Реферат по предмету "Разное"


Актуальность избранной для исследования темы обусловлена следующими обстоятельствами

Социально-психологическая адаптация детей-инвалидов в условияхотдаленного северного улуса (района) Республики Саха (Якутия)«Тепло рук»Трофимова Василиса НиколаевнаСтудентка 5 курса Педагогического институтаСВФУ им.М.К. АммосоваНаучный руководитель: Птицына Ольга НиколаевнаК.п.н., доцент кафедры ПППиУО СВФУАктуальность избранной для исследования темы обусловлена следующими обстоятельствами.Очевидным статистическим фактом последнего времени является постоянный рост числа инвалидов в российском обществе, и в этом смысле превращение данной социальной группы во все более количественно значимую в общем составе населения.Необходимость принципиально новых ориентации и подходов в политике социальной адаптации инвалидов не вызывает на сегодняшний день сомнений. Такого рода необходимость обусловлена особенностями данной социальной группы, ее количественными и качественными характеристиками, с одной стороны, отсутствием полномасштабной реализации социальной политики в отношении инвалидов, соответствующей сегодняшним реалиям жизни и всего общества, и потребностям людей с ограниченными возможностями, с другой.Инвалиды — лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленном заболеваниями или дефектами, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и вызывают необходимость социальной защиты. В этом контексте инвалидностью считается любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) возможности осуществлять ту или иную деятельность, таким образом, или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.^ Объект исследования: социальная адаптация детей-инвалидов как средство включённости их в жизнь общества.Предмет исследования: средства и методы социальной адаптации детей-инвалидов в Верхоянском улусе Республики Саха (Якутия).Цель — теоретически обосновать и апробировать комплекс мероприятий по осуществлению социально-психологической поддержки детей-инвалидов в условиях улуса (района) Республики Саха (Якутия).В соответствии с целью решаются следующие задачи:- рассмотреть теоретико-методологические основы социальной адаптации детей-инвалидов;- изучить состояние проблемы социальной адаптации детей-инвалидов в российском обществе;- проанализировать работу по медико-социальной адаптации детей-инвалидов в Верхоянском улусе Республики Саха (Якутия);- разработать проект мероприятий по социальной адаптации детей-инвалидов.^ Теоретико-методологическая база исследования объединяет положения о социальной детерминированности развития личности, единстве объективных и субъективных условий в этом процессе, роли активной деятельности человека в процессе его личностного роста, методы социального психоанализа, системный анализ социальных явлений. Полезными стали результаты исследования отечественных и зарубежных ученых проблемы психического воздействия стрессов на человека, изучения различных сторон психологической реабилитации и социальной адаптации инвалидов, в том числе с использованием их собственных возможностей и др.«Инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.Л.С. Выготский показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результате «социальную ненормальность поведения». То есть, органический дефект изменяет социальную позицию, провоцирует возникновение у ребёнка-инвалида иных, нежели у здоровых детей, социальных установок. Дефект провоцирует возникновение условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. Этими условиями могут быть либо чрезмерная опека со стороны окружающих, либо отсутствие внимания, заброшенность ребёнка. В результате у детей-инвалидов формируются отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга, чувства товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная чёрствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера. Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир. Но при создании благоприятных условий (широкое вовлечение ребенка в различные виды деятельности, правильная организация воспитания и обучения) формирование свойств личности оптимизируется.Проблема социальной адаптации детей-инвалидов требует комплексного решения, определённых усилий со стороны общества, государства.Основной закон Российской Федерации о детях — это Федеральный Закон «О гарантиях прав ребенка». Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Утверждается равно внимательное отношение государства ко всем его детям. Но на практике использование детьми-инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему.Реабилитация и адаптация ребенка с органическими или психическими нарушениями состояния здоровья, мешающими возможности полноценно участвовать в социальной и повседневной бытовой жизни, невозможна без утверждения значимости личностно-адаптационного потенциала. В анализе процесса социально-психологической адаптации необходимо учитывать два фактора: личностный и социальный. Какой бы ни был личностный адаптационный потенциал, но если общество негативно воспринимает эту категорию людей, относясь к ним, как к социальным иждивенцам, а государство «откупается» пенсиями и льготами, не видя в них граждан страны, социальных субъектов участвующих в ее жизни, то успешная адаптация вряд ли состоится. Социальная политика в отношении инвалидов в настоящий момент должна стать политикой с «человеческим лицом».Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации, может и должен предпринимать посильные шаги для собственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться как можно полнее влиться в социальную жизнь. Активная позиция в деле адаптации в обществе необходима, так как доказано, что возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности. Социальная адаптация складывается из нескольких составляющих:– воспитание и обучение детей-инвалидов;– обеспечение детей-инвалидов техническими приспособлениями, облегчающими им быт при соответствующих медицинских показаниях;– социальное обслуживание детей-инвалидов;– беспрепятственный доступ к информации и объектам социальной инфраструктуры.Если понимать ребенка-инвалида как субъекта социальной адаптации, предпринимающего намеренные усилия, овладевающего специфическими навыками, стремящегося как можно полнее влиться в социальную жизнь, преодолеть трудную жизненную ситуации, то удобнее всего помогать ему, выстраивая социальную работу в русле психолого-ориентированных моделей социальной работы. Психолого-ориентированные модели отражают подход к человеку, какой бы он ни был, в каком бы состоянии ни было его здоровье, как к субъекту своей жизни, как к лицу, которое может само выбирать и строить свою жизнь. В процессе адаптации ребенок только тогда сможет достичь успехов, когда он сможет принять посильную часть ответственности за свою жизнь на себя. Учиться принимать ответственность – это один из важнейших результатов социализации ребенка-инвалида. Психолого-ориентированная модель определяется принципами гуманистической психологии.Учтены теоретические и экспериментальные данные изучения проблемы адаптации и реабилитации инвалидов, которые получены такими отечественными учеными, как: Абдурахмановым Р.А., Александровским Ю. А., Бассиным Ф.Б, Березиным Ф.Б., Васютой Г.Г,, Гальпериным Я.Г, Дементьевым Н,В., Дыскиным А.А., Ждановым О.И., Захаровым А.В., Кривоконем В.И., Кряжевой И.К,, Медведевым В.И., Мисюрой В,А., Рожновым В.Е., Рожновой М.А, Чайкой В.Г. и др.^ Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разрабатываемого проекта в практике работы по социальной адаптации детей-инвалидов в Республике Саха (Якутия).Для исследования проблемы мы провели анализ ситуации в Верхоянском улусе (районе) Республики Саха (Якутия). Верхоянский район расположен на северо-востоке Республики Саха (Якутия) в бассейне реки Яна и ее притоков и относится к числу заполярных районов. Отдаленность, труднодоступность, климатические условия этого района стали причиной нехватки специалистов, в том числе социальных педагогов и психологов, что, несомненно, является сдерживающим фактором в решении проблемы социальной адаптации детей-инвалидов.По данным Верхоянского Управления социальной защиты населения и труда, в Верхоянском улусе выявлено 760 инвалидов, из них трудоспособного возраста — 410, пенсионного — 260, детей-инвалидов — 90.В таблице 1 представлены показатели первичного выхода на инвалидность за 2010 года.Таблица 1 Показатели первичного выхода на инвалидность в 2010 Наименование показателей количество Всего инвалидов 45 Из них взрослые 38 В том числе:Трудоспособного возраста: жен 18-50 лет муж 18-55 лет 0610 Пенсионного возраста 22 Дети-инвалиды 7 Специалистами управления ведётся работа по составлению индивидуальных реабилитационных программ. Которые включают санаторно-курортное лечение, обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, медико-социальную реабилитацию, социокультурную реабилитацию, выбор вида обучения.Количество разработанных индивидуальных программ по реабилитации (ИПР) инвалидов улуса за 2010 год представлено в таблице 2.Таблица 2 Количество разработанных индивидуальных программ реабилитации за 2010 год Категория Количествопризнанныхинвалидов Число разработанных ИПР Абс.ч. % Взрослые 146 146 100 Молодые инвалиды 67 67 100 Дети-инвалиды 56 56 100 Всего 269 269 100 В таблице 3 содержатся сведения о формах обучения детей-инвалидов в Верхоянском улусе. Из таблицы видно, что в основном все дети, состоящие на учете охвачены обучением соответствующим их возможностям.Таблица 3Формы обучения детей-инвалидов в Верхоянском улусе Количество детей Формы обучения Дошкольное учреждение Специа- лизиро- ванные школы Коррек- ционные группы (школы) «Начальная школа – детский сад» Обще- образова- тельные школы Обучение на дому 90 31 — 9 — 47 3 В таблице 4 отражено участие детей-инвалидов в культурных и спортивных мероприятиях, проведенных в Верхоянском улусе в 2010 году. Таблица 4 Участие детей-инвалидов в культурных и спортивных мероприятиях (январь-сентябрь 2010 г.). Наименование мероприятия Виды Количество детей-инвалидов-участников Районный конкурс «Полярная звезда» Пение, танцы 2 Районный конкурс «Мамонтенок» Пение, танцы, фольклор 3 Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» Научная деятельность 1 Как показывает анализ ситуации вовлеченность детей-инвалидов в разнообразных видах деятельности общественную жизнь улуса, инклюзивное образование недостаточно эффективна. ^ Содержание проекта:Цель проекта — социальная помощь незрячим и слабовидящим детям, а также детям с задержкой психического развития.Реализация проекта позволит в какой-то степени адаптировать незрячих детей, а также детей с ЗПР (задержкой психического развития) к нормальной, полноценной жизни. Главная функция тактильной книги - помочь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. Широкое использование графических и цветных изображений в учебно-воспитательном процессе позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт. Изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Научившись работать с тактильной книгой, ребенок легко перейдет к осязанию выпуклых рисунков, карт и учебников, выполненных в формате тифлографики. Наш проект интересен тем, что он способствует социальной реабилитации не только слепых маленьких читателей, но и ребят с ограниченными возможностями из Юттяхской коррекционной школы-интерната VIII вида.Суть проекта состоит в инициировании и организации изготовления тактильных книг для слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста силами добровольцев. Тактильная книга - это книга, предназначенная для слепых и слабовидящих детей. С помощью книги дети могут узнать сказку, познакомиться с животными, с предметами домашнего обихода, с различными инструментами с помощью объемных или полуобъемных иллюстраций. Книг таких в библиотеках республики, даже специальных, нет или их мало, а изготовить их несложно. Получив консультацию специалистов, каждый имеющий навыки шитья, рукоделия может подарить слабовидящим малышам новую книгу, новый мир. Второй важный момент – привлечение к реализации проекта учащихся специальных школ, в будущем возможно и других учебных заведений, что позволит не только обеспечить детей с дефектами зрения тактильными книгами, но и воспитать у зрячих детей высокие человеческие качества, помочь понять им проблемы людей с ограниченными возможностями, формировать в обществе толерантное отношение к инвалидам.Основные целевые группы, на которые нацелен проект.— слабовидящие дети дошкольного, младшего школьного возраста; — дети школьного возраста, принимающие участие в изготовлении книг; — горожане.Основные задачи проекта:— изготовление тактильных книг для слабовидящих и слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста;— организация процесса изготовления книг детьми с задержкой психического развития;— развитие толерантного отношения к людям с ограниченными физическими возможностями. Нами начинается осуществление проекта, в котором задействованы дети Юттяхской коррекционной школы-интерната, изготавливающие книги по системе Брайля для слепых и слабовидящих детей. В частности, изготавливается книга по мотивам русской народной сказки «Колобок».Наш проект «Тепло рук» состоит из нескольких этапов.