Реферат по предмету "Разное"


Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы

На правах рукописиНОСС Игорь НиколаевичАКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДИАГНОСТИКИ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫСпециальность 19.00.13 – психология развития, акмеология(психологические науки)Автореферат диссертации на соискание ученой степенидоктора психологических наукМосква - 2007 Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации^ Научный консультант:заслуженный деятель науки РФ, академик РАО,доктор психологических наук, профессорДеркач Анатолий АлексеевичОфициальные оппоненты:заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор^ Климов Евгений Александровичзаслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессорКорчемный Петр Антоновичдоктор психологических наукЛотова Ирина Петровна^ Ведущая организация: Психологический институт РАОЗащита состоится 28 июня 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д - 502.006.13 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, корпус 1, аудитория 3350С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГСАвтореферат разослан «___» мая 2007 г.Ученый секретарь диссертационного советадоктор психологических наук В.Г.Асеев^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования связана с развитием акмеологического изучения человека в процессе его подготовки, выбора своего профессионального пути, адаптации, становления, развития, совершенствования его как индивида, личности и субъекта профессиональной деятельности, а также оптимального выхода из системы профессионализации и обусловлена рядом факторов. Во-первых, рост профессионального и личностного статуса государственных служащих в структуре управления идеологическими, политическими и экономическими процессами повышает их роль в выработке и принятии решений в ходе реализации государственных задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации. Это является детерминирующим фактором, с одной стороны, возрастания требований к профессионально-психологическим особенностям государственных служащих, с другой стороны, выверенной необходимостью разработки и применения современных технологий привлечения, подбора, отбора и расстановки персонала. Отсюда возникает необходимость осуществления акмеологической диагностики (акмеодиагностики) как комплексной технологии оценивания особенностей профессионализации государственных служащих, определения возможностей и динамики их оптимальной адаптации, становления, профессионального совершенствования на пути к акме, а также условий разрешения личностно-профессиональных проблем в постакметической фазе их развития.Во-вторых, анализ объективных организационно-функциональных, социально-личностных и экологических условий деятельности сотрудников государственных учреждений и органов, в том числе и силовых структур, показали, что государственная служба является одним из наиболее «деформирующих», «маргинализирующих» и психотравмирующих личность видов профессиональной деятельности. В условиях государственной службы на человека воздействуют не только функционально-профессиональные факторы, но и организационная регламентация деятельности, и в случае с правоохранительными органами - в наивысшей степени «агрессивность» профессиональной среды. Все это требует повышения эмоционально-волевой и мотивационной составляющих деятельности, а также сформированности психологической готовности людей, с одной стороны, противостоять и, с другой стороны, адаптироваться к этим довлеющим факторам за счет формирования эмоционально-волевой устойчивости каждого сотрудника на основе учета и развития их личностных качеств. В-третьих, напряженная организационная, интеллектуальная и эмоциональная обстановка, постоянно сопровождающая деятельность государственных служащих, приводит к случаям нервно-психических срывов и нервных расстройств. Необходимость своевременного выявления и профилактики подобных фактов возможна только в условиях постоянного психодиагностического контроля, особенно тех сотрудников, которые выполняют свои функциональные обязанности в сложных, экстремальных условиях (военнослужащие, сотрудники правоохранительных структур, МЧС и др.). В данном ключе акмеологическая диагностика может быть сведена к реальной практике выявления и сопровождения лиц с акцентуированными чертами характера в целях оценки особенностей личностно-профессионального функционирования сотрудников, определения внутренних и внешних психогенных факторов, их корректировки, устранения или компенсации.В-четвертых, целостная акмеодиагностика подразумевает т.