Ислам в Казахском ханстве
XVI—XVII века — особый период в истории Казахстана: времяукрепления казахской государственности, активных политических, торговых икультурных отношений казахов с соседними странами и народами. Распространениеислама в этот период рассматривается нами, как фактор укрепления власти хана. Вчастности, шейхи Джуйбарии играли значительную роль в политической жизниказахского общества XVI—XVII веков и всячески оказывали поддержку казахским ханам вовсех государственных делах. Значительное место в восточных источниках занимаютизвестия об идеологии казахского общества XVI-XVII вв.,наличии у казахов шаманистских воззрений и культов, о путях проникновения инасаждении ислама и деятельности среди казахов среднеазиатских суфийскихорденов, о поисках среднеазиатскими шейхами убежища в кочевьях казахских ханов,о том, что казахи были давними мюридами среднеазиатских шейхов. Казахские ханыпроводили активную политику, занимая лояльную позицию в отношении некоторыхсуфийских орденов, поддерживая их в противовес другим, опираясь на них ииспользуя в своих целях. Известен даже религиозный деятель из среды казахов XVI в. —Маулана Мухаммад казах Рабатеги («Сирадж ал-Салки-ман» МухаммадРакима).
Распространителями исламавыступали среднеазиатские суфийские пиры и их агенты, которые преследовали приэтом цель — увеличение числа мюридов и размеров своих доходов.
В ряде агиографическихсочинений содержится значительный материал, характеризующий быт народовЦентральной Азии и Казахстана, их родоплеменную структуру, верования,политическую историю, рассказывающий о миссионерской деятельности ходжи Исхака,активно проповедовавшего суфийское учение ордена Нашбандийа среди казахов.Исламизация казахов способствовала укреплению на идеологической основе союзаказахских правителей с духовными и светскими среднеазиатскими представителями.Известно, например, что в 1512 г. будущий знаменитый джуйбарский шейх Исламбежал от Бабура и кызылбашей не куда-нибудь, а к казахскому хану Касыму идовольно долго пользовался его гостеприимством Однако после того как Бабурпотерпел поражение, а остатки кызылбашей бежали из Мавераннахра, когда ужеслухи о них стали затихать, Ходжа Ислам собрался возвратиться в Бухару. В этовремя от племянника Мухаммад-Шайбани-хана, победившего Бабура и кызылбашей,прибыли послы к Касыму сватать его дочь за своего хана, тогда утвердившегосяправителем Бухары. Касым-хан согласился и под попечение Ходжи Ислама отдалотправляемую в Бухару дочь. Ходжа Ислам тогда и вернулся на родину.
Нельзя не отметить ту роль,какую сыграли в казахском обществе представители ходжей и сейидов. В«Убайдаллах-наме» сообщается, что Убай-далла хан, «пообещавзвание накиба… двора Абу ар-Рахим-ходжа, брату Кара-Бахадура Сеиид-ата-и,которого казахи признавали своим пиром и питали к нему полнейшее расположение,приказал ему ехать в Ташкент; казахским ханам и ташкентским ходжам с названнымходжою отправили милостивые (ханские) письма, халаты надлежащей ценности иарабских лошадей, дав срок двенадцать дней и обнадеживши ходжу своими(последующими) милостями»
Нами обнаружен и изучен ряддокументов о купле-продаже земли, о земельных пожалованиях потомками шейховДжуйбари. Для более позднего времени имеет большое значение группа документовархива хивинских ханов, дающих полный материал, относящийся к землевладению иналоговому обложению казахов. В документах такого рода содержатся спискиказахов, охватывающие 1200 хозяйств, данные об имущественном, социальном иродоплеменном составе налогоплательщиков; распределение населения по отдельнымрайонам, его В целом комплексе источников сообщается о значительном влиянии в XVI в. нагосударственные дела джуйбарских шейхов. Они являлись и крупнымиземлевладельцами, и богатыми купцами.
Особый интерес представляютвакуфные документы, характеризующие хозяйство джуйбарских шейхов XVI-XVII вв.,которые показывают, что в руки определенных категорий служителей переходилирайоны с десятками селений, пахотных угодий, мельницами, караван-сараями,каналами и др.В «Раузат ар-ризван» Бадр ад-Дин ал-Кашмирисообщается, что 900 джуфти гав земли находилось между Туркестаном и Хорасаном.Все это свидетельствует о том, что шейхи Джуйбари имели огромные земельныефонды в различных районах Центральной Азии.
Активное участие в торговлепринимало духовенство. Так, Бадр ад-Дин ал-Кашмири в «Раузатар-ризван» приводит сведения об участии в международной торговледжуйбарского шейха Ходжи Ислама.
Как мы уже отмечали, шейхиДжуйбари играли значительную роль в политической жизни общества того времени,пользовались большим влиянием среди своих мюридов. Английский путешественник А.Дженкинсон, побывавший в Бухаре в 1559 г., рассказывал о политическом влиянии могущественного главы бухарского духовенства. Он писал: «В Бухаре естьдуховный глава. Его больше слушают, чем короля, он может сместить короля ипосадить другого по своей воле и желанию»(Дженкинсон А. Английскиепутешественники в Московском государстве в XVI в. С. 35).
