Реферат по предмету "Разное"


Актуальна потому, что психология наука, изучающая психику. Психика это отражение мозгом реальной действительности

1752 Психология Основные этапы развития психики и их характеристика Курсовая 35 2008 900 Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru, ancher77@mail.ru Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ruСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. Общая характеристика понятия психики в психологии 3 1.1. Понятие и сущность психики 3^ Глава 2. Характеристика основных этапов развития психики 8 2.1. Развитие взглядов философов о психике 8 2.3. Представление о сознании как высшем этапе развития психики 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14 ВВЕДЕНИЕ «Основные этапы развития психики и их характеристика» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема работы актуальна потому, что психология — наука, изучающая психику. Психика — это отражение мозгом реальной действительности1. Проблема локализации высших психических функции относится к числу важнейших проблем современного естествознания. Она принадлежит к числу междисциплинарных проблем, которые разрабатываются целым рядом дисциплин: нейроанатомией, нейрофизиологией, неврологией и др.. Данная проблема всегда была предметом острой борьбы между идеалистическими и материалистическими взглядами. Ее актуальность не снизилась и в настоящее время. Таким образом, возникает вопрос о том, каким образом эта наука получила свое название. Актуальность исследования определила цель работы: Цель изучения предмета психологии заключается в том, чтобы усвоить, понять, опираясь на теорию отражения, сущность психики, значение информации в психических явлениях и продумать использование основных психологических закономерностей. Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач: Изучить литературу по проблеме исследования. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о понятии психики в психологии. Рассмотреть сущность и специфику развития основных этапов психики. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Названия глав отображает их содержание. Глава 1. Общая характеристика понятия психики в психологии ^ 1.1. Понятие и сущность психики В научных исследованиях духовные качества человека принято называть психическими, а наука, которая занимается их изучением, называется психологией. Естественно возникает вопрос о том, каким образом эта наука получила свое название. Термин “психология” произошел от двух греческих слов: “псюхе” – душа и “логос” - учение. Таким образом, психология - это наука о душе. Однако термин “душа” редко применяется в научной психологии. Зато он широко применяется в житейском обиходе. Оценивая человека, люди прежде всего говорят о его душе: светлая душа, честная душа, добрая душа, темная душа, низкая душа. Вместо термина “душа” в научной психологии применяется термин “психика”. Что же такое психика в научном понимании? В психологии термином психика обозначают систему взаимно связанных психических явлений, имеющих определенную структуру, форму и содержание. В структуру психики входят: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психические процессы представляют собой динамические образования психики, которые характеризуются большой подвижностью, интенсивностью и неустойчивостью. К ним относятся: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, воля, эмоции. Психические состояния являются более устойчивыми, чем процессы, но менее интенсивными и подвижными. К психическим состояниям относят: внимание, чувства, влечения, желания, интересы и т.д. Психические свойства являются не только устойчивыми трудно изменяемыми образованиями, но и характеризуются более сложной структурой, чем другие психические явления. К ним относятся: темперамент, характер и способности. Между всеми структурными элементами психики существует неразрывная связь. В основе психической деятельности лежат психические процессы, которые отражают как внешний, так и внутренний мир человека. На их основе возникают субъективные, внутренние состояния, наполняющие духовный мир человека. Психические свойства возникают на основе психических процессов и состояний, которые закрепляются и имеют устойчивый постоянный характер, свойственный конкретной личности. Форма существования психических явлений также может быть разнообразной. Это могут быть: впечатления, образы, представления, мысли, взгляды, переживания, мечты и идеалы. Содержание психических явлений имеет конкретный характер и составляет духовный облик человека. Оно может иметь динамический противоречивый характер, быть положительным или отрицательным, являться высоконравственным или безнравственным. По содержанию психических явлений мы и определяем душу человека. Чем же отличаются психические явления от всех остальных явлений? Какова их специфика? Первое отличие психических явлений заключается в том, что если окружающие нас предметы являются по свой природе материальными, то психические – это идеальные явления. Например, представление о столе является идеальной копией стола, тогда как сам стол - материальный предмет, характеризующийся различными физическими свойствами. Второе отличие заключается в том, что если материальные предметы и явления существуют вне нас в окружающем пространстве, то психические явления существуют внутри нас и являются внутренними явлениями. Третье отличие состоит в том, что материальные предметы существуют объективно, независимо от нас, тогда как психические явления - это субъективные явления, так как они принадлежат человеку, субъекту, и имеют у каждого из нас индивидуальный характер. Каково же назначение психических явлений? Зачем дана душа человеку? Психические явления также естественны для организма человека, как и любые другие. В силу этого они почти не замечаются человеком. Обращают внимание на них только в том случае, если нарушаются их функции. Например, если спросить у кого-либо, как у него функционирует психика, то он вряд ли даст вразумительный ответ. Зато если спросить у него, что такое “псих”, то он скажет, что это ненормальный человек, что он не может вести себя правильно в человеческом обществе и не отдает отчет о своих поступках2. Какие же функции в данном случае нарушены? Психика выполняет три основные функции: побудительную, познавательную и регулятивную. Эти функции обеспечивают нормальную жизнедеятельность живого существа и его поведение в самых разнообразных условиях существования. Причем, одни психические явления выполняют преимущественно побудительную функцию, другие познавательную, третьи - регулятивную. Человек является активным, деятельным существом. Его одолевают самые разнообразные желания, стремления, эмоции, чувства, интересы, убеждения, которые побуждают его совершать самые разнообразные действия и поступки. Но прежде чем совершать то или иное дело надо, как советует народная мудрость, подумать. Подумать - это значит познать все, что происходит вокруг, оценить обстановку, взвесить свои возможности, обдумать цели действий и предвидеть их результаты, все это возможно только при функционировании таких познавательных процессов, как ощущения, восприятие, память, мышление и воображение. Затем, в соответствии с результатами познавательной деятельности, человек планирует, осуществляет, регулирует и контролирует свои действия и поступки. Все это обеспечивают такие психические явления, как воля, характер, темперамент и способности. Взять, например, поведение учеников на уроке и посмотреть, что их побуждает осуществлять учебную деятельность. Можно увидеть: одни из них стремятся получить хорошие отметки, другие - желают стать первыми в классе, третьи испытывают чувство долга и ответственности перед родителями и учителями, четвертые - испытывают интерес к учебному предмету, пятые убеждены в том, что все, что они узнают в школе, пригодится в будущей жизни. Поэтому ученики внимательно слушают объяснение учителя, воспринимают наглядные пособия, запоминают полученную информацию, стараются представить предметы и явления, которые они изучают, устанавливают связи и отношения между ними, пытаются понять их сущность и закономерность, анализируют, сравнивают, обобщают усвоенную информацию и т. д. Для того, чтобы осуществлять все это, ученики должны регулировать свое поведение: не отвлекаться, слушать внимательно, своевременно переходить от одной учебной деятельности к другой, проявлять волевые усилия, чтобы преодолеть возникшие трудности, добиваться осуществления поставленных целей. Психика присуща не только человеку, но и животным. В связи с этим термин “психика” обозначает всю совокупность психических явлений, присущих человеку и животным. Однако психика человека качественно отличается от психики животных. Психика может быть сознательной и бессознательной. Бессознательная психика представляет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща как человеку, так и животным. Сознательная психика свойственна только человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологических условий существования к общественно-историческим. Животные живут в естественной среде. Природа сама создает необходимые для их существования объекты. Поэтому строение организма животных и функции их психики направлены на то, чтобы обнаружить эти объекты и употребить для осуществления жизнедеятельности. Иное дело человек. Он не довольствуется тем, что находит в природе. Он должен сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Человек сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает орудия труда, приборы, аппараты. Причем все это он создает совместно с другими людьми в определенных общественно-исторических условиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая форма психики - сознание, благодаря которому функции психики приобретают осознанный, целенаправленный характер. Сознание представляет собой сложное интегративное психическое явление. В структуру сознания входят как сенсорные, так и интеллектуальные процессы, которые наряду с волей и чувствами обеспечивают жизнь человека в сложных социальных условиях. Таким образом, сознание представляет собой систему сенсорных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов, направленных на познание и преобразование человеком окружающего мира в соответствии со своими нуждами. Содержанием сознания является совокупность знаний, полученных на основе ощущений, восприятий, памяти, мышления и воображения, закрепленных посредством языка и речи. Сознание дает возможность человеку познать не только окружающий мир, но и самого себя, выделить себя из окружающей среды, стать субъектом деятельности, а следовательно - личностью. С появление сознания у человека начинает функционировать разум как наиболее характерная особенность его психики, как способность разумно, т.е. целесообразно осуществлять как практическую, так и умственную деятельность. Разум – это высшая форма проявления сознания, это способность осознать и понять сущность вещей, осмыслить суть всего происходящего, понять свое место в жизни и смысл своего существования. Характерной особенностью человеческой психики является ее связь с языком и речью. Язык представляет собой особую систему словесных сигналов, посредством которых человек обозначает окружающий мир и свои собственные состояния. Применяя язык в процессе речевого общения, человек получает возможность закреплять свой личный и общественно-исторический опыт, передавать его окружающим людям и использовать в свой деятельности. Язык и речь являются основными интеллектуальными орудиями сознательной деятельности человека, они объектируют его внутренний душевный мир, делают его доступным для других людей и для самого себя. Поэтому возникновение сознания у человека, как в общественно-историческом, так и в онтогенетическом плане, неразрывно связано с усвоением языка и речи. Психика человека является сложной и многообразной. В ее структуру входят как сознательные, так и бессознательные психические явления. Сознательная психика обеспечивает связь человека с окружающей средой, дает ему возможность целенаправленно познавать внешний мир и самого себя, осуществлять самые сложные формы поведения в постоянно меняющейся социальной среде. Бессознательная психика регулирует деятельность внутренних органов, сигнализирует о состоянии внутренней среды, отражает воздействия, находящиеся под порогом сознания, стимулирует реактивные, непроизвольные движения и привычки. Между сознательной и бессознательной психикой существует непрерывная связь. Бессознательные психические явления могут стать сознательными и наоборот. Это происходит как естественным путем, так и посредством специальной тренировки. Возможно, например, накопление информации в бессознательной психике и ее порыв в сферу сознания, в результате чего происходит стимулирование таких движений и действий, которые не поддаются разумному объяснению. Иногда человек действует интуитивно, или, как иногда говорят, инстинктивно, что не совсем правильно, так как инстинктивные формы поведения присущи только животным. Бессознательная психика человека имеет не животное происхождение, а детерминирована общественноисторическими, социальными условиями существования3. Так, например, агрессивность человека, будет ли она сознательной или бессознательной, не имеет ничего общего с инстинктивной агрессивностью животных. Последние, в отличие от людей, не истребляют, как правило, своих сородичей. Даже хищные животные редко нападают на других особей без особой нужды. Иное дело у людей. Война, убийства, терроризм уносят жизни у миллионов людей, поражая своей бессмысленностью и жестокостью. Сознательная психика человека очень ранима. Нарушение нормальных функций сознания у человека происходит как под влиянием социальных условий существования, так и в результате заболеваний, имеющих как функциональный, так и органический характер. Так, резкое понижение социального статуса человека, разрыв с близкими людьми, применение алкоголя и наркотиков вызывают расстройства психики, вследствие чего человек неадекватно осознает окружающий мир, самого себя, не может правильно ориентироваться в пространстве и во времени, теряет способность сознательно регулировать свое поведение, утрачивает профессиональные знания и навыки. Возможны и патологические изменения в сознании, сопровождающиеся появлением таких явлений, как бред и галлюцинации. Причиной их появления чаще всего бывают подпороговые, субсенсорные раздражители, которые в нормальном состоянии не отражаются, но при расстройствах психики они начинают осознаваться. Так, подпороговые звуки начинают осознаваться как звуки человеческой речи, прикосновение одежды к телу начинает вызывать извращенные кожные ощущения: больному кажется что что-то ползает по его телу, что прикасаются какие-то колющиеся предметы. Рассмотрим психику как особый вид деятельности. Психика понимается не как явление сознания, а как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром. Человек (субъект) выступает как активное начало, а не как простое вместилище психического. Он выполняет не только внешние практические действия, но и действия психические. Психика — это не просто картина мира, система образов, а деятельность, система действий и операций, объединенных единым мотивом и целью. Понимание психики как деятельности существенно меняет предмет психологии. Теперь она должна изучать не отдельные изолированные психические функции (внимание, волю, эмоции и др.), а систему деятельности. Отдельные функции, входя в деятельность, занимают в ней определенное структурное место, выполняют какую-то функциональную роль. Естественно, что закономерности деятельности не могут быть сведены к закономерностям отдельных ее элементов или к сумме этих закономерностей. Другими словами, предмет психологии — деятельность — по своей природе системен и должен изучаться как система. Вот почему переход к изучению психики как деятельности не может произойти путем простой замены терминов: деятельность внимания вместо функции внимания, эмоциональная деятельность вместо эмоциональной функции и т. п. Такая смена терминов ничего не меняет по существу, так как отдельные функции никогда не образуют деятельности. Предмет психологии существенно изменился и в другом отношении: психология не должна изучать только чисто психическую деятельность — это предельный случай. Типичным же случаем является наличие в деятельности как психических, так и непсихических компонентов, которые к тому же в процессе функционирования могут менять свою форму. Деятельность как предмет психологии по-новому поставила вопрос и о единице психологического анализа. Общее требование к единице анализа любого процесса заключается в том, что она не должна терять специфики анализируемого явления. Л. С. Выготский подчеркивал, что психику надо разлагать не на простейшие, а на специфические для нее единицы, в которых сохраняются в наиболее простом виде все ее качества и свойства. Разложение на еще более простые элементы, писал он, ведет к потере специфики анализируемого явления, а вместе с этим и специфики своей науки4. Если мы хотим объяснить, например, почему вода тушит огонь, писал Л. С. Выготский, то мы не должны разлагать воду на элементы — водород сам горит, а кислород поддерживает горение. Только в том случае, если мы сумеем анализ, разлагающий единство на элементы, заменить анализом, расчленяющим сложные единства на относительно простые единицы, далее не разложимые и представляющие в наипростейшем виде единства, присущие целому, — только в этом случае мы можем надеяться на то, что наш анализ приведет нас к удовлетворительному решению задачи. Поскольку психика является деятельностью, то ее анализ необходимо вести в таких единицах, которые сохраняют все специфические особенности деятельности. …..^ Глава 2. Характеристика основных этапов развития психики 2.1. Развитие взглядов философов о психике С появлением философии одни ученые стали придерживаться материалистических представлений о душе и развивать их, другие придерживались иной точки зрения, пологая, что душа не материальное, а идеальное явление. Большое влияние на развитие материалистических представлений о душе оказали философы атомисты Демокрит и Эпикур (V-III в. до н. э.). Так, согласно учению Демокрита, все предметы и явления, в том числе и душа, состоят из мельчайших неделимых и невидимых частиц-атомов. Душа, как носитель духа и разума, является оживотворяющим началом тела. Она управляет всеми функциями организма и состоит из очень легких и подвижных атомов, способных быстро перемещаться по телу. Атомы души приводятся в движение “истекающими” от других предметов и явлений атомами, вследствие чего душа получает впечатления от внешнего мира. Каким же образом функционирует разум и как возникает духовный мир человека, представители материалистического понимания души объяснить не могли. Это попытались сделать философы идеалисты Сократ и Платон, жившие в это же время. Сократ не оставил в письменном виде описание своих представлений о душе. Он занимался тем, что устно проповедовал свои взгляды, беседуя со своими учениками и окружающими людьми. Платон был учеником Сократа. Он подробно записывал содержание этих бесед, развивал его взгляды и впоследствии все это изложил в своих произведениях, которые были написаны в форме диалогов с Сократом. Развивая свои философские воззрения, Сократ и Платон пытались проникнуть в тайны бытия, понять, что собой представляют предметы и явления, как они возникают и исчезают, как у человека появляются представления и понятия о мире, как возникают моральные взгляды и почему они разные у людей. Пытаясь ответить на все эти многочисленные вопросы Сократ и Платон полагали, что человек и весь окружающий его мир, являются составной частью вселенной, что они связаны невидимыми нитями с космосом. Космос же согласно существующим тогда представлениям, является обиталищем всемогущих бессмертных богов, которые создали весь мир и человека, наделив его бессмертной душой. Душа, в силу своего божественного происхождения, должна управлять телом, направлять духовную жизнь человека. Душа, в отличие от материального тела, бесплотна, сверхъестественна и после смерти переселяется в иной мир. Между возвышенной, бессмертной душой и бренным телом, считал Сократ, возникают противоречия. Материальное тело, его плоть раздираема страстями. Для поддержания жизни оно должно есть, пить, одеваться и удовлетворять другие плотские потребности. У человека, с нестойкой душой, тело берет верх. Из-за этого возникают ссоры, войны, совершаются преступления. Под влиянием плотских желаний душа черствеет, становится завистливой, злобной, невежественной и жестокой. Все это, считал Сократ, недостойно человека. Человек, наделенный божественной душой и разумом, должен заботиться о познании истины, о чистоте своих помыслов и желаний. Только тогда его душа будет достойна бессмертия. Слушатели и ученики Сократа нередко спрашивали у него: «Может ли он доказать, что душа бессмертна». Он отвечал, что может. Доказывал Сократ бессмертие души путем логических рассуждений и умозаключений, которые он делал вместе со слушателями. Он спрашивал: «Согласны ли Вы, что человек имеет тело и душу, что душа одухотворяет тело и является источником жизни, что без души тело становится мертвым? Согласны ли Вы, что смерть отрицает жизнь, а жизнь отрицает смерть? Но жизнь, которая отрицает смерть, является вечной т.е. бессмертием. Согласны ли Вы, что человеку свойственны три состояния: жизнь, смерть и бессмертие? Что же у человека может быть бессмертным: тело или душа? Тело, как всем известно, живет и умирает. Значит бессмертной у человека может быть только душа»5. Как душа приобретает знания о мире, и как у человека возникают моральные взгляды, которыми он руководствуется в своей жизни? На эти вопросы Платон отвечал следующим образом. В природе существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей существует на земле, мир идей, куда относится и душа, на небе. Идеи - это сосредоточение абстрактной сущности вещей. Есть идеи добра и зла вообще, добродетели и справедливости вообще и т. д. Каждый предмет или явление на земле есть лишь копия этих идей, их отражение. Познание человеком мира представляет собой процесс проникновения в мир идей, который возможен только в том случае, если душа полностью освобождается от власти тела. Проповедуя такие взгляды, Сократ нажил себе много врагов, обличая несправедливость властей, недостойный образ жизни именитых людей, лживость политиков. Афинский суд, в составе которого были обличаемые Сократом люди, приговорил его к смертной казни, за то что он, якобы подрывал устои афинского общества, неуважительно относился к властям, порицал жизнь и действия наиболее уважаемых граждан. Сократ должен был выпить яд или отправиться в изгнание. Он предпочел смерть. В ответ на просьбы учеников и друзей отправиться в изгнание Сократ отвечал, что смерть его не пугает, наоборот, он считает, что наконец наступит самый счастливый день в его жизни, к которому он стремился всю жизнь, его душа освободится от оков тела и приобретет полую свободу и бессмертие. Несколько столетий спустя другой великий гуманист Иисус Христос, как и Сократ, был предан смертной казни за то, что призывал людей, погрязших в пороках, спасать свою бессмертную душу, вести чистый и непорочный образ жизни. Как и Сократ он не оставил никаких письменных произведений. Все его проповеди записывали ученики и их содержание сделали достоянием для людей всего мира. Всем известны заповеди И. Христа: возлюби ближнего как самого себя, отдай все людям, не убий, не укради, не лги, не богохульствуй, не прелюбодействуй и т.д. Взгляды И. Христа и Сократа оказали огромное влияние на развитие мировой культуры и искусства, они стали неотъемлемой частью христианской религии, вошли в историю философии и психологии, нашли отражение в мировой литературе. Основные положения учений И. Христа, Сократа, Платона и других философов и просветителей и составляют тот мир идей, под влиянием которых формируется психика человека, его душа. Находится этот мир идей среди людей, определяя общественное и индивидуальное сознание человека. Теперь всем известно, что ребенок, выросший вне человеческого общества, не приобщенный к общественному сознанию, не приобретает общечеловеческих свойств психики, не становится полноценной личностью. Носителем идей являются слова, которыми человек обозначает предметы и явления окружающего мира, а также свои мысли, взгляды и убеждения. Ученик Платона Аристотель внес существенный вклад в развитие учения о душе. Его трактат “О душе” стал основным источником знаний по психологии в дальнейшем. Аристотель являлся, по существу, родоначальником психологии, как и других наук. Его взгляды о душе носили не только теологический, но и естественнонаучный характер. Хотя он отрицал понимание души как материального вещества, но в то же время считал, что душа и тело едины. Душа, считал Аристотель, является сущностью или, как он писал, “энтелехией” тела, его оживотворяющей силой. Функция души заключается в ее способности обеспечивать различные виды деятельности. Душа присуща всем живым организмам, она обеспечивает их жизнедеятельность. У растений душа - питающая. У животных она - чувствующая движущая. У человека душа - разумная. Для того, чтобы душа разумно управляла телом, она должна познавать мир и накапливать опыт. Познание мира считал Аристотель, происходит на основе ощущений, благодаря которым в душе возникают формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, как, например, на воске возникает оттиск печати без железа или без золота, из которых она изготовлена. Опыт накапливается благодаря тому, что после ощущений остаются следы, на основе которых возникают представления, как вторичные образы тех предметов, которые когда-то действовали на органы чувств. Представления связываются между собой на основе сходства, смежности и контраста образов, создавая возможность для сохранения и применения их в практической деятельности. Поведение и практическая деятельность являются, по мнению Аристотеля, основными условиями формирования характера человека. Справедливость, как черта характера, будет проявляться у человека только тогда, когда он будет совершать справедливые действия. Представления древних философов о душе и ее связи с телом заложили фундамент для развития психологических взглядов в будущем. Причем, понятие о душе стало применяться только к человеку, который способен, в отличие от животных, разумно действовать и осознавать самого себя. Так зародилось понятие о сознании, как наиболее важной особенности психики человека. …. 2.3. Представление о сознании как высшем этапе развития психики Откуда и как появился человек, почему у него стало функционировать сознание как высшая форма психики, чем отличается поведение человека от поведения животных, ответ на все эти вопросы разные теории дают по-разному. Одни полагают, что человек земного происхождения, другие - что он появился из космоса, третьи - что он имеет божественное происхождение. Современная наука в основном придерживается первой точки зрения, согласно которой, человек, как сложно устроенный организма, появился на земле в результате длительного развития животного мира. Но у человека наряду с телом есть еще душа, главным свойством которой является сознание. Каким же образом человек приобрел это свойство? Одни полагают, что сознание возникло под влиянием биологических законов развития, другие что появление сознания связано с общественно-историческими законами развития человека и общества. Если стать на первую точку зрения, то следует признать, что сознание присуще не только человеку, но и высшим животным. Если это так, то человек тогда ничем не отличается от них. Именно к такому выводу пришли бихевиористы и фрейдисты, а также их последователи. Так, Д. Морис в своей книге “Голая обезьяна”, вышедшей в Америке в конце 60-х годов, пишет, что современный человек это та же старая голая обезьяна. Отличие только в том, что он придумал новые названия. Вместо “охота” он говорит “работа”, вместо “гнездо” - “дом”, вместо “самка” - “жена”, вместо “спаривания” - “женитьба” и т.д. Ясно, что такой подход не может объяснить коренные изменения, происшедшие в процессе развития человека в его телесной организации и в психике. В то же время нет никакого сомнения в том, что человек произошел от человекообразной обезьяны, так как между ним и ею есть много сходных анатомических и физиологических признаков. Предком человека, как полагают, является ископаемое существо - питекантроп (обезьяночеловек) , сочетающий в себе признаки обезьяны и человека. Это существо имело вертикальное положение тела, хорошо развитые верхние конечности, имеющие форму рук, приспособленных к осуществлению хватательных функций. Питекантроп вел наземный стадный образ жизни. Оказавшись на земле обезьяночеловек лишился возможности легко добывать пищу, а похолодание климата требовало защиты от непогоды. Чтобы выжить древний человек должен был научиться изготавливать орудия труда и применять их для добывание пищи, изготовления одежды и строительства жилища. Все это привело к тому, что инстинктивные реакции стали постепенно заменяться целенаправленными предметными действиями, которые стали осознаваться человеком. Так в процессе целенаправленной трудовой деятельности у человека начинает формироваться элементарное предметное сознание, направленное на преобразование природных объектов в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Рассматривая сущность различий между сознательным действием и реакцией, С. Л. Рубинштен писал: “Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие - это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание.”6 Основным содержанием предметного сознания становится психический образ, отделившийся от инстинктивных реакций, и, в силу этого, давший возможность человеку познавать окружающий его мир и сознательно регулировать свое поведение. Подчеркивая роль психического образа в становлении сознания человека, А. Н. Леонтьев отмечал: “Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывшего субъекту окружающий его мир, деятельность по-прежнему остается практической, внешней.” Под влиянием орудийных действий, направленных на преобразование предмета, перцептивный образ превращается в субъективный образ (образ осознаваемый субъектом) , на базе которого начинает функционировать предметное сознание. В структуре предметного сознания важнейшую роль начинает играть практическое, наглядно-действенное мышление и воображение. Наглядно-действенное мышление дает возможность первобытному человеку образно отражать связи и отношения между предметами и явлениями, вовлеченными в практическую деятельность, а воображение - создавать новые образы предметов, которые будут изготовлены в процессе труда. Дальнейшее развитие сознания у человека происходило под влиянием другого мощного фактора - языка и речи. Возникновение языка и речи у первобытного человека является закономерным процессом, так как трудовая деятельность с самого начала имела общественный характер. Изготовление орудий труда и их применение требовали от человека совместных действий, а обмен орудиями и продуктами труда способствовал интенсивному общению между людьми. Потребность в общении привела к появлению языка и речи, посредством которых люди не только общаются между собой, но и передают друг другу свои знания и свой опыт. Благодаря общественному труду и речевому общению инстинктивные отношения в стаде стали заменяться осознанными отношениями, а стадо стало превращаться в общество. На ранней стадии формирования языка и речи слово и образ вещи, которую оно обозначало, были неотделимы друг от друга. Обозначая словом предмет, человек начал осознавать звуковой образ слова и образ предмета как одно и то же. Такое нерасчлененное осознание смыслового значения слова и образа вещи, которую оно обозначает, наблюдающееся на ранней стадии формирования языка и речи, получило название примитивного языкового сознания. “Слово и его звуковое строение, писал Л. С. Выготский, воспринимается ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств. Это явление, по-видимому, присуще всякому примитивному языковому сознанию”7. Даже у взрослых людей, отмечал Л. С. Выготский, не имеющих теоретических знаний, слово и образ неотделимы друг от друга. На это же указывал известный языковед А. Потебня. Он писал, что немец поражается тому, что француз может назвать хлеб как-то иначе чем “брот”, так как для него самого хлеб и есть “брот”. На стадии примитивного языкового сознания образ определяет смысловое значение слова, а применение слова дает возможность оперировать образами, не совершая практических действий с предметами. Так с появлением примитивного языкового сознания у человека начинает функционировать наглядно-образное мышление, которое дает ему возможность совершать умственные действия, направленные на познание и преобразование внешнего мира, создание произведений искусства и культуры. Дальнейшее развитие сознания было связано с тем обстоятельством, что в связи с усложнением трудовой деятельности человек стал применять наряду со словами разнообразные знаки, которые имели определенное смысловое значение. Используя знаки, как орудие умственной деятельности, человек получил возможность обобщенно и отвлеченно отражать предметы и явления внешнего и внутреннего мира и благодаря этому произвольно управлять своим поведением и своей психической деятельностью. Так постепенно у человека стало формироваться самосознание как способность осознавать самого себя и произвольно регулировать внешнюю практическую и внутреннюю теоретическую деятельность. Сначала люди применяли в качестве знаков зарубки на деревьях, узелки на веревке, звуки рожка и т. д. Затем стали применяться более сложные знаки, имеющие отвлеченное символическое значение, такие как знаки письма, ма


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.