н. «пред-управленческую» систему, подготавливающую качество и результативность оценки кадров государственной службы. Поэтому объективная необходимость акмеологического проектирования профессиональной деятельности, связанной с человеческим фактором, преобразует акмеодиагностику, включая в её состав анализ профессии и реализуя его в форме профессиографической и акмеографической моделей. В-пятых, управленческая деятельность отличается не только руководством и организацией людей, но и функционально-психологической спецификой отрасли, где работает управленец. Поэтому эффективность реализации управленческих функций, выполняемых сотрудниками, тесно связана и во многом обусловливается их личностными характеристиками, которые проявляются как в качестве заданных параметров, так и формируются в процессе профессионализации личности. Акмеологическая диагностика в данном аспекте преобразуется в целостную систему параметрической оценки управленческого потенциала руководителей, способных «видеть» динамику развития личности, группы, профессии одновременно, позволяющую выявлять «болевые точки», влияющие на организационные реалии, и своевременно их корректировать. В-шестых, важным фактором, влияющим на профессиональную деятельность государственных служащих, является специфичность межличностных отношений в подразделениях государственных учреждений и силовых структур. Важным является не только выявление и оценка социально-профессионального статуса каждого сотрудника как результата взаимодействия его в коллективе, но и определение индивидуального внутриличностного фона в виде прогнозирования возможного его ролевого поведения как отражения коммуникативных особенностей человека в ситуациях профессионально-личностных отношений. В этом ключе психодиагностика преобразуется в механизм подбора, отбора и расстановки кадров в соответствии с особенностями взаимоотношений в профессиональных группах. В-седьмых, многие исследователи (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина и др.) подчеркивают мысль о необходимости разработки в рамках акмеологии прочной методической системы принципов, закономерностей, особенностей и механизмов профессионального развития личности в условиях восхождения к акме на всем протяжении трудовой жизнедеятельности человека. Более того, этот подход предполагает целенаправленное и эффективное изучение человека в доакметической, акметической и постакметической фазах его профессионального пути. Создание такого методического средства является актуальнейшей задачей современного человековедения. То есть, потребность в разработке комплексной акмеологической эпистемологии, науки о «происхождении, характере, методах и пределах человеческого знания» выходит на научную авансцену. В заключении следует подчеркнуть, что приведенные аргументы дают основание утверждать, что в настоящее время реально существует как научно-теоретическая, так и практическая потребность в разработке целостной методологической и методической профессионально-диагностической системы, выступающей в качестве значимого фактора неуклонного укрепления и роста кадрового потенциала государственной службы.^ Состояние научной разработанности проблемы исследования. История психодиагностики демонстрирует неисчерпаемую глубину теоретических и методических наработок в этой области. Практика применения методов психодиагностики связана с необходимостью оценки качеств людей, их индивидуальных особенностей, уровня развития их способностей по выполнению тех или иных профессиональных или творческих задач. По сути, методы диагностики составляют основу психологии параметрического управления персоналом, ведь, отобрав из массы претендентов людей определенного рода, с особыми личностными и профессиональными качествами, можно опосредованно влиять и на психологический климат внутри коллектива, и на качество принимаемых решений и действий, и на направление работы организации, и, наконец, на данную систему управления. С другой стороны, акмеодиагностика дает возможность выявить тех людей, которые по своим качествам способны стать мастерами своего дела, профессионалами в полном смысле этого слова. Гуманистический ракурс акмеологической диагностики заключается в том, что своевременная достоверная профессиональная оценка и консультация дают человеку возможность убедиться в правильности собственного профессионального выбора, вследствие чего избежать негативных последствий профессиональных трудностей и карьерных неудач.Психодиагностика - одна из тех отраслей психологии, которая с самого зарождения стала в полном смысле психологической практикой. Методики развивались и множились не только и не столько под воздействием познавательного интереса их научных родоначальников Ф.Гальтона, Дж.Кеттелла и др., сколько детерминировались потребностью практики. Поэтому Г.Мюнстерберг приспособил диагностические методы для психотехнических испытаний по отбору способных вагоновожатых, А.Бине и Т.Симон изобрели шкалу умственного развития для дифференцированного обучения детей, а В.М.Бехтерев использовал оценочные психологические методы для отбора военных летчиков и моряков. Если подвергнуть анализу современные исследования в данной области, необходимо отметить вклад в становление и развитие прикладной психодиагностики Анастази А., Богданова Е.Н., Бодалева А.А., Борисовой Е.М., Бурлачука Л.Ф., Готтсданкера Р., Гуревича К.М., Деркача А.А., Журавлева А.Л., Люшера М., Кеттелла Р., Кудряшовой Л.Д., Кулагина Б.В., Личко А.Е., Логиновой Н.А., Марищука В.Л., Морозова С.М., Романовой Е.С., Собчик Л.Н., Столина В.В., Ханина Ю.А., Шадрикова В.Д., Шмелева А.Г. и многих других, которые в своих трудах осуществили попытку ввести диагностику в лоно психологии труда.Акцентируя внимание на профессиологических изысканиях, следует подчеркнуть наличие многочисленных исследований, связанных с психологической проблематикой профориентации (Атутов П.Р., Бажутин Г.Г., Бубнова С.С., Гаврилов В.Е., Галкина О.И., Голомшток А.Е., Егоров А.С., Климов Е.А., Кудрявцев Т.В., Михайлов И.В., Петров В.П., Платонов К.К., Ростунов А.Т., Сухарев А.В., Чебышева В.В., Чугунова Э.С., Шавир П.А., Шегурова В.Ю. и др.), психологическим анализом и моделированием профессиональной деятельности (Ананьев Б. Г., Гаврилов В.Е., Геллерштейн С.Г., Герон Э., Гордон В.М., Деркач А.А., Дмитриева М.А., Забродин Ю.М., Зинченко В.П., Иванова Е.М., Климов Е.А., Лоос В.Г., Платонов К.К., Суходольский Г.В., Талызина Н.Ф. и др.), психологией принятия профессиональных и управленческих решений (Алгазин Г.И., Бецкер О., Бурчфилд Д., Васильев А.И., Куль Ю., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н., Смирнов А.И., Цигичко В.Н., Шапиро Д.И., Шведин Б.Я. и др.), профессиональной адаптацией (Безносиков В.Н., Березин Ф.Б., Брудный В.И., Игнаткин В.Н., Милославова И.А., Мкртчан А.А., Филиппов А.В. и др.), организацией работы, трудовых действий и операций (Артемьева Т.И., Китов А.И. и др.), привлечением, подбором, отбором, расстановкой и аттестацией персонала в том числе управленческих кадров (Агеев В.С., Аунапу Ф.Ф., Блэк С., Бляхман Л.С., Деркач А.А., Журавлев А.Л., Кулагин Б.В., Лаптев Л.Г., Левитов Н.Д., Марищук В.Л., Меньшиков А.И., Никифоров Г.С., Съедин С.И., Тарасов В.К., Уэллс У., Бернет Дж., Мориати С., Филиппов А.В., Шадриков В.Д. и др.), профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров (Бадалов Л.М., Зюзин Д.И., Митчелл Г., Мошкова И.Н., Малов С.Л., Мощенко А.В., Сигов И.И., Шахова В.А. и др.). Акмеологическое направление исследований во многом связано с поиском и определением нормативных и критериальных характеристик и устоев высшего уровня развития человека как профессионала и как личности. Именно в этом пункте системное акмеодиагностическое исследование проявляет свою научную новизну. На кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ и в других психологических организациях проведены исследования психологических особенностей государственных служащих и управленческих кадров под руководством Анисимова С.А., Деркача А.А., Иванникова В.А., Конюхова Н.И., Кричевского Р.Л., Марковой А.К., Секача М.Ф., Селезневой Е.В., Синягина Ю.В. Съедина С.И. и др. Накоплен богатый исследовательский материал по проблемам развития акмеологической культуры (Селезнева Е.В.), рефлексивной культуры (Степанов С.Ю.), профессионального самосознания руководителя (Москаленко О.В.); оценки и оптимизации личностно-профессионального потенциала управленческих кадров (Марков В.Н.); формирования управленческой команды (Синягин Ю.В., Съедин С.И.); «деформации» профессиональной деятельности (Дружилов С.А.); «маргинализации» специалистов (Ермолаева Е.П.); учета паранояльно-акцентуированных черт руководителей (Епифанцев С.Н.), истероидных черт (Ермаченко Л.И.), профессиональных акцентуаций (Фантина С.Г.), феминизированных черт у мужчин (Зингер Т.Э.); профилактики и разрешения внутриличностных конфликтов (Жданов В.О.); соотношения творческих и акмеологических способностей (Зубова О.Н.); психологических особенностей сотрудников следственных органов (Глухов И.А.), федеральной службы налоговой полиции (Чанзан Т.В.), оперативных работников уголовного розыска (Хрусталева Т.А.); индивидуального стиля управления руководителей правоохранительных органов (Финашин А.В.); психодиагностики в кадровом обеспечении государственной службы (Жидаев С.С., Климов Е.А., Князев А.М., Костенко Е.П., Марков В.Н., Суворова А.А., Съедин С.И., Толочек В.А., Чирковская Е.Г.) анализа, моделирования деятельности и акмеографии (Деркач А.А., Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Зазыкин В.Г.); психологии безопасности (Деркач А.А., Секач М.Ф.); сохранения профессионального здоровья (Жданов О.И.); мотивации профессионального совершенствования (Лаптев Л.Г.) и др. В качестве вывода следует отметить, что всесторонние исследования проблематики методологии и методического обеспечения психодиагностики, их профессиологического приложения и критериально-нормативная основа оценки акмеологического уровня развития человека-профессионала являются экспериментально-теоретическим базисом движения к формированию целостного представления и практической реализации акмеологической концепции диагностики кадров государственной службы.Таким образом, актуальные потребности общественной практики и уровень разработанности акмеологических основ системы диагностики кадров государственной службы обусловили выбор темы, предопределили объект, предмет, цели и задачи исследования.^ Цель исследования заключается в разработке акмеологической концепции целостной, систематизированной диагностики кадров государственной службы.Объектом исследования является профессионально-личностный континуум эффективного профессионального функционирования и развития органов государственной службы. ^ Предметом исследования выступает акмеологическая диагностика в виде контрольно-оценочной оптимизации личностно-профессионального функционирования и развития госслужащих.^ Основные гипотезы исследования1. Акмеологическая диагностика государственных служащих представляет собой целостную систему определения степени соответствия личностно-профессионального статуса человека некоторому эталону, идеальной модели условий наивысшего расцвета человека как профессионала и как личности. Достижение этого идеала зависит от внутренних человеческих ресурсов субъекта и от системы его профессионализации в целом, в которые входят функционально-личностные, эколого-эргономические, организационные и социальные условия, подвергающиеся в процессе диагностики системной, объективной и достоверной оценке, моделированию, контролю с целью дальнейшего их преобразования.2. Акмеологическая диагностика как система имеет свою структуру, элементами которой являются: 1) анализ профессиональной деятельности и моделирование личностно-профессиональных требований к человеку; 2) определение уровня и направления профессионализации людей, с целью расстановки сотрудников в соответствии с уровнем их личностного развития и спецификой профессиональной пригодности; 3) системный психологический мониторинг динамики профессионализации и личностного развития персонала органов государственной службы; 4) выявление профессиональных, социальных, организационных и акмеологических факторов, влияющих на профессионализацию персонала, анализ эффективности профессиональной деятельности кадров и др., а также 5) разработка и совершенствование инструментально-методических средств акмеологического измерения.3. Акмеодиагностика кадров госслужбы как практическое воплощение акмеологической эпистемологии представляет собой целостную систему, которая должна отвечать принципам: развития, комплексности исследовательского процесса (целостности), имплицитности, моделирования, оптимальности, обратной связи, личностно-деятельностного и психосоциального подходам и нравственно-экологическому принципу (экометрии). 4. Акмеологическая диагностика представляет собой целостную систему, подсистемы и элементы которой тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Элементы не могут существовать вне целостной системы и поэтому диагностика должна осуществляться комплексно, т.е. на всех уровнях профессиональной системы (по мере осуществления возможностей) и развертывается по мере накопления методического и организационного ресурсов.5. Средства, методики и техники акмеодиагностики должны периодически проходить процедуру проверки валидности, надежности, нормативности и прогностичности на выборке персонала конкретной исследуемой организации. Предполагается, что ввиду динамичности профессиональных функций и отношений в реальной организации объективность данных диагностики имеет относительное приложение и требует постоянного совершенствования методических средств. В этом состоит содержательное наполнение сугубо методической части акмеологической эпистемологии. 6. Целостность системы акмеологической диагностики должна обеспечивать прогностическая формально-методическая модель оценки психолого-акмеологических признаков, критериев и показателей исследуемой профессиональной деятельности персонала, представляющая собой документ, регламентирующий организацию, процедуру и практическую применимость результатов данного психодиагностического акта.7. Акмеодиагностика представляет собой систему не только методических изысканий и способов получения эмпирических данных, но и систему морально-этических и юридических обстоятельств, которые необходимо учитывать в процессе психологической работы с кадрами государственной службы.^ Задачи исследованияСистематизировать научно-теоретические исследования генезиса проблемы, развития содержания взглядов и подходов к роли диагностики в рамках психологии структурного, параметрического и ситуативного менеджмента.Выявить общие, особенные и индивидуальные признаки кадров государственной службы в рамках достоверных научно-обоснованных критериев и показателей диагностики.Разработать модели анализа профессиональной деятельности и акмеодиагностики кадров государственной службы, выработать алгоритмы продуктивной диагностики, акмеологические программы, выявить условия и факторы, обеспечивающие продуктивную акмеодиагностику государственных служащих.