Этапы реализации проекта Этап Сроки Содержание Организационный Март 2010 Переговоры с представителями школы, общества инвалидов, поиск спонсоров, приобретение материалов Внедренческий Апрель – июнь 2010 года Изготовление книг по мотивам произведений русского народного творчества совместно с МОУ «Юттяхская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Итоговый Осень-зима 2010 г. Презентация книги в улусном отделении Общества инвалидов Планируется продолжать: — изготовление книг по мотивам произведений якутского народного творчества (сентябрь-октябрь); — изготовление серии «Мир вокруг меня» путем привлечения добровольцев, спец кружков, института искусств и др. (ноябрь-декабрь 2010);— изготовление набора «Животный мир» (январь-февраль 2011);— изготовление книг со звуковым сопровождением (с 2011 года).Ожидаемые результаты: введение детей-инвалидов в социальное пространство, оптимизация отношения социума к проблемам детей-инвалидов.Смета проекта Наименование Цвет Количество Сумма: 1. Клей ПВА 6 шт. 132 руб. 2. Бумага бархатная 6 разных цветов ( На обложку книги) 6 шт. 546 руб. 3. Картон твердый ( на книгу) 6 шт. 204 руб. 4. ткань «Атлас» ( на колобка) Желтая 0,5 м. 150 руб. 5. Тесьма цветная разная (на костюмы героев) 5 шт. по метру. 206 руб. 6.Ситец Синий (на кулисы) 1 метр. 100 руб. 7. Бархат на костюмы бабушки и деда. темный 1 метр. 615 руб. 8. Шерсть (на волосы и бороду) белый 1 метр. 80 руб. 9. Флок (на землю и одежду медведя) коричневый темный (синий. серый) По 1 метру. 125 руб. 10. Атлас для моркови зеленый оранжевый 0,5 метров 120 руб. 11. Ватман 3 шт. 12. Мех для: Зайца Волка Лисы Медведя белый серый оранжевый коричневый По 1 метру. 425 руб. 13. Бабочка 3 шт. 40 руб. 14. Елка 15. Гипюр (для одежды лисы) Красная или оранжевая 1 метр. 120 руб. 16. Бусы (для лисы) 17. Леска ( для усиков животных) Тонкая 1 метр. 18. Синтепон 1 метр. 250 руб. Итог: 3.113 руб. Социальный эффект от реализации проекта будет определен позже. Мы предполагаем, продолжить работу, так как уверены в необходимости разработки и реализации подобных проектов.В процессе адаптации к современному миру и современным отношениям рождается необходимость развития творчески активной личности, принимающей на себя определенные социальные роли, вступающей в различные социальные отношения, и реализующей в своей коммуникативной деятельности положительные эмоционально-волевые качества. Поэтому с такой тщательностью подбираются меры воспитательного воздействия и обучения, но и они не могут предотвратить столкновение ребенка с конфликтами и проблемами современного общества. В этой связи актуальным является поиск коррекционных методик, направленных на создание у ребенка системы психологических установок для решения проблем, возникающих в процессе его взаимодействия с окружающим миром.Современные исследования в области обучения детей с различными нарушениями зрения направлены, прежде всего, на поиск путей формирования жизненной компетенции и подготовки к жизни в обществе в комплексе с решением собственно образовательных задач, а также коррекции и компенсации зрительной недостаточности незрячих и слабовидящих детей-инвалидов.Социальный проект, реализуемый в Юттяхской коррекционной школе-интернате, в определенной мере способствует разрешению обозначенных проблем.В северных улусах Республики Саха (Якутия), в частности, в Верхоянском, острее всего нехватка педагогических и психологических кадров. Это является проблемой, ограничивающей деятельность в направлении социальной адаптации детей-инвалидов.^ список использованной литературы Антонюк, Г.А. Социальное проектирование/Г.А. Антонюк. — Минск: Асвета, 2002. — 216 с.Гологузова, М.Н. Социальная педагогика/М.Н. Гологузова. — М.: Владос, 2005. – 317 с.Добровольская, Т.А. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство?/Т.А. Добровольская, Н.Б. Шаблина//Социс. — 200. — № 2. — С. 39 — 42.Кудрявцев, В.А. Проблемы социально-психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями/В.А. Кудрявцев, О.В. Трошин. — Ниж. Новгород, 2003. — 257 с.Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонением в развитии ?/В.Г. Петрова, И.В. Белякова— М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 271 с.Плаксина, Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. – М.: ВОС, 1995. — 216 с.Тетерский, С.В. Введение в социальную работу/С.В. Тетерский - М.: Академический Проект, 2001. – 298 с.Холостова, Е.И. Социальная реабилитация/Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. — М.: Владос, 2006. — 249 с.Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие/Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. — М.: Академический проект, 2004. — 348 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :