Акмеология и валеология в системе человекознания и образования XXI век бросает вызов современному человечеству, его способности к выживанию и устойчивому развитию в новых геополитических и социально-экономических условиях. Решение глобальных цивилизационных задач невозможно вне сферы образования, которая обеспечивает качество нового человека, созидателя или разрушителя. Образованию нужны новые неординарные идеи, принципиально иные подходы и парадигмы, противостоящие стереотипам сознания и традиционным методам обучения. Проблема качества образования в условиях глобализации мирового сообщества может быть успешно решена только тогда, когда образование затрагивает глубинные внутренние процессы развития человека, его менталитет, интеллект и мышление. Среди причин ослабления интеллектуального потенциала россиян ученые называют: низкий уровень духовности как составной части интеллекта; слабость развития критического, логического и конструктивно-творческого мышления; недостаточность социальной мотивации мышления; традиционную дидактическую парадигму образования, ориентированную на усвоение готовых выводов, образцов действий, объема знаний в ущерб развитию мыслительных способностей учащихся. Новые идеи и парадигмы несут в образование новые науки в системе человекознания, возникшие в России в ХХ веке, - акмеология и валеология. Это интегративные науки, обобщающие знания из различных смежных областей о развитии человека как субъекта своей жизнедеятельности. Homo sapiens - человек разумный - это человек рефлексивный, способный к саморазвитию на основе осмысления своих целей и своих действий, осознания схем и правил, в согласии с которыми он действует и прогнозирует результат. Такой человек выступает как субъект своей жизнедеятельности, который понимает истинный смысл своей жизни, верит в свое уникальное предназначение созидателя, а не разрушителя духовных и материальных ценностей, знает пути наиболее полной жизненной самореализации. Эти акмеологические идеи все более активно отражаются в современных педагогических и психологических исследованиях, но очень медленно и с большим трудом находят воплощение на практике. Акмеология в современной трактовке ее предмета понимается как теория высших достижений человека и цивилизации, а методологическая категория "акме" рассматривается как универсальный феномен, как возможность высших достижений человека в различных пространствах его бытия, видах деятельности, в разных формах их осуществления, в различные возрастные периоды жизненного пути человека. Возникнув как наука о развитии взрослого (зрелого) человека, акмеология превратилась в настоящее время в систему наук с дифференциацией предмета и методов познания: акмеология образования, акмеология профессионального развития, спортивная акмеология, школьная акмеология. Валеология возникла в процессе дифференциации наук о человеке, когда стала особенно актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья здорового человека. Появление валеологии было обусловлено тем, что профилактическая медицина оказалась не в состоянии обеспечить массовый уровень здоровья, появилась потребность в поиске новых путей восстановления и сохранения механизмов адаптации и компенсации у здоровых людей. Так возник предмет нового научного направления - взаимосвязь между образом жизни и здоровьем человека. Валеология рассматривается как наука о здоровье и здоровом образе жизни. За последние годы произошли существенные изменения в понимании сущности здоровья, которое стало рассматриваться не только как медицинская, но и как философская и социально - педагогическая категория; как многоаспектный и системный объект исследования: 1) как человеческое интегральное качество, обеспечивающее социальную активность и жизненный успех человека; 2) как целостность развития человека, которая включает взаимодействующие компоненты (аспекты) здоровья: генетический, физический, репродуктивный, умственный, эмоциональный, личностный, социальный и духовно - нравственный; 3) как высший уровень развития всех жизненных сил человека, его акме; 4) как гуманистическая ценность (индивидуальная и общественная). Многоаспектная сущность здоровья заставила исследователей пересмотреть первоначальное понимание валеологии как науки об индивидуальном здоровье. На современном этапе валеология рассматривается как интегративная наука в системе человекознания, которая призвана изучить роль образа жизни в сохранении здоровья человека, популяции, семьи как рода, нации. Она должна раскрыть взаимосвязь образа жизни и здоровья, понимаемого как единство структурных компонентов, отражающих биопсихосоциальную природу человека. Валеология взаимосвязана со многими науками в системе человекознания: с медициной, психологией, философией, педагогикой, социологией, аксиологией, но наиболее тесно с экологией человека, которая рассматривает влияние условий окружающей среды на здоровье. Обобщение знаний о здоровье в единую научную систему - задача валеологии. Валеологическое воспитание и образование должны опираться на фундаментальные научные знания о здоровье и здоровом образе жизни, укреплении своего здоровья. Исследователи выделяют десять функций двигательной активности в развитии человека и сохранении его здоровья: 1) побуждающая обмен веществ; 2) моторно-динамическая в работе мышц; 3) тренирующая органы и повышающая потенциал здоровья всего организма; 4) творческая, развивающая деятельность мозга; 5) корректирующая, в том числе и психику; 6) биоритмологическая, восстанавливающая природные биоритмы человека; 7) терморегуляционная, нормализующая температуру тела; 8) стимулирующая рост и развитие клеток; 9) защитная, повышающая иммунитет, антистрессовая; 10) речеобразующая (в онтогенезе), связывающая развитие движения, мышления и речи. Большая роль двигательной активности в сохранении и укреплении потенциала здоровья выдвигает на одно из первых мест физическое воспитание школьников в структуре валеологического воспитания. При переходе к здоровому образу жизни у школьников происходят существенные изменения: 1) изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, ценность здоровья и жизни, обретается смысл жизни; 2) исчезает физиологическая и психологическая зависимость от алкоголя, табакокурения, наркотиков; 3) хорошее настроение обеспечивают "гормоны радости" - эндорфины, которые образуются в организме человека; 4) тренированное сердце начинает работать более эффективно; 5) у подростков половая зрелость может наступать позже, что способствует сближению во времени полового созревания и социальной зрелости, более разумному поведению; 6) происходит перепрограммирование психики с болезни на здоровье; 7) повышается соматический, психический и социальный статус человека; 8) реализуется осознанная жизненная стратегия, активная саморегуляция процессов адаптации и компенсации резервов здоровья. Здоровый образ жизни выступает как социально-педагогическая категория, которая предполагает активность субъекта жизнедеятельности в области созидания своего здоровья, здоровьетворчество.Список использованной литературы. В.Н. Максимова Акмеология и валеология в системе человекознания и образования. СПб :2001. Н.А. Агаджанян Валеология человека: здоровье, любовь, красота: 2-е изд. СПб, Petros, 1998. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ 1990. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.