Суфийские шейхи игралинемаловажную роль в истории казахских ханов. К примеру, по «Мусаххирал-билад» в ходе исторического похода Тауе-кель-хана в Туркестан, Ташкент,Фергану. Фергана была передана Тауекелю местными деятелями: «Йусуф-ходжаСайд Атайи с шайкой неверных людей… вышел из Андижана и взял в пленМухаммад-Кули-султана. И, отвезя к Тауекель-султану, бросил того высокородногошахзаде в вертеп погибели»10. Йусуф-ходжа Саййид-Атайи, судя поего имени, был потомком знаменитого шейха Саййид-Ата и, скорее всего, духовнымлицом
Предпринимая свой поход вСреднюю Азию, Тауекель-хан строил свои расчеты не на силе одного оружия, онопирался на определенные социальные слои населения Средней Азии, которые должныбыли оказать и в нужный момент действительно оказали ему поддержку. Остремлении Тауекеля завоевать расположение среднеазиатских суфийских пировордена Накшбан-дийа, с тем чтобы в дальнейшем заручиться их поддержкой,рассказывает и Мухаммад Аваз в «Зийа ал-кулуб».
Многие специалисты считают,что в XV-XVI вв. в среде казахов еще сохранялись шаманизм и различныеязыческие культы, а ислам не был распространен широко. В целом это справедливо,но следует уточнить, что ислам прививался прежде всего в среде казахских ханови султанов, которыми он и насаждался. Принятие ислама не может несвидетельствовать в пользу того, что казахские ханы искали себе прочнуюсоциальную опору в лице влиятельного мусульманского духовенства и суфийскихкорпораций.
В «Зийа ал-кулуб»сообщается, что суфийские пиры были заинтересованы в расширении источниковдоходов, вели активную пропаганду своих догматов среди кочевников-казахов ивовлекали их в число своих мюридов. Об успехах их пропаганды среди казаховговорит, например, тот факт, что в числе учеников накшбандийского шейхаЛутфуллы Чусти (убит в 1571/72 г.) был казах Мухаммад, который являлсяпроповедником суфизма среди казахов и киргизов. Сообщение об этом содержится ив житии Лутфуллы Чусти". Эти земные заботы и заставляли духовныхпредводителей суфийских корпораций налаживать добрые отношения с казахскимиханами и султанами и помогать им
Особый интерес представляетагиографическое сочинение «Ламахат мин нафахат ал-кудс»(«Отблески от дуновений святости»). Автор — Мухаммад ал-Алимас-Сиддики ал-Алави. Известный также как Алим-шейх Азизан, он былпоследователем особой ветви ордена Накшбандийа, носившей название Джахрийа-йиСултанийа, основателем которой считается известный Ахмад Яссави (Йассави,Яссауи).
Сочинение написано в1035/1625-1626 г. и посвящено Аштарханиду Имамкули-хану, оно является важнымисточником для изучения Джахрийайи Султанийа ордена Накшбандийа, действовавшегов Туркестане и прилегающих кочевых районах. Значительное место занимаютизвестия о путях проникновения и насаждении ислама и о роли деятельности шейховсреди народов Центральной Азии, в том числе среди казахов.
Дальнейшее изучение источниковбудет способствовать выявлению новых сочинений, содержащих известия по историиКазахстана XV-XVI1 вв. Наиболее перспективной группой среди них являютсясреднеазиатские агиографические сочинения — жития суфийских святых. К этойкатегории источников относятся «Зийа ал-кулуб» Мухаммад Аваза,«Джалис-и мушта-кин» Мауланы Пайрави Бухараи, «Маджмуат-таварих» Сайф ад-Дина Ахси-кенди, «Ламахат мин нафхатал-кудс», в которых имеются важные сведения о распространении ислама средиказахов.
В крупныхгосударствах послемонгольского периода, включавших различные части нынешнегоКазахстана (Золотая Орда, Могулистан) темпы исламизации даже поначалузамедлились, зато сама она стала приобретать новые аспекты. Пришельцыпостепенно интегрировались в местную тюркскую среду, и в результате сложилсясвоеобразный элитный слой тюрко-монгольской знати.
В болеепоздний период, с образованием казахской народности в ХVI в. внедрение исламаспособствовало укреплению верховной власти ханов и слиянию различных казахскихплемен в единую этническую общность. Таким образом, дальнейшее проникновениеислама в регион и его влияние на политическую жизнь происходили в неразрывнойсвязи с домусульманскими, а с приходом монгольских войск, и с монгольскимиидеологиями. Эти процессы не были результатом борьбы идей, а скорее, гибкойаккультурации и адаптации различных идей. К тому времени казахи уже считалисебя мусульманами-суннитами (ханифитского толка), то есть с определившейсярелигиозной идентичностью.
В то жевремя, унаследованный ими синкретизм исламской веры так и не был преодолен:сильные элементы анимизма, шаманизма, поклонения предкам по-прежнему входили врелигиозные представления и обряды, распространенные в степи в форме народногоислама, включавшего в себя элементы доисламских верований. Соответственно, хотяи сложилась прослойка всеми признаваемых представителей исламам в лице имамов,кади, мулл, мударрисов и других, организационно оформленные структурымусульманского духовенства были, вес же развиты слабо.
В этой связи следует особоотметить, что казахи, этническое ядро которых составили кыпчакские племена, в XYI векесчитались мусульманами-суннитами ханифитского толка. Но наряду с этимуказывалось, что среди них распространены некоторые «обычаиязычества», которые, по словам мусульманских ученых начала XYI века,выражались в трех видах. Во-первых, среди казахов были изображения идолов,которым они земно поклонялись. Во-вторых, казахи захваченных в плен мусульманпревращали в рабов., не делая никакого различия между ними и рабами-неверными.В третьих, когда наступает пора весны и появляется кумыс, казахи, прежде чемналить кумыс в сосуд и выпить, «обращают свое лицо к Солнцу и выплескиваютиз сосуда небольшое количество напитка в сторону востока, а затем совершаютземной поклон Солнцу. Наверное, это есть проявление благодарности Солнцу за то,что оно выращивает травы, которыми питается лошадь и появляется кумыс»