Реферат по предмету "Разное"


Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка Учитель русского языка и литературы ОСШ № 16 г.Караганды Кощегулова Дана БекетовнаНа современном этапе главной задачей является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Знание как ценность перестало быть “символическим капиталом”, оно превратилось в “средство преобразования ситуации (Б.Д. Эльконин: “Школа – не место реализации чего – либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа”), так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям. И отсюда в педагогике появился термин “компетенция”. Дж. Дьюи определяет это понятие “как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром”. Иначе говоря, это способность к деятельности (Б. Д. Эльконин: “… надо не говорить слов, а строить ситуацию”). Категория “компетенции” является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам [2.65]. Но Е.Я. Коган утверждает, что “формирование компетенций – это не смена содержания. Это смена способа, смена технологии”. Значит, на уроке надо не только давать знания как таковые, а знания и умения соединять с адекватным восприятием мира. Только тогда можно говорить о формировании деятельной позиции (позиции исследователя, организатора, коммуникатора). Но деятельная позиция – это позиция активная, и, следовательно, мы, учителя, должны разными способами, методами активизировать познавательную деятельность учащихся, которая на данный момент резко снизилась по разным причинам: во - первых, дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться; во - вторых, не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; в - третьих, это, конечно, устаревшие методики, используемые учителем на уроке. В первую очередь обратились к трудам психологов и выяснили, что, когда речь заходит об активности, учёные под этим понятием обычно подразумевают возможность ответа на следующие вопросы: В чьих интересах и ради чего проявляется активность? Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуются? Какое направление активности? Как видим, здесь чётко видны три составляющие активности: мотивация; целеполагание; инструментарий.[6. 123с]. Если говорить о мотивационной основе активности, то, с нашей точки зрения, первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому мы ставим перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя “творцом обстоятельств”, чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения. Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются (при необходимости) другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д.). Нельзя забывать, что роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора (как уже отмечалось выше) и консультанта (ученик в любой момент может обратиться к учителю за помощью), не навязывающего свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяющего ученику стать своим соучастником, поддерживающего инициативу. Ученик не зажат на уроке принципом “от сих и до сих, ни шагу в сторону”, не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями. А потребность, по мнению психологов, выступает источником активности (в данном случае познавательной) [4.55с ]. Но нельзя забывать, что процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение целей. Таким образом, следующим важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них целеполагания. [5. 42с]. До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и к какому возможному результату прийти. Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизующим [3.21с ]. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока. И на этом этапе возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений. [1.33с].^ В 5 классе по теме “Словосочетание” возможно такое задание: На доске запись: пос…дить, чу..ствительное, пор…жаться, в т… плице , сер..це, вс ..гда. Задание: 1)соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма; 2) определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные вами слова; 3) сформулируйте тему урока. Но есть ещё один этап, который является неотъемлемой частью урока – это анализ результатов деятельности учащихся (оценочный этап). И на современном уроке перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего задания. И здесь очень важно знать индивидуальные способности каждого ученика, чтобы оценка (а именно к ней сводится работа) учитывала и итог работы, и вклад каждого. Для слабых учеников можно использовать приём “даю шанс”: сейчас надо сдать работу, но после уроков (или на дополнительном уроке) ты сможешь дописать её (однако учащиеся должны быть готовы к тому, что получат дополнительное задание, поскольку они получили возможность проконсультироваться у одноклассников). На этом этапе также необходимо обратить внимание на результат учебной деятельности: вернуться к целям, поставленным в начале урока, посмотреть, что выполнили, а что нет и почему. Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе, динамике познания), в результате чего становится всё больше учащихся, которые осознанно, с пониманием относятся к результатом своего труда. А это не может не сказаться на активности познавательной деятельности. Как видим, эта работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески. “Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью”, - говорил в своё время выдающийся учитель В.А. Сухомлинский.[6. 32с]. Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку и сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем, и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить.Список использованной литературы: Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения заданий при обучении орфографии.- РЯШ №2, 2003. Бакунина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации. -РЯШ №3, 2003. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.- РЯШ №1, 2003. Матюгин И.Ю., Асколоченская Т.Ю., Балаян И.А. Как развивать внимание и память вашего ребёнка.- М.: Эйдос, 1994.. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям .-К.: Рад .шк .- 1998. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль: ТОО “Гринго”, 1995


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фридерик Шопен (Chopin)
Реферат Інвентаризаційний опис об’єктів права інтелектуальної власності, що є державною власністю і/або які було створено за державні кошти, на „ ” 20 року
Реферат Жизнь Уильяма Оккама
Реферат Єдрпоу 30116289
Реферат История Русской Православной церкви
Реферат Проверка прочности крыла
Реферат Исаак Ньютон
Реферат Диагностика риска банкротства предприятия
Реферат «Муниципальное учреждение культуры Объединение муниципальных библиотек г. Перми» Центральная городская библиотека им. А. С
Реферат Принятие христианства на Руси.
Реферат Страхование, классификация видов, основные характеристики видов страхования
Реферат Истинное солнечное и среднее солнечное время. Местное и всемирное время. Поясное, декретное время
Реферат Организационно-педагогические условия реализации эвристического обучения на уроках математики
Реферат Система Novell
Реферат Международное право