Реферат по предмету "Религия и мифология"


Буддизм. Основные положения

Оглавление.
1.Введение………………………………………………………………………..2
2.Буддийские направления и школы……………………………………………3
3.Будда……………………………………………………………………………4
4.Четыре благородные истины………………………………………………….6
5.Библиография…………………………………………………………………12
Введение.
         Буддизм – огромная и сложнаятема, поэтому следует воздерживаться от обобщений, построенных на изучениикакой-либо одной его части. Так, надо осторожно относиться к высказываниям,которые начинаются со слов «буддисты считают…» или «буддизм учит…». Они требуютуточнения: какие буддисты имеются в виду, какому направлению буддизма ониследуют, к какой школе или направлению они принадлежат и т.д., иначе этивысказывания не многого стоят.
         Кроме того, многие западныеученые предлагают такую интерпретацию буддизма, которая обязана скорее их собственнымпредставлениям и воспитанию, чем самому буддизму.
         Помимо того, что личноевосприятие подвержено разного рода субъективным влияниям, существует еще и рискпостроения культурных стереотипов, возникающий при любом столкновении с«чужим».
         В западном искусстве илитературе есть тенденция создавать некий образ «Востока», который представляетсобой скорее отражение собственных подспудных идей, чем достоверное описаниесуществующей реальности. Эти заблуждения порождены идеей о том, что западныекатегории и концепции присущи и другим культурам и цивилизациям.
Буддийские направления и школы.
         За многовековую историюбуддизма в нем возникло много различных направлений и школ. Главная границапроходит между консервативным южно-азиатским буддизмом, распространенным втаких странах, как Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, и более прогрессивным – в Тибете,Центральной Азии и Японии.
         В Южной Азии преобладаеттхеравада, что означает «неизменное учение» или «первоначальное учение», хотяобычно переводится как «путь старейшин». Эта школа считает себя хранителемистинного учения Будды.
         Школы Северной Азиипринадлежат к направлению, которое называется махаяна, или «большая колесница».Верующие определяют свою принадлежность к одному или другому из этих двух«семейств» как мусульмане причисляют себя к суннитам или шиитам, а западныехристиане – к протестантам или католикам.
Будда.
         Условные даты жизни Будды-566 – 486 гг. до н.э., хотя, по данным последних исследований, он умер около410 г. до н.э. (в хронологии допускается погрешность в пределах десяти лет). Потрадиционным источникам, Будда и его род принадлежали ко второй из четырехиндийских варн – варне воинов-аристократов кшатриев.
         Рождение Будды, как ирождение Иисуса, окружено чудесными событиями. Царица Майя родила сына в рощеблиз Лумбини, держась за ствол дерева сал. Божества с небес спустились наземлю, чтобы присутствовать при этом великом и радостном событии.  Ребеноксразу же встал на ноги, сделал семь шагов и возвестил, что это его последнеерождение. Мальчика назвали Сиддхаттха Готама. Сиддхаттха означает «Достигающийцели», а Готама – родовое имя, производное от имени древнего индийскогомудреца. Всего через семь дней после рождения Будды Майя умерла, его вырастиласестра матери Паджапати, которая стала второй женой его отца Шуддходаны. 
         Будда жил в роскоши водворце своего отца. Жизнь там была спокойной и безмятежной, но скучной, а Буддастремился к более глубокому пониманию действительности, к духовной жизни.
         В легендах этанеудовлетворенность представлена в истории о том, как Будда четыре раза выезжализ дворца на колеснице. Оберегавший его отец испытывал постоянный страх,опасаясь, что сын уйдет из дома, чтобы стать духовным наставником, как былопредсказано во сне Майе. Он сделал так, что улицы были полны пышущих здоровьем,улыбающихся людей, поэтому на своем пути Будда не встречал ни старых, нинемощных. Но однажды, в результате вмешательства богов, он увидел старика.Юноша был ошеломлен открытием о существовании старости. Вернувшись во дворец,он погрузился в раздумья о жизни. Во время второй поездки он встретилпрокаженного, а во время третьей – увидел похоронную процессию. Эти встречипомогли ему осознать бренность человеческого существования, он понял, что отстрадания и смерти не могут уберечь даже дворцовые стены. Когда он в четвертыйраз выехал из дворца, ему встретился странствующий монах (самана), отшельник, иего вдохновила мысль о том, что он сам может найти духовное решение проблембытия людей. В ту же ночь Будда покинул дворец, чтобы статьаскетом-отшельником.
         Первый наставник Будды АлараКалама учил его технике медитации, вводящей в состояние глубокого транса.
         Овладев этой методикой,Будда стал обучаться у другого наставника Уддака Рамапутта. Он учил Будду болеесложной технике, позволявшей входить в «сферу ни осознанного, нинеосознанного», еще более высокое состояние, в котором само сознание почтиполностью исчезает.
         После опытов медитации Буддаобратился к аскетизму, целью которого было обуздание чувств и желаний. Вскореон так ослаб, что не мог прямо сидеть, у него начали выпадать волосы. Поняв,что эта форма самоистязания не приведет к просветлению, он отказался и от нее.Он понял, что любые крайности ни к чему не приведут. Будда пришел к выводу, чтосамый правильный образ жизни – это умеренность, при которой желания неподавляются полностью.
         Однажды ночью, когда онсидел под большим развесистым фиговым деревом, на него снизошло великоеозарение – познание истины, к которой он стремился. Во время первого ночногобдения ему было видение его прошлых жизней во всех подробностях; во времявторого – он достиг способности ясновидения; во время третьего – он узнал, чтоего духовные несовершенства исчезли, что он достиг нирваны и положил конецперерождениям. Потом его охватило сострадание к людям, и он решил проповедоватьмиру свое учение – Дхарму.
Четыре благородные истины.
         Конечная цель буддизма –избавление от страдания и перевоплощений. Будда сказал: «И в прошлом и внастоящем я говорю только одно: страдание и уничтожение страдания». Несмотря нанегативную исходную позицию этой формулы, поставленная в ней цель имеет ипозитивный аспект, потому, что положить конец страданию можно только реализовавсвой человеческий потенциал доброты и счастья. О том, кто достигает состоянияполной самореализации, говорят, что он достиг нирваны. Нирвана – это величайшееблаго в буддизме, конечное и высшее добро. Это одновременно и понятие, исостояние. Как понятие она отражает определенное видение реализациичеловеческих возможностей, очерчивает контуры и формы идеальной жизни; каксостояние она с течением времени воплощается в человеке, стремящейся к ней.
         В буддизме высоко ценитсяправедная жизнь; жить добродетельно – необходимое условие для достижениянирваны. Но высоконравственная жизнь – лишь часть человеческого совершенства,необходимого для погружения в нирвану. Добродетель является одним из главныхэлементов этого идеала, но она не может быть самодостаточной и нуждается вдополнении.
         Этот другой необходимыйэлемент – мудрость, способность к восприятию. «Мудрость» в буддизме означаетглубокое философское осмысление состояние человека. Она требует проникновения вприроду реальности, достигаемого с помощью длительных и глубоких размышлений.Это один из видов гнозиса, или непосредственного постижения истины, который современем углубляется и в итоге достигает вершины в просветлении, испытанномБуддой. Итак, нирвана – это единство добродетели и мудрости; добродетель имудрость – необходимые условия нирваны, наличие только одного из нихнедостаточно.
         Истину, воспринятую Буддой вночь просветления, он впоследствии изложил в своей первой проповеди, гдеговорится о четырех положениях, известных как Четыре Благородные Истины. В нихутверждается, что:
1.   жизнь – это страдание;
2.   страдание порождается желанием илижаждой наслаждений;
3.   страдание можно прекратить;
4.   существует путь, ведущий к избавлениюот страданий.
Будду иногда сравнивают сврачевателем, нашедшим лекарство от недуга жизни.
