Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации
БелгородскийГосударственный Университет
Экономическийфакультет
РЕФЕРАТ
По религоведению
На тему: Индийскоеобщество во времена возникновения буддизма
Выполнил:
студент группы э-23,
Пупкин В.А.
Проверил: Петровский В.И.
Содержание
Введение
ПроисхождениеБудды
Политическая, экономическая икультурная характеристика эпохи
Шраманы и их учения
Заключение
Использованная литература
Введение
Буддизм — самая древняяиз трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам — на целыхдвенадцать столетий.
Буддизм исповедуют около6-8% населения мира, что намного уступает христианству (примерно 33%), исламу(примерно 18%) и индуизму (примерно 13%). Буддизм остается безусловно,азиатской религией: 99% буддистов живут в Азии, причем в восточной ее части:Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже,Мьянме, Таиланде, Лаосе.
В России буддизмтрадиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годыбуддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городахРоссии. С конца XIX — начала XX в. последователи буддизма появились в странахЕвропы и в США: на сегодняшний день там представлены практически всесколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке.Популярность буддизма на Западе продолжает расти.
Традиционно буддизм делятна Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейших.
В данном реферате будетрассмотрен исторический контекст жизни Будды и условия формирования его учения,ставшего известным в дальнейшем, как «буддизм».
Происхождение Будды
Сиддхаттха Гаутама (ставшийизвестным как Будда) родился в племени Шакья, в окрестности города Капилавасту,в маленьком княжестве Капилвасту (на территории современного Непала). Онродился в день майского полнолуния 563 года до н. э. Имя Сиддхартха означает «тот,кто добился своей цели», Гаутама – его фамильное имя.
Согласно традиционнойбиографии, его отцом был Шуддходана, глава клана Шакья. Его мать, королеваМайя. День рождения Будды отмечается в буддийских странах, как праздник Весак.
В это время в ДревнейИндии существовало множество городов-государств, которые назывались Джапанады.
/>
Рисунок 1. РасположениеКапилавасту (на современной территории Непала)
Республики и племена сразмытой политической структурой, и малым уровнем социального расслоения составлялибольшую часть Джапанады, и назывались Гана-сангхами. Общество времен Будды, вероятно,ещё не имело кастовой системы, и являясь слабоструктурированным. Там несуществовало полноценной монархии, оно скорее было похоже на олигархию или же нанекоторую форму республики.
Политическая, экономическая и культурная характеристикаэпохи
К тому времени на севереИндии образовалось 16 относительно крупных государств, известных какМахаджанапады — Каши, Косала, Анга, Магадха, Вриджи, Малла, Вамша, Чеди,Матсья, Куру, Панчала, Шурасена, Ассака, Аванти, Гандхара и Камбоджа. Онираскинулись по Индо-Гангской равнине от современного Афганистана до Махараштрыи Бенгалии.
Показательно, чтоиндийская традиция помещала большинство из этих «великих государств»в Срединной стране, что указывало на особую роль долины Ганга на политическойкарте Индии в VI—V вв. до н. э. Это свидетельствовало и о более быстрых темпахразвития государственности в этой части Индии.
/>
Рисунок 2. Великиегосударства Махаджанапады
На остальной частисубконтинента, по всей видимости, существовало множество других маленькихгосударственных образований, о которых известно по упоминаниям в литературе. Водних из них царская власть передавалась по наследству, а в других поданныесами выбирали своих правителей.
Основным языкомобразованных людей в то время являлся санскрит, а простое население СевернойИндии общалось на различных местных диалектах, так называемом пракрите. К Vвеку до н. э., то есть ко времени рождения Будды, многие из 16 царствобъединились и образовали четыре более крупных государства. Это были Ватса,Аванти, Кошала и Магадха.
Развитие земледелия вцентральной части долины Ганга и далее на восток, вплоть до низовьев реки, былосопряжено со значительными трудностями: жаркий и влажный климат, густые зарослитропического леса. Не меньшие сложности, чем борьба с джунглями, представляла ираспашка твердой, изобилующей корнями почвы. Лишь существенный прогресс всредствах производства мог обеспечить переход к широкому хозяйственномуосвоению данного региона. На большей части Индо-Гангской равнины осадки выпадаютв достаточном количестве, но для достижения устойчивых урожаев, не зависевшихот капризов погоды потребовалось создание искусственных ирригационныхсооружений – прудов, колодцев, каналов и дамб. В условиях поливного земледелияна Северо-Востоке Индии основной зерновой культурой стал рис, и само слово«пища» уже в древнеиндийских языках имело конкретное значение – «отварнойрис».
