Реферат по предмету "Социология"


Война как самый острый социальный конфликт

Контрольная работа По дисциплине: конфликтология На тему: «Война как самый острый социальный конфликт» Содержание: Введение… 1. Природа и сущность конфликта….1. Мотивы конфликта… 2. Процесс развития конфликта… 1. Предконфликтная ситуация… 2. Инцидент…7 1.2.3. 3-я стадия развития конфликта…8 1.2.4.

Кульминация… 5. Разрешение конфликта… 6. Переговоры… 7. Послеконфликтная ситуация… 3. Типология конфликтов… 2. Практическая часть на примере информационного центра «Добрый день»… 3. Выводы и практические рекомендации….15 Заключение….16 Список использованной литературы… 17 Введение Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно

сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. А окружающие - будь то родственники или те, с которыми мы вместе работаем, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения были выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка

неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта. Чтобы выработать верную линию поведения в конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Конфликты - одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

Конфликт (от лат. «confluctus»)означает столкновение сторон, мнений, сил. Конфликты существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими. Причины конфликта - различия в представлениях и ценностях; различия в манере поведения,

уровне образования; различия в целях. История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Сегодня конфликты - повседневная реальность. Возможно,

21 век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтности, либо он будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в 20 в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, несогласия, противоречия между отдельными людьми - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в прошлом столетии до 300 миллионов человеческих жизней.

Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека. В исторической и художественной литературе описано огромное количество различающихся по силе, по последствиям для людей, форме и содержанию конфликтных ситуаций. Специалистами подсчитано, что за последние 5 тысяч лет человечество участвовало приблизительно в 15

тысячах локальных и общих войн - одной из самых страшных форм разрешения социальных противоречий. Из этого факта, как бы мы к нему не относились, следует, что вся история цивилизации пронизана социальными конфликтами, решение которых часто становится невозможным без привлечения силовых методов и приемов, что, безусловно, наносит непоправимый урон всем областям жизни и деятельности народов. Нужно отметить, что чаще всего даже самые серьезные конфликтные ситуации возникают и «расширяются»

из самых мелких и, казалось бы, примитивных ситуаций, поводов, причин, и поэтому рассмотрение самой сути конфликта, разбор всех его составляющих, а также способов его разрешения является самым важным предметом социальной психологии как науки. Таким образом, проблема конфликта является самой актуальной проблемой времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов. В своей работе я обозначу понятие конфликта, его структуру, а также пути разрешения

конфликта. Цель моей работы - рассмотреть социальный конфликт, самым острым из которых, безусловно, является война. Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач: - критический обзор литературных источников по данной теме; - изучение природы и сущности конфликта; - распознавание процесса развития конфликта; - изучение типологии конфликтов; - составление практических рекомендаций по формированию положительных взаимоотношений в рабочем коллективе.

Объект практического исследования является рабочий коллектив отдела статистики информационного центра «Добрый день». Предмет исследования – социальный конфликт в организации. 1. Природа и сущность конфликта Существует множество определений термина «конфликт». Наиболее общий подход к определению конфликта состоит в определении его через противоречие как более общее понятие, и, прежде всего - через социальное противоречие.

Общеизвестно, что развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий. Причинами их могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных

отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга, своеобразную войну. В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять.

Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь ввиду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным.

Форма столкновений - насильственная или ненасильственная зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешения конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборства. Итак, социальный конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Социальный конфликт - включает в себя также активность индивида или

групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам). Замечу, что проблематика конфликтов использует и такие термины, как споры, дебаты, торги, соперничество и контролируемые сражения, косвенное и прямое насилие. У многих исследователей конфликт ассоциируется и с масштабными, историческими изменениями. 1.1. Мотивы конфликта Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному?

Для этого должны быть какие-то причины. Таких причин можно назвать много, но все они, в конечном счете, ведут к тому, что у каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т.д на основе которого он воспринимает и оценивает все, с чем сталкивается. На этой основе у него возникают и соответствующие мотивы - стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т.д. Но и в том и в другом случае они самым существенным

образом влияют на отношение человека к важным для него вещам. Мотивация определяет процесс, который психологи называют формированием цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, который индивид хотел бы в данной ситуации достичь Бывает, что человек формирует реально недостижимые цели. Тогда у него возникают внутриличностные конфликты.