Экспериментально и теоретически обосновать и представить акмеологическую концепцию диагностики кадров государственной службы, в результате чего выявить принципы, закономерности, механизмы акмеологической диагностики профессионализации кадров государственной службы.Выработать пути оптимизации процесса акмеологической диагностики посредством обоснования стратегий, тактик, методов и технологий исследования профессиональной деятельности, диагностики персонала и сопровождения профессионализации кадров государственной службы.Разработать экспериментально-теоретическое обоснование системы акмеологического обеспечения профессиональной деятельности кадров государственной службы. Сформулировать научно-практические рекомендации по оптимизации организационно-методических, содержательных и процессуальных аспектов акмеодиагностики в федеральном государственном органе. ^ Теоретико-методологической базой исследования являются психологические принципы социальной детерминации психических процессов, единства сознания и деятельности, развития и системности, а также концепция интегрального подхода к изучению индивида, личности и профессиональной деятельности, разработанная Б.Г.Ананьевым, А.Н.Леонтьевым, Б.Ф.Ломовым и другими психологами. Большое влияние на теоретико-методологическое осмысление проблемы оказали работы, раскрывающие идеи культурно-исторической концепции развития высших психических функций Л.С.Выготского, личностно-деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева, теории способностей и индивидуальных различий Б.М.Теплова, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина, периодизации психического развития личности в онтогенезе Д.Б.Эльконина, формирования личности Л.И.Божович, психометрического подхода к диагностике личности и группы А.Анастази, акмеологической концепции Н.В.Кузьминой, А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Е.А.Климова, концепции профпригодности субъекта В.А.Бодрова, личностно-центрированной концепции исследования индивидуального сознания Дж. Келли, наследования психических свойств К.Бюлера, «коллективных представлений» в социологии Э.Дюркгейма, теории персонализма В.Штерна, социально-культурно-исторических детерминант психики субъекта Э.Эриксона, философско-гуманистические идей П.Тейяра де Шардена, В.Н.Вернадского, Л.Н.Гумилева и др.^ Методы исследования. Для реализации поставленных задач использован комплекс научных методов, объединенных в рамках экспериментального акмеологического исследования. Применялись также общенаучные методы исследования, теоретико-методологический и логический анализ, построение аналогий, обобщение и интерпретация научных эмпирических и теоретических данных.В экспериментальной части исследования использовались разработанные соискателем частные и комплексные оригинальные методики:«Анкета кандидата на службу»;«Технология психосемантического анализа деятельности» (ТПА-САД);«Тест адекватных характеристик объекта» (ТАХ);модификации «Формализованного теста рисуночных фрустраций С.Розенцвейга» (ФТФ - 1, 2, 3);методика «Психографического анализа результатов деятельности» (Рисунок дерева К.Коха); модификация корректурной пробы «Слоги»;профессиональные тесты на специфическую зрительную память «Лица», «Интерьеры» (для сотрудников подразделений специального назначения);методика «Физиогномическая оценка личности» (ФОЛ);методика «Психологический анализ почерка» (ПАП);автоматизированный ситуационный тест «РИТМ»;анкетные варианты «Методики поэтапной диагностической оценки» Б.Я.Шведина (МПДО-ПА);ряд комплексных психологических методик оценки профессиональной пригодности сотрудников оперативно-следственных, административно-хозяйственных, оперативно-боевых, информационно-аналитических и других подразделений органов полиции;методика оценки мотивации и эффективности профессионального самосовершенствования сотрудников государственной службы.Перечисленные методики сочетались с методами, применяющимися в различных кадровых структурах для психологического отбора и сопровождения профессиональной деятельности:различные модификации клинического опросника ММРI;модификации различных вариантов тестов оценки уровня и специфики интеллектуальных способностей (Г.Айзенка, Дж.Равена, Р.Кеттелла, Р.Амтхауэра и др.);методика оценки креативности «Тест отдаленных ассоциаций - RAT» С.Медника;тесты оценки уровня развития познавательных психических функций (корректурная проба: «Кольца Лондольта», «Отыскание чисел», «Грамотность», «Установление закономерностей», «Перепутанные линии», «Комбинаторные способности», «Аналогии», «Кубики») и др.;опросник «Уровень субъективного контроля» Д.Роттера;«Методика интерперсональной диагностики» Т.Лири;«Методика диагностики стиля взаимодействия» К.Томаса;«Тест юмористических фраз» А.Г.Шмелева;сокращенный вариант опросника «Общая способность к управленческой деятельности» Л.Д.Кудряшовой;методика аппаратурного психофизиологического исследования (АПФИ) на базе «ЭПОС»;- включенное наблюдение, клиническая беседа, естественный эксперимент и др. Результаты заносились в электронную базу данных (ACCESS) и подвергались статистической обработке и анализу в пакетах EXCEL, STUDY и STATISTICA for Windows.^ Эмпирическая база и этапы исследования. Эмпирической базой исследования является выборка сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы налоговой полиции, военнослужащих Министерства обороны в количестве 8 тыс. 840 чел., проходивших периодическое психологическое обследование и социально-психологическое изучение с 1981 по 2006 годы. В период подготовки и оформления диссертации непосредственное экспериментальное психологическое исследование в разных режимах и по различным основаниям проводилось на выборке 3 511 сотрудников органов налоговой полиции и наркоконтроля (Сотрудники налоговой полиции и наркоконтроля далее обозначены как сотрудники полиции). Экспериментальные исследования проводились в течение одиннадцати лет.Первый этап исследования касался начального периода формирования системы углубленного психологического изучения кандидатов на госслужбу и сопровождения профессионализации сотрудников (1995-1997 г.г.). Теоретическому и эмпирическо­му анализу подвергалась деятельность правоохранительных органов и других силовых ведомств по раз­работке, внедрению и использованию новых психодиагностических технологий, оценки ре­зультатов профессионального становления и повышения эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции. Были получены данные о контрольно-оценочных возможностях психодиагностики сформировавшихся у сотрудников знаний, умений и навыков, уровня их мотивации к профессиональному совершенствованию, ин­дивидуальных личностных особенностей, профессиональных способностей. Анализ и обобщение материала, полученного на этом этапе исследова­ния, позволили определить основные противоречия и проблемы, связанные с формированием и реализацией комплексного развития личностных особенностей и служебно-профессиональных требований к специалистам, выявить резервы в управлении профессионализацией кадров и опреде­лить направления в перестройке системы подбора и распределения персонала. Результаты и выводы, полученные на данном этапе исследования, при­вели автора к пониманию важности для служебно-профессиональной деятельности го­сударственных служащих такого личностного образования, как профессионально-личностная пригодность, выявили недостаточность научных и эмпирических исследований на эту тему и позволили сфор­мулировать цели и задачи, наметить основные направления исследования диагностики эффективности профессионализации государственных служащих.Второй этап (1998-2000 г.г.) был нацелен на разработку теоретико-методологических основ изучения особенностей профессионализации государственных служащих, проверку выдвинутых гипотез, уточ­нение понятий, дальнейшую операционализацию основных категорий, разра­ботку диагностического инструментария и его апробирование, разработку экспериментальных ме­тодик. Проведены психолого-акмеологические исследования профессионально важных качеств государ­ственных служащих, особенностей их служебно-профессиональной деятельности в условиях правоохранительной системы. Третий этап исследования (2001-2003 г.г.) включал разработку акмеологической концепции диагностики хода и развития профессионализации сотрудников полиции, апробирование модели, алгоритмов и технологий, условий и факторов оптимизации психологического оценивания. Проведено глубинное психодиагностическое обследование различных категорий госслужащих оперативного и обеспечивающего профилей деятельности. Выявлены индивидуально-психологические особенности, личностные и профессиональные качества, способности, умения, навыки госслужащих, разработаны акмеологические модели диагностики, способствующие адекватной оценке эффективной траектории профессионализации персонала.Четвёртый этап (2004-2006 г.г.) является обобщающим для подведения итогов исследования и разработки научно-методических и прикладных рекомендаций по реализации акмеологической концепции диагностики кадров государственной службы. На основе обобщенного теоретико-методологического и эмпирического анализа разрабатывались методические рекомендации, программы углубленного психологического изучения кандидатов на службу, социально-психологического сопровождения деятельности сотрудников, алгоритмы оптимизации индивидуально-психологического контроля профессионализации персонала, системы выдвижения и перемещения кадров, их аттестации, исследование методов руководства подразделениями.^ Надежность, достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждается достаточным уровнем методологической, методической и экспериментальной обоснованности выбранной темы и основательной теоретической проработкой проблемы, высоким уровнем валидности, надежности и прогностичности экспериментальных методов и использованных психодиагностических средств, научно выверенным применением способов проверки внешней и внутренней валидности методик и процедур, математически корректным применением методов статистического анализа полученных психологических данных, сбалансированным сочетанием процедур качественной и количественной оценки результатов, а также использованием компьютерных средств математической обработки психологических показателей и их производных. ^ Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна Представлены результаты фундаментального междисциплинарного акмеологического исследования проблемы профессиональной диагностики государственных служащих на стыке фи­лософии, социологии, информатики, статистики, общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, пси­хологии управления, эргономики, психологии труда. В данном контексте решена круп­ная научная проблема, заключающаяся в разработке теоретико-методологических и прикладных основ развития акмеологической диагностики. Его ключевой компонент - акмеологический подход - обеспечил выявление системных основ целостной акмеодиагностики государственных служащих как нового контрольно-оценочного звена их продуктивной профессионализации в условиях правоохранительной системы. Разработана акмеологическая концепция продуктивного развития диагностики государственных служащих в концептуальном и научно-методическом плане, которая системно объединяет модель, алгоритм, технологии, а также раскрывает ме­ханизмы, условия и факторы оптимизации развития на основе активного использования инновационных психотехнологий и современ­ных теоретико-экспериментальных средств оценки и личностно-профессионального развития персонала. Комплекс научно-практических методов, созданных и апробированных автором в органах полиции, обеспечил получение и обобщение новых научных данных, которые систематизируют и расширяют представления о возможностях и сущности, содержании и организации личностно-профессионального развития кадров государственной службы. Эти новые научные результаты фундаментального и прикладного характера выражаются в следующем.Выявлены методологические предпосылки построения основ акмеологической эпистемологии, сосредотачивающей свое внимание на целостном, полиаспектном подходе к исследованию акмеологических феноменов, отличающихся измерением не только актуального и прогнозируемого состояния объекта, но и нацеленного на вершинные позиции его развития. Вершинно-эталонные горизонты профессионально-личностного развития в рамках акмеодиагностики определяются в комплексном процессе оценивания, в котором исследуются и сопоставляются между собой и профессиональные требования, и личностные особенности человека, и условия формирования субъекта, и характеристики среды, и специфика управления, и черты групповых отношений и взаимодействий. Показано, что содержание, методические средства и организация акмеологической диагностики рассматривается как целостный системный процесс, включающий: а) изучение, выявление и оценку признаков, критериев, показателей и особенностей профессиональной деятельности сотрудников полиции; б) оценку возможностей субъектов профессиональной деятельности её качественного освоения и успешного выполнения на высоком квалификационном уровне, а также в) системного выявления, оценки, коррекции и прогноза развития этих возможностей организационно-психологическими средствами. При этом акмеологическая диагностика представляется не только и не столько в виде методического препарирования и прогноза развития личности отдельного профессионала или группы, сколько как вид научного исследования обстоятельств и условий их жизнедеятельности, динамики и развития в индивидуально-личностном, профессионально-функциональном, социальном и управленческом поле. Комплексному изучению подвергаются: профессиональная деятельность; психологический статус человека-работника;^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Анализ основных теоретических концепций профессиональной психодиагностики, тематики профессионализации человека, связанной с предметно-содержательной частью акмеологического оценивания, а также профессиологических теорий и технологий, позволил определить акмеологический подход в качестве теоретического фундамента диссертационного исследования. Важным для акмеодиагностики являются восемь основных положений. Во-первых, с точки зрения акмеологического анализа предмета диагностики профессионально-личностный континуум должен рассматриваться как целостная развивающаяся и преобразующаяся динамическая система человеко-деятельностных связей, взаимодействий и отношений. То есть акмеодиагностика нацелена «на изучение двух равноценных и взаимосвязанных объекта (деятельности и человека)» посредством выявления и оценивания зависимостей, которые их связывают. Лишь при условии взаимоприспособления человека и профессии профессиональная дея­тельность может стать средством раскрытия его ин­дивидуальности, способствовать реали­зации потенциальных возможностей и, следо­вательно, средством достижения вершины развития личн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.