К середине I тысячелетиядо н. э. стали применяться совершенные методы рисоводства — использованиерассады, отбор сортов и т.п. Почвы долины Ганга, отличавшиеся необычайнымплодородием, обеспечивали высокие урожаи. Развитие сельскохозяйственногопроизводства во всей Северной Индии способствовало бурному росту населения.Недаром в античной литературе еще во времен Геродота (V в. до н.э.)установилось мнение о том, что индийцы — самый многочисленный народ на земле.
Отличительной чертойпериода являлось интенсивное строительство городов. В середине I тысячелетия дон. э. города строились не только в стратегически важных пунктах, но и насухопутных и речных путях – в местах, выгодных для торговли. Главной причинойроста городов как торгово-ремесленных поселений стал прогресс в разделениитруда.
Показателем развитиятоварно-денежных отношений служит появление в середине I тысячелетия до н. э.монетной чеканки. Монеты эти довольно примитивны, но сам факт денежногообращения свидетельствует о происходивших в обществе переменах. Активноестроительство городских укреплений нельзя не связать с накоплением богатствгорожанами и с процессом имущественного расслоения.
Площадь наиболее крупныхпоселений, подвергавшихся раскопкам, — таких, как Уджаяни и Каушамби, —составляет около 1,5 — 2,5 кв. км, что соответствует размерам знаменитыхгородов древней Греции той же эпохи. Мегасфен был поражен обширностью индийскойстолицы Паталипутры. Он определял длину городских стен примерно в 30 км, насчитавв них несколько сот башен и десятки ворот. Впрочем, эти цифры еще нуждаются вподтверждении со стороны археологов. До проведения специальных полевых изысканийтрудно сказать что-либо определенное о городской планировке. Судя по раскопкамв г. Таксила, застройка происходила хаотично.
О социальной структуре исистеме управления городом ценные сведения сохранились в буддийских легендах. Вних нередко упоминаются купеческие объединения и цеховые организацииремесленников. Судя по всему, между ремесленниками или торговцамиподдерживались не только экономические связи — их объединяли также общиекульты, празднества и обычаи. Селились члены таких объединений обычно вместе,образуя внутригородские соседские общины — кварталы. Профессиональные навыкипередавались по наследству, а браки заключались в пределах своего социальногокруга. Отмечены случаи специализации отдельных этнических групп. Таким образом,лица, входившие в объединение, состояли между собой в отношениях родства илисвойства, образуя как бы огромные «семьи», или кланы. Главы подобныхобъединений пользовались значительным влиянием, будучи представителямигородского самоуправления.
Описания многочисленныхдомашних обрядов и религиозно-моральные поучения позволяют представить основныечерты деревенского быта. Хозяйство велось силами отдельной семьи, которойпринадлежали дом, поля, скот и всевозможный инвентарь. Всем этим имуществом отимени семьи распоряжался ее глава, как правило, старший мужчина. Обычно тексты упоминаютсемью разросшуюся, большую, включающую несколько поколений. Женатые сыновьяоставались под родительской властью. Сыновья должны были проявлятьпочтительность по отношению к матери, но полноправной хозяйкой она нестановилась и после смерти мужа — домом должен был управлять мужчина. Даже правна наследство, оставшееся после мужа или сына, женщина не имела и сохранялалишь то имущество, что было получено из дома ее отца. Распространена былапрактика усыновления. Внутри самой семьи складывались отношения патриархальнойзависимости.
Хозяин от имени всехдомочадцев совершал заупокойные жертвоприношения, которые считались основойсемейного благополучия. Культ предков объединял все семьи, связанные междусобой родством по мужской линии. Строго соблюдались передававшиеся из поколенияв поколение семейные обычаи. Наиболее важные вопросы ставились на собранияхродственников, где, видимо, решающее слово принадлежало семьям и отдельнымлицам, пользовавшимся особым авторитетом. Между родственниками и соседямискладывалась традиционная система отношений, которая лишь частично может найтиотражение в письменных источниках. Терминология литературных текстов крайненеотчетлива, но есть основания говорить о том, что наиболее влиятельные семьиоказывали другим покровительство, а взамен широко пользовались их услугами.
