На правах рукописиЛИХОТНИКОВА ЛЮБОВЬ АНАТОЛЬЕВНААГРОЛИЗИНГ КАК МЕТОД ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредитАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наукВолгоград – 2007 Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия».Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент Попова Лариса Витальевна.Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Козенко Юрий Алексеевич;кандидат экономических наук, доцент Петрищева Татьяна Сергеевна.Ведущая организация: ООО «Волгоградагролизинг»Защита диссертации состоится 18 января 2008 г. в 14 час. на заседании диссертационного совета Д 212.029.04 при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, г. Волгоград, просп. Университетский, 100, ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», аудитория 2-05 «В».С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».Автореферат диссертации размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» - http://www.volsu.ruАвтореферат разослан 18 декабря 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор экономических наук М.В. Гончарова ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Одним из основных современных методов финансовой поддержки инвестиционных процессов является лизинг. Лизинговый механизм помогает устранить главную причину, сдерживающую преодоление последствий кризисной ситуации в аграрном секторе экономики России на современном этапе - низкую оснащенность сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимыми средствами производства, прежде всего техникой, и отсутствие условий для применения прогрессивных технологий производства сельскохозяйственной продукции. По этой причине до 60 процентов сельхозпредприятий не могут вести полноценную хозяйственную деятельность. Основная проблема большинства сельхозтоваропроизводителей заключается в недостатке финансовых ресурсов, поэтому они не способны самостоятельно создать крупные накопления и осуществлять воспроизводство на расширенной основе, используя современные технологии и высокопродуктивные биологические объекты. В сложившейся ситуации лизинг является наиболее приемлемым методом финансирования сельхозтоваропроизводителей и дает возможность приобрести не только сельхозтехнику, но и другие элементы материально-производственной базы. Учитывая финансовое положение, в котором находится сейчас сельское хозяйство, необходим лизинг, в реализации которого участвует государство. Прямое государственное участие в агролизинге и его координацию предпочтительнее осуществлять посредством государственно-частного партнерства, поскольку устойчивое развитие отрасли зависит от рационального и эффективного взаимодействия государства и бизнеса. При этом особую актуальность приобретают вопросы консолидации капитала лизинговых компаний, заводов-изготовителей и сельхозтоваропроизводителей. Они требуют как теоретического исследования финансовых интересов участников при формировании альянса, так и практического моделирования отношений взаимодействия между ними.^ Степень изученности проблемы: Сущность и природа лизинга исследованы в трудах зарубежных ученых П. Балтуса, Д.У. Блэкуэлла, Ю. Бригхема, Л. Гапенски, Р. Гранта, Б. Майджера, Р.Л. Петерсона, Р. Питера, Д. Портера. Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемами лизинга, включая финансовые, следует выделить П.А. Алтухова, В.Д. Газмана, В.А. Горемыкина, В.А. Гуккаева, В.В. Ковалева, А.Г. Куликова, М.И. Лещенко, Д. Лилецкого, Ю.В. Нестерова, Л.В. Прилуцкого, Е.А. Федулову, Е.Н. Чекмареву, В.А. Шабашева. Проблемы развития лизинговых отношений в агропромышленном комплексе рассматриваются в работах В.П. Алферова, А.И. Беляева, И.Т. Балабанова, Г.Л. Земляковой, Ю.А. Козенко, Т.А. Красевой, В.Я. Лимарева, В.М. Мазлоева, А.И. Семина, А.Н. Попова, М.Н. Пашина, А.В. Толмачева, С.Г. Удельнова. Признавая несомненный вклад этих ученых в разработку теории и практических решений развития лизинга, следует отметить нерешенность вопросов, связанных с организацией финансирования агролизинга; несовпадением финансовых интересов участников лизинговых взаимоотношений; государственного регулирования лизинговой деятельности в АПК, привлечения частных капиталов при государственной поддержке; повышения эффективности механизма агролизинга как финансового инструмента в воспроизводственном процессе.Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ финансового механизма агролизинга, реализация потенциальных финансовых преимуществ, повышающих его воспроизводственный потенциал в сельском хозяйстве. Реализация цели предполагает решение следующих задач: раскрыть с научных позиций экономическое содержание и комплексный характер лизинга как адекватной формы финансирования воспроизводственного процесса в аграрном секторе экономики; обобщить организационно-правовые основы лизинговых отношений в сельском хозяйстве и показать направления их развития; обосновать приоритетность государства как субъекта агролизинга и определить возможность и необходимость государственно-частного партнерства при использовании лизинговых и концессионных механизмов; разработать комбинированные формы контрактных отношений на основе интеграции агролизинга и франчайзинга с целью привлечения дополнительных источников финансовых ресурсов для поэтапного обновления производственных процессов в сельском хозяйстве; раскрыть преимущества компенсационных схем лизинга в условиях низкой платежеспособности конечных лизингополучателей; предложить пути минимизации затрат на заключение договоров лизинга; определить элементы лизингового механизма, соответствующие финансовым возможностям и кредитоспособности сельхозтоваропроизводителей.^ Объект исследования – формы финансовой поддержки агропродовольственного комплекса.Предметом исследования является финансовый механизм агролизинга и его элементы.^ Теоретической и методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам лизинга, законодательные и нормативные документы органов государственной власти и управления по использованию лизинга как метода финансирования аграрного сектора. В процессе исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы: статистико-экономический, финансовый анализ, графическое моделирование.^ Информационно-эмпирической базой стали статистические данные Федеральной службы государственной статистики РОССТАТ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, аналитические статьи отечественных и зарубежных ученых, опубликованные в печати, информация Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, ОАО «АК Агропромснаб» и ООО «Волгоградагролизинг», данные финансовой отчетности отдельных сельскохозяйственных предприятий Волгоградской области, материалы периодической печати, научно-практических конференций, семинаров, информационной сети Интернет.^ Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту: - Лизинг содержит в себе одновременно свойства кредита, финансово-инвестиционной и арендной деятельности, которые неразрывно связаны друг с другом и образуют новую форму бизнеса. Эффект, полученный от лизинга в одном звене воспроизводственного процесса, проявляется и на других его стадиях, что, в конечном счете, приводит к повышению эффективности всей производственной системы. Системный подход дает возможность определить лизинг как совокупность долгосрочных финансово-кредитных, арендных и инвестиционных отношений, возникающих между прямыми и косвенными их участниками в условиях, когда у одних появляется необходимость приобрести, а у других возможность предоставить услуги кредитно-финансового, инвестиционного и имущественного характера, обеспечивающие формирование и обновление технико-технологического потенциала предприятия. - Агролизинг рассматривается как специфический вид долгосрочного финансирования, особенностью которого являются объекты, передаваемые в лизинг: наряду с техническими средствами в лизинг передаются и биологические объекты, ценность которых зависит от своевременности их приобретения; в условиях низкой платежеспособности лизингополучателей в аграрной сфере, отсутствия ликвидных активов лизинговые платежи на региональном уровне могут носить компенсационный характер продукцией, произведенной с помощью средств производства, полученных в лизинг; ритмичность лизинговых платежей должна определяться продолжительностью цикла производства готовой продукции и его сезонностью. - Необходимость государственной финансовой поддержки лизинга в системе АПК обусловлена особым статусом сельскохозяйственного производства как отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность России. Медленное и неэффективное развитие рынка сельскохозяйственных кредитов, низкая самоокупаемость сельскохозяйственных предприятий, зависимость от природных условий усиливает необходимость государственной поддержки. Государственный характер лизинга, с одной стороны, противоречит развитию свободных рыночных отношений, но с другой - служит катализатором процесса технического перевооружения отрасли. - Государственное участие в лизинговом процессе предпочтительнее осуществлять посредством государственно-частного партнерства, т.е. привлечения частных инвестиций в реализацию социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение. Административное распределение лизинговых ресурсов между регионами и внутри них нецелесообразно. Запуск механизма государственно-частного партнерства в агролизинге возможен благодаря масштабности государственного финансирования АПК в сочетании с развитием конкурентной среды, финансовой и интеллектуальной базы и гибкости бизнес-процессов лизинговых компаний. - Агролизинг не требует больших единовременных затрат, позволяет агроформированиям выдерживать поэтапность выбора объектов: 1) обеспечить высокий биологический потенциал (приобретение элитных семян и высокопродуктивных животных), 2) получить в пользование современные дорогостоящие технику, животноводческое оборудование, 3) модернизировать технологию, участвовать в инновационном процессе. Долгосрочный характер лизинговых отношений, надежность которых усиливается наличием государственных гарантий, расширяет круг участников и возможности интеграции агролизинга с долгосрочными контрактными отношениями, в частности, с франчайзингом, обеспечивающим лизингополучателя не только новой техникой или технологией, но и сервисными, страховыми, консалтинговыми, посредническими услугами. - При реализации лизинговых отношений возникают трансакционные издержки коллективного действия (издержки мониторинга и издержки на предупреждение оппортунистического поведения партнеров), снизить которые позволяет стратегический альянс между фирмами, производящими средства производства, приобретающими и использующими их на условиях лизинга. - Существенным условием развития механизма агролизинга является проведение лизинговых платежей сельскохозяйственной продукцией. Компенсационная форма взаиморасчетов решает проблему со сбытом сельскохозяйственной продукции по ценам, позволяющим вести простое воспроизводство. В интересах лизингополучателя предлагается изменить периодичность погашения лизинговых платежей с поквартальной на полугодовую, а затем на годовую, соответствующую сельскохозяйственному циклу.^ Научная новизна положений, представленных к защите: - в регулировании агролизинга установлено отсутствие необходимой автономности, учитывающей специфику сельского хозяйства, и предложены направления развития аграрно-кредитных правоотношений; - определены особые черты агролизинга как метода финансирования сельскохозяйственных предприятий, состоящие в специфичности объектов (не только технических, но и биологических), финансовых источников, периодичности и форме платежей; - обоснована необходимость приоритетного участия государства как субъекта лизинговых отношений (государственный протекционизм), что стимулирует государственно-частное партнерство в агролизинге в форме государственных гарантий коммерческим лизинговым компаниям; - определены преимущества интеграции агролизинга с франчайзингом, позволяющие поэтапно решить инновационные проблемы в сельском хозяйстве; - предложены пути минимизации трансакционных издержек коллективного действия по поводу становления и реализации лизинговых отношений на основе формирования межфирменного стратегического альянса; - разработана более рациональная для агроформирований схема лизинга, основанная на компенсационных платежах собственной продукцией и гибком графике платежей, наиболее приемлемых в условиях низкой платежеспособности сельхозтоваропроизводителей.^ Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы определяется разработкой элементов системы агролизинга, которые дополняют предшествующие исследования раскрытием специфики объекта, компенсационных схем, графика платежей, форм консолидации капитала в лизинговых стратегических альянсах. Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных предложений по развитию лизинговых отношений для сельхозтоваропроизводителей и интеграции агролизинга с франчайзингом для поэтапного выхода сельского товаропроизводителя из кризиса и создания устойчивой финансовой и материальной базы аграрной сферы. Отдельные положения диссертации могут быть использованы в преподавании курса «Финансы» «Деньги, кредит, банки» и чтении спецкурсов финансовой направленности.^ Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены на международных и всероссийских научно-практических конференциях в г.г. Астрахани, Волгограде, Костроме. Отдельные практические рекомендации (формы и сроки лизинговых платежей) внедрены в сельскохозяйственные предприятия Волгоградской области (ООО «Агрофирма «Агро-Даниловка», ООО «Випойл-Агро»).Публикации. По материалам диссертации опубликовано 7 научных работ (объем авторского вклада 1,62 п.л.).^ Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (7 параграфов), заключения, библиографического списка и 7 приложений. Объем диссертации составляет 170 страниц.^ Во введении обосновывается выбор темы, постановка цели и задач, теоретическая и практическая значимость исследования, его предмет и объект, определяются теоретические и методологические основы, формулируются положения, выносимые на защиту и научная новизна работы.^ В первой главе – «Теоретическая основа формирования лизинговых отношений в АПК» – раскрывается экономическая сущность лизинга и особенности развития лизинговых отношений в АПК. Лизинг рассматривается как многофакторный процесс, включающий инвестиционные, кредитно-финансовые и арендные отношения. Особое внимание уделено развитию правоотношений в регулировании агролизинга как отраслевой формы лизинговых отношений, требующей необходимой оптимальной автономности, учитывающей специфику сельского хозяйства.^ Во второй главе – «Трансформация финансового механизма агролизинга на основе совершенствования его элементов» – анализируется современное состояние лизинговых отношений в АПК Волгоградской области и факторы, сдерживающие его развитие. Показаны необходимость и преимущества государственно-частного партнерства при финансировании крупных капиталовложений на создание современных объектов конкурентоспособного агробизнеса, которое предусматриваются за счет средств частных лизинговых компаний.^ В третьей главе – «Перспективы развития агролизинга как метода финансирования инвестиционного процесса в АПК» – предложена интеграция агролизинга с франчайзингом, позволяющая поэтапно решить инновационные проблемы в сельском хозяйстве; использована модель стратегического межфирменного альянса, превращающая трансакционные издержки коллективного действия по поводу становления и реализации лизинговых отношений во внутриорганизационные. Определены возможности использования компенсационных схем расчетов, максимально отвечающих потребностям сельхозтоваропроизводителей и по графику, учитывающему сезонность сельскохозяйственного производства.В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и предложения научного и практического характера.^ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИАгролизинг как специфическая отраслевая форма лизинговых отношений. В исследовании экономической сущности лизинга большинство специалистов сходится в том, что при лизинге происходит разделение функций собственности, т.е. происходит отделение капитала-функции от капитала-собственности, с правовой точки зрения - отделение права пользования имуществом от права владения им. Лизинг можно рассматривать и как своеобразный способ долгосрочного финансирования инвестиционной деятельности. Ряд экономистов отождествляют лизинг с формой долгосрочной аренды, которая сводится к подрядным отношениям или интерпретируют лизинг как действие за чужой счет, т.е. управление чужим имуществом по поручению доверителя. Воздействие лизинга на хозяйственную деятельность носит комплексный характер. Он влияет на средства производства, на труд человека и на характер использования этих элементов в воспроизводственном процессе и востребован при внедрении в производство достижений науки, техники и новых технологий. Особенность воздействия лизинга на производство заключается в его мультипликационных свойствах. Эффект, полученный от лизинга в одном звене воспроизводственного процесса, проявляется и на других его стадиях, что в конечном результате приводит к повышению эффективности всей производственной системы. Экономическое содержание лизинга включает инвестиционные, кредитно-финансовые и арендные отношения, которые, будучи его составными элементами, в своей совокупности придают лизингу целостность как системе. Используя системный подход, автор определяет лизинг как совокупность финансово-кредитных, арендных и инвестиционных отношений, возникающих между прямыми и косвенными их участниками в условиях, когда у одних появляется необходимость приобрести, а у других возможность предоставить услуги кредитного, инвестиционного и имущественного характера, обеспечивающие формирование и обновление технико-технологического потенциала предприятия. Возможности развития лизинга в аграрной сфере определяются качеством нормативно-правовой базы. Начиная с 1988 года только на государственном уровне было принято 19 нормативно-правовых документов, определяющих взаимоотношения субъектов лизинга и регулирующих лизинговые процедуры. Необходимо обеспечить координацию и систематизацию правовых норм, регулирующих лизинговые отношения в сельском хозяйстве. Синтезированный автономный закон об агролизинге, опирающийся на общие правила и нормы, должен обеспечить финансовые выгоды участникам лизинговых отношений; способствовать быстрому воздействию на производственные процессы; способствовать целенаправленному использованию финансовых ресурсов для наращивания производственного потенциала агропромышленного производства, обеспечения его качественное улучшения. Особые черты агролизинга заключаются в специфичности объекта (объектом сделки выступают не только движимое и недвижимое имущество, но и биологические объекты, т.е. племенной скот, элитные семена и др.); специфичности использования объекта (в сельском хозяйстве закономерен сезонный характер эксплуатации сельскохозяйственной техники, требующий особого подхода к кредитованию и финансированию сельхозтоваропроизводителей с учетом растянутого во времени производственного цикла и коротких рабочих периодов); комплексности (современное аграрное производство требует не разрозненного парка машин, а целого их комплекса); повышенном хозяйственном риске (зависимость отрасли от природных факторов значительно увеличивает риск получения дохода и несвоевременности лизинговых платежей); специфичности финансовых источников (сделки, в основном, осуществляются с использованием бюджетных ассигнований); в компенсационных схемах расчетов (лизинговые платежи, в отличие от традиционных лизинговых сделок, могут осуществляться на региональном уровне сельскохозяйственной продукцией).^ Государство как субъект агролизинга. Необходимость развития лизинга в России обусловлена низкой обеспеченности аграрного производства техникой, высоким уровнем ее износа, ограниченными финансовыми возможностями сельхозпроизводителей для ее приобретения, что требует присутствия и непосредственного финансового участия государства на рынке агролизинга. Приоритетность государства как субъекта агролизинга определена высокой степенью зависимости продовольственной безопасности страны от конкурентоспособности российского сельского хозяйства. С этой целью за счет бюджетных средств было создано ОАО «Росагролизинг», которое с 2002 года, после принятия изменений и дополнений к Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» работает над созданием новой национальной системы аграрного лизинга. С принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ практически вводится государственное пятилетнее планирование развития сельского хозяйства. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» разработана в соответствии со статьей 8 указанного закона и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446. В целях осуществления поддержки программных мероприятий из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях на приобретение высокотехнологичных сельскохозяйственных машин и оборудования. Предусматривается также их поставка на условиях лизинга, для чего планируется выделение бюджетных ассигнований на пополнение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» (табл. 1). Таблица 1^ Финансовое обеспечение программных мероприятийпо предоставлению кредитных средств, млн. рублей Наименование Годы 2008 2009 2010 2011 2012 Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями 2450 5360,1 8450 10297,4 11547,4 Взнос Российской Федерации в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» 4000 2000 - - - ^ Всего расходов из федерального бюджета 6450,0 7360,1 8450,0 10297,4 11547,4 Источник: Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» , www // mcx.ru /dep_doc.Инвестиционные кредиты на эти цели предоставляются сроком до 10 лет. Субсидии в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России за счет средств федерального бюджета и 1/3 ставки рефинансирования Банка России за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при приобретении высокотехнологичных сельскохозяйственных машин и оборудования. Первая агролизинговая компания на рынке АПК Волгоградской области начала работать с 1994 года - ОАО «Росагроснаб». Затруднения в пополнении федерального лизингового фонда и увеличении количества техники, передаваемой в лизинг, были обусловлены финансовыми проблемами: несвоевременным возвратом средств за ранее полученную по лизингу технику. Для решения финансовых и других проблем в 2001 году на федеральном уровне организована государственная лизинговая компания ОАО «Росагролизинг», 99,9% акций которой принадлежит Госкомимуществу РФ, представленная на региональном уровне ОАО «Волгоградагролизинг». Региональная политика поддержки сельхозтоваропроизводителей Волгоградской области направлена на реализацию областной программы технического обеспечения сельскохозяйственного производства на условиях лизинга, развития машинно-технологических станций, оснащенных современной высокопроизводительной техникой. Анализ обеспеченности техникой сельскохозяйственных предприятий Волгоградской области показал, что она катастрофически низка и составляет от нормативной по тракторам - 51 %, по зерноуборочным комбайнам - 67 %, посевным агрегатам - 42 %. Группой специалистов ОАО «Волгоградагролизинг» рассчитана потребность в сельскохозяйственной технике на 2006 г, составившая 29647 единиц техники, в том числе по тракторам -4539 ед., по комбайнам- 2392 ед., по сельхозмашинам – 22716 ед. Динамика поставки по федеральному лизингу в 2002-2006 гг. (табл. 2) показывает увеличение поставок техники в 3,8 раза по количеству единиц техники и в 3,2 раза по стоимости, что говорит о положительной тенденции развития федерального лизинга. Таблица 2^ Объемы финансирования и виды объектов, передаваемых по федеральному лизингу хозяйствам Волгоградской области, 2002 – 2006 гг. Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Итого за 2002-2006 гг. 2006 г. к 2002 г., % Комбайн 46 69 236 276 228 855 496 Трактор 31 38 165 46 23 303 74 С.-х. машины - 1 78 50 43 172 - Итого количество техники 77 108 479 372 294 1330 382 КРС, гол. - - - - 375 375 - Общая сумма лизинга, тыс.р. 213639,4 224518,2 878521,5 850150,6 684421,2 2851250,9 320 Источник: составлено автором по отчетности лизинговых компанийПри группировке районов области по стоимости поставок техники выделено 4 группы: первая группа 2 – 10 млн. р.; вторая группа 11 – 30 млн. р.; третья группа 31-50 млн. р., четвертая группа более 50 млн. р. Сложившиеся темпы поставки сельскохозяйственной техники на условиях лизинга в Волгоградской области и объемы красноречиво говорят об объективной необходимости привлечения иных источников финансирования, и в настоящее время таковым становится частный капитал. Государственный лизинг следует применять как механизм стимулирования привлечения других источников финансирования.^ Формирование лизингового механизма на основе государственно-частного партнерства. Лизинг на основе интеграции государственных и частных финансовых ресурсов является одним из наиболее перспективных методов материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства. Мировая практика показывает, что именно такой лизинг становится одним из основных рентабельных средств приобретения дорогостоящего оборудования, техники и других основных средств компаниями. Государственно-частное партнерство предполагает использование лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций проектов, имеющих важное государственное стратегическое значение. Риски целевого и эффективного использования финансовых ресурсов предполагается распределить между государством и частным инвестором. На таких условиях финансовый механизм лизинга может и должен применяться в больших масштабах и с большей интенсивностью. Национальный проект «Развитие АПК», в отличие от других, имеет явно выраженную специфику – это государственно-частное партнерство, где основные капиталовложения на создание современных крупных объектов животноводства и конкурентоспособного агробизнеса предусматриваются за счет средств частных предприятий. Государство же оказывает поддержку, играет роль некоего «пускового» механизма, в частности, по таким направлениям бюджетной политики, как удешевление кредитов, развитие лизинга. Проект предусматривает выделение государственных средств в объеме в 8-10 раз меньше, чем прогнозируемые объемы частных капитальных вложений. Главная задача государства – обрести доверие бизнеса, готового вложить деньги. В середине 2006 года в России работали 24 крупные лизинговые компании (всего лизинговых компаний в России насчитывается около 250). Помимо финансовой самодостаточности эти компании отличаются выдающимся кадровым потенциалом и современным маркетингом. Именно такие компании могут рассматриваться субъектами государственно-частного партнерства. На лизинговую деятельность, связанную с приобретением сельскохозяйственной техники, приходится 17% хозяйственного оборота лизинговых компаний. Столь низкий показатель связан с тем, что агролизингом в АПК России активно занимается лишь десятая часть всей совокупности компаний. Лизинг сельскохозяйственной техники на коммерческих началах должен осуществляться самостоятельно и конкурировать на рынке лизинговых услуг с государственным лизингом. В этой ситуации государству следует регулировать важнейшие условия коммерческого лизинга, затрагивающие экономические интересы сельскохозяйственных предприятий: предельные размеры процентных ставок за кредит, ставок арендной платы, первоначальных платежей. Вместе с тем, в интересах привлечения дополнительных финансовых ресурсов коммерческих компаний на цели агролизинга следовало предоставить им налоговые льготы в размере до 20% инвестиций в лизинг сельскохозяйственной техники. Это позволит существенно расширить финансовую базу лизинга техники для села при поддержке государства. Конкретные и стабильные условия инвестиционной деятельности, определенные государством, масштабность проектов и их социально-экономическая направленность, с одной стороны, и гибкость бизнес-процессов лизинговых компаний, адекватная масштабности проектов финансовая и интеллектуальная база, а также конкурентная среда, с другой, позволяют говорить о реальной возможности запуска механизма государственно-частного партнерства на базе финансового лизинга.^ Преимущества интеграции агролизинга и франчайзинга. Мощная производственная база, необходимая для развития сельского хозяйства, не может быть создана единовременно, поскольку требует значительных финансовых ресурсов. Здесь наиболее приемлем поэтапный подход, который потребует не только приобретения всего комплекса машин и оборудования, чему активно способствует агролизинг, но приобретения технологии, в частности, биотехнологии и вложений в программы обучения работников методам управления высокопроизводительной техникой, развитие экологического сельского хозяйства, совершенствование сельской инфраструктуры (строительство дорог, сетей связи, коммунальных сетей, мелиоративных сооружений). С этих позиций финансовый потенциал лизинг может быть усилен при его интеграции с методами косвенного финансирования инвестиций. Для этого возможно предложить включить в договор лизинга (или оформить параллельно с ним в рамках единого пакета) иные договоры: простого товарищества (с участием лизингодателя и лизингополучателя, как например, при «мокром» лизинге) и франчайзинга (это особенно выгодно при лизинге современного высокопроизводительного оборудования и технологий). Возникает не автономное существование положений нескольких договоров, а включение норм отдельных видов договоров в структуру договора лизинга (ГК России, следуя принципу свободы договора, такое состояние допускает). При этом сущность договора лизинга не изменяется. Преимуществами осуществления инвестиционного процесса и ведения агробизнеса в форме франчайзинга для пользователя являются: приобретение предпринимателем специальных знаний и навыков работы по стандартам высокого качества благодаря программе обучения, проводимой франчайзером. Франчайзи, являясь владель