Реферат по предмету "Разное"


Активизация учебно творческой деятельности студентов профессионально педагогического вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

На правах рукописиКРАЮХИНА Ольга ЕвгеньевнаАКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА13.00.08 – теория и методика профессионального образованияАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наукЕкатеринбург 2009 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор^ Новоселов Сергей АркадьевичОфициальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессорГалагузова Минненур Ахметхановна;кандидат педагогических наук, доцент^ Нургалеев Леонид НиколаевичВедущая организация ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»Защита состоится 29 октября 2009 г. в 10.00 ч в конференц-зале на засе­дании диссертационного совета Д 212.284.01 при ГОУ ВПО «Российский госу­дарственный профессионально-педагогический университет» по адресу: 620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Россий­ский государственный профессионально-педагогический университет».Текст автореферата размещен на сайте университета www.rsvpu.ruАвтореферат разослан 28 сентября 2009 г.Ученый секретарь диссертационного советадоктор педагогических наук,профессор Г.Д. Бухарова ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Процесс непрерывного совершенствования и обновления российского образования актуализирует проблему научно-методичес­кого обеспечения креативной, творческой составляющей подготовки будущих специалистов (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин и др.). Это особенно актуально для профессионально-педагогических вузов, так как от их выпускников – педагогов профессионального обучения зависит, будет ли создана в учреждениях профессионального образования творческая атмосфера, будет ли организована каждодневная работа по повышению креативности учащейся молодежи. При этом с учетом целей профессионального образования творчество учащихся необходимо ориентировать на их будущую профессиональную деятельность (Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, Г.М. Романцев, В.А. Федоров и др.). Таким образом, от уровня и профессиональной направленности творческой подготовки будущих педагогов профессионального обучения зависят развитие творческих способностей и формирование креативной компетенции не только их, но и тех будущих работников производственной сферы, которые получат начальное и среднее профессиональное образование в результате педагогической деятельности выпускников профессионально-педагогических вузов. Педагогическая система развития творчества студентов профессионально-педагогического вуза, сложившаяся в 1980 – 90-х гг. была достаточно эффективной (Е.В. Ткаченко, С.А. Новоселов, В.В. Шапкин и др.). Но, как показала практика, в рамках этой системы не всегда удавалось сформировать ориентацию творчества будущих специалистов на приобретаемую ими профессию. Это привело к необходимости исследования проблемы активизации учебно-творческой деятельности студентов в аспекте ее ориентации на задачи профессионально-педагогической деятельности. Анализ педагогической, научно-методической и специальной литературы показал, что данная проблема в научном плане может быть рассмотрена как часть более широкой проблемы развития профессионально ориентированного творчества студентов, степень изученности которой характеризуется результатами следующих известных научных изысканий. А.А. Деркач, М.М. Зиновкина, Н.В. Кузьмина, А.В. Меньшиков и др. выделили основные аспекты содержания понятия «профессиональное творчество», рассматривая его как процесс формирования и развития творческого потенциала человека в ходе его профессионального становления, как вид творчества, направленный на совершенствование и разработку новых технических и технологических решений в сфере профессиональной деятельности. При этом под профессиональным творчеством они понимают не любую и не всю профессиональную деятельность, а только ту ее часть, которая характеризуется направленностью на поиск и разработку новых оригинальных творческих решений профессиональных задач – как вновь возникающих, нестандартных, так и типичных, но решаемых в новых условиях. Психолого-педагогические аспекты развития творческого потенциала педагога в процессе его профессиональной деятельности проанализированы в работах В.И. Андреева, Ю.Н. Кулюткина, В.Г. Рындак и др. Необходимость взаимосвязи процесса совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов с процессом развития их творчества как механизма развития личности обоснована в работах А.В. Брушлинского, В.Т. Кудрявцева, В.А. Сластенина и др. В трудах В.В. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, М.М. По­ташника и др. выделены сущностные черты педагогического творчества как в плане научно-исследовательской, инновационной научно-методической и организационно-методической деятельности, так и в плане совершенствования практической педагогической работы и педагогического мастерства. Условия повышения мотивации к творчеству в процессе учебно-познавательной деятельности исследованы в работах Д.Б. Богоявленской, И.Я. Лернера, А.К. Марковой, М.И. Махмуто­ва, П.И. Пидкасистого и др. Различные аспекты развития учебно-творческой деятельности студентов, ориентированной на будущую профессию, исследовали в своих научных работах С.П. Брагина, Е.А. Третьякова, Л.В. Туркина и др. В.С. Безрукова, М.Л.Вайнштейн, Н.К. Чапаев и др. обосновали необходимость интеграции педагогических, общенаучных и специальных дисциплин как условия активизации творчества студентов профессионально-педагогического вуза. В научных изысканиях Г.