Активные формы и методы обучения математике Казанская Т.В. МОУ СОШ №18 г.Белгород Эффективность обучения школьников математике во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. В своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения. Методы активного обучения это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:вынужденная активность обучения;самостоятельной выработкой решений обучаемым;высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;постоянной обратной связью учащихся и учителя, и контролем засамостоятельной работой обучения.Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр, облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности: через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Для организации активной познавательной деятельности учащихся на занятиях решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока (при этом желательно в целях обучения отразить предполагаемые уровни усвоения знаний и умений по предмету, цели воспитания и развития формируются частично), предварительный выбор обучения в зависимости от целей. Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку стараюсь тщательно подобрать и подготовить индивидуальные задания, карточки, основанные на адекватной оценке возможностей ученика в данный момент, учитываю его индивидуальные способности. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Интерес это процесс, недостаточно исследованный в психологии. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т.д. Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса - обеспечить проявление всех этих факторов, создать необходимую атмосферу подлинной увлечённости. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективная работа и обсуждения. Ввиду этого в своей работе я использую различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, зачетный урок). 6-й класс. Тема “Диаграммы”. В диаграммах отражаем работу нашей школы: “Успеваемость. Процесс питания. Количественный состав. Возраст школьников”.6-й класс. Тема “Координатная плоскость”. Строим рисунки, накопленные из газеты “Математика”, часть придумываем сами.9-й класс. Тема “Последовательности”. В урок включаю исторический материал.Тема «Площади». «Определение освещенности комнаты».6-й класс. Практическая работа “Определение высоты дерева” в теме “Пропорция”,8-й класс. Практическая работа “Определение высоты дерева” в теме “Подобие треугольников”.Для систематизации знаний учащихся в своей работе использую опорные конспекты по математике для учащихся 5-6-х классов Е.В Смыкаловой. Применяю всевозможные командные соревнования такие как: математический бой, урок -взаимообучение учащихся, урок - КВН и другие. При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Уч-ся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощ-никами преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие уч-ся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристиче-ской и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса уч-ся лично учителем не проводится – всё это делается вместе с уч-ся. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанав-ливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.При активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой. Учебник на уроке нельзя рассматривать только как вспомогательное средство, позволяющее несколько разнообразить занятия. Это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления. Для этого знакомлю учащихся с различными учебниками по математике (рассказываю об авторах, об оформлении, о содержании), о том, как с ним работать; обучаю подбирать материал по интересующей теме в различной литературе (книгах, сборниках, журнальных статьях). Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив некоторые упражнения на закрепление, задаю на дом или, если есть время, на уроке прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте параграфа о том, о чем я вообще не говорила на уроке. При рассмотрении материала по учебнику прошу учеников объяснить: как они понимают значение тех или иных слов, какие образы у них при этом возникают. В дальнейшем ученики легко могут составить конспект предложенного материала, выделить главное из прочитанного, подобрать необходимую литературу для сообщения. Среди инновационных для школы методов обучения, следует отметить, прежде всего, тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления учащихся, т.е. выполняют развивающую функцию. Приучать учащихся к работе с тестами надо постепенно.^ Структура тестов.5-6 классы.1.Тест должен быть рассчитан не более чем на 10-15 мин и содержать не более 10-15 вопросов. На первых порах могут быть предложены задания, состоящие из нескольких утверждений, из которых ученик должен выбрать верное и поставить «+».2. Далее, могут быть предложены задания с выбором ответа. Количество вариантов ответа не должно превышать 3-х.3. Вопросы могут сопровождаться рисунками и необходимо выбрать тот, который соответствует верному ответу.4. Необходимо приучать ученика чувствовать время.5. Проверку выполнять сразу же после выполнения всех заданий теста.7-9 классы1. Учителю стоит увеличить количество вопросов и вариантов ответов.2. Можно предложить ученикам разделить вопросы на 3 уровня сложности. 