Реферат по предмету "Разное"


Актуальные вопросы внедрения и использования медицинских информационных систем (мис)

© Авторы , 2010При цитировании указанных материалов обязательна полная ссылка на первоисточник публикации:Журнал «Информационно-измерительные и управляющие системы», №12,т.8,2010г., стр. 82-85. и электронный адрес страницы, на которой размещена публикация.Актуальные вопросы внедрения и использования медицинских информационных систем (МИС).Проблемы и ошибки при внедрении и использовании МИС. Urgent questions of introduction and use of medical information systems (MIS). Problems both mistakes at introduction and use МIS УДК 61:658.011.56В.В. Павлов, А.В. Закамсков, З.Б. Рахманова V.V. Pavlov, A.V. Zakamskov, Z.B. Rakhmanova Аннотация В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие в медицинских учреждениях при внедрении медицинских информационных систем. Дан их подробный анализ, сделаны выводы, позволяющие оптимизировать автоматизацию в медицинской практике. Представлены практические рекомендации разработчикам медицинских информационных систем для успешного внедрения их в медицинскую практику.^ The summary In clause the basic problems arising in medical establishments at introduction of medical information systems are considered. Their detailed analysis is given, and the conclusions allowing are made, to optimize automation in medical practice. The practical recommendations to the developers of medical information systems for successful introduction them in medical practice are submitted.^ Ключевые слова: медицинские информационные системы, IT-инфраструктураKey words: medical information systems, IT-infrastructureРеферат: В настоящее время с самых высоких трибун раздаются уверения о том, что в самое ближайшее время процесс внедрения медицинских информационных систем пойдет полным ходом, запись к врачу будет доступна через интернет, а медицинские карты будут вестись исключительно в электронном виде. При этом считается, что указанные задачи будут решены, если будут выделены соответствующие средства и закуплены компьютеры и оргтехника, построены информационные сети, в каждом медицинском учреждении создана соответствующая IT-инфраструктура, разработано и внедрено соответствующее программное обеспечение. Однако самые лучшие технологические решения не будут востребованы, если большинство потенциальных пользователей останется практически не подготовленными к работе с новыми технологиями. Основная проблема заключается в том, что значительное количество медработников не имеют никакого желания использовать даже самые замечательные и современные средства автоматизации, а некоторые даже всеми силами сопротивляются внедрению новых технологий. Наиболее значимыми причинами активного неприятия внедрения медицинских информационных систем, по результатам многолетнего опыта, представляются следующие причины: неудачный опыт внедрения, полученный ранее бессистемный подход к автоматизации переоценка возможностей медицинской информационной системы недооценка возможностей медицинской информационной системы психологические проблемы боязнь показаться некомпетентным незнание или непонимание возможностей, предоставляемых современными средствами автоматизации избыточная защита информации лень. Следовательно, создание соответствующей инфраструктуры, поставка самых современных, надежных и хорошо отработанных решений и даже проведение обучения – это не более половины пути в решении задачи полноценного внедрения МИС. Перед внедрением необходимо сделать рабочий проект, в котором кроме физических параметров информационной системы необходимо подробно сформулировать и описать все бизнес-процессы. Предусмотреть в штате медицинского учреждения или поставщика информационной системы специалиста, занимающегося сопровождением информационной системы. При проведении обучения – не только указывать последовательность действий, но в первую очередь, разъяснять, «ЧТО?» и «КАКИЕ?» именно операции выполняются и «ЗАЧЕМ?», а уже потом отвечать на вопрос «КАК?». В случае «обиженных предыдущим опытом» обязательно предусматривать «процедуры реабилитации» таких сотрудников, например, в первую очередь продемонстрировать пусть не самые главные возможности новой МИС, но именно те, которые этому работнику позволят значительно облегчить, упростить или ускорить его текущую деятельность. Abstract: Now from the highest tribunes the assurances are distributed that the process of introduction of medical information systems will go to the near future by a complete course, the recording to the doctor will be accessible through the Internet, and the medical maps will conduct extremely in an electronic kind. Thus, it is considered, that the specified tasks will be decided (solved), if the appropriate means will be allocated and the computers and office equipment are purchased, the information networks are constructed, in each medical establishment the appropriate IT-infrastructure is created both is developed and the