2153 Экономическая теория Конкуренция и монополия в постсоциалистической экономике России Реферат 23 2008 699 Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru, ancher77@mail.ru Icq 170552870СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 ВВЕДЕНИЕ «Конкуренция и монополия в постсоциалистической экономике России» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема работы актуальна потому, что одним из сущностных признаков рынка является конкуренция - форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. На практике конкуренция, предполагающая равные условия хозяйствования для всех участников конкретного рынка, часто соседствует со своим антиподом - монополией, означающей власть определенного продавца или покупателя на рынке. Данная тема посвящена характеристике конкуренции и монополии, их проявлениям в разных рыночных структурах. Актуальность исследования определила цель работы: Целью работы является рассмотрение конкуренции и монополии в постсоциалистической экономике России. Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач: Изучить литературу по проблеме исследования. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о понятии конкуренции в экономике России. Рассмотреть сущность и специфику монополии в экономике. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия основной части отображают ее содержание. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог работы можно сделать следующие выводы: 1. Конкуренция - это форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция (состязательность) между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Первая ведет к выигрышу потребителя (общества), вторая приносит выгоду только продавцу. 2. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца, и отдельный продавец на цену повлиять не может, так как на долю каждого из них приходится незначительный объем общих продаж; на рынке продается однородная, стандартная продукция; все участники рынка обладают полной информацией о состоянии рынка; вход на рынок и выход с него свободны. 3. Конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка - установлению диктата продавца, возникновению монополий. Основные типы монополий - искусственная, государственная, временная, случайная и естественная. Естественная монополия - это такое состояние рынка, при котором отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства более эффективно, чем ее наличие. Современный рынок - это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию - рынок несовершенной конкуренции. 4. Основные типы несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Чистая монополия - это рынок, на котором наличествует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от непосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль и потому обладающий полным контролем над ценами. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают. Олигополия - это рынок, на котором функционирует несколько продавцов, имеющих контроль над ценами. Особенность олигополистического рынка - это взаимозависимость продавцов. Монополистическая конкуренция предполагает множество продавцов однотипной, но дифференцированной продукции, которые могут сами устанавливать цены. Вход на такой рынок относительно свободный.^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Агеева Н. Г. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности: Учеб. пособие. — Курган: Изд-во КГУ, 2002. Гордеев В. Две тенденции в эволюции конкуренции // Мировая экономика и междунар. Отношения. — 2007. Камаев В. Д., «Учебник по основам экономической теории», Москва, «Владос», 2006 г. Лившиц А. Я., Никулина И. Н., «Введение в рыночную экономику», Москва, «Высшая школа», 2005 г. Максимова В., А. Шишов «Рыночная экономика. Учебник», Москва, СОМИНТЕК, 2002. Мерзляков И. П. «О становлении рыночной экономики», Финансы, № 1,2004. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения.— М.: Прогресс-Универс, 2004. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 2006. Рузавин. Г. И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 2006. Толкачев. С. Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 2003. N.5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело Лтд, 2005. Чепурин М. Н., Киселева Е. А., «Курс экономической теории», Киров, «АСА», 2005 г.