Реферат по предмету "Религия"


Религия евреев иудаизм 2

Религияевреев – иудаизм– одна из немногихнациональныхрелигий древнегомира, сохранившаясялишь с небольшимиизменениямивплоть до нашихдней. В общейистории религийиудаизм сыгралчрезвычайнобольшую роль, так как вошелвесьма существеннойчастью в составхристианстваи ислама – двухкрупнейшихсовременныхмировых религий.
Иудаизмназывают иногдатакже религиейМоисея, Моисеевымзаконом (англичанеговорят даже«мозаизм») –по имени легендарногозаконодателяевреев.
Естественбольшой интереск этой религии.Огромно количествопосвященныхей сочинений.Но с этой жеособой рольюиудаизма связанаи большая трудностьв изучении егоистории. В странахЕвропы еврейскаярелигиознаятрадиция, принятаяв состав христианскойтрадиции, долгоевремя считаласьбогооткровеннойистиной, неподлежащейникакой критике.Многие свободомыслящиеученые поплатилисьжизнью за попыткуусомнитьсяв этой истине.Даже и сейчасдля верующихевреев и христиан, особенно длякатолическогои православногодуховенства, основная священнаякнига евреев– Библия остаетсяотнюдь неисторическим, источником, а предметомверы и преклонения, непререкаемымавторитетом, книгой, написаннойпо вдохновениюсвятого духа.Вплоть до нашихдней для церковникови Реакционнойбуржуазиизащита Библииот критикиявляется составнойчастью их борьбыпротив всякихпрогрессивныхидей. Это и понятно.Ведь Библияпо сие времяостается важнейшимидейным защитникомклассовогоэксплуататорскогостроя.
Сдругой стороны, именно поэтомувсякая критикаи феодально-крепостническогои позже капиталистическогостроя, исходившаяот прогрессивныхобщественныхкругов, неминуемовключала ивключает в себятакже и критикуБиблии, а следовательно, еврейскойрелигии. Наэтом поле вотуже более четырехвеков идетожесточеннаяборьба междусилами прогрессаи силами реакции.В ходе этойборьбы сложиласьцелая наука– библеистика.
Основнойисточник изучениядревнееврейскойрелигии – Библия.Других, независимыхот нее источниковпочти нет. Библия– по-греческиозначает «книги»(перевод еврейскогософерим с темже значением).Это не односочинение, абольшое количестворазных литературныхпроизведений.Согласно традиции, они делятсяна три большиегруппы.
Преждевсего это книгизакона (по-еврейскиТора), или такназываемое«ПятикнижиеМоисея», –книги, составлениекоторых приписываетсялегендарно-мифическомуМоисею. Сюдавходят: Бытие– рассказ осотворениибогом мира ичеловека, ожизни первыхлюдей в раю, обих грехопадениии изгнании ихиз рая, о размножениичеловечестваи его древнейшейистории, о всемирномпотопе и о спасшемсяот него Ное ссемейством, о патриархах– родоначальникахеврейскогонарода – Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе с братьями, о поселенииевреев в Египте; Исход – книга, которая повествуето жизни и деятельностизаконодателяевреев Моисеяи об освобожденииевреев из египетскогоплена, в нейсодержатсязнаменитые10 заповедейбога и другиерелигиозныепредписания; Левит – религиозноезаконодательство; Числа – законодательствои история евреевпосле выходаиз Египта и дозавоеванияПалестины(«земли Ханаанской»); Второзаконие– религиозноезаконодательство.К Пятикнижиюпримыкает книгаИисуса Навина, содержащаяв себе рассказо завоеванииевреями «землиХанаанской»под предводительствомИисуса Навина.
Вторуюгруппу библейскихкниг составляют«исторические»книги, или «писания»: это книга Судей, Руфь, четырекниги Царств(две книги Самуилаи две книгиЦарей), две книгиПаралипоменон(Хроник), книгиЕздры, Неемии, Есфирь (Эсфирь), Иова, а такжеПсалтирь (Псалмы; книга религиозныхгимнов, приписываемыхцарю Давиду), книга ПритчейСоломоновых, Екклесиаст, книга ПесниПесней.
Наконец, третья группа– это пророческиекниги: пророковИсайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и книги12 так называемых«малых пророков»: Осии (Иосии), Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.
Всеэти книги вместехристианеназывают Ветхимзаветом (ветхозаветнаялитература), в отличие отсобственнохристианских(евреями непризнаваемых)книг Новогозавета.
Действительноепроисхождениевсех этих книгдо сих порокончательноне установлено, хотя научнаякритика сделалав этом отношенииочень много.
Началобиблеистикиотносится кэпохе буржуазныхреволюций иПросвещенияв европейскихстранах. В числепервых мыслителей, попытавшихсякритическиподойти к Библии, были Т. Гоббси Б. Спиноза(хотя и у нихеще в средниевека былипредшественники): они заметили, что книги, приписываемыеМоисею, написаныв действительностив более позднеевремя. Существенныйшаг к научномуизучению Библиисделал французЖан Астрюк, близкий к кругамэнциклопедистов: в своей книге«Предположенияо первоначальныхтекстах, которымиМоисей, видимо, пользовалсяпри составлениикниги Бытия»(1753) Астрюк показал, что в однихчастях книгиБытия бог именуетсяЯгве (или Иегова), а в других Элогим(в русском: и вдругих переводахБиблии эторазличие именбога не отражено), и предположил, что в основекниги Бытиялежали двапервоначальносамостоятельныхсочинения. Вдальнейшем, в XIX в., ученые, развивая иуглубляя гипотезуАстрюка, постепенноустановилите источники, из которыхсоставилосьПятикнижиеМоисея. Из этихученых особенномного сделалиВильгельмМартин де Ветте, Герман Гупфельд, К.Г. Граф и наиболеевыдающийсяиз них – ЮлиусВелльгаузен(«Введение висторию Израиля»,1878). В результатеих исследованийсейчас общепризнано, что в основеПятикнижиялежат следующиеисточники: Ягвист (названныйтак условнопо употреблениюимени богаЯгве) – составленв Иудее, вероятно, в IX в. дон.э.; Элогист(тоже условноеобозначениепо имени богаЭлогим – буквальнобоги или Духи)– составленв Эфраиме (севернаячасть Палестины), может быть, вVIII в. до н.э.; Второзаконие– составленооколо 621 г. до н.э., переработанооколо 560 г. до н.э.; Жреческийкодекс – составленоколо 500 г. до н.э.Впоследствиидва первыхисточника былисоединены водин, УсловнообозначаемыйИеговист. Этиосновные источникиПятикнижияпринято обозначатьлатинскимибуквами: Ягвист– J; Элогист– Е; Иеговист–JЕ;Второзаконие– D (от немецкогоDeutoronom); Жреческийкодекс – Р (отнемецкогоPriesterkodex).
Установленопримерно ивремя происхожденияостальных книгБиблии. Хронологияи последовательностьих оказаласьочень непохожейна традиционную.
Такимобразом, зарубежнаябуржуазнаянаука в лицеее наиболеепрогрессивныхпредставителейсделала оченьмного для выясненияподлиннойистории Библии.Но в критикесамой еврейскойрелигии дажелучшие представителибуржуазнойнауки останавливаютсяна полдороге.Вопреки своимже исследованиямони полагают, что в основееврейскойрелигии лежалочто-то глубокосамобытное, отличное отрелигий всехостальных«языческих»народов, что-тоособенно возвышенное.Даже у самыхсвободомыслящихбуржуазныхисследователейеврейский народвыглядит какособый, избранныйнарод, а религияего – как богооткровенная.
Доконца последовательнаякритика Библиии строго научныйанализ историирелигии евреевданы советскимиучеными; в этомотношенииособенно ценныработы академикаН.М. Никольскогои А.Б. Рановича(см., например:А. Ранович.Очерки историидревнееврейскойрелигии, 1937). В нихвыясняетсяне только историясобственнобиблейскоготекста, но иистория самойрелигии в связис общим ходомистории еврейскогонарода от эпохикочеванияеврейскихплемен в СевернойАравии и вплотьдо эпохи разгромаеврейскихвосстанийпротив римскоговладычествав I–II вв.н.э. и изгнанияевреев из Палестины.
Изучениеистории библейскоготекста, как иизучениепоследовательногохода развитиясамой религии, –дело необычайнотрудное преждевсего потому, что текст Библииподвергалсянеоднократнойпереработкеи редактированию.Древнейшиеего части, кактеперь установлено, это Песнь пророчицыДеворы, относящаясяк XIII в. дон.э., и Песнь Давидана смерть Саулаи Ионафана –XI в. до н.э.Книги и речипророков составленыв VIII–VI вв.до н.э. В эпоху«второго храма», после возвращенияевреев извавилонскогоплена (V в.), происходилакоренная переработкаи редактированиевсех библейскихкниг в духестрогого монотеизмаи централизациикульта. Вотпочему сейчасочень трудноразобратьсяв составныхчастях Библиии в их хронологии.
Помимокниг Библииесть еще некоторые– немногочисленные– письменныеисточники, втом числе сочиненияеврейскогоисторика ИосифаФлавия: «Иудейскаявойна», написаннаяглавным образомпо личнымнаблюдениям: событий 66–70 гг., и «Иудейскиедревности», составленныена основе техже библейскихкниг, но дополненныеустными преданиями.
Впоследние годыпоявились инекоторыеновые, дополнительныеисточникиизучениядревнееврейскойрелигии. В течение1947–1957 гг. на побережьеМертвого моряв Палестине, в пещерах околоразвалин древнегопоселенияХирбет-Кумран, были сделаныочень интересныенаходки: найденысвитки рукописейна древнееврейскомязыке, относимыеко II–I вв.до н.э. и содержащиев себе частитекста книгБиблии (но отличногоот канонического), устав общиныотшельников, как полагаютизвестныхэссенов, и др.Кумранскиерукописи, изучениекоторых началосьлишь недавно, могут пролитьновый свет нанеясные вопросыдревнееврейскойрелигии.
Древнейшийпериод. Родовыекульты
Наосновании всехимеющихся внашем распоряженииматериалови исследованиеисторию еврейскойрелигии можнопредставитьследующимобразом. В древнейшийпериод своейистории, в первойполовине второготысячелетиядо н.э., евреипредставлялисобой конгломератскотоводческихбедуинскихплемен, кочевавшихв СевернойАравии. Онижили тогдапатриархальнымродоплеменнымбытом, и религияих отражалаэтот быт.
Видимо, существовалкульт родовыхпокровителей, может бытьдухов-предков.От этого культасохранилисьслабые следыв библейскомтексте. Например, в книге Бытиярассказываетсяо том, как вовремя бегстваИакова и егожен от их отцаЛавана однаиз них, Рахиль, похитила домашнихидолов отца.В еврейскомтексте Библииэти идолы названысловом терафим;видимо, этобыли родовыепокровители.По библейскомурассказу, Лаванбыл разгневанне столькобегством дочерейи зятя, сколькопохищением! его богов-покровителей; он погналсяза беглецами, упрекал их впохищениитерафимов инастойчиводобивался ихвозвращения.Очевидно, евреиочень серьезноотносилисьтогда к этимпредметамродового культа.
Оченьинтересно однопрямое упоминаниев Библии о родовомкульте. В 1-й книгеЦарств рассказываетсяо том, как молодойвоин Давид(впоследствии– царь), опасаясьза свою жизнь, ибо царь Саулнамеревалсяумертвить его, уклонился отприглашенияна царский пир, мотивированэто необходимостьюпосещенияродного городаВифлеема. «Унас в городеродственноежертвоприношение, и мой брат пригласилменя», – говорилДавид.
Сродовым жекультом, повсей вероятности, связаны и преданияо патриархах.Что патриархи, упоминаемыев Библии (Авраам, Исаак, Иакови др., вплотьдо Моисея), непредставляютсобой историческихличностей, единодушнопризнают всеисследователи.Но кто же такиеэти патриархи? Конечно, ошибочномифологическоепонимание ихимен как олицетворенийнебесных явлений.Наиболееправдоподобно, что образыпатриархов– персонификацииродоплеменныхделений. Этоотмечал, в частности, Ф. Энгельс вписьме к К. Марксу26 мая 1853 г. В древностипатриархам, видимо, воздавалисьрелигиозныепочести.
Ю. Велльгаузенсделал оченьважное наблюдение: в Иеговисте– более древнемисточникебиблейскоготекста – патриархидействуют втех священныхместах, гдесовершалсяобычно культ, тогда как вболее позднемЖреческомкодексе, отразившемборьбу жрецовза централизациюкульта в Иерусалиме, патриархи ужеоторвалисьот этих культовыхцентров. В текстеБиблии сохранилисьследы почитаниямогилы Рахили.
Погребальныйкульт
Оченьмало можносказать опогребальномкульте. Умерших, очевидно, зарывалив землю, но какиерелигиозныепредставлениясоединялисьс этим обычаем, предположитьтрудно. Дажев позднейшуюэпоху представленияверующих евреево загробноммире были оченьсмутны. Во всякомслучае, верыв загробноевоздаяние небыло: за грехибог наказываллюдей в этойжизни – еслине их самих, тоих потомство; в Библии богне раз изображаетсякак «наказывающийвину отцов вдетях и в детяхдетей до третьегои четвертогорода». Верилив возможностьвызывать тени(души) умершихи беседоватьс ними. Такоеспиритуалистическоепредставлениео покойникахзасвидетельствованов царский период: например, царьСаул приказалволшебницевызвать теньумершего Самуила.Существовалоли оно уже вкочевую эпоху, об этом трудносудить.
Скотоводческийкульт
Квесьма древнейэпохе восходит, несомненно, скотоводческийкульт. С нимсвязано, в частности, происхождениедревнего праздникапасхи, которыйвначале былчисто скотоводческимпраздником– весеннимжертвоприношениемпервого приплодастад. РобертсонСмит правильнообратил вниманиена тотемическуюоснову этогожертвоприношения.Впоследствиик первоначальнойпасхе примешалисьсовершенноиные элементы– черты земледельческогокульта.
Соскотоводческимкультом былисвязаны и некоторыеобразы духови богов, слабыеследы которыхсохранилисьв тексте Библии, несмотря натщательноередактированиеего иерусалимскимижрецами. Сюдаотносится, например, мифологическийобраз Азазела, в жертву которомув определенныемоменты приносиликозла; этогокозла Азазела(в русском переводеБиблии – «козлаотпущения»)изгоняли живымв пустыню, «возлагая»на его головувсе грехи народа.Этот обряд скозлом отпущения, который считаетсякак бы искупительнойжертвой загрехи и преступлениявсего народа, хорошо проанализированДж. Фрэзеромв его «Золотойветви», гдесобрано и многодругих аналогичныхобрядов у разныхнародов.
Вту эпоху существовало, видимо, многопредставленийо разных духах, слабые следыэтого сохранилисьв Библии. В Исходеупоминается«дух-губитель», который истребляетвсех первенцевегипетскихи щадит первенцевизраильских.В книге Судейбог посылаетк евреям злогодуха. Злой духот бога посещаетнеоднократноцаря Саула имучит его. Ещев одном текстебог же посылаетк людям «духалживого».
Оченьвероятносуществованиев кочевую эпохукульта луны, связанногос лунным календарем.Еще Ю. Велльгаузенпредположил, что именно кэтому культувосходитпроисхождениепразднованиясубботы, до сихпор сохранившеебольшое значениев еврейскойрелигии. Первоначально, однако, это небыл недельныйдень отдыха, а скорее празднованиеили новолуния(как считал самВелльгаузен), или полнолуния.Еще в царскуюэпоху евреямисправлялсяпраздник«новомесячия».
Запреты
Кдревнейшейже эпохе относитсямножествозапретов –табу. Одни изних связаныс половой жизньюи коренятся, видимо, в обычаяхобщинно-родовогостроя; другие– с пищей. Многочисленныепищевые запреты– запрещениеесть мясо верблюда, тушканчика, зайца, свиньи, пресмыкающихся, многих птици пр. – связаныпо происхождению, очевидно, сусловиямискотоводческогокочевого хозяйства, но корни их несовсем ясны: верблюда былозапрещеноубивать на еду, вероятно, потому, что это главныйрабочий и тягловыйскот пустыни; свинью – потому, что это типично«оседлое»животное, принадлежащееземледельческимнародам, с которымикочевники быливо вражде 2.Большинствопищевых запретовдавно оторвалосьот своегохозяйственногооснования иприняло чисторелигиознуюокраску; корниих распознатьтрудно. Одиниз самых строгихзапретов касалсяупотребленияв пищу крови.Кровь рассматриваласькак душа (нефеш)тела: «душавсякого телаесть кровь его, она душа его; потому я (бог. –С.Т.) сказалсынам Израилевым: не ешьте кровини из какоготела, потомучто душа всякоготела есть кровьего; всякий, кто будет ееесть, истребится».Мясо животных, зарезанныхдля пищи, должнобыть обескровлено.
Обрезание
Оченьдревние корниимеет, несомненно, ритуал обрезанияноворожденныхмальчиков.Библия приписываетвведение этогообычая Аврааму, который получилоб этом особоеповеление отбога («Сей естьзавет мой, которыйвы должнысоблюдатьмежду мною(богом. – С.Т.)и между вамии между потомкамитвоими послетебя (в родыих): да будет увас обрезанвесь мужескийпол. Обрезывайтекрайнюю плотьвашу: и сие будетзнамениемзавета междумною и вами.Восьми днейот рожденияда будет обрезану вас в родываши всякиймладенец мужескогопола…»). Подлинноепроисхождениеобычая обрезанияу евреев неясно.Этот обычай– пережитокдревнейшегоритуала инициации, которые, однако, в эпоху общинно-родовогостроя совершалисьне над новорожденными, а над подросткамипри достиженииими зрелости; но одни ученыесчитают, чтоэтот обычайсуществовалу семитическихплемен Аравии, в том числе уевреев, испоконвеков; другиеполагают, чтоон был заимствованевреями у египтян, у которых этотобычай, как иу многих другихнародов Африки, тоже существовалс древних времен.--PAGE_BREAK--
Кдревнейшейже эпохе надоотнести почитаниеевреями деревьев, гор, скал, источников, а также священныхстолбов – ашер.Следы такогопочитаниямногократновстречаютсяв библейскомтексте.
КультЯгне
Наконец, в древнейдопалестинскойэпохе кроютсякорни культанациональногобога Ягве, ставшеговпоследствиине только главным, но даже единственнымпредметомпочитания длявсех евреев.
Вопросо происхождениикульта богаЯгве, этойцентральнойфигуры еврейскойрелигии, – самыйважный вопросв изучениииудаизма, нов то же времяи наиболеетрудный. В наукеон до сих порокончательноне решен. Самоеимя Ягве, илиЯхве (раньшенеправильночитали Иегова; некоторыеполагают, чтодревняя формаимени былаЯгу), не поддаетсяубедительнойрасшифровке.Возможно, чтооно не еврейскоепо происхождению.Некоторыеисследователисчитают Ягвепервоначальнобогом мадианитскогоплемени, обитавшегона Синайскомполуострове, близ границЕгипта: в пользуэтого говоритрассказ Библиио том, что Моисейбыл женат надочери мадианитскогожреца, что онжил в странесвоего тестя, пас его овеци что там нагоре Хорив(Синайскийполуостров)явился емувпервые Ягвеи открыл своеимя; до этого, согласно томуже рассказу, евреи чтилибога под другимиименами. Вовсяком случае, первоначальнымместом обитанияи местом культаЯгве были именноСинай и гораХорив («Он сказал: господь пришелот Синая…»).Но если Ягвеи был вначалемадианитскимбогом, это ещене ь решениевопроса опроисхождениисамого образаЯгве. А.Б. Рановичсчитает Ягвепервоначальнодухом – олицетворениемпустыни. А.П. Каждан– богом грозы.Есть предположение, что образ Ягвесодержит в себеследы древнихтотемическихпредставлений: есть намекина связь егосо львом, с быком.Как ни слабопросвечиваютэти следы, допуститьих существованиевполне возможно, так как мы знаем, что тотемическиеэлементы оченьчасто входятв образ племенногобога.
Болееотчетливо видныв образе Ягвечерты духа –патрона инициации.Согласно Библии, Ягве оченьнастойчивотребует, чтобывсе его почитатели– израильтянебыли обрезаны.Не менее настойчивапретензия Ягве, чтобы все первенцыИзраиля посвящалисьему: видимо, это след того, что юноши впервобытнуюэпоху посвящалисьдуху – покровителюинициации.
Некоторыеисследователиполагают, чтотребованиевыкупа первенцев, посвященныхбогу, означает, что когда-тов древностиэти первенцыдействительноприносилисьв жертву богу, то есть убивались.Но это предположениесовершеннонеправдоподобно: ни один народне мог бы сохранитьсвое существование, если бы придерживалсяобычая регулярноубивать всехперворожденныхмальчиков.Этнографияне знает подобныхнародов. Затоиз этнографииизвестно многопримеров того, что в посвятительнуюцеремониювходит обрядоваяимитация смертии воскресения: непосвященнымвнушают, чтодух инициации(у австралийцев– Туаньиракаи т.п.) действительноубивает мальчиков, а потом оживляетих. Вот что, вероятно, ипредставлялособой первоначальноу предков евреевпосвящениепервенцев богуЯгве.
Длясамих евреевЯгве не всегдабыл общим богом.Он даже не былвначале богомвсех израильтян– основногоядра еврейскойгруппы племен.Но тут «естьнеясность.Обычно считается, что Ягве былбогом собственноплемени иудеев, а уже потомстал общенациональнымбогом всехевреев-израильтян.С этим, однако, не согласуетсято, что легендарныйзаконодательевреев Моисей, которому впервыеЯгве открылсвое имя и которогоизбрал своимпосредником, принадлежалне к иудейскому, а к левитскомуплемени, и вдальнейшемвсе жрецы ислужители Ягведолжны былипо законупринадлежатьк левитам; самииудеи не моглислужить Ягве.В Библии множествораз упоминаетсяколено левитовв качествеособо близкогобогу и любимогоим: «И стал Моисейв воротах станаи сказал: ктогосподень,(иди) ко мне! Исобрались кнему все сыныЛевиины». «Исказал господьМоисею, говоря: вот, я взял левитовиз сынов Израилевыхвместо всехпервенцев…Левиты должныбыть мои».«Священникамлевитам, всемуколену Левиину, не будет частии удела с Израилем: они должныпитаться жертвамигоспода и егочастию… Ибоего (коленоЛевия. – С.Т.)избрал господь, бог твой, извсех колентвоих, чтобыон предстоялпред господомбогом твоим, служил во имягоспода, сами сыны его вовсе дни». Широкораспространенноев науке убеждение, что Ягве былвначале богомплемени иудеев, объясняется, вероятно, тем, что династияеврейских царей(начиная с Давида,X в. до н.э.)принадлежалак иудейскомуплемени и цариэти нашлицелесообразнымпревратитьнаиболее популярныйв народе культЯгве в государственныйкульт.
РольЯгве как племенногобога-воителяособенно выступилана первый планв эпоху, когдакочевые еврейские(израильские)племена началинаступлениена земледельческиеобласти Ханаана(Палестины).ЗавоеваниеизраильтянамиПалестиныначалось вXV–XIV вв.до н.э. и растянулосьна несколькостолетий. Втечение ихевреи велиупорную иистребительнуювойну с аборигенамиханаанскихземель. Ожесточенностьэтой многовековойборьбы сказаласьна самом духеБиблии и отраженнойв ней религии.Ягве – кем быон ни был вначале– выступаетв эту эпоху каквоинственныйобщеизраильскийили общееврейскиинациональныйбог, предводительствующийсвоим народомв его борьбепротив всехврагов. Этароль Ягве проходиткрасной нитьючерез книгиБиблии. Отсюдаи самый частыйэпитет Ягве– Саваоф (Себаот), что значит «богвоинств».
Всамом деле, само завоеваниеПалестиныописываетсяв Библии какпрямое повелениеЯгве. «Итак, встань, – говоритбог ИисусуНавину, – перейдичерез Иордансей, ты и весьнарод сей, вземлю, которуюя даю им, сынамИзраилевым.Всякое место, на котороеступят стопыног ваших, ядаю вам, как ясказал Моисею: от пустыни иЛивана сегодо реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великогоморя к западусолнца будутпределы ваши…Вот я повелеваютебе: будь тверди мужествен, не страшисьи не ужасайся; ибо с тобоюгосподь, богтвой, везде, куда ни пойдешь».Коренное населениеПалестины богпредписывалбеспощадноистреблять.Первый же взятыйс боя ханаанскийгород – Иерихонбыл разрушендо основанияи все жителиего перебиты.Со вторым городом, Гаем, поступилитак же; толькопо приказаниюЯгве ИисусНавин оставилв живых скоти взял его себев добычу. ИногдаЯгве и сам принималучастие в битве, помогая своемународу: так, всражении израильтянс аморейцами, когда последниеобратилисьв бегство, «господьбросал на нихс небес большиекамни (града)…и они умирали; больше былотех, которыеумирали откамней града, нежели тех, которых умертвилисыны Израилевымечом (на сражении)».Это сражениебыло, кстати, тем самым, вовремя которогоИисус Навинрешил удлинитьдень, чтобыдовершить своюпобеду, и остановилсвоим словомсолнце на небе.Такой же кровожадностьюотличалисьи дальнейшиевойны евреев, когда они, повыражениюБиблии, «побиливсе дышащее», что находилосьв завоеванныхими городах.Такая свирепостьобъясняласьотчасти упорнымсопротивлениемсамих жителейгородов, которые, видимо, ужезнали, что имнельзя ждатьпощады; но иэто упорствосоставительБиблии приписываетс простодушнымцинизмом самомуже богу: «Ибоот господа былото, что ониожесточилисердце своеи войною встречалиИзраиля, длятого, чтобыпреданы былизаклятию ичтобы не былоим помилования, но чтобы истребленыбыли так, какповелел господьМоисею». В результатестоль расчетливосоставленногогосподом богомплана странасовершеннозапустела.Только некоторыхиз соседнихс евреями народовбог не дал истребить, но отнюдь неиз жалости, аопять по хитроумномурасчету: онибыли оставленыв качествеорудия дляиспытанияизраильтянв будущем и каксвоего родаучебный материал, на которомИзраиль будетпрактиковатьсяв военном деле.«Вот те народы, –пишет все с темже наивнымцинизмом составительБиблии, – которыхоставил господь, чтобы искушатьими израильтян, всех, которыене знали о всехвойнах ханаанских, для того только, чтобы зналии учились войнепоследующиероды сыновИзраилевых, которые преждене знали ее: пять владельцевфилистимских, все хананеи, сидоняне иевеи, живущиена горе Ливане…».
Надосказать, чтоизраильтяневоспользовалисьэтим оставленнымдля них в запасживым материалом: в дальнейшем, уже вполнеовладев страной, они продолжалиневероятныепо жестокостизахваты и избиениямирных жителей.Ягве их всевремя к этомуподстрекал, а за всякоесмягчениежестокостинаказывал.Ягве, например, снял своеблагословениес царя Саулаза то, что тотнедостаточнобеспощаднорасправилсяс жителямиАмалика. Любимецже божий, царьДавид, не простоистреблялподряд всехжителей завоеванныхстран и городов, но делал этос особым садистскимиздевательством: так, после завоеванияаммонитскогогорода РаввыДавид вывелвсех его жителей«и положил ихпод пилы, поджелезные молотилки, под железныетопоры, и бросилих в обжигательныепечи. Так онпоступил совсеми городамиаммонит-скими», –добавляетсоставительВторой книгиЦарств. Подобныезрелища, видимо, доставлялиособое удовольствиебогу Ягве, которыйпо части неутолимойкровожадностипревзошел иацтекскогоУитцилопочтли, и финикийскогоМолоха. Этопредставлениеоб особойкровожадностибога было порождено, как уже говорилось, самой эпохойупорных икровопролитныхвойн.
Палестинскийпериод
Завоеваниеевреями Палестиныимело последствиемизменение всегоих образа жизни, хозяйственногои общественногоуклада, а вместес тем, конечно, и их религии.Евреи постепенноперешли откочевой жизник оседлой, отскотоводствак земледелию.Они при этомсмешивались: местным ханаанейскимнаселением.В период завоевательныхвойн – так называемаяэпоха «судей»– у них ещесохранялисьродоплеменнойстрой и военнаядемократия: свои походыпротив враговони совершалипод предводительствомвыборных судей– военных вождей.Но строй постепенноразложился, появилисьбогатые бедные, рабы и свободные; была установленацарская власть– сначала изплемени вениаминитов(Саул), потомиз иудеев (Давид, Соломон).
Всеэти переменыотразилисьв религии. Смешавшисьс местнымижителями, евреистали, подражаяханаанейцам, почитать местныхмногочисленныхбожков – ваалов.Культ местныхваалов – общинныхи городскихпокровителей– был распространенв Сирии и Палестинеиздавна. Изэтих по большейчасти безыменныхваалов некоторыевыдвигалисьна первое местои получалииндивидуальныеимена. В Библиисохранилисьслабые и спорныеследы именбогов, почитавшихсянекогда евреями: например, Бетэль(или Вефиль) –буквально домбожий… В еврейскомтексте Библииесть имя богаЭль Шаддай –в русском переводезаменено словами«бог всемогущий», но вернее, чтоэто исконноеврейский, ане ханаанскийбог. Есть данныео том, что евреичтили богинюАнат, возможнодаже считавшуюсясупругой Ягве, ее почиталии другие семитическиенароды.
Местныебожества чтилисьв местных святилищах, а также на «высотах», которые усемитическихнародов вообщеобычно считалисьсвященнымиместами. ЦарьСоломон (X в.до н.э.) соорудилв столице государстваИерусалимероскошный храмЯгве, но централизациикульта еще небыло, жертвоприношенияи обряды на«высотах»продолжалисовершаться.
Отместногопалестинскогонаселения евреиусвоили рядрелигиозныхпраздников, связанных сземледелием:маццот – весеннийпраздник опресноков, который слилсяс древнейскотоводческойпасхой; шеббуот– пятидесятница, праздник жатвыпшеницы; суккот– праздниккущей, в честьсбора плодов, и др.
Веськульт находилсяв руках обособленнойи наследственнойгруппы жрецов, выводившихсвое происхождениеот племенилевитов. Впалестинскуюэпоху слово«левит» вообщеозначало жреца(примерно каку мидийцев магипревратилисьиз племени вкасту жрецов).
Норядом с этимтрадиционными наследственнымжречествому евреев впалестинскийпериод существовалирелигиозныедеятели и другихтипов, и, видимо, более архаичных.Во-первых, упоминаемыенеоднократнов Библии волшебникии волшебницы, гадатели и т.п.Они давалипредсказания, вызывали умерших.Цари временамипреследовалиих, но они непереводились.
Во-вторых, существовалиназореи –люди, особопосвященныеили сами себяпосвятившиебогу. Назореисоблюдалистрогие правиларитуальнойчистоты, пищевыеограничения, не пили вина, не прикасалиськ телу умершего, не стригливолос. Назореи– мужчины иженщины – считалисьсвятыми людьми, им приписывалисьвещие знания, необычайныеспособности.Назореи быливременные ипожизненные.Правила временногоназорействаизложены вкниге Чисел.Пожизненныминазореямиизображаютсяв Библии такиелегендарныеличности, каксилач Самсон, провидец Самуил.В книге Судейесть миф онеобычайномрождении Самсона.Там говорится, что его матьполучила предсказаниеот «ангелагосподня»:«…вот ты зачнешьи родишь сына, и бритва некоснется головыего, потому чтоот самого чревамладенец сейбудет назореибожий, и он начнетспасать Израиляот руки филистимлян»; выросши, Самсонбудто бы сталнеобычайнымсилачом и успешнопредводительствовалевреями в войнахс филистимлянами; вся сила егозаключаласьв волосах, иона пропала, когда их у негоостригли, заманивего в ловушку.
Наконец, засвидетельствованыуже с VIII в.до н.э. – а вероятно, существовалии раньше –религиозныедеятели особойкатегории, такназываемыепророки (по-еврейскинабиим), представлявшиесобой весьмасвоеобразноеи очень сложноеявление. Первоначальнопророки были, по-видимому, вольнопрактикующимижрецами – гадателями, предсказателями.Они пророчествовали, приводя себяв состояниеисступленияударами в бубен, игрой на музыкальныхинструментах, пляской, иногдараздевалисьпри этом догола(«И снял и онодежды своии пророчествовалперед Самуилом»), иначе говоря, в действияхпророков называлисьчисто шаманскиечерты. Но в связис обострениемклассовыхпротиворечийв Израильскоми ИудейскомЦарствах (послесмерти СоломонаеврейскоегосударствоРазделилосьна две части)пророки началивыступать вкой-то мере вкачестве выразителейнародногонедовольства.Правда, онивыражали егоне прямо, а вискаженнойформе: пророкивыступали какобличителигрехов народа, они ратовализа восстановлениекульта национальногобога Ягве, обрушивалисьпротив почитанияместных ханаанскихбогов. У некоторыхпророков приэтом звучитнота, отсутствовавшаяв более раннейлитературе: идея моральногогреха, а не чисторитуального, как это былораньше. Особенноясно звучитэта нота у самогокрупного изпророков –Исайи (VIII в.до н.э.). «Омойтесь, очиститесь,– призывалИсайя евреевот имени бога, –удалите злыедеяния вашиот очей моих; перестаньтеделать зло; научитесьделать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайтесироту; вступайтесьза вдову».
Этотпризыв к моральномуочищению, призывк правде исправедливостиимел довольноопределенныйклассовыйсмысл: пророки, выходцы изобразованныхи господствующихслоев общества, стремилисьотвлечь недовольствои протест угнетенногонарода от прямыхвиновниковугнетения.Причина зла, причина бедствийнарода, согласнопроповедипророков, нев социальномнеравенстве, не в эксплуатации, а в чисто моральнойобласти – втом, что народгрешен, что онне исполняетзаповедей бога.
Сдругой стороны, пророки выступалии как политическиепублицисты.Некоторые изних были хорошоосведомленыв международнойобстановке, видели опасность, угрожавшуюмаленькимеврейскимгосударствамсо стороныболее сильныхсоседей – Ассирии, Вавилонии; онипредостерегалиправящие кругиот опасногосоюза с Египтом, предсказывалибедствия отвражескихвторжений. Ноони же утешалинарод надеждойна то, что в концеконцов Ягвеосвободит ивозвеличитсвой народ.
Пророкине были связаныс официальнымхрамовым жречествоми даже составляликак бы оппозициюего политике.Есть сведенияо преследованияхпророков. Однаконастоящейборьбы междужрецами и пророкамине было. Пророческиекниги вошлив каноническийтекст Библии.
Послепленныйпериод
Переходк третьемупериоду историиеврейскойрелигии, которыйназываетсяобычно «послепленным»или эпохой«второго храма», ознаменовалсятремя крупнымисобытиями: во-первых, религиознойреформой иудейскогоцаря Иосии (621г. до н.э.), приведшейк резкой централизациикульта; во-вторых, завоеваниемИерусалимававилонскимцарем в 586 г. дон.э. и уводомчасти иудеевв вавилонскийплен; в-третьих, возвращениемих из вавилонскогоплена при КиреПерсидском, в 538 г. до н.э., ивосстановлениемИерусалимскогохрама. Именнов этот периоди сложилисьокончательноте черты иудаизма, которые считаютсяего характернымиособенностями, а по мнениюверующих, составляютдаже его исконныеи неотъемлемыесвойства: строгиймонотеизм, строгая централизациякульта, канонизациясвященныхбиблейскихкниг.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Религиознаяреформа царяИосии имеласвои политическиепричины. Онабыла произведенав обстановкенаступлениявнешних врагов: Ассирии, незадолгоперед тем разрушившейИзраильскоецарство, а позжеЕгипта и Вавилонии.Иудея нуждаласьв укреплениивсех своих сил.В основу реформыИосия положилтак называемуюПятую книгуМоисееву –Второзаконие.По распространившимсяслухам, онабыла найдена, а на самом делебыла составленав эти годы.Второзакониестрого регламентировалои правовую иобрядовую жизньевреев, оносодержалозаконы противростовщичестваи кабальногорабства – законы, имевшие цельюнесколькоослабить классовыепротиворечия.Но главное вэтой книге –строгий принциппочитанияединого богаЯгве, суровыеугрозы за всякоеотступлениеот этого. В духенового законабыли принятыкрутые мерыпо централизациикульта. Об этомочень яркорассказываетсяв Четвертойкниге Царств.Иосия приказалудалить изИерусалимскогохрама предметыкульта всехдругих богов, кроме Ягве, упразднитьвсе места почитанияна «высотах», перебить всехжрецов – служителейпри «высотах»; велел перебитьтакже всехзаклинателей, волшебникови др.; официальновосстановилдревнееврейскийпраздник пасхи, давно не справлявшийся.
Централизациякульта Ягве, введенная царемпри поддержкежрецов Иерусалимскогохрама, имелацелью усилитьполитическийцентрализм, чтобы сплотитьвсе силы страныдля отпораврагу. Но этамера не спасласлабую Иудеюот разгрома.В 597 и 586 гг. до н.э.вавилонскийцарь дваждыбрал Иерусалими разграбилего. Храм былразрушен, многоиудеев – в томчисле большинствознати и жрецов– было переселенов Вавилонию.Пятидесятилетний«вавилонскийплен» надолгозапомнилсяевреям какнациональноебедствие, хотяв действительностион больше затронуллишь рабовладельческуюи жреческуюверхушку.Пятидесятилетнеепребываниев Вавилониине могло неотразитьсяна еврейскойрелигии. Когдапосле завоеванияВавилонии КиромПерсидскимпоследнийразрешил иудеямвернуться народину и восстановитьИерусалимскийхрам (538 г. до н.э.), то наступившаяпослепленнаяэпоха была вомногом непохожана предыдущую.
Послевозвращенияиз плена землевладельческо– рабовладельческойаристократииклассовыепротиворечияеще болееобострились.«И сделалсябольшой ропотв народе и ужен его на братьевсвоих иудеев.Были такие, которые говорили: нас, сыновейнаших и дочерейнаших много; и мы желали быдоставать хлеб, и кормиться, и жить. Были итакие, которыеговорили: полясвои, и виноградникисвои, и домасвои мы закладываем, чтобы достатьхлеба от голода…У нас такие жетела, какиетела у братьевнаших, и сыновьянаши такие же, как их сыновья; а вот, мы должныотдавать сыновейнаших и дочерейнаших в рабы, и некоторыеиз дочерейнаших уже находятсяв порабощении.Нет никакихсредств длявыкупа в рукахнаших; и полянаши и виноградникинаши у других».
Потребовалисьболее сильныемеры для обузданиянарода. А самостоятельнойгосударственнойвласти у евреевуже не было, они были подвластью Персии.Вместо нееогромное могуществополучилоиерусалимскоежречество, освободившеесяот всякой конкуренциисветской власти.Иноземныевластители– персидские, а позже греко-сирийскиецари (Селевкиды)– покровительствовалииерусалимскимжрецам, опираясьна них длязакреплениясвоего господстванад иудеями.Никакие другиекультовыецентры, кромеИерусалимскогохрама, не допускались.Приноситьжертвы Ягвеиудеи моглитолько в Иерусалиме.В руки жрецовхрама стекалисьтеперь жертвы, приносимыемолящимисясо всех концовстраны. В стенаххрама скапливалисьсокровища, составленныеиз различныхпожертвований.Жертвы – очистительные, умилостивительные, благодарственныеи др. – требовалисьот почитателейЯгве чуть нена каждом шагу; каждое случайноеприкосновениек чему-нибудьнечистомутребовалоочистительнойжертвы. Требовалисьи исполнялисьнатуральныеповинностив пользу храма.Жрецы храмапользовалисьего богатствамидля ростовщичестваи еще более ихумножали. Ужрецов не былоконкурентов.
Иерусалимскоежречествопредставлялособой строгозамкнутуюнаследственнуюкасту, делившуюсяна два слоя: священникови левитов, тоесть храмовыхприслужников.Те и другиепо-прежнемусчиталисьпотомкамиколена Левия, получившимиэту привилегиюот самого Моисеяи брата егоАарона.
Монотеизми богоизбранничество
Необычайноеразвитиеиерократическогостроя повелои к монотеизму, который именнов послепленнуюэпоху достигсвоего полноговыражения.Прежний племеннойбог Ягве превратилсятеперь в единогобога – творцамира и вседержителя.
Следуетподчеркнуть, что в иудаизме, таким образом, впервые в историирелигии былпровозглашенпоследовательныйи принципиальныймонотеизм, ине толькопровозглашен, но и проведенв жизнь. Тенденцияк монотеизмусуществовалаи в египетскойрелигии, и ввавилонской, и в иранской, и эта тенденциявсегда былаотражениемполитическойцентрализации, самодержавнойвласти царя.«…Единствобога… – писалЭнгельс, – естьлишь отражениеединого восточногодеспота» '. Ноэти попыткиввести монотеизмразбивалиськаждый раз осопротивлениежрецов местныхкультов и одругие центробежныесилы. И еслитеперь иерусалимскомужречествуудалось установитьдействительнострогий монотеизм, это объяснялосьтем, что жречествоИерусалимскогохрама оказалосьв положениимонополистов, у него не былосильных соперников, а цари (персидскиеи др.) ему покровительствовали.
Вдухе этой строгомонотеистическойдоктриныредактировалисьв ту эпоху книгиБиблии, особенноосновные, составлявшиеПятикнижие.Окончательнаяредакция ихотносится, какпризнают всеисследователи, к концу V в.до н.э. Тогдаже был составленЖреческийкодекс – однаиз важных частейПятикнижия.Из более раннихкниг были тщательновытравленывсякие следыпочитанияевреями другихбогов, кромеЯгве.
Итак, вопреки традиционномуцерковномувзгляду монотеизму евреев отнюдьне исконноеявление, а, напротив, сравнительнопозднее.
Обострениеклассовыхпротиворечийобычно ведетк тому, чтогосподствующиеклассы ощущаютпотребностьнайти для угнетенныхнародных масскакое-то религиозноеутешение, чтобыудержать ихот протеста, от борьбы засвое освобождение.В большинстверелигий классовогообщества такоеутешение предлагаетсянароду в видеучения о загробномвоздаянии, онаграде на томсвете за страданияв этой жизни.В иудаизме, однако, такоеучение е сложилось: эта религиябыла и осталасьсвязаннойцеликом с земной, а не с загробнойжизнью. Еврейскаярелигия утешаластрадающиенародные массыиным способом: вместо идеизагробноговоздаяния вней развилосьучение богоизбранничестве, особенно резкопроявившеесякак раз эпоху«второго храма».Если евреистрадают, товиноват в этом, они сами: онигрешат, нарушаютзаповеди богаи бог их за этонаказывает.Но они остаютсяизбраннымнародом; придетвремя, когдаЯгве проститсвой народ ивознесет еговыше всех народовна земле.
Корниэтой идеибогоизбранничествавосходят кдревнейшейэпохе, когдаЯгве был ещеплеменным богоми, естественно, покровительствовалсвоему племени.Превратившисьвпоследствиив единого бога– творца ивседержителя, Ягве не пересталлюбить и свой«избранный»народ, хотя исурово наказывалего. Эта идеязвучит у всехпророков. Правда, тут возникалосущественноелогическоепротиворечие: если Ягве –творец всегомира и вседержитель, то почему онсделал своимизбраннымнародом небольшой, ничем особеннымне выделяющийсянарод, тем болеечто этот народна каждом шагуизменяет ему, Ягве? Но на такоепротиворечиене обращаливнимания (каки вообще в религиипротиворечияобычно незамечаются).
Впослепленнуюэпоху идеябогоизбранничествастала звучатьеще громче.Было проведенострогое отделениеевреев (иудеев)от всех иноязычныхи иноплеменныхсоседей: крутыемеры на этотсчет были принятыНеемией, которогоцарь Артаксерксназначил в 446г. до н.э. правителемИудеи, поручивему при этомвосстановитьстены Иерусалима.При нем, с одобрениявсех «священникови левитов»,«отделили всеиноплеменноеот Израиля»: были запрещеныбраки евреевс иноплеменниками, резко ограниченовсякое общениес ними. Все неевреи, необрезанные, все, кто непоклоняетсяЯгве, рассматривалиськак нечистыеязычники.
Этанациональнаясамоизоляциябыла средствомудержать народв повиновении, ослабить егопротест противклассовогогнета.
Заимствованияиз религийсоседних народов
Вавилонскийплен оставилследы и на самомсодержаниирелигиозныхверованииевреев. В текстеБиблии имеютсяясные отпечаткивлияния вавилонскойкосмологиии демонологии.Например, крылатыехерувимы, частоупоминаемыев Библии, нечто иное, каквавилонскиекерубы, мифическиекрылатые быки.Ассиро-вавилонскийкульт Мардукаи Иштар отразилсяв библейскомрассказе оМардохае иЭсфири (книгаЭсфирь), когдаиудеи спаслисьот грозившейим погибели.В память этогоспасения будтобы и установленпраздник пурим;в действительностиже, как считаютисследователи, праздник этоттоже вавилонскогопроисхождения(у вавилонянзагмук). Наконец, рассказ о сотворениимира богом, изложенныйв первых главахкниги Бытия, тоже носит насебе следывлияния вавилонскогомифа о началемира (таблички«Энума-элиш»)– Библейскоеимя первогочеловека – Адамсходно с именемпервого человекапо вавилонскомумифу – Адапа.
Впрочем, космогоническиепредставленияевреев былипутанны и сбивчивы.В первых главахкниги Бытияпереплетенодва разныхрассказа осотворениимира и человека.По одному рассказу, бог создалсначала человека(мужчину), потомпосадил райскийсад, куда поселилчеловека, потомрешил создатьчеловеку помощникаи для этой целисоздал разныхживотных; человек«нарек имена»им всем, однакопригодногопомощника срединих не нашел; тогда, наконец, бог создалженщину, взявдля этого учеловека вовремя сна ребро.По другомурассказу, богтворил мир втечение шестидней, из них впятый деньсоздал рыб, пресмыкающихсяи птиц, а в шестойдень – наземныхживотных и всамом концечеловека, притомодновременномужчину и женщину.Расхожденийнемало и дальше.По мнениюЮ. Велль-гаузена, текст второйглавы БытияпринадлежитИеговисту, ион был построенна народныхлегендах, богатыхмифологическимии другимиподробностями; более же позднийтекст (перваяглава Бытия)взят из Жреческогокодекса и отличалсясухим догматизмом.
Библейскоесказание огрехопадениии о происхождениисмерти (богнаказываетпервых людейза нарушениезапрета вкушатьплоды с одногоиз деревьев)представляетискаженныйвариант вавилонскогомифа о происхождениисмерти. В вавилонском! мифе мотивсмерти логическиобоснован: онсвязан с разногласиеммежду богамии с ошибкойпервого человека; в библейскомже мифе этотмотив логическинеобоснован: тут один и тотже всемогущийбог дает человекубессмертиеи сразу же егоотнимает.
Вбиблейскомсказании овсемирномпотопе почтидо. словноповторяетсявавилонскиймиф о потопе: Ной, спасающийсяот потопа вковчеге, – этовавилонскийУтнапиштим.Но и в этомбиблейскомрассказе нарушеналогическаясвязь, котораяесть налицов вавилонскоммифе: там богЭа, вопрекиверховномубогу Энлилю, спасает отгибели своеголюбимца Утнапиштимаи тем самым недает погибнутьвсему человечеству; в Библии же игибель и спасениеот гибели людейприписаноодному и томуже всемогущемубогу.
Помимовавилонскоговлияния иудаизмиспытал на себевлияние, хотяи более слабое, идей маздаизма: с ними евреидолжны былипознакомиться, находясь подвластью персидскихцарей (VI–IV вв.до н.э.). Вероятно, именно этовлияние сказалосьв появленииобраза злогодуха – сатаны, антагонистабога. Первоначальноподобный образбыл чужд евреям, и в Библии егопочти нет. Идеязла выражаетсяв Библии иначе: в виде служенияевреев чужимбогам, за чтоих наказываетсвой, настоящийбог. Злые духи, посещающиеиногда людей, исходят от тогоже бога. Попозднейшемухристианскомуучению, сатана(дьявол) соблазнилпервых людейв раю, уговоривих съесть плодс запретногодерева; но вБиблии эту рольсоблазнителявыполняет недьявол, а «змей», который «былхитрее всехзверей полевых».Только в книгеИова выступаетсатана, которыйхочет погубитьИова, сломитьего непреклоннуюправедность, но он делаетэто с разрешениятого же бога.Пророк Захариярассказываето своем видении, причел вскользьупоминает осатане, которогоон видел «предангелом господним».Любопытно, какобраз сатанызаместил водном текстеобраз бога: воВторой книгеЦарств рассказывается, что бог, рассердившисьза что-то наизраильтян, подсказал царюДавиду устроитьвсеобщую переписьнарода, и заэто тут же самжестоко наказалвесь народ, ав Первой книгеПаралипоменон, где тот же рассказпереработанв позднейшемжреческом духе, уже не бог, асатана выступаетподстрекателемДавида к переписи.Три всем томидея особогодуха зла, противникабога, идея царствазла, по существу, так и осталасьчужда еврейскойрелигии.
Вообщевплоть до эпохи«диаспоры»и до сближенияс эллинистическимирелигиозно-философскимиидеями иудаизмоставался почтинепроницаемымдля проникновенияотвлеченныхметафизическихпонятий. Представленияо загробнойжизни, о бессмертиидуши, о загробномвоздаянии ипр. в древнемиудаизме отсутствуют.И божья наградаи божьи наказаниясовершаютсяздесь, на земле; они постигаютесли не самогочеловека, тоего потомство.
Всвязи с обострениемклассовыхантагонизмовв эпоху «второгохрама» делалисьи попытки несколькореформироватьрелигию, большеприспособитьее к новым условиям.Появиласьгруппа «книжников»(соферим), знатокови толкователей«закона», своегорода религиозныхюристов. Эти«книжники», отдаленныепредшественникипозднейшихраввинов, небыли связаныс храмовымжречествоми даже, видимо, находилисьв оппозициик нему. Они, однако, участвовалив редактированиисвященных книг.
Периоддиаспоры
Следующаяэпоха историиеврейскойрелигии – этоэпоха «диаспоры», то есть рассеяния.Рассеяние –расселениеевреев за пределамиПалестины, началось ещев годы ассирийскогои вавилонскогозавоеваний(VII–VI вв.до н.э.); в эпохуэллинизма многоевреев жилов Египте, Сирии, Малой Азии ив других странахСредиземноморья.Массовая эмиграцияевреев имеламесто послеразгрома первогои особенновторого восстанияевреев противримского владычества.Еврейскиеколонии появилисьчуть ли не вовсех средиземноморскихстранах. ПослеразрушенияИерусалимскогохрама ТитомФлавием (70 г.), после разрушениясамого Иерусалима(133 г.) у евреев неосталосьтрадиционногокультовогоцентра. Таксложились новыеисторическиеусловия, существенноповлиявшиена изменениерелигии.
Вдиаспоре возниклапрежде всегосинагогальнаяорганизацияеврейскихобщин. Синагогапредставляласопеть и другиеследы влияниярелигии Ирана: по мнению небой молитвенныйдом и в то жевремя средоточиеобщественнойжизни, своегорода органобщинногосамоуправления.Руководилисинагогойэкономическисильные членыобщины, во главеее стоял архисинагог– из светскихлиц. Синагогаимела своюказну, своеимущество идоходы, в томчисле из пожертвованийчленов общины, занималасьблаготворительством, чтобы крепчедержать в своихруках неимущихчленов общины.В синагогахчитали священноеписание, толковалиего, молились, но не приносилижертв: по незыблемойтрадиции еврейскойрелигии приноситьжертвы Ягвеможно тольков Иерусалимскомхраме. Синагогиначали возникать, видимо, в эллинистическуюэпоху: самоераннее упоминаниео синагоге(близ Александриив Египте) относитсяко второй половинеIII в. до н.э.Синагоги былине только вдиаспоре, нои в Палестине, в том числе ив Иерусалиме.Но особеннобольшое значениеони приобрелипосле разрушенияИерусалимскогохрама, так какцентр тяжестирелигиознойжизни иудаизмабыл перенесенименно на синагоги.
Втораяхарактернаяперемена состоялав значительномусилениивзаимовлияниярелигиознойидеологиииудаизма иэллинистическойрелигиозно-философскойидеологии.Поселившиесяв странахэллинистическойкультуры евреи, как правило, переходилина греческийязык (в самойПалестине, частью в Сирии, Вавилонии ониговорили поарамейски, асобственноеврейский языкеще с III в.до н.э. исчезиз быта, сохранившисьтолько каккнижный ибогослужебныйязык). Оченьпоказательно, что все книгиБиблии былив III–II вв.до н.э. переведенына греческийязык; это такназываемыйПеревод 70 (или72) толковников– Септуагинта.Перевод былвыполнен попочину египетскогоцаря ПтолемеяII и, очевидно, в основном длянужд многочисленногоеврейскогонаселениядиаспоры, ужене понимавшегопо-еврейски, а также и длянеевреев, видимоинтересовавшихсяих религией.Появлениегреческоготекста Библиисодействовалосближениюеврейской иэллинистическойрелигиознойфилософии, аотсюда возникаютсинкретическиерелигиозно-идеалистическиесистемы (ФилонАлександрийский, позже – гностицизм), которые оказалисущественноевлияние навыработкухристианскогоучения.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Всеэто означалов известноймере преодолениерелигиознойзамкнутостиевреев, существовавшейв эпоху «второгохрама». Совместнаяжизнь евреевв диаспоре слюдьми другихнациональностейи религий велак их сближению.Древний племенной, а потом национальныйбог Ягве началпостепенноосвобождатьсяот своей национальнойограниченности, у него началипоявлятьсяпоклонники-неевреи– так называемыепрозелиты. Ихнепременноподвергалиобрезанию.Возникновениепрозелитизма, то есть обращениев иудаизминоплеменников– язычников, –очень характернаячерта периодадиаспоры.
Ив самом идейномсодержаниииудаизма появилисьсущественноновые черты, порожденныеполитическимии социальнымиусловиямижизни. Уже нескольковеков евреине имели политическойсамостоятельности, находясь подчужеземнойвластью. Народне раз поднималвосстания, ноони в лучшемслучае приводилилишь к временномууспеху (восстаниеМаккавеев в165 г. до н.э.). В эпохуримского владычестваусилившийсячужеземныйгнет вызывалеще более частыеи упорные восстания, жестоко подавляемыезавоевателями.В этой обстановкеусилилась верав сверхъестественнуюпомощь дляосвобожденияот угнетателей, вера в избавителя,мессию, национальноговождя, которыйпридет, чтобыспасти еврейскийнарод от иноземногогнета. Эта идеямессианизма, широко распространившаясяособенно вримскую эпоху, была существенноновой чертойв еврейскойрелигии (в болеераннее времямессиями –помазанниками– называлисьреальные цари, как свои, таки чужие). Идеяэта оказалаглубокое влияниена возникновениехристианскойидеологии.
Сучением о мессиибыла тесносвязана и другая, тоже новая идея– эсхатологическоеучение о грядущем, веке. В болеераннюю эпохуевреи мечталитолько о восстановлениисамостоятельногоцарства, о свержениииноземногоига. В позднейлитературе– в частности, в Талмуде –появляетсяидея будущегоблаженствав каком-то иноммире, идея грядущеговека – олам-хабба,где праведникиполучат заслуженнуюнаграду. Появляетсяи смутная верав загробнуюжизнь, в воскресениемертвых, совершенночуждая прежнейэпохе. Эти идеиконца мира, воскресениямертвых, загробноговоздаяниязародились, вероятно, подвлияниеммаздаистскогоучения.
Ещеодно новоеявление в еврейскойрелигии эпохидиаспоры – этовозникновениеряда сект. Вних отразисьвзгляды и интересыразных классовеврейскогообщества. Обэтих сектахмы знаем посообщениямИосифа Флавияи по другимисточникамначала н.э.
Всреде ортодоксальногоиерусалимскогожречестваобразоваласьсекта саддукеев(от имени Садока, легендарногооснователяжреческойдинастии). Онибыли тесносвязаны с храмом, строго придерживалисьсоблюдениярелигиознойтрадиции, обрядов, отрицали загробнуюжизнь. Послеразрушенияхрама саддукеисошли со сцены.Ближе к народныммассам стояласекта фарисеев.Некоторыебуржуазныеисторики считалиих демократическойсектой илипартией, но насамом деле этобыли простодемагоги, старавшиесяподействоватьна верующиемассы населенияпоказной ханжескойнабожностью, демонстративнымсоблюдениемобрядовыхпредписаний.Это были выходцыиз господствующихклассов, связанные, по-видимому, с синагогами, где они занималисьтолкованиемзакона и обучениемверующих. Вотличие отсаддукеевфарисеи признавализагробнуюжизнь. Ф. Энгельсназывал фарисеев«себялюбивымимерзавцами».Во время иудейскоговосстания 60-хгодов они перешлина сторонуРима. Народныенизы – земледельцеви ремесленников– охватывалатретья секта–ессеев(зссенов). Этобыли общины, ведшие аскетическуюжизнь и непризнававшиеобрядности.Они проповедовалиобщность имущества, потребительскийкоммунизм.Ессеи верилив загробнуюжизнь, где праведникиполучат награду.
Осекте ессеевв последнеевремя появилосьмного новыхматериалов, еще недостаточноизученных: этокумранскиесвитки (первыесвитки обнаруженыв 1947 г.), отражающие, видимо, именножизнь ессейскихобщин.
Телмудическийпериод
Послеразгрома Римомвторого иудейскоговосстания(132–135 гг.) евреибыли окончательноизгнаны изПалестины ирассеялисьпо всем странамРимской империи.В то же времявновь сталименяться ихотношения спрочим населениемимперии. В связис общим экономическимупадком империи, с сокращением, особенно сIII в., торговлии денежногообращения, ослабли хозяйственныесвязи евреевс окружающимнаселением, ослабло влияниееврейскихторговцев. Этоповело и к сокращениюрелигиознойпропаганды, к некоторомурецидиву прежнейнационально-религиознойзамкнутостиевреев. Христианствоуже отделилосьот иудаизма.Взаимное влияниеиудаизма иэллинистическойрелигиознойфилософии почтипрекратилось.
Памятникомэтой эпохивозобновлениярелигиознойизоляции евреевстал Талмуд– огромныйкодекс религиозно-юридическихправил житейскойи вероисповедноймудрости. Талмудбыл составленв III–V вв.в среде вавилонскихи палестинскихевреев. Он состоитиз двух основныхчастей: болееранняя Мишна– обширное«повторение», то есть толкование, закона – и позднейшаяГемара – толкованиетолкования.То и другоераспадаетсяв свою очередьна Галаху (сводзаконов и ритуальныхправил) и Агаду(легенды, притчи, юридическиеказусы и пр.).Мишна написанана древнееврейскомязыке, Гемара– на арамейском, который былв то времяразговорнымязыком восточныхевреев. Талмудсохранилсяв двух параллельныхредакциях: иерусалимской(Иерушалми) ивавилонской(Бабли). Позже, в VI–X вв., к Талмуду былидобавлены ещеразличныекомментарии– Мидраши.
Талмудсоздавалсяв кругах еврейскихбогачей, купцови рабовладельцеви в их интересах.В нем отразилисьглубокие классовыепротиворечиявнутри еврейскихобщин. Резкопротивопоставленыблагочестивыеи ученыебогачи-рабовладельцы– талмид-хахамыи простая массанаселения –ам-гаарец (народземли) – крестьяне, ремесленникии др. К ам-гаарецв Талмуде выражаетсяоткрытоепренебрежение.Были и богатыеам-гаарец, онимогли приобрестисебе загробноеблаженствоблаготворительностьюи изучениемТоры, что длябедноты былонедоступно.Рабов же Талмудвообще оставлялбез всякоговнимания, онине считалисьчленами еврейскихобщин, тем болеечто рабы уевреев-рабовладельцевбыли обычноиз чужеплеменников.Еврейскаярелигия, в отличиеот христианской, не давала рабамутешения.
Стого времени, с первых вековн.э., Талмудстановитсяосновой всейжизни еврейскихобщин.–не толькорелигиозной, но и правовой, общественной.Не имея своегоэсударства, своей светскойвласти, живяразбросаннымибщинами средииноплеменногои иноверногонаселения, евреи находилисьпод непререкаемойвластью руководилисвоих общин– талмид-хахамов; позже их сталиназывать раввинами.К последнимверующие евреиобращалисьво всех затруднительныхслучаях жизни, а раввины выискивалирешения исключительнов Талмуде. Этатрадиция –обосновыватьрелигиознымипредписаниямиказусы, всемелочи, всестороны иобщественнойи частной жизни, во всем слушатьсязнатоков религии– раввинов, признаватьих незыблемыйавторитет –вела к еще большейзамкнутостиевреев, изоляцииих от иноверногонаселения. Этобыло в интересахбогатой верхушкиеврейскихобщин, а массаевреев-бедняковпопадала вполную зависимостьот нее.
Иудаизмв средние века, Рационализми мистицизм
Враннее средневековьеевреи расселилисьпо всем провинциямбывшей Римскойимперии и далекоза ее пределами.Особенно многоих было в Испании(там создалосьядро сефардскихевреев), позже– в Германии(ашкеназскиеевреи). Многоевреев былов странах Арабскогохалифата. Онивезде занималисьпреимущественноремеслом, торговлей, ростовщичеством, а местами иземледелием.По мере углубленияклассовогорасслоениясреди евреевусиливалсягнет раввинскойверхушки, толкователейТалмуда. Стихийныйпротест обездоленныхмасс противэтого гнетавылился в формудвижения караимов,или ананитов(по имени главыего Анана бенДавида): караимырешительноотвергли Талмуди требоваливернуться к«чистому»учению Моисея.Караимскоедвижениераспространилосьв Причерноморье-вХазарии (гдеиудаизм былв VIII–X вв.государственнойрелигией), апозже в Крыму.В Крыму и в Литвекараимы естьи сейчас. Междуними и правовернымиевреями-талмудиетамибыла длительнаязастарелаявражда. В Россиицарское правительствоподвергалоевреев множествуунизительныхстеснений, нона караимовони не распространялись.
Подавляющеебольшинствоеврейскогонаселенияоставалосьскованнымсинагогальнойобщинной организацией(кагал) и беспрекословноповиновалосьраввинам. Раввины, ставленникибогачей, выступалив качествебезапелляционныхсудей не тольков вопросахрелигии, но ив мирских делах.
ВVII–XII вв.евреи, жившиена землях Арабскогохалифата, нетолько усилилисьэкономически, но и приобщилиськ высокой культуре, процветавшейв этих странах.Главные очагиарабской культурыбыли в СевернойАфрике и в Испании.Там зародилосьи среди мусульмани среди евреевсвободомыслие, а вместе с нимпоявились ипопытки как-топриспособитьобветшавшеебиблейско-талмудическоевероучениек сложным условиямэкономическойжизни, к высокомууровню науки.Эти попыткишли в двухнаправлениях: рационалистическоми мистическом.
Самымвидным израционалистовсреди еврейскихбогослововбыл МоисейМаймонид (1135–1204), живший в Египте.В своих многочисленныхписаниях онстарался примиритьрелигию с современнойему наукой ифилософией.Он придерживалсяфилософииАристотеляи принималмногое из учениямусульманскихрационалистов– мутазилитов, пытался рациональноили аллегорическиистолковатьразные чудесаи неправдоподобныевымыслы, которымиполна Библия.Маймонид выдвинул13 основных положенийиудаистскойрелигии, стремясьосвободитьее от бесчисленныхмелочных предписаний; он сформулировалряд «научных»доказательствсуществованиябога. Правоверныераввины кососмотрели наэтого вольнодумца, и после егосмерти на могилеего было написано:«Моисей, сынМаймуна, проклятыйеретик».
Другиеиудаистскиебогословывидели инойвыход из создавшегосяпротиворечия– уход в чистуюмистику. Таквозниклокаббалистическоетечение, особенносильное в Испании; оно развилосьпод влияниеммусульманскогомистицизма, восходящегок учению неоплатоников.Каббала –по-еврейскизначит принятиеили традиция.Главное каббалистическоесочинение –Зогар (Сияние) –появилось вXIII в. Сущностьэтого и другихсочиненийкаббалистовзаключаласьв пантеистическомпредставлениио боге, как обесконечноми неопределенномсуществе, лишенномвсяких атрибутов.Приблизитьсяк познанию богачеловек можеттолько черезтаинственноезначение имен, букв, составляющихимена, и чисел, которые этимбуквам соответствуют.Каббалистызанималисьразличнымкомбинированием'чисел (якобытаинственныхэманации бога), магическихформул и пр.Они учили, чтов мире нет зла: зло – это тольковнешняя оболочкадобра, то естьбога. Это былсвоеобразныйспособ оправданиясоциальныхнесправедливостей.Каббалистыверили в переселениедуш: душа умершегогрешника возрождаетсяв каком-нибудьдругом теле, человека илиживотного, итак продолжаетсядо тех пор, покаон не очиститсяот грехов, послечего душа возноситсяв царство чистыхДухов. Каббалистыверили и в нечистыхдухов и изгонялиих из больныхразными шарлатанскимиприемами.
Эпохакапитализма.Хасидизм иГаскала
Вэпоху капитализмаи подъема буржуазнойкультуры Европысреди евреевпоявились новыеидейные течения, в которых опять-такиотобразилисьсоциальныепротиворечиявнутри еврейскогонаселения.Вновь ожилимистическиеи рационалистическиеидеи, в которыхнаходило своевыражениеглухое недовольствомасс узкофанатическойраввинистскойрелигиозностью.Мистицизмпринял формухасидизма.
Терминхасид (благочестивый)существовалу евреев и всредние века.Но оформленноехасидскоедвижение зародилосьлишь в серединеXVIII в. у евреевЮго-ЗападнойРоссии, гдеособенно тяжелыбыли бесправиеи нужда еврейскойбедноты. ОсновоположникхасидизмаИзраиль Бешт(о жизни которогомалоизвестно)проповедовал, что раввинистская«ученость»и соблюдениемногочисленныхритуальныхправил не нужны; что надо стремитьсяк непосредственномуобщению с богом, которое достигаетсяв молитвенномэкстазе. Но, согласно учениюхасидов, общенияс богом можетдостигнутьне всякий человек, а по преимуществулишь особыеправедники– цадики. Ивот в средехасидов возниклицелые наследственныединастии такихцадиков, «святыхлюдей», которыена деле былипросто шарлатанамии бесстыднообирали верующих, давая им взаменсвое «благословение».Между хасидамии раввинистами(миснагид)возникла резкаявражда, новпоследствииона мало-помалусгладилась, и сейчас отношениямежду хасидамии раввинистамимирные.
Рационалистическоедвижение средиевреев в новоевремя приняло– особенно вГермании –форму «просвещения»(Гаскала), посуществу порвавшегос религиознойтрадицией либостаравшегосясмягчить иослабить религиозноезаконодательство(Моисей Мендельсон,1729–1786, и его последователи).Движение Гаскалывпоследствиипереродилосьв чисто реакционныйбуржуазно-националистическийсионизм, с егопроповедьювосстановлениянациональногоеврейскогогосударствав Палестине(Теодор Герцлъ,Еврейскоегосударство.1896).
Раввинат
Однакоогромное большинствоевреев, особенноеврейскаябеднота, ремесленники, мелкие торговцы, часть рабочих, по-прежнемунаходилосьв духовномрабстве ураввинов-талмудистов.Дух Талмудапродолжалгосподствоватьв синагогальныхобщинах.
ВТалмуде разработаныдо мельчайшихдеталей предписанияи запреты, касающиесявсех сторонповседневнойжизни верующегоеврея. Насчитывается613 таких предписанийи запретов.Чтобы легчебыло разобратьсяв обширныхталмудическихправилах, ещев XVI в. в качествесвоего родасправочника-конспектаТалмуда былсоставлен сводрелигиозно-обрядовыхправил – Шулхан-Арух, призванныйслужить какбы настольнойкнигой религиозногоеврея. Ни однадругая религиямира не наполненадо такой степенимелочнымипредписаниями.В этом сказаласькрайняя архаичностьи как бы окостенелостьиудаизма. Ноочень многиеиз ритуальныхпредписанийнеприложимык условиямсовременнойжизни, отсюдавозникаетнеобходимостькак-то истолковыватьили попростуобходить этипредписания.Это и делалираввины. Раввинмог дать совет, равносильныйприказу, какпоступить влюбом случаежизни, как обойтизакон, делаявид, что исполняешьего. Раввинделал это завознаграждениеи обычно в интересахбогатой частиобщины. Раввиныруководилии духовнымсудом – бет-дин,и каждый верующийеврей обязанбыл в любомспоре обращатьсяименно в этотсуд, а не вгосударственный.
Однакораввин вовсене являетсядуховным лицом(в отличие отхристианскогоили буддистскогосвященника); он не занимаетникакой публичнойдолжности: онпросто частноелицо, но пользующеесяогромным авторитетом, как ученый, какзнаток писания.
Важнымсредствомудержания массверующих вповиновениибыла системаблаготворительности, практиковавшаясяв синагогальныхобщинах. Существовалибратства (хеврос)– обществавзаимопомощина разные случаижизни. Благотворительностьпривязывалабедняка к кагальнойорганизации.
Служаинтересамеврейскойбуржуазии, раввины в тоже время стоялина страже интересовгосподствующихклассов техстран, где жили.Правительствапользовалисьих услугами.В царской России, например, былаустановленаДолжность«казенногораввина», сособыми административнымиполномочиями.
Обрядыи запреты. Праздники
Всяжизнь верующегоеврея подчиненарелигиозно-обрядовымпредписаниями запретам. Оникасаются пищи, одежды, туалета, распорядкадня, молитв, соблюденияпраздников, указывают, чтокогда можнои что когданельзя делать.Уже на восьмойдень жизниноворожденныймальчик-еврейдолжен подвергнутьсядикарскойоперации обрезания.Каждый шагверующего евреядолжен сопровождатьсямолитвой.Многочисленныепищевые запретыи правила, окоторых ужеговорилось, сохранилисьдо наших дней; поэтому в городах, где есть еврейскоенаселение, обычно испециалисты-резники(шойхет), умеющиерезать животныхпо установленнымправилам, чтобыполучилоськошерное(дозволенноев пищу) мясо; такое мясопродают в специальныхмясных лавках; всякое иноемясо – треф,то есть нечистое.Особые правилакасаются одежды: мужская одеждадолжна бытьдлинной, сделаннойиз однороднойткани, иметькарманы нижепояса, головадолжна бытьвсегда, дажево время сна, покрыта; религиозныйеврей отпускаетбороду, а нависках – длинныепейсы; во времямолитвы надонадевать поверходежды особоеритуальноепокрывало –талес (талет)и т.д. Многочисленныпредписания, касающиесяомовений, особеннодля женщин; омовения должнысовершатьсяв специальномобрядовомбассейне микве(с непроточнойводой).
Соблюдениепраздникасубботы подчиненоособо строгимправилам: вэтот день нетолько нельзявыполнятькакую-либоработу, но нельзяприготовлятьпищу, зажигатьогонь, переноситьчто-либо в руках, прикасатьсяк деньгам и пр.
Изгодичных праздников, о происхождениикоторых ужеговорилось, доныне соблюдаютсяпасха (14 нисанапо староеврейскомукалендарю),шеббуот (впятидесятыйдень послепасхи, в древностипраздник жатвы),рош-гашана(новый год, осенью, в седьмойдень месяцатишри), иомкипур(день прощения, на десятый деньпосле новогогода), суккот(кущи, семидневныйосенний праздник, когда по ритуалутребуется житьв особых шалашах– кущах), пурим(весеннийпраздник впамять библейскойистории Эсфирии Мардохая) идр.
Воздействиерелигии нажизнь еврейскихобщин былоособенно глубокоблагодарясистеме религиозноговоспитанияи обучения.Мальчики спяти-шестилетнеговозраста обучалисьв синагогальныхшколах – ишибот, хедер. Содержаниеобучения былоисключительнорелигиозными чисто механическим: мальчиковзаставлялизазубриватьтексты из Библиии Талмуда. Учителями(меламед) былилюди, начитанныев религиознойлитературе, но не имевшиеникаких другихзнаний.
Еврейскаярелигия нетолько освящаети оправдываетклассовый гнет, но закрепляети неравенствополов. Женщинеиудаизм отводитподчиненноеположение всемье и в обществе.Талмуд налагаетна женщинумножествоунизительныхограничений; она не можетбыть свидетельницейв суде, не можетвыходить наулицу без покрывалаи пр. СогласноТалмуду, жена– послушнаяраба мужа. Каждыйверующий еврейежедневнопроизноситмолитву, в которойблагодаритбога за то, чтоон не создалего женщиной, а женщина должнав молитве благодаритьбога за то, чтоон создал еедля послушаниямужчине.
Модернизм.ГосударствоИзраиль
Вновейшее время– с начала XIX в. –стали делатьсяи сейчас делаютсяпопытки модернизироватьеврейскуюрелигию, смягчитьее очевидноенесоответствиесовременномусоциально-экономическомустрою и культуре.Многие «просвещенные»защитникирелигии толкуютиносказательнобиблейскиерассказы, объявляютненужнымиталмудическиепредписания.Богослужениев синагогахмодернизируется(проповедь наместном живомязыке, музыкаи пр.). С другойстороны, проповедуетсясоциальнаядемагогия, забота о бедняках.Между либеральнымии ортодоксальнымидеятелямииудаизма разгореласьборьба. Несмотряна все попыткиреформироватьиудаизм, всеболее широкиемассы еврейскогонаселения вовсех странахнеудержимоотходят отрелигии, порываютс синагогой.
Внаши дни вгосударствеИзраильбуржуазно-реакционноеправительствопытается возродитьортодоксальныйиудаизм. Онсчитаетсягосударственнойрелигией. Взаконодательстве, в суде господствуютбиблейско-талмудическиепринципы. Смешанныебраки, евреевс не евреями, считаютсянедействительными.Воспитаниеи обучение вшколах религиозное.Передовые слоинаселения, руководимыеКоммунистическойпартией Израиля, борются противэтой политики, добиваясьотделениярелигии отгосударстваи свободы совести.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :