УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМБедные пятачки! Простите, пятиклассники. Бедные пятиклассники! Сколько надо выучить орфограмм?! Целых двадцать пять! А сколько пунктограмм?! Целых пять! А ведь ещё много сведений по лексике, морфологии, словообразованию, синтаксису… И тогда мы решили написать стихи и рассказы, «героями» которых стали бы орфограммы. А ещё мы обратились за помощью к древней науке мнемонике. Мнемоника – это греческое слово. Оно означает совокупность приёмов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего количества сведений. Приём не новый, но с каким азартом, с какой фантазией принялись пятиклассники за сочинение мнемонических текстов! Они пыхтели и сопели, Аж пятачки у них вспотели.А может, так и нужно учить русский язык? Конечно, не бывает учения без мучения. Но и не забывайте про учение с увлечением.Виктор АльбертовичТСЯ-ТЬСЯАльпинист мучается, Но всё равно взбирается, Потому что он заботится О своём здоровье. Ученица учится, Ученица надеется, Что из неё получится Хорошая учительница. А вот ученик не учится, Он всё время ленится, Ни на что не надеется, Но никуда он не денется, Просто из него ничего не получится.^ Алиса Щипанова Пошли купаться два отца-молодца, а с ними и куница, их сестрица. А девица, умница-разумница, захватила братца плаванием заниматься. А хлопцу на спице не спится, пошёл он с друзьями резвиться.Наташа Кудрявцева^ Непроизносимые согласные * * *Поздно. Неизвестная местность, Прекрасная окрестность. Тростник шевелится, А вестник боится. Но вот поднимается Яркое солнце. Звёздная ночь позади. Счастливый участник – (Это радостный вестник) Несёт честное, устное известие. Зашёл он в царство, Сказал королю: “Здравствуй!”^ Алиса Щипанова * * * Из-за туч Пробился луч. Из горы пробился ключ. Убежала ночь прочь. Я хочу тебе помочь. Растоплю пожарче печь. И огня живую речь Постараюсь уберечь.^ Дима Сидельников РАСТ-РОС Ростовчанин Ростислав решил вырастить росток. Он пошёл в сад, где росло много растений. Мальчик порылся в земле и нашёл крохотный росток. Ростислав вырыл из земли росток и пересадил его. Раньше Ростислав не считал, что он вырос и стал взрослым, а теперь, когда он перевырастил цветок – начал так считать.Павел ТретьяковРастительный покров.Стараются рабочие. Они растят в лесу, На ферме и в саду Деревья и цветы. А посадил ли ты^ Кустарник или дерево? Росток, хоть очень мал, Зато он мил, удал. И дерево растёт,И пахнет, и цветёт Благодаря ему.Наташа КостандоваО-Ё * * *Раз ехал шофёр по шоссе. На нём был холщовый капюшон, шёлковая рубаха и короткие шорты. Он был большой обжора и всю дорогу что-то жевал: то свиную тушёнку, то печёные яблоки, то сладкую сгущёнку, то чёрный шоколад, то жёлтый крыжовник, который купил по дешёвке у старушонки, запивая всё это крюшоном из бочонка.Проезжая через лесную чащобу, шофёр услышал тихий шорох и увидел забавную собачонку с мягкой шёрсткой, похожую на смешного медвежонка. Собачонка была привязана шёлковой бечёвкой к колышку возле домика с камышовой крышей. Рядом горел большой костёр.У шофёра заболела печёнка и началась изжога.Вооружённый палкой, он подошёл к домику. Вдруг собачонка сделала быстрый скачок. Испугавшись, шофёр споткнулся о чугунную решётку, упал на горящий сучок и ожёг руку.Из-за тяжёлого ожога ему пришлось остаться на ночёвку и спать на жёстком диване в домике рабочих, проводивших раскорчёвку леса.Катя Чернышова* * * Пчёлка ложилась спать в бочонок, Во сне ей приснился жёлтый цыплёнок. Жужжал над ухом чёрный жучок, И кто-то жучку отвесил щелчок. Да так, что этот чёрненький жук Свалился в крыжовник, где жил паук. На шум прибежал проворный цыплёнок, И мигом пропал в его клюве жучонок.Маша Аннинская^ КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е-И* * *Мы корни, Мы проказники, Нас нужно заучить! И знать при этом правило, А правило гласит: “Если за зазнайками Спаситель суффикс – а, То пишем в корне – и, А если нет спасителя, Пишите букву – е!”Антон Выходцев* * *Расстилить иль расстелить, Кто нам может объяснить? Запиреть иль заперать, Кто нам может рассказать? Разложить иль разлажить, Кто нам может уточнить? Прилагать иль прилогать, Кто нам может подсказать?Юра ПономарёвЫ-И* * *Две девицы, мои сверстницы, густо накрасив ресницы и захватив круглолицых мальчиков, отправились на представление цыганского цирка.Чего там только не было: дрессированные овцы звенели в бубенцы, жёлтые цыплята бегали за кошкой-цыплятницей, белолицый клоун-цирюльник расчёсывал шёрстку у проказницы-мартышки, две собачонки-сестрицы с куцыми хвостиками ходили на цыпочках, смуглолицый цыган в чёрном цилиндре цитировал стихи.Все артисты были молодцы, умницы-разумницы.Катя Чернышова* * *Когда я собиралась на репетицию, мама прочитала мне лекцию о том, что надо надеть цигейковую шубу, чтобы я не замёрзла, как цуцик. После репетиции купить цикорий, цыплёнка, две курицы и килограмм цитрусовых.По дороге на репетицию я увидела афишу цирка, посмотрела на циферблат часов: ”Ну и ситуация! Куда идти?” Я на цыпочках вошла в цирк. В центре цирка на циновке стоял циркач в цилиндре и держал в руках нарциссы. Потом объявили официально: “Птицын и его питомцы”. Когда принципиальный артист на них цыкнул, я вспомнила, что мне надо на репетицию, и выскочила из цирка.Аня КуляковаЖила была цыганка На улице Полянка.Каждое утро цыганка, Жившая на Полянке, Уходила на лекцию О различных инфекциях.Уходила на лекцию О различных инфекциях, А потом спешила в милицию Проверять свою дикцию.Как-то шла она на секцию. Там её поймала инфекция. Не пошла цыганка в милицию, Потому что пропала дикция.И дошла она до кондиции. И попала снова в милицию. Сдали ту цыганку в инспекцию, Чтобы сделали ей коррекцию.Изменилась тут ситуация, И явилась в свет корпорация. А цыганка теперь – член дирекции, Занята серьёзной коммерцией.Ира Лопатюк* * *Ранним утром цыплёнок встал с постели и посмотрел на циферблат часов, они показывали цифру “десять”. Цыплёнок надел цигейку и цилиндр, и, как цивилизованный детёныш семейства цыплячьих, вышел на цитадель и стал цитировать указ: ”Никого не пускать, до того как во всех радиостанциях и редакциях не будет объявлена информация о том, что близится демонстрация цыплячьей делегации”. Подпись: Цыплян – Цыплякович I, король.Но когда цыплёнок цитировал этот указ, он думал: ”Вообще-то я хотел пойти в цирк посмотреть на циркачей, но курицына конференция прислала информацию о том, что моя секция отменяется, и я должен буду охранять цистерну с цыплячьим кормом, есть одни цитрусовые и время от времени циркулировать по цитадели".“Цыц!” – послышалось где-то сзади. Цыплёнок подскочил, встал на цыпочки и жалобно пискнул: “цып-цып”. А цыган стоял рядом и смеялся. Он принёс цыплёнку корм и цыкнул на него. Но цыплёнок не покинул своего поста, он только чуточку поджал куцый хвост.Денис ЖбанковЧастушки-нескладушки* * *Заколосилась в поле рожь. Её оберегает мышь. Теперь зерно не унесёшь – Хоть надевай три пары лыж.* * *Когда в лесок ты забредёшь, В нём станешь волочиться, Тогда домой ты не дойдёшь: Учти – в кустах волчица.* * * Есть такие ученицы, Я скажу вам: “мастерицы”! Попадут к ним в руки спицы – Вот тогда уж всем не спится!Ира Лопатюк Стихи на вольную тему* * *Я хотела бы сказать: Нужно больше рисовать Горы, лес и города, Корабли и поезда. И тогда наверняка Станет лёгкою рука У ребёнка, что рисует, А не шкодит и балует. Оля Миронова* * *Не идут у нас дела, Ненависть у нас пошла. Все друг друга ненавидят, Ждут, когда себя увидят Во главе огромных фирм, Всё подвластно будет им, Будут все от них зависеть, Можно будет всех обидеть, И не слышать, не смотреть, В шею гнать и всем вертеть.Юра Пономарёв***Задумало прилагательное в предложении Главное занять положение. Много сил оно прилагало - Всё глагол к себе располагало. В очень трудное попало положение: Потерялся смысл предложения.Катя Чернышова