АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИЯ выбираю профессиюОрганизация профориентационныхзанятий с элементами социально-психологического тренинга Барнаул 2009г.ББК 88.411 М 341Рецензент: М.И.Черепанова, кандидат педагогических наук, доцентМатерова Т.А. Я выбираю профессию. Организация профориентационных занятий с элементами социально-психологического тренинга: методические рекомендации / Барнаул: АКЦП, 2009, с.88.Большую помощь старшеклассникам в формировании личности, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии может оказать внеклассная психолого-педагогическая работа. В данном пособии предлагаются рекомендации по организации занятий с элементами социально-психологического тренинга. Предлагаемые в них методы, являясь психологическими по сути, адаптированы для использования их классными руководителями. Представленные материалы также могут использовать в своей работе завучи по учебно-воспитательной работе, школьные психологи, социальные педагоги.Выбор профессионального пути выпускником школы является одним из важнейших событий его личностного и жизненного самоопределения. Этот выбор в настоящее время осложнен экономическими и социальными обстоятельствами. Исследования социальных целей и ценностей молодежи в области труда и образования свидетельствует о том, что профориентационная работа на этапе ранней юности должна проводиться интенсивно, чтобы помочь молодым людям сделать достойный жизненный выбор. Процесс самоопределения молодежи может носить благоприятный характер при осуществлении со стороны взрослых профориентационной поддержки, которая служит решению задач профессионального информирования, содействует процессу ценностного и профессионального выбора. В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе. Именно классный руководитель может реально помочь школьнику составить объективный образ собственного «Я». Образ «Я» — это система представлений личности о себе как субъекте деятельности, включающая 3 основные составляющие: когнитивная (совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях), эмоциональная (наличие определенного оценочного отношения к себе), регуляторная (возможность управления собственным поведением). Соответственно с этим определяются критерии готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению:достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах; потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии; степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора;наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особен- ностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии. Выделенные критерии обусловливают первостепенные задачи классного руководителя по сопровождению профориентации школьников, решение которых предполагает не только применение общеизвестных форм работы, но и внедрение новых. В данном пособии мы предлагаем рассмотреть одну из групповых форм со старшеклассниками: занятия с элементами социально-психологического тренинга. Эти занятия позволяют учащимся задуматься о себе, своем месте в мире, своих способностях и возможностях, а также способствуют развитию умения строить планы на будущее и в соответствии с ними формулировать цели. Занятия целесообразно проводить с учащимися 8-11 классов. Начинать ранее нет необходимости, поскольку по данным социологических исследований ориентация большинства учащихся на сферу будущей профессиональной деятельности складывается к 15-16годам. Следует также учесть, что профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен обучаться в колледже или училище начинается уже в 8-ом классе и окончательно складывается в 9-ом, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжать обучение в вузе – начинает складываться в 9-ом классе.^ ЧАСТЬ 1Принципы организации занятий с элементами социально-психологического тренингаПринцип 1: организация взаимодействия в интерактивном ключе, построение диалога между участниками. Принцип 2: постоянный и неизменный состав группы. Мы отождествляем классный коллектив и группу. Здесь есть один существенный момент: если классный коллектив составляет более 30 человек, то занятия целесообразно проводить, разделив его на 2 группы с одинаковым числом участников. В противном случае могут возникнуть негативные динамические процессы. Принцип 3: ускорение. Поскольку занятия ориентированы на относительно непродолжительный временной отрезок, а именно на урок – 45 минут, то исключительно важным для ведущего является инициирование обсуждения, ориентирование на время выполнения работы над заданиями, постоянное использование «разогревающих» упражнений. Принцип 4: равновесие, или дозирование. Это значит, что игр и упражнений, позволяющих убрать «мышечные зажимы», должно быть столько, сколько необходимо для того, чтобы включиться в работу над содержательной стороной занятия. В противном случае занятие превратится в неконтролируемое развлечение! Принцип 5: образность. Это значит, что работа учащихся над заданиями, упражнениями должны быть «описаны» в рабочих тетрадях. Это не только помогает участникам запомнить и проанализировать полученную информацию, но и уловить суть той или иной проблемы, сформировать алгоритм действий и системность мышления.Принцип 6: «проекция». Все знания, навыки и умения, полученные учащимися в ходе этих занятий, должны быть тесно связаны с реальностью, то есть использоваться и применяться в конкретных жизненных ситуациях. Мы видим, что данная форма работы отличается от урока и тренинга. Занятия с элементами тренинга это уже не урок, так как исключены контрольно-оценочные отношения, а для достижения обучающего компонента используются приемы как теоретического, так и экспериенциального обучения1. Занятия с элементами тренинга, это еще и не тренинг, поскольку не соблюдены принципы добровольности участия; гетерогенности, то есть включения в группу людей разных возрастных категорий и статусов; принцип «погружения» - это работа по 3-7часов.^ Методы и формы групповой работыНа занятиях используются такие методы, как игра (ролевая, подвижная, малоподвижная), мозговой штурм, моделирование, упражнения, дискуссия, диалог и другие. Коротко остановимся на некоторых.Игра. Характерное отличие игры — условность действий, что делает занятие оживленным и захватывающим. Цель игры — развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Так, ролевая игра способствует развитию навыков решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру учащиеся могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.^ Мозговой штурм - один из самых простых и в то же время весьма эффективный метод работы с группой. Перед группой ставится конкретное задание. Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, чтобы участники генерировали свои предложения, отвечая на вопрос. На первом этапе все желающие высказывают любые мнения относительно решения без каких-либо оценок, обсуждения или упорядочения. Педагог принимает участие в генерации идей, особенно когда предложения исчерпаны. Высказанные идеи записываются на чистом листе флип-чарта (ватмане, доске). Педагог может повторить, уточнить формулировку для более четкой, краткой записи, не изменяя при этом сути сказанного, не настаивая на собственном варианте формулировки. Второй этап проведения мозгового штурма — обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Подведение итогов можно провести в виде резюме, мозгового штурма, сделать это путем анализа и обсуждения, или же провести работу в малых группах. Как правило, мозговой штурм проводят в темпе, сжато. Эта техника хорошо срабатывает потому, что мнения одного человека нередко стимулируют мнения другого, идеи возникают одна за другой.Моделирование. Типичными здесь являются игры, моделирующие принятия решения в условных ситуациях, таких как: прием на работу, продажа лошади и т. п. Модель — условная замена реальности, в которой мы сохраняем отдельные, существенные для нас качества. Случается, что прямая имитация рабочей ситуации не помогает, а мешает — участники углубляются в рассуждения о том, "как на самом деле бывает", воссоздают обычные действия, даже когда они неэффективны. Моделирующие игры основываются на замене реальности обобщенной, а порой абсолютно абстрактной моделью. Условность моде- лей позволяет отойти от реальности, тогда как заложенная в модели структура действий способствует эффективной отработке способов действий и навыков.Дискуссия. Это одна из основных техник, привлекающая учащихся к активному обмену информацией и опытом. При обсуждении максимально усиливается взаимодействие между членами группы. Обсуждение используют как самостоятельную технику или как дополнение к другим. Этот метод позволяет услышать различные аргументы и точки зрения участников, сделать обобщения, сгруппировать информацию, дать возможность высказаться всем. Успешность применения этого метода во многом зависит от умения педагога задавать вопросы для достижения определённой цели. Обсуждение базируется на открытых вопросах. Участники группы отвечают, дают собственное видение по принципу добровольности. На занятиях используются следующие формы работы.^ Индивидуальная работа над заданиями, упражнениями позволяет участнику глубже разобраться в себе. Пример: техника «Информационная карта». Задача – заполнить информационную карту, вспомнив все, что интересует, все мечты, связанные с профессией. Затем происходит его обсуждение.Рекомендации: не нужно торопить участников при выполнении подобных упражнений, так как сформулировать мысли о себе в конструктивных терминах задача не из легких.