Развитие частнойсобственности способствовало не только имущественному расслоению, но и прямойэксплуатации чужого труда. Настоящим бедствием становилась задолженность,приводившая к закабалению свободных, к продаже членов семьи, распространениюдолгового рабства. Литературные памятники позволяют сделать вывод о том, что ив данный период рабство имело преимущественно домашний характер.
Социальные переменысказались и на политическом строе. В отличие от племенных царьковпредшествующего периода, правители североиндийских государств середины Iтысячелетия до н. э. опирались на служилую знать, на складывавшийсяадминистративный аппарат. Наследственной аристократии в отдельных областяхпришлось потесниться, уступая место тем, кто был ближе к правящей в центрединастии.
Богатство человека истепень его влиятельности в государстве приобрели не меньшее значение, чемпроисхождение из высших варн. В то же время сохранение иерархии варнограничивало возможности социальной мобильности, а изменение реального местачеловека в обществе требовало обоснования с точки зрения сословно-кастовойидеологии.
Важнейшей опоройправителей государств являлась армия. Иным стало ее оснащение: легкие колесницысменились тяжелыми квадригами, шире применялись конница и особенно боевыеслоны. Еще важнее было существенное изменение комплектования армии и еехарактера в сравнении с поздневедийским периодом. Ядро армии теперь составлялиотряды, находившиеся на постоянном царском довольствии, — профессиональноевойско, таким образом, пришло на смену старинной дружине. Временные ополченияформировались обычно на основе городских ремесленных корпораций, а привычноедля ведийской эпохи понятие народа-войска совершенно вышло из употребления. Всередине I тысячелетия до н. э. сельское население было, как правило, безоружнои обязано лишь исправно платить налоги, которые и позволяли содержатьгосударственный аппарат, включая постоянную наемную армию.
Многие государствасередины I тысячелетия до н. э. занимали обширную территорию (часто далеко запределами области расселения первоначального основного племени). В большейчасти из них правили царские династии, но были и олигархические объединения(как бы федерации отдельных княжеств).
К VI в. до н. э.наибольшее влияние приобрела Магадха, правителям которой и было суждено спустястолетия создать первую общеиндийскую державу.
Шраманы и их учения
Итак, принц Сиддхартхажил во время большого общественного переворота. Старая аграрная экономикасменялась новой монетарная экономикой. Как это часто происходит, когдааристократическая элита лишается привилегий, люди на всех уровнях обществаначали оспаривать убеждения, которые поддерживали старый порядок, и искать внауке и других альтернативных видах знаний новое мировоззрение.
В то время в СевернойИндии передовой наукой была астрономия. Новые, точные наблюдения движенийпланет, в сочетании с разработанными новыми методами вычисления, привелиастрономов к выводу, что время измеряется эрами, непостижимо долгими циклами,которые бесконечно повторяются. Расширяя эти выводы, философы того временистарались осмыслить значение этого огромного временного контекста для драмычеловеческой жизни и поиска окончательного счастья.
Эти философы делились надва обширных лагеря: те, кто строил свои рассуждения в рамках традиции Вед,древних индийских религиозных и ритуальных текстов, которые были основойортодоксальных убеждений старого порядка; и другие, неортодоксальные группы,так называемые «шрамана» (созерцатели), которые оспаривали авторитетВед. Современная этимология прослеживает происхождение слова «шрамана»от «тот, кто прилагает усилия», но этимология того времени выводилапроисхождение «шрамана» от «Шрама», что означает быть«на одной волне», «в гармонии». Упанишады обычно называют ихпаривраджаками (букв. «бродяги»). Философы — шраманы стремились найтитакой образ жизни, который был бы в гармонии, но не с общественными нормами, ас законами природы, как их можно прямо наблюдать с помощью научного наблюдения,личного опыта, логики, медитации, или шаманских практик, например поискаизмененных состояний сознания через голодание или другие виды аскетизма. Длямногих из этих форм созерцания нужно было отбросить ограничения и обязанностидомашней жизни, и перейти к жизни бездомного странника. Это была основа решенияпринца Сиддхартхи покинуть домашнюю жизнь, чтобы узнать, есть ли истинноесчастье, неподвластное старению, болезням, и смерти.
