Название документа: Базовые ценности современной молодежи . Ливенский филиал ГОУ ВПО «Орловский государственный технический университет» БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Федорова И.Н. Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян. Сегодня много говорится и пишется о разрушении традиционной для русской культуры системы ценностей,
вестернизации общественного сознания. Ценности, как справедливо отмечал Ч.Кули, являются «энергетическими узлами», точками эмоционального приложения в отношениях с миром, и в то же время основой механизма мотивации социального поведения людей. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях.
Нынешняя молодежь в возрасте от 15 до 17 лет - это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен («дети перемен»). Период их воспитания в жизни родителей совпал с жестко продиктованными реальностью требованиями выработать новые жизненные стратегии для приспособления, а подчас и выживания в динамично меняющейся жизненной реальности. Как такое детство сказалось на мировоззрении и жизненных ценностях современной молодежи? Исследование этого вопроса представляется весьма значимым, поскольку
в ее ценностных ориентациях и выборе жизненного пути содержатся элементы новых характеристик будущего российского общества. В начале исследования мной была выдвинута гипотеза, что под воздействием фактора времени и социально-экономических перемен их детства, нравственные ценности и ориентации претерпели изменения и сейчас направлены в сторону новых качеств жизненного успеха (независимость, свобода, власть, деньги и др.), а также отношение к алчным и аморальным поступкам стало более простым.
Мной был проведен опрос среди школьников старших классов г. Ливны Орловской области в возрасте о 14 до 17 лет. Было опрошено 150 человек. Выборку составили 51% юношей и 49% девушек. Использовался метод гнездовой выборки. Были поставлены следующие исследовательские задачи: 1) выявить систему базовых ценностей современной молодежи;
2) определить приоритетные жизненные цели и способы их достижения; 3) выявить отношение молодежи к патриотизму, семье, религии. Базовыми считаются ценности, составляющие основание ценностного сознания человека и подспудно влияющие на его поступки в различных областях жизни. Они формируются в период так называемой первичной социализации индивида к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные
периоды жизни человека и его социальной среды. Чем же характеризуется ценностное сознание современных «детей перемен»? Было предложено назвать пять наиболее значимых для них жизненных ценностей. В группу предпочитаемых ценностей вошли следующие критерии: здоровье (87,3%), семья (69,7%), общение с друзьями (65,8), деньги, материальные блага (64,9%) и любовь (42,4%). Уровень ниже среднего (разделяют от 20 до 40% респондентов) образовали такие ценности, как независимость,
свобода, работа по душе, самореализация. Низший статус (менее 20%) получили такие ценности, как личная безопасность, престиж, слава, творчество, общение с природой. В то же время молодежь понимает, что в современных условиях положение человека в обществе определяют именно личные достижения человека в образовании, профессиональной деятельности (38,1% респондентов), а также его личные качества - ум, сила, привлекательность и т.д. (29% респондентов).
А такие качества как социальное положение семьи, владение материальными средствами не имеют большого значения. Структура базовых ценностей наших респондентов вполне согласуется с их представлениями об основных критериях жизненного успеха. Так среди трех наиболее значимых критериев выделяют: наличие семьи, детей (71,5%), надежные друзья (78,7%), интересная работа (53,7%), такие показатели как наличие престижной собственности, богатство, высокая должность не так важны для современной молодежи.
И к сожалению, приходится констатировать сокращение значимости в глазах молодых людей такой социально ориентированной цели как «честно прожитая жизнь». Я решила спросить влияют ли СМИ на ценности нашей молодежи? Оказалось 38,8% респондентов считают, что влияю, но незначительно, 36,3% - влияют в значительной степени, и лиши 5,4% считают, что не влияют вообще. В первую очередь под влиянием СМИ, по мнению молодежи, происходит формирование таких качеств как гражданина
и патриота (22,3%), пропаганда денег (31,7%), насилие (15,5%), справедливость (16,9%), веры в бога (8,3%), ценности семьи (9,7%). Весьма важным представляется ответ молодых респондентов на вопрос о том, что они считают главным в воспитании подростков в современных условиях. Как видно из проведенного опроса, современная молодежь демонстрирует достаточно широкую палитру воспитательных ориентаций, среди которых упоминается необходимость дать детям хорошее образование, привить организованность,
самодисциплину и трудолюбие, воспитать честность и доброту, а также стойкость и умственные способности. Таким образом, в воспитательных ориентациях современных молодых людей наблюдается сочетание так называемых «хлебных» моментов (образование, обучение профессии, которая «прокормит») и необходимости нравственного совершенствования и воспитания детей (развитие честности, доброты, трудолюбия, самодисциплины). Примечательно, что личностные качества, связанные отношением к другим людям также имеют у молодежи
