Актуальный комментарийФинансовый кризис: причины, последствия и пути преодоления.15 ноября в Вашингтоне состоялся Саммит Группы 20. Руководители ведущих стран планеты собрались на свою встречу в Вашингтоне 15 ноября 2008 года, в период, когда мировая экономика и финансовые рынки сталкиваются с серьёзными вызовами. С сентября 2008 года в мировой экономике произошли глубокие изменения. То, что началось как снижение активности в жилищном секторе США, теперь является глобальным кризисом, распространившимся как на богатые, так и бедные страны. Многие считают, что нынешний кризис может войти в историю как сильнейший кризис со времени Великой депрессии 1930-х годов. ^ Мнение ученых В докладе “Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия”, подготовленном Финансовой академией при правительстве РФ отмечается, что финансовому рынку РФ свойственны как ближайшие (2008 год), так и более отдаленные риски, реализация которых приведет к “сужению” экономики, “расстройству” системы государственных финансов, бегству капитала, росту инфляции. Всего в докладе рассмотрены ^ 4 потенциальных сценария финансовых кризисов в России: импортированный кризис (”финансовая инфекция”): российский рынок очень зависим от мирового финансового рынка; это единственный сценарий из четырех, который может грозить России в 2008 году; спекулятивная атака при позитивной экономической динамике: кризис основан на зависимости российского финансового рынка от иностранных портфельных инвестиций и долгового финансирования нерезидентов; разогрев финансового сектора экономики с последующей атакой на один из сегментов финансового рынка: валюта, акции (кризис по этому сценарию грозит России в 2009-2011 годах); перегрев одного из сегментов внутреннего финансового рынка: сейчас 40-50% роста финансового рынка РФ имеет спекулятивный характер, возможно возникновение “мыльных пузырей” (возникновение кризиса прогнозируется в 2009-2011 г.г.); падение экспортных цен: российская экономика сильно зависима от цен на сырье на мировых рынках (кризис возможен с 2010-го года). Финансовый кризис по первому сценарию выглядит так: при возникновении кризиса на каком-либо формирующемся рынке (что сейчас и наблюдаем) есть вероятность того, что кризис придет и в Россию, где нерезиденты (все лица, которые не являются резидентами данного государства) могут принять решение вывести средства из портфелей по всей группе формирующихся рынков.В связи с объемной зависимостью внутреннего финансового рынка России от инвестиций нерезидентов, такое бегство капитала может стать спусковым механизмом для цепной реакции кредитных, процентных и рыночных рисков, относящихся к деятельности резидентов. Таким образом, будет создан потенциал для масштабного финансового кризиса.^ По оценке Всемирного банка Отток капитала из России в этом году может составить 50 млрд. долларов, а в следующем - вдвое больше. Такой прогноз содержится в докладе Всемирного банка. Аналитики Всемирного банка полагают, что в следующем году инвесторы могут вывести из российской экономики до 100 млрд. долларов. В условиях мирового финансового кризиса эксперты банка понизили прогноз по росту ВВП России: с 6,8% до 6% на текущий год и с 6,5% до 3% на 2009 год. При этом в последнем квартале 2008 года, по оценкам Всемирного банка, темпы экономического роста в России могут замедлиться до 2%. Что касается инфляции, то к концу текущего года, как говорится в докладе, она достигнет уровня 13,5%. Ранее Международный валютный фонд и Всемирный банк заявляли о том, что инфляция в России по итогам 2008 года может вырасти до 14%. Эксперты банка считают, что в следующем году рост потребительских цен в России составит 12%. "В 2009 году снижение инфляции ниже 12% будет сложной задачей. Это станет возможным при условии появления признаков ослабления глобального финансового кризиса к концу 2009 года", - сказано в докладе. Прогнозный показатель инфляции на 2009 год российским правительством установлен на уровне 7,5-8,5%.^ В чем причина кризиса ?В существовавших ранее в текущем десятилетии условиях быстрого глобального роста, увеличивавшихся потоков капитала и длительной стабильности участники рынка, стремясь к получению высоких прибылей, не учитывали должным образом имеющихся рисков и действовали без надлежащего предварительного анализа. В то же время такие факторы, как слабые нормы в отношении гарантий, непродуманные методы управления рисками, растущая сложность и непрозрачность финансовых продуктов и вытекающее из этого чрезмерное использование кредитов для биржевой игры, в своей совокупности привели к появлению в этой системе уязвимых мест. Политики, а также регулирующие и контрольные инстанции в ряде развитых стран должным образом не учитывали и не боролись с нарастающими рисками на финансовых рынках, не шли в ногу с финансовыми инновациями и не принимали во внимание системных последствий мер регулирования, осуществляемых на национальном уровне. К числу ключевых факторов, лежащих в основе сложившейся ситуации, относятся, в частности, непоследовательная и недостаточно скоординированная макроэкономическая политика и неадекватные структурные реформы, приведшие к нестабильным глобальным макроэкономическим результатам. Сочетание этих обстоятельств породило эксцессы и в конечном итоге привело к глубоким потрясениям на рынке.^ Д.А.Медведев о кризисе Кризис говорит об исчерпанности ряда принципов послевоенного экономического мироустройства. Мы наблюдаем неадекватность многих созданных в то время международных структур и систем (включая структуры безопасности). Поэтому сейчас нужны не менее мощные, чем десятилетия назад, идеи.Во-первых, нам придётся перестраивать всю международную финансовую архитектуру, делать её открытой и справедливой, эффективной и легитимной. И, повышая роль существующих, надо создавать и новые коллективные структуры глобальной координации и регулирования.Во-вторых, структуры, основанные на принципах гармоничности стандартов национальных и международных институтов регулирования, демократичности и равномерной ответственности за принятие решений, прозрачности деятельности всех участников и справедливого распределения рисков. Без этого не обеспечить ни совместности, ни совместимости экономических стратегий отдельных государств.Важно и то, чтобы новые принципы регулирования не привели к избыточной «зарегулированности», к торможению финансовых инноваций и, как следствие, к замедлению экономического роста. Нужно сохранить баланс между корректированием проблем на финансовых рынках и созданием стимулов к развитию. Для экспертного сопровождения процесса реформирования предлагаю учредить международную комиссию из авторитетных и независимых «финансовых гуру».^ Д.А.Медведев сформулировал четыре предложения руководителям группы 20, направленных на преодоление кризиса.Первое: принципы реформирования международных институтов регулирования надо зафиксировать в формате международных соглашений. Только это обеспечит легитимность их деятельности. Необходимо максимально чётко определить роли глобальных и региональных институтов регулирования, а также механизмы их взаимодействия. По нашему мнению, «большая двадцатка» должна стать основным координатором реформирования и развития мировой финансовой системы. Новый саммит должен быть созван не позднее 30 апреля. При этом должны сохраниться и другие форматы взаимодействия ведущих стран мира. Прежде всего по вопросам глобальной безопасности.Второе: важно создать компетентные международные арбитражные институты.Третье: системообразующие страны должны придерживаться общих требований в сфере макроэкономической, в том числе бюджетной и денежно-кредитной политики. И о них мы должны договориться. Особо это касается стран, являющихся эмитентами резервных валют. Чем больше их появится, тем стабильнее будет мировая финансовая система.Четвёртое – это управление рисками на принципах максимальной прозрачности, подотчётности и адекватности современным финансовым технологиям. Следует изменить подходы к регулированию деятельности рейтинговых агентств и аудиторских компаний, биржевой торговли и офшорных зон. Стержнем реформирования должна стать гармонизация существующих национальных и региональных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, нормативной оценки финансовой устойчивости и рисков. После обсуждения проблем финансового кризиса руководители группы 20приняли совместную Декларацию, формулирующие согласованные предложения по преодолению кризиса.