Реферат по предмету "Разное"


Альфред Бауэр Учение о звуке и действии Логоса

Альфред БауэрУчение о звуке и действии ЛогосаОсновы ХирофонетикиI частьМетаморфоза речевого организмаПРЕДИСЛОВИЕ Мысли, изложенные в этой книге, возникли у меня в ходе моей профессиональной деятельности. Я столкнулся с загадкой, удовлетворительного решения которой я не нашел нигде. Моя жена, медицинский работник, и я руководили институтом речевой терапии в австрийском городе Линце. Мы лечили прежде всего детей, страдающих заиканием, косноязычием или дисграмматизмом, т.е. дефектами речи, подлежащими исправлению. Иногда к нам поступали дети с очень значительными дефектами речи. Некоторые вовсе не могли говорить или же что-то бормотали, хотя слышали хорошо и давно были в том возрасте, когда другие дети уже говорят. Несмотря на все наши старания, они не могли воспроизвести то, что им говорили. В таких случаях мы прописывали лекарства и давали родителям педагогические советы, однако нам пришлось признать, что наших усилий было недостаточно. Помимо этой деятельности в институте речевой терапии я работал логопедом в психоневрологической больнице. Там весной 1972 года мне показали трехлетнего мальчика с полным отсутствием речи. Маркус - так его звали - слышал отлично. Никаких причин его дефекта обнаружено не было. У него были и отец, и мать, но о нем они не заботились, по сути он был сиротой. Итак, я вновь оказался в подобной ситуации с тем лишь отличием, что не было матери, которой я мог бы дать советы, вселить надежду на выздоровление в будущем. Нужно было что-то делать, причем немедленно. Здесь мне стало особенно очевидно, с какими трудностями сталкиваешься при наблюдении за речевым процессом. Если при движениях тела можно извне управлять каждым действием, каждым шагом, то движений речи достичь нельзя. Нельзя проникнуть в органы дыхания, в гортань или язык. Они окружены другими органами и скрывают свои сложные, взаимопроникающие движения. Итак, язык имеет свою организацию, как бы вложенную в человеческий организм. Тут я вспомнил об одной методике педагогики для глухонемых. Пациента постукивают по определенному месту между лопаток, напевая при этом какой-нибудь звук в направлении спины. Тем самым активизируется тактильный периферийный слух, к которому особенно восприимчива кожа спины. Это я проделал с Маркусом. Он охотно позволял мне это, приветливо улыбался, но ни разу не издал ни одного звука, даже когда целыми днями слонялся по больнице. Сестры и пациенты полюбили и избаловали его. Три раза в неделю я посвящал ему свое время. Мне казалось, что способ его лечения был правильным, но не достаточно дифференцированным. Я думал, что если Маркус не в состоянии воспроизвести то, что ему говорят, то, очевидно, мне нужно более интенсивно заниматься с ним. Его спина должна была каким-то образом отвечать на произносимые звуки. Мне были хорошо известны формы, образуемые воздушными потоками, при произнесении каждого отдельного звука. После многолетнего обучения детей правильному образованию звуков я имел наглядное представление о различных путях движения воздуха. Итак, я положил Маркуса на стол животом вниз, встал возле его головы и, произнося определенный звук, очертил на его спине характерную для этого звука форму, то есть воспроизвел на спине то, что происходит во рту в процессе речи с помощью движущегося воздуха. Для каждого звука нужно было передать на спине соответствующую форму его движения. При этом нельзя было действовать произвольно. Нужно было спросить себя: где в человеческом организме можно найти соответствующие зоны артикуляции. Речевой организм с легкими, гортанью, носоглоткой, полостью рта можно рассматривать как маленького человека, находящегося в определенной связи с общим обликом человека. Эту связь между речевым организмом и общим обликом я представил себе в метаморфозах, описанных в первой части этой книги. Если эти взаимосвязи найдены, то можно осмысленно перенести на спину формы движения звуков. Например, я должен был спросить себя, какую форму должны начертать мои руки при изображении звука "L"? При артикуляции звука "L" язык поднимается, его кончик касается определенной точки неба за зубами; струя воздуха проходит по обеим сторонам рта и выходит в виде воздушных рукавов. На спине мы находим соответствующую точку между лопаток. Таким образом, форму для звука "L" следует начертать таким образом, чтобы движение рук обошли эту точку и перешли на руки. Рис. 1. Форма движения рук для передачи звука "L". Так, для каждого звука нужно было найти определенные формы движения рук. Этот способ лечения я назвал "хирофонетикой", когда форма звука (греч. phone) передается руками (греч. cheires). Итак, я чертил на спине Маркуса характерные формы и при этом медленно произносил соответствующий звук. Ему очень нравилась эта процедура. Постепенно он начал что-то бормотать, когда был один и играл. Так как мы не знали, куда его выписывать, он несколько месяцев провел в больнице под моим наблюдением. Он делал заметные успехи, начал говорить первые слова и с каждым днем становился все веселее. В конце концов Маркус исчез из моего поля зрения. Куда он попал, выяснилось лишь после долгих поисков. Я обнаружил его в возрасте 18 лет в доме инвалидов. Он говорил не очень понятно, но грамматически правильно. Он мог безукоризненно образовывать все звуки и их соединения. Он научился читать, писать и считать. Наконец, выяснилось, почему он своевременно не смог начать говорить. У него была не очень тяжелая форма церебрального паралича, очевидно не выявленного в ходе тогдашних обследований. Хорошенькое детское личико Маркуса изменилось за эти годы не в его пользу. Но улыбка была по-прежнему беспомощной, мягкой, и смотрел он на меня также преданно и доброжелательно, как и прежде. Если ребенок не может научиться говорить, подражая своему окружению, необходимо усилить воздействие. Это происходит с помощью еще одной сферы чувств. Хирофонетика позволяет ребенку воспринимать звуки не только аудитивно, но и кинэстетически. Это затрагивает его естественные, элементарные чувства, которые не могут быть глухими в такой степени, как ухо. В то время как ребенок, внешне якобы пассивно воспринимает то, что с ним происходит, на самом деле он с большим вниманием переживает свои ощущения. Речь процесс, происходящий на фоне не пробужденного сознания. В процессе речи в сознание входит ее содержательная сторона. Сам речевой процесс протекает бессознательно, и обучается ему ребенок бессознательно. В ходе лечения внешний мир на это время исчезает. Движения рук ритмично повторяются, они погружают в сон наяву, в котором нуждается речевой процесс для проникновения в душу. Мы применяем хирофонетику при самых различных этиологиях. Каковы бы ни были причины серьезного отставания развития речи, в первую очередь, как показывает опыт, необходимо дать ребенку импульс для того, чтобы он начал усваивать речь. Только после этого выявляются те типичные нарушения речи, которые наблюдаются, например, у детей с различными парезами или монголоидных детей. Как правило, после трехмесячного лечения, самое позднее - через год, отмечаются положительные результаты. Одни дети начинают повторять за говорящими уже в процессе лечения, другие что-то бормочут, если им кажется, что за ними никто не наблюдает, третьи начинают говорить совершенно спонтанно. Ожидаемого результата не наблюдается, если ребенок не в состоянии образовать понятия. В определенных ситуациях он начинает что-то бормотать, но не говорить словами, так как предпосылка для этого отсутствует. Однако лечение нельзя назвать бесполезным. Ведь сфера речи настолько всеобъемлюща, что непосредственное соприкосновение с ней дает и другие успешные результаты. Данный метод лечения имеет границы и в тех случаях, когда двигательный организм парализован в такой степени, что одних импульсов для проявления желания говорить недостаточно, а также в тех случаях, когда сильно повреждены центры речи. Как раз для самых тяжело больных детей, о которых заранее известно, что они никогда не смогут научиться говорить, хирофонетика оказалась результативной в ином смысле. Эти дети шаг за шагом продвинулись по пути обретения человеческого облика. Так, хирофонетика стала использоваться в лечебной педагогике. Прежде всего перед ней открылась отягощенная многими нерешенными вопросами область аутизма. Ребенок-аутист не использует возможность, предоставляемую ему органами речи. Он вовсе не желает вступать в контакт с говорящим человеком и прежде всего в том случае, если этот человек хочет заставить его говорить. Так как хирофонетика не требует от ребенка внешней активности, то в некоторых случаях она смогла пробудить желание говорить. При хирофонетической терапии матери, а иногда и отцы, после проведения с ними соответствующих консультаций часть процедур проводят сами. Родители, страждущие помощи, получают, наконец, в свои руки средство, которое оказывает самую разнообразную помощь. Когда семья может перейти от пассивной к активной роли, то ей легче справиться со всеми внешними и внутренними трудностями. Это вполне возможно, когда речь идет о хирофонетике. Хирофонетика - это терапия, разработанная на основе идей Рудольфа Штайнера. Поэтому естественно, что в "Школе хирофонетики" готовят только тех терапевтов, которые уже приобрели соответствующие базисные знания. К родителям, которых обучают по этой методике, это условие не относится.I частьМетаморфоза речевого организма^ I. МЕТАМОРФОЗА ЧЕЛОВЕКА Ergreifet das Sich-Wandelte! Erkent das darin Handelte! Lebendig ist das Treibende Und tot die Form , die bliebennde. 1. УЧЕНИЕ О МЕТАМОРФОЗЕ - ОСОБЫЙ ВИД МЫШЛЕНИЯ План строения организма нельзя обнаружить в ощутимых проявлениях. Он имеет чисто идеальный характер и потому может проявиться только в думающей душе наблюдателя. Только в самом мышлении теория метаморфозы находит опору. С другой стороны, нельзя полагать, что идея живого организма - это нечто придуманное, совершенно отдельное от внешнего проявления. Напротив, идея - это действительность, действующая и созидающая во внешних явлениях. Она действует во всем становящемся. Гете во введении к своей теории метаморфозы пишет: "Однако если мы будем рассматривать все формы, особенно органические, то найдем, что нигде нет ничего устойчивого, ничего покоящегося, законченного, что все, напротив, скорее зыблется в постоянном движении".1 Рудольф Штайнер продолжает: "Этому зыбкому началу он (Гете) противопоставляет идею или нечто, лишь на мгновение схваченное в опыте как нечто устойчивое". Это ставит перед мышлением очень тяжелую задачу. Оно должно обосновать, из каких образующих тенденций возникла готовая форма. Оно должно обнаружить становление в уже ставшем. Подобный замысел может удаться лишь в том случае, если мышление станет чрезвычайно подвижным. Рудольф Штейнер усматривает в подобном преобразовании мышления вообще единственную возможность освобождения человечества от бесчисленных невзгод. Если бы мышление человека оставалось застывшим, то он мог бы постигать лишь законченное, определенное, но никогда - живое, в его многообразных процессах становления. Тот же, кто привык доверять только науке, будет относиться к подобным взглядам с некоторой неприязнью, опасаясь, что они приведут к размыванию четких контуров его представления о жизни. Такой человек выделяет живое из его органической взаимосвязи и имеет в конце концов лишь отдельные, мертвые части. Так как идея у него отсутствует, он не может знать, как соотносятся части с целым организмом. В своих многочисленных лекциях и сочинениях Рудольф Штайнер указал путь к живому мышлению. Он установил, что каждый отдельный орган следует понимать лишь в органической взаимосвязи всех органов и что человеческий организм следует рассматривать во взаимосвязи со всем Космосом. В этой связи он говорит: "Таким образом, при изучении органов человека можно исходить из заложенного в человеке научно-анатомического сознания, которое затем поднимается до духовного прозрения человеческой организации". Прозрение возможно, "если от понимания внешней формы человеческих органов - печени, легких и любого другого органа поднимаешься до постижения в имагинации этого органа, если постепенно начинаешь в имагинациях ставить перед своей душой человеческую организацию. Благодаря тому, что эти органы представляются в духе, мы имеем уже не просто земного человека, а человека, охватывающего Космос".2^ 2. УЧЕНИЯ О МЕТАМОРФОЗАХ ГЕТЕ И ШТАЙНЕРА Когда весной 1787 года Гете прибыл в Палермо, конечный пункт своего путешествия по Италии, и стал изучать растения в великолепном ботаническом саду, ему пришла в голову примечательная идея. Позже он писал Гердеру: "Мне открылось, что в том органе растения, который мы обычно называем листом, скрыт самый настоящий Протеус, который может таиться и обнаруживаться во всех обликах. Растение - это всегда только лист, так неразрывно связанный с будущим зародышем, что одно нельзя представлять без другого". Позже Гете описывает свои мысли в сочинении "Метаморфоза растений". В нем он излагает мысль о том, что каждый отдельный орган растения построен по одному и тому же принципу. Все органы растения представляются как метаморфозы основного органа - листа. Лист - это то единственное, что снова и снова появляется на различных ступенях развития. Пусть отдельные части растения и различаются внешне, но в них всегда выделяется один и тот же принцип - как в зеленом листе, так и в чашелистике. Идея прарастения – это собственно лист, не какой-то определенный лист, а форма пралиста, содержащая идею всевозможных видов растений. Проходя все стадии роста, от стеблевого листа до чашелистика, растение становится все более дифференцированным и красивым. Оно все больше раскрывает себя. Цветок - последняя стадия роста. Затем наступает семяобразование, когда сущность растения сосредотачивается в крохотной оболочке, чтобы в уединении подготовиться к новому развитию. В семяобразовании Гете видит другой полюс формирования растений. Растение развивается по законам полярности и усиления качества. Л.Ф.К.Меес3 делает вывод о необходимости различать метаморфозы и вариации. Так, могут быть вариации среди, например, различных экземпляров одного вида бабочек, внутри одного вида роз существует множество вариаций. С метаморфозой же мы встречаемся лишь тогда, когда прослеживаем развитие яйца и личинки в куколку и бабочку или же рассматриваем такой ряд: семя - лист - почка - цветок. Вариация обыгрывает тему, метаморфоза же, благодаря принципам полярности и усиления качества, порождает нечто тематически новое. Гете открыл в ходе исследований чисто идеальную сущность самого растения. Он наблюдал многочисленные экземпляры и в конце концов обнаружил видимую лишь духовным оком идею растения - прарастение. После того, как Гете прояснил для себя метаморфозу форм растений, он написал в мае 1787 году в Неаполе следующее: "Тот же закон можно будет применять ко всему живому". Научное предвидение Гете было бы предано забвению, если бы спустя столетие Рудольф Штайнер вновь не обратился к учению о метаморфозе. Рудольф Штайнер говорит, что предпосылкой его дальнейшего развития была идея трехчленной структуры человеческой сущности. "Если подходить к учению Гете о метаморфозе с научных позиций, усовершенствовать его, то нужно разделить (сущность) человека на звенья. Нельзя рассматривать его как целого человека".4 Штайнер детально описывает три основных члена человеческой организации, которые действуют не параллельно друг другу, а друг в друге. Он подразделяет человека на: - нервно-чувственную организацию, локализованную прежде всего в голове; - ритмическую организацию, действующую прежде всего в сердце и легких; - система обмена веществ и членов тела, действующий главным образом в нижней части туловища и в конечностях. С нервно-чувственной организацией человека связаны пробужденное сознание, мышление и восприятие. С ритмическими процессами - скорее переживаемые в грезящем сознании эмоции. Наконец, воля опирается на деятельность членов тела и на те процессы в организме, при которых происходит построение и распад веществ. Бодо Хампрехт в статье "Гетеанство и антропософия"5 размышляет о том, что учение Гете о цвете основано только на принципе полярности. Цвет можно понять только исходя из полярности света и тьмы. "Не существует працвета, который метаморфозируется в красный, зеленый, синий и т.д. ... Иначе обстоит дело с растением. Оно метаморфозируется из прарастения, и каждый орган растения - это опять-таки метаморфоза прарастения". Оно развивается внутри полярности цветущего растения и семени. Если же переходить к метаморфозе человеческого облика, то следует ввести понятие, встречающееся уже у Гете в его работах о скелетах, но представленное в полном объеме только Рудольфом Штайнером: идею "выворачивания". Рудольф Штайнер продолжает здесь начатую Гете работу. Во многих своих лекциях он показывает, что в человеческой голове можно увидеть преобразованную систему обмена веществ и членов тела человека прошлого воплощения. Не следует думать, что форма черепа возникает путем прямолинейного изменения формы позвоночных костей. Происходит "выворачивание" (как, например, можно вывернуть перчатку), так что внутреннее оказывается снаружи, а внешнее - внутри. Но если вывернуть перчатку, то ее форма остается примерно той же. Нужно представить ceбe устройство, которое, будучи вывернутым вовне, имеет другое напряжение сил, нежели устройство, вывернутое вовнутрь, благодаря чему возникает уже иная форма. В процитированной лекции Штайнер говорит также о том, что таким образом можно получить представление о тех образованиях в трубчатых костях членов тела человека, которые будучи вывернутыми, становятся костями черепа. Череп заключает мир внутри себя, как и трубчатая кость ориентирована на внешний мир. Правда, процесс выворачивания нельзя увидеть. Видимым является только результат. Само выворачивание происходит в процессах, имеющих чисто духовный характер, и разыгрывающихся в период между смертью и новым рождением. 7 У всех людей голова имеет различную форму. Источник сил, которые формируют голову, - это система обмена веществ и членов тела человека прошлого воплощения. Физиономическое выражение головы указывает на то, какие моральные силы жили в этом организме. Эти формообразующие силы переживают метаморфозу и формируют голову для следующего воплощения. Эта отсылка к учению Рудольфа Штайнера о метаморфозе должна способствовать пониманию общего закона метаморфозы. Следует, однако, подчеркнуть, что мы исследуем другую метаморфозу, проясняющую связь между речевым организмом и остальным организмом. Законы метаморфозы те же самые, иная только точка зрения. Предпосылкой являются четыре описанных аспекта: а) сходство б) полярность в) усиление качества г) выворачивание. Принцип сходства относится в первую очередь к живому физическому телу. Если бы физическое тело состояло только из кристаллической субстанции, то люди так же походили бы друг на друга, как походят друг на друга кристаллы. Но так как тело - живой организм, то оно формируется как вариация на тему человека, благодаря чему люди похожи друг на друга, но не одинаковы. Как носитель жизни, человек заключен между двумя противоположными полюсами - нервов и крови, жизни и смерти. Все живое всегда противоположно друг другу. Живой свет сияет во тьме, и между светом и тьмой возникают цвета. Но так как в них говорит не только живое, но и проявляется духовная сущность мира, то интенсивность цвета может возрастать: желтый превращаться в красный, синий в фиолетовый. Еще отчетливее этот процесс демонстрирует сущность растений. Душевное начало нисходит на растения и пронизывает их. Поэтому живой лист растения способен к усилению качества, он превращается в цветок и осознает себя в плоде. Свет пребывает еще в свободном эфире. Однако в растении животворный эфир соединяется с физическими организмами, которым он на основе принципов полярности и усиления качества придает многообразные формы, благодаря чему флора являет собой такое богатство. Следующий шаг - от растения к животному - требует уже понятия выворачивания, понять которое можно только применительно к человеку, так как животное не проходит путь реинкарнации, на котором и происходит, собственно, процесс выворачивания. Тем самым мы заложили основу для исследования метаморфозы речевого организма. 1. Вариации телесно-физической стороны организмов. Принцип вариации возводит минеральные структуры одинаковой формы до уровня вариационно сформированных организмов. 2. Полярности в царстве живого. Все живое включено в противоборство противоположностей, которые, уравновешиваясь, порождают гармонично-живую форму. 3. Усиление качества в сфере души. Принцип роста можно изучать уже на примере световых явлений, а еще больше растений. Совершенно отчетливо он проявляется только в животных организмах. 4. Выворачивание как выражение организма, проникнутого "Я". Поэтому принцип выворачивания в чистой форме полностью проявляется только в отношении человека. Таким образом, мы считаем себя подготовленными к исследованию метаморфозы речевого организма. При этом мы должны будем отказаться от чисто морфологического метода, как рекомендует Рудольф Штайнер. "Необходимо будет, - говорит он, - распространять эту идею метаморфозы и на функциональную сторону организма".8 При этом он указывает на свою книгу "О загадках души", в которой он сделал шаг в этом направлении, понимая человеческую сущность как взаимодействие функций.^ 3. ЕДИНСТВО ОРГАНОВ Многие органы находятся внутри тела, и все же в совокупности они образуют единое целое - организм. Каждый орган имеет свои задачи и способности, но все они служат общей задаче человеческого существования. Если один из них выходит на первый план, то заболевает весь организм. Он может нормально функционировать лишь в мирной гармонии всех органов. Для характеристики того, как должно вести себя человеческое сообщество, апостол Павел приводит пример организации тела. Он говорит: "Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? (Первое послание к коринфянам, гл.12, 14-16). Какой принцип обеспечивает единство различных органов? Как увидим, это тройной принцип. 1. Органы связаны между собой, так как по идее в каждом органе содержится целое. Человек в конечном счете возник путем оплодотворения одной единственной клетки, из которой развились многочисленные, различные клетки системы органов. Каждая клетка, каждый орган содержит слепок праформы. Человек всегда, вплоть до мельчайших клеток, всего лишь человек, притом, как определила наука, индивидуальный человек. В каждой клетке есть уникальная структура, обеспечивающая, несмотря на все различия, некую общность, единство. 