Реферат по предмету "Религия"


Ислам - вера образ жизни и закон Саудовской Аравии

/>
Главапервая.

ИстокивозникновенияИслама.

Третьей, нарядус буддизмоми христианством,«мировой»религией являетсяислам, илимусульманство, самая поздняяпо временивозникновения.
«Ислам» впереводе сарабскогоозначает покорность,«мусульманство»(от арабского " муслим " ) — предавший себяАллаху.
Ислам зародилсяв Аравии в VII векенашей эры.Происхождениеего яснее, чемпроисхождениехристианстваи буддизма, ибо оно почтис самого началаосвещаетсяписьменнымиисточниками.Ислам—этостихийно возникшеерелигиозноеуче­ние. Онсложился несразу. Появлениюислама пред­шествовалораспространениеучения ханифовили ханифизма—раннейформы арабскогомонотеизма.Ханифы выступалив различныхчастях Аравиипротив идолопоклонства, отвергалимногобожие.Они пропо­ведовалиидею единобожия, прославлялиаскетизм. Широкораспространенноесреди мусульманпредстав­ление, будто вера вединого боганачинаетсятолько с Мухаммеда, не соответствуетдействительности2.Но и здесь многолегендарного.По мусульманскойтрадиции, основателемислама былпророк божийМухаммед ( Мухаммадили Магомет), араб, жившийв Мекке; он якобыполучил от богаряд «откровений», записанныхв священнойкниге Коране, и передал ихлюдям. Коран- основная священнаякнига мусульман, как ПятикнижиеМоисеево дляевреев, Евангелиедля христиан.
Согласнопреданиям, рождение Мухаммедабыло предсказанопророкамиИбрахимом(Авраамом ), Исмаилом, Мусой( Моисеем ) и Исой( Иисусом Христом). В этих «двойных»именах нетничего странного, поскольку исламотносится к так называемымавраамическимрелигиям имусульманенаряду с иудеямии христианамипочитают однихи тех – же ветхозаветных пророков, атакже ИисусаХриста какодного из них.
Мухаммед былуроженцем Мекки- города в западной части Аравийскогополуострова, где давно оселосильное племякурейш.
Сам Мухаммедничего не писал: он был, видимо, неграмотен.После негоостались разрозненныезаписи егоизречений ипоучений, сделанныев разное время. Мухаммедуприписываютсятексты и болеераннего времении более поздние.Из этих записейбыл сделаноколо 650 года(при третьемпреемникеМухаммеда — Османе) свод, получившийназвание «Коран»(«чтение»).
Книга эта былаобъявленасвященной, продиктованнойсамому пророкуархангеломДжебраилом; не вошедшиев нее записибыли уничтожены.Коран разделенна 114 глав (сур). Они расположеныбез всякогопорядка, простопо размерам: более длинныеближе к началу, более короткие– к концу. Сурымекканские(более ранние)и мединские(более поздние)перемешаны.Одно и то жеповторяетсямногословнов разных сурах.Восклицания
и прославления величия и могуществаАллаха чередуютсяс предписаниями,
запретами иугрозами «геенной»в будущей жизнивсем непослушникам.В Коране совсемнезаметноследов такойредакционно-литературнойотделки, какв христианскомЕвангелии: этосовершенносырые, необработанныетексты.
Другая часть религиозной литературымусульман — этосунна (или сонна), состоящая изсвященныхпреданий (хадисов)о жизни, чудесахи поучениях Мухаммеда. Сборники хадисовсоставлялисьв IX веке мусульманскимибогословами- Бухари, Муслимоми др. Но не всемусульманепризнают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляютзначительноебольшинствов исламе.
Можно считать установленным, что Мухаммед действительножил около570-571 г.3 и проповедовалновое учениесначала в Мекке, где нашелмалопоследователей, потом в Медине, где ему удалосьсобрать многоприверженцев; опираясь наних, он подчинилсебе Мекку, авскоре объединили большую частьАравии подзнаменем новойрелигии. БиографияМухаммедалишена особойфантастики(в отличие отевангельскойбиографииИисуса). Но истокимусульманскойрелигии нужноискать, конечно, не в биографииотдельных лиц, а в социально-экономическихи идеологическихусловиях, сложившихся
в ту эпоху вАравии.
Аравия былаиздавна населенасемитическимиплеменами, предками теперешнихарабов. Частьих жила оседлов оазисах игородах, занимаясьзеледелием, ремеслами иторговлей, часть кочевалав степях и пустынях, разводяверблюдов, лошадей, овеци коз. Аравиябыла экономическии культурносвязана с соседнимистранами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией.Торговые путимежду этимистранами шличерез Аравию.
Один из важныхузлов пересеченияторговых дорогнаходился в Мекканскомоазисе, близ побережьяКрасного моря. Родоплеменнаязнать обитавшегоздесь племеникорейш (курейш)извлекала длясебя многовыгод из торговли.В Мекке образовалсярелигиозныйцентр всехарабов: в особомсвятилище Каабабыли собранысвященныеизображенияи культовыепредметы разныхарабскихплемен.
Были в Аравиии поселенияиноземцев, вчастностииудейские ихристианскиеобщины. В IV векев Аравии началсяупадок караваннойторговли, таккак торговыедороги переместилисьна восток вСасанидскийИран. Это нарушилоэкономическоеравновесие, державшеесявеками. Кочевники, потерявшиедоход от караванногодвижения, сталисклонятся к оседлому образужизни, переходитьк земледелию.Возросла нуждав земле, усилилисьстолкновениямежду племенами.Стала чувствоватьсянужда в объединении.Это не замедлилоотразитьсяи в идеологии: возникло движениеза слияниеплеменныхкультов, започитаниеединого верховногобога Аллаха; тем более чтоевреи и отчастихристианеподавали арабампример единобожия. Среди арабоввозникла сектаханифов, чтившихединого бога. В такой обстановкеи развернуласьпроповедническаядеятельностьМухаммеда, вполне отвечавшаяобщественнойпотребности. В его проповедях, собственно, не было почтиничего новогопо сравнениюс религиознымиучениями иудеев, христиан, ханифов: основное уМухаммеда — строгое требованиепочитать толькоединого Аллахаи быть, безусловнопокорным еговоле.
ПроповедиМухаммедавначале быливстречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особеннопредводителямиего собственногоплемени корейш.Торговая знатьопасалась, чтопрекращениекульта староарабскихплеменных
богов подорветзначение Меккикак религиозного, а значит, иэкономическогоцентра. Мухаммедус его приверженцамипришлось бежатьиз Мекки: этобегство (хиджра), совершенноев 622 году н. э., считаетсямусульманамиза начало особоголетоисчисления(мусульманскаяэра). В земледельческомоазисе Медине(Ятриб) Мухаммеднашел болееблагоприятнуюпочву для пропаганды: мединцы соперничалии враждовалис мекканскойаристократией и рады быливыступитьпротив нее. Мухаммедаподдержалонесколькоместных племен; он пыталсяопереться дажеи на еврейские общины. Набрав себе многосторонников, Мухаммед в 630году захватилМекку. Мекканскиекорейши вынужденыбыли принятьновую религию.С объединениемарабских племен,
которые одноза другим примыкалик новому учению, значение Меккикак национально-религиозногоцентра ещеболее возросло. Корейшитская знать,
вначале враждебная мусульманскому движению, теперьпризнала заблаго примкнутьк нему и дажевозглавиладвижение.
В момент смертиМухаммеда (632год) новое вероучениебыло еще совсемне оформлено. Основные егоположения можноизвлечь изКорана, привсей хаотичностиэтой книги.Позже они былиразвиты мусульманскимибогословами.
Одно из предписаниймусульманскойрелигии состоитв священной войнеза веру(джихад). Этовполне понятно, если вспомнить, что само мусульманскоедвижение возниклоиз потребностиарабов в объединениии в добывании новой земли. В Коране этопредписаниеизложено ясно: в течение восьмимесяцев в году(ибо четыремесяца считаются«запретными») надлежит воеватьс многобожниками, с не верными, истреблятьих, захватыватьих имущество. В этом яркопроявилисьфанатизм инетерпимостьк иноверцам, свойственныеисламу в большойстепени. Однаковпоследствиии мусульманскиебогословы, исветские ученыепо-разномутолковализаповедь джихада.Действительно, в Коране проводитсянекотороеразличие междуприверженцамиразных немусульманских религий. Кмногобожникам, то есть последователямплеменных иполитеистических культов, отношениерезко враждебное:«Овы, которыеуверовали! Сражайтесьс теми из неверных, которые близкик вам. И пустьони найдут ввас суровость.И знайте, чтоАллах — с богобоязненными!» К людям же, «имеющим писание», то есть иудеями христианам, составителиКорана высказываютуважение: этои понятно, ведьна идейнойпочве именноэтих религий, на путях ихупрощениявыросла идеологияислама. Однаков Коране естьпредписаниевоевать с теми,«которым ниспосланописание», — сиудеями ихристианами, — если они неверуют в Аллаха и не подчиняютсярелигии истины. На практикев исламе всякоеразделениемежду сторонниками иных религийстерлось: все они рассматривались как неверные(джяур), подлежащиеили истреблению, или покорению. Под знаменемджихада (газавата)мусульманскиелидеры не раз, вплоть до нашихдней, побуждаливерующих кистребительнойвойне противвсех иноверцев.
Такзародиласьи распространяласьвеличайшаярелигия ислам.

Ваххабизм-официальноевероисповеданиев СаудовскойАравии.
Каки все другиерелигии, исламне избежалдробле­нияна многие течения.Социально-экономическиеи политическиепричины—различныйуровень культурынародов, принявшихмусульманство, не утихающаяклассоваяборьба в странах, где получилраспростра­нениеислам,—обусловиливозникновениераскола сре­диприверженцевновой религииуже в начальныйпе­риод еестановления.
Нынешниммусульманампредставляется, будто разногласиясреди приверженцевислама обусловле­нычисто религиознымипричинами.Однако это нетак. В действительностиосновной причинойраскола в ис­ламепо прошествиивсего лишьнесколькихдесятиле­тийпосле его оформленияв самостоятельнуюрелигию былаборьба за власть.За тридцатьлет правленияпервых четырех«праведных», как их называетмусу­льманскаярелигиознаятрадиция, халифовпроизош­ломножествокровавых событий, причинившихстра­данияи самим мусульманам, и другим народамв ре­зультатеобъявленнойхалифами «священнойвойны»— дж.ихада.Не повезло исамим халифам.Из четы­рехтолько одинАбу-Бекр (632—634гг.) избежалнасильнойсмерти.4
     В настоящеевремя исламразделен нанесколькотечений. Большаячасть мусульманмира принадлежитк суннитам (отслова «сунна»).В частности, к ним относятсяоколо 90% мусульманБлижнего Востока.Сунниты придерживаютсядостаточноумеренныхвзглядов.
    Другое крупноетечение ислама- шииты. Их меньше, чем суннитов.Они более буквальнопонимают Корани более тщательноисполняют вжизни требованияислама, болеевоинственныи фанатичны.Особенно многошиитов в Иране(около 93%).
    Еще одно течение- ахмадие. Образовалосьоно в 1900г. Егопредставители, несмотря насвою малочисленность, часто являютсяинициаторамимногих кампанийпротив «неверных».В Америке ахмадиичасто пропагандируютсвои взглядысреди молодежи, особенно средистудентов.
     Существуютв исламе и секты.Она из них носитназвание «Суфии».Члены этойорганизацииотвергаютстрогий монотеизми склоняютсяк пантеизму.
Ваххабизм-течение ислама. Рассмотримваххабизм напримере СаудовскойАравии. Общеизвестно, что “ваххабизм”- это официальнаярелигия СаудовскойАравии, он прошелуже стадиюсоциально-государственнойадаптации, проявил себяв целом положительното рассмотримэто течение. Ваххабиты– религиозно-политическаясекта в суннитскомисламе. Сектаваххабитоввозникла всередине XVIII в.на основе ученияМухаммадаал-Ваххаба, призывавшегок очищениюислама от такназываемыхновшеств, воспринятыхв средние векаиз суфизма: культа исламскихсвятых, культа«пророка»Мухаммеда, почитанияшейхов и др.Ал-Ваххаб развилдо крайнегопредела принципынаиболее жесткогомазхаба –ханбалитского, предписывающего, в частности, ношение женщинамипаранджи изапрещающегоим посещениемечети и получениеобразования.Помимо призывовк строгомусоблюдениювсех норм шариата, ваххабитывыступалипротив любыхразвлеченийи роскоши; онитакже настаивалина введениисоциально-уравнительнойсистемы распределенияв умме. Известныесоветскийисследовательрелигий ВостокаА.М. Васильевудачно назвалваххабитов«пуританамиислама».
Но, пожалуй, главной отличительнойчертой ваххабитовможно назватьих агрессивныйрадикализм, даже не столькопо отношениюк немусульманам, сколько поотношению ктрадиционныммусульманам.Ваххабитынастаиваютна том, что истинныймусульманиндолжен постоянновести джихад(войну за веру)с «неверными»и с теми мусульманами, которые неразделяютвоззренийваххабитов.Таковых ваххабитыназывают«многобожниками», мерзкими в очахАллаха болееязычников.Традиционныммусульманамоставляетсядве альтернативы: стать ваххабитамилибо быть убитыми.
Проповедьал-Ваххабанашла поддержкуу аравийскихшейхов родаал-Сауда. С середины40-х годов XVIII в.ваххабитыначали джихадна Аравийскомполуостровепротив традиционныхмусульман. Былиуничтоженыполитическиепротивникирода Саудов, разгромленысвятые местапаломничества, в том числеМекка, не исключаяи храма Каабы– главной святыниисламскогомира. Аравиябыла объединенав эмират Саудидов, наследникомкоторого сталогосударствоСаудовскаяАравия. Ваххабизм, будучи государственнойрелигией СаудовскойАравии, с течениемвремени сталболее умеренным, святые местабыли восстановленыи находятсясейчас подзащитой правительства.