Н. Жукова, Р.Х. Исхакова, Л.Н. Нургалеев, Т.М. Сте­пановой и др. акцент в развитии творчества будущих педагогов профессионального обучения смещается на активизацию именно профессионально ориентированной составляющей учебно-творческой деятельности студентов. Анализ научных трудов по проблеме развития профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов показал, что на сегодняшний день не нашли достаточного научного обоснования педагогические условия ее активизации, которые учитывали бы специфику деятельности педагогов профессионального обучения. Таким образом, сопоставительный анализ педагогической теории в аспекте развития профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов – будущих педагогов профессионального обучения с потребностями практики профессионально-педагогического, начального и среднего профессионального образования позволил увидеть ряд противоречий. На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что потребность общества в подготовке молодого поколения к творческому решению широкого спектра профессиональных задач далеко не полно удовлетворяется в период обучения молодежи в учреждениях профессионального образования из-за неподготовленности преподавателей, педагогов профессионального обучения к организации и развитию профессионально ориентированного творчества обучаемых. Противоречие на научно-теоретическом уровне характеризуется тем, что подготовка студентов профессионально-педагогического вуза к будущей творческой деятельности в качестве педагогов профессионального обучения требует активизации их учебно-творческой деятельности, ориентированной на эту профессию, но в теории профессионального образования недостаточно обоснованы сущность и педагогические условия данного процесса. На научно-методическом уровне актуализируется противоречие между необходимостью активизации профессионально ориентированной учебно-творчес­кой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза, и недостаточным научно-методическим обоснованием механизмов реализации этого процесса. Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: в чем сущность и каковы педагогические условия активизации профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов – будущих педагогов профессионального обучения? Актуальность, выделенные противоречия и сформулированная проблема исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Активизация учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогичес­кого вуза». В исследовании введено ограничение: процесс активизации учебно-творчес­кой деятельности рассматривается на примере подготовки студентов по специальности 050501 Профессиональное обучение (дизайн) и 050501 Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование).^ Цель исследования – теоретическое обоснование и опытно-поисковая проверка педагогических условий активизации учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза. ^ Объект исследования – процесс развития учебно-творческой деятельности студентов вуза.Предмет исследования – педагогические условия активизации учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза.^ Гипотеза исследования состоит в следующем: Предполагается, что активизацию учебно-творческой деятельности студентов – будущих педагогов профессионального обучения следует рассматривать как процесс увеличения интенсивности взаимодействия субъектов профессионально-педагогического образования, направленный на развитие профессионального творчества, на повышение активности, инициативности студентов в поиске и решении творческих задач, содержательно связанных с профессионально-педаго­гической деятельностью. Возможно, необходимым условием активизации профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педа­гогического вуза является выделение в структуре процесса их профессионального творчества трех взаимосвязанных компонентов: профессионально-творческого, направленного на сферу профессиональной деятельности будущих учеников; профессионально-педагогического, ориентированного на педагогичес­кую деятельность в сфере профессионального образования; личностно-акмеологического, включающего в себя аспекты творчества, ориентированного на развитие творческого потенциала, лучших человеческих, духовных качеств субъектов учебно-творческого процесса. Вероятно, необходимым условием активизации профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педаго­гического вуза является ее организация в форме квазипрофессионального процесса поиска и решения субъективно и объективно новых профессиональных задач на основе применения синектики и интеграции в ее структуру ассоциативных методов эвристики. Предполагается, что активизации профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов будет способствовать включение в ее структуру процесса поиска и прогнозирования новых потребностей в изменении объектов профессиональной среды, что позволит развить профессиональное творчество студентов от уровня деятельности, обусловленной производственной необходимостью, до уровня прогностического, опережающего профессионального творчества, побуждаемого личной внутренней потребностью педагога профессионального обучения. Исходя из научного осмысления цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития учебно-творческой деятельности студентов вуза, определить сущность и специфику ее активизации в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза. 2. Разработать и научно обосновать структуру процесса развития профессионально ориентированного творчества студентов с выделением в ней компонентов, специфических для педагога профессионального обучения. 