Реферат по предмету "Разное"


Актуальные проблемы современности: материалы 4-й научно-практической конференции «Альтернативный мир» (Благовещенск, 23 октября 2009 г.). Вып. / отв ред. Д

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКафедра всемирной историиАКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИМатериалы 4-й научно-практической конференции «Альтернативный мир» (Благовещенск, 23 октября 2009 г.)Выпуск 3Благовещенск Издательство БГПУ 2009 ББК 66. 4(0) А 43 Печатается по решению редакционно-издательского совета Благовещенского государственного педагогического университета АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: материалы 4-й научно-практической конференции «Альтернативный мир» (Благовещенск, 23 октября 2009 г.). Вып. 3. / отв. ред. Д. В. Буяров. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. – 152 с.В сборник включены материалы выступлений студентов, аспирантов и преподавателей БГПУ на научно-практической конференции «Альтернативный мир», которая состоялась 23 октября 2009 года. Конференция «Альтернативный мир» является ежегодной и посвящена изучению актуальных проблем социально-политического развития стран мира на современном этапе. Мир в 2000-е гг. характеризуют такие тенденции и процессы, как развитие глобализации, неолиберальной модели, усложнение системы международных отношений, усиление позиций США. Вместе с тем современный мир стремится к многополярности, при равноправии социально-экономического и политического развития, когда многие страны выбирают свой альтернативный путь развития. В представленных работах участники конференции рассматривают ряд важных проблем политического развития стран мира.ISBN 978-5-8331-0186-5  Издательство БГПУ, 2009Е. В. Афонасенко^ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОПРЯЖЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДАЛЬНЕГО ^ ВОСТОКА РОССИИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯСегодня, в условиях повсеместного расширения межкультурных связей и отношений, интенсивных межэтнических контактов, характерных для современной исторической эпохи глобализации и всемирной аккультурации, практически ни одна этническая общность не способна существовать в изоляции от других народов. Каждый этнос в той или иной степени открыт для восприятия достижений других культур и одновременно готов поделиться собственными культурными ценностями. Своеобразные связи, специфика отношений субъекта к миру и к себе формируются и развиваются во взаимодействии, в процессе влияния людей друг на друга, порождающего особенности их отношений, восприятий, стереотипов, симпатии и антипатии. Межкультурное взаимодействие предполагает формирование особой динамической системы отношений, в которой воспроизводятся системно значимые характеристики разных культур, ценностные ориентации, установки, нормы, происходят их взаимопроникновение и интеграция, изменение и в самих культурах взаимодействующих этносов, которые приводят к различным результатам. А.П. Садохин фиксирует следующие виды таких трансформаций1: 1 – прибавление происходит в случае, если один этнос, сталкиваясь с другим, осваивает некоторые его достижения; 2 – убавление, если в результате взаимодействия этнос теряет ряд своих традиционных навыков и умений; 3 – обеднение. Здесь речь идет о разложении, деструкции культуры; 4 – усложнение происходит под влиянием более богатой культуры, культура исходного этноса претерпевает изменения, становится более сложной. Таким образом, далеко не всегда взаимовлияние культур ведет к положительным результатам. Во многом это связано с тем, что проницаемость культурных границ, массированное, а иногда и агрессивное влияние инородных значений и смыслов вызывают переосмысление ценностей традиционной культуры, приводят к неоднозначности понимания норм морали и нравственности. Происходят изменения и трансформации в содержательном наполнении этнического самосознания. Оно приобретает новые интегральные характеристики и качества. Происходит размывание этнической идентичности, а в крайних вариантах может вызывать такое психологическое явление, которое ученые называют «этническая маргинальность», суть его определяется потерей культурного и психологического контакта как со своей традиционной культурой, так и с другими культурами. Психологам хорошо известно, что для индивида переживание кризиса собственной этнической идентичности, связанное с утратой культурных ценностей, которые являются фундаментальными, стержневыми элементами развития и бытия личности, вызывает психическую дезадаптацию в окружающем мире, становится базой для наркомании, алкоголизма и других форм девиантного поведения, психических расстройств. В связи с этим на первый план выдвигается проблема сохранения этнической идентичности личности и развития этнического самосознания, а в целом эта проблема трактуется как проблема этнической и личностной безопасности. Исторически в традиционном обществе формировались смысловые доминанты культуры, которые определяли этническое самосознание, самоидентификацию того или иного этноса. При этом, безусловно, традиционное общество имело в виду проблему общей этнической и личностной безопасности – так или иначе оно трактовало для себя правила взаимоотношений среди своего этноса и с другими этносами. Это всегда были от ношения «мы – они», «свой – чужой», «друг – враг»2. Особенно эта проблема ощутима в регионах, где сталкиваются интересы крупнейших держав мира. Дальневосточный регион России испытывает вызов со стороны соседних азиатских стран, и прежде всего Китая, готового к «мирной колонизации» дальневосточных российских территорий. Сегодня во всем мире наблюдается тенденция усиления роли Китая в международных интеграционных процессах. Достижения Поднебесной в экономическом развитии, ее открытость внешнему миру, при сохранении своей самобытности, являются привлекательными для других народов. Тезис о формировании мировой культуры на основе полной «вестернизации» всех стран представляется сегодня не вполне уместным перед натиском успехов модернизации Китая и его выходом на мировую арену. Ему на смену приходят довольно аргументированные предположения о «китаизации» мировых цивилизаций в условиях нарастающего кризиса ценностей западного общества. Эта проблема особенно актуальна и современна для Дальнего Востока России: в настоящее время для многих россиян, проживающих на приграничных территориях, Китай является источником дохода, а для малообеспеченных слоев населения единственным способом заработка. Неразвитость инфраструктуры, удаленность от культурных центров, демографические проблемы, депопуляция русского населения ставят россиян в зависимость от китайского соседа. В условиях конкуренции победу одерживают дешевые китайские товары; китайская бытовая культура становится все более привлекательной для россиян, обыденным явлением для большинства жителей приграничных территорий становятся частые поездки в Китай. На сопредельных приграничных территориях Дальнего Востока России и северо-востока Китая происходит, с одной стороны, столкновение непохожих миров, уникальных традиций и ментальностей, а с другой, такая ситуация межэтнического взаимодействия способствует нарастанию взаимовлияния культур, интеграции материальных и духовных ценностей ближайших соседей. В настоящее время многие исследователи3 отмечают у русских Дальнего Востока своеобразный культурный полиморфизм, обнаруживающий себя в высоком уровне неадекватной лояльности к чужеродным элементам, в восприимчивости к культурным заимствованиям, культурной и религиозной маргинализации. По социологическим опросам, проведенным в конце 90-х гг. прошлого столетия, русские, проживающие на дальневосточных территориях, лидируют среди других регионов России по числу людей, не знающих этнического происхождения своих предков. Необходимость обращения к исследованию феноменологии этнического самосознания молодежи России и Китая в условиях взаимодействия культур продиктована включением следующих актуальных проблем: вопросами сохранения этнической идентичности личности и развития этнического самосознания в контексте взаимодействия и взаимопроникновения культур. Это обусловлено прежде всего аспектами этнической и личностной безопасности. Сегодня эта проблема, помимо сохранения ценностей традиционного общества, определяется опасностью кардинальной перестройки общественных отношений и общественного сознания. Такой путь развития несет в себе угрозу потери культурной целостности существования государства; необходимостью научного обоснования и анализа глубинных трансформаций в отношениях человека как представителя конкретного этноса к самому себе, другим людям, к окружающему его миру. В настоящее время, несмотря на многообразие подходов к изучению этнического самосознания, остается большое количество нерешенных вопросов, связанных с приобретением носителями сложившегося типа этнического самосознания качественно новых характеристик, обусловленных глубинной реконструкцией и преобразованием современных мировых процессов; изменением на современном этапе развития общественных и межэтнических отношений, характера базовых социальных норм в различных сферах жизни этнофоров, появлением инноваций в содержании морального сознания. Включение в проблемное поле этнического самосознания вопросов ценностных ориентаций, традиций и новшеств, общего и национально-особенного, выделение «своего» и «чужого» в ментальности этносов должно позволить раскрыть особенности содержательного наполнения этнического самосознания в контексте конкретно-исторической ситуации межкультурного взаимодействия; отдельным аспектом проблемы – этнической спецификой морального сознания. В этнической психологии и психологии личности наблюдается недостаток сравнительных кросскультурных исследований, которые могли бы показать уникальность и универсальность моральных принципов современных этносов. Выявление особенностей морального сознания представителей традиционных культур позволит всем сторонам, включенным во взаимодействие строить толерантные отношения; проблемами, возникающими в условиях взаимодействия этносов на сопредельных приграничных территориях. Это обстоятельство исторически формирует так называемую зону наибольшей концентрации негативной психологической энергии защитного или наступательного характера, зону наибольшей психологической напряженности; проблемами этнической идентичности в контексте: соотношения процессов интеграции и дезинтеграции, проявлений этнической толерантности, формирования этнических стереотипов, культурных различий в ситуации сопряженного межкультурного взаимодействия; необходимостью уделять внимание изучению этнического самосознания учащейся молодежи как наиболее сензитивной части этноса, эффективно присваивающей идеи этнических коллизий и реагирующей на происходящие изменения. Цель нашего исследования состояла в том, чтобы: 1 – показать, как особенности межкультурного взаимодействия, а именно расширение и интенсификация межкультурных связей и отношений, исторически сложившаяся региональная социокультурная специфика сопряженного геополитического пространства, влияют на феноменологическую сущность этнического самосознания тесно контактирующих этносов; 2 – показать, как специфическая ситуация этнокультурного взаимодействия изменяет содержательную характеристику структурных звеньев самосознания и как функционируют в этих условиях психологические механизмы идентификации и обособления, лежащие в основе потребности человека в безопасности. Нами были выделены следующие особенности этнического самосознания в условиях этнокультурного взаимодействия:В содержании этнического самосознания современной учащейся молодежи России в условиях межкультурного взаимодействия доминируют ценностные ориентации, основанные на присвоении ценностей, порождаемых современными мировыми тенденциями глобализации и интеграции культур и заметно снижающих значимость сохранности традиционной культуры. В то же время содержательное наполнение структурных звеньев самосознания современной учащейся молодежи Китая в условиях взаимодействия культур остается в большей мере фиксированным на традиционных ценностях, которые позволяют сохранять уникальные ментальные особенности китайцев. Этническое самосознание молодежи России и Китая в условиях взаимодействия культур обнаруживает свою специфику в проявлениях этнической толерантности. Современная геополитическая ситуация, ориентированная на добрососедские отношения и сотрудничество между двумя сопредельными государствами, вызывает повышение уровня этнической толерантности, а также снижение конфликтного потенциала как у российской, так и у китайской молодежи. В современных условиях сопряженного существования и взаимодействия культур фундаментальная оппозиция «Мы – Они» в содержании самосознания молодежи России и Китая претерпевает явные изменения. Антагонизм «свой – чужой» ослабляет свои позиции. «Они» обеими сторонами рассматриваются не как «чужие» или «враги», а как «иные», «другие». В новой ситуации межкультурного взаимодействия, проницаемости и открытости культурных границ у россиян и китайцев возникает реальная заинтересованность в познании друг друга, установлении межкультурного диалога.В условиях исторически сложившегося опыта межкультурного взаимодействия в ситуации совместного проживания представителей разных этносов на дальневосточных территориях у молодежи России преобладающей стратегией в ситуации межкультурного взаимодействия является тенденция интеграции и минимизация тенденций сепарации. У молодежи Китая в условиях взаимодействия культур доминирующей стратегией также является интеграция, но при сохранении культурного партикуляризма.Моральный контекст этнического самосознания обусловлен этнокультурной спецификой и презентирует себя в ценностных ориентациях, суждениях, нормах и предпочтениях в ситуациях обыденной жизни. В условиях взаимодействия культур в содержании этнического самосознания могут существовать как сходные, так и различные типы морального сознания. Этнокультурные факторы детерминируют качественный характер особенностей морального сознания этносубъектов, выраженный в онтологическом статусе (наличии некоторой ценности, как таковой). О. Н. Бархатова^ ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА: НЕОМОДЕРНИЗМВ 60-е гг. XX в. отвлечённые течения неоавангарда (медиативное искусство, абстрактный экспрессионизм и его направления – живопись действия, ташизм, информель) стали терять свои позиции и уступили место неомодернизму. Неомодернизм (или поздний модернизм) продолжал последовательно развивать модернистские концепции первой половины столетия, стремясь преобразовать окружающее пространство в некое новое качество. Одним из наиболее распространённых направлений англо-американского неомодернистского искусства, возникшего как реакция на считавшуюся тогда элитарной абстрактную живопись с её отрывом от реальности, стал поп-арт (от англ. pop-art – популярное, общедоступное искусство). Поп-арт – первое широкое проявление, предтеча Пост-культуры, на основе которого складывалась художественная практика второй половины XX в. Популярное искусство, с одной стороны, отражало идеологию, стереотипы и идеалы общества массового потребления как значимую реальность современной жизни. С другой стороны, но в гораздо меньшей степени, оно демонстрировало её неприятие. Теоретическое осмысление поп-арта началось в Англии в 1952-1955 гг., когда в Лондоне, в Институте современного искусства образовалась «Независимая группа» архитекторов, художников и критиков (Р. Хэмилтон, Э. Паолоцци, Л. Эллуэй, Р. Бэнхем, П. Блейк, А. Джонс, Д. Хокни и др.). Слово «pop», сокращённое от полного «popular», было использовано критиком Л. Эллуэем для обозначения нового эстетического мировосприятия, согласно которому все предметы и события, то есть вся повседневная среда обитания обывателя, приобретали художественную значимость и ценность. Распространению этой идеи в немалой степени способствовали дизайн и телевидение, стиравшие в глазах зрителей грань между искусством и жизнью. Формальным рубежом возникновения поп-арта считается 1960 г. Идеологи поп-арта провозгласили принцип «возвращения к предмету». Продолжая экстравагантные опыты дада, реди-мейд Дюшана4, сторонники этого направления растворяли искусство в жизненной среде. Они предприняли попытку уравнять в правах элитарную (высокую) культуру и потребительскую популярную субкультуру. Любой предмет обыденной реальности или его фрагмент, извлечённый из утилитарно-функциональной среды и помещённый в контекст художественного пространства, поэтизировался и становился (наряду с классикой) полноправным произведением искусства. Повседневность, развитая в поп-арте, создавала неограниченные возможности для творческой энергии художника (к примеру, разнообразные варианты композиций одного и того же предмета или трансформация его изображения). Это искусство легко тиражируемое, рассчитанное на массовую аудиторию, дешёвое. Мастера поп-арта по манере исполнения, содержанию, материалам, создаваемым произведениям (артефактам) существенно отличались друг от друга. И потому, как и другие направления искусства XX в., поп-арт представляет собой неоднородное, очень пёстрое художественное движение. В искусствоведении произведения поп-арта подразделяют на два вида: 1) статистические (коллаж, традиционная живопись с элементами коллажа, поп-скульптура, объект, ассамбляж, инсталляция); 2) поп-артистические действия (хэппенинг, энвайронмент, акция, перформанс, кинетическое искусство). Ранние произведения поп-арта – коллажи и традиционная живопись с элементами коллажа5. При их создании использовались различные материалы – этикетки, вырезки из рекламных проспектов и популярных журналов, фотографии, газеты, ткань, обломки дерева, гипса, осколки стекла и т. п. (Э. Паолоцци, Р. Хэмилтон). Они должны были демонстрировать американский жизненный стандарт: предметы обихода (мебель, бытовую технику, домашний интерьер) и имиджи массовой культуры (голливудские боевики, модные журналы, популярные «звёзды» и т.п.). Впоследствии материалы и техника создания поп-произведений стали расширяться и усложняться. Появились объекты, поп-скульптуры, инсталляции, ассамбляжи, в которых использовались вещи, бывшие в употреблении, другие бытовые материалы, в том числе и упаковочные (картон, тара), а также бытовой мусор. Ассамбляж (фр. assemblage – монтаж, сборка, соединение) представляет собой трёхмерную камерную композицию, составленную из предметов утилитарного назначения или их частей, а также из специально созданных объектов, которая размещалась в пространстве ящика или коробки. Разновидностью ассамбляжа является аккумуляция (фр. accumulation – нагромождение, накопление). Композиция аккумуляции хаотична, составляется она из предметов обиходного назначения и помещается в закрытые ящики из органического стекла. Этот вид современного искусства считается своего рода станковым произведением Пост-культуры.Инсталляция (англ. installation – установка, размещение, монтаж) – самый распространённый артефакт в культуре (особенно в Пост-культуре) второй половины XX- нач.XXI вв. Это пространственная монументальная композиция, которая составляется из уже готовых или созданных самим художником разнообразных предметов, их фрагментов, механизмов, вещей и т. п. Элементы инсталляции и вся её конструкция в целом выступают в символической форме. Современное искусствоведение относит инсталляцию, как и хэппенинг и перформанс, к разновидности энвайронмента и к арт-практикам культуры постмодернизма. Цель инсталляции арт-проектов – создание определённого композиционного и особого художественно-смыслового пространства или особой среды, активно воздействующей на зрителя. В последнее время для усиления эффекта наряду со статичными объектами широко используются возможности современной проекционной техники – компьютер, лазерные установки, фото-слайды и т. п., создающие эффект виртуальной реальности. Объект – предмет арт-деятельности, имеет много общего с ассамбляжем и инсталляцией, располагается как бы между ними. Этим термином в современной неклассической художественной культуре заменяют классическое понятие «произведение искусства». Несмотря на то, что поп-арт распространился и в Европе, по своему размаху и влиянию он вошёл в историю мировой художественной культуры как образец американской индустриально-потребительской цивилизации, став признанным художественным движением второй половины XX в. Зачинателями поп-арта в Америке считаются Роберт Раушенберг и Джеспер Джонс. Так, Р. Раушенберг создавал пространственные комбинированные картины, в которых живопись в манере абстрактного экспрессионизма дополнялась разнообразными вещественными вставками: буквами, наклейками, геометрическими фигурами, другими предметами из различных материалов, как правило, недолговечных. Это картины-инсталляции, картины-перформансы. Содержание и суть своего творчества автор определил как действие «в прорыве между искусством и жизнью». В конце 50-х гг. Раушенберг стал работать в технике фроттажа (натирания), а в начале 60-х гг. – шелкографии. Д. Джонс, стремясь к опредмечиванию живописи, достигал своей цели путём уравнивания изображения объектов с самими объектами. Его серии: американский флаг (по всей поверхности холста дано живописное его повторение в различных вариантах и масштабах), пивные банки и т. п., или он делал точную копию того или иного предмета (электролампа, зубная щётка, вилка и т.п.). Наиболее видными американскими представителями этого направления стали Э. Уорхол6, Р. Лихтенштейн, К. Ольденбург, Д. Дайн7, Ж. Сигал, Дж. Розенквист, Т. Вессельман и др. Из европейских мастеров поп-арта (во Франции он стал называться «новым реализмом») наибольшую известность получили Ив Кляйн8, Арман (Арманд Фернандес), Ники де Сен-Фаль, О. Фальстрём. Объединение художников «Новые реалисты» возникло в Париже 27 октября 1960 г. Манифест о его создании подписали Пьер Рестани, Даниэль Споэрри (Исаак Фейнштейн), Арман, Жан Тенгели, Раймон Энс, Жак де ла Вийегле и Франсуа Дюфренн. Скульпторы и художники различных национальностей взяли на себя обязательство выставляться коллективно и пропагандировать искусство, приближенное к восприятию реальности развитого индустриального общества (так называемое «средовое» искусство). Новые реалисты были авторами многих ассамбляжей из металлических отходов (скульпторы Арман, Сезар, Тенгели), композиций из разорванных уличных афиш и объявлений (художники Энс, Вийегли, Дюфренн, Ротелла). Наряду со статичными композициями мастера неореализма стали распространять различные арт-действия или арт-практики, которые обобщённо называются искусством акции. Акция – динамический, процессуальный вид современной художественной культуры, в котором акцентируется сам процесс творчества, а не столько его результат. Начало искусству акции положили в первые десятилетия XX в. дадаисты и сюрреалисты, в середине столетия – мастера живописи действия (особенно Джексон Полок). С 60-х гг. акция превращается в театрализованное действо, разворачивающееся как в помещениях, так и вне их. Хэппенинг (англ. happening – происходящее; в буквальном значении – происходить непременно, здесь и сейчас) – разновидность современного искусства. Суть его заключается в разыгрываемом в уличной среде (или другом месте) событии, в которое вовлекаются и случайные люди. Зрители-непрофессионалы своими действиями или аккламацией должны были активно участвовать в процессе, останавливать его, предлагать свой вариант хода дальнейших событий и т.п. Хотя для хэппенингов писались сценарии, распределялись роли и строились декорации, но в них одним из главных действующих лиц должна была быть аудитория. Посылки и философия этой формы художественной акции следующие: отказ от атрибутов и порядка традиционного театрального спектакля; реализация идеи спонтанности и неожиданности разыгрываемого представления, дарившего зрителям «праздник мгновения»; непосредственный контакт с публикой; следование принципу, согласно которому «не-искусство» больше, чем «искусство», и тому, что искусство не должно отличаться от повседневной жизни (оно его проявление); декларирование полной свободы творчества. Хэппенинг возник в 50-е гг. в США (Д. Кейдж9, Р. Раушенберг, М. Каннингем), в 60-е гг. его эксперименты распространились в различных видах искусства в Латинской Америке, Западной Европе, Японии. Практика хэппенинга приобрела интернациональный характер. Концепция «революции улицы» была востребована молодёжным бунтарским движением контр-культуры10. Перформанс (англ.performance – исполнение) – выражение какой-либо идеи через вещь, жест, тело и т.п., в 60-е гг. пришёл на смену хэппенингам. В США в значительной степени профессионализирован и приближен к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.п.). Перформанс идентифицирует творца с творением. В нём главное – происходящее (искусство мгновения), а не само произведение. В целом поп-арт фактически подвёл черту под традиционными видами искусства и открыл путь принципиально новым типам художественных практик, в частности концептуализму.^ Концептуальное искусство, концептуализм (от лат. Conceptus – идея, мысль, понятие, представление). Западное искусствоведение и философия культуры относят концептуализм к новому феномену современности, синтезирующему в себе гуманитарные науки, философию и собственно искусство, пришедшему на смену традиционному искусству и философии. По времени возникновения (60-80-е гг.) это последнее крупное авангардно-модернистское направление, переходное явление к постмодернизму. Отдельные исследователи считают его первой фазой постмодернизма. Основополагающее понятие концептуализма, от которого происходит название самого направления – концепт, в данном случае имеет два значения: 1) замысел, идея, словесно не выраженная мысль произведения, 2) условная и намеренно неполная, зашифрованная главная часть произведения (арт-проекта), представленная в виде текстов, которые как бы материализуют концепцию (идею) данного произведения. Специфика концептуального искусства заключается в принципиальном отказе от традиционных средств художественной выразительности. В концептуализме отсутствует реальная действительность. Он стремится к созданию более или менее свободных от материального воплощения презентуемых «художественных идей»11. Представление о них передают фрагменты знаковых систем: таблицы, чертежи, формулы, обрывки текста, фотографии, аудио- и звукозаписи, в которых заключается смысл и значение созданного художником произведения, и потому их необходимо расшифровывать. Вне этого контекста артефакт концептуализма ничего не выражает и теряет свою какую-либо значимость. Таким образом, в концептуальном искусстве основным становится сам процесс создания реципиентом собственной концепции (понимания, видения) ведущей мысли (определяющего замысла) произведения. Говоря по-иному, в искусстве концептуализма акцент переносится с конкретно-чувственного созерцания на интеллектуальное осмысление, субъективное моделирование. Установки и предметы концептуального искусства в значительной степени антиномичны. Обратим внимание только на один момент. С одной стороны, большинство артефактов концептуализма художественной ценностью как бы не обладают. Они создаются из подсобных, как правило, быстро разрушающихся материалов, часто представляют собой одноразовую, даже, на первый взгляд, бессмысленную акцию. К примеру, вырывание нанятыми могильщиками прямоугольной ямы в парке у Метрополитен-музея с последующим её засыпанием (К. Ольденбург) или похороны металлического куба (С. Ле Вит). Все эти арт-действия документируются. Фотографии, видеозаписи и т. п. передаются в музеи. С другой стороны, понимание и адекватное восприятие этих примитивных произведений в пространстве концептуализма доступно немногим, лишь «посвящённым», и тем самым концептуальное искусство становится замкнутым, элитарным. Особое влияние на зарождение и развитие концептуализма оказали конструктивизм, структурализм, теория и практика дадаизма, реди-мейд Дюшана, конкретная поэзия, поп-арт. К главным представителям концептуализма относят американцев Р. Берри, Л. Левина, Х. Хаке, Д. Хюблера, Л. Вейнера, Д. Грехэма и др., француза Бена, нидерландца Я. Диббетса, итальянца П. Мандзони, членов английской группы «Искусство и язык». Манифесты и теоретические труды о концептуализме были написаны Солом Ле Витом и Дж. Кошутом. 60-е гг. XX в. в истории западной культуры относят к началу предметно-композиционного этапа развития Пост-культуры, достигшего своего апогея в последней трети XX в. (Й. Бойс, Я. Кунеллис, Р. Хорн). Для него характерно создание таких произведений, как ассамбляжи, инсталляции, на основе которых организовывались пространственно-временные действия – перформансы, акции, хэппенинги и особые пространства – энвайронменты. Параллельно поп-арту распространялись такие течения, как минималь-арт, оп-арт, нет-арт, боди-арт, ленд-арт, психоделика, а также «неоавангардизм», последовательно развивающий модернистские концепции. К отличительным особенностям модернистской арт-деятельности, предтечи постмодернизма, следует отнести: её очевидное стремление к выходу за пределы традиционного произведения искусства; осознанную направленность на разрушение границы между искусством как таковым и окружающей действительностью; вовлечение в творческий процесс зрителя, который не только созерцает действие, но и становится его соучастником; алогичность и абсурдность по приёмам создания и используемым материалам её произведений, практически не обладающих духовной, эстетической или художественной ценностью; использование всевозможных технологий, создающих такие пространства артефакта, которые далеко не в полной мере могут быть восприняты даже подготовленными реципиентами. Д. В. Буяров^ К ВОПРОСУ ОБ ЭТНО-РЕЛИГИОЗНОМ СЕПАРАТИЗМЕ В СИНЬЦЗЯНЕПроблема сепаратизма в Синьцзян-Уйгурском автономном районе12 (далее СУАР) КНР является одной из наиболее актуальных как для Китая, так и для современного демократического международного сообщества13. Синьцзян и Китай связаны длительной историей взаимоотношений, динамика которых говорит о конфликтности14 и подтверждает объективность и закономерность сепаратистских процессов. После присоединения Синьцзяна к КНР за 60 лет в СУАР произошло 16 крупномасштабных восстаний, которые неизменно имели этно-религиозную специфику. В основе этих движений лежит целый комплекс причин. Одной из главных причин недовольства уйгуров является миграционная политика центрального правительства КНР. В результате массовой миграции ханьцев – титульной нации Китая, их доля в населении СУАР за последние десятилетия резко возросла и составила свыше 40%. Помимо использования механизмов послевузовского распределения, ханьцы привлекаются в СУАР дополнительной системой стимулов. В основном, ханьцы работают на промышленных, строительных и военных объектах, сельское хозяйство при этом остаётся уделом автохтонного населения. Ханьцы занимают также руководящие посты, формируют основу научной и творческой интеллигенции. В то же время Синьцзян является весьма привлекательным регионом для китайских туристов. Из 68 основных видов туристических ресурсов Китая в Синьцзяне имеются 56 видов, благодаря чему СУАР по этому показателю занимает первое место в стране15. Недовольство уйгуров вызывает и демографическая политика центрального правительства. Политика ограничения рождаемости, проводимая в КНР, затрагивает и национальные меньшинства, имеющие, кстати, льготы на троих детей в семье. Но для традиционно многодетных мусульманских семей данное ограничение является дополнительным раздражителем. СУАР достаточно богат полезными ископаемыми16. Активная эксплуатация энергетических ресурсов этого края делает его принципиально важным для будущего экономического развития Китая.  В то же время этот регион рассматривается в качестве сырьевого придатка КНР, в результате чего доходы, получаемые от добычи минерального сырья, идут не на повышение жизненного уровня в СУАР, а служат стратегическим целям центрального правительства. К тому же уйгурское население не в состоянии конкурировать с ханьскими предпринимателями. В свою очередь, низкие экономические показатели региона17 также способствуют росту недовольства населения. Добыча полезных ископаемых в СУАР оказывает влияние на экологическую обстановку в данном регионе. Уйгурская проблема имеет значительный экологический аспект, который связан не только с добычей минерального сырья, но и с реализацией ядерной программы КНР. С 1964 г. в Синьцзяне проводятся ядерные испытания, которые уже с середины 1970-х гг. вызвали катастрофическое увеличение случаев раковых заболеваний и неизлечимых нервных расстройств18. Наряду с социально-экономическими факторами на рост конфликтности в Синьцзяне оказывают влияние и культурные противоречия. Непродуманная языковая политика правительства КНР привела к снижению уровня грамотности населения региона и росту его недовольства языковой дискриминацией19. Уйгуры стараются сохранить свою культуру, но уровень образования окончивших уйгурские школы ниже, чем у тех, кто овладел китайской письменностью и учится в китайских школах. В то же время два народа живут практически изолированно друг от друга20. Важной причиной уйгурского сепаратизма являются проблемы в религиозной сфере. Влияние религии и исламской традиции на уйгурское население СУАР сложно переоценить. В то же время исламское духовенство является объектом достаточно пристального внимания китайских властей21. Религиозный фактор в уйгурском движении тесно связан с другими проблемами22. В свою очередь, сепаратистские группировки в Синьцзяне выступают, как правило, под знаменем ислама23. Своеобразное исламское возрождение, начавшееся в СУАР в 1990-е гг., стало для уйгуров средством сохранения своей национальной идентичности в условиях процессов ассимиляции в ханьском этносе. Обращаясь к религии, уйгуры не только ищут основу для национальной идентичности, но и рассчитывают на помощь международного исламского сообщества24. В конечном итоге противоречия в СУАР во многом связаны с внешним влиянием. Рост этнонационализма в центрально-азиатских республиках с начала 1990-х гг. повлиял на дальнейшее развитие сепаратизма в СУАР25. Лидеры местных группировок стали проводить аналогии между Центральной Азией («Западный Туркестан») и Синьцзяном («Восточный Туркестан»). Наибольшую моральную поддержку уйгурским сепаратистам оказывают Турция и США. В этих странах подавление народных волнений в СУАР называют «этническими чистками». Мусульманские страны, такие как Турция, Иран, Саудовская Аравия, стремятся поддержать мусульман Синьцзяна, поскольку между этими странами усиливается конкуренция за влияние на мусульманские народы Центральной Азии. Но при обвинениях в адрес Пекина акцент делается лишь на притеснениях со стороны властей в сфере исполнения населением религиозных обрядов. США более активно пытаются использовать уйгурскую проблему с целью оказания постоянного давления на КНР. Однако американскому правительству становится все сложнее поддерживать баланс между борьбой с исламским терроризмом и связанным с ним «Исламск


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.