На правах рукописиТрофимчук Наталья ВладимировнаАдминистративно - правовое обеспечение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации(по материалам ДВФО)12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное правоАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наукХабаровск – 2009Работа выполнена в ГОУВПО «Тихоокеанский государственный университет»Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Бойко Виктор Николаевич^ Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Попов Лев Леонидовичкандидат юридических наук Павлинов Александр АлександровичВедущая организация: Омская академия МВД РоссииЗащита состоится 03 ноября 2009 г. в 16.00. часов на заседании диссертационного совета К 212.294.01 при Тихоокеанском государственном университете по адресу: 680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, ауд. 315 л.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тихоокеанского государственного университета.Автореферат разослан 02 октября 2009 г.Ученый секретарь диссертационного совета А.В. Рябцев^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Из всех стратегически важных направлений развития современной России выработка эффективной миграционной политики, адекватной российским реалиям, а также комплексный подход к решению проблем нелегальной миграции являются, пожалуй, самыми актуальными и тесно связанными с демографическими, экономическими, политическими интересами страны. Изучение и решение проблем нелегальной миграции, правового обеспечения режима пребывания иностранных граждан в России приобретают особую значимость с точки зрения защиты национально-государственных интересов страны. На сегодняшний день нелегальная миграция по своим последствиям столь же общественно опасна, как и преступления, имеющие такой же, по своей сути, транснациональный характер - международный терроризм, торговля наркотиками, оружием. Имеет она и свои негативные социально-политические последствия: усиление угрозы терроризма, рост межэтнической конфликтности и политического экстремизма и т.п. Сейчас к числу наиболее уязвимых территорий, в этом отношении, относятся восточные регионы России – Сибирь и Дальний Восток – территории, которые в стратегической перспективе являются резервом развития экономики государства. Эти регионы, имеющие благоприятное геополитическое положение, большие запасы полезных ископаемых, сельскохозяйственного сырья, на фоне все возрастающей убыли коренного населения в наибольшей степени подвержены деструктивным последствиям нелегальной миграции. Положение усугубляется и тем, что в России не работает на должном правовом уровне система контроля миграционных передвижений, что обусловлено не только ее территориальной протяженностью, но и несовершенством миграционного законодательства в целом. Кроме того, в постсоветском пространстве современная Россия превратилась практически в единственную принимающую сторону, и многие из принятых ею миграционных потоков имеют нелегальную либо экстремальную природу (из зон экологических катастроф, вооруженных конфликтов, межэтнической напряженности). Все эти явления происходят на фоне ухудшающейся демографической ситуации по всей России. По расчетам специалистов, в стране в ближайшие годы значительно вырастет потребность в трудовых ресурсах, которая не сможет быть восполнена за счет коренного населения, особенно в низкооплачиваемых сферах трудовой деятельности1. Выходом из сложившегося демографического кризиса и прогнозируемой в связи с этим экономической нестабильности может стать привлечение в Россию иностранной рабочей силы, но пока мы не имеем действенной системы государственного регулирования миграционных процессов, позволяющей использовать преимущества трудовых мигрантов. Между тем при разумной и взвешенной миграционной политике мигранты могут сыграть решающую роль в подъеме экономики России, преодолении наших демографических проблем2. Вместе с тем очевидно и то, что иммиграция населения всегда таит в себе угрозу национальной безопасности принимающей стороны, поэтому внешняя миграция, и, прежде всего иммиграция, должна регулироваться с точки зрения ее законности и управляемости. Основы правового регулирования миграционными процессами в России формируются до сих пор. В 2002 г., с принятием Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, начался этап развития миграционных отношений в качественно новом правовом русле. Вместе с тем общегосударственная миграционная политика в Российской Федерации нуждается в существенной корректировке стратегической направленности, сочетающей интересы государства с соблюдением прав и свобод человека. Этими и другими проблемами разработки адекватной миграционной политики, укрепления правовой составляющей режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации обусловлена необходимость дальнейшего совершенствования миграционного законодательства. В условиях кризисного развития общества и государства, сложной демографической и миграционной ситуации в стране сохраняется потребность в научном осмыслении новых решений осуществления управляющего воздействия государства на отношения, связанные с пребыванием иностранных граждан в России. ^ Степень разработанности темы. Современные демографические и миграционные процессы на Дальнем Востоке России, их влияние на социально-экономический потенциал региона нашли отражение в серии статей и монографий дальневосточных ученых и исследователей: К.Л. Мотрич, Е.И. Деваева, А.Н. Чистякова, А.М. Чикишева, Ю.А. Ермакова, М.В. Александровой. Вопросы использования иностранной рабочей силы в освоении Сибири и Дальнего Востока затронуты в статьях Л.Н. Луценко, Н.А. Долгих, А.В. Островского, М.А. Алексеева, Н.М. Байкова, И.П. Цапенко. Проблемам влияния международной миграции на развитие национальной экономики страны посвящены исследования С.Е. Метелева. В частности, в его монографиях «Перспективы социально-экономического развития страны и смена модели ее участия в международных процессах трудовой миграции», «Международная трудовая миграция и ее роль в современном мире» рассмотрены особенности и проблемы использования иностранной рабочей силы в российской экономике в современных условиях, предложены меры по повышению эффективности миграционной политики. В.В. Карлусов и А.П. Кудин в работе «Китайское присутствие на российском Дальнем Востоке: историко-экономический анализ», используя отдельные материалы Я.М. Бергера и В.Л. Ларина, исследуют проблемы китайского присутствия на российском Дальнем Востоке. Проблемные вопросы правового обеспечения иммиграционных процессов Дальневосточного региона России рассмотрены в работах Н.Н. Сощенко, А.Н. Новикова, А.А. Павлинова. Отдельные вопросы административно-правового регулирования миграции нашли отражение в научных работах и публикациях Е.В. Галуза, С.М. Едина, В.Е. Степенко, П.Б. Музыченко, С.А. Прудниковой, Т.М. Регент, Н.Н. Тоцкого. Проблемы миграции затронуты также в работах В.И. Портякова, В.И. Трубина, В.Г. Гельбраса. При рассмотрении теоретических основ правового регулирования режима пребывания иностранных граждан за основу принимались позиции известных деятелей юридической науки, занимавшихся вопросами государственного управления, таких как А.П. Коренев, С.С. Алексеев, А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, М.Ю. Козлов, Л.Л. Попов, И.И. Веремеенко, Ю.Н. Старилов, А.П. Лончаков, В.М. Манохин и других видных теоретиков права.^ Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования определяется его актуальностью и состоит в выявлении недостатков нормативно-правовой регламентации пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и выработке предложений по совершенствованию организации государственного управления в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации на основе научно аргументированных выводов, сделанных автором в работе.Исходя из целей исследования диссертантом определены следующие задачи: охарактеризовать правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения, возникающие между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности; провести системный анализ миграционного законодательства Российской Федерации, внести предложения по его совершенствованию; исследовать деятельность органов исполнительной власти, реализующих свои управленческие функции в области регулирования миграции; провести классификацию мер административно-правового принуждения, применяемых в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации; на основании результатов исследования разработать рекомендации по совершенствованию управляющего воздействия государства на отношения, связанные с обеспечением режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. ^ Объект исследования. Объектом настоящего диссертационного исследования выступают общественные отношения властно-организационного характера, возникающие в ходе осуществления управляющего воздействия государства на иммиграционные процессы, а именно отношения, возникающие между органами исполнительной власти и иностранными гражданами в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.^ Предмет исследования. Предмет исследования составили теоретические и практические аспекты управляющего воздействия государства, органов исполнительной власти на отношения, возникающие между указанными субъектами административных правоотношений и иностранными гражданами в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.^ Методология исследования. Решение поставленных диссертантом задач опосредовано использованием научно-правовых методов исследования: структурно-системного анализа, формально-юридического, историко-правового, теоретико-правового и сравнительно-правового. Широко применялись и другие общенаучные методы: социологический, статистический, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования. Эмпирическую основу диссертационного исследования составили система философских знаний, формулирующих общие требования к научным теориям, к определению сущности исследуемых явлений; достижения юридической науки в области исследуемой группы общественных отношений, механизма управления, механизма правового регулирования, административной ответственности, анализа причин и условий, способствующих совершению административных деликтов; аналитические материалы, отражающие результаты правоприменительной деятельности Управления федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю.^ Научная новизна и практическая значимость исследования. Специфика развития миграционного законодательства России, а также строящихся отношений в области правового регулирования пребывания иностранных граждан в Российской Федерации свидетельствует о необходимости научного осмысления этих процессов и поиска практически значимых решений проблем эффективной организации государственного управления в данной сфере общественных отношений. По мнению автора, научная новизна представленного диссертационного исследования состоит в комплексном подходе к проблемам правового обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Указанный подход заключается в детальном анализе миграционного законодательства, регулирующего, главным образом, отношения, возникающие между уполномоченными государственными органами в сфере миграции и иностранными гражданами в связи с их въездом на территорию Российской Федерации, пребыванием в Российской Федерации и их последующим выездом из Российской Федерации. Представленный анализ дает возможность выявить проблемы, возникающие в процессе правоприменительной деятельности указанных субъектов государственной власти, найти возможные пути их решения, а также систематизирует в целом законодательство, регулирующее миграционные отношения. Новизна исследования проявляется также в том, что автором сформулированы такие понятия, как административно-правовой статус иностранных граждан и режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, что может привнести в имеющиеся сегодня правила пребывания иностранных граждан в России юридически оформленную целостность и правовую завершенность. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что на основе анализа объекта исследования автором выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Представленные выводы и предложения могут быть использованы в правоприменительной деятельности субъектов исполнительной власти, уполномоченных обеспечивать соблюдение режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.^ Основные положения, выносимые на защиту. Осмысление теоретических вопросов и складывающейся правоприменительной практики организации государственного управления в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации позволяет автору представить ряд выводов и предложений, направленных на совершенствование государственной организации миграционных отношений. Конкретизируя, можно выделить следующие положения, выносимые на защиту: 1. В диссертации формулируется ряд предложений по повышению эффективности взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти и управления, негосударственных структур и общественных объединений; созданию условий для открытого диалога между органами власти и управления и представителями негосударственных структур, общественных организаций по проблемным вопросам в сфере миграции. Например, предлагается образовать государственный координационный орган по миграционной политике с участием неправительственных организаций, представителей МВД России и ФМС России, Аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, ученых, экспертов. 2. Проведенное исследование позволило выявить необходимость совершенствования процессов планирования, прогнозирования и моделирования миграционных потоков и их направлений. Для этого предлагается включить в общий механизм организации государственного управления миграцией населения в России создание информационных центров для мигрантов. В работе представлена система функционирования информационных центров для мигрантов. 3. Анализ миграционного законодательства показал, что разрозненная масса законов и подзаконных нормативно-правовых актов не способствует упорядочению и обеспечению должного правового регулирования миграционных отношений. Необходимо систематизировать законодательство в сфере миграции, определить его цели и задачи, порядок реализации. В диссертационном исследовании представлена классификация правил поведения, определяющих режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, как попытка определения одного из возможных направлений в создании внутренне согласованного, структурно систематизированного миграционного законодательства России. 4. В диссертации проводится комплексное исследование содержания режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, а также влияние на его формирование административно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации и общего правового статуса человека и гражданина в целом. Определяется понятие административно-правового статуса иностранных граждан. и в ииивапрфцукныугшдфкрншдфцугакрнратааааааааааааааааииит6серн76неннрргоьоб б бюбюим Ии и На защиту выносится положение о целесообразности использования в миграционном законодательстве Российской Федерации представленного автором понятия режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. 5. Приведение миграционного законодательства в соответствие с принципами и нормами международного права, конституционными нормами, а также устранение имеющихся пробелов и противоречий требует доработки отдельных положений Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в частности предлагается: - исключить возможность аннулирования уже выданного разрешения на временное проживание в связи с отсутствием соответствующих квот и внести изменения в п. 1.1 ст. 7 следующего содержания: «разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, если квоты, установленные в соответствии с федеральным законом, исчерпаны или уменьшены Правительством Российской Федерации»; - в целях оперативного решения вопроса о предоставлении добросовестным работодателям разрешений на привлечение и использование в Российской Федерации иностранных работников делегировать функции по их оформлению территориальным органам ФМС России; - конкретизировать статус организаций или физических лиц, использующих труд иностранных граждан на территории Российской Федерации (статус «работодателя»), в соответствии с целями и задачами миграционного законодательства;- определить сущность и основания применения такой меры пресечения, как сокращение срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации; - в целях своевременного выявления иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию, страдающих наркоманией, инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих, предлагается создание системы медицинского освидетельствования в режиме экспресс-метода;- для решения проблемы финансирования выдворения (депортации) иностранных граждан из Российской Федерации ввести обязанность для каждого въезжающего иностранного гражданина открыть лицевой счет на свое имя на необходимую для выезда сумму. ^ Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты исследования были апробированы в течение нескольких последних лет. Его основные положения изложены в 13 публикациях. Отдельные аспекты исследования легли в основу выступлений автора: на международной научно-практической конференции по теме «Развитие взаимодействий в правовом и экономическом пространстве стран АТР: формальные и неформальные аспекты» (Хабаровск, 2003); на международном семинаре, организованном Советом Европы в рамках программы «Полиция и права человека - 2000» в сотрудничестве с Министерством Внутренних дел Российской Федерации, по теме «Деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод мигрантов и коренных малочисленных народностей» (Хабаровск, 2004); на международной межвузовской научно-практической конференции «Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе» (Хабаровск, 2004); в ходе работы круглого стола по теме «Развитие населенческого потенциала Востока России», проводившегося в рамках Первого Дальневосточного экономического конгресса (Хабаровск, 2005); на международной научной конференции «Административное право и права человека», организованной Евразийской Академией административных наук (Москва, 2006).^ Структурное построение исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, последовательно раскрывающих теоретические положения научного исследования, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении обоснованы выбор темы и ее актуальность. Сформулированы цели и задачи, исходя из которых определены методологические принципы, объект и предмет диссертационного исследования. Автор анализирует состояние научной разработанности проблемы и имеющуюся нормативно-правовую базу. Обозначены научная новизна раскрываемой темы, практическая и теоретическая значимость работы, а также основные положения, выносимые на защиту.^ Первая глава «Правовой режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации» структурно состоит из трех параграфов и посвящена исследованию содержания правового режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, анализу вопросов государственного регулирования процессов миграции, а также изучению причин и условий, детерминирующих административную деликтность в области миграционных отношений.^ В первом параграфе анализируется административно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации, а также влияние на его формирование общего правового статуса человека и гражданина. Автором высказывается мнение о том, что общий правовой статус личности является главной предпосылкой формирования административно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации. Комплексное изучение всего объема прав и свобод, предоставляемых Российской Федерацией иностранным гражданам, определило соотношение административно-правового статуса и общего правового статуса иностранных граждан как части и целого, в котором административно-правовой статус представляет собой комплекс прав и обязанностей иностранного гражданина в административно-правовых отношениях при его взаимодействии с субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами. Общий правовой статус иностранных граждан, в свою очередь, включает всю совокупность признанных и закрепленных государством прав (личные, политические, социально-экономические, культурные) и обязанностей в любой сфере общественных отношений, в которой участвуют иностранные граждане в стране пребывания. Диссертант отмечает, что содержание административно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации представлено не только правами и обязанностями, но и гарантиями их соблюдения и реализации, механизмом охраны и защиты со стороны уполномоченных органов государственной власти и управления. В рассматриваемом параграфе обосновывается точка зрения автора относительно основополагающего значения общего правового статуса личности при формировании содержания и определения порядка реализации правил пребывания иностранных граждан в России.^ Второй параграф посвящен проблемам государственно-управленческой деятельности органов исполнительной власти в сфере миграции. В этом ключе анализируются вопросы государственного регулирования миграционных отношений в целом и вопросы государственного регулирования режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации в частности. Разделяя точку зрения Д.Н. Бахраха, А.П. Алехина, Л.Л.Попова, Г.В. Атаманчук, Ю.М. Козлова, диссертант рассматривает сущность государственного регулирования миграционных отношений как процесс установления общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в сфере миграции в целях обеспечения государственных интересов, прав и свобод граждан, общественного порядка и безопасности1. В работе проводится анализ содержания обозначенного направления организационно-правового воздействия государства на миграционные отношения, способов и форм его реализации. Автор рассматривает основные элементы, составляющие содержание государственного регулирования отношений в области миграции, такие как: нормативное установление общих требований в сфере правового обеспечения режима пребывания иностранных граждан, правовое регулирование развития миграционной политики, контроль выполнения установленных законом требований и положений, координационное управление взаимодействующих государственных органов и другие. Среди способов управления, посредством которых осуществляется реализация управляющего воздействия государства на процессы миграции, диссертант выделяет и исследует: определение правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, порядка въезда в страну, миграционного учета и выезда иностранных гражданин из Российской Федерации, транзитного проезда через территорию страны; установление конкретных процедур управления миграционными процессами; установление механизма контроля выполнения требований, определяющих порядок пребывания, въезд-выезда иностранных граждан, миграционного учета, транзитного проезда через территорию Российской Федерации; обозначение задач и этапов осуществления управленческой деятельности в сфере миграции и другие. В качестве основных форм реализации государственного регулирования миграционных отношений анализируются законодательные и иные нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации. В ходе исследования диссертант предпринял попытку сформулировать понятие режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Под таковым предлагается понимать установленный законодательством Российской Федерации комплекс обязательных правил поведения, определяющих порядок въезда, пребывания (временного или постоянного) иностранных граждан в Российской Федерации, миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства; передвижения, выбора места жительства, выезда иностранных граждан из Российской Федерации, транзитного проезда через ее территорию. В работе представлен также авторский взгляд на классификацию правил поведения иностранных граждан в Российской Федерации, определяющих режим их пребывания в России. Исходя из содержания административно-правовых норм, составляющих рассматриваемые правила поведения, диссертант выделяет: 1) правила, определяющие порядок оформления приглашения в Российскую Федерацию; 2) правила, определяющие порядок получения визы; 3) правила, определяющие порядок въезда в страну; 4) правила, определяющие порядок осуществления миграционного учета; 5) правила, определяющие порядок временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан в Российской Федерации; 6) правила, определяющие порядок выезда иностранных граждан из Российской Федерации, включая принудительный выезд - административное выдворение, депортацию; 7) правила транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации.В представленном исследовании диссертантом обозначены актуальные проблемы государственной управленческой деятельности органов исполнительной власти, возникающие в процессе обеспечения правил въезда-выезда и пребывания иностранных граждан в России (например, отсутствие системного подхода при формировании миграционного законодательства; наличие противоречий в миграционном законодательстве относительно толкования понятия работодатель или заказчик работ, услуг и др.) и предложены возможные пути их преодоления (классификация правил поведения, определяющих режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, конкретизация статуса организаций или физических лиц, использующих труд иностранных граждан и др.). В диссертации обосновывается необходимость выработки новой Концепции государственного регулирования миграционных процессов с учетом сложившейся демографической ситуации в стране и возможностей экономического развития России и ее регионов, как системы основных целей, задач, принципов и приоритетов деятельности государственных структур разного уровня в сфере регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Для последовательной реализации положений Концепции необходимо принятие Федеральной миграционной программы России на 2009-2011 гг. Особенности развития демографической и миграционной ситуации в Российской Федерации, особенно на территориях граничащих с КНР, обуславливают также необходимость дополнительного внимания к Дальневосточному региону. Миграционная политика на российско-китайской границе должна быть подчинена, в первую очередь, вопросам безопасности и целостности геополитического пространства России; поиску путей взаимовыгодного партнерства между государствами, включая миграционный обмен населением; внешнеполитическим интересам России в Азиатско-тихоокеанском регионе.^ В третьем параграфе автор проводит комплексное исследование детерминации совершения иностранными гражданами административных правонарушений в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, основываясь на исследованиях Г.А. Свечникова, В.Н. Кудрявцева, А.И. Долговой, В.А. Номоконова, М.И. Никулина, А.Н. Дерюги и других ученых. Отталкиваясь от уже имеющихся положений и выводов, полученных в результате исследования института установления и устранения причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, автор в качестве причин административной деликтности в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации выделяет совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, способствуют нарушению установленного законом режима пребывания иностранных граждан в России1. Диссертант выделяет следующие группы причин, определяющих устойчивое развитие и сохранение административной деликтности в сфере миграции: социально-демографические (изменение численности и структуры населения – демографический кризис в стране, как последствие политических, социально-экономических, демографических изменений, происходящих в России, усиление напряженности социальных отношений, криминализация общества и др.); экономические (факторы, связанные с изменением численности и структуры трудовых ресурсов, образовательного и профессионального квалификационного состава, с уровнем демографической нагрузки на трудоспособное население, состояние рынка труда и эффективности использования трудовых ресурсов, экономической политикой государства в целом и т. д.); социально-психологические (проявляются на уровне общества в целом, на уровне социальных групп, отдельной личности, в частности: низкий уровень культуры поведения, правовая неграмотность, особенности менталитета прибывающих в Россию иностранных граждан, и др.); организационно-правовые (причины, обусловленные уровнем нормативно-правового обеспечения регулируемых отношений на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации, органов местного самоуправления; профессиональной подготовленностью представителей власти, государственных служащих, должностных лиц и т. д.). Результаты проведенного исследования, а также анализ миграционного законодательства и правоприменительной деятельности уполномоченных государственных органов в целом, позволили автору сделать вывод о том, что формирование и развитие детерминант административных правонарушений в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации обусловлено взаимодействием целого ряда факторов социального, экономического, организационно-правового характера и др. Их проявление наблюдается на различных уровнях: международном, внутригосударственном, на уровне социальной группы и отдельной личности. Полученные знания позволили автору спрогнозировать развитие миграционных процессов в России и внести предложения по предупреждению и сокращению административных правонарушений в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. В частности, по мнению диссертанта, в борьбе с правонарушениями в исследуемой области отношений, основополагающее значение должно придаваться профилактике противоправного поведения иностранных граждан (выявление и принятие мер к устранению причин и условий административных деликтов; создание информационных центров для мигрантов, предоставляющих информацию о миграционном законодательстве Российской Федерации, правовом статусе иностранного гражданина в России и другую информацию).^ Вторая глава «Деятельность органов исполнительной власти по обеспечению режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации» посвящена исследованию проблем управленческой деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование миграционными процессами в России, а также анализу имеющихся в распоряжении правоохранительных органов мер административно-правового принуждения и структурно состоит из трех параграфов.^ В первом параграфе рассматриваются проблемы управленческой деятельности Министерства внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы РФ как органов, осуществляющих государственное регулирование миграционными процессами в России. Диссертант выделяет четыре основных направления деятельности, отнесенных к компетенции ФМС России в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации: организация въезда и пребывания иностранных граждан в Российской Федерации; организация процесса принятия, изменения гражданства Российской Федерации; организация трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации; обеспечение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Некоторые из представленных направлений деятельности ФМС России в области осуществления контроля и надзора в сфере миграции подробно рассматриваются в диссертационном исследовании, в частности в ходе анализа практической деятельност