АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯРОССИЙСКОГО РЫНКА УСЛУГ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ. В представленном материале излагается экспертная оценка состояния российского рынка услуг электрической связи в основной части, относящейся к проводной телефонной и сотовой радиотелефонной связи.Проводная телефонная связь.1. Характеристика рынка услуг проводной телефонной связи России. Современное состояние рынка характеризуется тем, что потребность общества в услугах проводной связи продолжает оставаться неудовлетворенной: очереди на установку телефонов не уменьшаются, уровень телефонизации остается недопустимо низким. На 100 городских жителей приходится 24 телефона, а на 100 сельских – 9,0. В то же время 3,5 миллиона номеров телефонной емкости остаются невостребованными. Наблюдается диспропорциональность в развитии сетей: построенные магистральные линии передачи не загружены (используются на 10%), а сети доступа значительно отстают как по темпам развития, так и по качеству представляемых услуг. Компаниям электросвязи не хватает финансовых ресурсов для развития сетей доступа. Сумма долгов компаний электросвязи, возникших главным образом в связи с приобретением оборудования у зарубежных производителей, превысила 1 млрд. долларов США. Имеются признаки типичного для высокомонополизированного рынка несоответствия цены предлагаемых услуг платежеспособному спросу. При этом несмотря на происходящее в мире удешевление услуг проводной телефонной связи в стране происходит их систематическое удорожание. Для успешного развития отрасли необходимы действительная либерализация рынка, поддержка и развитие добросовестной конкуренции. В механизме регулирования рынка ведущая роль должна принадлежать рычагам косвенного воздействия при убывающей роли прямого административного контроля, непосредственного государственного участия. Переход от монопольной ситуации к системе конкурентных отношений в такой специфической сфере, каковою является связь, – задача повышенной степени сложности. Она предполагает решение спектра проблем, среди которых наиважнейшие: сохранение технической целостности сети и обеспечение его качественных параметров; преодоление антагонизма интересов традиционных и новых хозяйствующих субъектов на основе справедливых и взаимовыгодных правил их взаимодействия; разработка системы защиты потребителя от возможного роста тарифов и ухудшения качества предоставляемых услуг; обеспечение контроля и регулирования конкуренции в каждом сегменте рынка в интересах прогресса на отраслевом и национальном уровнях с позиции как сегодняшнего дня, так и перспективы. Основные принципы регулирования рынка услуг связи на современном этапе его развития сформулированы Всемирной торговой организацией (1997 год) и одобрены частично или полностью 69 странами, представляющими 94% мирового рынка услуг связи. Этих принципов шесть.Наличие автономного регулирующего органа, независимого и неподотчетного ни одному из поставщиков услуг связи, располагающего беспристрастным инструментарием решения спорных вопросов, применимым ко всем участникам рынка.Содействие развитию конкуренции посредством контроля за монополистической антиконкурентной практикой со стороны главных действующих лиц рынка.Обеспечение сопряжения сетей или, иными словами, равного и прямого доступа к сетям электросвязи всем новым участникам рынка. Соблюдение этого принципа требует отработки процедур ведения переговоров, своевременного разрешения конфликтных ситуаций.Выполнение обязательств, обеспечивающих общедоступность определенного спектра основных услуг по разумным тарифам.Открытость всех требований и процедур лицензирования для всех компаний связи.Справедливость механизма распределения ресурсов ограниченного характера (радиочастоты, телефонные номера и т.п.), публичность всех процедур и решений.^ 2.Направление развития мирового рынка телекоммуникационных услуг.Практически все страны мира развивают свой рынок связи в направлении либерализации и поощрения конкуренции, при этом все страны проходят путь от монопольного состояния к рынку с развитой конкуренцией в сфере телекоммуникаций. Сегодня наиболее развитый, открытый и конкурентный рынок услуг связи действует в США. Американская система регулирования опирается на опыт, накопленный на протяжении семи десятилетий быстрого развития и совершенствования отрасли. Общепризнана лидирующая роль США на мировом рынке услуг связи. Из американского опыта многие страны заимствуют подходы к рыночному регулированию, адаптируя их к конкретным национальным условиям. Государственную политику в области связи определяет Конгресс США. Он устанавливает законодательные нормы, корректирует деятельность отрасли с помощью законов и поправок к действующему законодательству, дает оценку предложений, касающихся