Акмалова Эльвира Лябибовна Учитель русского языка и литературы I категория, 13рГрамота Министерство образования Пед. стаж 31 годЛИНГВИМТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 –7 КЛАССАХ Лингвистический анализ литературного произведения является составной частью анализа литературного произведения. Я считаю, что лингвистический анализ непросто словарная работа, не комментирование текста. Он способствует языковому развитию и литературной образованности учащихся, предоставляет учащимся глубже понять и почувствовать идейное содержание художественного произведения. Для анализа я обращаюсь к тем языковым средствам, которые вызывают у учащихся наибольший интерес, способствуют развитию творческих способностей учащихся, установлению творческого сотрудничества учителя и ученика. Лингвистический анализ я планирую в соответствии с общим замыслом работы над произведением. Лирическая проза К. Паустовского предоставляет возможность раскрыть на уроках литературы богатство русского языка. По – моему, очень важно, чтобы перед изучением прозы К. Паустовского «Мещёрская сторона» (5 «д» класс – это класс выравнивания) учащиеся почувствовали глубину стихотворения Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке...» поняли значимость слов «всмотреться», «вслушаться». Прочитав на первом уроке «Обыкновенную землю» стараюсь сосредоточить внимание на первом абзаце этой маленькой, но важнейшей для понимания всего произведения главы, предлагаю найти ключевые слова, наиболее точно и полно рисующие Мещёрский край. Ребята говорят, что этот край «обладает притягательной силой», что он «очень скромен», что в нем нет никаких особенных красот, отличают прелесть и незаметное разнообразие. Необходимо точно выяснить лексическое значение слова «притягательный», подобрать синонимы («привлекательный», «заманчивый», «прелестный»), показать, чем же привлекает Мещёрский край. Подбираем синонимы к слову «скромный» («простой», «немудрый»). Последний эпитет я даю сама, прочитав отрывок из главы «Бескорыстие»: «На первый взгляд – это тихая и немудрая земля». Дальше рассматриваем эпизод с щукой. Спрашиваю:, Какими словами автор описал щуку?» Дети говорят о том, что щука грамодная, горбатая, с острым плавником, гигантская. Спрашиваю, зачем столь подробно описана щука, какой в этом смысл. Отличаю, что именно такое описание и раскрывает опасность, которую рыба представляла для плывущих в лодке. Таким образом, лингвистический анализ литературного произведения в 5 классе помагает вникнуть в идейно –нравственный смысл рассказа. В VI классе усложняются задачи лингвистического разбора. У учащихся формируется умения не только работать со словом, выделить ключевые слова, но и анализировать отдельные эпизоды, особенности стиля, жанра, исходя из идейного смысла художественного произведения. При изучении «Кладовой солнца» Пришвина я провожу такую работу. Ключевой сценой является разговор Антипыча с детьми о правде. С этого разговора и начинаем анализ повести. Учитываю, что при самостоятельном чтении ученики воспринимают главным образом сюжетную страну, но этого достаточно для беседы. Итак прочитываем разговор с детьми и задаю вопрос классу: «Какой вопрос волнует детей? Что они хотят знать?» Ребята отвечают, что Настя и Митраша хотят знать, где правда, приводят слова Антипыча: «Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти ?» Ключевое слово не только одного эпизода, но и всей повести - правда. Отвечает ли автор на вопрос: «В чем правда жизни ?» Если учащиеся самостоятельно не могут найти ответ на этот вопрос, помогаю им сама. Спрашиваю учащихся: «Как проявляется в повести борьба ?» Ребята говорят, что вся жизнь Насти и Митраши проходят в суровой борьбе. В каких словах мы особенно чувствуем суровую жизнь ? –Мать умерла от болезни, отец погиб на войне. Дети осиротели. Обращаю внимание на то, как просто сказать «осиротели», «умерла», «погиб». Почему художник так скупо, немногоскловно, лаконично говорит о положении детей ? (Подходящий момент для введения понятия лаконичности). Ребята отвечают, что в данном случае не следует много говорить - и так все ясно. Они убеждаются в этом, как точно отбирает писатель слова. Предлагаю подумать, не приходиться ли детям в повести бороться с собой? Разбираем образ Насти. Какой мы видим Настю в самом начале повести ? Какое отношение писателя к девочке чувствуется в словах «Золотая курочка»? Вместе с ребятами подбираем наиболее точные слова: восхищается Настей, девочка прелестна, привлекательна. Чем же привлекательна Настя ? Ученики говорят о ее доброте, любви к брату, трудолюбии. А всегда ли, ребята, Настя так привлекательна ? Оказывается, что нет. На полестинке , во время сбора ягоды, она выглядит совсем другой: «Ничего не видя, ползет она и ползет к большому черному пню. Еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая курочка на высоких ножках». Мы выделяем ключевое слова : «ползет и ползет», «мокрая и грязная», «прежняя Золотая курочка». Приятна ли Настя в этот момент ? Почему нет ? Потому что она жадная, что она забыла о брате. Почему даже лось не обращает на нее внимания ?Да потому что она уже не похожа на человекПосле такой работы я подвожу итог, что любовь к человеку есть важнейшая черта настоящего человека. Обращаюсь к классу с вопросом, который помогает понять идейный замысел писателя: «Если Настя становиться такой, значит, правда побеждена ? Значит, зло сильнее добра ?» Ребята не согласны с таким утверждением. Ведь Настя опомнилась и самое страшное для нее, что она забыла о брате. Итоги беседы учащиеся обобщают в развернутом ответе. В качестве домашнего задания можно предложить подготовить рассказ о любви и борьбе Митраши. Таким образом, в VI классе я стараюсь учить ребят чувствовать слово, язык, помогаю от слова идти к нравственному смыслу всего произведения. В VII классе такая работа продолжается и углубляется.