Первые«скитальцы» не основывали общин, не создавали школ, не оставляли послесебя канонизированного текста. Их имена предавались забвению вместе с ихфизической смертью. Тем не менее влияние, оказываемое ими на идеологическийклимат в стране, было весьма заметным.
Постепенно характердеятельности шраманских учителей менялся. Одинокий аскет, в прошлом странствующийот деревни к деревне, теперь предпочитает жить в собственной обители, где егоокружают ученики. Он наставляет их в истине, к которой пришел в результатеразмышлений, доказывает ее неоспоримость, нередко вступает в полемику с другимишраманами. Правители первых государств Индии приглашают пользующихся наибольшимавторитетом проповедников к себе и с вниманием выслушивают их речи.
К тому времени философышкол Вед и шрамана разработали самые разнообразные интерпретации того, каковызаконы природы и как они влияют на поиски истинного счастья. У них было дваосновных момента разногласий:
1) Жизнь после смерти.Большинство философов Вед и шрамана предполагали, что индивидуальность личностисохраняется дольше этого срока жизни, на миллиарды лет до рождения в прошлое ипосле смерти в будущее, хотя было некоторое разногласие в том, остается лииндивидуальность неизменной от одной жизни к другой, или меняется. Ведыоценивали перерождение положительно. Но ко времени принца Сиддхартхи те, ктоверил в перерождение, под воздействием открытия астрономических циклов сталисчитать эти циклы бессмысленными и стесняющими, и освобождение от нихединственной возможностью истинного счастья. Но была и школа шраманагедонистических материалистов, так называемая «Локаята», последователикоторой отрицали существование какой-либо индивидуальности после смерти инастаивали на том, что счастье можно найти только предаваясь чувственнымудовольствиям здесь и сейчас.
2) Причинность.Большинство философов принимали идею, что действия человека играют причиняющуюроль в обеспечении его будущего счастья и в этой жизни, и за ее пределами. Но вразных школах были разные мнения о том, как этот принцип причинности действует.Для некоторых последователей Вед единственным эффективным действием был ритуал.Джайны, школа шрамана, учили тому, что все действия подчинены линейным,детерминистическим причинным законам, и формируют узы, создающие зависимость отповторяющегося цикла. По их словам, текущий опыт происходит от прошлыхдействий; текущие действия определяют будущий опыт. Эта линейная причинностьбыла тоже материалистической: физическое действие создает «асрава»(влечения, выделения, ферменты брожения) – липкие вещества на душе, которыеприкрепляют ее к циклу. Они считали, что единственный выход из цикла состоит вжизни ненасилия и бездействия, завершающейся медленным самоубийством черезголодание, которое сожжет «асрава», таким образом освобождая душу.Некоторые Упанишады, – после-ведические философские тексты, – выражалипричинность как морально нейтральный, чисто физический процесс эволюции. Адругие утверждали, что моральные законы – это не просто общественные нормы, онивнутренне присущи причинности по ее природе, и моральность действия определяет,как оно повлияет на будущий путь личности в цикле перерождений. Но неизвестно,были ли эти последние тексты составлены до или после того, как Будда высказалтакие взгляды. В любом случае, все добуддийские мыслители, которые принималипринцип причинности, как бы они его ни выражали, рассматривали его как чистолинейный процесс.
С другой стороны,последователи Локаята настаивали на том, что между событиями нет никакогопринципа причинности, что все события спонтанны и самопричиняющи. Это значило,что действия не имеют последствий, и можно безопасно игнорировать моральныеправила в поиске чувственных удовольствий. Последователи другой школы шрамана,Адживика, настаивали на том, что причинность иллюзорна. По их словам,действительно существуют только неизменные субстанции, из которых построенавселенная. Причинность подразумевает изменения, и поэтому нереальна. Значит,человеческие действия никак не воздействуют ни на что действительное, – включаясчастье, – и поэтому не имеют никакого значения. Последователи другой ветви тойже школы, специализирующейся на астрологии, настаивали на том, что причинностьреальна, но полностью детерминирована. Человеческая жизнь полностьюопределяется безличной судьбой, написанной в звездах; человеческие действия неиграют никакой роли в достижении счастья или горя; мораль – это чистообщественная договоренность. Таким образом они утверждали, что освобождение отцикла перерождений наступает только тогда, когда цикл сам завершается.Умиротворенность ума можно найти, приняв свою судьбу и терпеливо ожидая, покацикл, как раскручивающийся клубок ниток, не придет к концу.