направленность на традиционные нравственные ориентации. Представляет интерес в этой связи ответ о наиболее важных человеческих качествах, которые больше всего ценятся в людях. Так, наиболее высокую оценку получили такие качества, как отзывчивость (82,4%), надежность (92,8%), честность (74,9%), гостеприимность (58,2%), скромность (25,6%). Наряду с этими традиционными нравственными ориентациями, высоко оценивает молодежь и такое качество,
как предприимчивость (57,8%). Одной из традиционных базовых ценностей российского общества является любовь к своей Родине. К сожалению, сегодня часто можно услышать обвинения в адрес современной молодежи в отсутствии у нее патриотизма. Так ли это? Опрос показал, что только незначительная часть молодежи считает, что патриотизм изжил себя (17,6%). При этом содержание понятия «патриотизм» не имеет уже государственно-державного характера. Так, только 16,5% считает, что «быть патриотом - это ставить интересы государства
выше интересов личности». Для большинства (53,9%) патриотизм означает «готовность посвятить свою жизнь Родине». У молодого поколения формируется понимание того, что патриот - это не только герой, но и гражданин. Так, 29,4% полагают, что «быть патриотом - это соблюдать законы своего государства и добросовестно выполнять свои обязанности». Также участникам опроса было предложено высказать свое мнение к поступкам, которые считаются аморальными и алчными. Как оказалось, не поддерживая следующие поступки однозначно,
молодежь допускает в определенных жизненных обстоятельствах достигать своей цели любой ценой (70%), обогащаться за счет других (66,4%), давать взятку (57,8%). Ценности семьи являются главенствующими во все времена. Последнее время на западе выделяют около сотни различных браков. Я решила выявить отношение молодежи к гражданским бракам.
Ответ оказался ожидаем - 61,9% респондентов считают это нормальным явлением. Но при ответе на вопрос: «Как Вы относитесь к рождению детей вне брака?», мы выявили полную противоположность предыдущему ответу. Так, 56,5% считают, что это просто недопустимо в их жизни. Среди качеств, которые современные молодые люди хотели бы видеть в своих детях, были названы образованность (71,9%), воспитанность (48,9%), трудолюбие (47,8%), справедливость (48,8%).
Для меня представлял интерес вопрос о «герое нашего времени». Так, 37,4% респондентов не могут назвать конкретных героев, 13,7 считают, что таковых нет вообще, 15% респондентов их просто не знают. Но некоторые нашлись и назвали «героев нашего времени». Итак, молодежь выделила спортсменов М. Чудов - лучший спортсмен февраля, футболист
Павлюченко, тренер Гус Хиддинг и др. А также политиков В.В. Путин и Д. Медведев. В данный момент возрождается ценность религии. Мы спросили: «В каких случаях в жизни Вы прибегали к молитве?». Как оказалось, 52,55 респондентов прибегали к молитве в беде, в опасности, 38% при сдаче экзаменов, 37% респондентов в церкви на богослужении.
Все знают сейчас «Великий пост», при этом представляет интерес вопрос: «Соблюдаете ли Вы религиозные посты?». Так, 74,5% опрошенных никогда не постились, 14% перед причастием, и только 4,7% респондентов соблюдают все посты. В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что базовые ценности современной молодежи не отличаются от традиционных ценностей российского общества.
Можно говорить о поколенческой преемственности морали. А также можно сказать и о том, что в структуре ценностных ориентаций молодежи наблюдается неустойчивое равновесие между традиционными ценностями и новой прагматичной «моралью успеха», стремление к сочетанию ценностей, обеспечивающих успешность деятельности, и сохранению традиционно ценных отношений к человеку, семье, коллективу. Возможно, что в дальнейшем это выразится в становлении новой моральной системы.
Литература 1.Бойков, В.Э. Ценности и ориентации общественного сознания россиян/ В.Э.Бойков// Социологические исследования 2004. -№7 С.46-52. 2.Ефремова, Ж.Д. Формирование и функционирование менталитета населения малого провинциального города/ Ж.Д.Ефремова: Дис. канд. социол. наук: 22.02.04: М 2006 248с. 3.Запесоцкий, А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор/
А.С. Запесоцкий // Социологические исследования 2006 №12 С. 98-104. 4.Кули, Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под общ. ред. В.И. Добренькова М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996. С.314-327. 5.Лапин, Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России /Н.И.Лапин, Л.А.Беляева, Н.Ф.Наумова, А.Г.Здравомыслов
М.: Эдиториал УРСС, 1996 224с. 6.Маслоу, А. Мотивация и личность / А.Маслоу СПб.: Евразия, 1999. 7. Мегаполисы и провинции в современной России: образы и реальность. Аналитический доклад ИКСИ РАН. М 2004. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www. iksiran.ru.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |