Реферат по предмету "Разное"


Активный гражданский подход в возрождающемся обществе: о волонтерстве, благотворительности и их роли в строительстве еврейских общин в СНГ д-р Майк Нафтали, Израиль, 19 сентября 2003 г

Активный гражданский подход в возрождающемся обществе: о волонтерстве, благотворительности и их роли в строительстве еврейских общин в СНГД-р Майк Нафтали, Израиль, 19 сентября 2003 г. Дорогие гости, добрые сотрудники Хеседов, для которых милосердие стало специальностью, члены еврейской общины – местные и приехавшие издалека, волонтеры и волонтерки! Доброе и благословенное утро вам всем! Мне выпала особая честь выступить перед вами сегодня и попытаться в то короткое время, которое мне выделено, поделиться с вами некоторыми моими мыслями, опытом и знаниями в области социальной работы, волонтерской деятельности, общинного строительства и деятельности организаций в гражданском обществе – волонтерских организаций. Мне хотелось бы понять, насколько все эти темы актуальны для возрождающихся еврейских общин в СНГ. В своей лекции я коснусь четырех основных аспектов: ^ В начале лекции я рассмотрю несколько основных понятий традиционной еврейской философии, имеющих отношение к благотворительности, цдаке и волонтерской деятельности. Мы увидим, что на протяжении всего периода галута эти понятия служили источником силы, поддержки и преемственности для еврейских общин во всех странах их обитания. ^ Вторая тема, о которой я буду говорить, связана с развитием современного гражданского общества и его статуса в государстве, пришедшем на смену «государству всеобщего благосостояния». В этом контексте я рассмотрю роль и место волонтерских организаций в нескольких областях и, в частности, в сфере оказания услуг, деятельности, связанной с переустройством общества, защитой и представлением интересов, а также деятельности, направленной на укрепление демократических институтов общества. Затем мы перейдем к выяснению некоторых аспектов, связанных с деятельностью отдельного волонтера в сегодняшней действительности, в различных сферах деятельности организаций гражданского общества. Я обращу ваше внимание на интересные тенденции, развивающиеся в последнее время в волонтерском мире, особенно в деловом секторе. ^ В заключение я попытаюсь предложить вашему вниманию несколько задач, стоящих перед вами в качестве сотрудников Хеседа – директоров, работников и волонтеров. Ведь именно вы являетесь теми людьми, которые управляют одним из замечательнейших еврейских учреждений поколения возрождения еврейских общин СНГ. ^ Прежде чем перейти к темам моей лекции, мне хотелось бы сказать вам, сотрудникам Хеседов, еще несколько слов. Хеседы демонстрируют нам, что система услуг для населения, в особенности для нуждающегося населения, в постсоветском обществе управляется не только на основе экономических факторов и работает не только по законам свободного рынка, или, как это принято называть сегодня, на основе хищной капиталистической экономики. За считанные несколько лет вам удалось создать ценную общинную социальную службу, усвоив и применив в работе систему человеческих ценностей, сформировавшихся в еврейских общинах после конца периода первого храма. Хеседы демонстрируют нам, что в качестве организаций общинной деятельности, основанных на ценностях еврейской культуры, они могут служить мощным источником общественных преобразований, развития, создания диалога между культурами и диалога между поколениями, а также средством поддержки культурной преемственности. Вашей деятельностью вы подготовили почву для реализации базовых ценностей, которые сегодня лежат в основе деятельности любого неравнодушного и поддерживающего общества - после 70 лет господства мошеннического и лживого режима, который начертал на своем знамени ценности равенства и общественной ответственности, нарушая при этом элементарные права человека и иногда создавая бездонные различия в уровнях жизни различных слоев населения. Я не хочу сказать, что я полностью отрицаю роль социалистической теории общества. Ведь социализм подготовил почву для сегодняшнего западного «общества благоденствия» в 50-е - 60-е годы предыдущего столетия. Нельзя игнорировать и тот факт, что в области социальной защищенности советский строй обеспечивал многим гражданам страны некоторый минимальный уровень жизни, который оказался полностью подорванным в постсоветский период. Поэтому мы не спорим о значении и верности базовых ценностей, которые провозглашал, в том числе и социалистический режим: ценности, основанные на социальной справедливости, социальных правах и общественном обмене. Тем не менее, подход советского режима к людям, в том числе к собственным гражданам, был суровым и отчужденным. Этот подход не позволял человеческого разговора и не поощрял общинной деятельности и человеческого участия; он был основан на принуждении, устрашении, попирании гражданских прав. В рамках этого подхода невозможно было понять, что помощь ближнему может осуществляться, прежде всего, в условиях доверия, любви и признания. Т.е. на фоне тех самых ценностей, которые вам удалось восстановить среди множества активных волонтеров, работающих в приблизительно двухстах Хеседах. Поэтому я надеюсь, что эта конференция сможет дать вам что-то очень важное – именно вам, сотрудникам Хеседа, своей работой совершающим акт «хеседа», т.е. милосердия. Вам, работающим на благо духовного и культурного наследия еврейского народа. Вам, знающим, что община, которая не питается от своего прошлого, не может рассчитывать на будущее. Вам, живущим в двух богатейших культурах – еврейской и русской - которые на протяжении столетий взаимно обогащали друг друга. Поэтому я надеюсь, что мои слова внесут свой дополнительный вклад в то замечательное предприятие, которое вы воссоздали за последнее десятилетие. Предприятие, черпающее свои ценностные и этические основы из многовековой еврейской истории, и являющееся сегодня центральным рычагом восстановления еврейской культуры и еврейской традиции на территории стран СНГ. Сеть общинных учреждений, которая в течение считанных лет помогла тысячам евреев вновь собраться под крышей еврейства – Идишкайт в лучшем своем проявлении. Она составляет и, надо надеяться, будет составлять в будущем центральную структуру для формирования еврейского самосознания среди молодежи и будущих поколений. Она является не только практическим инструментом поддержки, но и гуманитарным, организационным и общинным предприятием, которое может являться и уже является источником вдохновения, поддержки и знаний для широких слоев окружающей его общины. Поэтому я надеюсь, что эта конференция поможет углубить и расширить наши знания о еврейской культуре, в соответствии с которой общинная деятельность вместе с волонтерством образуют первую и самую естественную основу еврейского существования. ^ I. Цдака, благотворительность («гмилут хасадим») и еврейская традиция: Я решил начать свою лекцию одним мидрашем из талмудического трактата «Сука»: «Сказал рабби Элиэзер: благотворительность важнее, чем цдака, ибо сказано: «Сейте себе на цдаку, жните по хеседу» (так сказано в книге Хоша часть 10 пасук 12). Если человек сеет, трудно сказать, ест он или нет, но если он жнет, то точно ест. И еще сказал рабби Элиэзер: «Цдака стоит столько, сколько в ней есть благотворительности». Поэтому учили мудрецы наши: «В трех отношениях благотворительность важнее, чем цдака: Цдаку человек дает из своих денег, а благотворительность он может делать деньгами, а может собственным трудом. Цдака для бедных, а благотворительность может быть и для бедных, и для богатых.^ Цдака для живых, а благотворительность может быть и для живых, и для мертвых: позиционирование. Это напряжение между актом цдаки, заключающемся в оказании материальной помощи бедным (что, конечно, очень важно), и благотворительностью, которая включает в себя, помимо материальной помощи, еще и эмоциональную и духовную помощь, неизменно сопровождает еврейскую философию, да и всю мировую философию с момента ее зарождения. Эта дилемма между актом цдаки и актом благотворительности, в переводе на современный психосоциальный язык означает проблемы, связанные с мотивацией волонтерства, способы компенсации волонтеров и вклад волонтерства в общественную жизнь. Возникает вопрос: Что вызывает в нас волонтерство? Какие чувства? Чувство вины, которое может вызвать потребность в смирении и пожертвовании? Потребность в обществе? Чувство братства, счастье? Чувство взаимности, родства и принадлежности, партнерства? ^ Я попытаюсь представить часть этих эмоций и определить на основе анализа, с какими источниками из еврейской литературы и традиции они связаны…Я начну с чувства принадлежности и взаимности: В период Мишны и Талмуда в Эрец Исраэль были заложены основы еврейской общины – на века. В тот период наши мудрецы начали с помощью Галахи формировать принципы системы прав и обязанностей общины. Наши мудрецы, да будет память их благословенна, уделили много внимания проблеме цдаки. Они говорили, что «цдака и благотворительность важнее, чем все заповеди Торы» (Трактат «Пеа», 11,1). В тот период существовало два основных благотворительных учреждения: благотворительная кухня для бедных и благотворительная касса. Первоначально благотворительная кухня представляла собой большой таз, который три человека носили из дома в дом; в этот таз жители клали еду, которая потом раздавалась бедным. Касса имела вид корзины, которую разносили по домам два работника синагоги, собирая пожертвования. Кроме того, пожертвования собирались и в общественных местах, например, в синагоге или бейт-мидраше. Позднее появились кассы для цдаки, собираемой на различные общественные нужды, а не только для бедных. Некоторые формы цдаки наши мудрецы ценили больше других, например «матан бесетер», т.е. анонимное пожертвование, при котором бедному не стыдно получать цдаку. В то время общество считало, что важно воздерживаться от «албанат паним», т.е. не стыдить человека (бедного) прилюдно. Наши мудрецы проповедовали цдаку, которая не сводится к одной только финансовой помощи, а включает человеческое отношение к неимущим. ^ Вот агада, написанная в период Талмуда, и показывающая, как наши мудрецы относились к цдаке. «Рассказывают о некоем г-не Акба, который давал цдаку одному бедняку, но не открыто, а тайно («матан бесетер»). Однажды бедняк захотел узнать, кто это каждый день дает ему 4 зуза. Он решил дождаться прихода своего благодетеля, и когда г-н Акба по обыкновению положил монеты в щель под его дверью, бедняк вышел из дома, чтобы увидеть, кто ему благодетельствует. В тот день г-н Акба был с женой, и когда бедняк вышел из дома, г-н Акба и его жена убежали и спрятались в печь, чтобы не смущать бедняка. При этом г-н Акба обгорел, а его жена не обгорела. Агада объясняет это тем, что жена г-на Акба тоже давала цдаку бедным, но не так, как ее муж. Бедняк получал цдаку прямо от нее у нее дома, причем давала она не деньги, которые являются только средством для приобретения еды, а саму еду. Агада говорит, что в действии жены было удовольствие и личное отношение к бедняку. Талмудическая агада о господине Акба представляет ценности общества, стремящегося к организации и общественному порядку, основанным идеалах справедливости и милосердия вообще и помощи слабым в частности. Агада показывает желательный способ осуществления этих идеалов. И дилемму между анонимной передачей цдаки и личными человеческими эмоциями. ^ Жена г-на Акбы передает здесь ощущение взаимности и принадлежности, человеческого общения. И поэтому она удостоилась милости и снисхождения. Великий еврейский философ Мартин Бубер рассказывает в своей книге «Скрытый свет» - сборнике хасидских рассказов – следующую историю о ребе Бонем, который когда-то был торговцем лесом. Рассказ называется «Маасе цдака» (акт цдаки). … Когда ребе Бонем был торговцем лесом и каждый год ездил в Данциг на ярмарку, услышал он как-то раз, проезжая через один городок, об одном хасиде, большом ученом, жившем в ужасной бедности. Ребе Бонем решил познакомиться с хасидом, и попросил разрешения встретить у него субботу. Он приказал принести в дом бедняка посуду и еду, а также дать ему (несмотря на его сопротивление) богатую праздничную одежду. После Шабата ребе Бонем протянул хозяину дома большую сумму денег в качестве прощального подарка. Тот отказался принять подарок и сказал, что и так уже получил больше чем надо. «Все, что я принес раньше, ответил ребе Бонем, я принес не для тебя, а для себя, чтобы не так мучиться при виде твоей бедности. А вот сейчас я могу выполнить заповедь о цдаке, о которой написано: «Дай ему, и не будет страдать сердце твое при этом» - тот, кто не может терпеть вида бедности, должен облегчить свои страдания пока не пройдет боль, и только тогда он сможет выполнить заповедь о помощи ближнему».^ В данном случае действие ради ближнего, акт волонтерства направлен в основном на дающего, а не на берущего, и создает у него ощущение собственной целостности. Другой рассказ из этой же книги Бубера тоже называется «Цдака» и рассказывает о некоем ребе Моше из Коврина. Ребе Моше из Коврина был сыном крестьян, тяжким трудом зарабатывающим хлеб свой. Когда он был ребенком, в Литве был голод, и бедные люди ходили со своими женами и детьми из города в город, прося милостыню. В деревню, где жили родители Моше, тоже каждый день приходили вереницы бедных. Мать Моше молола в ручной мельнице зерно, пекла хлеб и каждое утро раздавала его бедным. Однажды пришло слишком много голодных людей, и хлеба на всех не хватило. Но печь все еще была нагрета, тесто еще оставалось, и мать Моше быстро слепила новые хлеба и поставила их в печку. Голодные стали ворчать, что их заставляют ждать, а самые из них наглые стали оскорблять мать Моше. Услышав это, она разразилась рыданиями. «Не плачь, мама», сказал Моше. «Делай свое дело, а им предоставь ругаться, и ты выполнишь божью заповедь. Если бы они тебя хвалили, выполнение мицвы было бы менее полным». В данном случае доброе дело ради ближнего несет в себе некоторую долю смирения и «душевного» очищения. Здесь подчеркивается в чистом виде Цдака, а не благотворительность. Таким образом, мы видим, что есть большое количество хасидских рассказов и агадот, которые видят в цдаке почти что акт смирения (главным образом, чтобы дающий не пользовался этим действием в неправильных целях), но мы видели, что многие авторы считают, что это акт общения с ближним, достижение целостности и совершенства, единства и взаимопомощи. Возвращаясь к истории про мать Моше, осмелюсь заметить, что возможно, выполнение мицвы было бы более полным, если бы голодные благословляли ее, а не бранили. И женщина, пекущая хлеб из милосердия и щедрости, испытывала бы чувство счастья, делая свое дело. Вот еще два небольших мидраша на тему цдаки и благотворительности: В иерусалимском талмуде («Пеа», 1,2) сказано: «Благотворительность стоит всех мицвот». Понятие «благотворительность» при этом объясняют так: это Цдака, которую делают ближнему из любви и благородства, не ожидая никакого вознаграждения. Наши мудрецы считали, что если человек достиг такого высокого уровня, что он в состоянии делать добрые дела, само собой разумеется, что он выполняет все остальные заповеди, которые повелевает выполнять Тора. «Шимон праведник был из последних мужей Великого Собрания (Синедрион). Он говорил: «На трех основаниях зиждется мир, на Торе, на служении Всевышнему и на помощи ближнему («гмилут хасадим»)» («Авот», 1, пасук 2). Наши мудрецы объясняют нам этот пасук так. Имеется в виду, что вся цель мироздания зависит от этих трех вещей. Если их нет, нет смысла в существовании мира. Авраам авину символизирует понятие благотворительности, потому что вся его жизнь была посвящена внедрению этого понятия в сердца и умы его современников, и именно он указал нам дорогу во всем, что касается благотворительности и совершения добрых дел на благо ближнего. И возможно, поэтому первый Хесед был назван «Хесед Авраам» (его возникновение было связано со щедростью семьи Рохлин). ^ Волонтерство в Хеседах соответствует духу еврейской традиции, сочетая цдаку и благотворительность, и является краеугольным камнем и движущей силой идеологической структуры Хеседов и их системы социального обеспечения и поддержки, и в особенности того общего всестороннего влияния, которое оказывают Хеседы на возрождение и укрепление еврейской общины. В заключение этого предисловия я хотел бы процитировать отрывок из стихотворения израильского поэта Натана Заха, стихотворения, полного душевного стремления, желания прикоснуться, стремления к отдаче.Стихотворение называется "Нам всем нужно милосердие".Нам всем нужно милосердие Нам всем нужно прикосновение Получить тепло, но не за деньги Получить из прикосновения Давать, не желая брать И не по привычке Как светит солнце Как падает теньПойдем, я покажу тебе место Где еще можно дышатьМы все хотим давать Но лишь немногие знают - как Нужно сейчас выучить Что счастье не улыбаетсяЧто то, что когда-то дано Никогда не будет забрано И что что-то остается Даже когда исчезает вкусПойдем, я покажу тебе место Где еще светит дневной свет Мы все хотим любить Мы все хотим радоваться Чтобы нам было хорошо Чтобы у нас были силы Как светит солнце Как падает тень Пойдем, я покажу тебе место Где еще можно дышатьII. Вторая тема, которой я коснусь в этой лекции, связана с развитием современного гражданского общества и его статуса в государстве, пришедшем на смену «государству всеобщего благосостояния». В этом контексте я рассмотрю роль и место волонтерских организаций в нескольких областях и, в частности, в сфере оказания услуг, деятельности, связанной с переустройством общества, защитой и представлением интересов, а также деятельности, направленной на укрепление демократических институтов общества. Современное понятие о социальном обеспечении отличается от традиционного понятия цдаки во всем, что касается понятия о правах и обязанностях. В соответствии с традиционными представлениями, каждый еврей, и в особенности состоятельный еврей, обязан помогать бедным. Еврейская Галаха, включая библейские законы, является системой заповедей (делай – не делай), которая, прежде всего, определяет обязанности индивидуума. В рамках этой системы обязательств и запретов еврейская Галаха определяет также обязательства индивидуума по отношению к более слабым и уязвимым собратьям. Эти обязательства вытекают из права бедных на пропитание и существование, защиту от нападения и агрессии (со стороны более сильного или правителя) и помощь в денежном выражении или эквивалентную помощь. Современная система социального обеспечения устроена по-другому: в ней обязательства государства по отношению к своим гражданам закреплены в правах отдельного гражданина. Это обязательство, закрепленное в государственных законах, вытекает из права каждого гражданина на достойные условия существования в любом возрасте и в любом состоянии. Кроме того, современная система социального обеспечения отличается от традиционной еврейской системы своим отношением к личности дающего – в современной системе это государственные институты, а не индивидуум и не местная община. Согласно еврейской традиции обязанность поддерживать слабых лежит на индивидууме, который оказывает поддержку прямо или косвенно, посредством соответствующей общинной структуры, например, через благотворительную кассу или столовую. Современная система социального обеспечения перекладывает ответственность за благосостояние бедных на государство, на «большую общину», посредством соответствующих государственных структур и местных органов управления. Как уже отмечалось, это обязанность государства вытекает из права его граждан на достойные условия жизни, в том числе социальное обеспечение, образование и здравоохранение. С начала 90-х годов прошлого века мы наблюдаем не только крушение коммунистических и социалистических режимов, претендовавших на создание долговечной общественной альтернативы западному капитализму, но и заметное ослабление европейского государства благосостояния, служившего образцом для развитых и развивающихся стран во всем мире после окончания Второй мировой войны. В 50-е и 60-е годы государство благосостояния играло важную роль в восстановлении государственной экономики и общественных услуг. Сейчас оно теряет поддержку граждан, поскольку во многих странах заметная часть граждан не довольна тем, как государство управляет различными структурами, особенно системами образования, культуры, здравоохранения, охраны окружающей среды и развития инфраструктур, и она более чувствительна к влиянию интересов крупных международных корпораций и всемирного капитала на развитие национальной экономики. Параллельно с этим процессом мы наблюдаем процесс создания новой социально-экономической и культурной силы – гражданского общества. Три культурных, общественных и экономических процесса совместно управляют сегодня человечеством на всех уровнях устройства общества: Глобализация в сфере экономики Ослабление государства благосостояния в государственно-политической сфере Становление гражданского общества, основанного на новом мировоззрении, в качестве независимой общественной силы в третьем секторе Продолжающаяся несостоятельность общественных, политических и хозяйственных структур во многих странах выдвигает на передний план устройства человеческого общества важность независимого гражданского общества, приобретающего ключевое значение для обеспечения нормальной работы органов государственной власти, защиты обязательств государства по отношению к своим гражданам и независимой рыночной (но и эгалитарной) экономики. Поэтому с начала нового тысячелетия понятие «гражданского общества» стало самым распространенным предметом для разговора на общественные, культурные, политические и экономические темы во многих странах мира. К настоящему времени в широких слоях общества сложилось понятие о том, что гражданское общество является жизненно важным компонентом в обеспечении общественной справедливости и равноправия, защиты прав человека, достижении культурной чуткости и плюрализма, ограничении возможностей авторитарных режимов, создании противовесов в рыночной экономике и осуществлении демократических идеалов. Чем характеризуется гражданское общество? В чем разница между демократическим государством, члены которого являются равноправными гражданами, имеющими права и обязанности, и гражданским обществом? Самым главным отличительным признаком является фактор сознательности, из которого вытекают другие структурные и организационные характеристики. Гражданин – индивидуум и член общины – понимает, что его гражданство не исчерпывается уплатой налогов и голосованием раз в несколько лет. Его гражданство позволяет ему, даже если он не является активным «членом партии», занять позицию и действовать в различных сферах гражданской деятельности. Граждане могут проявлять инициативу для достижения различных целей - образовательных, культурных, социальных и политических, которые представляются им важными. ^ Гражданское общество сегодня произрастает из критики двух основных организующих принципов существующих на западе: критики социалистического общества всеобщего благосостояния, с одной стороны, и либерального и нео-либерального индивидуализма, с другой стороны. Оба душили свободу индивидуума, ограничивали его политическую активность и препятствовали возникновению гражданского общества. Первый – посредством «квази-порабощающих» механизмов, подчиняющих индивидуума и общество государству и стирающих границы между ними. Второй - посредством фундаментализма свободного рынка, создающего гигантские социально-экономические пропасти и вызывающего фрагментацию и атомизацию людей. Движения «зеленых» и «анти-глобалистов» являются яркими проявлениями сопротивления и протеста против этих процессов. Построение этого общественного пространства между индивидуумом и государством, которое содействует расширению участия, терпимости, социальной мобильности, обеспечению основных прав человека, солидарности и искренности является задачей, осуществление которой окажет благотворное действие на нас всех. Различные организации, обитающие в гражданском обществе – негосударственные и некоммерческие организации (NPOs), общинные и волонтерские организации, группы поддержки и взаимопомощи, общественные движения и движения протеста – все они играют важную роль в построении этого общественного, культурного и экономического пространства. Каковы отношения между гражданским обществом и демократическим режимом? Являются ли эти отношения чем-то само собой разумеющимся, часть сущности демократии, или это что-то, что нужно делать для охраны демократии? И как это связано со свободной экономикой? С правами человека и правами группы? И какова причинно-следственная связь между демократией, филантропией, политикой и гражданским обществом? Гражданское общество не является в основе своей сущностью – это процесс, сложный общественный демократический процесс. ^ Гражданское общество призвано уравновесить то «зло», которое заложено в сущности государственной власти, и позволить индивидууму участвовать в общественном обсуждении и общественной практике. ^ Как сказал Авраам Линкольн, демократия это власть народа, народом и для народа. Действительность политической жизни лишает это определение четкости. Еще во времена древней Греции было доказано, что народ может править только через своих представителей. Поскольку большая часть общества в демократических странах вообще не интересуется политикой и отдает бразды правления в руки избранных представителей, утверждение о том, что власть осуществляется народом, оказывается не совсем верным. Исторический опыт первой половины 20 века показывает, что демократия «для народа» может породить сатанинскую деспотию во имя расы, класса или государства. Таким образом, демократия ограничивается правлением «народа». В свете этого определения народ является не совокупностью индивидуумов, а группой добровольных организаций, совокупность которых образует «гражданское общество». ^ Гражданское общество содержит элементы общества и гражданственности. Общественность гражданского общества проявляется в том, что оно не является частью властной структуры, а действует в волонтерской сфере. Гражданское общество является результатом политических механизмов, определяющих отношения взаимности между органами власти и гражданами. В соответствии с этими механизмами обе стороны должны вносить свой вклад в развитие политической структуры, называемой «демократией». Таким образом, образование гражданского общества включает попытку создания автономной социальной и культурной области путем обсуждения и обустройства, в центре которых стоят люди в качестве независимых существ, отношения между которыми осуществляются на основе свободы и равенства. И хотя пока еще нет единого определения этого понятия, существует широкий консенсус, согласно которому «гражданское общество относится, прежде всего, к разветвленной деятельности происходящей между государственным сектором, деловым сектором и политическим сектором, и отражает активное участие граждан в формировании и определении образа жизни и качества жизни. Эта деятельность осуществляется, прежде всего, в рамках независимых волонтерских организаций, отдельных от государства и формальных хозяйственных и политических структур, как в экономическом отношении, так и в плане их возможности формировать свои собственные задачи и методы деятельности. Эти волонтерские организации в большой мере опираются на работу волонтеров, как в сфере руководства, так и в сфере практической работы. Все они направлены, каждая по-своему, на реализацию системы ценностей независимого демократического общества: установление общественной справедливости и равенства, защита прав человека, достижение культурной терпимости и плюрализма, ограничение возможностей авторитарных режимов, и создание необходимых противовесов в рамках свободной рыночной экономики. Эти волонтерские организации – «организации гражданского общества» - образуют таким образом «краеугольные камни» здания «гражданского общества». Джойнт, сеть Хеседов, Бней Брит и Бней Акива, Эмнести и Гринпис, все они составляют неотъемлемую часть этого гражданского пространства. ^ Волонтерская деятельность является необходимым условием развития процессов общинного и местного строительства. Добровольное участие жителей в этих процессах, не связанное с получением прямого материального вознаграждения, служит основой для осуществления общественных преобразований и развития услуг и программ в сфере социального обеспечения. Волонтерские организации являются одной из важнейших систем предоставления услуг для удовлетворения потребностей индивидуумов, групп и общин. Эти организации служат также важным средством влияния на политику в области социального обеспечения, путем защиты интересов и лоббирования. Волонтерские организации служат также структурой для социального общения, культурных и ценностных мероприятий для реализации желаний и потребностей индивидуума и группы. Волонтерские организации, так же как и группы поддержки, действуют посредством добровольных усилий индивидуумов. Тех, которые решают отдать свое время/знания/ деньги и усилия обществу, не ожидая взамен непосредственного материального вознаграждения. Эта про-социальная деятельность по оказанию помощи (и получению помощи) имеет психологические, общественные и профессиональные аспекты. Потребность заниматься волонтерской деятельностью в течение длительного времени является необходимым компонентом и условием существования волонтерских организаций и групп поддержки. ^ Нет никаких сомнений в том, что волонтерские организации играют центральную роль в укреплении демократии: Они способствуют развитию общественной ответственности – тем, что ограничивают силу государства. Они способствуют развитию отзывчивости – тем, что они призывают к решению проблем особых слоев и групп населения. Они повышают эффективность предоставления услуг гражданам через деятельность организаций общественного протеста и предупреждения. Они способствуют участию граждан, терпимости между людьми, плюрализму и смягчению социальных контрастов. В конечном итоге, они способствуют укреплению режима – самим своим существованием и своей деятельностью. Волонтерские организации показывают власти болевые точки общества и учат государство прислушиваться к голосу своих граждан. Они служат центром силы, противостоящим государственной мощи и дополнительной системой контроля действий власти. Этот подход требует способствовать укреплению связи между волонтерством и активным общественным участием, и активно пользоваться силами волонтерского движения в рамках гражданского общества для осуществления реформ и общественных преобразований, для уменьшения неравенства и бедности, предоставления адекватного представительства женщинам, различным меньшинствам, молодежи и т.д., исходя из принципа уважения свободы и независимости ближнего. III. В этой части лекции я буду рассматривать волонтерскую деятельность с исследовательских позиций: я продемонстрирую ее важность и ее вклад в становление гражданского общества, проанализирую отношение к ней с точки зрения еврейской традиции и в свете социально-психологической перспективы, а также попытаюсь показать важность развития еврейских общин и еврейского самосознания в СНГ.^ Первое: о волонтерской деятельности и учреждениях гражданского общества Важно помнить, что волонтерские организации, также как и группы оказания помощи, действуют, опираясь на волонтерскую деятельность одиночек, тех, кто вкладывает собственные силы, время, или деньги и т. д., посвящают себя этому, не рассчитывая на немедленную материальную компенсацию. У этой деятельности оказания (а также получения) помощи, направленной на благо общества, существуют, как мы видели, психологические, социологические, а также связанные с распределением профессиональных функций аспекты. Мотивация волонтерства и постоянство в этом виде деятельности являются важным положительным компонентом в сохранении волонтерских организаций и групп оказания помощи. Расширение сектора волонтеров приводит к росту спроса на них, в особенности на тех, у кого есть профессиональные, управленческие и административные навыки. Несмотря на то, что трудно оценить данную деятельность в точных показателях количества, качества и производительности, волонтеры, управляющие этим процессом, продвигающие его и действующие в рамках своих различных некоммерческих организаций, приносят большую пользу экономике и обществу в целом.Год начала третьего тысячелетия был выбран народами мира как наиболее подходящее время для того, чтобы выдвинуть волонтерскую деятельность на повестку дня мирового сообщества, создав, таким образом, возможность для любой страны или общины, организации или группы выразить и признать ценность волонтерской деятельности.Декларация универсального волонтерства (The Universal Declaration on Volunteering), сформулированная в рамках международного конгресса в Амстердаме, проходившего в 2001 г., выражает общемировые масштабы волонтерства и ставит его в один ряд с базисными ценностями человеческой культуры. ^ Волонтерство в социально-психологической перспективе Социальная психология определяет различные виды помогающего поведения (оказание помощи, принятие помощи и обращение за помощью) и разъясняет их значение. Эта дисциплина изучает такие вопросы, как кто оказывает помощь, и кто ее получает; при каких условиях и какими путями предоставляется помощь. Исследования в области социальной психологии в основном представляют собой лабораторный эксперимент, с целью изучения узких сегментов поведения в отношении помощи ближнему, но он не исследует более сложные формы поведения, связанные с волонтерской деятельностью. Изучение феномена волонтерской деятельности распределяется между несколькими дисциплинами, но большая часть литературы на эту тему относится к области социологии. С начала 80-х годов постепенно расширяются возможности исследований, занимающихся феноменом волонтерской деятельности и участием в ней различных общественных групп. На уровне отдельной личности, данная литературы исследует темы, касающиеся мотивации волонтерской деятельности, факторов ее постоянства и прекращения, обучения волонтеров, взаимодействия между волонтерами и наемными работниками, социо-демографическими характеристиками волонтеров и т. д. Вместе с тем, нет сформулированной теории волюнтаризма, и даже общепринятой теории среднего диапазона (Middle-Range Theory). Научная литература указывает нам на важность различных родительских типов, когнитивных процессов, обучение членов общества развитию форм альтруистического поведения у личности. Значительное число работ свидетельствует о том, что положительные формы общественного поведения являются выученными. Они развиваются с возрастом и основаны на развитии когнитивных и социальных навыков и моральных норм. Теории развития полагают, что альтруизм есть форма поведения, основанная, как и многие другие формы поведения, на желании удовлетворения потребностей, стремлениях и ценностях личности. Альтруизм формируется в процессе развития личности и является фактором личностной мотивации, при люб


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.