3. Целесообразно включить в работу самостоятельное составление тестов учащимися по данной теме (с разделением по сложности).4. Необходимо больше внимания уделять скорости выполнения заданий. Задача учителя: сделать все возможное, чтобы приучить учащихся к мысли о ЕГЭ. И начинать это следует именно со среднего звена. При этом нельзя превращать все школьное обучение в натаскивание детей на тесты. Надо оставить время, для того, чтобы научить размышлять и доказывать теорему и формулировать мысль. И потому на уроке должны остаться все формы обучения и проверки, включая традиционную контрольную работу.^ Первые уроки геометрии. Пожалуй, это самое трудное для детей из всего курса математики. Детей удручает необходимость из вполне понятных факторов путём абсолютно непонятных умозаключений делать совершенно очевидный вывод. Они теряются в нагромождении аксиом и теорем. Прежде всего, я стараюсь снять ребячий страх. Нагрузку на первых уроках беру на себя. Работаю методом "погружения" т.е. изучаем геометрию на всех уроках математики, пока не изучим всю тему. Это позволяет сконцентрировать усилия ребят на выработку умения доказательства теорем и решения задач. Веду строгий учёт знаний и их оценки. Сначала провожу письменный опрос (минут 10-15 урока), затем блиц-опрос, зачёты, самостоятельные и контрольные работы. На всех видах кроме "контрольной работы" учащиеся могут изменить оценку. Так как в начале я их выставляю в свою тетрадь. Очень часто провожу устные турниры решения задач (задачи на готовых чертежах). Их условия очень часто, зачастую только цветом и обозначениями на чертеже, фиксируются на доске. Дети довольно активно и быстро решают их. За 3-5 минут решается 5-10 задач. Заметно повышают на уроке познавательный интерес уч-ся дидактические игры. Так как любая игровая деятельность способствует созданию: познавательного мотива, активизирует мысль, повышает работоспособность, воспитывает ответственность за успехи в обучении всей группы и свои лично. Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные кроссворды. Напряжённого внимания и сообразительности требует также игра «в небылицы», которую можно проводить одновременно со всем классом. В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их используется на уроках дидактические игра: «Математическое домино». Оно состоит из 12-30 карточек, каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию. Карточки обратной связи – состоят из пяти-шести планшетов из прозрачной плёнки, соединенных вместе в «книжку», куда вставляются карточки с ответом. У каждого уч-ся имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, уч-ся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал. Задача преподавателя – не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям уч-ся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием уч-ся. Важно будоражить ребят, заставить их думать. Уч-ся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить. Для детей 5-6 классов игра через сказку является одной из самых привлекательных форм деятельности. При закреплении материала можно взять структуру сказки про Ивана-Царевича и Елену Прекрасную, которую похитил злой Кощей. На выручку царевны отправляются три брата с воинами (т.е. капитан и команда). Препятствиями служат нерешённые уравнения или неупрощённые выражения, задачи и т.д. исходя из темы. Выдвигаю обычно столько препятствий, сколько воинов у Ивана-царевича. Последнее - для капитанов. Ведётся учёт очков, определяем победителя. Ему-то и достаётся Елена Прекрасная.Продолжением урока служит творческое домашнее задание: сочинить собственные сказки, рассказы, баллады или выполнить любое другое оригинальное задание. Неизменным успехом пользуется у школьников конкурс "Художников", который проводится при изучении координат плоскости. По заданным координатам ребята выстраивают изображение кораблика, самолёта, зайца, человека и др., что неизменно приводит их в восхищение. Математические эстафеты, турниры, конкурсы и др. дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок игр и игровых моментов помогает мне делать процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение.В процессе обучения оценка играет немалую роль. Она является определителем уровня знаний и стимулятором в работе, особенно если выставляется сразу же после выполнения задания. Но осуществить полный контроль и оценить работу каждого ученика в течение урока сложно. При изучении каждой темы провожу уроки разноуровневого обучения. Задания на дом и для работы в классе даю дифференцированные: "обязательный минимум" на "3", "4" и "5".Упражнения, соответствующие уровню обязательных результатов обучения - на "3".Упражнения более сложные на "4".Упражнения повышенной сложности на "5". Такая организация позволяет каждому ученику на одном уроке получить две оценки - за домашнюю работу и за классную. Оценка зависит от объёма и качества выполненной работы. Объём работы ученик выбирает для себя сам в соответствии со своими желаниями и возможностями.Все перечисленные методы при целесообразном их применении стимулируют, активизируют деятельность школьников. Мы будем учиться, работать с охотой, И ничего не попросим взамен.Как хорошо, что есть на светеДве дружных команды:Учащихся и учителей!Источники:http://festival.1september.ru/articles/410090/http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=1592http://www.ref.by/refs/62/34950/1.htmlhttp://www.ref.by/refs/62/34950/1.html