Хресс П. и Пиапи Ж. писали в «Экспериментальной психологии»: «Человек, поставленный перед необходимостью выбирать один из двух объектов, может выбрать один из них и, уже приняв решение, воспринимать второй объект как имеющий значительно более высокую ценность (poss-decision conflict). Возможен также конфликт вследствие того, что человек любит или восхищается двумя индивидами, которые не терпят или ненавидят друг друга. Возможны конфликты познавательного характера, когда человек сталкивается

с информацией, противоречащей сложившимся у него взглядам, и т.д.» Возможно и то, что человек формирует несовместимые цели. В этом случае процесс их формирования принимает форму борьбы между конкурирующими мотивационными тенденциями: одна из них создает у человека положительное отношение к объекту, стремление приблизиться к нему, а другая - отрицательное отношение к объекту, стремление его избежать.

Если у двух людей их представления о какой-либо ситуации вступают в противоречие, и возникают разногласия по поводу каких-то важных для них вопросов, то их мотивы, соответственно, тоже расходятся. Т.е. в данной ситуации стремления, желания этих людей не совпадают, оказываются несовместимыми. 1.2. Процесс развития конфликта В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность стадий.

Но последовательность их в любом конфликте одна и та же. 1.2.1. Предконфликтная ситуация Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Это положение дел накануне конфликта. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут

к обострению социальной напряженности. Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта. Если же напряженность в отношениях не выливается в открытые конфликтные столкновения и подобное столкновение вещей сохраняется довольно долго, то его называют потенциальным, или латентным (скрытым) конфликтом. Предконфликтную ситуацию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон: - возникновение противоречий по поводу определенного

спорного объекта, рост недоверия и социальной напряженности, предъявление односторонних или взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид; - стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми методами», замыкание на своих собственных стереотипах, появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере; - разрушение структур взаимодействия, переход от взаимных обвинений к угрозам, рост агрессивности, «формирование

образа врага» и установка на борьбу с ним. Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент. 1.2.2. Инцидент Инцидент - формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться

результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья» сила, преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Можно выделить четыре типа инцидента по характеру возникновения: - объективные целенаправленные инциденты; - объективные нецеленаправленные инциденты; - субъективные целенаправленные инциденты (человек идет на конфликт, чтобы решить свои проблемы); - субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись интересы

двух или нескольких сторон) инциденты. Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три варианта поведения конфликтующих сторон: - стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс; - одна из сторон делает вид, что «ничего не произошло» (уход от конфликта); - инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конкретной установки (целей, ожидания, эмоциональных

ориентаций) сторон. 1.2.3. 3-я стадия развития конфликта Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения: - активно-конфликтное поведение (вызов);

- пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов); - конфликтно-компромиссное поведение; - компромиссное поведение. В зависимости от конфликтной установки сторон и формы поведения сторон, конфликт приобретает логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины углубления и разрастания. И если ему ничто не мешает, он начинает, как бы, питать сам себя, создавая, порождая все новые и новые основания дальнейшего развития. Поэтому каждый конфликт является в определенной степени

уникальным. Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта: - переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой ступени еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами; - дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон.

Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым; - конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой ступени конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику. 1.2.4. Кульминация Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны

к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает (или их родственным связям, или дружеским отношениям). Кульминация - это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то взрывном эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает того накала, что обеим сторонам становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать

как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях. В затяжном конфликте момент кульминации долго не наступает. В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка кульминации обходится очень дорого: в процессе затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический потенциал» негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации; и когда,

наконец, момент кульминации приходит, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие разрушения. Такого рода кульминация - это еще один вариант острого конфликта. 1.2.5. Разрешение конфликта Длительность и интенсивность конфликта зависит от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т.д.

На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации - невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения, и накал борьбы, как правило, идет

на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений. На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий: - очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта; - борьба идет до полного поражения одной из сторон; - борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов; - стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального)

победителя; - конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы. Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия его прекращения, которые могут быть определены еще до начала противоборства, а могут быть выработаны и согласованы в ходе развития конфликта. Существуют такие абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменующие

победу и поражение сторон, тем больше шансов для его локализации. Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников, либо путем изменения характеристики объекта, либо иными способами. Это устранение объекта конфликта, замена одного объекта другим, устранение одной стороны участников конфликта, изменение позиции одной из сторон, изменение характеристик объекта и субъекта конфликта,

получение новых сведений об объекте или создание дополнительных условий, недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников, приход участников конфликта к единому решению или обращение к арбитражу при условии подчинения любому его решению. 1.2.6. Переговоры Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает переговоры. Обычно одним из условий начала переговорного процесса является временное перемирие.

Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают враждовать, но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон и включают всевозможные процедуры: признание наличия конфликта, утверждение процедуры, правил и норм, выявление основных спорных вопросов, исследование возможных вариантов решения проблемы, поиск соглашения по каждому спорному вопросу и урегулирование

конфликта в целом, выполнение всех принятых взаимных обязательств. В основу переговорного процесса может быть положен метод компромисса, основанный на взаимных уступках сторон, или метод консенсуса, ориентированный на совместное решение существующих проблем. Методы ведения переговоров и их результат зависит не только от отношений между противоборствующими сторонами, но и от внутреннего положения каждой из сторон, отношения с союзниками и другие внеконфликтные

факторы. 1.2.7. Послеконфликтная стадия Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью завершен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет зависеть от следующих положений: - насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели; - какими методами и способами велась борьба; - насколько велики потери сторон; - насколько велика степень ущемленности чувства собственного

достоинства той или иной стороны; - удалось ли в результате мира снять эмоциональное напряжение сторон; - какие методы были положены в основу переговорного процесса; - насколько удалось сбалансировать интересы сторон; - навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или являлся результатом взаимного поиска решения конфликта; - какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта. Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения

оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде; новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. 1.3. Типология конфликтов Конфликты классифицируются в соответствии со степенью нормативной регуляции: на одном конце - институционализированные (типа дуэли), на другом - абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента). Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени институализации.

Социальный конфликт - понятие собирательное, охватывающее множество форм проявления групповых столкновений. Такие конфликты различаются масштабом, типом, составом участников причинами и последствиями. При этом по форме проявления эти конфликты можно разделить на два вида: - антагонистические (непримиримые); - агонистические (примиримые). Для второго вида характерны конфронтация, соперничество, конкуренция. Конфронтация - это зачастую пассивное противостояние социальных групп с противоборствующими политическими,

экологическими, социальными интересами. Как правило, конфронтация не принимает форму открытого столкновения, но предполагает оказание давления, наличие разногласий. Конфронтация может перерасти в соперничество. Соперничество - это борьба за признание достижений и способностей отдельного человека или какой-либо общности. Цель соперничества - приобретение лучших социальных позиций, достижение престижных целей.

Соперничество, в свою очередь может перерасти в конкуренцию. Конкуренция - это особый тип конфликта, цель которого - получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам. Антагонистические (непримиримые) конфликты делятся на смуту, мятеж, бунт, революцию, т.е конфликты, имеющие острые формы. Смута - это неясно выраженное недовольство существующим положением. Вначале появляется раздражение, оно переходит в возмущение, а затем - в негодование.

Неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные требования, хотя и не всегда понятно, чего хотят организаторы смуты, т. е. воля их четко не выражена. Смута может перерасти в бунт или мятеж, затем - в восстание. Бунт и мятеж - это целенаправленное выражение личной или коллективной активности в агрессивных формах. Восстание - целенаправленное выражение личной или коллективной агрессии с высокой степенью организации

коллективного протеста. Социологи описывают конфликт также с помощью переменных, таких, как разногласие и доминирование. Разногласие - основная переменная, которая указывает состояние и ориентацию взглядов, интересов и целей участников, выраженных в требованиях или декларациях о намерениях. Разногласие формирует противоборствующее поведение, описываемое процессуальной моделью конфликта. Доминирование предполагает социальную иерархию в человеческих сообществах, борьбу за приоритетные позиции.

Это система человеческих действий, основанная на стремление применить силу. Если за критерий принять объект конфликта, то можно выделить следующие виды конфликтов. Экономические. В их основе лежит столкновение экономических интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их разрешить. Именно экономические причины чаще всего лежат в основе глобальных кризисов между обществом и властью.

Социально-политические. В их основе лежат противоречия, касающиеся политики государства в сфере властных и социальных отношений, партий и политических объединений. Они тесно связаны с межгосударственными и международными столкновениями. Идеологические. В их основе находятся противоречия во взглядах, установках людей на самые разные проблемы жизни общества, государства. Они могут возникать как на уровне макросферы, так и в самых малых объединениях

на уровне личности. Социально-психологические. Они могут проявиться как между личностями, так и между социальными группами. В их основе лежат нарушения в области взаимоотношений. Причиной может быть психологическая несовместимость, немотивированное неприятие человека человеком, борьба за лидерство, престиж, влияние и т.д. Социально-бытовые. Они связаны с разными представлениями групп и отдельных лиц и жизни, быте и т.д.

Главный из них - дисгармония семейных отношений. Его причины: бытовые неурядицы, морально-бытовая распущенность, а также серьезные идейные расхождения. Если за критерий принять длительность и степень напряжения, то конфликты можно разделить на следующие типы: Бурные и быстротекущие. Отличаются большой эмоциональностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих сторон. Они могут заканчиваться тяжелыми исходами и иметь трагические последствия: в основе их лежит психологическое

состояние людей. Острые и длительные. Возникают преимущественно в тех случаях, когда противоречия достаточно глубокие, устойчивые, непримиримые или труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки. Прогноз решения - преимущественно неопределенный. Слабовыраженные и вялотекущие. Характерны для противоречий, носящих неострый характер, либо для столкновений,

где активна лишь одна сторона; вторая не стремится четко обнаружить свою позицию или избегает конфронтации. Слабовыраженные и быстропротекающие. О благоприятном прогнозе можно говорить лишь в том случае, если такой конфликт имеет место в определенном эпизоде. Если за ним следует новая цепь подобных конфликтов, то прогноз может быть не только сложным, но и неблагоприятным. 2. Практическая часть на примере информационного центра «Добрый день»

Отдел статистики информационного центра «Добрый день» состоит из 9 женщин. Руководителем подразделения является Иванова М.А женщина среднего (предпенсионного) возраста, давно работающая в информационном центре и успешно справляющаяся со своими обязанностями. В отдел не так давно, около года, поступил на работу новый сотрудник - Филатова Н.Н молодая, симпатичная женщина, которая заканчивает заочно педагогический институт.

Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников отдела и, в первую очередь начальника, у которой есть дочь такого же возраста. Начальник отдела Иванова М.А. некоторое время “по-матерински” опекала новую сотрудницу, но потом наступил перелом в их взаимоотношениях, и по непонятным для Филатовой Н.Н. причинам отношения резко ухудшились.

Иванова М.А. стала постоянно придираться к Филатовой Н.Н стараясь унизить ее как личность, не давая спокойно работать. В отделе разгоралась, буквально, война. Для Филатовой Н.Н. встал вопрос: что делать? и не перейти ли на работу в другое подразделение? Другие сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию.

По своему характеру Иванова М.А. достаточно властный человек, и давно находится на руководящей должности. Филатова Н.Н человек в коллективе новый, общительный, со всеми находит общий язык. Необходимо определить суть проблемы конфликта, его природу и кто вовлечен в конфликт. Участниками (субъектами) этого конфликта являются все работники отдела статистики информационного центра «Добрый день». Предметом конфликта выступают противоречивые взаимоотношения сотрудников.

Основная проблема заключается во взаимоотношениях начальника и подчиненной. В той мере, в какой вовлеченные в конфликт люди имеют какие-то общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно сгруппировать вместе. Затем определяются потребности и опасения каждого из участников конфликтной ситуации, связанной с данной проблемой. 1. Начальник отдела Иванова М.А.: основной потребностью является уважение подчиненных.

Опасения ее - быть подвергнутой критике, потеря контроля. 2. Сотрудница отдела статистики информационного центра «Добрый день» Филатова Н.Н.: основной потребностью являются самореализация, интересная работа, самостоятельность. Опасениями выступают ущемление достоинства, невозможность продуктивно работать из-за постоянных конфликтов. 3. Коллектив отдела статистики информационного центра «Добрый день»: основная потребность нормальные

взаимоотношения среди коллектива, а, следовательно, продуктивность в работе. Следует подчеркнуть еще раз важность точного определения проблемы конфликта и того, насколько она затрагивает интересы каждого участника противостояния. Чтобы эффективно управлять развитием конфликта, необходимо с максимальной точностью составить его диагноз. Идеальным является восприятие конфликта таким, каков он есть на самом деле. Достижение соответствия между субъективной оценкой данного конфликта руководителем

и состоянием объективного развития противостояния представляет собой серьезную задачу, решить которую практически бывает очень трудно. Данный конфликт, по сфере проявления, относится к организационному конфликту. По степени длительности и напряженности: к слабовыраженному, вялотекущему конфликту, т.к. активна лишь одна сторона, вторая не стремится четко обнаружить свою позицию или избегает конфронтации. Данный конфликт разворачивается среди двух сотрудников одного предприятия, следовательно, по субъектам

конфликтного взаимодействия - он межличностный. По социальным последствиям конфликт в отделе статистики информационного центра «Добрый день» является деструктивным. Недооценка конфликта может привести к тому, что его анализ будет проведен поверхностно и высказанные на основе такого анализа предложения окажутся малопригодными. Недооценка конфликта может иметь объективные и субъективные причины.

Объективные - зависят от состояния информационных и коммуникационных систем, а субъективные - от неспособности или нежелания отдельного человека соответствующим образом оценить возникшую ситуацию. Вредна не только недооценка, но и переоценка существующего противостояния. В этом случае предпринимаются усилия гораздо большие, чем это действительно необходимо. Переоценка конкретного конфликта или перестраховка в отношении возможности конфликтного инцидента может

привести к обнаружению конфликта там, где его в действительности нет. Это часто способствует искусственному порождению мнимых конфликтов или таких ситуаций, при которых люди начинают усматривать наличие конфликтов в несущественных противоречиях и спорах. Есть три основных способа, применяемых руководителем для преодоления конфликтной ситуации: - воспитательное воздействие, убеждение конфликтующих в общности цели, доказательство взаимной выгоды от совместной работы,

анализ причин конфликта с целью показать его несерьезность; - разделение объекта спора. Уточнение границ полномочий, ответственности, компетенции. Поручение одному из конфликтующих решить другой, не менее важный вопрос, тогда как спорный вопрос решает второй участник конфликта. Передача спорного вопроса третьему лицу; - организационные мероприятия. Создание так называемого «организационного буфера», устраняющего многие служебные контакты.

Новое организационное звено создается также тогда, когда отсутствует инстанция, ответственная за спорный вопрос, или когда слишком жесткие требования к отдельным функциям не позволяют применить взаимоприемлемые решения. Как крайнее средство используется перемещение работников. Перемещать рекомендуется обоих работников, применяя этот способ только тогда, когда другие меры исчерпаны и каждый из конфликтующих действует убежденно и по существу в интересах коллектива.

Формула конфликтной ситуации выглядит так: КС1 + КС2 + КСn = К отражает зависимость конфликта от суммы конфликтных ситуаций. 3. Выводы и практические рекомендации На мой взгляд, исход конфликтной ситуации в отделе статистики информационного центра «Добрый день» был очевиден. Вскоре после развернутых военных действий начальником отела

Ивановой М.А. против новой сотрудницы Филатовой Н.Н последняя попросила генерального директора перевести ее в другой отдел. Проведенное наблюдение позволяет сделать вывод, что процесс управления конфликтом во многом зависит от позиции, которую занимает руководитель, от его собственных интересов, а также от того, к каким средствам он прибегает, чтобы не допустить разрастания конфликта. В выборе этих средств руководитель не всегда достаточно свободен.

В его распоряжении могут быть весьма ограниченные возможности противодействия начавшемуся конфликту. По крайней мере, два обстоятельства рекомендуется учитывать практически в любой ситуации: - во-первых, реакцию, которую могут вызвать те или иные из предпринимаемых мер со стороны, как непосредственных участников конфликта, так и сил, соблюдающих временный нейтралитет. - Во-вторых, нормы морали, привычки и обычаи, господствующие в конкретной организации и регулирующие

поведение людей в спокойной обстановке и в моменты конфликтов. Необходимо считаться с реальными возможностями, конкретной ситуацией и общественным мнением, избегать как слишком слабых, так и слишком сильных средств воздействия. Также необходимо создание положительной морально-психологической атмосферы в коллективе; и, безусловно, грамотное определение и выбор стиля руководства. Заключение

Проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела, в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получение название конфликтология.

В целом, можно сделать вывод, что конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Потенциальные причины конфликта - совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, восприятиях и ценностях, в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Рассматривая основные методы разрешения конфликтных ситуаций, можно сказать, что они делятся на две

группы: 1. Негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой. К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. 2. Позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта

- разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, враждебностью, войной. Современная точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. Но во многих ситуациях конфликт может помочь выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную

информацию, помогает выявить большее число альтернатив, проблем и т.д. Стратегию управления конфликтом руководитель должен выбирать с точки зрения оптимального баланса последствий конфликтной ситуации для организации или ее структурного подразделения. Конфликтным процессом в организации вполне можно управлять. У руководителя есть возможность предвидеть начало конфликтной ситуации, вовремя вмешаться в процесс

протекания конфликта, внести свои коррективы и вывести конфликтную ситуацию к оптимальному разрешению. Список использованной литературы: 1. Авдеев В.В. Психология решений проблемных ситуаций В.В. Авдеев – М.: Феликс, 1992. 2. Бородкин Ф.М. Внимание, конфликт! Ф.М. Бородкин Н.М. Коряк – Новосибирск: Наука, 1989. 3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации А.Я.

Кибанов – М.: ИНФРА-М, 1997. 4. Мескон М.Х Альберт М Хедоури Ф. Основы менеджмента М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури − М.: 1992. 5. Травин В.В Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента В.В. Травин – М.: Дело, 1995. 6. Уткин Э.А Кочетков А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе

Э.А. Уткин, А.И. Кочетков – М.: Акалис, 1996. 7. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент Р.А. Фатхутдинов − М.: ЮНИТИ, 1997.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.