Реферат по предмету "Разное"


Администрация города костромы муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24 ____________________________________________________________________________ 156016, г. Кострома, ул. Профсоюзная, 20. Тел./факс (4942) 22-96-23. E-mail school-24-202@yandex.ruПроект по технологии.«Народный костюм - связующее звено между прошлым, настоящим и будущим нашего народа. Изготовление сценического костюма Костромской Снегурочки на основе народного костюма XVIII века».Выполнила: Учащаяся 11 «Б » информационно-технологического класса МОУ СОШ№ 24 г. Костромы^ Соколова Анна СергеевнаРуководитель: Учитель технологии МОУ СОШ № 24 г. КостромыОдинцова Наталья Анатольевнаг. Кострома – 2010 гСодержание. Выбор и обоснование проблемы -3- Определение конкретной задачи и ее формулировка -3- Выявление традиций, истории, тенденций -4- Разработка и анализ идей проекта -6- Выбор лучшей идеи и проработка её -7- Инструменты, оборудование, приспособления -8- История возникновения Снегурочки -9-История происхождения города Кострома -9-А.Н.Островский «Снегурочка» -9-Кострома и Берендеево царство-родина Снегурочки -11- Традиции женского русского народного костюма. -13- Изготовление костюма Костромской Снегурочки. -15- Сарафан. -15-Историческая справка -15-Технология изготовления сарафана. -17- Рубаха. -17-Историческая справка -17-Технология изготовления рубахи. -18- Головной убор Снегурочки и украшения -19-Историческая справка -19-Технология изготовления -20- Душегрейка (шугай) -21-Историческая справка -21-Технология изготовления. -21- Области наук, используемые при выполнении проекта -22- Охрана труда -22- Экономический расчет -23- Экологическое обоснование проекта -23- Контроль качества -24- Самооценка проекта -24- Литература -25- Приложения. ­­ -26-Выбор и обоснование проблемы. Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм по праву является неиссякаемым источником, способствующим обогащению современного костюма. Художники предлагают не этнографический, а вполне современный костюм, используя красоту народного кроя – конструкции русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи и поддёвки. Отсюда ведут своё происхождение столь популярные низкие проймы, рубашечный рукав (прямой или с ластовицей). Часто современный костюм строится на применении и сочетании форм, элементов, характерных для народного костюма. Художник обязан создавать модели, в которых отражается современность, мода времени. Особый интерес к народному костюму проявляется в настоящее время. При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма, с учетом развития искусства, науки, промышленности, новых форм быта. В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде. Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду. Народная тема прочно вошла в коллекции многих модельеров мира. Дизайнеры вновь и вновь обращаются к, казалось бы, давно забытым тканям, формам одежды, фасонам, орнаментам. Дизайнеры не копируют старое, а находят в нем новую красоту с позиций современного им мировоззрения. Редко какая другая страна может похвастаться столь древними и разнообразными традициями в культуре народного костюма. Известный в нашей стране знаток и тонкий ценитель национальной одежды Мария Николаевна Мерцалова пишет: «Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим». Русский народный костюм - часть национальной культуры, знакомство с которой позволяет привлечь детей к творчеству, обогащает их нравственно, способствует формированию национального самосознания личности ребенка, развитию у детей интереса к русской культуре, воспитанию национальной гордости, уважения к прошлому народа имеет большое социальное значение в настоящее время. Я учусь в 11 классе, и в этом году мне предстоит сделать выбор будущей профессии. С детства я мечтала стать модельером одежды. Я продолжу обучение специальности «Дизайн костюма». Поэтому выбор темы моей научной работы не случаен.^ Определение конкретной задачи и ее формулировка. Одним из самых ярких и значительных предметов отображающих дух русского народа является костюм. Поэтому я ставлю перед собою следующую цель работы: изучить художественный образ Снегурочки, историю происхождения, изготовить сценический костюм Снегурочки. Мой проект, посвященный образу Снегурочки, актуален тем, что Снегурочка является брендом Костромской области, и её образ напрямую связан с истоками нашей культуры. Сейчас всё чаще мы обращаем своё внимание к истории свей родины. Не случайно начались работы по воссозданию деревни берендеев, там ведутся реставрационные работы, а Щелыково привлекает ежегодно туристов на родину Снегурочки.Задачи работы. Пробудить познавательный интерес к созданию современных костюмов, на основе народных традиций и промыслов; В образовательном плане: расширить и укрепить знания и умения по технике работы с различными материалами, показать различные способы изготовления изделий; В воспитательном плане: воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быту. В развивающем плане: развивать мысленные и творческие способности детей, развить кругозор детей через знакомство с традициями наших предков, показать красоту и самобытность обрядов, оберегов. Привлечь внимание как можно большего числа детей и взрослых к изучению истории возникновения русского народного костюма и вызвать неподдельный интерес к народному искусству;Собрать материал об особенностях русского народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека;Через участие в создании проекта способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;Разработать проект изготовления костюма «Костромская снегурочка», состоящего из косоклинного сарафана, рубахи, шапочки, кафтана, пояса, ожерелья из бисера.^ Выявление традиций, истории, тенденций. Русский традиционный костюм начал складываться в XI – XII веках, еще в домонгольский период российской истории. Женский силуэт в традиционной культуре вплоть до середины XX века формировал «прямоугольный» поневный (южнорусский) комплекс и «треугольно - трапецевидный» сарафанный (северорусский). Народный костюм много говорил о своем владельце. Костюм определял пол, возраст, происхождение, религиозную принадлежность, семейное положение, достаток и даже количество детей. Так, различали костюм молодой девушки, девушки на выданье, просватанной девушки, невесты, молодухи до рождения ребенка, женщины с 4- детьми, пожилой женщины, старообрядки. Сами формы костюма (пропорции, цветовая гамма) соответствовали определенному антропологическому типу: русоволосые и светлоглазые северянки в праздничном костюме предпочитали пастельную гамму и вытянутые формы, темноволосые и темноглазые южане оперировали контрастной черно-бело-красной палитрой. Но при всей типичности и традиционности костюмные комплексы любого из селений варьировались: так в одной местности бытовало несколько видов каждого предмета одежды, а костюм каждого из членов общины был удивительно оригинален. На протяжении 250 лет развития народный костюм подвергался изменениям, претерпевая эволюционные процессы. Домотканый холст, полотно, шерсть вытеснялись фабричной хлопчатобумажной тканью, шелком и сукном; сороки заменялись кокошниками, а потом повойниками и платками; поневы уступали место сарафанам, платьям, кафтаны – поддевкам и т.д. С приходом к власти Петра I наступает время «политической цензуры» костюма: специальным указом 1700 года в России вводится городской костюм по западноевропейскому образцу. В это же время появляется мода как таковая: в Европе запускаются механизмы её трансляции – выходят в свет первые журналы мод, а изменения в одежде происходят ради удовольствия или ради самих изменений. Тем не менее, в XVIII веке в России купцы, мещане и крестьяне продолжали носить «русскую одежду». Во времена Екатерины II, впервые возникает «мода на русское». Согласно придворному этикету (1782 г.), в некоторые торжественные дни дамы обязаны были являться ко двору в «русском платье»- сарафане с корсажем и нижней юбкой. Екатерина II сама «рядилась» в русское платье и разрешила использовать кокошник в качестве элемента карнавального костюма. Следующая волна «моды на русское» была связана с войной 1812 года: тогда в Европе стали носить красные и синие русские сарафаны с завышенной талией. Николай I вводит новое придворное платье, дополненное кокошником, а при Александре III, у высших воинских чинов появляется униформа с элементами «русского кроя». В XIX веке город и деревня меньше отличались по костюму. В ходу оставались сарафаны, душегреи, епанечки, кички, шубки, шапки…Во второй половине XIX- начале XX веков в крупных городах получил распространение костюм в «псевдорусском стиле», состоящий из платья или юбки с кофтой и обязательным фартуком – передником, декорированных вместо вышивок ручной работы тесьмой и кружевами фабричного производства. Наряд дополнялся лентами, бусами, платками и прочими аксессуарами, отсылающими к народной крестьянской одежде. Неорусский стиль появляется в начале XX века и питается эстетикой модерна и авангарда. Плоский и туникообразный силуэт 1920-х навеян кубизмом. Надежда Ламанова, гениальная русская портниха, одевавшая царскую семью и всю артистическую богему того времени, вдохновлялась народным стилем. Она приобретала у русских крестьянок рубахи, сарафаны, полотенца, сама носила прямые русские платья с кафтанами. Фольклорный стиль – стабильный «феномен в культуре XX века». В 1960-е годы художники-модельеры начинают работать с народными мотивами. В российской и мировой моде популярным становится трапециевидный силуэт a la russe, отсылающий к сарафану, душегрее, тулупу и кафтану. В 1970-е годы распространяется джинсовый стиль, активно используется вышивка. С 1990-х принципы и приемы народного костюма оказываются, востребованы экостилем: пропагандируются натуральные ткани (особенно «народный» лен, чистая шерсть и т.д.), естественный цвет и комфорт. Молодежь начинает носить павловопосадские платки, валенки и пуховые варежки. В этом году мне подарили очень интересную книгу «Русский костюм в фотографиях. Метаморфозы». В этом издании представлены 350 фотографий народного костюма конца XIX- начала XX веков. На фото детально можно рассмотреть атрибуты, детали женского и мужского народного костюма разных областей нашей необъятной страны. Именно, тогда меня посетила мысль изучить народный костюм костромской губернии. Изначально мы с моим руководителем хотели сшить народный костюм XVIII века, используя приемы того времени (например, шитье вручную без использования швейной машины и только из натуральных материалов). Но составляя, план работы, подбирая материалы, работая над проектом, мы поняли, что даже приобретение натуральных материалов составляет определенную трудность. Мы поставили перед собой большую задачу: решили создать костюм Снегурочки, состоящий из сарафана, рубахи, с головным убором, бусами, поясом. ^ Разработка и анализ идей проекта . Я определилась с темой проекта: изготовить костюм Снегурочки. До начала творческой работы было принято решение: изучить первоисточники по народному костюму Костромской области, творчески трансформировать первоисточники при создании своего костюма, принять цветовое и тканевое решение выбранной модели. Проект должен соответствовать следующим критериям: – крой и технология изготовления костюма снегурочки должны соответствовать традиционным технологиям изготовления народного костюма; – костюм снегурочки должен включать в себя основные элементы девичьего костюма 18 века; – при необходимости освоить прикладные технологии для изготовления того или иного элемента костюма; – подбор материалов, элементов отделки, фурнитуры произвести в соответствии с разработанным нами эскизом костюма снегурочки, основываясь на произведениях литературы и творчестве различных художников; - использовать творческие подходы к разработке эскиза костюма Костромская Снегурочка. При разработке лучшей идеи мы использовали следующую схему: все составляющие данной схемы должны быть учтены. В результате изучения литературных описаний и произведений художников мы точно определились с темой проекта: изготовление костюма Снегурочки, но появилось несколько идей.1 идея: накануне празднования нового года изготовить сценический костюм Снегурочки для проведения творческих мероприятий в нашей школе и постановки школьного новогоднего спектакля. В журналах мод, на новогодних открытках, в карнавальных костюмах Снегурочка часто представлена в коротенькой шубке, высоких сапожках и кокошнике, украшенном бисером и бусинами.2 идея. Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М.А. Врубеля, В.М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра. Н.К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах. У нас возникла идея сшить костюм на основании анализа картин известных русских живописцев (Приложение 3).3 идея. Изучив историю народного девичьего костюма, произведение великого драматурга А.Н.Островского «Снегурочка» мы решили осуществить попытку соединения истории и современности. Так родилась идея создать костюм Снегурочки на основе народного костюма XVIII века.^ Выбор лучшей идеи и её проработка. Чтобы окончательно определиться с выбором работы мы нарисовали эскизы идей. Посоветовавшись, нарисовав эскизы, мы решили изготовить сценический костюм Снегурочки, с элементами народного костюма XVIII века. Окончательное название работы выглядит следующим образом: «Народный костюм - связующее звено между прошлым, настоящим и будущим нашего народа. Изготовление сценического костюма Костромской Снегурочки на основе народного костюма XVIII века».^ Инструменты, материалы, используемые в работе над проектом. При работе над проектом мною использовались следующие материалы и инструменты: - ткани (ситец, сатин, ватин, синтепон, парча и пр.); - сутаж разных цветов (для изготовления пояса, петель для пуговиц); - бисер, бусины (для бус и снежинок); - атласные ленты и серебряная тесьма; - серебряная косая бейка; - х/б косая бейка; - моток ниток «Ирис» (для вязания снежинок); - нити для сшивания деталей; - иглы для шитья и нанизывания бисера; - ножницы ; - вязальный крючок № 1,5; - перламутровые пуговицы; - стразы на клеевой основе; - кружево; -лебяжий пух (для отделки шапочки и кафтана); - проволока и леска для нанизывания бисера. В работе мною использована электрическая швейная машина. Это позволило мне снизить затраты времени на изготовление костюма Снегурочки, дало возможность воплотить большое количество идей. Вместе с тем, это внедрило в наш проект современные технологии, и ещё раз подтвердило связь истории и современности в изготовлении народного костюма. ^ Дизайн - спецификация. Для того чтоб изделие было качественным, я составила перечень критерий, которым должно соответствовать изделие: * Ткань должна быть лёгкой, мягкой, прочной, приятной на ощупь, не дорогой; * Цвет должен соответствовать описанию в произведении образа Снегурочки; * Сарафан должен быть практичен, пропускать воздух, приятен для тела, не стеснять при движении. * При изготовлении сарафана использовать современные технологии изготовления: чертежи, раскрой, пошив. * Отделка должна соответствовать стилю одежды XVIIIв. * Сшить сарафанный комплекс внешне красиво и аккуратно. * Разработанную модель использовать при изготовлении нарядов для фестивалей и конкурсов «Волшебный мир Костромской снегурочки».^ 7. История возникновения Снегурочки.7.1 История происхождения города Кострома. Исследователей интересовал вопрос, связанный с происхождением названия города Кострома. Наиболее известны три версии. По одной из них имя города происходит от финно-угорского "кострум", что значит "крепость". Иная версия возникновения названия: от заготавливаемого зимою на берегах рек большими «кострами» леса, сплавляемого весною из Буйского и Костромского уездов. По третьей (наиболее распространённой) название города происходит от древнего языческого славянского праздника похорон Костромы. Старинный праздник в честь этого божества занимал видное место в ритуальных игрищах в честь бога солнца Ярилы. Кострому изображала нарядно одетая кукла, сделанная из прутьев и соломы, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни. В честь нее устраивались игры, а в конце празднества куклу топили в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Есть печальная славянская повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме (Приложение 1). «Кострома» — женское воплощение плодородия, в древности так назывался языческий обряд. Этот ритуал должен был обеспечить вечное плодородие земли. Славяне почитали Кострому как воплощение весны и плодородия — "мать колосьев". Особенные, ритуальные куклы - Кострома, Кострубонька, кукушка, русалка - изображали мифических персонажей весенне-летних обрядов. Они знаменовали переход к весеннему циклу (Приложение №2).^ 7.2 А.Н. Островский «Снегурочка». В 1873 году А.Н. Островский пишет одно из самых задушевных и поэтических произведений - весеннюю сказку "Снегурочка". А. Н. Островский в 1868-1871 годах ездил в Щелыково через Ярославль и проезжал станцию Берендеево, безусловно, слышал он легенду о Берендеевом царстве, предания о Ярилиной долине. Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа! А между тем, мы сами мало что о ней знаем…Говорят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский. Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна - Красна. Островский создает новый уникальный жанр - «весенняя сказка». Сюжет сказки А.Н. Островского представляет собой последовательную цепочку обрядов: берендеи провожают Масленицу, выходят встречать Солнце, участвуют в свадебном обряде. А.Н. Островский в «Снегурочке» соединяет в одном действии элементы различных обрядов: Масленицу и Ярилин день. Это соединение обрядов позволяет показать торжество любви, торжество Ярилы над Морозом. Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Сравнивая традиционный сказочный образ Снегурочки и образ героини «весенней сказки» Островского, можно отметить традиционные сказочные черты Снегурочки и переосмысленные, привнесенные Островским. Снегурочка смирна, стыдлива, скромна, трудолюбива, грустна… Не потому ли обречена Снегурочка, что она обязательно должна погибнуть под лучами жаркого Солнца. Только горячая любовь может её погубить. Следовательно, опасность грозит Снегурочке изнутри. Сохрани она «холодное сердце», гибель бы ей не грозила. Островский наделил Снегурочку сложным внутренним миром, показав трагичность и драматизм её переживаний. Снегурочка - это символ всепобеждающей любви, символ победы любви над эгоистичной, корыстной моралью, победы Ярилы Солнца над Морозом, жизнью над смертью. Произведение “Снегурочка” — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Сказка “Снегурочка” с увлечением читается в любом возрасте. Снегурочка — сказочный персонаж, существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Снегурочка поражает людей своей красотой. Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. В драме «Снегурочка» А.Н. Островский предпринимает попытку прикоснуться к глубинным истокам русской и славянской культуры, познать тайны народной мифологии. ^ 7.3 Кострома и Берендеево царство - родина Снегурочки.Звёздной пылью украшен наряд,На сапожках снежинки блестят,Я из сказки к вам в гости пришла,Легкий иней с собой принесла.Хороша я собой, хороша,Только снегом застыла душа.Пусть растает в груди моей лёд,И она запоет.Каждый в жизни о сказке мечтаетИ с надеждой глядит в небеса.И Снегурочка в миг не растает, Если верите вы в чудеса!(Г.К. Кадыкова)Сказочная история о Снегурочке и Берендееве царстве издавна притягивала туристов со всего мира в наш лесной край. Родина этой зимней героини в Костромской глубинке – в имении Щелыково. Оно принадлежало знаменитому драматургу А.Н. Островскому. Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит, можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка. Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Со временем образ героини меняется, и Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с рождественскими и новогодними праздниками. Дед Мороз со Снегурочкой появились на русских елках в конце XIX века. Сегодня сказочная Снегурочка – это любимый образ из детства, который привлекает как детей, так и взрослых. Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста. Кострома – четырежды родина Снегурочки. Первое рождение – возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшей название городу; второе рождение – в весенней сказке А.Н. Островского «Снегурочка» – писателя и драматурга, создававшего свои творения на костромской земле; третье рождение – съемки фильма «Снегурочка» режиссером П. Кадочниковым в Берендеевке; четвертое рождение - 6 апреля 2009 г. завершена процедура регистрации торговой марки «Сказочная Кострома – родина Снегурочки». Со времен рождения на костромской земле сказочной героини прошло несколько веков. Но сердце ее продолжает биться в одном из уголков музея-заповедника – на дне не замерзающего даже зимой родника Голубой ключик. Если у Деда Мороза домов много – и палаты в Великом Устюге, и хоромы в одном из архангельских сел, то у внучки его – Снегурочки – дом всего один в Щелыково. В любое время суток по очаровательным аллеям можно прийти к усадебному дому-музею, подняться в двухэтажную «Снегурочкину беседку», возвышающуюся над обрывом Ярилиной долины, зачерпнуть ледяной воды из Голубого ключика – усыпальницы Снегурочки – или пройти деревянными мостками и каскадом лестниц к последнему приюту самого драматурга. И в самой Костроме есть место, неразрывно связанное с историей Снегурочки. Это парк Берендеево царство. В красивейшем парке Костромы среди берез и сосен, на берегу двух маленьких озер стоят сказочные избушки Берендеева царства. Берендеи – веселый, поэтичный, романтичный народ, оживший под пером русского драматурга А.Н. Островского, впечатленного мотивами народных сказок и красотой костромской природы. Основу экспозиции парка Берендеевка составили деревянные декорации телевизионной сказки «Снегурочка». Множество конкурсов и фестивалей, связанных с именем Снегурочки, ежегодно проводят в старинной Костроме. Это и смотр детского творчества «Волшебный мир Костромской Снегурочки», и межрегиональный конкурс «Русская краса – Снегурочка», и городская ярмарка «Сказочная Кострома – родина Снегурочки». Самым ярким мероприятием из этого списка по праву можно назвать общероссийский конкурс «Русская краса – Снегурочка». Традиционно он проводится в преддверии главного праздника зимы – Нового года. Попробовать себя в роли сказочной героини и побороться за звание самой любимой внучки Деда Мороза приезжают десятки конкурсанток. Обязательным условием проводимого конкурса является наличие традиционного костюма Снегурочки, широкий кругозор, юмор и творческие способности. Победительнице присваивается звание «Русская краса – Снегурочка». На живописном берегу Волги стоит современный гостиничный комплекс, названный в честь сказочной героини – «Снегурочка». В своем ледяном домике дочка Мороза и Весны принимает туристов круглый год. Девушка с гордостью показывает всем свои изысканные наряды, расшитые золотыми руками костромских мастеров, демонстрирует традиционные для Костромы ювелирные украшения. Приобретение зарегистрированного бренда «Сказочная Кострома – родина Снегурочки» стало лучшим подарком в день рождения Костромской Снегурочки. Цель бренда – привлечение туристов со всего мира на признанную родину Снегурочки – в Кострому. Приобретение бренда позволит выглядеть Костроме достойно не только на региональном, но и на федеральном уровне. Реализация торговой марки также будет направлена на развитие сферы туристических и бытовых услуг, социальной отрасли нашего города. Ведь именно туризм является одной из перспективных отраслей экономики города. Зарегистрированный бренд станет реальным финансовым аспектом в развитии нашего города, позволяющим увеличить доходную часть бюджета города, а также привлечет дополнительные инвестиции на рынок туристических услуг. При реализации концепции бренда и туристического маршрута, имя города Костромы должно зазвучать на всю Россию и весь мир. Каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня сказочная Снегурочка – это любимый образ из детства, который привлекает как детей, так и взрослых.^ 8. Традиции женского русского народного костюма. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Макарьеве, вы бы поразились разнообразию нарядов, особенно женских: и двух одинаковых не сыскать! По расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом. Более всего разнились костюмы северных и южных губерний. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча. Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов. Северорусский костюм, как его еще называли, женский сарафановый комплекс широко распространен в северных и центральных губерниях (Архангельская, Вологодская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Костромская). Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на рубеже семнадцатого – восемнадцатого веков. Он включал рубаху, сарафан, пояс, иногда передник, душегрею, головной убор на жесткой основе типа кокошника, кожаную обувь. Основные его части — рубаха и сарафан. Главной частью этого костюма являлся сарафан. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой. Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками. Спереди сарафан украшали пуговицами. Иногда пуговицы делали со вставками из стекла, жемчуга и перламутра. Рубаха была белая с рукавами, украшенными кружевной вышивкой. Женская одежда очень хороша своей красочностью, мягким силуэтом. В народной одежде всегда любили красный цвет, цвет праздника. В старину слово “красный” означало еще и “ красивый”. В Ярославской, Костромской и в некоторых других северных губерниях, костюм состоял из красной рубахи и красного сарафана. В жаркий день женщины цвели, как сказочные алые цветы на зеленом лугу. Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты: - прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов; - преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке; - использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мехом. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Зимней одеждой были шубы широкие, длинные с большими воротниками. Богатые использовали мех соболя, а те, кто беднее, бараний мех, а иногда и собачий. Из овчины шили полушубки мехом вовнутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом. В дальней дороге тулуп служил и подстилкой и подушкой, и одеялом. К женскому костюму относился еще длинный опушенный и подбитый мехом плащ, шапка из лисьего меха или обшитый золотым позументом меховой капюшон. Обувь была разнообразной. В сельской местности основным видом обуви были лапти. Лапти - обувь не простая. Были лапти будничные и праздничные. Большинство городского населения носило кожаную обувь, простейшей кожаной обувью были легкие туфли, но больше были распространены сапоги. Их носили все: и мужчины, и женщины, и дети. У сапог в древности была одна особенность - правый сапог не отличался от левого. Они кроились одинаково и форму ноги приобретали в носке. Женщины носили бескаблучные сапоги из цветной кожи, которые украшались вышивкой. Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами. В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству. Уже в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого именно сарафанный комплекс ассоциировался в России с национальным костюмом, возможно, потому что в семнадцатом веке сарафан с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. Изготовление костюма Костромской Снегурочки.Сарафан.^ 9.1.1 Историческая справка. В XVIII в. и в первой половине XIX в. косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу (до 6 м), придающий фигуре стройность. В основном сарафаны этого и более позднего времени относятся к типу распашного или с центральным передним швом косоклинного сарафана. Он шился из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых ^ 11. Охрана трудаПравильная посадка во время работы: Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол Корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед. Голову слегка наклонить вперед. Расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30 см. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками и булавками: Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; коль­цами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы Следить, чтобы ножницы не падали на пол. При падении они могут поранить тебя или твоего товарища. Передавать ножницы кольцами вперед, сомкнув лезвия Во время работы не вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или другие предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку Не перекусывать нитку. Иголки хранить в игольнице или подушечке. Кусочки сломанной иглы не бросать, а соб­рать и вколоть в подушку (игольницу)Правила безопасной работы при плетении бисером Рабочее место должно быть хорошо освещено и освобождено от всего лишнего. Чтобы бисер не скатывался, надо постелить салфетку или однотонную ткань с нескользкой поверхностью. Бисером удобно работать, если он насыпан по цветам в ячейки специальной коробки. Работа с мелким бисером утомительна для


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.