экономической политики в этой сфере, контролирует средства федерального бюджета, выделяемые на нужды связи. Возглавляет работу Федеральная комиссия по связи (ФКС) – главный орган регулирования, учрежденный Конгрессом в 1934 г. ФКС контролирует выполнение законов, относящихся к сфере связи, разрабатывает регламент эксплуатационной деятельности. Комиссия подотчетна Конгрессу, который также утверждает и ее финансирование. Конгресс делегировал ФКС широкие полномочия и предоставляет все необходимые ресурсы для реализации ее функций. В то же время надзор с его стороны за деятельностью Комиссии достаточно строг. Конгресс США стремится всячески оградить ФКС от политического давления, исключить коррупцию, и его усилия успешны. Комиссия имеет репутацию самого независимого в мире органа регулирования рынка услуг связи. Президент назначает всех пятерых членов Комиссии, в том числе одного из них председателем. Сенат утверждает состав комиссии сроком на пять лет. Предусмотрена обязательная ротация кадров. Каждый год истекает срок полномочий одного из членов ФКС и на его смену приходит новый. По действующим правилам в одной политической партии могут состоять не более трех членов Комиссии и ни один из пяти не имеет права иметь финансовые интересы в какой-либо из структур, контролируемых ФКС. Комиссия выступает главным официальным арбитром в разрешении конфликтных ситуаций. Все случаи обращения в ФКС в соответствии с законом становятся достоянием общественности, и любой житель страны, интересующийся тем или иным вопросом, может принять участие в его слушании. Недавними конкретными результатами антимонопольной политики на рынке услуг связи США стали дробление мирового гиганта-концерна «American Telephone & Telegraph» (АТ&Т) и открытие для конкуренции двух рынков: местной и дальней связи. В настоящее время на рынке услуг дальней связи США действуют три крупнейших национальных оператора – АТ&Т, Sprint и MCI, а также сотни мелких операторов. После открытия рынка услуг международной связи США за период 1987-1990 гг. тарифы снизились на 50%. Разумное снижение тарифов было достигнуто, и конкурентная борьба переместилась в неценовую зону. Примечательно, что столь значительное снижение тарифов привело в этот период к взрывному – на 11% в год – росту телефонного трафика. Неценовая конкуренция шла по линии борьбы за клиента и выражалась в дифференциации и усложнении услуг.^ 3. Проблемы российского рынка услуг проводной телефонной связи.3.1. Монополизм. Основными проблемами, сдерживающими развитие предпринимательства на рынке услуг связи в России, являются монополизм операторов ОАО «Связьинвест» и отсутствие надлежащих условий для развития конкуренции со стороны вновь создаваемых организаций. Реальный (конкурентный) рынок в сфере услуг проводной телефонной связи отсутствует в связи с тем, что региональным операторам, входящим в структуру ОАО «Связьинвест», принадлежит до 95% номерной емкости и 100% технических средств, обеспечивающих выход любого оператора в сеть связи общего пользования. Отсутствие условий для конкуренции связано с несоблюдением государственными органами и монопольными структурами действующего законодательства и постановлений правительства. Основными органами государственной власти, которые обязаны формировать конкурентную среду в области связи, являются Министерство Российской Федерации по связи и информатизации и Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.Минсвязи России, декларируя поддержку предпринимательства и развитие добросовестной конкуренции, фактически выступает на стороне монополиста, а не развивающихся альтернативных структур. Концепцией развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации предусмотрено создание монополистических объединений, которые, не являясь государственными, концентрируют у себя практически все сетевые ресурсы, что исключает саму возможность конкуренции. В Концепции основной нитью проходит деление операторов связи на традиционных и новых, при этом предусматриваются приоритеты в пользу традиционных операторов (в частности, порядок создания и использования фонда универсальной услуги). МАП России не вполне обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства в области связи. Программа демонополизации отрасли связи, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 878 от 04.09.1995, реализована лишь отчасти. Принимая решения по обеспечению требований антимонопольного законодательства, МАП России не всегда проявляет настойчивость в доведении их до конкретных результатов.3.2. Лицензирование. Существенным элементом дискриминации новых операторов связи является сложившаяся практика лицензирования. Статья 47 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом. Законом РФ «О связи» установлено, что виды лицензий регламентируются законодательством (статья 15). Однако ни Законом «О связи», ни Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» виды деятельности в области связи, подлежащие лицензированию, не определены. Таким образом, требование Минсвязи России о получении операторами связи лицензий на 12 видов деятельности в области электросвязи по сути дела не имеет законного основания т.