         Согласно первой Истине,страдание – неотъемлемая часть жизни, и определяет состояние человека каксостояние «не-удовлетворенности». К ней относится много видов страдания,начиная с физических, таких, как рождение, старение, болезнь и смерть. Чащевсего они связаны с физической болью, и существует гораздо более серьезнаяпроблема – неизбежность повторения этого цикла в каждой последующей жизни какдля самого человека, так и для его близких. Люди бессильны перед лицом этихреалий и, несмотря на новейшие открытия в медицине, по-прежнему подверженыболезням и несчастным случаям в силу своей телесной природы. Кроме физическойболи Истина страдания указывает на его эмоциональные и психологические формы:«горе, скорбь, печаль и отчаяние». Они могут иногда представлять болеемучительные проблемы, чем физические страдания: мало у кого жизнь обходится безгоря и скорби, при этом существует много тяжелых психологических состояний,полностью избавиться невозможно.
         Помимо этих очевидныхпримеров Истина страдания упоминает о более утонченном виде страдания, котороеможно определить как «экзистенциальное». Это следует из утверждения«Недостижимость желаемого есть страдание», т.е. неудача, разочарование, крушениеиллюзий, переживаемые, когда не сбываются надежды и реальность не соответствуетнашим желаниям. Будда не был пессимистом и, разумеется, знал из собственногоопыта, когда был молодым принцем, что в жизни могут быть приятные моменты.Проблема, однако, состоит в том, что хорошие времена не длятся вечно. Страданиев буддизме имеет более абстрактное и глубокое значение: оно указывает на то,что даже лишенная тягостей жизнь может не приносить удовлетворения исамореализации.
         Будда указывал, что человеческаянатура не может быть основой постоянного счастья. Страдание вплетено в самуткань нашего существа.
         Многие считают, что оценкаположения человека в буддизме пессимистична, но буддисты утверждают, что ихрелигия не пессимистична и не оптимистична, а реалистична, что Истина страданиялишь объективно констатирует факты. Если она и кажется пессимистичной, то этосвязано с давней склонностью людей избегать неприятных истин и «искать во всемсветлую сторону». Именно поэтому Будда отмечал, что Истина страдания крайнетрудна для понимания. Это похоже на осознание человеком того факта, что онсерьезно болен, чего никому не хочется признавать, и что вылечиться нельзя.
         Если жизнь – это страдание,то как оно возникает? Вторая благородная истина – Истина возникновения –объясняет, что страдание возникает из страстного желания или «жажды жизни».
         Страсть воспламеняетстрадание, как огонь – дрова. В своей проповеди Будда говорил о том, что весьчеловеческий опыт «полыхает» желаниями. Огонь – удачная метафора для желания,поскольку он поглощает то, что его питает, не получая удовлетворения. Он быстрораспространяется, переходит на новые предметы и причиняет боль, как инеутоленные желания.
         Именно желание жить,получать удовольствие от жизни служит причиной перерождения.
         Истина возникновенияутверждает, что страстное желание проявляется в трех основных формах, первая изкоторых – жажда чувственных удовольствий. Она принимает форму стремления кнаслаждению через объекты восприятия, например, приятный вкус, ощущение,запахи, звуки. Вторая – жажда «процветания». Это касается глубинного,инстинктивного стремления к существованию, которое толкает нас к новым жизням иновым переживаниям. Третий вид проявления страстного желания – стремление не кобладанию, а к «уничтожению». Это оборотная сторона жажды жизни, воплощенная винстинкте отрицания, отвержения того, что неприятно и нежелательно. Жаждаразрушения может привести также к самоотвержению и самоотрицанию. Низкая самооценкав крайних формах может привести к самоубийству.
         Но значит ли это, что любоежелание – зло? Здесь «желание» имеет более узкое значение – желания, внекотором смысле извращенного неумеренностью или дурной целью. Оно обычнонаправлено на чувственное возбуждение и наслаждение.
         Однако не все желаниятаковы, и в буддийских источниках часто говориться о положительных желаниях.Стремиться к позитивной цели для себя и для других (например, к достижениюнирваны), желать счастья другим, хотеть, чтобы мир, который останется послетебя, стал лучше, — вот примеры положительных и благотворных желаний.
         Если дурные желаниясдерживают и сковывают человека, то добрые дают ему силу и свободу.
         Третья Благородная Истина –Истина прекращения. Она гласит, что при избавлении от жажды жизни прекращаетсястрадание и приходит нирвана. Как мы знаем из истории жизни Будды, нирванаимеет две формы: первая наступает при жизни («нирвана с остатком»), а втораяпосле смерти («нирвана без остатка»). Будда достиг в возрасте 35 лет нирваныпри жизни. Когда ему было 80, он погрузился в последнюю нирвану, из которой нетвозвращения через перерождение.
         «Нирвана» буквально означает«угасание» или «задувание», подобно тому, как гаснет пламя свечи. Но что именноугасает? Может быть это душа человека, его «я», его индивидуальность? Это не можетбыть душа, поскольку буддизм вообще отрицает ее существование. Это и не «я» илисамосознание, хотя нирвана, безусловно, предполагает коренное изменениесостояния сознания, освобожденного от привязанности к «я» и «мое». На самомделе гаснет пламя триады – страсти, ненависти и заблуждения, которая ведет кперевоплощению. Это явление психологическое и нравственное, трансформированноесостояние личности, которому присущи покой, глубокая духовная радость,сострадание, утонченное и проникновенное восприятие. Негативные психическиесостояния и эмоции, такие, как сомнение, тревога, беспокойство и страх, впросветленном разуме отсутствуют.
         Некоторые или все этикачества присущи святым во многих религиях, в какой-то мере некоторыми из нихмогут обладать и обычные люди. Однако Просветленным, подобным Будде, присущи вполном объеме.
         Что происходит с человеком,когда он умирает? Ясного ответа на этот вопрос в ранних источниках нет.Трудности в понимании этого возникают именно в связи с последней нирваной,когда гаснет пламя жажды жизни, прекращаются перерождения и человек, достигшийпросветления, не рождается вновь. Будда сказал, что спрашивать, где находитсяПросветленный после смерти, все равно что спрашивать, куда уходит пламя, когдаего задувают. Пламя, разумеется, никуда не «уходит», просто прекращаетсяпроцесс горения. Избавление от жажды жизни и неведения равносильно прекращениюдоступа кислорода, необходимого для горения.
         Четвертая Благородная истина– Истина пути – разъясняет, как должен происходить переход в нирвану. В суетеповседневности мало кто останавливается, чтобы подумать о наиболее полноценномобразе жизни.
         Будда полагал, что высшаяформа жизни – это жизнь, ведущая к совершенствованию добродетели и знания, а«восьмеричный путь» определяет образ жизни, с помощью которого можноосуществить это на практике. Его называют также «срединным путем», поскольку онпроходит между двумя крайностями: жизнью в излишествах и строгим аскетизмом. Внего входит восемь ступеней, подразделенных на три категории – нравственность,сосредоточение (медитация) и мудрость. Они определяют параметры человеческогоблага.
         Хотя «путь» состоит извосьми частей, не следует представлять их себе как этапы, которые человекпроходит, приближаясь к нирване, оставляя их позади. Напротив, восемь ступенейпредставляют собой пути постоянного совершенствования «нравственности»,«медитации» и «мудрости». «Правильные воззрения» означают сначала признаниебуддийского учения, а затем их эмпирическое подтверждение; «правильноеразмышление» — приверженность к формированию верных установок; «правильнаяречь» — изречение правды, проявление вдумчивости и заинтересованности вразговоре, а «правильное поведение» — воздержание от дурных поступков, таких,как убийство, воровство или плохое поведение (чувственные удовольствия).«Правильный способ поддержания жизни» подразумевает отказ от поступков,приносящих вред другим; «правильное приложение сил» — обретение контроля надсвоими мыслями и развитие позитивных умонастроений; «правильная память» — развитиепостоянного понимания; «правильное сосредоточение» — достижение состоянияглубочайшего спокойствия разума, на что направлены различные приемыконцентрации сознания и интегрирования личности.
         В этом отношении практика«восьмеричного пути» — это своего рода процесс моделирования; путьсамотрансформации, интеллектуальная, эмоциональная, нравственная перестройка, входе которой человек переориентируется с узких, эгоистичных целей на развитиевозможностей самореализации.
Библиография.
1.   Дамьен Кеоун. Буддизм. Москва, 2001.
2.   Кочетов А.Н. Буддизм. Москва, 1983.
3.   Джаммапада. Москва, 1960.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.