2. Органы связаны между собой еще одним принципом - нервной системой. Нервы синтезируют в мозге все, что происходит в организме. Они соединяют отдельные органы и протягивают свои нити через мозг от одного органа к другому, благодаря чему они и "знают" друг о друге. Принцип нервной системы обеспечивает согласие в организме. 3. Одного этого было бы еще недостаточно для жизнеспособного единства органов. Каждый орган для своей жизни нуждается в питательном теплом потоке крови. Если бы этого не было, ему пришлось бы отмереть. Благодаря этому потоку жизни органы могут любить друга как братья и сестры. Центр этой любви - сердце. От сердца через кровь любовь перетекает от органа к органу. Эти три принципа равенства, единства и живой связи действуют и в речевом организме. Речевой организм - легкие, гортань и органы артикуляции - образуют нечто, что можно рассматривать самостоятельно. Он расположен между светом нервной системы и теплом крови. Однако особенность его по сравнению со всеми другими системами органов в том, что он говорит. Для этого он и существует. Но в процессе речи он выговаривает все то, о чем умалчивают другие органы. В нем становится слышимым изначальное равенство, полное света единство и объединяющее органы течение крови. В речевом организме говорит праобраз человека. Он являет себя в звуках. Задача духовно-научного учения о звуках должна состоять в исследовании того, каким образом в отдельных звуках выявляется праобраз человека.^ ВЫВОДЫ: МЕТАМОРФОЗА ЧЕЛОВЕКА 1. Учение о метаморфозе - особый вид мышления. План строения организма имеет чисто идеальную природу и может быть найден только в думающей душе, а не во внешних проявлениях. Идея действует во внешних проявлениях. 2. Учение о метаморфозе Гете и Штайнера. Растение развивается по законам сходства, полярности и усиления качества. Человеческий облик можно понять с точки зрения метаморфозы только в том случае, если к этим понятиям добавить понятие "выворачивания". Предпосылкой метаморфозы человека служат, таким образом, четыре принципа: а) Вариация. По своему физическому облику организмы сходны между собой. б) Полярность. ^ Жизнь организмов заключена в систему полярностей. в) Усиление качества. Чем больше духовного в организме, тем отчетливее обнаруживается развитие форм от более простых к более сложным. Формы развиваются. После достижения высокой ступени развития они, как правило, вновь упрощаются. г) Выворачивание. Духовная сущность человека является причиной того, что при формировании его организма происходят выворачивания. Выворачивания не исключены и у растений, и у животных, но полностью они проявляются только у человека. 3. Единство органов. Здоровье человеческого организма зависит от того, согласовано ли действуют отдельные органы. Если один из них выходит на передний план или ослабевает, то человек заболевает. Общий план строения человека можно найти в мельчайших клетках его организма. Везде человек - это только "человек", везде он соответствует своему праобразу. Эта согласованность достигается тремя принципами: 1) изначальное равенство органов; 2) единство организма, достигаемое с помощью нервной системы; 3) живая связь различных органов, достигаемая с помощью крови. Через речевой организм в звукообразовании проявляется то, что изначально действует в организме в целом.^ II. ЛЕГКИЕ И НОГИ Auf den Wogen des Blutes,den pochenden, wildbewegten,wandeln das Wesen des Atems.Wenn das Schiff der SeeleSchwankt in Herzenssturmen,spricht es: Furchte dich nicht!Ich bin!Auf den Wogen des Aters,dem welenden, ewig bewegten,wandelt der Herr des Lebens.Wenn die Schiffe der Seelenschwanken in Schicksalssturmen,spricht er: Furchtet euch nicht!Ich bin!^ 1. БРОНХИАЛЬНОЕ ДЕРЕВО И ЧЕЛОВЕК-ДЫХАНИЕ Если представить себе человеческое тело без всех его твердых и жидких субстанций, то получится картина воздушного организма. Вдыхаемый насыщенный кислородом воздух распределяется через кровь по всему телу. Кислород усваивается тканями, а углекислый газ как продукт обмена веществ выдыхается. Человек-воздух всегда склонен наполнять воздухом все тело, включая кожу. Кожа, как известно, также дышит. Когда человек говорит, добавляется еще один аспект. Он использует выдыхаемый воздух и оформляет его с помощью голоса и артикуляции. Получаются своеобразные формы, не видимые, а слышимые, звучащие воздушные формы, которые вскоре растворяются в окружающем воздухе и перестают