к. данные виды услуг связи определены лишь протоколом Лицензионной комиссии Минсвязи, а не законом, как это требует Гражданский Кодекс. В соответствии с действующим законодательством действительно законной является лицензия на деятельность в области электросвязи, которая должна предусматривать право оператора предоставлять все виды услуг электросвязи. Лицензия на деятельность в области электросвязи должна предусматривать также право оператора на строительство сетей, объектов и сооружений связи (за исключением объектов гражданского строительства).Таким образом в результате сложившейся практики лицензирования Россия стала единственной страной в мире, где, в отличие от всех, существуют не двухуровневые системы: оператор дальней (междугородней) связи и оператор местной, а трехуровневая: оператор(единственный) дальней связи –ОАО «Ростелеком», оператор местной связи первого сорта- региональные структуры ОАО «Связьинвеста»- имеющие лицензию на «Электросвязь» и второсортные операторы – альтернативные операторы, имеющие лицензию на «Местную электросвязь». Лицензии традиционных и новых операторов должны быть идентичными и содержать одинаковые требования. Дискриминация одних операторов по отношению к другим, проявляющаяся в дополнительных условиях лицензии, недопустима.^ 3.3. Реформирование монополии.Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг РФ, подготовленная Минсвязи России, декларирует тезис о развитии конкуренции, но не содержит практических мер по либерализации рынка. Реальные шаги по развитию рынка услуг связи в сущности направлены на поддержку структур «Связьинвеста», являющегося сверхмонополией.Концепция предусматривает реформирование ОАО «Связьинвест». С точки зрения разработчиков Концепции, реформирование и межрегиональное объединение компаний приведет к снижению затрат «Связьинвеста», улучшению управления оборотными активами. Межрегиональные компании смогут предложить потребителям полный спектр услуг связи на обширной территории, комплексное обслуживание для крупных корпоративных клиентов. Они смогут осуществлять инвестиционные проекты, непосильные для меньших по размеру компаний. Расширяются возможности для изучения рынка и стратегического планирования развития холдинга. Избранное направление реформирования «Связьинвеста» представляется, однако, не соответствующим реальным потребностям отрасли. Важнейшей задачей здесь является развитие сетей доступа. Эта область деятельности не требует крупных капиталовложений и может быть привлекательной для отечественных инвесторов при обеспечении условий добросовестной конкуренции и защиты инвестиций. Ожидаемое укрепление сверхмонополиста приведет к повышению барьеров для новых участников рынка. Концентрация финансовых и экономических возможностей в нескольких центрах усложнит процесс формирования сетей доступа, которые изначально должны быть ориентированы на создание сравнительно небольших структур, адаптированных к местным условиям. Одним из негативных результатов реорганизации «Связьинвеста» явилось удорожание услуг. Так, в 2001 году цены на сетевые услуги (плата за точки подключения, за соединительные линии) в тех регионах, где было создано операторское объединение «Центртелеком» выросли от 2 до 8 раз! Не предусматриваются вопросы развития конкуренции и при разработке документов определяющих перспективу развития телекоммуникаций в будущем. Например, рассмотрим предложения по новому закону «О связи». В нем вводится важнейшее понятие «Универсальной услуги» и механизм ее предоставления. Это актуальнейший вопрос для нашей страны, где половина сельского населения не имеет доступа к простейшей телефонной связи. И в новый закон вводится механизм предоставления универсальной услуги, который приведет на практике к тому, что средства собранные со всех операторов, в том числе и оказывающих услуги в сельской местности ( что характерно для альтернативных операторов), будут передаваться региональным монополистам для предоставления универсальной услуги. Понятно какую цену будет диктовать монополист. Но существует мировая практика, в частности в Чили, когда реализуется конкретный механизм реализации универсальной услуги. Он предусматривает утверждение перечня проектов по оказанию универсальных услуг, предусматривающего 20-30% бюджетного финансирования и последующее проведение конкурса на выполнение этого проекта. Победителем конкурса является фирма, требующая минимальной доли бюджетного финансирования для реализации проекта. Риторический вопрос: почему у нас не использовать этот механизм?4. Выводы. Для обеспечения конкурентной среды на рынке услуг проводной телефонной связи следует осуществить ряд мероприятий в законодательной, организационной и других сферах регулирования развития отрасли.^ Изменение лицензионной деятельности. Законодательно должно быть определено раздельное лицензирование деятельности операторов, относящихся к функционально различным группам: операторы дальней проводной связи, обеспечивающие междугороднюю и международную связь и оказывающие услуги операторам местной связи; операторы местной проводной связи, предоставляющие услуги абонентам. Выполнение в одной компании обеих функций недопустимо.В странах с развитой рыночной экономикой либерализация в связи сопровождалась возникновением большого количества операторов дальней связи, так как эта область телекоммуникаций считается наиболее прибыльной. Целесообразно предоставлять лицензии на дальнюю связь двум-трем компаниям, предусмотрев в условиях осуществления их деятельности меры по развитию конкуренции, в том числе создание условий доступа к сети .^ Совершенствование сетевого взаимодействия. Всем сетям местной связи должны предоставляться равные условия подключения к сетям дальней связи. Если техническая возможность или экономическая целесообразность прямого подключения сети местной связи к сети дальней связи отсутствует и подключение физически осуществляется при посредничестве промежуточного оператора сети местной связи, то взаимоотношения между конечными операторами сетей местной и дальней связи должны регулироваться договором, а с промежуточным оператором заключаются договоры на трансляцию трафика. Допустима передача исходящих сообщений по любому (оптимальному) маршруту. Технические условия на подключение к сети должны выдаваться по запросу подключаемого оператора структурами «Гипросвязи» при согласовании их в случае необходимости с подключающим оператором. Технические условия, договоры на подключение и сетевое взаимодействие подлежат регистрации и опубликованию. Не может быть коммерческой тайны от участников единого технологического процесса. Номерная емкость должна являться государственной собственностью ( ограниченный ресурс), должен быть создан механизм перераспределения неиспользуемой избыточной номерной емкости.^ Изменение порядка взаиморасчетов. Согласованные или нормативно обоснованные затраты на этапах единого технологического процесса должны обладать равной экономической эффективностью. Это относится и к затратам по реализации технических условий на подключение. Важная регулирующая роль принадлежит здесь государственным органам, разрабатывающим и утверждающим нормы и методы взаиморасчетов. Недопустимы требования оплаты действий или операций, не обоснованные затратами на их осуществление. Это относится и к оплате подключения к сети или точек подключения. Оплате подлежит пропуск трафика. При определении уровня оплаты должны соблюдаться принципы равенства операторов сети и равной экономической эффективности затрат на этапах единого технологического процесса. Экономические нормы и нормативы, определяющие взаиморасчеты операторов связи, должны обеспечивать защиту и развитие малых и вновь создаваемых предприятий.^ Муниципализация кабельной канализации. Подлежат муниципализации вновь строящиеся и все ранее не приватизированные в установленном порядке сооружения кабельной канализации. Они передаются муниципальным предприятиям и предоставляются в аренду на равных условиях всем операторам связи. Значительная часть кабельной канализации была построена в советское время, и строительство финансировалось не из средств предприятий связи. По существующему в настоящее время законодательству подобное имущество может быть передано в собственность муниципальных предприятий решением главы муниципального органа власти. Кабельная канализация является таким же ограниченным ресурсом, как и радиочастотный спектр, и не может находиться в распоряжении одного из участников рынка.^ Организационные мероприятия. Предлагается создать федеральную комиссию по регулированию в связи. Комиссия должна взять на себя рассмотрение и решение конфликтов в связи, в том числе конфликтов между операторами, и обладать полномочиями, обеспечивающими оперативное и эффективное пресечение возможных злоупотреблений монопольным положением и нарушений законодательства. Таким органом может быть государственная комиссия, независимая от правительства и формируемая Президентом или Госдумой, или межведомственная комиссия с привлечением общественных структур при МАП России. Изложенные предложения разработаны Ассоциацией операторов телефонной связи на основании изучения опыта и мнений российских операторов связи, рассмотрены на различных уровнях и одобрены на III Конференции операторов телефонной связи в ноябре 2001 года.^ Защита прав потребителейЗаконодательно должны быть защищены права потребителей на предоставление минимального пакета услуг (абонентский договор) который должен включать оказание местной и междугородней, международной связи. Должна быть законодательно запрещена практика принуждения к заключению дополнительных, кроме абонентских договоров , договоров с операторами международной связи, выставление счетов и отключение абонентов при неоплате его, стороны оператора, не имеющего договора с абонентом. Должно быть запрещено одностороннее введение повременной оплаты и другое одностороннее существенное изменение условий при отсутствии конкуренции, т.е. права выбора у потребителя.^ Радиотелефонная связь. Рынок услуг радиотелефонной связи неоднороден. Особо выделяется масштабами и темпами развития сегмент услуг сотовой подвижной связи. Ему и посвящено дальнейшее изложение.^ 1. Характеристика рынка услуг сотовой связи России. Итоги первого десятилетия развития сотовой подвижной связи в России опрокинули самые оптимистические прогнозы специалистов. На протяжении нескольких последних лет сотовая связь неизменно выступает локомотивом российской телекоммуникационной отрасли. Операторы, поэтапно снижая тарифы (на 30 процентов только в 2001 году), развивая сети в регионах, ускоренными темпами расширяют абонентскую базу. В 2001 году число пользователей сотовой связью выросло в 2,3 раза и на 01.01.2002 достигло 7,8 млн. абонентов. Уровень проникновения достиг 5,3%, что превосходит прогнозировавшийся год назад показатель. Обеспеченность сотовой связью населения Москвы достигла 26,9%. В то же время мы еще значительно отстаем от аналогичных показателей западноевропейских стран. В большинстве этих стран проникновение подвижной связи, характеризуемое отношением числа подвижных абонентов к численности населения страны, составляет десятки процентов, достигая в скандинавских странах 60-70%. Доминирование беспроводной связи над проводной характерно для большинства стран мира. Ожидается, что в ближайшие годы мобильные телефоны составят большинство и в России. В Москве их соотношение с проводными уже практически сравнялось. Благодаря бурному развитию рынка сотовой связи в 2001 году совокупные доходы операторов так называемых новых видов связи (в первую очередь сотовой, а также пейджинговой и спутниковой) впервые превысили доходы традиционных операторов (главным образом операторов «Связьинвеста»). Оборот новых операторов в прошлом году превысил 100 млрд. рублей, в то время как традиционные получили 85 млрд. рублей, обслуживая при этом 85% телекоммуникационных сетевых мощностей России. Российский рынок сотовой связи, по мнению экспертов, выгодно отличается от рынков Западной Европы стабильным ростом, относительно низкой пока конкуренцией. Финансовые показатели российских операторов стабильны. Сегодня отечественная связь разделена на два сегмента. Первый – это традиционные операторы проводной связи, чьи тарифы жестко регламентируются государством. Вторые – так называемые альтернативные операторы, тарифы которых ничем не ограничены. Сотовые компании относятся ко второму сегменту. Считается, что альтернативные операторы, в том числе сотовые компании, более привлекательны как объект инвестиций. Наибольшую заинтересованность в российской сотовой связи сегодня проявляют немецкие, скандинавские и американские инвесторы (норвежская Telenor, шведские Telia и Tele-2, финская Sonera, немецкая Deutsche Telecom и американская MCT). Среди российских инвесторов наибольшую активность проявляют финансово-промышленная группа «Альфа-групп» и Акционерная финансовая корпорация «Система» . По мнению западных экспертов, российская сотовая связь была и останется в ближайшее время привлекательным сектором для финансовых рынков. Это подтверждается успешными размещениями на нью-йоркской фондовой бирже акций трех российских компаний – «ВымпелКома», «Голден Телеком», «Мобильных телесистем». Группа компаний под маркой «Мегафон» тоже вскоре может либо выйти на публичные рынки, либо получить деньги от прямых финансовых инвесторов. В настоящее время в России функционируют федеральные сети сотовой подвижной связи GSM и NMT-450, а также региональные сети AMPS/TDMA. Все они являются составной частью Взаимоувязанной сети связи (ВСС) Российской Федерации и взаимодействуют с телефонной сетью общего пользования. По состоянию на 01.01.2002 85% всей численности российских абонентов сетей сотовой связи приходилось на сети GSM, 10% - на сети AMPS/TDMA и 5% - на сети NMT. Операторам сетей AMPS/TDMA не выделено собственного участка спектра. Они работают в малых нишах, остающихся от первичных пользователей, стремясь компенсировать нехватку частотного ресурса эффективностью его использования. Результат: без малого миллион абонентов, три миллиарда рублей годовых налоговых отчислений в бюджеты разных уровней. Характерной особенностью рынка услуг сотовой подвижной связи России является значительная концентрация абонентов в столичных регионах (до недавнего времени – 2/3 общего числа абонентов). В 2001 году сделан значительный шаг по выправлению этого географического перекоса в развитии российской сотовой связи. На рынке отмечена новая тенденция – резкое ускорение развития региональных компаний. В текущем году, по разным оценкам, впервые число абонентов сетей сотовой связи в регионах может превысить число абонентов в Москве. Обратили взоры на регионы крупнейшие российские операторы. Именно в регионы эти операторы в ближайшие 2-3 года планируют направить значительную часть финансовых средств. Приток дополнительных инвестиций в регионы положительно скажется на развитии подотрасли, подтолкнет действующих здесь операторов к дальнейшему совершенствованию существующих сетей и внедрению новейших технологий. В 2001 году наметился новый для российского рынка сотовой связи процесс – географическая диверсификация источников поставок сетевого оборудования. К доминирующей в России группе западных производителей присоединилась крупная китайская компания Huawei Technologies. Она уже выиграла несколько тендеров на поставку оборудования стандарта GSM и проявляет интерес к дальнейшему развитию деловых отношений с российскими операторами. Появление на российском рынке новых поставщиков будет способствовать росту конкуренции между ними, снижению цен на оборудование. Развитие сотовой связи в России подошло вплотную к такому рубежу, когда на передний план выходят крупные предприятия. Известно, что операторы крупных высокодоходных сетей имеют гораздо большие возможности по совершенствованию технической базы и увеличению числа абонентов. В России процесс становления крупных предприятий федерального масштаба наиболее заметно обозначился в среде операторов сетей стандарта GSM. Таковыми являются “Мобильные телесистемы”, “ВымпелКом” и операторы, выступающие под маркой “Мегафон”. К числу заметных участников рынка могут быть отнесены группы компаний, выступающие под марками “Индиго” и “Теле-2”.^ 2. Проблемы и пути развития российского рынка услуг сотовой подвижной связи.2.1. Цифровизация, пакетная коммутация. Согласно Концепции развития в России систем сотовой подвижной связи общего пользования на период до 2010 года дальнейшее развитие подвижной связи в России должно происходить путем использования в основном европейских технологий в направлениях замены аналоговых сетей цифровыми, укрупнения существующих и создания новых крупных сотовых сетей, внедрения в сетях средств оказания высокоскоростных услуг, развертывания сетей третьего поколения. Действующие в России сети развиваются следующим образом. Аналоговые сети NMT-450 уступят место сетям 2,5G и 3G цифрового стандарта IMT-MC, основанного на принципах CDMA (частотный диапазон 400 МГц). Решение Государственной комиссии по радиочастотам при Минсвязи России от 24 апреля 2000 г. (протокол 22/3) определило перспективу закрытия сетей AMPS/TDMA не позже 2010 г. или до истечения амортизационного срока используемого оборудования. Перед операторами со всей остротой встал вопрос о выборе пути дальнейшего развития, который не расходился бы в существенных аспектах с интересами и потребностями пользователей услуг и инвесторов. Из практически возможных вариантов поведения – конфронтационного и компромиссного – операторами был избран последний как наиболее приемлемый. В 2001-2002 гг. предприняты конкретные действия по реализации компромиссного варианта. Свидетельством готовности операторов AMPS/TDMA к конструктивному диалогу с государством явилось подписание 28 апреля 2001 г. Меморандума о взаимопонимании между Министерством Российской Федерации по связи и информатизации и предприятиями сотовой связи, входящими в состав Ассоциации-800. Стороны исходили из признания приоритетности международных соглашений и факта принадлежности России к Району 1 по классификации Международного союза электросвязи. Это – позитивные моменты, ускоряющие включение России в мировое телекоммуникационное пространство. В предусмотренный Решением ГКРЧ от 24 апреля 2000 г. срок эксплуатации сетей AMPS до 2010 г. предприятия произведут технологическое обновление. Признано необходимым в интересах защиты потребителей и инвесторов сетей произвести долгосрочное планирование их мягкого перевода на новые технологии. Особую актуальность проблема приобрела в связи с развитием цифрового телевидения в Европе и СНГ и планами развертывания новых сетей телевизионного вещания в России. Минсвязи России, принимая во внимание интересы пользователей, операторов и инвесторов, а также исходя из необходимости развития инфраструктуры связи в регионах России, сочло целесообразным выделение операторам сетей стандарта AMPS частотного ресурса в полосах 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц с выдачей лицензий на оказание услуг связи стандарта GSM-1800 в порядке компенсации объявленного Решением ГКРЧ аннулирования частотоприсвоения до 2010 года. Признано возможным функционирование операторов с лицензией GSM-1800 без создания сетей GSM-900. Действия сторон находятся в соответствии с Федеральным законом «О связи» (статья 12). Предстоит до 2010 года свернуть ныне действующие системы и операторам сетей МДКР (CDMA). МАП России предлагает выдать им лицензии на построение сетей GSM-1800. По информации Минсвязи России заявок на получение лицензий пока не поступало. Сети GSM эволюционируют в направлении использовании технологий, обеспечивающих скоростную передачу данных с коммутацией каналов. Так, внедряется технология GPRS (передача со скоростью до 115 кбит/с). ^ 2.2. Третье поколение. Сети второго поколения будут, по всей вероятности, развиваться в направлении, обеспечивающем предоставление услуг массового спроса и выполнение функций каркаса, на основе которого в дальнейшем становится возможным создание сети третьего поколения. Этим условиям отвечают крупные операторские компании, способные привлечь достаточные инвестиции для покрытия больших территорий сетями с предоставлением услуг национального и международного роуминга. Внедрение систем третьего поколения начнется с небольшого числа крупных городов, в которых могут быть востребованы в приемлемом объеме услуги, предоставляемые этими системами. Покрытие в масштабах лицензионной территории может быть осуществлено при взаимодействии с сетями второго поколения. Техническая возможность такого взаимодействия заложена в системах третьего поколения в виде так называемой обратной совместимости.К настоящему времени стало понятным, что коммерческая эксплуатация сетей связи третьего поколения - дело не близкого будущего. Опыт западных операторов показал, что энтузиазм в отношении 3G не подкреплен реальным спросом.Тем не менее очевидно, что связь третьего поколения обладает большими потенциальными возможностями, способными в перспективе существенно изменить картину рынка. Во всем мире продолжаются работы по развитию этого направления. В России также предпринимаются практические шаги по созданию технических и организационных условий для внедрения сетей 3G. Разработаны рекомендации по высвобождению диапазона и распределению частот для коммерческой эксплуатации сетей 3G, а также принципы их построения.Решено выдавать лицензии на конкурсной основе. Предлагается распространять лицензии на всю территорию России со сроком действия не менее 20 лет и началом предоставления услуг через полтора года с момента назначения частот.^ 2.3. Принципы регулирования.Для вступления в ВТО России, как упоминалось выше, придется принять обязательные принципы регулирования, в том числе в связи. Остановимся на некоторых подробнее.Сопряжение сетей – обеспечение доступа к существующим сетям и устойчивости обмена трафиком для новых участников рынка с четко установленными, исключающими дискриминацию требованиями, процедурами и системой справедливого разрешения конфликтов. В решении этой проблемы заинтересованы все альтернативные операторы. Для большинства сотовых компаний в каждом новом регионе подключение к сети местного оператора - всегда сложный процесс, притом не технически. Режим подключения к ТФОП на местном уровне, доступ к транспортной сети связи – важнейшие вопросы. ^ Общедоступность услуг – соблюдение обязательных для всех операторов и гарантированных абонентам стандартов минимального уровня обслуживания. Наибольшие трудности в телефонизации возникают в сельской местности, где себестоимость установки телефона гораздо выше, чем в городе. В некоторых развитых странах проблема решается за счет фонда универсального обслуживания, куда все операторы связи страны вносят часть средств из прибыли. Предпринимаются попытки внедрения подобного механизма в России. Он предусматривается предлагаемым Минсвязи законопроектом о внесении изменений в Закон о связи. Вместе с тем фонд можно рассматривать как негодное средство перекрестного субсидирования. Не исключено и нецелевое расходование средств из этого фонда. Предполагаемый Минсвязи России взнос в фонд универсального обслуживания в размере 3% от выручки, как и любой другой оборотный налог, является не соответствующим законодательству.^ Справедливое распределение ресурсов ограниченного характера - введение открытых, объективных и недискриминационных процедур для распределения ограниченных ресурсов (радиочастоты, телефонная нумерация). В настоящее время для гражданского использования в распоряжении Минсвязи России имеется лишь 4% частот