Традиция говорит о«шести учителях», ставших главными оппонентами Будды, и среди них оГосале — основателе движения адживиков и творце оригинальной системы, котораяпросуществовала два тысячелетия. Остальные же доктрины никогда не имелиобщеиндийского значения, тем не менее ряд их положений несомненно воздействовална реформаторские течения и древнеиндийский рационализм. Несмотря наотрывочность сведений об этих шести мыслителях (данные сохранились преимущественнов ранних джайнских и буддийских сутрах), они заслуживают специального внимания.
От своих современников МаккхалиГосала отличался жестким фатализмом. «Усилия человека бесполезны» —такова была сущность его учения, лейтмотив которого можно выразить одним словом,нияти, т. е. «фатальность», «судьба». Согласно изложениюэтой доктрины в «Саманнапхала-сутте» Госала полагал, что «несуществует причин, ни явных, ни косвенных, для того чтобы существа былипорочны; они становятся порочными без причины и без повода… Нет причин… длявысокой нравственности существ; они становятся чистыми без причин и безповода… [Нет такой вещи, как] чьи-то собственные действия… или действиядругого… или усилие человека. Нет таких вещей, как сила и энергия,человеческая воля или человеческое стремление. Все животные…растения… существа… души существуют без воли, силы, энергии, принадлежащихим лично. Они покоряются тому или иному пути благодаря своей судьбе,необходимым условиям рода, к которому они относятся, а также благодаря своейиндивидуальной природе».
Другой философ – АджитаКесакамбала, был одним из первых материалистов, причем крайней формыматериализма. Аджита Кесакамбала учил тому, что все в мире состоит из четырехэлементов – земли, воды, огня и воздуха. Только эти элементы обладают подлиннымсуществованием, остальное же лишь их соединения, причем иллюзорное. Человек,обладающий несовершенными органами чувств и несовершенным умом не может этопостигнуть, поэтому ему кажется, что живет в мире с четкими очертаниямипредметов, живых существ, запахами, вкусами и так далее.
Однажды великий индийскийцарь Аджаташатру спросил Аджиту о результативности аскетизма. Аджита ответил,что ничего нет, ни плодов подаяния, ни жертвы, жертвоприношения, нет плодовзлых и добрых дел (в индийской религии господствовало и господствует учение окарме, согласно которому человек получает следующую жизнь, согласно совершеннымим добрым и злым делам), ни этого мира, ни другого мира, ни тех, кто достигаетистины об этом мире. В этом последнем пункте мыслитель противоречил сам себе,ведь он же говорил о своем учении, как открывшем истинное положение вещей вмире. Он учил тому, что человек после смерти просто распадается на четыреэлемента и не более.
Из своего учения Аджитавыводил и учение о морали, которой для него попросту не существовало, так какне было духовного начала в человеке. Если нет того, кто после смерти получит позаслугам за совершенное, плохое или хорошее, то к чему придумывать различныеморальные установления.
Его ученики проводилиэксперименты по поиску души, расчленяя тело, только, что убитого человека, ноестественно ничего не находили, тем самым доказывая собственную правоту.Буддисты и джайнисты называли учение Аджиты Кесакамбалы «учением низшихлюдей», «источником зла», главным образом, конечно, из-заотрицания ими норм и обычаев.
Согласно НигантхеНатапутте, абсолютизация любой точки зрения ведет к ошибке. Именно этоиллюстрирует знаменитая джайнская сказка о слоне и семи слепцах: каждый слепец,прикасаясь к части слона, полагал, что точно знает, к чему он прикасался. Так,тот, кто касался ноги слона, думал, что слон похож на ствол дерева; тот, ктоприкасался к хвосту, считал, что слон похож на мочалку и т.д.
Он резко выступал противпретензий на исключительную истинность какой-либо одной точки зрения,утверждая, что сторонники такой позиции упрощают реальность, которая вдействительности неодносторонняя. Любой предмет некоторым образом 1)существует; 2) не существует; 3) и существует и не существует; 4) неописуем; 5)и существует и неописуем; 6) не существует и неописуем; 7) и существует, и несуществует, и неописуем.