^ Работа в парах. Данная форма работы позволяет участникам приобрести навыки и умения, связанные с ведением диалога; научиться слушать и слышать человека, который находится рядом. Пример: игра «Отдел кадров». Задача парам: один станет начальником отдела кадров, второй – соискателем. Цель первого – узнать, что за человек перед ним, подходит ли он по своим качествам данному предприятию. Цель второго - узнать, какие рабочие места могут ему предложить и насколько эти предложения соответствуют его представлениям о желаемой работе. Рекомендации: время подобной работы необходимо ограничивать, так как в условиях дефицита времени увеличивается интенсивность диалога, «я-сообщений» и, как следствие, повышается эффективность работы. ^ Работа в малых группах (3-4человека). При ограничении времени и пространства - это наиболее эффективный способ сблизить участников. Эта форма работы позволяет участникам лучше узнать друг друга. Пример: упражнение «Рецепт счастья». Задача – составить рецепт счастья. Рекомендации: на подобное упражнение необходимо отводить достаточное количество времени, так как оно носит творческий характер, выполняется в режиме «мозгового штурма». Развивает креативность и системность мышления. ^ Работа в группах по 5—7человек. Цель такой работы - формирование навыков эффективного взаимодействия. Пример: игра «Назови профессию». Класс разбивается на две или более команды по количеству учащихся. Задание – назвать как можно больше профессий по каждой из 5 групп профессий (по предмету труда). Рекомендации: если в вашем классе количество участников не превышает двадцати человек, то можно разделить класс на две части, а если больше, то на три-четыре. ^ Работа в части группы. Данная форма работы позволяет участникам понаблюдать за моделируемыми действиями (алгоритмом). Пример: техника «Продажа лошади». Задача вызванной пары участников - прийти к общему результату, задача остальных участников – наблюдать за взаимодействием данной пары. Интересно наблюдать за выбором позиций во взаимодействии. Рекомендации: необходимо обеспечить пространство для выполнения, а остальным — для наблюдения. Такие игры оживляют занятия, повышают к ним интерес. Очень важным является обсуждение. ^ Работа всей группы. Участники осваивают приемы и способы взаимодействия с большим количеством людей, что требует концентрации внимания, помогает развивать интуицию. Пример: Игра «Заросли». Задание: дойти до определенной цели-предмета в кабинете, при условии внешних препятствий. Рекомендации: здесь можно передать функцию ведущего участнику, и лучше тому, кто зачастую скептически относится к выполнению упражнений на занятиях. ^ Стили управления группой Ведущий на занятиях может применять разные стили управления группой.Авторитарный (позиция «сверху»). Ведущий доминирует, направляет, поучает. Единолично принимает решение о применении санкций в отношении «нарушителей». Возможно применение: - на начальном этапе занятий - участники ощущают потребность в управлении, пока им не ясны цели, задачи, приемы; - при разрешении конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть по ходу занятия.^ Демократический (позиция «равенства и партнерства»). Ведущий инициирует, опекает, сотрудничает. В принятии решения о применении санкций в отношениях «нарушителей» опирается на общественное мнение. Возможно применение в том случае, если большинство участников осознано подчиняются правилам работы в группе (начиная с 3-4 занятия и даже раньше).^ Либеральный (позиция «сторонний наблюдатель»). Ведущий игнорирует, избегает, комментирует. Попустительство в принятии решений. Полагается в принятии решений о применении санкций на участников занятий. Возможно применение: - в сочетании с авторитарным и демократическим стилями эпизодически на занятиях (начиная с 6—8 занятия); - в ситуации вовлечения «скептиков» в процесс игры через делегирование функции организатора игры; - для анализа динамики развития «малых групп».^ Общие рекомендации по организации и проведению занятий1) Аудитория, по возможности, должна быть просторной. В ней должны быть столы и стулья для выполнения участниками письменных работ, а также свободное пространство для выполнения упражнений, проведения игр. 2) У каждого участника должна быть тетрадь или альбом для записей и выполнения рисунков, а также набор цветных карандашей или фломастеров. 3) Двигательные упражнения чередуйте с теоретическим материалом. Излагайте теорию кратко и четко. 4) После выполнения участниками задания - инициируйте обсуждение. Не делайте выводы сами, а подталкивайте к ним группу. 5) Поддерживайте на занятиях атмосферу творческого и душевного подъема. Используйте удивление, как технику ненасильственного воздействия на участников, с целью коррекции нежелательного поведения. 6) Отслеживайте динамику развития группы. В соответствии с групповыми процессами выбирайте стили руководства. 7) Не позволяйте на занятиях доминировать одному-трем участникам. Внимание необходимо уделять всем! 8) Если группа не готова и не настроена на выполнение определенных заданий, экспериментируйте - меняйте ход занятий. Будьте уверены в себе, не бойтесь ошибиться.^ ЧАСТЬ 2Формирование готовности к профессиональному самоопределению у старшеклассниковИсходя из выделенных критериев готовности к профессиональному самоопределению старшекласснику необходимо: Обладать информацией о мире профессий и уметь соотносить её со своими особенностями. Уметь принимать решения. Уметь планировать свою профессиональную жизнь. Быть эмоционально включенным в ситуацию выбора.Какой информацией должен обладать старшеклассник, для того, чтобы верно выбрать профессию? Во-первых, обязательно нужны знания, о мире профессий в целом: его сферах, о содержании и требованиях отдельных профессий или групп профессий, способы овладения предпочитаемой профессией, перспективы профессионального роста. Во-вторых, знания, специфические для данного человека: какие области мира профессий соответствуют интересам, способностям, ценностным ориентациям личности; что нужно сделать, чтобы осуществить свой выбор. В-третьих, важно иметь информацию об источниках получения профессиональной информации. Если человек не замыкается на один источник (семью, друзей и т. д.), то у него возникает возможность принять более объективное и обоснованное решение. Организовывая занятия, педагог не берёт на себя функцию служить источником информации. Занятия должны быть построены так, чтобы в ходе их участники понимали, какой информации им не хватает и где ее можно получить.Что предполагает умение принимать решения при выборе профессии? Выбор профессии связан с процессом принятия решений. Принятие решений вообще многим людям дается сложно. Здесь играют роль и определенные черты характера (например, нерешительность, неуверенность), и слабая информированность, и неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на единственном, наиболее приемлемом варианте решения. При этом нужно отсечь другие, может быть, заманчивые, но мало реальные или имеющие отдаленные негативные последствия, варианты. Существует, однако, специальный алгоритм принятия решений, с которым необходимо ознакомить старшеклассников. Зачем нужно планировать свою профессиональную жизнь?Жизнь человека — это непрерывный процесс. Каждый настоящий момент — результат всего уже происшедшего с нами и он обязательно влияет на будущее. Поэтому нельзя рассматривать выбор профессии как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Принимая решение, мы анализируем прошлое, но при этом мы обязательно заглядываем и в будущее, т. е. планируем. При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов, которые для этого понадобятся. Для чего необходимо эмоциональная включенность в ситуацию выбора профессии? Эмоциональное отношение или эмоциональная включенность оказывает на принятие решения большое влияние. Некоторые исследования говорят о том, что негативное отношение к необходимости принять решение, касающееся будущего, может надолго удлинить этот процесс. Таким образом, эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач. Страх перед выбором, страх перед началом самостоятельной жизни, безразличие, излишняя восторженность препятствуют адекватному выбору. Более полезно ровное отношение, радость от достигнутого. Это увеличивает силы человека. Выделенные факторы профессиональной зрелости формируются и развиваются постепенно. Более того, исходя из определения профессиональной зрелости разными людьми, их развитие и формирование может происходить в любом возрасте и достигать различного уровня. Ниже предлагается ряд занятий, направленных на развитие основных параметров профессиональной готовности. Каким же образом предлагаемые занятия могут влиять на данные факторы? Разумеется, выделить их в чистом виде и работать над их развитием в отдельности невозможно. Развитие одного фактора часто влечет за собой развитие еще нескольких. Предлагаемый цикл занятий, не требует строгой последовательности их проведения. Тем не менее, работу по формированию профессиональной готовности, целесообразнее строить поэтапно: 1. познание себя (интересов, ценностных ориентаций, эмоциональных ощущений); 2. применение результатов самопознания в принятии решения о выборе профессии; 3. применение результатов самопознания при прогнозировании своего профессио- нального будущего (целеполагание, планирование). В данном пособии занятия предъявляются с учетом именно этих этапов.^ Занятие 1. «Дороги, которые мы выбираем»Цель: формирование установки на необходимость профессионального самоопределения; расширение представлений о мире профессий.Оборудование: рабочие тетради, ручки, флип-чарт или доска, маркер.^ Ход занятия:Педагог. Очень скоро каждый из вас столкнется с проблемой выбора профессии. Сегодня мы начинаем курс занятий, цель которых состоит в том, чтобы каждый из вас определился в том, куда он пойдет учиться после окончания школы. Может быть, кто-то из вас уже решил, какую профессию он хочет приобрести, в каком учебном заведении продолжать обучаться, хорошо представляет себе будущую профессиональную деятельность. Тем не менее, не помешает еще раз перепроверить свой выбор, задуматься о том, действительно ли выбранная профессия даст возможность реализовать себя. Наиболее актуальной будет тема разговора для тех, кто еще сомневается и не знает, куда идти после школы. На занятиях вам будут предложены различные задания, тесты которые помогут в профессиональном определении. Вы познакомитесь с новыми профессиями, такими как промоутер, имиджмейкер и другими. Вы также узнаете о том, что влияет на выбор профессии, каковы типичные ошибки при профессиональном определении.