Реферат по предмету "Разное"


Агрегирование (aggregation) соединение отдельных единиц или данных в единый показатель

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯАГРЕГИРОВАНИЕ (aggregation) — соединение отдельных единиц или данных в единый показатель. Например, все еди­ницы продукции агрегируются в реальный валовый нацио­нальный продукт. АКСИОМА НЕНАСЫЩЕННОСТИ (axiom of nonsalis-faction) — одна из базовых аксиом ординалистского подхода к анализу полезности. Согласно аксиоме для потребителя не существует нежелательных товаров и услуг и порог насыщения еще не достигнут. В этих условиях потребитель всегда пред­почтет большее количество товаров меньшему или другими словами, если потребительская корзина А содержит большее количество хотя бы одного товара, чем потребительская корзи­на В, то А предпочтительнее В (А > В) АКСИОМА ПОЛНОЙ УПОРЯДОЧЕННОСТИ ИЛИ ВОЗ­МОЖНОСТИ ВЫБОРА (axiom of comparison) — одна из базо­вых аксиом ординалистского подхода к анализу полезности. Предполагается, что для любой пары потребительских наборов А и В потребитель может указать, что либо А предпочтительнее В (А > В), либо В предпочтительнее А (А АКСИОМА ТРАНЗИТИВНОСТИ (axiom of transitivity) - одна из базовых аксиом ординалистского подхода к анализу по­лезности. Предполагает, что если для рассматриваемых потреби­тельских наборов А, В и С верно, что А > В и В > С, то A > С. Или если А = В и В = С, то А = С. Применение данной аксиомы предполагает учет так называемого парадокса восприятия. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ВМЕНЕННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (oppor­tunity (economic) costs) — денежные доходы, которыми жертву­ет экономический субъект — владелец экономических ресурсов, когда использует их в собственном производстве, а не продает на рынке другим потребителям. Оцениваются с точки зрения выгоды, упущенной вследствие неиспользования данных ре­сурсов иным, альтернативным путем. Равны доходу от исполь­зования данных ресурсов при их наиболее выгодном альтерна­тивном применении или количеству других продуктов, которые нельзя произвести при данном использовании ресурсов (см. Кривая производственных возможностей). АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ (capital consump­tion allowances, depreciation) — оценка объема изношенного или использованного капитала, в процессе производства вало­вого национального продукта, амортизация. АЦИКЛИЧНЫЙ (acyclical) — изменяющийся в произволь­ном направлении, не совпадающем с ходом экономического цикла. БАЗОВЫЙ ГОД (base year) — год, принимаемый за основу, при построении индексов цен. БАРЬЕР НА ПУТИ ВХОЖДЕНИЯ (barrier to entry) - лю­бые мероприятия, препятствующие проникновению в отрасль новых фирм. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ (budget curve, budget line) — грани­ца бюджетной области потребителя (см. Бюджетная область), совокупность потребительских корзин (наборов), доступных потребителю при данном уровне цен на товары и полном ис­пользовании его (потребителя) денежного дохода. БЮДЖЕТНАЯ ОБЛАСТЬ (МНОЖЕСТВО, ОГРАНИЧЕ­НИЕ) (budget set, constraint) — совокупность всех потребитель­ских корзин (наборов), которые потребитель может приобре­сти при заданной величине его денежного дохода и данном уровне цен на товары и услуги. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ (budget deficit) - сумма пре­вышения расходов правительства над доходами в каждый дан­ный год. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ (budget proficit) - сумма превышения доходов над расходами правительства в каждый данный год. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ - ВВП (gross do­mestic product) — совокупный доход, произведенный на терри­тории страны, в т.ч. за счет находящихся в иностранной собст­венности факторов производства; суммарные затраты на про­изводство товаров и услуг на территории страны. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ - ВНП (gross national product) — совокупный доход всех граждан страны, в том числе от принадлежащих им факторов производства за ру­бежом; совокупные затраты данной страны на производство товаров и услуг. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (quantity supplied - Qs) -количество данного товара, которое производители готовы предложить на рынок при данных ценах, в данное время и дан­ном месте. Графически может быть представлена в виде точки на кривой предложения. Зависит как от ценовых, так и от неце­новых факторов предложения. ВЕЛИЧИНА СПРОСА (quantity demanded - Qd) — коли­чество данного товара, которое покупатели готовы приобрести при данных ценах, в данное время и данном месте. Графически может быть представлена в виде точки на кривой спроса. Зави­сит как от ценовых, так и от неценовых факторов спроса. ВЕРТИКАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (vertical combina­tion) — группа предприятий, составляющих различные стадии производства готового продукта и являющихся собственно­стью одной фирмы. ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ (complementary goods) — товары, для которых существует обратная зависи­мость между ценами на один товар и спросом на другой, т.е. рост цены на один товар вызывает уменьшение спроса на дру­гой. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ (substitute goods) -товары, для которых существует прямая зависимость между ценами на один товар и спросом на другой, т.е. рост цены на один товар вызывает увеличение спроса на другой. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ (mutual interdependence) - по­ложение, при котором изменение цены (или других парамет­ров) одной фирмы сказывается на изменении объема продаж другой фирмы; причем любая фирма, осуществляющая подоб­ные изменения, должна ожидать возможной реакции со сторо­ны фирм-конкурентов. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ) (externalities) -последствия производственной и потребительской деятельно­сти экономических субъектов, находящие лишь косвенное от­ражение на рынке. Внешние эффекты могут быть как отрица­тельными (например, загрязнение окружающей среды), так и положительными (например, ремонт дома его владельцем). Учет затрат на возмещение внешних эффектов позволяет рас­считать общественные издержки производства. ВМЕНЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (см. ^ Ашпернативные издержки). ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА ПРОИЗВОД­СТВА (external economies of scale) — сокращение издержек производства фирмы в результате расширения (объема произ­водства и/или количества всех фирм) всей отрасли, к которой принадлежит данная фирма. ВНУТРЕННЯЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА ПРОИЗ­ВОДСТВА (internal economies of scale) — сокращение издержек производства фирмы в результате расширения объемов ее соб­ственного производства. ВСТРОЕННЫЙ СТАБИЛИЗАТОР (automatic stabilizer) -механизм, позволяющий снизить амплитуду экономических колебаний, не прибегая к частым изменениям экономической политики. Например, система ставок подоходного налога, пре­дусматривающая автоматическое уменьшение налогов по мере снижения уровня дохода. ВЫТЕСНЕНИЕ (crowding out) — сокращение инвестиций в результате стимулирующей бюджетной политики, вызываю­щей рост ставки процента. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (horizontal combi­nation) — группа предприятий, составляющих одни и те же ста­дии производства и являющихся собственностью одной фирмы. ДЕЗИНФЛЯЦИЯ (disinflation) — снижение темпов рос­та пен. ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ МО, Ml, M2, МЗ - различные показатели денежной массы. Больший номер соответствует бо­лее широкому понятию денег. Под деньгами в узком смысле слова подразумевается агрегат М1 (наличные деньги в обраще­нии, депозиты населения и предприятий до востребования, а также средства населения и предприятий на расчетных и теку­щих счетах). Агрегаты М2 ( М1 + срочные вклады в сбербанках) и МЗ (М2+ депозитные сертификаты банков и облигации госу­дарственного займа) являются разновидностями финансовых капитанов и выполняют функцию сбережения. ДЕНЕЖНАЯ БАЗА (или ДЕНЬГИ ПОВЫШЕННОЙ СИ­ЛЫ) — сумма наличных денег в обращении и банковских ре­зервов. Используется при анализе денежного мультипликатора. ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply determinants) - все факторы, влияющие на величину предложения. Различают ценовые и неценовые детерминанты предложения. Изменение неценовых детерминант при неизменной иене ведет к измене­нию всей функции предложения и ее смещению вправо или влево. При изменении только цены данного товара и сохранении неизменными прочих условий наблюдается движение вдоль кривой предложения. ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА (demand determinants) — все факторы, влияющие на величину спроса. Различают ценовые и неценовые детерминанты спроса. Изменение неценовых факто­ров спроса при неизменной цене на рассматриваемый товар ведет к изменению всей функции спроса и смещению кривой спроса вправо или влево. При изменении только цены данного товара и сохранении неизменными прочих условий происхо­дит движение вдоль кривой спроса. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР (monetary multiplier) — коэффициент, показывающий отношение прироста денежной массы к приросту депозитов. ДЕФЛЯТОР ВНП (GNP deflator) — агрегированный пока­затель общего уровня цен, рассчитанный как отношение ре­ального объема валового национального продукта (ВНП) к но­минальному ВНП. ДЕФЛЯЦИЯ (deflation) — снижение общего уровня цен; процесс, противоположный инфляции. ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ (gentleman's agree­ment) — неофициальная договоренность между фирмами-олигополистами относительно установления цен на рынке. ДИСКОНТИРОВАНИЕ (discounting) - снижение стоимо­сти будущих расходов и поступлений по отношению к теку­щим, связанное с наличием положительной ставки процента. Стоимость будущих расходов (R) и поступлений равна сего­дняшней величине инвестиций (Х) плюс процент (r), или R = Х(1+ r)п, где п — период времени. ДИСКРИМИНАЦИЯ (см. Ценовая дискриминация). ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТОВАРОВ (product differentiation) -физические или иные различия между товарами различных фирм, вызывающие у индивидуальных покупателей предпочтение товаров одной фирмы перед товарами другой. Диффе­ренцированные товары рассматриваются покупателями в каче­стве схожих, но несовершенных заменителей. ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ (value added) - разница между стоимостью произведенной предприятием (или отрас­лью) продукцией и стоимостью приобретенной промежуточ­ной продукции. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (long run) — период, доста­точный для того, чтобы фирма могла изменить объемы всех ис­пользуемых ею факторов производства. В долгосрочном пе­риоде все ресурсы и все издержки являются переменными. ДОПУЩЕНИЕ «ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ» («other things being equal» assumption) — допущение, согласно которому все факторы, за исключением используемых в анали­зе, рассматриваются как постоянные. ДОХОД (revenue) — общая сумма денег, получаемых эко­номическим субъектом в течение какого-либо периода време­ни. Доход предполагает поток денег (в отличие от богатства, представляющего собой запас финансовых активов, т.е. коли­чество в данный момент времени). Различают доход от исполь­зования экономических ресурсов {рента, процент, заработная плата, нормальная прибыль) и доход как результат производст­венной деятельности фирмы (совокупный, средний и предельный доходы). ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ (natural monopoly) - структура рынка, обусловленная существованием в отдельных отраслях значительного положительного эффекта масштаба производства. Достижение фирмой минимальных средних из­держек при объемах (масштабах) производства, обеспечиваю­щих практически полностью потребности рынка в данном то­варе, вытесняет остальные фирмы из отрасли и создает ситуа­цию естественною монополизма. ЕСТЕСТВЕННАЯ ОЛИГОПОЛИЯ (natural oligopoly) - структура рынка, обусловленная существованием в отдельных отраслях положительного эффекта масштаба производства. Достижение ограниченным количеством фирм минимальных средних издержек при объемах (масштабах) производства, обес­печивающих практически полностью потребности рынка в данном товаре, вытесняет остальные фирмы из отрасли и соз­дает ситуацию естественного олигополизма. ЕСТЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ (natural rate of unemployment) — термин, введенный Милтоном Фридма­ном (1968) для характеристики уровня безработицы в условиях долгосрочного равновесия и полной занятости в экономике. ЗАКОН ОУК.ЕНА (Okun'law) — обратная зависимость ме­жду уровнем безработицы и реальным объемом ВНП, показы­вающая, что увеличение уровня фактической безработицы относительно ее естественного уровня на один процент приводит к отставанию реального объема производства на 2,5%. ЗАКОН СПРОСА (law of demand) — обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода; другими словами, если цены на ка­кой-либо товар увеличиваются и при этом все прочие парамет­ры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ (law of diminishing returns) — принцип, согласно которому дополнительное ис­пользование переменного ресурса при неизменном количестве постоянного ресурса ведет начиная с некоторого момента вре­мени к сокращению предельной отдачи или предельного про­дукта. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, или ПЕРВЫЙ ЗАКОН ГОССЕНА (law of diminishing marginal utility) — принцип, согласно которому рост потребления како­го-либо блага при сохранении неизменными объемов потреб­ления всех прочих благ приводит, начиная с некоторого моментa времени к убыванию предельной полезности данного блага. Принцип не является универсальным. Иногда предельная по­лезность сначала растет, достигает своего максимума и лишь затем начинает снижаться. ЗАПАС (stock) — показатель, измеряемый как количество на данный момент. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (wage) — цена труда (услуг труда) в единицу времени (час, день и т.д.). ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ (golden standard) — денежная сис­тема, при которой золото выступает в роли денег и осуществля­ется свободный обмен всех денежных знаков на золото. ИЗДЕРЖКИ (costs) — расходы фирмы на производство то­варов или услуг в течение определенного периода времени. Как правило, величина бухгалтерских издержек отличается от величины экономических издержек. ИЗДЕРЖКИ МЕНЮ (menu cost) — расходы продавца, свя­занные с изменением цены. ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer's surplus) - разни­ца между максимальной суммой, которую потребители готовы заплатить за определенное количество нужного им товара, и суммой, которую они фактически платят. Измеряется как пло­щадь между кривой спроса и горизонтальной линией на уровне рыночной цены равновесия. ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producers surplus) - со­вокупный эффект превышения цены над величиной предель­ных издержек производства, определяющих кривую предложе­ния производителя. Измеряется как площадь между кривой предложения и горизонтальной линией на уровне рыночной цены равновесия. ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (change in quantity supplied) — изменение количества товаров, которое го­товы предложить на рынке производители, при изменении це­ны рассматриваемого товара и неизменности всех прочих па­раметров (издержек, технологии, экономических ожиданий, количества производителей и т.д.). На графике отражается дви­жением вдоль кривой предложения. ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА (change in quantity demanded) — изменение количества товаров, которое готовы купить потребители, при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (вкусов, дохо­дов, цен на другие товары и т.д.). На графике отражается дви­жением вдоль кривой спроса. ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (change in supply) - из­менение количества товаров, которое готовы предложить на рынке производители, связанное с воздействием каких-либо неценовых факторов. На графике отражается смещением всей кривой предложения вправо или влево. ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА (change in demand) — изменение количества товаров, которое готовы купить потребители, под воздействием каких-либо неценовых факторов. На графике от­ражайся смещением всей кривой спроса вправо или влево. ИЗОКВАНТА (isoquant) — совокупность всех возможных комбинаций факторов производства 1 и 2, достаточных для производства данного объема выпуска. Характер изоквант оп­ределяется технологией производства. ИЗОКОСТА (isocost line) — набор комбинаций экономиче­ских ресурсов, которые фирма может приобрести с учетом ры­ночных цен на ресурсы и полном использовании своего бюд­жета. Наклон линии изокосты определяется отношением ры­ночных цен на труд и на капитал, что вытекает из уравнения изокосты. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ (human capital investment) —любая мера, направленная на повышение производительности труда рабочих (посредством повышения их квалификации и развития способностей); расходы на улуч­шение образования, здоровья рабочих или на повышение мо­бильности рабочей силы. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ (inflationary expecta­tions) — предположения экономических субъектов (фирм, домохозяйств и т.д.) относительно будущей динамики цен. ИНДЕКС ЦЕН (price index) — индекс, показывающий ди­намику изменения цен, используется для пересчета номиналь­ного объема производства (дохода) в реальный объем (доход). ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (indi­vidual proprietorship) — одна из форм предпринимательской деятельности; фирма, принадлежащая одному владельцу, кото­рый имеет право на всю заработанную прибыль и несет пол­ную ответственность за результаты своей деятельности. ИНФЛЯЦИОННАЯ СПИРАЛЬ (wage-price inflationary spi­ral) — повышение ставок заработной платы, которое порожда­ет повышение цен, а последнее, в свою очередь, ведет к даль­нейшему росту ставок заработной платы. ИНФЛЯЦИЯ (inflation) — повышение общего уровня цен в экономике. ИНФЛЯЦИЯ ИЗДЕРЖЕК (cost-push inflation) - инфля­ция, вызываемая уменьшением совокупного предложения в результате роста издержек производства; сопровождается со­кращением реального объема производства и увеличением без­работицы. ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА (demand-pull inflation) — инфля­ция, вызываемая увеличением совокупного спроса. КАПИТАЛ (capital) — инвестиционные ресурсы, средства производства; факторы производства, созданные человеком в процессе производства. Финансовый капитал (финансовые ак­тивы) к факторам производства не относятся. КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference map) — совокупность кривых безразличия, описывающих предпочтения (и соответ­ственно поведение) данного потребителя. КАРТЕЛЬ (cartel) — соглашение между продавцами (про­изводителями) в целях ограничения рыночной конкуренции. Картель предполагает сговор между продавцами относительно цен, рынков сбыта, квот производства и сбыта участников и т.д. Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объ­единять производителей одной страны), так и международный характер (объединение производителей разных стран, так на­зываемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). КОЛИЧЕСТВЕННАЯ (КАРДИНАЛИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (cardinal utility theory) — теория, согласно ко­торой полезность любого потребительского набора может быть измерена и имеет определенное значение для данного потре­бителя. КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА (command economy) — эко­номическая система, в которой материальные ресурсы являют­ся государственной собственностью, а направление и коорди­нация экономической деятельности общества осуществляются посредством централизованного планирования. КОНГЛОМЕРАТ (conglomerate) — объединение предпри­ятий, не связанных технологически друг с другом и осуществ­ляющих одну или более стадий производства разнородных то­варов. КОРПОРАЦИЯ (corporation) — одна из важнейших форм бизнеса; организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами, привилегия­ми и обязательствами, которые отличаются от прав, привиле­гий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в от­дельности. Владельцами корпорации являются все держатели акций (в отличие от держателей облигаций, являющихся кре­диторами компании). КРАЕВОЙ (УГЛОВОЙ) ОПТИМУМ (boundary optimum) - особый случай нахождения потребительского оптимума, при котором потребитель отказывается от одного из товаров неза­висимо от своего дохода и цен на него. В данном случае усло­вие экономического равновесия потребителя (равенство пре­дельной нормы замещения соотношению цен на товары в точке оптимума) не выполняется. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (short run) - период време­ни, в течение которого фирма не может изменить количество хотя бы одного производственного ресурса. КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve) - совокуп­ность потребительских наборов, обеспечивающих потребите­лю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей, так что ему безразлично, какой из наборов выбрать. Кривые без­различия стандартного не имеют участков возрастания, никогда не пересекаются, имеют убывающий характер, являются выпуклыми к началу координат, их предпочтительность для потребителя возрастает по мере удаления от начала коорди­нат. КРИВАЯ ИНВЕСТИЦИЙ (investment curve) - кривая, по­казывающая объем планируемых фирмами инвестиций при раз­личных уровнях дохода. КРИВАЯ ЛАФФЕРА (Laffer curve) — кривая, отражающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых по­ступлений: выявляет налоговую ставку, при которой налого­вые поступления достигают максимума. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply curve) - графическое изображение функции предложения от цены. В зависимости от продолжительности рассматриваемого периода и от специфи­ки рынка может иметь самый различный характер. В простей­ших моделях кривая предложения рассматривается как возрас­тающая. КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (production possibilities curve) — кривая, показывающая воз­можные комбинации производства двух продуктов в условиях полной занятости, полного использования всех экономиче­ских ресурсов, неизменной технологии и постоянного запаса ресурсов. Данная кривая позволяет графически проиллюстри­ровать необходимость выбора в условиях ограниченности ре­сурсов и наличие возрастающих альтернативных издержек. КРИВАЯ РЕАКЦИИ (reaction curve) — графическое изо­бражение функции реакции одной из фирм при выборе опти­мального объема на решение другой фирмы относительно ве­личины объема выпуска. Используется при анализе поведения олигополистов на рынке (например, в модели Курно). КРИВАЯ СПРОСА (demand curve) — графическое изобра­жение функции спроса от цены. Как правило, является убы­вающей (исключение составляют товары Гиффена. для кото­рых кривая спроса является возрастающей). КРИВАЯ ФИЛЛИПСА (Phillips curve) - кривая, отражаю­щая зависимость между уровнем безработицы и годовым тем­пом уровня цен. КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ (Engel curve) — кривая, отражающая за­висимость реального потребления (спроса) от дохода потреби­теля. Форма кривых позволяет классифицировать исследуемые товары на нормальные (с выделением в этой группе предметов первой необходимости и предметов роскоши) и на относи­тельно худшие. Если полученная кривая имеет положительный наклон, то товар относится к группе нормальных, если отрица­тельный наклон, то к относительно худшим, так как с ростом доходов объем его потребления сокращается. ЛИДЕРСТВО В ЦЕНАХ (price leadership) - метод согласо­вания цены на рынке между фирмами-олигополистами; фир­ма-лидер объявляет изменение иен на свою продукцию, и вслед за нею другие фирмы отрасли также объявляют о иден­тичном (или примерно таком же) изменении цен. Различают лидерство в ценах фирмы-доминанта и фирмы-барометра. ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА «ПОСЛЕ ЭТОГО - ЗНАЧИТ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТОГО» — некорректный ход рассуждений, со­гласно которому одно событие, предшествующее другому, объ­является его причиной. ЛОМАНАЯ КРИВАЯ СПРОСА (kinked demand curve) -кривая спроса фирмы-олигополиста при отсутствии сговора, основанная на допущении, что фирмы-конкуренты присоеди­нятся к решению о снижении цен, но проигнорируют решение о повышении цен. МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (marginal analysis) — поиск оптимального значения некоторой переменной посредством сравнения издержек и выгод, которые могли бы быть вызваны небольшими изменениями этой переменной. МАСШТАБ ПРОИЗВОДСТВА (см. Эффект масштаба про­изводства) МИКРОЭКОНОМИКА (microeconomics) — часть теорети­ческой экономики, изучающая отдельных экономических субъ­ектов (отдельных потребителей, отдельных фирм, государства) в процессе производства, обмена и потребления товаров и ус­луг в целях удовлетворения своих неограниченных потребно­стей посредством ограниченных ресурсов. Микроэкономика исследует отдельные рынки и конкретные цены, формулирует принципы эффективного поведения экономических субъектов. МИНИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНЫЙ МАСШТАБ ПРОИЗ­ВОДСТВА (minimum efficient scale) — наименьший из объемов производства фирмы, при котором ее долгосрочные средние издержки достигают минимального уровня. МНОЖИТЕЛЬ ЛАГРАНЖА (Lagrange multiplier) - коэф­фициент, используемый для решения задачи максимизации полезности при заданных бюджетных ограничениях по методу Лагранжа. МОДЕЛЬ (model) — упрощенное представление экономи­ческой действительности, позволяющее выделить наиболее глав­ное в сжатой компактной форме (например, с помощью гра­фиков и уравнений) или точное описание упрощенной вообра­жаемой экономики. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (monopolistic competition) — рынок, на котором действует значительное ко­личество фирм, производящих дифференцированную продук­цию; доступ на рынок относительно свободный; фирма обладает определенной монопольной властью и использует значи­тельную неценовую конкуренцию. МОНОПОЛИЯ (monopoly) — рынок, на котором число продавцов столь незначительно, что каждый из них может по­влиять на общий объем предложения и на цену товара. Модель чистой монополии предполагает наличие в отрасли единствен­ного производителя (продавца) конкретного товара или услуги и отсутствие у фирмы прямых конкурентов, поскольку про­никновение и деятельность на рынке других фирм являются практически невозможными или экономически неэффектив­ными. МОНОПОЛЬНАЯ (РЫНОЧНАЯ) ВЛАСТЬ (monopoly (mar­ket) power) — способность фирмы или группы фирм, дейст­вующих совместно, поднимать рыночную цену выше конку­рентного уровня. Для количественной оценки монопольной власти используется коэффициент Лернера (L), равный отно­сительному превышению цены (Р) над предельными издерж­ками (М/С) L = (Р— МС)/Р. МОНОПСОНИЯ (monopsony) — рынок, на котором дейст­вует лишь один покупатель товара или услуги. МУЛЬТИПЛИКАТОР (multiplier) — коэффициент, пока­зывающий отношение равновесного реального объема произ­водства к изменению объема инвестиций или к изменению любого другого компонента совокупных расходов. НЕВОЗВРАТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (sunk costs) — величина постоянных издержек, которые несет фирма даже в случае пре­кращения производственной деятельности; издержки, отказ от которых и компенсация которых невозможны, и, как следст­вие, они не учитываются при принятии решения. НЕОГРАНИЧЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (unlimited liabi­lity) — неограниченный размер убытков, которые единолич­ный собственник или партнеры должны взять на себя по закону. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (imperfect compe­tition) — все рынки, за исключением тех, на которых выполня­ются условия совершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия и олигопсония; рынки, на которых покупатели или продавцы способны в од­ностороннем порядке влиять на рыночные цены. НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (nonprice competition) - конкуренция посредством дифференциации продукции, рек­ламы, мер по стимулированию сбыта и т.д.; воздействие на ры­ночный спрос в целях увеличения объемов продаж при неиз­менных ценах. НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (non-price determinants of supply) — факторы, оказывающие воздей­ствие на предложение при неизменных ценах на рассматриваемый товар (издержки производства, технология, экономиче­ские ожидания, количество производителей и т.д.). НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА (nonprice deter­minants of demand) — факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар (дохо­ды, вкусы потребителей, иены на другие товары, экономиче­ские ожидания и т.п.). НЕЭЛАСТИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (inelastic supply) - коэффициент эластичности такого предложения меньше еди­ницы; процентное изменение цены больше процентного изме­нения величины предложения. НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС (inelastic demand) - коэффи­циент эластичности такого спроса по модулю меньше едини­цы; процентное изменение цены больше процентного измене­ния величины спроса. НЕЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (implicit costs) — определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы. Примером неявных издержек для предпринимателя может быть заработная плата, которую он мог бы получать, работая по найму. НОМИНАЛЬНЫЙ (nominal) — измеряемый в текущих це­нах, не пересчитанный с учетом инфляции. НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (normal profit) - часть сово­купных издержек фирмы; платежи, которые фирма должна осуществлять, чтобы приобрести и удержать предпринима­тельский талант; минимальный доход, которым должны возна­граждаться предпринимательские способности; вмененные из­держки. НОРМАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ (normal goods) — товары, вели­чина потребления которых увеличивается по мере роста дохо­дов потребителя. Для нормальных товаров эластичность спроса по доходу является величиной положительной. НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА (normative economics) -подход к оценке экономических явлений с точки зрения того, какой должны быть экономика, цели экономического разви­тия, экономическая политика. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ОТ МОНОПОЛИЗАЦИИ (social cost of monopoly) — чистые потери общества, вызванные монопольным ограничением объемов выпуска; равны разнице между стоимостной оценкой, устанавливаемой потребителями за каждую единицу потерянного выпуска продукции, и пре­дельными издержками ее производства. ОБЩИЙ ДОХОД (см. ^ Совокупный доход). ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ (см. Совокупные издержки). ОБЩИЙ ПРОДУКТ (см. Совокупный продукт). ОГРАНИЧЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (limited liabi­lity) — ограничение максимального размера потерь заранее оп­ределенным пределом. ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ (scarce resources) - не­возможность одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. ОЛИГОПОЛИЯ (oligopoly) — рынок, на котором действует ограниченное количество фирм, производящих однородную (так называемая чистая олигополия) или дифференцирован­ную продукцию (дифференцированная олигополия); моно­польная власть отдельной фирмы ограничена особой взаимо­зависимостью фирм друг с другом; преобладает сильная неце­новая конкуренция. ОЛИГОПСОНИЯ (oligopsony) — рынок, на котором дейст­вует всего несколько покупателей. ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫПУСК (optimal output) — объем вы­пуска, обеспечивающий фирме максимальный объем прибыли. ОПТИМАЛЬНЫЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВЫПУСК (optimal positive output) — объем выпуска, обеспечивающий фирме мак­симальный объем прибыли, при условии, что она не собирает­ся прекращать свое производство. ОПТИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ НАБОР (optimal consumer bundle) — комбинация товаров и услуг, обеспечиваю­щая потребителю максимальную полезность. ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ — вид экономической модели, используемый при анализе поведения отдельных эко­номических субъектов для нахождения оптимальных величин. В этих моделях используются предельные показатели (пре­дельная полезность, предельный продукт, предельный доход, предельные издержки и т.п.), вследствие чего данный анализ принято называть маржинальным (от англ. margin). ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОД­СТВА (decreasing returns to scale or diseconomies of scale) — про­цесс возрастания долгосрочных средних издержек фирмы с увеличением масштабов производства. ОТНОСИТЕЛЬНО ХУДШИЕ ТОВАРЫ (inferior goods) -товары, объем потребления которых падает с ростом доходов потребителей. Для данных товаров эластичность спроса по до­ходу является отрицательной. ПАРАДОКС ГИФФЕНА (см. ^ Товары Гиффена). ПАРЕТО-ОПТИМУМ (см. Эффективность по Парето). ПАРТНЕРСТВО (ТОВАРИЩЕСТВО) (partnership) - одна из форм организации предпринимательской деятельности: фир­ма, которой владеют и которой управляют два лица и более. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ОБЪЕМНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРО­СА (cross-output elastisity of demand) — характеризует процент­ное изменение цены фирмы Х при изменении объема выпуска фирмы Y на 1%. Используется для количественной оценки взаимозависимости фирм на рынке. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРО­СА (cross-price elastisity of demand) — характеризует процент­ное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%. Используется для характеристики взаимодополняющих и взаимозаменяюших товаров. ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (variable cost) - издержки, общая величина которых возрастает (уменьшается), когда воз­растает (уменьшается) объем выпуска фирмы; расходы фирмы на оплату переменных факторов производства. ПЕРЕМЕННЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА (РЕСУРС) (variable resourse) — всякий используемый фирмой ресурс, ко­личество которого можно изменять. ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИКА (positive economics) - на­правление в экономической теории, предполагающее объясне­ние и прогнозирование экономических явлений, изучение об­щеэкономических закономерностей, на основе которых фор­мируются принципы экономического поведения, выявление причинно-следственной или функциональной связи между яв­лениями. ПОЛЕЗНОСТЬ (utility) — степень удовлетворения, полу­чаемая экономическим субъектом (см. ^ Функция полезности). ПОЛИТИКА ДЕШЕВЫХ ДЕНЕГ (easy money policy) - по­литика увеличения денежной массы в обращении. ПОЛИТИКА ДОРОГИХ ДЕНЕГ (tight money policy) - по­литика сокращения или ограничения роста денежной массы в экономике. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ (full employment) — уровень заня­тости, при которой существует лишь фрикционная и структурная безработица, но отсутствует циклическая безработица (и когда реальный национальный продукт равен потенциальному). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОД­СТВА (increasing returns to scale or economies of scale) — про­цесс сокращения долгосрочных средних издержек фирмы при увеличении масштаба производства. ПОРЯДКОВАЯ (ОРДИНАЛИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ ПОЛЕЗ­НОСТИ (ordinal utility theory) — разработана Ф. Эджуортом, В. Парето, И. Фишером, Р. Аленом, Дж. Хиксом в конце XIX — начале XX века. В отличие от количественной теории полезности, отвергает возможность количественного соизме­рения полезности благ, основывается на ряде аксиом, объяс­няющих поведение потребителя через сопоставление полезно­сти и построение кривых безразличия и бюджетных линий. ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (fixed cost) - затраты фир­мы, величина которых не меняется при изменении объемов выпуска фирмы; расходы фирмы на оплату постоянных факто­ров производства. ПОСТОЯННЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА (РЕСУРС) (fixed resourse) — любой применяемый фирмой ресурс, количе­ство которого она не может изменить. ПОСТОЯННЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТ­ВА (см. ^ Эффект масштаба производства) ПОТОЛОК ЦЕН (price ceiling) — установленная законом максимальная цена на товар. ПОТОК (flow) — величина, измеряемая как количество в единицу времени. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ НАБОР, или КОРЗИНА (consumption bundle) — совокупность товаров и услуг, выбранных потреби­телем. Записывается в виде Q= {Q1, Q2, ..., Qi..... Qn), где Qi — количество товара i (Qi > 0); n — число товаров. ПОТРЕБНОСТЬ (needs, wants) — объективная нужда чело­века или группы людей в чем-либо, необходимом для поддер­жания жизнедеятельности и развития организма и личности. (см. Теория иерархии потребностей Маслоу). ПРЕДЕЛЬНАЯ ДОХОДНОСТЬ ФАКТОРА (РЕСУРСА) (marginal revenue product — MRP) — прирост совокупного до­хода фирма от использования одной дополнительной единицы какого-либо ресурса, при этом количество других ресурсов ос­тается неизменным. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ (Marginal Rate of Substitution, или MRS) товара А товаром В называют количест­во товара В, которое должно быть сокращено «в обмен» на уве­личение количество товара A на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Stamps In Popular Culture Essay Research Paper
Реферат Работа с программным продуктом различных версий Delphi
Реферат Нормативы образования отходов и лимиты их размещения для ОАО Судоремонтный Судостроительный
Реферат Телереклама - цель и средства
Реферат Разумность человечества - старый добрый миф?
Реферат Учёт, документальное оформление и порядок удержания из заработной платы
Реферат Древесина вяза как материал для столярно-мебельного производства
Реферат Порядок составления бухгалтерского баланса организации на примере ООО РЕМиС г. Краснодар
Реферат Отражение финансовых результатов в учете и отчетности предприятия на примере ОАО "Орскнефтеоргсинтез"
Реферат Анализ примеров переводческих трансформаций
Реферат Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия
Реферат The TellTale Heart Essay Research Paper Paper
Реферат Кофе аравийский
Реферат Роль автотранспорта в создании неблагоприятной экологической ситуации в городах
Реферат Tennessee Williams Essay Research Paper Tennessee Williams