Академия Экономической БезопасностиМВД РоссииКафедра мировой экономики и международного праваКурсовая работа на тему: «Международная миграция рабочей силы»Выполнил: рядовой милиции курсант 2 курса экономического ф-та группыРуководитель: Кандидат экономических наук Доцент кафедры мировой экономики и международного права Чернышев В. В.Москва 2005План Введение Международная миграция рабочей силы как форма МЭО……..1 Волны международной миграции рабочей силы и направления миграции. Количественные показатели………………………….3 Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты. Международное регулирование миграционных процессов…………………………………………………………11 Россия на международном рынке труда………………………..18 ЗаключениеВведение Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX в. Именно поэтому я решила выбрать эту тему для курсовой работы по мировой экономике: «Международная миграция рабочей силы». Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему. В первой главе, в общем, международная миграция рабочей силы была рассмотрена как форма международных экономических отношений. Также представлена классификация форм миграции рабочей силы. Во второй главе рассмотрены самые заметные всплески миграции населения в истории человечества, главные географические регионы, которые являются местами наиболее массового привлечения иностранных трудящихся, а также количественные показатели межстранового перемещения трудовых ресурсов. Третья глава посвящена государственному и международному регулированию трудовой миграции, раскрыты сущность, виды и инструменты государственной миграционной политики. Наконец в четвертой главе рассмотрено место России на международном рынке труда. Здесь же затронута такая болезненная проблема для каждого государства, в том числе и для России, как «утечка умов».^ Международная миграция рабочей силы как форма МЭО. Во второй половине ХХ в. одним из характерных явлений жизни мирового сообщества становится массовая миграция населения. Наряду с мировыми рынками товаров, услуг и капиталов возникает и взаимодействует с ними международный рынок рабочей силы. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара. Таким образом, международная трудовая миграция - один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей. Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность. Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени - служащие, специалисты и ученые. Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.^ Международная миграция рабочей силы - это перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему в целях поиска работы. Все перемещения населения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция - это выбытие за границу, а иммиграция - прибытие из-за границы. Другими словами, международная миграция рабочей силы представляет экспорт и импорт лиц наемного труда. Вместе с тем существует и более специфическая форма международной миграции реэмиграция, т. е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения. На сегодняшний день в мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы: 1) по направлениям: миграция из развивающихся стран и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны; миграция в рамках промышленно развитых стран; миграция рабочей силы между развивающимися странами; миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны; 2) по территориальному охвату: межконтинентальная; внутриконтинентальная; 3) по уровню квалификации мигрантов: высококвалифицированная рабочая сила; низкоквалифицированная рабочая сила; 4) по времени: безвозвратная (как правило, межконтинентальная); временная (как правило, внутриконтинентальная); сезонная (связанная "с ежегодными поездками на заработки); маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны); 5) по степени законности: легальная; нелегальная.2. Волны международной миграции рабочей силы и направления миграции.Количественные показатели. В середине XIX в. было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие "картофельного голода". Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления. Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное переселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни. Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. ХХ в. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» – устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В 90-х гг. 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов. Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае – чисто экономические. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек. В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 60-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Использование иностранной рабочей силы стало немаловажным фактором успешного функционирования хозяйства стран Европейского союза. Вместе с тем, как свидетельствует Евростат – статистическое ведомство ЕС, – с 1993 г. Европа стала терять свою притягательную силу для переселенцев. Многие иммигранты покидают европейские государства. Такая ситуация складывается в результате усиления регулирующей политики европейских государств в отношении иммигрантов. Иммиграционная политика приобретает все более селективный характер. Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни. В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений: 1) миграция из развивающихся в развитые страны; 2) миграция в рамках развитых стран; 3) миграция рабочей силы между развивающимися странами; 4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны); 5) миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны. Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии – 40% строительных рабочих. Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Для этих стран также характерно такое явление, как «утечка умов», например, из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40-50-х гг., когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции. В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Движение происходит главным образом между новыми индустриальными странами, странами – членами ОПЕК1, с одной стороны, и другими развивающимися странами – с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е гг.) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран ЮВА2. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих только из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах – импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «тиграх», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе. Существует миграция рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т.п.). Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социалистических; стран, а также в рамках СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Ныне к их числу добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организационным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым данным, существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. В 90-х гг. возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: из Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические – рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва – около 70 тыс. человек. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Вслед за Москвой идут Ханты-Мансийский АО – 27,3 тыс. и Ямало-Ненецкий АО – 18,2 тыс. человек. Подавляющее большинство мигрантов – 247,2 тыс. человек, т.е. 85% от общей численности, задействованы в отраслях материального производства. Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства. Также на практике можно выделить определенные географические регионы, которые являются местами наиболее массового привлечения иностранных трудящихся. Данные регионы называют центрами притяжения. В настоящее время в мире сложились и функционируют 8 мировых центров притяжения рабочей силы. Выделяют старые, или традиционные, центры притяжения, сложившиеся в XVIII-XIX вв., и новые. К традиционным центрам относят: 1. ^ Страны Западной Европы. Здесь насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия (4,63 млн. иностранцев), Франция (4 млн.), Великобритания, Швейцария, Бельгия (1 млн.), Швеция (1 млн.), Нидерланды. В этих странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Среди стран-экспортеров рабочей силы в данный регион следует выделить страны так называемой европейской периферии (Турция, Италия и др.), страны Восточной Европы, а также страны Ближнего Востока и Северной Африки. Характерной особенностью международного миграционного процесса в данном регионе является существование Единого рынка труда, который был образован как одна из стадий интеграции ЕС, поэтому в Западной Европе высока доля мигрантов (примерно 40%) из стран-членов ЕС. 2. США. Ежегодный доступ иммигрантов в США с 1995 г. установлен на уровне 650 тыс. человек. Сегодня иностранцы, которые мигрируют в США из различных стран мирового хозяйства, но, в большей степени, из Мексики, составляют 5% рабочей силы страны. 3. Австралия. В стране используется около 200 тыс. иностранных рабочих. Преобладают мигранты из Восточной и Юго-Восточной Азии, а также из Восточной и Центральной Европы. С 1982 г. Австралия проводит миграционную политику, на основе которой в первую очередь в страну принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны, например, в начале 90-х годов в экономику Австралии таким образом влилось 1,2 млрд. долл.; 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. членов их семей получили визы. С конца 60-х - начала 70-х годов ХХ в. стали появляться новые нетрадиционные центры притяжения рабочей силы. В данных центрах наблюдаются высокие темпы экономического роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, вплоть до создания филиалов ТНК, а, соответственно отмечается высокая потребность в дополнительных трудовых ресурсах. К ним относят: 1^ .Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными импортерами рабочей силы являлись: Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Южная Корея, Тайвань. Основными поставщиками рабочей силы выступают Китай, Вьетнам, Лаос и другие соседние государства. 2.^ Нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Этот рынок рабочей силы сформировался в 70-е годы. Сюда к началу 90-х годов оказалось стянуто более 4,5 млн. иностранных рабочих, в то время как численность местных рабочих -2млн. человек. Значителен удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочих региона, например, в ОАЭ он составляет около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%. Главным экспортером рабочей силы на Ближнем Востоке является Египет. В середине 90-х годов доходы по трудовым переводам эмигрантов составили здесь 3,2 млрд. долл. Также высока доля мигрантов из других близлежащих арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания и др.), из Восточной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Филиппины и др.). 3.^ Страны Латинской Америки. Здесь общее число мигрантов составляет 3 млн. человек. Наиболее распространенной формой является сельская сезонная миграция, а также кратковременная - на работу в машиносборочных цехах филиалов известных автомобилестроительных ТНК «Дженерал Моторс, «Фольксваген», «ФИАТ». Уже семь стран Латинской Америки заинтересовались иммигрантами из бывшего СССР и Восточной Европы. Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению восточноевропейцев. Среди специальностей, в которых ощущается острая нехватка кадров, - нефтяники, инженеры-химики, фермеры. 4. ^ Страны Африки. Этому региону характерна внутренняя миграция, составившая в начале 90-х годов 2 млн. человек. Основными принимающими странами здесь выступают страны Северной Африки и ЮАР, где мигранты работают в таких сложных отраслях, как алмазодобыча, золотодобыча, добыча урана. 5. Россия. В настоящее время РФ, которая переживает демографический кризис, связанный со снижением рождаемости и увеличением смертности, вынуждена противостоять ему за счет выхода на мировой рынок рабочей силы и увеличение притока иммигрантов в страну. Согласно статистическим данным Министерства внутренних дел и Федеральной Миграционной Службы РФ в конце 1996 г. в РФ насчитывалось 1 200 000 иммигрантов из стран ближнего зарубежья и около 530 тыс. иностранных граждан. Весьма проблематичную, категорию иммигрантов в РФ представляют беженцы и вынужденные переселенцы, количество которых на начало 1995 г. достигло 702,5 тыс. человек. Количество эмигрантов по официальным данным составило в 1995 г. 340 тыс. человек. В перспективе Россия могла бы экспортировать за рубеж 1-1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл.^ Количественные показатели. Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. Как и в других случаях, нерезидентом считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:^ Трудовой доход, выплаты занятым – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных лиц-нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств.^ Перемещение мигрантов – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества мигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) – по данной статье.^ Переводы работников – пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость. Принципиальная разница между статьей «трудовые доходы» (которая в платежных балансах некоторых стран называется «выплаты занятым») и статьями «перемещения мигрантов» и «переводы работников» заключаются в том, что в статье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, т.е. временно (сроком до 1 года) находящихся в данной стране. В то же время в статьях «перемещения мигрантов» и «переводы работников» показываются доходы и расходы рез2идентов, т.е. мигрантов, которые уехали с родины и остались за рубежом, по крайней мере, более чем на год. Эти две статьи объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов.^ Частные неоплаченные переводы – оценочный денежный эквивалент имущества, п2еремещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих пересылок товаров на родину. Включает статьи «перемещение мигрантов» и «переводы работников». На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может поехать за рубеж просто на временные заработки, но затем по каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было зарегистрирова2но, как переводы работников, вдруг решаются вернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в донном случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент пересечения границы, и если даже позже выясняется, что запись была произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают.^ 3. Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты. Международное регулирование миграционных процессов.Государственная миграционная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран – экспортеров и импортеров рабочей силы. Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков. Косвенные методы включают такие, как: 1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т. д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами; 2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий - от сырья до предметов роскоши; 3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран: например, в 1976 г. правительство Югославии разработало специальную долгосрочную «Программу мер и акций по возвращению югославских рабочих с временной работы из-за границы и их трудоустройству в стране». Прямые методы включают такие, как: 1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся - мигрантам; 2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции; 3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Южная Корея); б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд нефтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.); в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.^ Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда. В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по трем категориям: 1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, братьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие родственника - гражданина страны, который может дать поручительство; 2) экономическая эмиграция; предполагает наличие квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны. Выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов: а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал); б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; в) эмиграция по приглашению на работу работодателем; г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.; 3) гуманитарная эмиграция; предполагает признание статуса беженца и др. Различают три основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов: . политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам); . политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи; . политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства.^ Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов. 1. Качественные требования к иностранной рабочей силе: а) наличие сертификата об образовании. Так, например, в ОАЭ требуются дипломированные врачи и средний медицинский персонал, в Австралии - специалисты по компьютерной технике с высшим образованием и т. п.; б) стаж работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее 3 лет, в США - 5 лет, на Кипре - 2 года. 2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет; Швеция и Норвегия остро нуждаются в буровиках-нефтяниках 20-40 лет. 3. Состояние здоровья. 4. Ограничения личностного характера (так называемая социальная чистка). Так, в США ограничивается въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года. 5. Прямое квотирование импорта рабочей силы. Например, соотношение численности иностранцев и местных работников на предприятиях в Греции должно составлять 1:10. 6. Финансовые ограничители. Так, например, в Словакии простые трудящиеся-мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение 4 месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов. 7. Временные ограничители: в Зимбабве разрешение на временную работу выдается на срок не более 5 лет, в Польше - на 0,5 года, в Норвегии - на 1 год. В России, согласно «Положению о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря1993 г., разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок. 8. Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и косвенной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда. 9. Национально-географические приоритеты: в США с 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная Конгрессом, была благоприятной для жителей Северо-Западной Европы. Реформа иммиграционного законодательства 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990 г. новый иммиграционный закон предоставляет большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы. 10. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих трудящихся - мигрантов. Здесь предусматриваются лишение свободы либо штраф. 11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся - мигрантов. Используется, как правило, три вида программ: а) программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности; б) программы профессиональной подготовкой в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их трудоустройство дома; в) программы экономической помощи регионам массовой эмиграции. В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования миграционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно национальное миграционное законодательство является определяющим в разрешении спорных ситуаций.^ Международное регулирование миграционных процессов. На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.^ 1. Международная организация труда (МОТ). Была создана в 1919 Г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств. Задачами МОТ являются: . содействие обеспечению социальной справедливости для трудящихся; . разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни; . выработка международных трудовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики; . регламентация набора рабочей силы; . борьба с безработицей; . гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальный уровень жизни; . защита от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев; . защита детей и женщин; . регламентация вопросов социального страхования и обеспечения; . организация профессионально-технического обучения. Для реализации этой цели в ведении МОТ функционируют Международный институт трудовых проблем в Женеве и Международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа в Турине (Италия). В структуру МОТ входят: . Международная конференция труда - высший орган МОТ, выполняющий законодательные функции; . административный совет - руководит работой различных комитетов и комиссий при МОТ . Международное бюро труда - информационный и консультативный орган. МОТ является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одной из ее наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда. Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.^ 2. Международная организация по миграции (МОМ). Образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована. В МОМ входит 81 государство, из которых 46 - члены, 35 - наблюдатели. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д. Основными функциями МОМ на данный момент, согласно уставу, являются: . осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан; . перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран; . организация передвижения беженцев; . предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества. В настоящее время МОМ в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов на родину). Также МОМ оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 70-е годы в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривает проблему потенциальных беженцев. В качестве основных целей международной миграции МОМ признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное жительство. МОМ - это единственная организация, имеющая глобальные полномочия; при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает. Р.Ф. с 1992 г. является наблюдателем в МОМ.^ 3. Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь, репатриации.^ 4. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР3, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Таким образом, международная мигр