appropriate software is introduced. However, the best technological decisions will not be claimed, if the majority of the potential users remain practically not prepared to work with new technologies. The basic problem consists that significant quantity of the doctors have no any desire to use even the most remarkable and modern means of automation, and some even by all forces resist to introduction of new technologies. The basic reasons of active unwillingness to introduce medical information systems, by results of long-term experience, represent the following reasons: · unsuccessful experience of introductions received earlier · haphazard approach to automation · reassessment of opportunities of medical information system · underestimation of opportunities of medical information system · psychological problems · fear of appearing incompetent · ignorance or misunderstanding of opportunities given by modern means of automation · superfluous protection of the information etc. · laziness Hence creation of the appropriate infrastructure, delivery of the advanced, reliable and well fulfilled decisions and even realization of training is no more than half of way in the decision of a task of high-grade introduction of medical information system. Before introduction it is necessary to make the equipment design, in which except for physical parameters of information system it is necessary in detail to formulate and to describe all business - processes. To provide in staff of medical establishment or supplier of information system of the expert engaged in support of information system. At realization of training - not only to specify a sequence of actions (press a green button, then the button YES, then ОК), but first of all, to explain - «WHAT?» and «WHAT?» the operations are carried out and «WHAT FOR?», and already then to respond on a question «HOW?». In a case «offended by the previous experience» it is necessary to provide «procedures of rehabilitation» of such employees, for example, first of all having shown, let not the most important opportunities of new medical information system, but what will allow this worker considerably to facilitate or to simplify or to speed up his current activity. В настоящее время с самых высоких трибун раздаются уверения о том, что в самое ближайшее время процесс внедрения медицинских информационных систем пойдет полным ходом, запись к врачу будет легко доступна через интернет, а медицинские карты будут вестись исключительно в электронном виде. При этом само собой разумеющимся считается, что указанные задачи будут решены, если будут выделены соответствующие средства и закуплены компьютеры и оргтехника, построены информационные сети, в каждом ЛПУ создана соответствующая IT-инфраструктура и разработано и внедрено соответствующее программное обеспечение. Однако самые лучшие технологические решения не будут востребованы, если большинство потенциальных пользователей останется практически не подготовленными к работе с новыми технологиями. Проблема не только в том, чтобы организовать обучение и ликвидацию компьютерной безграмотности. В конце концов, как показывает опыт, даже люди весьма преклонного возраста, при наличии у них желания, учатся двигать «мышку» и нажимать на клавиши в течение нескольких недель, а через полгода вполне сносно работают с любыми информационными системами. Проблема в том, что значительное количество медработников не имеют никакого желания использовать даже самые замечательные и современные средства автоматизации, а некоторые даже всеми силами сопротивляются внедрению новых технологий. Наиболее значимыми причинами активного неприятия внедрения медицинских информационных систем, по результатам многолетнего опыта, представляются следующие причины.^ Неудачный опыт внедрения, полученный ранее. В данном случае бывает и прямая вина поставщика технических решений. Отгрузили, получили деньги и оставили пользователей без должного сопровождения, обучения и поддержки. Но часто бывает и полное непонимание самих пользователей вообще смысла и преимуществ новых информационных технологий и попытка «наложить» их на старую, привычную схему работы. Пример: Описание системы автоматизации, полученное разработчиком перед внедрением новой МИС в ответ на вопрос «А что вы использовали ранее?»^ 1) Оператор вносит информацию о пациенте в базу данных2) После внесения данных оператор выводит их на печать и сохраняет на дискету.3) Дискета заворачивается в лист бумаги, на которой было напечатано ее содержимое, и курьером относится к «программисту» (несмотря на то, что в учреждении есть локальная сеть, но кроме «программиста» ею никто не умет пользоваться)4) «Программист» глазами сверяет содержимое дискеты с напечатанным на бумаге, в которую дискета была завернута, копирует содержимое на другую дискету, которую заворачивает в чистый лист бумаги и отправляет с курьером в отдел АСУ. Первая дискета остается у «программиста», о чем последний заносит соответствующую запись в «бумажный журнал учета электроной почты»… Самое неприятное, что это не вымысел, а реальное описание реально работающей системы «автоматизированного документооборота», причем люди не видели в этом абсурде ничего особенного. Но практически у всех работников данного ЛПУ сформировалось стойкое убеждение, что любая автоматизация - это очень сложно, непонятно, никому не нужно. С учетом описанного выше – они абсолютно правы. Чем такая автоматизация – лучше совсем никакой.^ Бессистемный подход к автоматизации, внедрение «сверху». Наряду с полным отсутствием каких-либо средств автоматизации все чаще встречается и обратная картина - наличие в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) как минимум нескольких информационных систем, решающих на первый взгляд разные задачи, но в части функций почти полностью дублирующих друг друга. Часть таких систем спускается «сверху» в интересах фонда обязательного медицинского страхования, органов управления здравоохранением и т.п., часть приобретается руководством ЛПУ для решения конкретных задач. Комплексной оценкой потребности в автоматизации, включая проектирование единого решения или обеспечение информационной совместимости нескольких информационных систем, как правило, вообще никто не занимается. Поэтому все или большинство работающих в ЛПУ информационных систем вообще никак не взаимодействуют друг с другом и обслуживаются разными поставщиками или вообще не обслуживаются. Каждая такая система требует от ЛПУ отдельных затрат и часто является дополнительной нагрузкой, не облегчая, а усложняя «жизнь» персонала. В результате любая попытка внедрения «самой лучшей» МИС наталкивается на активное сопротивление персонала. ^ Переоценка возможностей МИС Иногда руководство ЛПУ или лица, принимающие решения в части внедрения МИС, считают, что стоит закупить соответствующее оборудование и программное обеспечение и научить пользователей нажимать на кнопки – все само собой заработает в лучшем виде. При этом никто не отдает себе отчет в том, что само собой ничего не бывает, а внедрение новых информационных технологий потребует, на первом этапе, значительного напряжения от персонала, осмысления и освоение часто существенного изменения в привычных бизнес-процессах. Простая замена «авторучки» клавиатурой компьютера или полный перенос привычного «бумажного» документооборота в электронный вид часто дает обратный эффект, особенно, если и «бумажный документооборот» был реализован не совсем правильно. В результате вместо обычного «бардака» появляется «бардак автоматизированный», многократно усиленный, откуда и появляются «бумажные журналы учета электронной почты», таскаемые курьером дискеты, завернутые в бумаги и т.п.^ Недооценка возможностей МИС Другая крайность – это недооценка предоставляемых возможностей, незнание или нежелание знать о новых возможностях и т.п. В результате современная вычислительная техника сводится к использованию в качестве «пишущей машинки», что также не прибавляет энтузиазма занятому в этом процессе персоналу.^ Психологические проблемы Врач, ведущий прием, уважаемый человек. К нему ежедневно обращаются за советом или за помощью множество людей и вдруг он превращается в «ничего не умеющего первоклассника», который должен научиться премудростям компьютерной грамотности. Далеко не каждый человек, особенно в возрасте, готов начинать что-либо «с нуля», тратить большое количество времени и сил на освоение чего-то нового.^ Боязнь показаться некомпетентным Каждый документ электронной медицинской карты становится очень легко читаем любым, даже сторонним пользователем. В случае бумажной карты не у каждого заведующего отделением или главного врача хватит терпения кропотливо вчитываться в рукописи, сделанные почти нечитаемым почерком. В случае печати электронного документа каждое слово или фраза могут быть легко проанализированы, выявлены любые ошибки и пр. ^ Незнание или непонимание возможностей, предоставляемых современными средствами автоматизации. В результате представление об электронной медицинской карте как «Это все, что и было раньше, только вместо бумаги и авторучки – клавиатура и монитор». Соответственно, если врач не очень уверенно «общается» с компьютером, возникает еще одна «боязнь» (я и так не успеваю все полностью документировать, да еще оформлять статистические талоны, журналы учета и т.п., а на компьютере вообще ничего не буду успевать). При этом абсолютно забывается о том, что большинство указанных документов может быть сформировано автоматически, а для быстрого протоколирования результатов приема/осмотра/исследования придумано огромное множество приемов, позволяющих формировать большинство описаний, заключений, эпикризов и т.п. за считанные секунды, причем с максимальным наполнением. Электронная медицинская карта и задачи учета медицинских услуг, медицинской статистики и т.д. часто воспринимаются вообще не связанными друг с другом. При этом не учитывается, что при правильном ведении, например, электронной медицинской карты никакая другая информация уже не нужна. Любой отчет, статистический талон или журнал учета может быть получен автоматически из данных медицинской карты и не потребует дополнительных усилий, рабочих мест, специальных операторов и т.п.^ Слишком «рьяное» выполнение своих обязанностей, особенно в сфере контроля, защиты данных, информационной безопасности и т.п. Вместо серьезной работы по действительно грамотной, например, защите информации, проще всего «запретить», «отключить»… В результате даже при наличии каналов связи появляются курьеры, переносящие (перевозящие) электронные носители. Записать данные на носитель или прочитать электронную почту можно только сбегав в другой корпус к «программисту». Данные, вроде бы в электронном документообороте, перемещаются от пользователя к пользователю со скоростью курьера. Преимущества автоматизации превращаются в откровенные недостатки. ^ Элементарная лень Зачем лишний раз напрягаться и читать инструкции и руководство пользователя? Проще сказать стандартную фразу «ваша программа не работает» и спокойно жить дальше. Поставщик решения должен не только провести обучение и предоставить соответствующую документацию, но и «водить за ручку», лично объяснять все, что написано в документации (т.к. самому читать документацию неохота), а если этого не делается, всегда можно сослаться на плохую работу поставщика. В итоге: Создание соответствующей инфраструктуры, поставка самых современных, надежных и хорошо отработанных решений и даже проведение обучения – это не более половины пути в решении задачи полноценного внедрения МИС.Прежде чем что-либо внедрять, необходимо: - сделать нормальный рабочий проект, в котором не только указать, в каком помещении какое автоматизированное рабочее место и с каким набором функций будет установлено, но и переосмыслить все попадающие под автоматизацию бизнес-процессы - подробно сформулировать и описать требуемые изменения в бизнес-процессах, затронутых автоматизацией [1] - предусмотреть работы по «внедрению нового осмысления в головы конкретных исполнителей» с целью максимально эффективного использования предоставляемых автоматизацией возможностей [2]. За редким исключением ЛПУ не располагают специалистами, способными квалифицированно выполнить такое «рабочее проектирование», а это означает дополнительные затраты для оплаты соответствующих услуг либо специалиста поставщика МИС, либо специально подготовленных для такой работы людей. Но эти затраты абсолютно оправданы, т.к. экономия на этапе проектирования, как правило, выливается в гораздо большие траты на последующих этапах [3]. При проведении обучения – не только указывать последовательность действий (нажмите зеленую кнопочку, потом на кнопку ДА, потом ОК), но в первую очередь, разъяснять – «ЧТО?» и «КАКИЕ?» именно операции выполняются и «ЗАЧЕМ?», а уже потом отвечать на вопрос «КАК?». В случае «обиженных предыдущим опытом» обязательно предусматривать «процедуры реабилитации» таких сотрудников, например, в первую очередь продемонстрировать пусть не самые главные возможности новой МИС, но именно те, которые этому работнику позволят значительно облегчить, упростить или ускорить его текущую деятельность. Иногда самые простые приемы, например, автоматическое переключение РУС-LAT в нужном месте, автоматическая подстановка заглавных букв, автоматическая печать документа, изображение на экране «резиновых» кнопочек вместо обычных и т.п. работают на положительный имидж вновь внедряемой МИС гораздо больше, чем сложные технологические и дорогостоящие решения. Для сопровождения МИС обязательно должен быть не столько технический специалист, способный перезагрузить компьютер, вынуть застрявший в принтере лист бумаги или поменять картридж, сколько подготовленный человек, который может даже не знать, КАК именно реализуется конкретный режим работы в данной версии МИС. Главное, чтобы такой человек знал, ЧТО такой режим работы есть, знал все остальные возможности и умел находить им применение в практической работе. Если в первом случае можно пригласить любого стороннего специалиста, причем сегодня одного, завтра другого, то во втором случае, желательно присутствие такого специалиста в ЛПУ постоянно, хотя бы на начальном этапе внедрения (до недавнего времени существовала специальность «врач-информатик», по которой готовили таких специалистов). Если нет возможности использовать собственного сотрудника, стоит выбирать поставщика МИС, способного предоставить соответствующего специалиста хотя бы на этапе первоначального внедрения.Список литературы:Ю. Граванова. Сбор, учет и архивирование в медицинских учреждениях URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/sbor/ М.В. Кононов, С.П. Радченко. Информатика в медицине URL: http://www.rpd.univ.kiev.ua/downloads/abitur/cikavo/inf_in_med.docЕ. А.Тишук. Современные проблемы информационного обеспечения управления здравоохранением. Врач и информационные технологии; №7 2004


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.