний и умений Лекция Сообщения учащихсяРабота по тексту Пересказ сцены 1 акта 3; индивидуальный опрос;Работа в тетрадях;Наблюдение за речью героев Обучение конспектированию;Составление словесных портретов главных героев; Проверка тезисов лекции; ответить на вопросы: Какой ценой был достигнут мир между семьями Монтекки и Капулетти?(по выбору)Что победило: любовь и вражда? 10 У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечная проблема» в трагедии Шекспира 1 Совершенствова-ние знаний и умений Просмотр фрагментов худ. фильмаБеседа по вопросам Чтение по ролям (трактовка персонажей) Проверка знания содержания трагедии через фронтальный опросТестирование Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; в процессе просмотра фрагментов х\фильма; формирование исследовательских навыков анализа текста Чтение по ролям (трактовка персонажа), составление словесных портретов героев Прочитать сонеты Шекспира 11 Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты Шекспира 1 Урок-концерт Совершенствование знаний и умений Индивидуальное выразитель-ное чтение сонетов; сообщения учащихся Конкурсное выразительное чтение сонетов Шекспира Обучение выразительному чтению (исполнению) сонета (наизусть); комментированному чтению Выучить наизусть один из сонетов (по выбору); сопоставить текст оригинала сонета 66 с дословным переводом, с переводами С.Маршака 12 И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа 1 Комбини-рованный Чтение басен» Беседа по баснямСообщения учащихся Оценка сообщений учащихся Устный анализ басни Обучение выразительному чтению и анализу; повторить знание терминов Написать небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью басни «Обоз» 13 Вн.чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец. 1 Совершенствование знаний, умений и навыков Сообщения учащихсяБеседа Проверка домашнего заданияВопросы теоретического характера Развитие связной речи учащихся;развитие навыка восприятия информации Сообщения:1.Крылов-журналист,2.Крылов-музыкант,3.Крылов-философ 14 К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра 1 Изучение нового материала ЛекцияРассказ учителя Проверка конспекта лекции учителя Обучение умению составлять сравнительный анализ произведенийдвух поэтов на одну тему Сочинение – миниатюра «Диалог двух поэтов»; Пересказ статьи учебника, с.86-88 15 Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей 1 Комбини-рованный Чтение Думы Беседа Фронтальный опросВыразительное чтение произведения Обучение выразительному чтению Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику 16 А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка» 1 Комбини-рованный Лекцияучителя Пересказ статей учебника Сообщения учащихся Проверка конспекта лекции учителяВыборочный пересказ статьи Обучение конспектированию (краткому); обучение навыкам работы со справочным материалом Составить цитатный план «История Пугачевского бунта» (отрывок, предложенный в учебнике) 17 Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав 1 Комбини-рованный Аналитичес-кая Беседа Сжатый пересказ содержания глав Проверка домашнего задания Пересказ фрагментовФронтальный опрос Обучение комментирован-ному чтению; анализу эпизодов; сжатому пересказу Составление хронологической таблицы событий (3 столбика: события, факты,поведение героя, реплики, фразы) 18 Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор III-V глав 1 Комбини-рованный Сжатый пересказ Аналитичес-кая Беседа Чтение эпизодовПросмотр эпизодов х.ф. Проверка домашнего задания Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; в процессе просмотра фрагментов художественного фильма Характеристика Пугачева от лица Савельича, Маши Мироновой, Петра Гринева (на выбор) 19 Падение Белгородской крепости. Изображение народной войны и её вождя. Разбор VII-XII гла 1 Комбини-рованный Аналити-ческая беседа Комментиро-ванное чтение эпизодов Пересказ фрагментовФронтальный опрос Обучение составлению характеристики героя на основании его поступков; углубление навыков комментированного чтения Изложение предложенной информации в жанре публикациив журнале «Роль эпиграфов в повести» 20 Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»;Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести 1 Комбини-рованный Аналитическая беседа Сообщение ученика Проверка домашнего заданияПересказ фрагментовФронтальный опрос Углубление навыков комментированного чтения; обучение составлению характеристики героя на основании его поступков Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. Сбор материалов к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; подготовиться к сочинению 21 Развитие речи. Сочинение по повести «Капитанская дочка».Обобщающий урок. 1 Урок развития речи Написание классного сочинения Письменная работа Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения Сообщение «История в восприятии М.Ю.Лермонтова»Презентация учащихся 22 Литературная игра по повести «Капитанская дочка» илиКонтрольная работа по повести «Капитанская дочка» 1 Контроль- ный урок (тестиро-вание) Презентация учащихсяРабота над текстомАнализ эпизода ТестированиеПисьменные ответы на вопросы Проверить уровень начитанности Отработать коммуникативную и правописную грамотность Литературная композиция «Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова»Выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ»Повторить стихотворные размеры 23 М.Ю.Лермонтов.Судьба поэта 1 Комбини-рованный Беседа Литературная композицияВыразитель-ное чтение наизусть стихотворе-ний поэта Фронтальный опрос с целью выявления знанийАнализ лирического произведения Отработка навыков работы анализа лирического произведения Письменный анализ миниатюры «Синие горы Кавказа»Прочитать поэму «Мцыри»Составить цитатный план поэмы 24 М.Ю.Лермонтов «Мцыри». История создания, тема, идея, композиция, своеобразие поэмы 1 Изучение нового материала Лекция Аналити-ческое чтение Сообщения учащихся (реализация домашнего задания) Обучение выразительному чтению и анализу лирического произведения, умению делать самостоятельные выводы Выписать цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбе, его стремление к свободе и тоске по родине.Выучить наизусть фрагмент из поэмы 25 М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри в поэме 1 Комбини-рованный БеседаАнализ лирического текстаВыразитель-ное чтение наизусть фрагмента Составление характеристики Мцыри (письменно) Обучение умению составлять характеристику литературного образа Сбор материала к сочинениюНарисовать обложку к произведению 26 Р.Р. Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова 1 Урок развития речи Написание сочинения Письменная работа Совершенствование ЗУН по развитию речи Дописать сочинение.Подготовить сообщение о Н.В.Гоголе.Сообщение «Первое представление комедии «Ревизор» 27 Идейный замысел, сюжет и композиция комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» 1 Изучение нового материала Лекция учителяЗаочная экскурсия «Петербург, 19 апреля 1836 года»Презентация Проверка конспекта лекции учителяФронтальный опрос Обучение конспектированию, работе со справочной литературой Индивидуальное задание:«Премьера комедии «Ревизор» (написать афишу).Составить таблицу «Чиновники уездного города» по образцу, записанному в тетради.Перечитать 1,2 действия 28 «Парад» действующих лиц.Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» 1 Комбини-рованный Беседа о театре Чтение кратких характеристик «Замечания для гг.актеров»Аналитическое чтение первого действия комедии Проверка домашнего заданияФронтальный опрос Обучение выразительному и аналитическому чтению КомедияПьеса Подумать над эпиграфом комедии.Перечитать 3, 4 действия; подготовить выразительное чтение отдельных явлений (1-8 явления 4-го действия) 29 Растерянный Хлестаков и испуганный городничий.Мастерство Н.В.Гоголя в создании образов Хлестакова.Хлестаков и Хлестаковщина 1 Комбини-рованный Чтение отдельных явленийБеседаРеконструк-ция внесценичес-ких эпизодов Проверка домашнего письменного заданияИндивидуальный и фронтальный опрос Отработка навыковкомментированного чтения драматического произведения Написать новеллу «Звездный час Ивана Александровича Хлестакова».Объяснить смысл фамилии Хлестакова Ответить на вопрос:Что такое Хлестаковщина? 30 Триумф Хлестакова.Чиновники на приеме у ревизора. Анализ 3-го действия комедии «Ревизор» 1 Комбини-рованный Пересказ Аналити-ческая беседаРабота с иллюстраци-ями Проверка домашнего письменного заданияИндивидуальный и фронтальный опрос Отработка навыковкомментированного чтения драматического произведения Перечитать 5 действие. Подумать над вопросами учебника, ответить на вопрос:В какой сцене происходит развязка комедии? 31 Лестница славы и позор городничего.Финал комедии и его идейно-композиционное значение 1 Комбини-рованный БеседаСообщение ученика Групповая работаРабота с текстом Реализация домашнего задания Индивидуальный и фронтальный опрос Тестирование (или письменные ответы на вопросы) Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; развитие навыков работы с текстом Подготовить характеристику Хлестакова или городничего (по выбору). Подготовиться к сочинению 32 Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» 1 Урок развития речи Написание классного сочинения Письменная работа Совершенствование ЗУН по развитию речи Перечитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель» 33 Вн. чтение. Н.В.Гоголь «Шинель». Тема «маленького человека» 1 Комбини-рованный; исследовательский Литературное исследованиеБеседаРабота по тексту Проверка знания текста через фронтальный опросПодробный пересказ отрывка Формирование исследовательских навыков анализа текста Написать сочинение по теме «Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель» 34 М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»(отрывок) 1 Изучение нового материала Лекция БеседаЧтение Проверка конспекта лекции учителяФронтальный опрос Обучение конспектированию;работе со справочной литературой 35 «История одного города» как сатирическое произведение 1 Изучение нового материала Урок-исследование Фронтальный опрос Формирование исследовательских навыков анализа текста Перечитать повесть «Ася»; подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя 36 И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». 1 Изучение нового материала Лекция Сообщение ученикаБеседа Работа с учебником: «Из истории создания повести «Ася»Фронтальный опросРабота с текстом Обучение конспектированию; работе со справочной литературой Написать мини-сочинение «Мое прочтение повести «Ася»; определить роль 16 главы в повести; составить план анализа главы 37 История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя.Образ тургеневской девушки 1 Комбини-рованныйИсследо-ватель-ский БеседаВыразитель-ное чтение 16 главыАнализ эпизода Реализация домашнего заданияАналитическая беседа Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; обучение анализу эпизода Написать сочинение на тему:«Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася» 38 Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова 1 Изучение нового материала БеседаКомментиро-ванное чтениеАнализ эпизодов Работа по текстуФронтальный и индивидуальный опрос Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков Перечитать рассказ Л.Н.Толстого «После бала»; подумать, какую особенность в рассказе вы заметили? (вступление, повествование, заключение) 39 Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя 1 Изучение нового материала Лекция учителяс элементами беседы Проверка конспектов лекции учителяРеализация домашнего задания Оценка сообщений учащихся – ответ на вопросИндивидуальный опрос Поразмышлять над вопросом: почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдат?Устно ответить на вопросы № 2,4 учебника 40 Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказаНРК 1 Комбини-рованный БеседаЧтение отдельных эпизодов Проверка домашнего задания: что нового узнали о писателе; оценка сообщенийуч-ся; выборочный пересказ статьи учебника Формировать умения и навыки анализа прозаического текста Работая над рассказом, Толстой долго думал над его заглавием, появлялись варианты. Почему писатель остановился именно на этом названии?Заполнить таблицу «Полковник и наказываемый» (с.176) 41 Автор и рассказчик в произведении Л.Н.Толстого «После бала».Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг 1 Комбини-рованный Аналитичес-кая беседа Элементы диспутаРабота над рассказом по индивидуаль-ным заданиям Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение, навыка аргументированного доказывать свою мысльТест (с.180-181) Обучение владению диалогической речью в процессе беседы (диспута) Написать сочинение на одну из тем:«Полковник на балу и после бала», «Утро, изменившее жизнь» 42 А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». «Как обманчиво все, что мешало любить» 1 Изучение нового материала БеседаРабота с текстомИндивидуаль-ные сообщения учащихся Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя; проверка знаний содержания рассказа Обучение комментированному чтению эпизодов, умению работать с текстом, отвечать на вопросы Подготовить индивидуальный пересказ эпизодов; составить план-характеристику на героя: Алехин до и после приезда в имение 43 Поэзия родной природы 1 Комбинированный урокИзучение нового материала Урок-практикум Совершенствование навыков анализа лирического произведения 44 И.А.Бунин. Слово о писателе. Природа и человек в рассказе «Кавказ» 1 Комбинированный урокИзучение нового материала Аналитичес-кая БеседаРассказ учителя Фронтальный и индивидуальный опрос; цитатный план по рассказу; художественный пересказ; анализ пейзажных зарисовок Обучение выразительному чтению отдельных эпизодов, составлению цитатного плана;Формирование умения находить в тексте цитаты, характеризующие героев Составить кластер «Любовь по Бунину»; ответить на вопрос: «Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?» 45 А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Сравнительная характеристика главных героев 1 Изучение нового материала Беседа Работа с текстомЧтение эпизодов Работа над вопросамиОпределить, что можно считать экспозицией, где происходит кульминация, когда наступает развязка Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков Сочинение-рассуждение«Можно ли пойти на заведомую ложь во имя спасения другого?»Выбрать цитаты из текста к сравнительной характеристике Николая и Веры Алмазовых 46 М.Горький, Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя 1 Изучение нового материала Аналитичес-кая беседа Сжатый пересказ Фронтальный индивидуальный опрос Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков Составить характеристикуЧелкаша; ответить на вопросы:Какое впечатление произвел рассказ?Кто главные герои? На чьей стороне ваши симпатии? Почему? 47 М.Горький «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье. 1 Комбинированный урок Аналитичес-кая беседа Письменная характеристика героя рассказаФронтальный опрос Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; обучение составлению характеристики героя на основе сопоставительного анализа Подготовить доклад о творчестве А.А.Блока. * Презентация по биографии писателя 48 А.А.Блок. Историческая тема в творчестве писателя. «На поле Куликовом». Анализ цикла. Тема Родины в лирике Блока 1 Изучение нового материала Сообщения и доклады учащихся БеседаАналитичес-кое чтение Реализация домашнего заданияВыразительное чтение цикла «На поле Куликовом» Обучение выразительному и аналитическому чтению Ответить на вопросы:Как тема прошлого звучит у Блока и Есенина? Подобрать комментарии к поэме С.Есенина «Пугачев» 49 С.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев – поэма на историческую тему» 1 Изучение нового материала Выступления учащихсяАналитичес-кое чтениеРабота над фрагментами поэмы Реализация домашнего заданияВыразительное чтение фрагментовПисьменный анализ лирического произведения Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения Читать рассказ М.А.Осоргина «Пенсне»; подготовить пересказ рассказа 50 М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне 1 Изучение нового материала