Темне менее, вовторой половинеХХ в. радикальныйваххабизм сталосновой возникшегодвиженияэкстримистскогоисламскогофундаментализма, имеющего своейцелью свержение«отступнических»,«прозападных»и «коррумпированных»режимов в исламскихгосударствахи объединениеих в единоетеократическоегосударствомусульман –халифат. Близкихвоззренийпридерживаетсяи фундаменталистскоедвижение «Талибан»в Афганистане.Различныемеждународныетеррористическиеорганизациифундаменталистов-ваххабитовдействуют повсему миру.Правительствавсех исламскихстран находятсяс ними в состоянииожесточеннойвойны. Например, в ходе такогопротивостоянияв Алжире и вЕгипте за последниегоды погиблитысячи кактрадиционныхмусульман, таки ваххабитскихбоевиков (причемв Алжире, например, фундаменталистывырезают целыемусульманскиедеревни), а также«попадающихсяпод руку» христиан.В СаудовскойАравии нетявного вооруженногоконфликта междувластями ирадикалами, однако последниеофициальнозапрещены илишь тайноподдерживаютсясаудовскимишейхами-миллионерами.Никого не обходиттерроризм состороны ваххабистов, наша странане исключение. Прошлымлетом тлевшаяс 1996 чеченскаявойна вспыхнуласнова. Вторжениев Дагестан, взрывы домов…Россия услышалао новом и странномнеприятеле, с которым мывстретилисьна Кавказе. Изтелеэфира ина страницахгазет мы слышими читаем о«ваххабитах»и «чистом исламе», об «исламскомэкстремизме»и «террористахчеченских».Все это сливаетсяв чрезвычайнотуманный образчего-то непонятного, но грозного.Уже практическивезде возможновстретитьперешедшихв ислам русскихлюдей. При этомособенно многорусских мусульманвстречаетсясреди наиболееактивного слоянаселения — бизнесменов, политиков ит.п.1… ВероучениеАль-Ваххабасформировалоотдельный толкислама, которыйтеперь доминируетв СаудовскойАравии. Но кроменазвания малочто объединяетсовременныхваххабитовс последователямиАль-Ваххаба.Зарождениеваххабизмав качественовой политико-республики-конечная цель«ваххабитов»- обратить вислам всепостсоветскоепространство, сократив приэтом численностьнаселениябывшего СССРдо приемлемыхдля Запада20-30 миллионов«мусульман».Нежелающиепринять «ислам»подлежат уничтожению.Традиционноемусульманскоенаселениесократитсяза счет войнна периферииРоссии и рабочейэмиграции вЕвропу. Естественновозникаетвопрос — зачемрадикальныммусульманамсотрудничатьс Западом? Ичто это засотрудничество? Факт, тем неменее, остаетсяфактом — несколькодесятилетийполитика Западасводится кперераспределениюмировых ресурсовв пользу «золотогомиллиарда», т.е. жителейнаиболее развитыхстран планеты.И в качествеодного изинструментовэтого перераспределениязападные спецслужбыиспользуютэто новое течениеИслама. НаселениеРоссии, котороене входит в эточисло, не должнопотреблятьмировые ресурсыв том объеме, в котором онопотребляетих сейчас. Дажетакой краткийочерк ваххабизмадает отчетливоепредставлениео том, с какойугрозой столкнуласьРоссия, насколькосерьезны намеренияприверженцевэтого течения.Во всяком случае, даже на основанииэтих достаточноскупых тезисовможно догадаться, что игнорироватьэту проблемунельзя, самасобой она нерассосется.Для очень многихжителей России, совершеннобезразличныхк Вере, «ваххабизм», как это ни странно, может показатьсяблагом — заменителемтого «порядка», который былпри коммунистах.Но для православныххристиан вполнереальная перспективаисламизацииРоссии можетозначать лишьновые чудовищныегонения.
--PAGE_BREAK--
Усама бенЛаден – кто он?

Родился28 июня 1957 г. в г. Джидда(СаудовскаяАравия) в семьебогатогопредпринимателя.С ранних летувлекалсярелигией. Вконце 1979 г. прибылв Афганистандля участияв «священнойвойне» противсоветскихвойск.5
Вместес лидеромпалестинских«Братьев-мусульман»Абдаллой Аззамомсоздал «Бюроуслуг» (Мактабаль-хидамат)– организациюпо наборумусульманскихдобровольцевиз арабскихстран. Отделения«Бюро» былисозданы вомногих странахмира, включаяЕвропу и США.Бен Ладен оплачивалприезд добровольцев-моджахедовв Афганистани их подготовкув тренировочныхлагерях, гдеони обучалисьтеррористическо-диверсионнойдеятельности.
Понекоторымданным, в Афганистанепрошли обучениеоколо 10 тыс.моджахедов, лишь меньшинствоиз которых былиафганцами.Около половиныдобровольцевсоставляливыходцы изСаудовскойАравии. Остальныеприехали изАлжира ок. 3 тыс.), Египта (2 тыс.), Йемена, Пакистана, Судана и рядадругих мусульманскихстран.
Деятельностьбен Ладенапользоваласьактивной поддержкойСША, преждевсего ЦРУ, тратившей500 млн. долларовв год на оплатуафганскихмоджахедови оснащениеих современныморужием, в частности,«Стингерами».
Кконцу войныв Афганистанебен Ладен поссорилсяс одним изоснователей«Бюро услуг», Абдаллой Аззамом, и в 1988 г. создалорганизацию«Аль-Каида»(База) для продолженияджихада. В противовесАззаму, считавшему, что нужнососредоточитьсяна поддержкеафганскихмусульман, бенЛаден выступалза распространениеборьбы на другиестраны. В 1989 г.Аззам погибв результатевзрыва начиненноговзрывчаткойавтомобиля, что породилослухи о причастностибен Ладена кубийству.
Послеухода СССР изАфганистанабен Ладен вернулсяв СаудовскуюАравию, где вовремя войныв Заливе (1990-1991)выступил противприсутствияна «священнойземле ислама»американскихвойск и призвалнаселение квосстаниюпротив «лицемерного»саудовскогорежима. В 1994 г. онбыл лишен саудовскогоподданстваи выслан изстраны. Вместес семьей имногочисленнымипоследователямибен Ладен перебралсяв Хартум (Судан), где создал сетьсвоих предприятий, часть из которыхбыли созданыисключительнопод предлогомсоздания рабочихмест для неимущихмоджахедов– ветерановАфганистана.
Впериод своегопребыванияв Судане бенЛаден был близокк главе страныОмару аль-Башируи лидеру Исламскогонациональногофронта Хасануат-Тураби. Однаков 1996 г. суданскиевласти в качествежеста добройволи в адресСША потребовалиего отъездаиз страны. Вмае 1996 г. он переселилсяв Афганистан, где с этоговремени находится«в гостях» уталибов.
В феврале1998 г. Усама бенЛаден объявило созданииорганизации«Всемирныйисламский фронтборьбы противиудеев и крестоносцев», в состав котороговошел рядэкстремистскихисламистскихорганизаций.
Существование«Фронта» бенЛаден оправдывал, заявляя, чтово всем миремусульманестрадают отСША и Израиля, а потому должнывести противних священнуювойну в защитуверы.
На протяжениинесколькихлет США добивалисьот движения«Талибан» выдачибен Ладена, которого ониобвиняют, вчастности, ворганизациидиверсий противамериканскихвоенных базна территорииСаудовскойАравии – в Эр-Рияде(ноябрь 1995 г.) иДахране (июнь1996).
По некоторымданным, бенЛаден личнораспоряжаетсясостояниемв $ 300 миллионов, поддерживаетмеждународныесвязи, финансируядеятельностьмногочисленныхэкстремистскихисламистскихдвижений игруппировок.
ВСМИ появлялисьсведения о егосотрудничествес северокавказскими«ваххабитами», в том числе сдействующимв Чечне арабскимполевым командиромХаттабом. Крупный(по некоторымоценкам, крупнейшийв современноммире) идеологи организатор)терроризмапод лозунгамиислама. Имеятакую репутацию, он являетсядуховным лидеромСаудовскойАравии.

Глававторая.
СПЕЦИФИКАОБНОВЛЕНИЯИСЛАМА.
Двадцатый век, в особенностиего вто­раяполовина, характеризуетсябольшими сдвигамии преобразованиями, происходящимив социально-эконо­мическойжизни, в наукеи технике. Всев мире изменя­етсяневиданнымипрежде темпами.Заметные переменыпроисходятв жизни людей, их взглядахна окружающуюдействительность, на материальныеи духовныеценно­сти. Нарядус другимикомпонентамидуховной жизниобществатрансформируются,«обновляются»вероуче­ния, позиции религиозныхорганизаций, духовенстваи верующих.
Людивсе большеначинают подходитьк религии снаучных позиций, убеждатьсяв несостоятельностире­лигиозногомировоззрения.В отличие отпрошлых веков, этот новыйвзгляд на религиюхарактерендля боль­шинствачленов общества, в том числе длянекоторыхверующих. Сознаниесовременноговерующего—этоочень сложноеявление. Научныезнания, социальныеслои переплетаютсяв нем с религиознымивзглядами. Длябольшинстваверующих напервое местовыступает невера бога, апроблемы реальногомира. Продолжаетсяотход людейот религии, чтобеспокоитслужителейкульта. Мусульманскоедуховенство, например, осознаваякризис религии, ищет выход изсоздавшегосяполо­женияк модернизацииислама.
В то же времяни частичныеизменения врелигиоз­номвероучениии культе, нипрогрессивныепозиции не­которыхрелигиозныхдеятелей вактуальныхвопросахсовременностине затрагиваютосновных принциповре­лигиознойидеологии, неоказываютсущественноговлия­ния наспецификуиллюзорногоотражения мира.
Религия никогдане оставаласьнеизменной, а посто­яннотрансформироваласьс ходом истории.Приспосаб­ливаяськ новым условиям, она умело обслуживалано­вые социальныеструктуры итаким образомсохраняла своевлияние налюдей.
Исламв СаудовскойАравии, как ивсе другиерелигии, постоянноиспыты­ваетна себе воздействиебыстро меняющихсясоци­ально-политических, культурныхи других факторовобщественнойжизни. Богословы-модернистынередко ссылаютсяна содержащеесяв Коране указаниео «бо­жественной»обновляем ости, изменяемостии совершен­ствованииего текста:«Всякий раз, как мы отменяемстих или заставляемего забыть, говоритсяв Кора­не, мы приводимлучший, чем он, или похожийна него» (2:100) ', «мы заменяемодно знамениедругим...» (16:103).Для оправданиясвоих модернистскихуст­ремленийнекоторыемусульманскиебогословыприво­дят хасид, который гласит:«В каждом векев моей общи­непоявится человек, который оживитрелигию Аллахаи Сунну». Этоуказание якобыдает им правосогла­совыватьвероучениеи культ исламас социально-эконо­мическимии политическимипеременамив мире, вноситьопределенныеновации в идеологиюи практикумусуль­манскоговероисповедания2.
Однако в течениевеков эти измененияограничивалисьобновлениемвторостепенныхсторон культаислама. Развитиекапиталистическихотношений вмусуль­манскихстранах вызвалонеобходимостьускоренияпе­ресмотрстарых религиозныхдогм и приспособленияих к новым условиям.


'Первые цифрыуказывают насуру (главу)Корана, а вторые—­насоответствующийаят (стих). 2КерймовГ. М.Ислам и еговлияние наобщественно-поли­тическуюжизнь народовБлижнего иСреднего Востока.М.,1982, с.8.
В настоящеевремя процессобновления, наблюдающийсяв исламе, приводитк значи­тельнымизменениямв его вероучении, к трансформа­ции, к переоценке«мусульманского»взгляда намногие явленияокружающегомира.
Дальнейшее«обновление»исламскогомиропонима­нияпроисходитв период империализма.Привлекаетвнимание появлениев это времямножестварелигиоз­ныхсект, возникающихна основе«теоретическихи практических»реформ в религиях, стихийно отражаю­щихнеобходимостьсоциально-экономическихи полити­ческихпреобразованийв обществе.Объективнойже ос­новойэволюции религииявляются сдвиги, наблюдаю­щиесяв общественномбытии и сознаниимасс. Это ещераз подтверждаетправильностьмарксистскогоположе­нияо том, что «скаждым великимисторическимпере­воротомв общественныхпорядках происходиттакже и переворотв воззренияхи представленияхлюдей, а зна­чити в их религиозныхпредставлениях»'.
Если этот процесспроисходитв антагонистическомобществе, торелигиознаяидеологияначинает служитьинтересамнового господствующегокласса. Например, созданная в40-х годах XIXвека мусульманскаясекта бабитов, будучи обновленнойформой шиизма, вызван­нойк жизни возникшимикапиталистическимипроизвод­ственнымиотношениями, выражала интересыформи­рующейсяиранской буржуазии.Бабиты критиковали
.властькрупного духовенстваи феодалов, феодальнуюформу собственности, проповедовалиучастие женщинв производстве, требовалисокращенияи упрощениярели­гиозныхритуалов (намаз, ураза и др.), мешающих про­цессупроизводства, утверждали, что ислам нуждаетсяв усовершенствовании, обновлении, что новая воляотме­няет«проявлениепредыдущей».
Во второй половинеXIX века послеразгрома иран­скимифеодальнымиправителямибабизма егоуцелев­шиепоследователиво главе с МирзойХусейном Али(1817—1894) по прозвищуБеха-улла образовалисекту бехаитов, отказавшуюсяот всех демократическихэле­ментов, присущих движениюбабитов. В этомпроявился страхбуржуазии передразмахом выступленийнарод­ных масспротив феодальныхпорядков. Бехаизмотра­жал интересыреакционнойторговой буржуазии.Беха-улла, будучибуржуазнымидеологом, проповедовал, что «рабочиене должны возмущатьсяи бунтовать», призы­вал ксмирению иотказу от классовойборьбы. «Несле­дует никомупротивитьсятем, которыеправят рабамибога»,—писал он в священнойкниге бехаитов— «Ки-таб-е-Акдес».Он выдвигалнадклассовуюи космополи­тическуюидею о всемирномбратствеэксплуататорови эксплуатируемых, упрощал и сокращалрелигиозныеоб­ряды (омовения, намаз), вместопятикратногодопускал трехкратныйнамаз, упразднялнекоторыерелигиозныепраздники, чтобы верующиеимели возможностьучаст­воватьв производстве, восхвалялбуржуазныйобраз жизнии т. д. Бехаитыпроповедовалиэкуменизм иверо­терпимость, за что их ненавиделии сунниты, ишииты, считаянемусульманами.
Бабизм и бехаизмявляются примерамиреформизма, приспособленчестваи обновленияислама в связис со­циально-экономическимии культурнымисдвигами вжизни общества.Если бабизмвыражал интересыпро­грессивнойчасти национальнойбуржуазии, тов бехаизмепроявиласьреакционнаясущностькапиталистическихобщественныхотношений, когда буржуазияуже по­теряласвои прогрессивныечерты.

'МаркеК… ЭнгельсФ.Соч.,-т.7, с.211
Со второй половиныXIX века реформистскиеи мо­дернистскиетенденции средиидеологовислама уси­лились.Многие из них, видя проникновениев мусуль­манскиестраны европейскойцивилизации, достиженийнауки, техникии культуры, развитие буржуазныхотно­шений, склонны былизащищать интересынового, эконо­мическисильного классабуржуазии. Этатенденцияспособствоваларазрушениюфеодальныхотношений, обострениюклассовойборьбы в странахВостока, а такжемодернизацииислама какформы общественногосознания.
Примером могутслужить учениямусульманскихбо­гослововконца XIX —начала XXвека СайидаАхмад Хана (1817—1898), Джемальад-Дин аль-Афгани(1839—1909), МухаммедаАбдо (1834—1905) иМухам­медаИкбала (1873—1938)о допустимости, с точки зре­нияислама, капиталовложенийв промышленность, жен­ской эмансипации, развитии точныхнаук, усовершенст­вованиизаконов шариата6.По мнению М.Абдо, ислам, сбросив устаревшееодеяние, вполнесможет соответст­воватьтребованиямнауки и прогресса.Для этого, счи­талон, потребуютсяусилия теологов.
Взгляды этихисламскихмодернистовотражают ихстремление«очистить»религию отсуеверий, доказатьсовместимостьмусульманскихдогм с современнымина­учнымизнаниями, атакже исламскойэтики с нормамиповедениясовременногочеловека.
Понятие «религиозныймодернизм»в настоящеевре­мя употребляетсяв различныхсмыслах, довольносуще­ственноотличающихсядруг от друга.Наиболееобос­нованными, на наш взгляд, являются трактовки, в ко­торыхмодернизацияпредставляетсякак утонченнаяпопытка защитырелигии, связаннаяс современнымиспособамиоправданияверы, пересмотраее устаревших.концепций вовсех основныхобластях. Современныйре­лигиозныймодернизмвозник какреакция, религии, ее организацийи духовенствана основнуютенденциюсов­ременногомирового развития, заключающуюсяв пере­ходеот капитализмак социализму.
Посколькукризиснойситуациейохвачены ныневсе сторонырелигиознойжизни, процессмодернизациире­лигии СаудовскойАравии такжераспространяетсяна все областирелигиоз­нойидеологии иполитики, деятельностирелигиозныхорганизацийи духовенства.Социальноепробуждениемасс подтачиваетпозиции религии, заставляядуховен­ствопредприниматьотчаянныепопытки длятого, что­бы.говоря словамиВ. И. Ленина,«оживить религию, поднять спросна религию, сочинить религию, привить народуили по-новомуукрепить внароде религию»'.В условияхсоциалистическогообщества, гдеидет. необ­ратимыйпроцесс отходалюдей от религии, религиозныймодернизм неможет рассчитыватьна большее, чемне­сколькозатормозитьэтот процесс.
Религиозныймодернизмнельзя отождествлятьс ре­лигиознымреформизмом. Религиозныереформы преду­сматриваютболее или менееглубинные, основательныеи принципиальныеизменения, вносимые богословами, религиознымидвижениямии общинами врелигиознуюдогматику ипрактику. Религиозныймодернизм жена­ряду с этимохватываетдаже самыенезначительныеиз­мененияв религиозномкомплексе, вносимые служителя­микульта, то естьобъединяетвсе моменты«обновления»и «совершенствования»религии. Религиозныйрефор­мизми религиозныймодернизмдополняют другдруга и входятв понятие«приспособленчестворелигии». Приэтом если религиозныймодернизм носитнепрерывныйхарактер, тореформы совпадаютпо времени ссоциальноэкономическимиполитическимипреобразованиямив обществе

Реформационноедвижение висламе, продолжающе­есяпо настоящеевремя, соседствуетс современныммусульманскимнеким модернизмом.Процессы, наблюдаемыеныне в странахВостока, свидетельствуюто перераста­ниирелигиозногореформизмав процессбеспрерывноймодернизацииислама.
В области вероученияоб этом говорятновые попыт­киобоснования«истинности»и «вечности»ислама со ссылкойна современныедостижениянауки и техники.В области социальнойдоктрины такойпереход наметил­сяс началом разработкиучения «исламскогосоциализ­ма».Совершенноновым и специфическимпроявлениеммодернизмав исламе являетсячастичныйпересмотртрадиционныхполитическихконцепцийислама.
Современныймусульманскиймодернизм имееттео­ретическийи политическийаспекты. Втеоретическомаспекте нарядус перетолкованиемдогматико-мировоз-зренческихпроблем немаловажноеместо в немзанима­ютобоснованиеотправленияобрядово-культовыхдейст­вий сучетом условийсовременнойжизни, очищениеша­риата отустаревшихправовых установлениии новое истолкованиеморально-нравственныхнорм исламав со­ответствиис представлениямисовременныхлюдей, об­новлениеи переосмыслениеоснов социальногоучения исламав свете современногосоциальногопрогресса1.
В политическомплане модернизмислама наиболееотчетливонаблюдается, во-первых, вопределениипо­литическойориентацииислама по отношениюк двум об­щественно-экономическимсистемам; во-вторых, в выра­боткеновой политикина международнойарене по проб­лемамвойны и мира, дружбы и сотрудничествамежду народами, взаимоотношенияс другими церквами.
Исламскиемодернистскиедоктрины взарубежныхстранах весьмаразнообразныи противоречивы.Господствующееположениеисламскойидеологии вСаудовскойАравии приводитк тому, что всеновые мыслии идеи преподносятсятам в религиознойоболочке. До70-х годов онизачастую подавалисьв виде всевозмож­ныхтеорий «исламскогосоциализма».При этом в нихнередко совмещалиськак прогрессивные, так и явноре­акционныепозиции. Отсюдаи множествоформ так на­зываемогоисламскогосоциализма, изобретенныхму­сульманскимифундаменталистами, опирающимисяна классическийислам, а такжеразличнымигруппами тео­логов, именуемыхсовременнымимодернистами.В сущ­ности«исламскийсоциализм»является однойиз форм религиозногомодернизма.
В результатеодни исламскиеидеологи ратуютза со­циалистическуюбудущностьсвоих стран, другие пыта­ютсявыразить всвойственныхсоциализмутерминах традиционнобуржуазныеидеалы общественногоустрой­ства, третьи мечтаюто «серединной», не капиталистиче­скойи не социалистической, социально-экономическойи духовнойструктуреобщества. Вцелом же исламэво­люционируетпреимущественнов русле буржуазныхи мелкобуржуазныхтечений.
Еще в концеXIX века некоторымимусульманскимиидеологамиислам рассматривалсякак антиподбуржу­азногообщества, каксамобытное«социалистическое»учение, противостоящее, с одной стороны, капитализму, а с другой—различнымконцепциямевропейскогосоциализма.ИзвестныйпредставительсовременногоисламскогомодернизмаДжемаль ад-Диналь-Афгани, заявлявший, что «социализм—естьучение, присущееисламу с первыхдней его существования», как бы заложилоснову дляприверженцевтак называемогоисламскогосоциализма.
Однако эти имногие другиеисламскиесоциальныеконцепции несутна себе отпечатокклассовой ирелиги­ознойограниченности…Поэтому сутьтаких социально-политическихпроцессов, какпробуждениеполитическойактивностимасс,
«Исламскийсоциализм»за рубежомявляется однимиз видов этого«социализманациональноготипа». Та­коеидейное иполитическоеброжение происходилои про­должаетпроисходитьв некоторыхстранах потому, что в них небыло политическизрелого рабочегокласса и рабочихпартий, обладающихтеоретическойподготов­койи опытом политическойборьбы.
Руководителинекоторыхисламскихстран, на первыхпорах многоговорившиео социализме, стараясь отра­жатьнастроениянародных масс, на деле оставалисьи остаютсянастоящимизащитникамиимущих классов.Другие продолжаютпоиски путейразвития своихстран, с симпатиейотносятся кпринципамсоциализма, то есть идутпо пути социалистическойориентации.
Многие мусульманскиемодернистыпродолжаютут­верждать, что ислам посвоему характеруявляется«со­циалистическим», что он якобыне только непрепятст­вует


вступлениюмусульман напуть социализма, но и дает специфическиисламский еговариант. Такогоже мненияпридерживалсябывший президентЕгипта Г. А. Насер.Он говорил:«Если условномарксизмсфор­мулироватьв 20 пунктах, под 18 из нихя готов под­писаться.Единственнымидвумя пунктами, которые ещеразделяют насс марксистами, являются «диктатурапро­летариатаи отношениек религии» 1,
Модернистскоедуховенствомусульманскихстран, из­бравшихнекапиталистическийпуть развития, восхва­ляетсоциалистическуюориентациюлидеров своихстран каксоответствующуюдуху ислама.Они обосно­вываютэто тем, чтоислам якобывсегда выступалза ликвидациюнужды и бедности, а социализмуничтожа­етнищету и бедность, значит, целиислама и социализ­масовпадают. Таксоздаетсяиллюзия о сходствеисла­ма с социализмом.
Реакционноемусульманскоедуховенство, наоборот, использует«исламскийсоциализм»в целях антикомму­низма.Оно стремитсявнедрить всознание массидею о том, чтосоциалистическиепринципы, якобызаложенныев основу ислама, несовместимыс антибожественнымипринципамикоммунизма.Поэтому настоящиймусуль­маниндолжен отрицатьобщество, настроенноепротив Аллахаи Корана. «Идеологияи действиякоммунисти­ческогорежима, разглагольствуютони,—противоре­чатисламскомушариату», онхочет «обратитьвсе на­родыи все нации вкоммунистическуюверу. С этойцелью Россияпоощряетбезбожие...»2
Громкие лозунгинекоторыхзарубежныхисламскихмодернистово гуманизме, свободе, демократии, равенстве исоциализме— проявлениеобыкновенногобуржу­азногополитическогообмана. Ониотражают интересыкрупной и среднейбуржуазиимусульманскихстран, ко­торая, борясь противиностранныхмонополий, вто же времявыступает спроповедьюнационализма, а также антикоммунизма(Пакистан).
Процесс модернизациивероученияи культа исламазатронул имусульманскиерелигиозныеорганизациив СаудовскойАравии. Однакоздесь он связанс осуществлени­емна деле важнейшихпринциповсоциализма, преоб­разованиеми ускореннымразвитиемсоциально-эконо­мическойи культурнойжизни общества, с отделениемцеркви отгосударства, школы от церкви. Несомненнотакая спецификаобновлениявнесет своикоррективев жизнь народаСадовскойАравии.

' Народы Азиии Африки,1972, № 2, с.85.
Мчедлов М. П. Религия и современность. М., 1982, с. 98—99. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с…
/>
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.