Реферат по предмету "Разное"


Акмеологическое сопровождение специалистов в критические периоды развития общества

На правах рукописи КУМОХИН АЛЕКСАНДР ГЕННАДИЕВИЧАКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВАСпециальности: 19.00.13 – психология развития, акмеология(психологические науки);05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях(психология человека) (психологические науки) Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата психологических наукМосква-2010 Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»^ Научный руководитель:заслуженный деятель науки РФ,академик РАО, доктор психологическихнаук, профессорДеркач Анатолий АлексеевичОфициальные оппоненты:доктор психологических наук, профессорЛаптев Леонид Григорьевичкандидат психологических наук ^ Самойлов Владимир СергеевичВедущая организация: Российский университет дружбы народовЗащита состоится 1 июля 2010 года в 12 часов на заседаниидиссертационного Совета Д-502.006.13 по психологическим и педагогическим наукам в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, 1 учебный корпус, ауд. 3350С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГСАвтореферат разослан 1 июня 2010 годаУченый секретарьдиссертационного Советадоктор психологических наук В.Г.Асеев^ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Современные социально-экономические преобразования в России вызвали существенную перестройку профессиональной сферы, приведя к психологической девальвации многих профессий, бывших ранее престижными и массовыми, и к размыванию соответствующих профессиональных слоев населения. Это нередко проявляется в нестабильности положения специалиста в условиях либеральной экономики, его неуверенности и понижении уровня жизнеустойчивости. Актуальность диссертационного исследования определяется и практическими задачами, связанными с разработкой акмеологического сопровождения специалиста в критические периоды развития общества, целью которого является не только оказание психолого-акмеологической помощи специалисту в сохранении и восстановлении психоэмоционального состояния и жизнеустойчивости, но и дальнейшего его личностно-профессионального развития.Решение задач личностно-профессионального развития специалиста в критические периоды развития общества становится все более затруднительным в силу влияния различных факторов и условий на этот процесс и выявляет ряд противоречий между:социальной потребностью в специалистах, способных к личностно-профессиональному развитию в критические периоды развития общества, и низким уровнем их готовности к негативному влиянию кризиса общества;между ростом числа специалистов с негативными проявлениями влияния критических периодов развития общества и практическим отсутствием научно-методического обеспечения совместной деятельности психологов и специалистов по профилактике негативных факторов развития личности в критические периоды развития общества;возросшими возможностями психолого-акмеологических методов и технологий личностно-профессионального развития специалиста в критические периоды развития общества и слабым использованием их на практике;увеличивающейся потребностью в создании акмеологического сопровождения специалиста в критические периоды развития общества, соответствующего современному состоянию психологии и акмеологии, и отсутствием четкой научной системы изучения данного процесса.^ Состояние проблемы исследования Проблема кризиса нашла отражение в работах исследователей (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Бромлей, Ш. Бюллер, Д. Вейлант, Р. Гаулд, Д. Левинсон, Э.Эриксон), которые, осуществляя периодизацию развития человека, описывают кризисы в зависимости от индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни в целом. Существуют и другие подходы к изучению кризисов, в которых в центре внимания: психологические особенности кризисов профессионального становления (Э.Ф Зеер, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников), профессиональная идентичность как основа личностного выбора в ситуации кризиса (Е.П. Ермолаева); личностно-профессионалъные кризисы безработных (Е.В. Рябова); кризисные явления на разных этапах карьеры государственных служащих (Д.Б. Волосевич), психологические кризисы личности (Д. Сьюпер. Б. Ливехуд). В отечественной психологии глубоко исследованы кризисы детства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин), их зависимость от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом (Р.А. Ахмеров), возраста и его периодизации (В.И. Слободчиков), от типологии кризисов личности (Э.Ф. Зеер). Важно указать на работы, в которых показаны негативные влияния кризиса личности как на саму личность, так и на ее профессиональную деятельность (М. Бленд, М. Зелигман, Т. Ручан и Я. Митрофф). В психологии профессиональной деятельности изучались не только кризисы личностно-профессионального развития, но и различные их проявления: противоречивые (амбивалентные) тенденции, влияющие на становление профессионала (А.К. Маркова); психологические трудности в развитии профессионального самосознания учителя (О.П. Золотова); адаптационные затруднения в профессиональной деятельности молодого учителя (Л.В. Кандыбович); профессиональные деформации (Ю.З. Шогенов) и деструкции (Э.Ф. Зеер). Интерес представляют работы последних лет, выявляющие закономерности и механизмы: адаптации школьников в критические периоды развития к образовательной среде (Н.В. Литвиненко), профессионального кризиса у безработных (М.А. Бендюков), реализации профессионала в условиях социально-экономических изменений (Е.П. Ермолаева), психологической структуры и динамики взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации (М.В. Григорьева), самоидентичности как условия устойчивости человека в меняющемся мире (О.В. Лукьянов), психологических оснований выбора стратегий саморазвития в профессии (С.А. Минюрова), развития психологического соответствия человека и профессии в поликультурной образовательной среде вуза (З.С. Акбиева). Разработка проблемы акмеологического сопровождения специалиста в критические периоды развития общества опиралась на исследования, касающиеся вопросов развития персонала: психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионального самосознания молодого специалиста (С.В. Филиппова), психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала крупного акционерного общества (Е.Б. Касьян), акмеологический мониторинг как средство обеспечения качества подготовки кадров управления (Д.Ю. Бабаев), акмеологические технологии как средство формирования кадрового резерва на предприятии газодобывающей отрасли (Т.В. Ковалева), акмеологическое обеспечение развития партнерской позиции руководителя (О.С. Евдокимов), акмеологическая система руководства качеством подготовки кадров управления (Т.А. Огородикова), акмеориентированное саморазвитие управленца как фактор совершенствования его профессионализма (А.А. Мусохранов), продуктивность акмеологического развития государственных служащих (Л.Ф. Фурси). Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости была определена тема исследования, сформулированы ее цель, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.^ Цель исследования – выявить содержание, структуру и детерминанты эффективности акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества.^ Объект исследования: личностно-профессиональное развитие специалистов в критические периоды развития общества.Предмет исследования: методы и технологии акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества.^ Гипотезы исследования Критические периоды развития общества, их интерпретация специалистом могут привести к кризису личности по типу «неизвестности-неуверенности», который обладает следующими чертами: выходит за рамки обычного уклада вещей и событий; предъявляет особые требования к личностным ресурсам; требует особого внимания или немедленного действия; потенциально несет вред специалисту (рост негативных психоэмоциональных состояний, утрата жизнеустойчивости); ограничивает управление и контроль профессиональной деятельностью со стороны личности. Акмеологическое сопровождение специалиста в критические периоды развития общества будет эффективным, если: разработка модели акмеологического сопровождения специалистов базируется на акмеологическом подходе и становится основой для построения алгоритма данного сопровождения; выявление критериев, показателей и уровней эффективности акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества основывается на анализе особенностей специалистов; разработка научно-практических рекомендаций по внедрению акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества опирается на психолого-акмеологическую теорию профессиональных кризисов и научно обоснованные методы психолого-акмеологического консультирования и психодиагностики.^ Задачи исследования 1. Обобщить состояние разработанности проблемы с позиций психологии и акмеологии и выявить содержание и структуру акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества. 2. Разработать модель акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества 3. Выявить критерии, показатели и уровни эффективности акмеологического сопровождения специалистов. 4. Эмпирически обосновать детерминанты эффективности акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества. 5. Разработать научно-практические рекомендации по внедрению акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества.^ Теоретико-методологическая основа исследования При разработке проблематики диссертационного исследования использовались следующие концепции, теоретические положения и отдельные результаты исследований: - принцип единства сознания и деятельности и теория активности субъекта во взаимоотношении человека с окружающей действительностью (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, В. Н. Панферов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн); - методология акмеологического подхода к изучению явлений, в том числе концепция профессионализма в парадигме акмеологии (К.А. Абульханова, С. А. Анисимов, О.С. Анисимов, В.Г. Асеев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, П.А. Корчемный, Н.В. Кузьмина, Л.Г.Лаптев, В.Н.Маркин, А.К. Маркова, О.В. Москаленко, Е.В. Селезнева); - теоретические и методологические подходы к изучению личности в социуме (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, И. П. Волков, А.А.Деркач, Б. Д.  Парыгин, А. Л. Свенцицкий, А. А. Смирнов и др.); - концепции общего и профессионального развития в отечественной (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А.А.Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Регуш, А. А. Реан) и зарубежной (Д.  Сьюпер, Б. Ливерхуд, Э. Эриксон) психологии; - концепции возрастных (П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. Н. Поливанова, Д. Б. Эльконин) и профессиональных (Р. А. Ахмеров, Ф. Е. Василюк, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, В. И. Слободчиков, Э. Э. Сыманюк) кризисов на жизненном пути личности. Особое значение для разработки теоретико-методологической основы диссертации имели: - концепция «системной детерминации психики» (Б. Ф. Ломов); - современные представления о психическом развитии как процессе необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека (В. А. Аверин, А. Г. Асмолов, А. А. Реан, Л. А. Регуш, Д. И. Фельдштейн); - современные рыночно ориентированные теории профессионального и карьерного развития (Н. С. Пряжников, T. Вахамоттонен, A. Колин, Д.Холл, A. Kескинен, M. Maхoн, У.Паттон, M. Савичас, Д. Tидеман, Р.Янг), концепции психологической обусловленности экономической жизни (А.Л.Журавлев, В. Н. Машков) и поведения индивида в сфере хозяйственной деятельности (О. С. Дейнека, Е. К. Завьялова, С. Т. Посохова); - теоретические основания помогающей психологической деятельности (Е.П. Кораблина), современные представления о психологическом консультировании (Т. Ахола, Р. Нельсон-Джоунс, М. Ролло) и социально-психологическом тренинге (С. И. Макшанов, Б. Д. Парыгин, Л.А. Петровская, Н. Ю. Хрящева).^ Методы исследования. Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов теоретического анализа и диагностических методик. Использовались: изучение литературных источников, наблюдение, анкетирование, тестирование, сравнительно-сопоставительный анализ. В рамках эмпирического исследования применялись: шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина; методики: «Есть ли у вас невроз?», «Уровень невротизации», «Диагностика уровня социальной фруструированности», выявление особенностей реагирования в конфликтной ситуации К. Томаса; опросники: Maslach Burnout Inventorу (МВI), «Эмоциональное выгорание» и его модификация, «САН» (самочувствие, активность и настроение), «Оценка настроения» (ОН) для определения эффективности акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества; анкета «Восприятие кризиса»; анкеты и методика профессионального стресса, самооценки способности самоуправления в профессиональной деятельности, определения индекса удовлетворенности профессией, опросник «Отношение к деятельности», методики: «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя», «Самооценка эмоциональных состояний», «Доминирующая стратегия психологической защиты». При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением статистических пакетов «EXCEL» и «Statistic for Windows». ^ Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования (2007-2010) составили 186 специалистов - слушателей Российской академии государственной службы при Президенте РФ.^ Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена его теоретико-методологической основой, комплексностью, выбором диагностических методик, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, проверкой на практике, а также применением математических методов обработки и анализа результатов исследования.^ Теоретическая значимость исследования Выявлены особенности детерминации критических периодов развития общества на поведение личности. Доказано, что критические периоды развития общества и определенная их личностная интерпретация приводит к кризису личности, который может обладать следующими чертами: это событие, выходит за рамки обычного уклада вещей и событий; предъявляет особые требования к личностным ресурсам; требует внимания или немедленного действия; потенциально несет вред специалисту; ограничивает управление и контроль своей деятельностью личностью, потеря жизнеустойчивости. Кризис определен как функциональный кризис специалиста по типу «неизвестности-неуверенности». Разработана универсальная модель акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества, которая базируется на основных этапах акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества: подготовительно-экспертный, реорганизационный, методический, итогово-обобщающий. Разработан критериальный аппарат, характеризующий уровни эффективности акмеологического сопровождения специалиста в критические периоды развития общества. ^ Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна 1.Уточнено содержание понятия «поведение личности в критические периоды общества», показано, что его характеризует эмоциональное состояние как реакция индивида на кризис, воспринимаемый им как высоко опасный, что вызывает у него чувство беспомощности и неспособности эффективно справляться с проблемами обычными методами. Показано, что критические периоды развития общества имеют не только негативные результаты для личности, но и позитивные: стимулируют личностный рост; дают ощущение достижения; предотвращают застой (стагнацию); открывают новые возможности личностного самосовершенствования и перспективы развития карьеры. Выявлено, что позитивное или негативное развитие личности в критические периоды общества зависит от психолого-акмеологических детерминант личностно-профессионального развития специалиста, которые содержат следующие блоки: анализ психоэмоционального состояния и жизнеустойчивости специалиста в критические периоды развития общества и осознание своей роли в данный период; уровень профессиональной подготовленности специалиста и ее самооценка (профессиональное самоопределение в профессии, профессиональная адаптация, профессиональные знания, умения, навыки, профессиональная пригодность); уровень актуального личностно-профессионального развития (актуальные уровни развития профессионального самосознания и сформированности профессиональной компетентности, уровень владения продуктивными профессиональными технологиями, удовлетворенность трудом); уровень реализации личностно-профессионального потенциала (профессиональные цели и направленность, частичная или полная реализация личности в профессиональном труде, готовность к профессиональной деятельности, профессиональные мотивация и интересы). 2. Разработана модель акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества, внедрение которой позволит специалисту осознать актуальные уровни психоэмоционального состояния и жизнеустойчивости, развития профессионального самосознания и сформированности профессиональной компетентности, частичной реализации специалиста в профессиональном труде, уровня владения продуктивными психологическими, акмеологическими и профессиональными технологиями; сформировать более высокий уровень психо-эмоционального состояния и жизнеустойчивости, новых профессиональных целей и направленности, готовности к профессиональной деятельности, профессиональной мотивации; развития профессионального самосознания, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств, творческой самореализации в профессиональной деятельности, самосовершенствования и саморазвития специалиста, предупреждения и профилактики кризиса «неизвестности-неуверенности». 3. Выявлен интегральный критерий эффективности акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества – эмоционально-константный, который может быть раскрыт через уровни сформированности у специалистов стабильности и устойчивости психоэмоционального состояния, понижения уровня тревожности, агрессивности и конфликтности, депрессии и невротических реакций специалиста, эмоционального выгорания, социальной фруструированности, повышения уровня самочувствия, активности и настроения, противостояния влиянию критических периодов развития общества, жизнеустойчивости, саморегуляции, продуктивности методов разрешения кризисной ситуации. Эмпирически обоснованы частные критерии эффективности акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества: перцептивно-когнитивный - личностно-опосредованное устойчивое позитивное восприятие и осознание значения критических периодов развития общества для специалиста; профессионально-оценочный, который понимается через уровни быстродействия, точности, надежности, стабильности, оценки и адекватности исполнения профессиональной деятельности в критические периоды развития общества, сформированности профессиональной компетентности и профессионального мастерства, реализации личности в профессиональном труде, владения продуктивными профессиональными технологиями, профессиональными знаниями, умениями, навыками, высоким уровнем профессиональной пригодности, низким уровнем профессионального стресса; потенциально-субъектный, который выявляется через показатели – осознание и выработку новых, перспективных профессиональных целей и направленности, готовности субъекта к развитию, самоэффективности, саморазвития, самосовершенствованию, самоактуализации и самореализации; организационно-результативный, который раскрывается через показатели – новизна, масштабность, системность, транслируемость, полнота, реализуемость, реалистичность и проработанность этапов акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества. 4. Эмпирически обоснованы акмеологические условия эффективности акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества, которые включают: социально-психологические, педагогические, психологические, собственно акмеологические, организационные, методические. 5. Разработаны научно-практические рекомендации по внедрению акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества, которые содержит комплексы теоретических и практических занятий со специалистами и включает диагностику, коррекцию и психолого-профессиональное консультирование работников. В основе психолого-профессионального консультирования лежит система диагностики потребностно-мотивационной, эмоциональной, когнитивной сфер личности и ее деятельности, которая отвечает современным требованиям практической психологии и акмеологии.^ Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения теоретические и практические результаты позволяют разрабатывать индивидуальные программы и стратегии акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества, а также могут использоваться психологами-акмеологами в практике индивидуального и группового консультирования, преподавателями высшей школы и кадровыми работниками в процессе непрерывного образования кадров, а также в рамках акмеологического сопровождения их профессиональной деятельности; для выявления особенностей личностно-профессионального развития специалиста в критические периоды развития общества на разных этапах профессионального развития; для выявления возможных затруднений в личностно-профессиональном развитии. Результаты исследования могут использоваться в учебных курсах по общей акмеологии, акмеологии развития, психологии профессиональной деятельности, акмеологическому сопровождению личностно-профессионального развития специалистов.^ Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках повышения квалификации и непосредственно в профессиональной деятельности специалистов. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС. Они апробированы автором на психолого-акмеологических чтениях Международной академии акмеологических наук, а также были использованы на лекциях, семинарах и тренингах в рамках повышения квалификации кадров и в ходе акмеологического сопровождения их профессиональной деятельности. Отдельные положения и результаты работы обсуждались на научных сессиях Международного акмеологического института (Москва, 2007-2009 гг.). Материалы исследования докладывались на международных научных конференциях «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 2007, 2009).^ Положения, выносимые на защиту С психолого-акмеологических позиций акмеологическое сопровождение специалистов в критические периоды развития общества представляется как целостная система психологических и акмеологических мероприятий, способствующих развитию специалистов и предупреждению негативных явлений, повышению их жизнеустойчивости, что является основой профессионального становления и фундаментом дальнейшего личностно-профессионального роста в критические периоды развития общества. Модель акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества содержит все основные этапы акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества: подготовительно-экспертный этап, заключающийся в диагностике профессиональных знаний, умений, навыков, уровня психо-эмоционального состояния жизнеустойчивости и экспертизе профессионального самоопределения, профессиональной адаптации, профессиональной пригодности; реорганизационный этап, содержащий коррекцию актуального уровня психоэмоционального состояния и личностно-профессионального развития, предупреждение и преодоление кризиса «неизвестности-неуверенности», повышение жизнеустойчивости, выстраивание индивидуальной траектории личностно-профессионального развития; методический этап, включающий реформационный семинар - проведение деловых игр, социально-психологических тренингов, индивидуальных и групповых консультаций, вооружение новыми продуктивными психологическими, акмеологическими и профессиональными технологиями для закрепления высокого уровня жизнеустойчивости и развития профессиональной деятельности в критические периоды развития общества; итогово-обобщающий этап, охватывающий проведение индивидуальных и групповых консультаций и бесед с целью разбора допущенных ошибок, их анализа, оказывается психологическая и профессиональная помощь по запросу специалиста. Уровнями эффективности акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества являются следующие: высокоэффективным следует считать сопровождение, отличающееся высокими показателями качества профессиональной деятельности и позитивными социально-личностными характеристиками специалиста в критические периоды развития, прежде всего положительным психоэмоциональным состоянием и высоким уровнем жизнеустойчивости; эффективным является сопровождение, не отличающееся высокими показателями качества профессиональной деятельности и позитивными социально-личностными характеристиками специалиста: у него неустойчивое положительное психоэмоциональное состояние и средний уровень жизнеустойчивости. неэффективным признается то сопровождение, которое характеризуется низкими показателями качества профессиональной деятельности и негативными социально-личностными характеристиками специалиста в критические периоды развития: отрицательным психоэмоциональным состоянием и низким уровнем жизнеустойчивости. Внедрение экспериментальной программы акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества позволяет выявить следующие акмеологические факторы эффективности акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества: объективный - служебно-производственный, субъектно-объективный - познавательно-перцептивный, субъективный – личностно-субъектный. Научно-практические рекомендации по внедрению акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества содержат теоретические основы и практические формы и методы акмеологического сопровождения специалиста в критические периоды развития общества: методология, структурная организация, динамика развития, принципы его использования в профессиональной деятельности, а также технологические основы: стратегии, совокупности тактик и техник выбора и применения соответствующего комплекса средств, способов, методов и форм данного сопровождения предполагают эффективность его применения.^ Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. ^ 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы, сформулированы цель и гипотеза исследования, определены задачи, методы, этапы исследования, показаны научная новизна и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту. В первой главе обобщено современное состояние разработанности изучаемой проблемы, проведен акмеолого-психологический анализ теоретической разработанности проблемы акмеологического сопровождения специалиста в критические периоды развития общества, подходов к ее исследованию. Кризисы в психологии и акмеологии изучаются как кризисы личности: функционирования и развития, а кризис общества изучается в плане менеджмента и состояния экономики. В исследовании предпринята попытка показать влияние критических периодов развития общества на специалиста Сложившиеся знания о сущности акмеологического сопровождения специалиста в критические периоды развития общества указывают на недостаточную изученность данного процесса и объективную потребность его всестороннего познания. Своеобразие и особенность акмеологического подхода позволило определить психолого-акмеологические детерминанты личностно-профессионального развития специалиста в критические периоды развития общества. Данные детерминанты обусловили содержание и структуру акмеологического сопровождения специалиста в такие периоды.Анализ литературы позволил выявить структуру, сущностные характеристики акмеологического сопровождения специалиста в критические периоды развития общества, разработать критерии и показатели, уровни эффективности акмеологического сопровождения специалиста в критические периоды развития общества и сконструировать модель акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества (рис.1).^ Во второй главе представлены результаты эмпирического изучения акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества; раскрыты возможности эффективности этого сопровождения через выявление детерминант этого процесса, разработаны научно-практические рекомендации по внедрению эффективного акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества. Первый этап – это пилотажное исследование (n = 95). В ходе пилотажного исследования было выявлено, что всем специалистам присущи средние и высокие показатели эмоционального выгорания (см. табл.№ 1). Во главу угла были поставлены именно психоэмоциональные изменения личности специалиста, так как в первую очередь именно эмоциональная сфера подвержена изменению в критические периоды развития общества.Р ^ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВАис. 1. Модель акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества Поэтому вся выборка экспериментальной группы была продифференцирована по степени выраженности эмоционального выгорания. Оказалось, что специалисты с низким уровнем эмоционального выгорания (21,6 % от группы) менее всего эмоционально истощены, у них оказалось меньше всего переживаний сниженного эмоционального фона, равнодушия или эмоционального перенасыщения, менее выражены деформации отношений с другими людьми и менее редуцированы личные достижения.Таблица № 1Распределение по уровням субшкал эмоционального выгорания специалистов (число специалистов в % к общему числу экспериментальной группы ) Субшкалы Уровни Высокий Средний Низкий Эмоциональное истощение 38 41 21 Деперсонализация 36 44 20 ^ Редуцирование личных достижений 33 43 24 Итого 35,7 42,7 21,6 Специалисты со средним уровнем эмоционального выгорания (42,7%) переживали сниженный эмоциональный фон, равнодушие или эмоциональное перенасыщение; у них были деформированы отношения с другими людьми - повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к подчиненным; наблюдалось редуцирование уровня собственного достоинства, чувство ограничения своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание ее на других. Специалисты с высоким уровнем эмоционального выгорания (35,7%) наиболее эмоционально истощены, у них максимальный уровень деперсонализации – деформированы отношения с другими людьми: повышена зависимость от других, отмечались нега­тивизм, циничность установок и чувств по отношению к подчиненным, максимальный уровень редуцирования личных достижений - негативная оценка себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей, редуцирование собственного достоинства, чувство ограничения своих возможно


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовые методы социальной защиты населения в экономике Республики Беларусь
Реферат Финансы хозяйствующих субъектов
Реферат Финансовый анализ 10
Реферат Возможности криминалистического исследования видеоизображений, полученных с видеоконтрольных устройств
Реферат Финансовый риск как объект управления 2
Реферат Основные сведения о системе газотурбинного наддува
Реферат Особенности таможенного оформления товаров в экономических таможенных режимах
Реферат Финансовые инвестиции предприятия виды ценных бумаг и определение их доходности
Реферат 5. тематика курсовых проектов и методические указания к их выполнению. По разделу I программы учебной дисциплины
Реферат Финансовые аспекты пенсионной реформы в России 2
Реферат Финансовый контроль 2
Реферат Финансовая система ФРГ
Реферат Финансово-промышленные группы сущность и развитие мировой опыт
Реферат Финансирование образования
Реферат Финансовое состояние предприятия и пути его улучшения