звучать. Это формы, которые, как мы увидим, все время хотят принять человеческий облик, но воздух не может быть основой для протяженности во времени, поэтому они недолговечны. Издавна бронхи рассматривались как дерево с равномерно разветвляющимися ветвями. На концах последних ответвлений расположены легочные пузырьки подобно миниатюрным цветам. Эта картина перевернутого в пространстве растения проясняет биологическую ситуацию, тем более, что сравнение с растением обнаруживает также большое сходство и полярные противоположности и в функции бронхов и растений. Рис.3 Бронхиальное дерево. Если перевернуть бронхиальную систему, то возникает картина дерева, в кроне которого расположено сердце как солнце. Рис.4 Бронхиальный человек. Бронхиальная система может рассматриваться как метаморфоза образования ног. Принцип парности ритмически умножается. Рис.2. Человек-дыхание Если же посмотреть на бронхи в вертикально расположенной человеческой фигуре, то в них можно увидеть метаморфозу строения ног. Этот вывод может вначале обескуражить, так как, говоря о ногах, представляешь двуединство. Но в сфере ритмической организации не может развиваться двуногая фигура, так как в ней преобладают совсем другие тенденции роста. Рис. 5. Бронхиальная система по Л.Фогелю 9 Внутри туловища, в основном в верхней его части, все формы подчинены ритму - речь идет не только о функции ритмичных вдохов и выдохов и биения пульса, но и о самом строении: позвонки ритмично находят один на другой, ритмично образуются ребра. Бронхиальная система также сформирована ритмично. Формообразующие силы не могут прекратить свое действие, сформировав одну пару. Возникают ноги, к которым сразу же пристраивается следующая пара ног, пока, наконец, последние, самые тонкие ножки не ступят на землю. Все это следует представлять себе как формообразующее действие воздуха, находящегося в хрящевых сосудах. Бронхи образуют только русло, в которое непрерывно втекает воздух и из которого также непрерывно вытекает. Оба крыла легких построены почти симметрично, хотя справа развиты три, а слева - только две доли легких. Бронхи разветвляются вначале на две половины легких, a затем - на пять долей легких. Внутри долей легких различаются опять-таки сегменты с основным бронхом. Только когда разветвляющиеся ножки достигают диаметра в один миллиметр в ширину, появляются полукруглые легочные пузырьки, альвеолы. В их стенках находятся тончайшие капилляры, позволяющие производить газообмен с кровью. Общая поверхность пузырьков составила бы значительную величину - 100 кв.м. Рис. 6. Легочные пузырьки с артериовенозной капиллярной сеткой по Л.Фогелю. На этой площади человек-дыхание находит почву, по которой он шагает. Земной человек шагает по твердой земле, человек-дыхание по ритмически пульсирующим волнам крови. Легкие лучше всего можно понять, выходя за рамки физиологии и рассматривая их как член речевого организма. Только как жизненно важный орган легкие обеспечивают газообмен. Благодаря речи они поднимаются на уровень органа, служащего человеческому духу. Только это полностью выражает их сущность. Ведь только благодаря своей способности говорить, человек становится человеком, а легкие - человеческим органом.^ 2. ДЫХАНИЕ, ТАНЦОР С этой точки зрения мы можем поставить человека-дыхание буквально на ноги. Картина бронхиального дерева утрачивает здесь свою значимость. Как и при ходьбе, так и при разговоре происходит своего рода поступательное движение. Человек - речь движется от слога к слогу. Короткие и длинные слоги чередуются, они артикулируются слабо или сильно, что и создает ритм речи. Этот переход, или танец, от слога к слогу происходит в любой речи. Когда мы говорим, воздух выдыхается изо рта не равномерно, как при обычном дыхании, а волнами, ритмически расчленяющими речь. Возьмем для примера следующее предложение: "Солнце согревает и освещает землю"В теории стиха самую маленькую единицу стихотворения называют стихотворной стопой, а стихотворную строчку обозначают как vers, так как в древности декламатор, как привило, не стоял неподвижно во время декламации, а ходил и оборачивался в конце каждой строки (лат. Versus - поворот). Важную роль играет еще один, почти незамеченный ритм, дополняющий описанный. Это звукообразующий ритм. Рис.7. Ритмическая форма. Важную роль играет еще один, почти незамеченный ритм, дополняющий описанный. Это звукообразующий ритм. Когда артикулируются согласные, то потом дыхания сталкиваются с препятствиями, модифицирующими форму воздуха. Для каждого звука препятствие образуется по-своему. Так, каждый звук приобретает собственную воздушную форму и тем самым собственное звучание. Дыхание готовится, в соответствии с ожидающим его препятствием, к соразмерному с ним прыжку. При звуке "В" оно слегка приостанавливается, при звуке "S" - струится. Оно всегда заранее знает, что его ожидает. При артикуляции гласных, звучащих между согласными, дыхание течет равномерно. Оно имеет возможность на короткие мгновения вновь успокаиваться. Его приспосабливаемость удивительна. Если же оно в минуты волнения утрачивает способность приспосабливаться, то возникает крик или заикание. В процессе дыхания и артикуляции друг другу противостоят два полюса, два волевых усилия, гармонично уравновешивающие друг друга. Давление вдыхаемого воздуха приспосабливается к соответствующему артикуляционному препятствию, а препятствие - к давлению воздуха, которое изменяется при шепоте, крике или бормотании. При всех движениях пространственный аспект по существу роли не играет. Пространственные амплитуды столь минимальны, что ими можно пренебречь. Вообще сущность дыхания можно понять только в том случае, если перейти от рассмотрения его пространственного облика к временному. Но что такое временной облик? Можно ли вообще говорить о сформированном времени? Время течет не равномерно, а всегда в определенном ритме. Считать, что время течет в одном измерении - линейно, было бы полной абстракцией. Оно протекает ритмично, волнообразно; когда мы говорим, мы движемся в пульсирующем потоке. Мы шагаем, а можно сказать, что и плывем или летим в потоке времени.^ 3. ЛЕГКИЕ ВОЗНИКЛИ ИЗ БЫВШЕГО ОРГАНА ДВИЖЕНИЯ Рудольф Штайнер сообщает в одной из своих лекций, что в ходе развития человечества легкое возникло из органа, который мы еще сегодня можем найти у рыб - плавательного пузыря. "В ходе человеческой эволюции органы постоянно преобразуются и меняют свою природу и деятельность". Он описывает время, когда земная атмосфера имела значительно более высокую температуру, чем сегодня. "Человек, который тогда еще дышал жабрами, жил в смеси воздуха и воды ... Чтобы иметь возможность двигаться в полужидком, полувоздушном элементе окружавшем человека он имел орган, служивший ему аппаратом для передвижения по воде и плавания. Когда стихии разделились, и человек принял вертикальное положение на твердой земле, этот орган преобразился в крыло легкого Это преобразование имело для человека решающее значение. В Библии мы читаем: "И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Книга Моисеева, Бытие, гл.2, п.7). Это место описывает тот момент развития, когда человек начал дышать не жабрами, а легкими и когда он стал дышать внешним воздухом. "Вместе со способностью дышать он получил внутреннюю душу ... Ведь воздух - это элемент души. Итак, человек в это время буквально вдохнул божественную душу, сошедшую к нему с неба... Воздух, которым мы дышим - это божественный покров этой высшей души". 10 В результате этого сильное изменение претерпело и тело. Процесс дыхания имеет значение не только для человеческой жизни, но и для человеческой формы. Ведь с каждым вздохом тело испытывает духовное воздействие воздуха, формирующее тело. Когда мы говорим, мы придаем форму выдыхаемому нами воздуху. При вдохе мы не говорим, говорит Космос. Мы не можем услышать его язык физическими ушами. Органы же его слышат. Они слышат звуки Космоса, вбирая в себя то, что духовно возде


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Трудовой договор с совместителями, временными и сезонными работниками
Реферат Электроснабжение и релейная защита нефтеперекачивающей станции
Реферат Invisible Man 2
Реферат Оборотный капитал предприятия формирование и анализ
Реферат Новые реалии в физическом содержании великих уравнений электродинамики Максвелла
Реферат Текст. Стилістичні різновиди. Фоностилістика
Реферат Гроб Господень в замысле "святая святых" Бориса Годунова
Реферат Организационные формы PR-деятельности компании
Реферат Дефіцитні анемії. Хронічні розлади харчування в дітей раннього віку
Реферат Стимулирование сбыта канцелярских товаров
Реферат Системное мышление
Реферат Cравнительный анализ сюжетной и образной структуры в Пейзаже нарисованном чаем Милорада Павича и
Реферат Economics Of War Essay Research Paper Economics
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины б. 12 «Проектирование изделий легкой промышленности в системе автоматизированного проектирования (сапр)»
Реферат Опыт осмысления развития родовых отношений (на примере кумандинцев)