Другой философ, ПакудхаКаччаяна, выделял семь «атомарных» начал, определяющих бытиеиндивида: четыре материальных элемента (земля, вода, огонь, ветер), радость истрадание, а также одушевляющее начало (джива), характеризуемые как «предельные»,неизменные («прочные, „как вершины гор, неколебимые как колонны“,– формула, выражающая кредо тех, кто учил о безначальности Атмана и мира, поБрахмаджала-сутте), статичные, взаимоизолированные и не могущие быть причинамирадости и страдания друг для друга. Принципиальная отделенность радости истрадания от субъекта позволяет считать их глубинными внутренними интенциямииндивида, а субъекта – внеположным любым чувствам и действиям. Поэтому обычнаяжизнь индивида является, согласно Пакудхе, призрачной: „Потому никто неубивает и не заставляет убивать [другого], не слушает [наставления] и ненаставляет [сам], не познает [ничего] и [никогo] не учит. И если дажекто-нибудь раскроит [кому-нибудь] острым мечом череп, он не лишит его жизни,ибо меч пройдет [лишь] через “границы» [этих] начал". Здесьобнаруживается характерная стратификация уровней истины: на уровнеэмпирического сознания существуют познающие, действующие и страдающие субъекты,на уровне истины для «совершенных» существуют только конфигурацииописанных семи внесубъектных субстанциальных начал, которые и в сумме своей нескладываются в «личность».
По учению Пурана Кассапы(второе имя означает принадлежность к знаменитому брахманскому роду), «те,кто действует и побуждает действовать других, увечат [людей] и подстрекают ктому [других], делают [других] несчастными, притесняют, трепещут [сами] изаставляют трепетать [других], отнимают чужую жизнь, присваивают то, что недано, совершают кражу со взломом, уносят похищенное, грабят одинокие жилища,выходят на большую дорогу, ходят к чужим женам, говорят неправду, – никто [изних] зла не совершает. И даже если [кто-то] с острым как бритва дискомпревратит все живые существа, [населяющие эту землю], в сплошное месиво, тотакое действие не будет злом и не даст приращения зла». Равным образом илюбые дела милосердия, совершение жертвоприношений, самоконтроль и вообщеделание всякой правды не дают «приращения добра». Кроме того, Пурананастаивал на конечности мира и бесконечности знания (отсюда и его имя, означающее«полноту»).
Эти разнообразные взглядыобразовывали интеллектуальный контекст поиска абсолютного счастья принцаСиддхартхи. Его пробуждение можно даже рассматривать как его собственноерешение этих двух вопросов.
В основе буддизма –учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинахстрадания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, обистинных путях к прекращению страдания. Буддой был предложен срединныйвосьмеричный Путь прекращения страдания. Этот путь напрямую связан с тремяразновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением имудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинномупрекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.
Заключение
Подводя итог, можноотметить, что учение Будды, возникшее более двух тысяч лет назад в Индии, живети развивается по сей день.
В настоящее время популярныразличные школы и направления буддизма. Одна из классификаций выглядитследующим образом:
1. Тхеравада
а. Школы раннегобуддизма
а.1. Вайбхашика
а.2. Саутрантика
2. Махаяна
а. Чань (Дзэн)
б. Йогачара
в. Мадхъямика
г. Тяньтай/Тэндай
д. Нитирэнизм
е. Амитоизм иАмидаизм
ж. Хуаянь/Кэгон
3. Ваджраяна
а. Тибетские школы
а.1. Ньингма
а.2. Сакья
а.3. Гэлуг
а.4. Кагью
б. Сингон (японскаяшкола)
Использованная литература
1.Лысенко В.Г.Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия.-1994.-159с
2.Кеоун Дамьен,Буддизм /Пер. с английского. Н. Л.Некрасова.-2001.-176 с.
3.Дубровская О.Н.Древние Религии Мира.-М.:2003.-448 с.
4.ОсновыРелигиоведения/ Ю.Ф.Ворунков, К.И. Никонов и др.: 5-е издание.-М.:2006-568с.
5.Религиоведение учебноепособие/ М.Я. Ленсу, Я.С.Яскевич, В.В.Кудрявцев и др.; 2004.-421 с.
6. Бонгард-ЛевинГ. М., Ильин Г. Ф. Древняя Индия. Исторический очерк. М., Наука. 1969.
7. Бонгард-ЛевинГ. М. Индия: Этнолингвистическая история, политико-социальная структура, письменноенаследие и культура древности. Сб.ст. М., Наука. 2003.