^ Дискуссия «Что необходимо для того, чтобы сделать обоснованный выбор?»Вопросы для обсуждения: Кто из вас уже определился в выборе профессии? Какие причины легли в основу выбора именно этой профессии?Кто еще не решил, на какой профессии ему остановится? С какими трудностями вы столкнулись? Обсуждаете ли вы этот вопрос с родителями?Педагог. Мир профессий огромен, их насчитывается около 40 тысяч, и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете?^ Игра «Профессия на букву» Процедура проведения игры при работе с целым классом: Ученики класса объединяются в 2—3 команды. (Варианты объединения по командам могут быть различными: по рядам парт, по жребию, или с использованием игровых методик). Инструкция: «Сейчас будет соревнование между командами, какая команда знает больше профессий, является более эрудированной. Сейчас будет названа буква. Задача каждой команды вспомнить и записать на листе бумаги как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы. На работу вам отводится 7 минут. По окончании этого времени представители от каждой команды по очереди будут называть по одной профессии, за каждую правильно названную профессию команда получает плюс, а если команда назвала несуществующую профессию, то она получает минус». Для наглядности плюсы и минусы, полученные командами, пишутся на флип-чарте (доске).Примечание: Цель данной игры — расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. Данная игровая методика очень компактна по времени (5— 10 минут) и носит скорее разминочный характер. Рекомендации: 1. Не надо требовать от участников официальных (безукоризненно “правильных”) названий профессий, важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность. Если участник смог ответить на уточняющие вопросы, имеет представление о деятельности, ее содержании, то ответ может быть засчитан как положительный. Данное упражнение позволяет педагогу в ненавязчивой форме уточнить представления учащихся о тех или иных профессиях. Желательно больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о...), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...). Игру можно проводить и в круге (примерно с 10— 15 участниками). Процедура проведения игры при работе в круге: ^ Общая инструкция: “Сейчас будет названа какая-то буква. Ваша задача — показать, что вы знаете достаточно много профессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько вы знаете мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву”. Педагог называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, педагог просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передастся следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга). Данная игра, несмотря на всю ее простоту, проходит достаточно интересно и является хорошей активизирующей методикой. ^ Техника «Информационная карта»Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить Информационную карту. Заполняйте как можно подробнее и четче. Пишете все ваши интересы независимо от того, ре- альны они или нет. Вы определяете максимально широкое поле ваших интересов. На работу вам отводится 10 мин. Если будут возникать вопросы — задавайте их. Информационная карта оценки мира профессий Что мне интересно знать или делать? В какой профессии я этого смогу достичь? Что мне нужно для получения этой профессии? В ходе работы педагог отвечает на вопросы, просит вспомнить все, что интересовало человека в детстве и юности, все его мечты, связанные с профессией.Итак, во второй колонке у вас должно оказаться от 5 до 10 профессий. У кого меньше?Если такие оказываются, педагог предлагает зачитывать "интересы" из первой колонки, а вся группа помогает подбирать подходящие профессии.Теперь посмотрите и выберите людей из класса, которые, по-вашему, похожи на вас по интересам, объединитесь в подгруппы. Расскажите друг другу о том, что вам интересно и какие профессии нравятся. Возможно, члены группы помогут вам подобрать ещё несколько подходящих вариантов. Определите самую популярную в вашей подгруппе профессию.Обсуждение. Действительно ли люди оказались похожи на вас, близки? Какие самые популярные профессии?^ Упражнение «Выбор»Педагог. Предлагаю выполнить творческое задание. Это задание выполняется индивидуально. Труд - это не только способ самореализации, но и возможность получения материального вознаграждения. Деньги - это еще не 100% успеха, но без них в нашей жизни обойтись сложно. Сейчас вы об этом не особо задумываетесь, так как материальным обеспечением семьи зани-маются ваши родители. Задумывались ли вы над тем, смо- жете ли вы обеспечить себя материально?Инструкция. Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время... Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам вам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования... Необходимо письменно ответить на вопросы: ^ В каком городе или даже стране вы находитесь? Какое у вас время года?Что вы будете делать? Каковы ваши действия? Что вы умеете делать? (Составьте список видов робот.) Что будет потом? В общем, устройте свою жизнь. Время работы 15 минут. Педагог. Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия. Примечание. Это упражнение ориентирует на осознание необходимости получения участниками профессионального образования. Занятие настраивает на самопознание. От педагога требуется максимум собранности, т.к. участники задают много вопросов. Подведение итогов происходит в форме обсуждения. Делается вывод о том, что подсобные работы - это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы. Далее обсуждается, кто может помочь в этом, к каким специалистам стоит обратиться. Участникам также предлагается поделиться своими ощущениями, впечатлениями от занятия, высказать пожелания.^ Занятие 2. «Мир профессий и моё место в нём»Цель: формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий, выявление профессиональных склонностей учащихся. Оборудование: рабочие тетради, бланки к методике «Определение типа будущей профессии», таблица классификационных признаков, ручки, карточки с названием профессий. ^ Ход занятия:Педагог. Ни один человек в мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Ознакомимся с основными понятиями. Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования.Специальность же – это вид занятия в рамках одной профессии. Специализация – это более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков и концентрация деятельности в этой области. Например, профессия – врач, а специальность?... правильно– хирург, специализация?...- пластический хирург.Педагог. Закрепим материал. Задание 1. Из перечня слов выберите те, которые обозначают специальности. Токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник- конструктор, закройщик, ткачиха. Задание 2. Из перечня слов выберите те, которые обозначают профессии. Ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, инженер, художник-конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования.Педагог. Существуют десятки тысяч профессий и специальностей. Сориентироваться в их огромном мире, конечно, очень трудно. Помочь в этом может классификация профессий. Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Существует несколько классификаций, но наиболее распространенной и представляющей интерес при выборе профессии является классификация профессий по предмету труда, предложенная профессором Е.А.Климовым и детально разработанная его учениками. Классификация профессий: 1) по предмету труда (типы) – на что направлен труд. 2) по целям труда (классы) – какова конечная цель труда. 3) по орудиям труда (отделы) – что используют, какой инструмент. 4) по условиям труда (группы) – где работает.Начнём с характеристики типов профессий.Типы профессий: а) Предмет труда - техника, а система «человек-техники (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техниче- ским обслуживавшем. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т д. б) Предмет труда - животный и растительный мир, а система «человек-природа» (Ч- П). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь. в) Предмет труда - схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн.). Этот виды деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т д. г) Предмет труда - изобразительная; музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек - художественный образ» (Ч-Х). Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т д. д) Предмет труда – социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста, а система «Человек – Человек» (Ч-Ч). Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель. Скажите, пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профессий можно отнести? Правильно, к системе Ч-Т и Ч-3н. Я не случайно задал такой вопрос, а в качестве примера взял профессию инженера. На этом примере мы с вами ознакомимся с классами профессий, но вначале теоретическая информация.Классы профессий Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель). а) Гностические («гнозис» - знание) (Г). Цель - узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку.б) Преобразующие (Пр). Цель - изготовить по образцу. в) Изыскательские (И). Цель - придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу. Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса. Вернемся к профессии «инженер». К какому классу она относится? Правильно, можно отнести ко всем трем. Надо учитывать специализацию. Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель - изобрести. Правильно, это изыскательская профессия. Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель - преобразовать преобразующая профессия. Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производст