ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯАГРЕГИРОВАНИЕ (aggregation) — соединение отдельных единиц или данных в единый показатель. Например, все единицы продукции агрегируются в реальный валовый национальный продукт. АКСИОМА НЕНАСЫЩЕННОСТИ (axiom of nonsalis-faction) — одна из базовых аксиом ординалистского подхода к анализу полезности. Согласно аксиоме для потребителя не существует нежелательных товаров и услуг и порог насыщения еще не достигнут. В этих условиях потребитель всегда предпочтет большее количество товаров меньшему или другими словами, если потребительская корзина А содержит большее количество хотя бы одного товара, чем потребительская корзина В, то А предпочтительнее В (А > В) АКСИОМА ПОЛНОЙ УПОРЯДОЧЕННОСТИ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА (axiom of comparison) — одна из базовых аксиом ординалистского подхода к анализу полезности. Предполагается, что для любой пары потребительских наборов А и В потребитель может указать, что либо А предпочтительнее В (А > В), либо В предпочтительнее А (А АКСИОМА ТРАНЗИТИВНОСТИ (axiom of transitivity) - одна из базовых аксиом ординалистского подхода к анализу полезности. Предполагает, что если для рассматриваемых потребительских наборов А, В и С верно, что А > В и В > С, то A > С. Или если А = В и В = С, то А = С. Применение данной аксиомы предполагает учет так называемого парадокса восприятия. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ВМЕНЕННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (opportunity (economic) costs) — денежные доходы, которыми жертвует экономический субъект — владелец экономических ресурсов, когда использует их в собственном производстве, а не продает на рынке другим потребителям. Оцениваются с точки зрения выгоды, упущенной вследствие неиспользования данных ресурсов иным, альтернативным путем. Равны доходу от использования данных ресурсов при их наиболее выгодном альтернативном применении или количеству других продуктов, которые нельзя произвести при данном использовании ресурсов (см. Кривая производственных возможностей). АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ (capital consumption allowances, depreciation) — оценка объема изношенного или использованного капитала, в процессе производства валового национального продукта, амортизация. АЦИКЛИЧНЫЙ (acyclical) — изменяющийся в произвольном направлении, не совпадающем с ходом экономического цикла. БАЗОВЫЙ ГОД (base year) — год, принимаемый за основу, при построении индексов цен. БАРЬЕР НА ПУТИ ВХОЖДЕНИЯ (barrier to entry) - любые мероприятия, препятствующие проникновению в отрасль новых фирм. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ (budget curve, budget line) — граница бюджетной области потребителя (см. Бюджетная область), совокупность потребительских корзин (наборов), доступных потребителю при данном уровне цен на товары и полном использовании его (потребителя) денежного дохода. БЮДЖЕТНАЯ ОБЛАСТЬ (МНОЖЕСТВО, ОГРАНИЧЕНИЕ) (budget set, constraint) — совокупность всех потребительских корзин (наборов), которые потребитель может приобрести при заданной величине его денежного дохода и данном уровне цен на товары и услуги. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ (budget deficit) - сумма превышения расходов правительства над доходами в каждый данный год. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ (budget proficit) - сумма превышения доходов над расходами правительства в каждый данный год. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ - ВВП (gross domestic product) — совокупный доход, произведенный на территории страны, в т.ч. за счет находящихся в иностранной собственности факторов производства; суммарные затраты на производство товаров и услуг на территории страны. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ - ВНП (gross national product) — совокупный доход всех граждан страны, в том числе от принадлежащих им факторов производства за рубежом; совокупные затраты данной страны на производство товаров и услуг. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (quantity supplied - Qs) -количество данного товара, которое производители готовы предложить на рынок при данных ценах, в данное время и данном месте. Графически может быть представлена в виде точки на кривой предложения. Зависит как от ценовых, так и от неценовых факторов предложения. ВЕЛИЧИНА СПРОСА (quantity demanded - Qd) — количество данного товара, которое покупатели готовы приобрести при данных ценах, в данное время и данном месте. Графически может быть представлена в виде точки на кривой спроса. Зависит как от ценовых, так и от неценовых факторов спроса. ВЕРТИКАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (vertical combination) — группа предприятий, составляющих различные стадии производства готового продукта и являющихся собственностью одной фирмы. ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ (complementary goods) — товары, для которых существует обратная зависимость между ценами на один товар и спросом на другой, т.е. рост цены на один товар вызывает уменьшение спроса на другой. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ (substitute goods) -товары, для которых существует прямая зависимость между ценами на один товар и спросом на другой, т.е. рост цены на один товар вызывает увеличение спроса на другой. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ (mutual interdependence) - положение, при котором изменение цены (или других параметров) одной фирмы сказывается на изменении объема продаж другой фирмы; причем любая фирма, осуществляющая подобные изменения, должна ожидать возможной реакции со стороны фирм-конкурентов. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ) (externalities) -последствия производственной и потребительской деятельности экономических субъектов, находящие лишь косвенное отражение на рынке. Внешние эффекты могут быть как отрицательными (например, загрязнение окружающей среды), так и положительными (например, ремонт дома его владельцем). Учет затрат на возмещение внешних эффектов позволяет рассчитать общественные издержки производства. ВМЕНЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (см. ^ Ашпернативные издержки). ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА (external economies of scale) — сокращение издержек производства фирмы в результате расширения (объема производства и/или количества всех фирм) всей отрасли, к которой принадлежит данная фирма. ВНУТРЕННЯЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА (internal economies of scale) — сокращение издержек производства фирмы в результате расширения объемов ее собственного производства. ВСТРОЕННЫЙ СТАБИЛИЗАТОР (automatic stabilizer) -механизм, позволяющий снизить амплитуду экономических колебаний, не прибегая к частым изменениям экономической политики. Например, система ставок подоходного налога, предусматривающая автоматическое уменьшение налогов по мере снижения уровня дохода. ВЫТЕСНЕНИЕ (crowding out) — сокращение инвестиций в результате стимулирующей бюджетной политики, вызывающей рост ставки процента. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (horizontal combination) — группа предприятий, составляющих одни и те же стадии производства и являющихся собственностью одной фирмы. ДЕЗИНФЛЯЦИЯ (disinflation) — снижение темпов роста пен. ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ МО, Ml, M2, МЗ - различные показатели денежной массы. Больший номер соответствует более широкому понятию денег. Под деньгами в узком смысле слова подразумевается агрегат М1 (наличные деньги в обращении, депозиты населения и предприятий до востребования, а также средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах). Агрегаты М2 ( М1 + срочные вклады в сбербанках) и МЗ (М2+ депозитные сертификаты банков и облигации государственного займа) являются разновидностями финансовых капитанов и выполняют функцию сбережения. ДЕНЕЖНАЯ БАЗА (или ДЕНЬГИ ПОВЫШЕННОЙ СИЛЫ) — сумма наличных денег в обращении и банковских резервов. Используется при анализе денежного мультипликатора. ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply determinants) - все факторы, влияющие на величину предложения. Различают ценовые и неценовые детерминанты предложения. Изменение неценовых детерминант при неизменной иене ведет к изменению всей функции предложения и ее смещению вправо или влево. При изменении только цены данного товара и сохранении неизменными прочих условий наблюдается движение вдоль кривой предложения. ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА (demand determinants) — все факторы, влияющие на величину спроса. Различают ценовые и неценовые детерминанты спроса. Изменение неценовых факторов спроса при неизменной цене на рассматриваемый товар ведет к изменению всей функции спроса и смещению кривой спроса вправо или влево. При изменении только цены данного товара и сохранении неизменными прочих условий происходит движение вдоль кривой спроса. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР (monetary multiplier) — коэффициент, показывающий отношение прироста денежной массы к приросту депозитов. ДЕФЛЯТОР ВНП (GNP deflator) — агрегированный показатель общего уровня цен, рассчитанный как отношение реального объема валового национального продукта (ВНП) к номинальному ВНП. ДЕФЛЯЦИЯ (deflation) — снижение общего уровня цен; процесс, противоположный инфляции. ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ (gentleman's agreement) — неофициальная договоренность между фирмами-олигополистами относительно установления цен на рынке. ДИСКОНТИРОВАНИЕ (discounting) - снижение стоимости будущих расходов и поступлений по отношению к текущим, связанное с наличием положительной ставки процента. Стоимость будущих расходов (R) и поступлений равна сегодняшней величине инвестиций (Х) плюс процент (r), или R = Х(1+ r)п, где п — период времени. ДИСКРИМИНАЦИЯ (см. Ценовая дискриминация). ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТОВАРОВ (product differentiation) -физические или иные различия между товарами различных фирм, вызывающие у индивидуальных покупателей предпочтение товаров одной фирмы перед товарами другой. Дифференцированные товары рассматриваются покупателями в качестве схожих, но несовершенных заменителей. ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ (value added) - разница между стоимостью произведенной предприятием (или отраслью) продукцией и стоимостью приобретенной промежуточной продукции. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (long run) — период, достаточный для того, чтобы фирма могла изменить объемы всех используемых ею факторов производства. В долгосрочном периоде все ресурсы и все издержки являются переменными. ДОПУЩЕНИЕ «ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ» («other things being equal» assumption) — допущение, согласно которому все факторы, за исключением используемых в анализе, рассматриваются как постоянные. ДОХОД (revenue) — общая сумма денег, получаемых экономическим субъектом в течение какого-либо периода времени. Доход предполагает поток денег (в отличие от богатства, представляющего собой запас финансовых активов, т.е. количество в данный момент времени). Различают доход от использования экономических ресурсов {рента, процент, заработная плата, нормальная прибыль) и доход как результат производственной деятельности фирмы (совокупный, средний и предельный доходы). ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ (natural monopoly) - структура рынка, обусловленная существованием в отдельных отраслях значительного положительного эффекта масштаба производства. Достижение фирмой минимальных средних издержек при объемах (масштабах) производства, обеспечивающих практически полностью потребности рынка в данном товаре, вытесняет остальные фирмы из отрасли и создает ситуацию естественною монополизма. ЕСТЕСТВЕННАЯ ОЛИГОПОЛИЯ (natural oligopoly) - структура рынка, обусловленная существованием в отдельных отраслях положительного эффекта масштаба производства. Достижение ограниченным количеством фирм минимальных средних издержек при объемах (масштабах) производства, обеспечивающих практически полностью потребности рынка в данном товаре, вытесняет остальные фирмы из отрасли и создает ситуацию естественного олигополизма. ЕСТЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ (natural rate of unemployment) — термин, введенный Милтоном Фридманом (1968) для характеристики уровня безработицы в условиях долгосрочного равновесия и полной занятости в экономике. ЗАКОН ОУК.ЕНА (Okun'law) — обратная зависимость между уровнем безработицы и реальным объемом ВНП, показывающая, что увеличение уровня фактической безработицы относительно ее естественного уровня на один процент приводит к отставанию реального объема производства на 2,5%. ЗАКОН СПРОСА (law of demand) — обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода; другими словами, если цены на какой-либо товар увеличиваются и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ (law of diminishing returns) — принцип, согласно которому дополнительное использование переменного ресурса при неизменном количестве постоянного ресурса ведет начиная с некоторого момента времени к сокращению предельной отдачи или предельного продукта. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, или ПЕРВЫЙ ЗАКОН ГОССЕНА (law of diminishing marginal utility) — принцип, согласно которому рост потребления какого-либо блага при сохранении неизменными объемов потребления всех прочих благ приводит, начиная с некоторого моментa времени к убыванию предельной полезности данного блага. Принцип не является универсальным. Иногда предельная полезность сначала растет, достигает своего максимума и лишь затем начинает снижаться. ЗАПАС (stock) — показатель, измеряемый как количество на данный момент. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (wage) — цена труда (услуг труда) в единицу времени (час, день и т.д.). ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ (golden standard) — денежная система, при которой золото выступает в роли денег и осуществляется свободный обмен всех денежных знаков на золото. ИЗДЕРЖКИ (costs) — расходы фирмы на производство товаров или услуг в течение определенного периода времени. Как правило, величина бухгалтерских издержек отличается от величины экономических издержек. ИЗДЕРЖКИ МЕНЮ (menu cost) — расходы продавца, связанные с изменением цены. ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer's surplus) - разница между максимальной суммой, которую потребители готовы заплатить за определенное количество нужного им товара, и суммой, которую они фактически платят. Измеряется как площадь между кривой спроса и горизонтальной линией на уровне рыночной цены равновесия. ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producers surplus) - совокупный эффект превышения цены над величиной предельных издержек производства, определяющих кривую предложения производителя. Измеряется как площадь между кривой предложения и горизонтальной линией на уровне рыночной цены равновесия. ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (change in quantity supplied) — изменение количества товаров, которое готовы предложить на рынке производители, при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (издержек, технологии, экономических ожиданий, количества производителей и т.д.). На графике отражается движением вдоль кривой предложения. ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА (change in quantity demanded) — изменение количества товаров, которое готовы купить потребители, при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары и т.д.). На графике отражается движением вдоль кривой спроса. ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (change in supply) - изменение количества товаров, которое готовы предложить на рынке производители, связанное с воздействием каких-либо неценовых факторов. На графике отражается смещением всей кривой предложения вправо или влево. ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА (change in demand) — изменение количества товаров, которое готовы купить потребители, под воздействием каких-либо неценовых факторов. На графике отражайся смещением всей кривой спроса вправо или влево. ИЗОКВАНТА (isoquant) — совокупность всех возможных комбинаций факторов производства 1 и 2, достаточных для производства данного объема выпуска. Характер изоквант определяется технологией производства. ИЗОКОСТА (isocost line) — набор комбинаций экономических ресурсов, которые фирма может приобрести с учетом рыночных цен на ресурсы и полном использовании своего бюджета. Наклон линии изокосты определяется отношением рыночных цен на труд и на капитал, что вытекает из уравнения изокосты. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ (human capital investment) —любая мера, направленная на повышение производительности труда рабочих (посредством повышения их квалификации и развития способностей); расходы на улучшение образования, здоровья рабочих или на повышение мобильности рабочей силы. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ (inflationary expectations) — предположения экономических субъектов (фирм, домохозяйств и т.д.) относительно будущей динамики цен. ИНДЕКС ЦЕН (price index) — индекс, показывающий динамику изменения цен, используется для пересчета номинального объема производства (дохода) в реальный объем (доход). ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (individual proprietorship) — одна из форм предпринимательской деятельности; фирма, принадлежащая одному владельцу, который имеет право на всю заработанную прибыль и несет полную ответственность за результаты своей деятельности. ИНФЛЯЦИОННАЯ СПИРАЛЬ (wage-price inflationary spiral) — повышение ставок заработной платы, которое порождает повышение цен, а последнее, в свою очередь, ведет к дальнейшему росту ставок заработной платы. ИНФЛЯЦИЯ (inflation) — повышение общего уровня цен в экономике. ИНФЛЯЦИЯ ИЗДЕРЖЕК (cost-push inflation) - инфляция, вызываемая уменьшением совокупного предложения в результате роста издержек производства; сопровождается сокращением реального объема производства и увеличением безработицы. ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА (demand-pull inflation) — инфляция, вызываемая увеличением совокупного спроса. КАПИТАЛ (capital) — инвестиционные ресурсы, средства производства; факторы производства, созданные человеком в процессе производства. Финансовый капитал (финансовые активы) к факторам производства не относятся. КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference map) — совокупность кривых безразличия, описывающих предпочтения (и соответственно поведение) данного потребителя. КАРТЕЛЬ (cartel) — соглашение между продавцами (производителями) в целях ограничения рыночной конкуренции. Картель предполагает сговор между продавцами относительно цен, рынков сбыта, квот производства и сбыта участников и т.д. Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объединять производителей одной страны), так и международный характер (объединение производителей разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). КОЛИЧЕСТВЕННАЯ (КАРДИНАЛИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (cardinal utility theory) — теория, согласно которой полезность любого потребительского набора может быть измерена и имеет определенное значение для данного потребителя. КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА (command economy) — экономическая система, в которой материальные ресурсы являются государственной собственностью, а направление и координация экономической деятельности общества осуществляются посредством централизованного планирования. КОНГЛОМЕРАТ (conglomerate) — объединение предприятий, не связанных технологически друг с другом и осуществляющих одну или более стадий производства разнородных товаров. КОРПОРАЦИЯ (corporation) — одна из важнейших форм бизнеса; организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами, привилегиями и обязательствами, которые отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в отдельности. Владельцами корпорации являются все держатели акций (в отличие от держателей облигаций, являющихся кредиторами компании). КРАЕВОЙ (УГЛОВОЙ) ОПТИМУМ (boundary optimum) - особый случай нахождения потребительского оптимума, при котором потребитель отказывается от одного из товаров независимо от своего дохода и цен на него. В данном случае условие экономического равновесия потребителя (равенство предельной нормы замещения соотношению цен на товары в точке оптимума) не выполняется. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (short run) - период времени, в течение которого фирма не может изменить количество хотя бы одного производственного ресурса. КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve) - совокупность потребительских наборов, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей, так что ему безразлично, какой из наборов выбрать. Кривые безразличия стандартного не имеют участков возрастания, никогда не пересекаются, имеют убывающий характер, являются выпуклыми к началу координат, их предпочтительность для потребителя возрастает по мере удаления от начала координат. КРИВАЯ ИНВЕСТИЦИЙ (investment curve) - кривая, показывающая объем планируемых фирмами инвестиций при различных уровнях дохода. КРИВАЯ ЛАФФЕРА (Laffer curve) — кривая, отражающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений: выявляет налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply curve) - графическое изображение функции предложения от цены. В зависимости от продолжительности рассматриваемого периода и от специфики рынка может иметь самый различный характер. В простейших моделях кривая предложения рассматривается как возрастающая. КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (production possibilities curve) — кривая, показывающая возможные комбинации производства двух продуктов в условиях полной занятости, полного использования всех экономических ресурсов, неизменной технологии и постоянного запаса ресурсов. Данная кривая позволяет графически проиллюстрировать необходимость выбора в условиях ограниченности ресурсов и наличие возрастающих альтернативных издержек. КРИВАЯ РЕАКЦИИ (reaction curve) — графическое изображение функции реакции одной из фирм при выборе оптимального объема на решение другой фирмы относительно величины объема выпуска. Используется при анализе поведения олигополистов на рынке (например, в модели Курно). КРИВАЯ СПРОСА (demand curve) — графическое изображение функции спроса от цены. Как правило, является убывающей (исключение составляют товары Гиффена. для которых кривая спроса является возрастающей). КРИВАЯ ФИЛЛИПСА (Phillips curve) - кривая, отражающая зависимость между уровнем безработицы и годовым темпом уровня цен. КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ (Engel curve) — кривая, отражающая зависимость реального потребления (спроса) от дохода потребителя. Форма кривых позволяет классифицировать исследуемые товары на нормальные (с выделением в этой группе предметов первой необходимости и предметов роскоши) и на относительно худшие. Если полученная кривая имеет положительный наклон, то товар относится к группе нормальных, если отрицательный наклон, то к относительно худшим, так как с ростом доходов объем его потребления сокращается. ЛИДЕРСТВО В ЦЕНАХ (price leadership) - метод согласования цены на рынке между фирмами-олигополистами; фирма-лидер объявляет изменение иен на свою продукцию, и вслед за нею другие фирмы отрасли также объявляют о идентичном (или примерно таком же) изменении цен. Различают лидерство в ценах фирмы-доминанта и фирмы-барометра. ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА «ПОСЛЕ ЭТОГО - ЗНАЧИТ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТОГО» — некорректный ход рассуждений, согласно которому одно событие, предшествующее другому, объявляется его причиной. ЛОМАНАЯ КРИВАЯ СПРОСА (kinked demand curve) -кривая спроса фирмы-олигополиста при отсутствии сговора, основанная на допущении, что фирмы-конкуренты присоединятся к решению о снижении цен, но проигнорируют решение о повышении цен. МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (marginal analysis) — поиск оптимального значения некоторой переменной посредством сравнения издержек и выгод, которые могли бы быть вызваны небольшими изменениями этой переменной. МАСШТАБ ПРОИЗВОДСТВА (см. Эффект масштаба производства) МИКРОЭКОНОМИКА (microeconomics) — часть теоретической экономики, изучающая отдельных экономических субъектов (отдельных потребителей, отдельных фирм, государства) в процессе производства, обмена и потребления товаров и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов. Микроэкономика исследует отдельные рынки и конкретные цены, формулирует принципы эффективного поведения экономических субъектов. МИНИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНЫЙ МАСШТАБ ПРОИЗВОДСТВА (minimum efficient scale) — наименьший из объемов производства фирмы, при котором ее долгосрочные средние издержки достигают минимального уровня. МНОЖИТЕЛЬ ЛАГРАНЖА (Lagrange multiplier) - коэффициент, используемый для решения задачи максимизации полезности при заданных бюджетных ограничениях по методу Лагранжа. МОДЕЛЬ (model) — упрощенное представление экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме (например, с помощью графиков и уравнений) или точное описание упрощенной воображаемой экономики. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (monopolistic competition) — рынок, на котором действует значительное количество фирм, производящих дифференцированную продукцию; доступ на рынок относительно свободный; фирма обладает определенной монопольной властью и использует значительную неценовую конкуренцию. МОНОПОЛИЯ (monopoly) — рынок, на котором число продавцов столь незначительно, что каждый из них может повлиять на общий объем предложения и на цену товара. Модель чистой монополии предполагает наличие в отрасли единственного производителя (продавца) конкретного товара или услуги и отсутствие у фирмы прямых конкурентов, поскольку проникновение и деятельность на рынке других фирм являются практически невозможными или экономически неэффективными. МОНОПОЛЬНАЯ (РЫНОЧНАЯ) ВЛАСТЬ (monopoly (market) power) — способность фирмы или группы фирм, действующих совместно, поднимать рыночную цену выше конкурентного уровня. Для количественной оценки монопольной власти используется коэффициент Лернера (L), равный относительному превышению цены (Р) над предельными издержками (М/С) L = (Р— МС)/Р. МОНОПСОНИЯ (monopsony) — рынок, на котором действует лишь один покупатель товара или услуги. МУЛЬТИПЛИКАТОР (multiplier) — коэффициент, показывающий отношение равновесного реального объема производства к изменению объема инвестиций или к изменению любого другого компонента совокупных расходов. НЕВОЗВРАТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (sunk costs) — величина постоянных издержек, которые несет фирма даже в случае прекращения производственной деятельности; издержки, отказ от которых и компенсация которых невозможны, и, как следствие, они не учитываются при принятии решения. НЕОГРАНИЧЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (unlimited liability) — неограниченный размер убытков, которые единоличный собственник или партнеры должны взять на себя по закону. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (imperfect competition) — все рынки, за исключением тех, на которых выполняются условия совершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия и олигопсония; рынки, на которых покупатели или продавцы способны в одностороннем порядке влиять на рыночные цены. НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (nonprice competition) - конкуренция посредством дифференциации продукции, рекламы, мер по стимулированию сбыта и т.д.; воздействие на рыночный спрос в целях увеличения объемов продаж при неизменных ценах. НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (non-price determinants of supply) — факторы, оказывающие воздействие на предложение при неизменных ценах на рассматриваемый товар (издержки производства, технология, экономические ожидания, количество производителей и т.д.). НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА (nonprice determinants of demand) — факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар (доходы, вкусы потребителей, иены на другие товары, экономические ожидания и т.п.). НЕЭЛАСТИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (inelastic supply) - коэффициент эластичности такого предложения меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения величины предложения. НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС (inelastic demand) - коэффициент эластичности такого спроса по модулю меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения величины спроса. НЕЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (implicit costs) — определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы. Примером неявных издержек для предпринимателя может быть заработная плата, которую он мог бы получать, работая по найму. НОМИНАЛЬНЫЙ (nominal) — измеряемый в текущих ценах, не пересчитанный с учетом инфляции. НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (normal profit) - часть совокупных издержек фирмы; платежи, которые фирма должна осуществлять, чтобы приобрести и удержать предпринимательский талант; минимальный доход, которым должны вознаграждаться предпринимательские способности; вмененные издержки. НОРМАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ (normal goods) — товары, величина потребления которых увеличивается по мере роста доходов потребителя. Для нормальных товаров эластичность спроса по доходу является величиной положительной. НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА (normative economics) -подход к оценке экономических явлений с точки зрения того, какой должны быть экономика, цели экономического развития, экономическая политика. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ОТ МОНОПОЛИЗАЦИИ (social cost of monopoly) — чистые потери общества, вызванные монопольным ограничением объемов выпуска; равны разнице между стоимостной оценкой, устанавливаемой потребителями за каждую единицу потерянного выпуска продукции, и предельными издержками ее производства. ОБЩИЙ ДОХОД (см. ^ Совокупный доход). ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ (см. Совокупные издержки). ОБЩИЙ ПРОДУКТ (см. Совокупный продукт). ОГРАНИЧЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (limited liability) — ограничение максимального размера потерь заранее определенным пределом. ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ (scarce resources) - невозможность одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. ОЛИГОПОЛИЯ (oligopoly) — рынок, на котором действует ограниченное количество фирм, производящих однородную (так называемая чистая олигополия) или дифференцированную продукцию (дифференцированная олигополия); монопольная власть отдельной фирмы ограничена особой взаимозависимостью фирм друг с другом; преобладает сильная неценовая конкуренция. ОЛИГОПСОНИЯ (oligopsony) — рынок, на котором действует всего несколько покупателей. ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫПУСК (optimal output) — объем выпуска, обеспечивающий фирме максимальный объем прибыли. ОПТИМАЛЬНЫЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВЫПУСК (optimal positive output) — объем выпуска, обеспечивающий фирме максимальный объем прибыли, при условии, что она не собирается прекращать свое производство. ОПТИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ НАБОР (optimal consumer bundle) — комбинация товаров и услуг, обеспечивающая потребителю максимальную полезность. ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ — вид экономической модели, используемый при анализе поведения отдельных экономических субъектов для нахождения оптимальных величин. В этих моделях используются предельные показатели (предельная полезность, предельный продукт, предельный доход, предельные издержки и т.п.), вследствие чего данный анализ принято называть маржинальным (от англ. margin). ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА (decreasing returns to scale or diseconomies of scale) — процесс возрастания долгосрочных средних издержек фирмы с увеличением масштабов производства. ОТНОСИТЕЛЬНО ХУДШИЕ ТОВАРЫ (inferior goods) -товары, объем потребления которых падает с ростом доходов потребителей. Для данных товаров эластичность спроса по доходу является отрицательной. ПАРАДОКС ГИФФЕНА (см. ^ Товары Гиффена). ПАРЕТО-ОПТИМУМ (см. Эффективность по Парето). ПАРТНЕРСТВО (ТОВАРИЩЕСТВО) (partnership) - одна из форм организации предпринимательской деятельности: фирма, которой владеют и которой управляют два лица и более. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ОБЪЕМНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА (cross-output elastisity of demand) — характеризует процентное изменение цены фирмы Х при изменении объема выпуска фирмы Y на 1%. Используется для количественной оценки взаимозависимости фирм на рынке. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА (cross-price elastisity of demand) — характеризует процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%. Используется для характеристики взаимодополняющих и взаимозаменяюших товаров. ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (variable cost) - издержки, общая величина которых возрастает (уменьшается), когда возрастает (уменьшается) объем выпуска фирмы; расходы фирмы на оплату переменных факторов производства. ПЕРЕМЕННЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА (РЕСУРС) (variable resourse) — всякий используемый фирмой ресурс, количество которого можно изменять. ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИКА (positive economics) - направление в экономической теории, предполагающее объяснение и прогнозирование экономических явлений, изучение общеэкономических закономерностей, на основе которых формируются принципы экономического поведения, выявление причинно-следственной или функциональной связи между явлениями. ПОЛЕЗНОСТЬ (utility) — степень удовлетворения, получаемая экономическим субъектом (см. ^ Функция полезности). ПОЛИТИКА ДЕШЕВЫХ ДЕНЕГ (easy money policy) - политика увеличения денежной массы в обращении. ПОЛИТИКА ДОРОГИХ ДЕНЕГ (tight money policy) - политика сокращения или ограничения роста денежной массы в экономике. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ (full employment) — уровень занятости, при которой существует лишь фрикционная и структурная безработица, но отсутствует циклическая безработица (и когда реальный национальный продукт равен потенциальному). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА (increasing returns to scale or economies of scale) — процесс сокращения долгосрочных средних издержек фирмы при увеличении масштаба производства. ПОРЯДКОВАЯ (ОРДИНАЛИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (ordinal utility theory) — разработана Ф. Эджуортом, В. Парето, И. Фишером, Р. Аленом, Дж. Хиксом в конце XIX — начале XX века. В отличие от количественной теории полезности, отвергает возможность количественного соизмерения полезности благ, основывается на ряде аксиом, объясняющих поведение потребителя через сопоставление полезности и построение кривых безразличия и бюджетных линий. ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (fixed cost) - затраты фирмы, величина которых не меняется при изменении объемов выпуска фирмы; расходы фирмы на оплату постоянных факторов производства. ПОСТОЯННЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА (РЕСУРС) (fixed resourse) — любой применяемый фирмой ресурс, количество которого она не может изменить. ПОСТОЯННЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА (см. ^ Эффект масштаба производства) ПОТОЛОК ЦЕН (price ceiling) — установленная законом максимальная цена на товар. ПОТОК (flow) — величина, измеряемая как количество в единицу времени. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ НАБОР, или КОРЗИНА (consumption bundle) — совокупность товаров и услуг, выбранных потребителем. Записывается в виде Q= {Q1, Q2, ..., Qi..... Qn), где Qi — количество товара i (Qi > 0); n — число товаров. ПОТРЕБНОСТЬ (needs, wants) — объективная нужда человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма и личности. (см. Теория иерархии потребностей Маслоу). ПРЕДЕЛЬНАЯ ДОХОДНОСТЬ ФАКТОРА (РЕСУРСА) (marginal revenue product — MRP) — прирост совокупного дохода фирма от использования одной дополнительной единицы какого-либо ресурса, при этом количество других ресурсов остается неизменным. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ (Marginal Rate of Substitution, или MRS) товара А товаром В называют количество товара В, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение количество товара A на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.