Министерство образования РФАвтор: Шишаева Валентина Анатольевнаучитель химии МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»с. Павловка2011 г.Химический марафон В марафоне участвуют две команды. В начале соревнования соперники приветствуют друг друга и представляют себя зрителям. У каждой команды есть группы болельщиков, им тоже предстоит участвовать в химическом состязании. Ведущий обращается к болельщикам с просьбой активно поддерживать свои команды. Ведущий. Итак, начинаем! Важно, чтобы хорошее настроение не покидало вас, а поднимет его до экзотермического уровня первый конкурс под названием... 1.«Дешифрование» В адрес участников турнира пришли две телеграммы с пожеланиями, но они оказались зашифрованными химическим способом. В течение 2 мин без применения дополнительных реактивов расшифруйте и определите, чем они были написаны.^ Первая телеграмма: «Думай, работай, ищи, трудно будет — не пищи!» Вторая: «На нашем турнире, друзья, инертным газом быть нельзя!» Обе телеграммы написаны на телеграфном бланке раствором серной кислоты или концентрированным раствором сульфата (хлорида) кобальта(II); их проявляют нагреванием.)^ 2.«Правила безопасности» Обычно говорят, что театр начинается с вешалки, а кабинет химии — с правил безопасности. 1. Командам предстоит проявить знание правил безопасности и определить, что изображают рисунки из пособия . 2. Распознайте, какой раствор пролили на одежду: перманганата калия или иода. Как вывести пятна от этих растворов? В чем сущность химических процессов удаления пятен? (На кусочки белой ткани наносят капли растворов перманганата калия и иода (или солей железа(Ш)) и выдают командам. Пятна иода легко выводятся раствором сульфита или тиосульфата натрия: Na2SO3 + I2 + H2O = Na2SO4 + 2HI 2Na2S2O3 + I2 = Na2S4O6 + 2NaI Образовавшуюся иодоводородную кислоту нейтрализуют раствором пищевой соды NaHCO3. Пятна от раствора перманганата калия быстро выводятся раствором перок-сида водорода, подкисленным уксусной кислотой: 2КМпО4 + 9Н2О2 + 6СН3СООН -= 2Мn(СН3СОО)2 + 2СН3СООК + 7О2+ 12Н2О. После выведения пятен кусочки ткани необходимо обязательно промыть водой.)^ 3.«Все цвета радуги» По цвету раствора определите, какие ионы придают ему окраску. (Ионы меди (II) — голубую, никеля(II) — зеленую. кобальта(II) — розовую, железа (III) — темно-желтую, перманганат-ион — фиолетовую, хромат-ион — желтую, бихромат-ион — оранжевую)^ 4.«Забывчивый экспериментатор», или «рН-метрический» ' От каждой команды приглашают по одному учащемуся. Им предстоит за 3 мин решить экспериментальную задачу. Учитель химии предложил двум учащимся приготовить для урока растворы солей: 1 — хлорида цинка, ортофосфата натрия, сульфата калия; 2 — нитрата калия, сульфида натрия, хлорида алюминия, Они хорошо поработали, растворы приготовили, а подписать их забыли... Предлагаем вам исправить их огрехи и с помощью индикаторов определить, в какой пробирке находится каждое из веществ. 5.^ Химический ребус Любимое занятие многих юных химиков — отгадывание кроссвордов. В этом конкурсе мы даем задание разгадать не кроссворд, а химический ребус.^ 6.«Поле чудес» Пока команды ломают голову над ребусами, болельщики вспоминают химическую терминологию и разгадывают зашифрованные слова. На магнитной доске предварительно делают соответствующие записи и закрывают буквы квадратиками. 1. Сосуд с плотно закрывающейся крышкой. Служит для осушения веществ. (Эксикатор.) 2. Порошкообразное вещество. Используется для придания окраски лакам и краскам. (Пигмент.) 3. Способ_разделения смеси. (Флотация. Декантация. Экстракция. Дистилляция. Фильтрование. 4. Сосуд с длинным горлом. Используется для перегонки веществ. (Реторта.) 5. Процесс поглощения жидкости или газа твердым веществом. (Адсорбция.) 6. Длинный узкий сосуд с носиком и краном. Используется для измерения объема вытекающей жидкости. (Бюретка.)7.«Поджигатели» Командам предлагается «сжечь» лучинку и сахар без применения огня. (Среди предложенных реактивов есть концентрированная серная кислота, сильное водоотнимающее средство. Она обугливает углеводы (сахар, древесина): С12Н22О11 + 4H2SO4 (конц.) = 11С + СО2 + 4SO2 + 15Н2О.)^ 8. «Викторина в веселых картинках» Болельщикам команд предстоит за 5 мин перевести на химический язык приведенные на картинках названия веществ и указать их химические формулы. (1. Марганцовка — перманганат калия КМпО4. 2. Сода пищевая — гидрокарбонат натрия NaHCO3. 3. Нашатырь — хлорид аммония NН4С1. 4. Гидроперит — пероксид водорода Н2О2. 5. Поваренная соль — хлорид натрия NаCl 9. «Рифмы, рифмы, рифмы» Поэтом можешь ты не быть, но почему б не попытаться. Команды составляют по два четверостишия, используя рифмы: бром — дом, явление — объяснение, свинец — птенец, штатив -факультатив.^ 10. «Хическая ходьба» Необходимо пройти от линии старта как можно дальше, называя на каждый шаг новое органическое соединение (не останавливаясь и не повторяясь). В конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. Зачет — по общему числу названных химических веществ.11.«Шпаргалка» После проведения контрольной работы по химии в школьном коридоре была обнаружена разорванная шпаргалка с правыми частями уравнений химических реакций: Н2SO4, t ... → С6Н12О6 + С6Н12О6 … → CH3Cl + HCl ... = LiOH + Н2. Восстановите левые части. Н2SO4, t (С12Н22О11 + H2 O → С6Н12О6 + С6Н12О6 ; CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl 2 Li + 2H2O → 2LiOH + H2.)^ 12. «Химия и геология» Этот конкурс для болельщикоп смотрят на плакат с формулами званиями минералов и за 3 мин находят соответствующие пары (минерал и его химический состав). 1. СaSО4 • 2Н2O а) мрамор 2. SiО2 б) кремнезем 3. Ca3 (PO4 )2 в) пирит 4. Fe2O3 г) боксит 5. Al 2O 3 • nН2о д) гипс 6. FeS2 e) гематит 7. СаСО3 ж) фосфорит. (1 — д, 2 — б, 3 — ж, 4 — е, 5 – г, 6 - в, 7 - а.)«Химик-лингвист» Если вы правильно назовете вещества, формулы которых приведены на плакате, то из первых букв Этих названий получится крылатая фраза. Какая? Аи, Nе, NH3, Nb, СаСО3, Еu, Na2CO3, In, La, Аm (Золото, нeoн, аммиак, ниобий, известняк, европий, сода, индии, лантан, америций. Знание — сила)«Обгонялки» Ведущий читает вопрос. Задача команды — быстро дать на него ответ, опередив соперника. - Как называют вещества, имеющие одинаковый состав, но разную структуру молекул? (Изомеры.) - Что получают в результате реакции Кучерова? (Уксусный альдегид.) - Какая женщина-химик была дважды удостоена Нобелевской премии? (Мария Склодовская-Кюри.) - Какой газ за его красно-бурый цвет называют «лисьим хвостом»?(Оксид азота (IV).) - Какой тип реакций характерен для непредельных углеводородов? (Реакции присоединения.) - Качественную реакцию на какую функциональную группу называют «реакцией серебряного зеркала»? (На альдегидную группу.) - Назовите формулу глюкозы. (C6 Н12O6.) - Каково значение молярного объема газов при нормальных условиях? (22,4 л/моль.) - Кто сформулировал основные положения теории строения органических соединений? (А. М. Бутлеров.) - Какой газ обладает запахом тухлых яиц? (Сероводород.)- Какие углеводороды отвечают общей формуле СпН2п+2 ? (Алканы.) - Русский учёный, получивший синтетический каучук. (С. В.Лебедев.) - Наиболее древний способ получения этанола (сбраживание сахаристых веществ.) - Органические вещества, содержащие в своем составе карбоксильную группу. (Карбоновые кислоты.) - Кислота, которая содержится в муравьях и крапиве? (Муравьиная) -Негорючее вещество, а его гасят. (Негашеная известь СаО) -Газ без цвета и без запаха, но при пропусканий через него электрического тока приобретает характерный запах. (Озон.) - Какой реактив позволяет различить NaCl, NaBr, Nal, NaNO3, Na3PO4? (Нитрат серебра.) Подведение итогов химической эстафеты После проведения игры жюри оглашает итоги марафона. Награждается команда победитель.