3. Обосновать педагогические условия активизации профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов – будущих педагогов профессионального обучения. 4. Провести опытно-поисковую проверку необходимости выделенных педагогических условий активизации учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза.^ Теоретико-методологической основой исследования являются: учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности (Б.Г. Ананьев, Б.М. Кедров, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубин-штейн, В.Д. Шадриков и др.); концепция поисковой активности В.С. Ротенберга и В.В. Аршавского, психологические теории развития творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, Э. де Боно, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Я.А. Понома­рев и др.); идеи о роли учебно-творческой деятельности в формировании и развитии творческой активности человека (В.И. Андреев, М.А.  Галагузова, С.А. Ново­селов, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.); теория профессионального образования (С.Я. Батышев, В.С. Безрукова, А.А. Вербицкий, Б.С. Гер­шунский, В.С. Леднев, П.Н. Новиков и др.); концепция профессионально-педаго­гического образования (ППО) (П.Ф. Кубрушко, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др.); основные положения личностно ориентированного и компетентностного подходов (Н.А. Алексеев, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская и др.). В значительной степени диссертационная работа опирается на результаты исследований по проблеме развития творчества личности в образовательном процессе, представленные в трудах Н.Д. Никандрова, В.И. Загвязинского, С.З. Гончарова, В.В. Лихолетова, Н.В. Мартишиной и др. При определении теоретических подходов к разработке технологических аспектов процесса активизации учебно-творческой деятельности студентов диссертационное исследование ориентировано на труды В.П. Беспалько, Г.К. Селев­ко, Н.Н. Тулькибаевой, Н.Е. Эргановой и др. Теоретической основой для разработки мотивационного компонента исследуемого в диссертации процесса стали закономерности формирования мотивационной активности и ее влияния на результативность деятельности (А.А. Реан, Д.В. Колесов, А.К. Маркова и др.), а также идеи о роли рефлексии в образовательном и творческом процессе (О.С. Анисимов, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, В.А. Метаева, П.И. Третьяков и др.). Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ результатов учебно-творческой деятельности студентов, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок. Результаты опытно-поис­ковой работы обрабатывались с использованием непараметрических методов математической статистики.^ База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ), Московского государственного индустриального университета (МГИУ) и Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 370 студентов специальности 050501 Профессиональное обучение (дизайн) и 050501 Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование). ^ Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа.Первый этап (1998–2000) – изучение реального состояния и особенностей организации учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педаго­гического вуза (метод педагогического наблюдения, анкетирование, интервьюирование и др.), эмпирический поиск методов и средств активизации учебно-твор­ческой деятельности студентов. ^ Второй этап (2001–2002) – анализ психолого-педагогической литературы, определение теоретических подходов и методологии исследования проблемы активизации учебно-творческой деятельности студентов – будущих педагогов профессионального обучения, выделение основных компонентов процесса развития их профессионального творчества (метод экспертных оценок, анализ результатов творческой деятельности и др.), уточнение объекта, предмета, гипотезы, задач и методов исследования.^ Третий этап (2003–2005) – уточнение педагогических условий и разработка научно-методического обеспечения активизации учебно-творческой деятельности студентов посредством организации квазипрофессионального процесса поиска и решения субъективно и объективно новых профессиональных задач на основе применения синектики с интегрированными в ее структуру ассоциативными методами активизации творческого мышления. Проведение опытно-поисковой работы по проверке отдельных положений гипотезы (наблюдение, метод экспертных оценок, анализ творческих работ и др.), уточнение понятийного аппарата исследования, апробация промежуточных результатов исследования. ^ Четвертый этап (2006–2009) – опытно-поисковая проверка возможности развития профессионального творчества студентов от уровня деятельности, обусловленной производственной необходимостью, до уровня прогностического, опе­режающего профессионального творчества. Уточнение возможностей системного применения условий и организационно-педагогических мероприятий по активизации учебно-творческой деятельности в качестве новой технологии развития профессионального творчества студентов. Проведение формирующего эксперимента по активизации учебно-творческой деятельности студентов профессионально-пе­дагогического университета на основе выделенного в гипотезе комплекса педагогических условий. Обработка с использованием непараметрического метода математической статистики «критерий знака», анализ, интерпретация и апробация результатов исследования. Оформление материалов диссертации.^ Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Обоснована необходимость выделения в структуре учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза трех взаимосвязанных компонентов: профессионально-творческого, профессионально-педагоги­ческого и личностно-акмеологического. 2. Доказана продуктивность активизации профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза посредством ее организации в форме квазипрофессионального процесса поиска и решения субъективно и объективно новых профессиональных задач на основе применения синектики с интегрированными в ее структуру ассоциативными методами активизации творческого мышления. 3. Обоснована возможность развития профессионального творчества студентов от уровня деятельности, обусловленной производственной необходимостью, до уровня прогностического, опережающего профессионального творчества при условии включения в структуру их учебно-творческой деятельности элементов поиска и прогнозирования новых потребностей в изменении объектов профессиональной среды. ^ Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления о процессе активизации учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогических вузов благодаря: уточнению содержания понятия «активизация учебно-творческой деятельности студентов–будущих педагогов профессионального обучения». Ее предложено рассматривать как педагогически управляемый процесс увеличения интенсивности взаимодействия субъектов ППО между собой и с объектами образовательной среды, направленный на развитие профессионального творчества, повышение активности, инициативности студентов в поиске и решении творческих задач, содержательно связанных с профессионально-педагогической деятельностью; разработке теоретической модели процесса развития профессионального творчества будущих педагогов профессионального обучения с выделением в структуре взаимодействия субъектов учебно-творческой деятельности профессионально-творческой, профессионально-педагогической и личностно-акмеологичес­кой составляющих; теоретическому обоснованию ассоциативно-синектической технологии развития профессионально ориентированного творчества студентов – будущих педагогов профессионального обучения, разработанной на основе применения синектики с интегрированными в ее структуру ассоциативными методами активизации творческого мышления в учебно-творческом процессе поиска и решения субъективно и объективно новых профессиональных задач.^ Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе диссертационного исследования результаты, выделенные условия, предложенные методы, средства и организационные формы активизации учебно-твор­ческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза, ассоциативно-синектическая технология и учебно-методические пособия по ее применению могут быть включены в образовательную практику профессионально-педаго­гических и педагогических вузов и колледжей России и зарубежных стран. Отдельные компоненты разработанной технологии могут быть использованы для развития творческих способностей обучающихся в учреждениях образования всех типов и уровней. ^ Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются применением современной методологии научного исследования, полидисциплинарным подходом к разработке проблемы активизации учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза, анализом и синтезом достижений теории профессионального и ППО, совокупностью методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта, репрезентативностью объема выборок, статистической значимостью полученных результатов опытно-поисковой работы, подтверждающих правомерность сделанных выводов, внедрением основных положений исследования в ряде образовательных учреждений.^ Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования автором опубликовано 18 научных работ, в том числе две публикации в журнале «Образование и наука», включенном в перечень научных изданий ВАК Российской Федерации. Основные положения работы прошли апробацию на следующих научно-практических конференциях и семинарах: Международная научно-практическая конференция «Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования» (Екатеринбург, 2006); Всероссийские научно-практические конференции: «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2002, 2003, 2004, 2005), «Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования» (Шадринск, 2004), «XXI век – век дизайна» (Екатеринбург, 2005), «Студент–исследователь–педагог» (Рязань, 2009); межрегиональные и региональные научно-практические конференции: «Развитие творческого потенциала студентов» (Кемерово, 2006), «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2002), а также на вузовских конференциях, методологических семинарах Художественно-педаго­гического института Российского государственного профессионально-педагоги­ческого университета (2002–2009). Результаты исследования в полном объеме были внедрены в образовательный процесс РГППУ, МГИУ и ШГПИ. Отдельные компоненты разработанной ассоциативно-синектической технологии развития профессионального творчества студентов успешно внедрены в Магнитогорском государственном университете, Московском педагогическом государственном университете, Московском городском педагогическом университете, Ижевском государственном техническом университете, Удмуртском государственном университете, Уральском государственном педагогическом университете, Уральском государственном экономическом университете (Екатеринбург), в филиале Уральского государственного университета путей сообщения (Н. Тагил), в Красноуфимском педагогическом колледже, в профессиональном училище «Самородок» (Н. Тагил), в средней общеобразовательной школе № 3 (Качканар), в средней общеобразовательной школе № 9 (Ирбит), в Институте развития регионального образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Екатеринбург), в Федеральном центре технического творчества учащихся (Москва), во Дворце молодежи (Екатеринбург), во Дворце творчества учащихся (Н.Тагил) и т.д. ^ На защиту выносятся следующие положения: 1. Необходимым условием активизации учебно-творческой деятельности студентов специальности «Профессиональное обучение» является педагогически управляемое повышение активности, инициативности студентов в поиске и решении творческих задач, содержательно связанных с профессионально-педагогичес­кой деятельностью. Это требует повышения уровня осмысления и личностной зна­чимости, предложенной в каждой задаче ситуации нового для студентов вида с последующим ее изменением. Организационно и методически этот процесс реализуется посредством повышения интенсивности взаимодействия субъектов ППО между собой и с объектами образовательной среды в трех взаимосвязанных компонентах их профессионального творчества: профессионально-творческом, направленном на сферу профессиональной деятельности будущих учеников; профессионально-педагогическом, ориентированным на педагогическую деятельность в сфере профессионального образования; личностно-акмеологическом, включающем в себя аспекты творчества, ориентированного на прогрессивное развитие творческого потенциала, лучших человеческих, духовных качеств субъектов учебно-творческого процесса. 2. Активизации профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов способствует включение в ее структуру процесса поиска и прогнозирования новых потребностей в изменении объектов профессиональной среды. Это позволяет развить профессиональное творчество студентов с уровня деятельности, побуждаемой производственной необходимостью, до уровня прогностического, опережающего профессионального творчества, побуждаемого личной внутренней потребностью педагога профессионального обучения. 3. Результативность активизации учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза обеспечивается организацией их самостоятельной работы в форме квазипрофессионального процесса поиска и решения новых профессиональных задач на основе применения синектики с интегрированными в ее структуру ассоциативными методами. Их системное применение в мотивационном компоненте и в алгоритме самостоятельной работы студентов в сочетании с обеспечением диагностичности целей учебно-творческой деятельности создает необходимые предпосылки для реализации в образовательном процессе новой профессионально-педагогической технологии – «ассоциативно-синектичес­кой технологии развития профессионального творчества».^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 285 наименований, и приложений.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность проблемы активизации учебно-твор­ческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза; определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, его методологическая основа; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; дана характеристика этапов и методов исследования; приведены сведения об апробации результатов исследования; изложены положения, выносимые на защиту. В первой главе «Активизация учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза как педагогическая проблема» проведен анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования, рассмотрены методологические и теоретические подходы к ее решению. Анализ показал, что процесс учебно-твор­ческой деятельности характеризуется многоаспектностью и способностью приобретать специфические черты в зависимости от сферы профессиональной деятельности, к которой готовятся студенты (А.И. Влазнев, Р.Т. Гареев, М.М. Зиновкина, Д.М. Комский, В.В. Лихолетов, Е.А. Третьякова, Л.В. Туркина и др.). При этом практически все авторы сходятся во мнении, что основой организации учебно-творческой деятельности студентов является процесс решения учебно-творческих задач, который может быть реализован либо в форме самостоятельной работы при изучении учебных, прежде всего специальных, дисциплин с использованием эвристических методов и элементов деловой игры, либо в форме внеурочной самостоятельной деятельности, а также посредством комбинации этих форм. Многочисленные трактовки понятия «учебно-творческая задача» удалось обобщить в следующем определении: это задача, в которой описана ситуация нового для студентов вида и поставлена цель, достижение которой затруднено невозможностью или ограниченностью использования имеющегося у студентов опыта мыслительной или практической деятельности, необходимого для решения задачи. При этом новизна ситуации требует от них самостоятельной познавательной деятельности и одновременно поиска новых способов организации практической деятельности, направленных на достижение поставленной цели. В процессе решения учебно-творческой задачи студенты овладевают умениями и навыками творчества, развивают творческие способности. Таким образом, учебно-творчес­кая задача рассматривается в качестве основного объекта учебно-творческой деятельности студентов (В.И. Андреев, А.М. Василевская, И.П. Калошина, Т.В. Куд­рявцев, Ю.Н. Кулюткин и др.). Исходя из этого, учебно-творческая деятельность студентов определяется нами как один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, причем результат этой деятельности характеризуется субъективной новизной и значимостью. Понятия «субъективная новизна и значимость» и «объективная новизна и значимость» рассматриваются в диссертации в известной трактовке В.Е. Алексеева, П.Н. Андрианова, М.А. Галагузовой, В.А. Горского, В.Д. Путилина, Ю.С. Столярова и др. К основным способам организации учебно-творческой деятельности студентов, к эффективно применяемым в ней методам обучения большинство исследователей относят такие методы как: игровые, эвристические, метод проблемного изложения, исследовательский и частично поисковый (А.А. Вербицкий, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, Н.Ю. Посталюк, А.В. Хуторской, В.В. Шапкин и др.). Особенностью организации учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза является то, что, исходя из целей ППО, необходимо не только развивать творческие способности будущего педагога профессионального обучения, но и научить его тому, как подготовить к творчеству в профессиональной деятельности его будущих учеников. Поэтому в структуре ППО вполне обоснованно значительное место отводится творческой составляющей подготовки педагогов профессионального обучения (С.Я. Батышев, Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, Е.В. Ткаченко и др.). Но, как показал анализ исследований, посвященных проблеме развития творчества студентов профессионально-педагогических специальностей (Г.Н. Жу­ков, Р.Х. Исхаков, А.В. Куликов, В.П.Климов, С.А. Новоселов, Л.Н. Нургалеев, И.А. Торопов и др.), проведенный в сопоставлении с результатами многолетней работы по организационно-педагогическому обеспечению учебно-творческой деятельности в профессионально-педагогических вузах и колледжах, студенты зачастую проявляют свою творческую активность, решая творческие задачи, не связанные непосредственно с их будущей профессиональной деятельностью (различные виды непрофессионального творчества: художественного, литературного, музыкального, социального и др.). Несмотря на то, что данный факт благотворно влияет на развитие общекультурного уровня и творческого потенциала личности студентов, реализующих себя в этих видах творчества, необходимо отметить, что неуравновешенность разнонаправленной творческой активности студентов учебно-творческой деятельностью, ориентированной на будущую профессию, снижает возможности приобретения ими опыта профессионального творчества как необходимой составляющей их профессиональной подготовки. Кроме того, смещение творческой активности студентов, а иногда и соответствующей организационно-педагогической работы (например, кураторской) за пределы содержания профессионального образования приводит к снижению активности студентов в учебно-творческой деятельности на занятиях по специальным дисциплинам. Осмысление результатов анализа психолого-педагогической и специальной литературы и объективных противоречий, порождаемых взаимозависимостью и, одновременно, несовпадением темпов и локальных направлений развития педагогической теории и отражаемой ею практики профессионального и профессионально-педагогического образования, позволило выявить и обосновать актуальность проблемы активизации учебно-творческой деятельности студентов в аспекте ее ориентации на задачи профессионально-педагогической деятельности. Решение этой проблемы потребовало уточнения сущности понятия «активизация профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов – будущих педагогов профессионального обучения». Главным ориентиром в процессе разработки данного понятия и решения проблемы исследования стала известная идея А.А. Вербицкого о том, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не ее спрессовывание и не ускорение процессов ее считывания, а создание педагогических условий для повышения осмысленности учения. При этом студенты должны быть включены в учебную деятельность на уровне не только интеллектуальной, но и личной и социальной активности. Тогда процесс учебной деятельности превратится в личностно опосредованный процесс взаимодействия и общения субъектов профессионального образования – преподавателей и студентов, направленный на достижение объединяющей их цели – формирование творческой личности специалиста. Продуктивными для решения проблемы исследования стали также подходы к активизации учебной деятельности В.С. Ильина, М.Н. Самардак, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, С.Н. Ярошенко и др. На их основе активизация учебно-творческой деятельности рассмотрена в диссертации как процесс и результат мобилизации интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучаемых на решение учебно-творческих задач; как процесс побуждения обучаемых к увеличению творческой составляющей в структуре учебной деятельности. В аспекте управления учебной деятельностью весьма плодотворной для проведенного исследования оказалась трактовка активизации, предложенная Н.Д. Никандровым: исходя из того, что учебно-творческая деятельность – это самоуправляемая деятельность студентов во взаимодействии с преподавателем, а активность – свойство этой деятельности, то активизация учебно-творческой деятельности есть управление активностью, т.е. ее мотивация, включение, доведение до оптимального уровня и поддержание на этом уровне. При этом под активностью в данном случае понимается мера интенсивности взаимодействия (Д.В. Колесов) субъектов образования между собой и с объектами образовательной среды. Значительное влияние на проведенное исследование оказала концепция поисковой активности (В.В. Аршавский, В.С. Ротенберг), под которой понимается активность, направленная на изменение ситуации или отношения человека к ситуации в отсутствие определенного прогноза результатов такой активности, но с непрерывным контролем результатов на каждой стадии этой активности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.